Что такое доска по псг

Страницы работы

Что такое доска по псг. Смотреть фото Что такое доска по псг. Смотреть картинку Что такое доска по псг. Картинка про Что такое доска по псг. Фото Что такое доска по псг

Содержание работы

Архиепископ– старший епископ. Высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы.

Братчина – общество, которое возникло для увеселения, преимущественно для веселого время препровождения. По ПСГ имело право суда над ее членами, добровольно соединяло в союз.

Доска – по ПСГ вид письменного договора займа, который составлялся без формальных правил.

Епископ – священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. третий по старшинству частный титул черного духовенства, глава епархии.

Живот – движимое имущество.

Задница – как движимое, так и недвижимое имущество.

Закладник – крестьянин, который вышел из общины и поступил в зависимость к боярам.

Запись – письменный документ, оформленный без свидетелей, копия которого передавалась на хранение архиепископу.

Изорник – мелкий съемщик земли, уплачивающий часть урожая в виде оброка.

Наймит – свободный человек, использующий гражданские и политические права как член городской общины, но находящийся от городской зависимости, от государственной – более состоятельного члена той же общины.

Отчина – родовое имение.

Поле – судебный поединок.

Посад – торгово-промышленное население вне городских стен, ставшее позднее частью города (делилось на слободы и сотни).

Пятина – один из 5 административных районов, на которые делились земли Новгорода.

Рядница – поРП иПСГ расписка в получении долга, иногда рассматривалась как имеющий законную силу документ.

Источник

Виды договоров по Псковской судной грамоте

Большое развитие получило и обязательственное право. Известны три способа заключения договоров: устный, «запись» и «доска».

При заключении устных договоров требовалось присутствие свидетелей. Это было важно, если в последующем возникал судебный спор.

«Запись» представляла собой письменный документ, копия которого сдавалась на хранение в архив Троицкого собора. Такая запись являлась в судебных спорах формальным документом, не подлежащим оспариванию.

В отличие от «записи» «доска» была простым домашним документом, написанным на доске[28] или бересте. Копия такого договора не сдавалась в архив и поэтому достоверность его могла быть оспариваема[29].

Обязательственное право регламентировало договора купли-продажи, залога, займа, мены, поклажи, найма.

Ст. 114 касается договоров купли-продажи и мены. Согласно ей, договор мены или покупки, заключенный в пьяном виде, признается недействительным, если, протрезвев, одна из сторон захочет его расторгнуть: « а кто с ким на пьяне мнеится чим, или что купит, а потом проспятся и одному исцу не любо будет, ино им разменится…».

Значительное внимание ( а именно ст. ст. 14-19) уделялось договору поклажи (хранения имущества). Договор поклажи оформлялся записью[30]. В ст.16 говорится о том, что, если договор поклажи заключался в условиях бедствия, то запись составлять не обязательно; однако, в этом случае сложно получить свое имущество обратно. В ст.17[31] предусматриваются случаи потери имущества, отданного на хранение, от пожара, урагана, или в пути. Статья 18 касается договора поклажи, заключаемого лицом, живущим в сельской местности и принадлежащего к социальным низам.

Судная грамота довольно подробно регулировала договор займа. Договор займа – более распространенный вид договора, чем договор поклажи. Один из способов оформления договора займа мы встречаем в ст.28. В этой статье говорится о том, что залогодержатель может подать иск на того, кто взял у него деньги под долг, в случае, если последний отрицает факт заключения договора и отказывается отдать долг.

При заключении некоторых договоров требовался заклад или поручительство. Порукой обеспечивался долг на сумму до рубля включительно[32]. Если заимодавец предъявлял иск к поручителю, то дело решалось по желанию истца: он мог выйти на судебный поединок с ответчиком или, положив цену иска у креста, дать возможность присягнуть ответчику[33]. В случае бегства должник выдавался головой поручителю.

В грамоте различались залог движимого и недвижимого имущества. При залоге движимого имущества заложенная вещь переходила во владение залогодержателя впредь до уплаты долга. При залоге недвижимого имущества оно оставалось у собственника.

Положения, касающиеся заклада имущества, обозначены в статьях 31 (где показана роль залога как способа обеспечения исполнения обязательства), 104, 107 (в которой кредитор – залогодержатель отрицает факт получения залога) 103 (в этой статье предусматривается право подсудника предъявить иск хозяину), 30 (устанавливающей общий порядок заключения займа: «А кто имет давать серебро в займ, ино дати дати[34] до рубля без заклада и без записи»), ст.43 (где определяется возможность кочетника заложить часть дохода, которая будет получена на весеннем промысле).

Должнику, возвратившему долг, полагалось иметь у себя формальную платежную расписку кредитора, которая хранилась в архиве Троицкого собора.

Судная грамота упоминает о договоре личного найма. Регулированию отношений, вытекающих из договора найма, посвящены ст.ст.39 – 41. По ст.39 договор заключается на время («отстоит свой урок») или для выполнения определенной работы («свое дело отделает»). Договор, как правило, заключался устно, в этом случае закон разрешал наемным рабочим требовать свой заработок путем заклича[35]. Однако ст.41, регулирующая отношения хозяина и наймита – плотника, упоминает о записи. Ст. 40 появляется частным случаем ст.39, когда договор заключается на срок. Статья заставляет обратить внимание на статус наймита дворного, определяемый как личной свободой, так и утратой или сокращением хозяйственной самостоятельности. Эта же статья устанавливает срок исковой давности в один год.

Оформление таких договоров, как договор залога, займа, поклажи и найма можно рассматривать как еще один шаг к расслоению общества: возвышению господствующего класса и угнетению низших слоев населения. Это происходит потому, что позволить себе дать деньги в долг, сдать большой участок земли в аренду могли позволить себе лишь зажиточные люди. Очень часто они взимали проценты[36] с займа (а также с заклада). Отдав же долг мог не каждый. В этом случае приходилось прибегать к помощи суда[37]. Хотя некоторые статьи, такие как 107, 103, 41 и предполагали предъявление иска господину его работником или должником, не каждый мог позволить себе оплатить стоимость иска. Таким образом, Псковская судная грамота как и Русская Правда явилась звеном цепи под названием «Закрепощение крестьян»[38].

Источник

Реферат: Псковская Судная Грамота 2

1 Вопрос: Псковская Судная Грамота

1. Правовое положение зависимого населения: половники, их категории, имущественные и личные права, повинности.

По профессиональному признаку делились на:

Имущественные и личные права

Ст.42 Если землевладелец захочет отказать земледельцу, огороднику или рыболову, (пользующимся участками в его имении), то отказ должен производиться в день Филиппьева заговенья (14 ноября); точно так же, если захотят отказаться от своих участков зависимый земледелец, или огородник, или рыболов, то для отказа устанавливается тот же срок. Никакой другой срок отказа не допускается.

Ст.76 Если зависимый земледелец убежит из имения за границу [Псковского государства] или куда-нибудь в другое место, а его движимое имущество останется в имении, землевладельцу же предстоит взыскание с земледельца подмоги, то он должен взять у князя и у посадника пристава и пригласить волостных старост и сторонних людей и в присутствии [этих] приставов и сторонних людей продать движимое имущество земледельца и вырученное взять в уплату подмоги. Если же вырученной от продажи суммы окажется не достаточно для покрытия подмоги, земледелец же по истечении некоторого времени возвратится, то землевладелец имеет право предъявить к нему иск для возмещения недостающей части подмоги. Землевладелец не подвергается штрафу, а земледелец по возвращении не имеет права предъявлять землевладельцу об имуществе.

Ст.84 Если зависимый земледелец умрет в имении у землевладельца, а у умершего нет родственников, то землевладелец также может в присутствии приставов и сторонних людей продать движимое имущество земледельца и вырученные деньги взять в возмещение своей подмоги. Если вдруг объявятся родственники умершего земледельца, то они не имеют права требовать движимости последнего с землевладельца.

Ст.43 Если рыболов-издольщик пропустит весенний улов, то он должен заплатить хозяину рыболовного угодья столько же, сколько ему доставалось с других участков того же угодья.

Ст.75а Земледелец-старожил обязан подводной повинностью на землевладельца.

Вещное право: собственность. Право собственности знает деление вещей на недвижимые и движимые:

К недвижимым относились земли, рыболовные участки, пчельники(борти) Отчина (вотчина) – недвижимая собственность, это древнейший вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное владение.

Договоры: порядок заключении:

Устный – земледелец должен представить в качестве свидетелей 4-5 сторон людей, которые расскажут всю правду. Если он не может предоставить свидетелей, он теряет иск о подмоге.

2) Мена – в случае, если двое лиц в пьяном виде поменяются чем-нибудь или же совершат сделку купли-продажи, а потом, когда проспятся, одной из сторон [сделка] покажется неподходящей, то в таком случае пусть оба вернут друг другу то, чем разменялись. А к присяге их не приводить (ст.114).

4) Ссуда – землевладелец даже после прекращения аренды имел право искать на арендаторе своей ссуды, предварительно объявив об этом на рынке. Арендаторам запрещалось судиться со своими землевладельцами о ссуде, взятой землевладельцем у арендатора.

ПСГ знает 2 вида наследования имущества:

Субъект Ст.60 Показаниям вора не доверять, если он оговорит кого-нибудь (в соучастии), то произвести обыск в доме оговоренного и в случае выемки поличного привлечь его также к ответственности за воровство, если же (при обыске краденные вещи) не будут обнаружены, то он подлежит задержанию.

Ст.120: Если несколько человек, 5 ответчиков, к 5 или одному, и докажут выдвинутое обвинение, то штраф за побои присуждаются им всем в размере одного рубля и пеня в пользу князя взыскивается в одном размере (независимо от числа обвиненных ответчиков или истцов).

ПСГ не содержит норм, определяющих круг субъектов преступления. По мнению многих исследователей, ПСГ, следуя за Русской Правдой, также исключает из него холопов.

Ст.98: Если кто-нибудь приедет на (чужой) двор с приставом арестовать вора и произвести обыск для выемки поличного, а (беременная) женщина в это время выкинет младенца, а (затем) начнет обвинять пристава или истца в убийстве, то это не считается убийством.

Ст.8: Если будет совершена кража на посаде, то дважды помиловать (не лишать жизни) виновного, а доказав преступление, наказать сообразно со степенью вины, уличив же в третий раз, предать его смертной казни, подобно вору, совершившему кражу в Крому.

ПСГ значительно расширяет круг объектов преступления по сравнению с Русской Правдой. Теперь помимо таких объектов как личность (оскорбление) и имущество (кража) появляются такие объекты преступления как государство в целом и отдельные должностные лица.

ПСГ считает преступлениями не только посягательства на личность и имущество, но и преступления против государства, его органов, церкви, хранилища вещей (не обязательно церковного имущества).

Переветник – изменник, перешедший на сторону.

Преступления против личности К преступлениям против личности по ПСГ относились убийство, нанесение побоев и оскорбления действием.

Смертная казнь – это высшая мера наказания, она полагалась за государственную измену, за поджог, конокрадство, кражу церковного имущества.

Ст.1 Вот дела, подлежащие княжескому суду. Если обокрадут кладовую из-под замка, или сани, крытые войлоком, или воз, увязанный веревками, то все эти случаи кражи подлежат княжескому суду, а пени взыскивается 9 денег. А за разбой, нападение, грабеж пени в пользу г.Пскова – 70 гривен, в пользу князя – 19 денег и в пользу князя и посадника – 4 деньги.

Ст.52 Если истец откажется от своего иска, предъявленного к вору или разбойнику, то в таком случае и князь лишается следуемой в его пользу с ответчика пени.

Ст.96 Если где-нибудь произойдет убийство и убийца будет уличен, то с убийцы взыскивается в пользу князя рубль пени.

Суд по ПСГ разделялся на:

Судебный процесс по ПСГ носил состязательный характер, роль суда по сравнению с Русской Правдой была гораздо больше. Вызов ответчика производился самим судом по официальной повестке через судебного исполнителя.

Органы и лица, осуществляющие правосудие:

4) Сотские – 1. Представители десятичной системы управления в Киевской Руси, предводители военного гарнизона, городское судебно-административное должностное лицо. 2. В XIX в. крестьянин, выделявшийся общиной в помощь сельской полиции. Подчинялся волостным старшинам, сельским старостам и полицейским урядникам. Занимаются тем, что выясняют улики, ищет свидетелей, которые удостоверят где и что они делали.

8) Вспомогательный персонал – княжеский писец.

В ПСГ есть три статьи (9,27,51), напрямую относящиеся к свидетелям (послухам). В ст. 22 говорится о том, что если послух не придет на суд или скажет обратное тому, что доказывает истец, вызвавший его, то этот свидетель перестает быть свидетелем, а истец считается проигравшим судебное разбирательство. Также свидетелем не считался человек, заинтересованный в данном деле. Суд имел право приговорить свидетеля к судебному поединку. На этом судебном поединке противник свидетеля мог нанять себе наймита, если был «стар или млад, или чем безвечен, или поп, или чернец», в то время как послух не имел права нанимать себе наймита.

1) Грамота – предоставлялась в случае тяжбы о земле, неудобной для обработки.

6) Рота – особый вид доказательства вины, присяга.

Поле – это поединок, открытая вооруженная схватка, единоборство, победитель которого признается невиновным.

Споры по таким делам, как ябедничество, оскорбление действием, оскорбление словом решались «полем» (судебный поединок).

В ст. 119: «А жонки з жонкою присужать поле, а наймиту от жанки не бытии с одну сторону», то есть, если истцом и ответчиком являлись женщины, то им разрешалось присуждать судебный поединок, при этом ни одна из них не могла нанять бойца.

2 Вопрос. Конституция РСФСР 1918г.

1. Создание Конституции.

Состояла из 6-ти разделов, 17 глав, 90 статей. Законодательно закрепила республику Советов, систему диктатуры пролетариата и ее основную цель- построение социализма; декларировались демократические права трудящихся и основные обязанности граждан; определялись федеральная форма государственного устройства, система органов власти и управления. Конституция 1918 г. серьезно ограничила политические права представителей некогда привилегированных сословий (избирательное право); при формировании Советов всех уровней рабочие получили преимущества перед крестьянами.

Роль политических партий в создании Основного закона.

Основные споры в конституционной комиссии ВЦИК.

Принятию Конституции РСФСР 1918г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР. Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли: от большевистской фракции ВЦИК – Я. М. Свердлов, М. Н. Покровский, И. В. Сталин; от фракции левых эсеров – Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер; от максималистов – А. И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г., её председателем был выбран Я. М. Свердлов.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Работа в комиссии проходила в условиях борьбы фракций. Участие в комиссии эсеров несколько осложняло работу, хотя сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2 – 3 эсеров могли выступить 10 – 12 большевиков. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. Это объяснимо. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером. В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся – «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

В ходе подготовки первой советской Конституции некоторые вопросы были просто обделены вниманием, в частности идея конституционного правосудия не обсуждалась, как идеологически неприемлемая.

Конституция РСФСР 1918 г., исходя из принципа полновластия Советов, не допускала возможность судебной проверки конституционности нормативных правовых актов. Конституционный контроль по смыслу Конституции возлагался на Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а впоследствии в определенной мере и на Президиум ВЦИК.

Острым пунктом борьбы, разгоревшейся в Комиссии, был и вопрос о правовом положении СНК и о взаимоотношении ВЦИК и СНК.

Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании рабочего и крестьянского правительства установил, что контроль над деятельностью народных комиссаров принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

17 ноября 1917 г. на заседании ВЦИК по предложению Я. М. Свердлова был принят Наказ о взаимодействиях ВЦИК и СНК, в котором подтверждалось решение II Всероссийского съезда Советов о том, что СНК целиком ответствен перед ЦИК. Мероприятия же по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК. Наказ устанавливал периодичность отчётов каждого члена СНК перед ЦИК и порядок ответов СНК на запросы ЦИК.

Тот же принцип во взаимоотношениях ВЦИК и СНК был отражён в резолюции III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики».

Представители буржуазных партий, входившие во ВЦИК, утверждали, что СНК игнорирует ВЦИК, бесконтрольно принимая законодательные акты. Поэтому в проекте Положения «Об отделах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета», подготовленного подкомиссией в составе А. И. Бердникова, Г. С. Гурвича и М. Я. Лациса, предлагалось упразднить Совнарком и народные комиссариаты, создав вместо них Совет ВЦИК и особые коллегии – отделы ВЦИК. Эти коллегии должны были делегировать на заседании Совета ВЦИК «непостоянных лиц».

В результате, по словам одного из авторов проекта, «теперешние министры устраняются, а у нас остаются коллегии».

Деятельность коллегий должна была координироваться Советом ВЦИК, образуемым из представителей коллегий и членов ВЦИК, законодательные функции предоставлялись Всероссийскому съезду Советов ВЦИК, его Совету и отделам и, кроме того, «совокупности Советов, посылающих представителей на съезд Советов, а также 1/10 этих Советов».

Проект имел целью фактически ликвидировать правительство как единый оперативный орган, осуществляющий повседневное руководство страной.

Выступивший против проекта подкомиссии Я. М. Свердлов заявил, что предложения о ликвидации СНК и сосредоточении функций управления в отделах ВЦИК идут вразрез с происходящим на практике процессом постепенной ликвидации отделов ВЦИК и их слияния с одноимёнными народными комиссариатами.

С конца апреля центр тяжести работы Комиссии был перенесён в подкомиссии. Большие задачи стояли перед подкомиссией по избирательному праву и местным органам власти и управления. Она обобщила и привела в стройную систему разнообразную практику и нормы, регулировавшие избирательное право, порядок образования и компетенцию всех звеньев системы местных органов власти и управления.

Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В. И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В. И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

2. Основные черты советской демократии по Конституции:

Еще одной характерной чертой первой советской Конституции, в силу того, что пока еще не был развенчан миф о возможности мировой революции пролетариата, являлся интернационализм советской демократии. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия». Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Равноправие женщин и мужчин.

Последовательность и гарантированность.

Сочетание прав и обязанностей.

3. Федеративное устройство.

Основные принципы советской федерации: национально-территориальной, добровольность, демократический централизм.

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти. Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, предложенный И.В. Сталиным.

4. Органы государственной власти и управления.

Всероссийский съезд Советов является высшей властью РСФСР.Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.В случае, если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов. В случае, если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.Всероссийский съезд Советов созывается ВЦИК не реже двух раз в Год. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается ВЦИК Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики. Всероссийский съезд Советов избирает ВЦИК Советов в числе не свыше 200 человек. ВЦИК всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов. В период между съездами высшей властью Республики является ВЦИК Советов.

Совет Народных Комиссаров СНК принадлежит общее управление делами РСФСР. В осуществление этой задачи СНК издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно сообщает ВЦИК Советов. ВЦИК Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК Советов.Наркоматы Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных народных комиссариатов. Народных комиссариатов образуется 17, а именно, по иностранным, военным, морским, по внутренним, финансовым, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, Государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства и здравоохранения. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в СНК или в Президиум ВЦИК, то же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен передВсероссийским съездом Советов и ВЦИК. Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делам РСФСР, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Согласно, Конституции РСФСР 1918 г. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Исполнительные комитеты. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным — право контроля над всеми Советами данной области, губернским — над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительны комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти. 5. Избирательное право. Основные принципы:

Принцип всеобщего для трудящихся избирательного права был закреплен Основным законом. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п. ) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того лишается избирательных прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной неблаговидной деятельностью — служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы — умалишенные и преступники.

В. И. Ленин отмечал, что лишение эксплуататоров избирательных прав специфично для России, но оно не обязательно для других социалистических государств, где может сложиться другая обстановка классовой борьбы.

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т. е. здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Двухстепенными были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или наоборот, от областей (ст. 25), т. е. здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу — они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

Порядок выбора и голосования.

Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.

Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже губернии, а порой — и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось.

Голосование могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.

Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю. Оно также родилось еще до Октября. Уже в «Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов», опубликованном в газете «Правда» 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками. Именно так поступили рабочие Сестрорецкого оружейного завода, завода Барановского, фабрики «Скороход».

Использованные нормативные акты :

1) Основные Государственные Законы от 23 апреля 1906 года // История отечественного государства и права: Сборник документов. Екатеринбург, 2003.

2) Конституция РСФСР от 10 июля 1918 г. // СПС «Гарант».

Список использованной литературы :

1) История отечественного государства и права: Учебник (части 1, 2). / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2002 // СПС «Консультант Плюс».

2) Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003 // СПС «Гарант».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Псковская Судная Грамота 2
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат Добавлен 04:34:26 26 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 5892 Комментариев: 19 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать