Что такое дорожная карта в строительстве
Что такое дорожная карта. Объясняем простыми словами
Дорожная карта — комплексный план достижения некоторой цели или развития определённого объекта (организации, отрасли, технологии).
Обычно дорожная карта представляет собой графическую схему, в которой наглядно отражены этапы стратегического развития и ожидаемые результаты. Такие этапы называются узлами (это также точки принятия стратегических решений).
Дорожная карта также включает в себя необходимые технологии и инвестиции, риски, возможные сценарии развития, показатели эффективности, планируемые мероприятия.
Пример употребления на «Секрете»:
«Государственная политика в сфере экономики должна опираться на системную промышленную политику, которая заключается в стимулировании приоритетных направлений, секторов, регионов. По каждой приоритетной отрасли должна быть выстроена собственная дорожная карта, которая будет включать основную идею, KPI, субъекты, меры поддержки и кластерные инициативы».
(Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов — о своей экономической программе «НЭП 2.0»).
Нюансы
Исследователи различают следующие виды дорожных карт:
История
Метод технологического дорожного картирования предложила фирма Motorola в 1970-х. Он предполагал определение долгосрочных целей компании и планирование этапов их достижения с точки зрения синхронного развития технологий, бизнеса, рынка. Такая дорожная карта предполагала возможные сценарии развития компании и точки принятия стратегических решений. В дальнейшем метод показал свою эффективность и в государственном управлении.
Дорожную карту можно представить в виде диаграммы Ганта.
Дорожная карта в строительстве
Одним из важнейших инструментов, регламентирующих развитие той или иной сферы деятельности, процесс реализации какого-либо проекта, является дорожная карта. В строительной отрасли такой документ был подготовлен в 2011-2015 году Министерством строительства РФ. Его основное значение – улучшение эффективности планирования в данной сфере на региональном и федеральном уровне.
Одним из важнейших инструментов, регламентирующих развитие той или иной сферы деятельности, процесс реализации какого-либо проекта, является дорожная карта. В строительной отрасли такой документ был подготовлен в 2011-2015 году Министерством строительства РФ. Его основное значение – улучшение эффективности планирования в данной сфере на региональном и федеральном уровне.
Что такое дорожная карта в строительстве и для чего она нужна?
Этот документ представляет собой план развития отрасли с учетом внедрения новых технологических решений, увеличения объема застройки и упрощения административных процессов, происходящих на этапе возведения и ввода объектов в эксплуатацию. Действующая дорожная карта позволяет ускорить решение следующих проблем:
Сроки реализации геоинформационной системы в строительной сфере разбиты на несколько этапов. Так, мероприятия, нацеленные на переход к автоматизированному проектированию, запланированы до сентября 2018 года, а задачи по обоснованию инвестиций и расхода средств, как и работы по управлению эксплуатацией объектов капитальной застройки – до октября 2020.
Разработка документа
В процессе создания дорожной карты в строительной сфере основной текст проекта был разработан Министерством строительства, также к нему приложили руку представители разных отраслей бизнеса. Так, в разработке участвовали крупные застройщики, поставщики материалов (ЖБИ, геосинтетика, лакокрасочные товары и пр.), компании, занимающиеся продажей и арендой спецтехники. По итогам разработки примерно 50% предложений от представителей бизнеса было принято на вооружение.
Содержание программы
Действующая дорожная карта состоит из двух основных частей, в нее входит перечень мероприятий, необходимых для улучшения правового регламента градостроительной отрасли, и методы разработки нормативно-правовых актов. Основные цели документа:
Для измерения контрольных показателей был выбран рейтинг Doing Business, который ежегодно формируется Всемирным банком. Согласно принятым положениям дорожной карты, в результате комплексных мер по улучшению градостроительной отрасли Российская Федерация должна оказаться на 31 месте в этом рейтинге, преодолев 134 позиции.
Представление страны на верхних строчках Doing Business говорит об улучшении эффективности подготовительных процессов, увеличении объема застройки в регионах и совершенствовании технологий строительства и проектирования.
Что такое дорожные карты
Что такое дорожные карты
По мнению Владимира Путина, «дорожные карты» должны содержать конкретные, «пошаговые» действия, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и государственных институтов. Всего таких карт должно быть разработано 22 для различных сфер деятельности и отраслей, в том числе и строительной. Главные задачи — улучшение инвестиционного климата, ликвидация ненужных бюрократических процедур.
Всю работу в этом направлении и ответственность за нее взяло на себя созданное в прошлом году Агентство стратегических инициатив (учредитель — Правительство РФ). Группа по разработке «дорожной карты» в сфере строительства объединила в основном представителей крупного строительного бизнеса и небольшое количество чиновников. Возглавил ее председатель совета директоров компании «Баркли» Леонид Казинец («Баркли» — ведущий застройщик Москвы в сфере элитного домостроения).
Документ, инициатором которого стали первые лица государства, под названием «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» опубликован на сайте правительства. Разработана эта карта развития отрасли за полгода.
В преамбуле документа говорится, что реализация «дорожной карты» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» позволит упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Целями «дорожной карты» являются сокращение количества и времени прохождения процедур, почти двойное снижение расходов, необходимых для разработки инвестиционно-строительных проектов, развитие рынка аренды жилья.
В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожной карты» выбран рейтинг Doing Business, ежегодно подготавливаемый Всемирным Банком. Целевым ориентиром реализации «дорожной карты» избрано вхождение Российской Федерации в двадцатку лучших этого рейтинга. Сейчас Россия занимает в нем 120-е место из 183.
«Дорожная карта» — это обычный список поручений с указанием ответственных за их исполнение и сроков реализации. План мероприятий по реализации российской дорожной карты в строительстве содержит пять разделов: «Формирование земельных участков и разработка градостроительной документации», «Господдержка комплексного освоения территорий», «Сокращение сроков и количества согласований и разрешений», «Модернизация системы технического регулирования и оптимизация системы надзора в строительстве», «Развитие рынка арендного жилья».
В плане — 21 пункт. Каждый из них — либо будущий федеральный закон, либо система подзаконных актов, необходимых для того, чтобы строительная «дорожная карта» обрела жизнь. Сроки реализации 90 процентов из них умопомрачительные — не позднее декабря 2012 года. Задача — сократить число процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, с 51 до 11, то есть почти в пять раз. К 2018 году строители должны получать разрешение за 56 дней вместо 423 сегодня.
Проанализируем пункты строительной «дорожной карты». Планом мероприятий предусмотрено, что Правительство Российской Федерации должно подготовить проект нового федерального закона. Его суть: если до 1 января 2013 года не будут утверждены документы территориального планирования Российской Федерации и ее субъектов, то земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются муниципалитетам. Это не касается тех земельных участков, которые зарезервированы для государственных нужд, и земельных участков, в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили обращения о вовлечении их в хозяйственный оборот.
Смысл закона — ускорить формирование рынка земли. Государство — крупнейший ее собственник. Из имеющихся в России 1,7 миллиарда гектаров земельных ресурсов ему принадлежит более миллиарда гектаров.
В ноябре должно быть завершено утверждение плана-графика разработки правил землепользования, застройки и документации по планировке территорий городских округов и городских поселений. К декабрю — по планировке территорий десяти пилотных городских округов и городских поселений. Как говорится, для приобретения опыта. К этому же сроку должна быть завершена разработка общих правил землепользования и застройки городских округов и городских поселений.
В строительной «дорожной карте» реализуется еще одно предложение Владимира Путина. Он его высказывал неоднократно, выступая на различных строительных и инвестиционных форумах. Смысл — предоставлять застройщикам земельные участки, полностью подготовленные в инженерном отношении, не обременяя его расходами на эти цели. В «дорожной карте» об этом сказано так: Правительство Российской Федерации должно утвердить нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности механизмов, стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и субъекты естественных монополий, обеспечивать земельные участки под жилищное строительство инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой.
Будет также принят федеральный закон, предусматривающий обязанность соответствующих уполномоченных органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы разработки документации по планировке территории на основании заявлений правообладателей земельных участков. А после публичных слушаний при условии соответствия документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки размещать утвержденные планы для всеобщего ознакомления.
Решительный бой бюрократии и волоките должны дать нормативные правовые акты, предусматривающие исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного и промышленного строительства. В таком же направлении будет совершенствоваться порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями. Это же коснется перечня федеральных и региональных норм, документов и технических регламентов, обязательных к применению при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственного строительного надзора и строительного контроля при строительстве объектов и вводе их в эксплуатацию.
Еще один проект федерального закона в буквальном смысле революционный. Он предусматривает уведомительный порядок начала строительства. Но этот порядок оговорен рядом условий. Нужно иметь документы на земельный участок, документацию по планировке территории и градостроительного зонирования, положительное заключение экспертизы. Приступать к возведению объектов капитального строительства (даже если не будет ответа) станет возможным через 30 дней после рассылки соответствующих документов в адрес уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Этот порядок будет действовать для промышленных объектов вне границ населенных пунктов с 1 июля 2013 года. Для прочих объектов (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных) — с 1 января 2015 года.
Появится возможность найти управу на бюрократов и волокитчиков. Разрабатывается проект федерального закона, устанавливающий процедуру административного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений, с одновременным внесением соответствующих санкций в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтапно упростят и процедуры ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию. Первый этап — участие страховых и саморегулируемых организаций в оценке соответствия этих объектов требованиям законодательства Российской Федерации. Второй — введут правила, в соответствии с которыми для ввода в эксплуатацию потребуется лишь договор со страховой компанией и подтверждение строительного надзора (с отменой всех иных обязательных сейчас процедур и требований). Кроме того, с 1 января 2018 года застройщик должен будет брать на себя бремя финансовой ответственности за построенный объект на весь период его гарантийного срока эксплуатации.
Расширятся полномочия института негосударственного строительного надзора. Его заключение о соответствии построенного или реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации приравняют к заключению государственного строительного надзора (за исключением объектов, определенных пунктом 51 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Есть немало и других мер. Дается импульс развитию института профессиональных управляющих компаний, ответственных за эксплуатацию вновь построенных объектов капитального строительства. Будут утверждены обязательные требования к уровню профессиональной квалификации и ответственности, в том числе с использованием механизмов обязательного страхования и поэтапной отменой обязательности экспертизы, результатов инженерных изысканий и проектной документации (опять же, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов). Появятся условия для применения европейских и международных стандартов в сфере строительства и промышленности строительных материалов и иной практики иностранных государств в Российской Федерации. Разрабатывается также комплекс мер, направленных на развитие рынка арендного жилья… Всего лишь в сфере строительства «дорожная карта» предусматривает до конца года подготовить семь федеральных законов и более двух десятков нормативных актов правительства.
Анализируя сумму мер дорожной строительной карты, нацеленной, как заявлено, на улучшение инвестиционного климата, совершенствование нормативно-правовой базы и сокращение сроков прохождения административно-бюрократических процедур, неизбежно приходишь к выводу, что пока перед нами — громадье планов. Как они будут реализованы? Чего, например, стоит намерение запретить чиновникам переводить землю из одной категории в другую (основной источник их теневых доходов), передать государственные земли муниципалитетам и с 2013 года начать свободную продажу земли и земельных участков под строительство (в практике подобного никогда не было). Для этого, как говорят специалисты, пока нет базы — не проведена кадастровая оценка земли. Работа эта ведется уже десятилетие, а когда закончится — трудно сказать.
Хотя речь в «дорожной карте» фактически идет уже о ближайшем будущем строительной отрасли страны и динамичном развитии всего ее потенциала, возьмем для анализа другое самое скромное ее намерение — сократить сроки прохождения различных обязательных сейчас в строительстве процедур. Заглянем для этого в те разработки, которые представила в правительство группа предпринимателей строительного бизнеса, работавшая под руководством Леонида Казинца.
Что такое дорожная карта проекта: разработка + 4 программы
Дорожная карта – наглядный пошаговый план достижения конечных целей компании.
Как правило, в ней указываются участники команды, внешние или внутренние клиенты, для которых карта создается, цели проекта и различные визуальные части – схемы, графики, таблицы и другие элементы.
Карта может быть простой в исполнении, например, в виде таблицы. Пример ниже – типичная дорожная карта, реализована под выпуск продукта.
Дорожная карта под выпуск продукта
А еще при создании карты можно дать волю фантазии, и получить нечто вроде примера ниже. Это необычная дорожная карта перехода к цифровой экономике. Хотя и выглядит, как схема Московского метро:).
Карта перехода к цифровой экономике
Кстати, дочитайте статью до конца, специально для читателей блога я приготовила шаблон простой дорожной карты. Скачивайте и пользуйтесь, как говорится. Но об этом позже. Сначала база знаний.
Когда нужна карта
Обычно эксперты, делающие такие карты, говорят “Она нужна всем”. Их понять можно, они болеют свои делом. НО я скажу иначе и приведу примеры, по реализации каких целей и задач дорожная карта должна внедряться в 9 из 10 случаев:
Продуктовые (новый продукт). Например, при выпуске новой кредитной карты в банке. В дорожной карте продукта будут описаны такие необходимые детали, как сроки запуска, обучение консультантов преимуществам продукта, рекламные компании и акции, техническое обеспечение, тестирование и т.д.
Технологические. Используют для сравнений, когда нужно обойти конкурентов или показать разницу. Например, если Вы хотите закупить новые кофе-машины в кофейню, выбирайте поставщика, у которого в карте описаны действия при рисках, поэтапные сервисные проверки кофе-машин и все сроки.
Отраслевые. Это сложные схемы-стратегии развития больших секторов промышленности. Может использоваться для оценки влияния рынка. Например, если Вам нужно разработать стратегию предприятия, исходя из условий рынка.
Корпоративные. Используют, если нужна стратегия развития корпоративной культуры или когда в компании произошла реорганизация. Например, Вы продаете кроссовки в Азии. Новое руководство решает завоевать рынок Европы. В карте указывается, какой объем продаж, доход, охват есть сейчас, какие варианты и сколько времени и трудозатрат будет нужно и т.д.
Образовательные. Такие карты идеальны для составления сотрудниками отдела кадров системы мотивации или постановки индивидуальных планов развития и совершенствования личных качеств. Например, карта может пригодиться сотруднику, получившему глобальную задачу от руководителя.
Карта проекта. Может использоваться практически в любой области. Цель может быть как и личная (например, пробежать марафон – почему бы и нет?), так и от руководителя (который настаивает на том, что компания обязана обойти конкурента по объему продаж в этом месяце).
Про то, что карта должна быть визуально понятной, распинаться не буду. Вы это и так знаете. Но вот в ее наполнении, помимо общих элементов вроде контрольных дат и ответственных, есть и специфические.
Что показывать
Все зависит от аудитории, которой Вы ее покажете, поэтому привожу таблицу для сравнения (боссу ведь не интересно знать про мотивацию отдела кадров?).
Кому показывать | Что показывать |
Руководителям | – Свое видение стратегии; – Сроки достижения результата; – Количество необходимых ресурсов. |
Инвесторам, партнёрам | – Преимущества проекта/продукта/услуги; – Основные выгоды от сотрудничества. |
Менеджерам по продажам | – Обучающий материал; – Выгоды для целевой аудитории. |
Тех. исполнителям, разработчикам | – Основные релизы и материалы, сроки их реализации; – Функции, которые они будут реализовывать; – Материально-техническую базу. |
Отделу кадров | – Сроки, от которых зависят все мотивационные программы и денежные выплаты премий и бонусов. |
Кстати, если Вам нужна для карты информация по клиентам, будет проще её “доставать” и применять, если у Вас налажена система работы с клиентами – есть crm (Битрикс24 или Мегаплан, например).
Где создавать
Оформление карты зависит от проекта, задач и целей. Согласитесь, при запуске продукта красивая картинка будет привлекательней для инвесторов, чем скучная таблица в Excel. Впрочем, решать Вам, я только расскажу про самые популярные способы создания дорожных карт проекта.
1. Microsoft Excel или Google Таблицы
Если у Вас есть навыки работы с электронными таблицами, можете создавать дорожную карту в них. При этом карта будет отображать основные моменты ключевой цепочки “цели – задачи – команда – сроки – подходы”, которую Вы составите заранее.
Плюсы: простой, дешевый и доступный для всех способ разработки дорожной карты.
Минусы: нет автоматического обновления, отсутствие визуализации.
2. Презентации
Подойдет любая программа для создания презентаций, например, Power Point или Google Презентации. Здесь визуализация целиком зависит от навыков автора.
Плюсы: простое использование всеми участниками
процесса, творческая работа.
Минусы: нет автоматического обновления и синхронизации между участниками.
3. Сервисы
Очевидно, что для работы понадобится, собственно, сервис и желание его освоить. А вообще, именно такой вид карт можно и нужно демонстрировать для удачной презентации своей стратегии.
Плюсы: возможности для создания интересной визуализации, экономия временных и человеко- ресурсов, синхронное обновление у участников (важное отличие от других способов!).
Минусы: денежные затраты на платные сервисы, время и мозговые ресурсы для изучения программы и всех ее преимуществ.
Спешу Вас обрадовать, ниже я составила список наиболее популярных и рекомендованных сервисов для создания дорожных карт. Какой выбрать, решать Вам.
Сервис 1. GanttPRO
Преимущества : функция делегирования задач между участниками, отслеживания общего прогресса, понятный интерфейс, возможность экспорта в разные форматы. Возможность совместной работы команды, откат по действиям (изменениям), доступные языки: русский, английский, широкий выбор фильтров и меток.
Недостатки : нет мобильного приложения, с телефона в браузере не очень удобно работать.
Сервис 2. Roadmunk
Преимущества : задачи с наглядным распределением времени, позволяет оперативно планировать дела, проводить спринты, фильтры и цвета для удобной работы, интеграция с различными сервисами, простой в использовании, есть подключение команды.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствует отслеживание загруженности.
Сервис 3. Hygger
Преимущества : систематизация проектных досок, отслеживание времени и прогресса, интеграция с различными сервисами, возможно подключение команды, доступен в веб-версии и в качестве мобильного приложения.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нет учета затрат и шаблонов.
Сервис 4. Taskworld
Преимущества : отличная визуализация, работа проектной группы, есть мобильное приложение и система оповещений.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нестабильная работа мобильного приложения (долго грузится и иногда зависает).
Как создать Дорожную карту
Чтобы сделать дорожную карту, весь процесс по ее разработке важно разделить на несколько этапов и пошагово все распланировать. И, как обещала, привожу шаблон карты. Вы можете использовать мой и следовать инструкции ниже, либо придумать свой вариант карты проекта.
Шаг 1. Цели и задачи
Здесь Вы можете исходить из видов дорожных карт и определить соответствующие цели. А от их постановки уже будете “танцевать”. То есть определите основные задачи и подзадачи на разных этапах реализации плана.
Шаг 2. Ответственные и сроки
Теперь выберите коллег/участников для взаимодействия, обсудите все этапы, расставьте приоритеты. Не забудьте согласовать нюансы, проговорить зоны ответственности, выявить белые пятна.
Установите контрольные даты и конкретные сроки исполнения. Они должны быть, непременно, с запасом, чтобы избежать срывов дедлайнов. Это идеальный вариант, так Вы ничего не упустите и не потеряете время.
Шаг 3. Выбор инструментов
Обсудите все с участниками процесса и определитесь с инструментами для исполнения Ваших задач. Сформулированный и согласованный список инструментов будет отвечать на следующие вопросы:
… и так до бесконечности, в зависимости от того, что Вы выявили на аудите. Таким образом, получится заполненная карта, с учетом всех нюансов. Останется только отмечать ход выполнения.
Коротко о главном
Дорожная карта проекта позволяет сэкономить время на исполнение действий и обдумывание следующих шагов. Вы можете использовать ее при запуске продукта или когда нужно донести до каждого сотрудника, что в этом месяце кровь из носу нужно обскакать конкурента.
Подводя итоги, хочу отметить сильные и слабые стороны такого метода как Roadmap или Дорожная карта: