Что такое дотации предприятиям

Дотации: Как получить помощь от государства в 2021

Дотация со стороны государства – неотъемлемая и крайне важная составляющая продуктивного функционирования различных отраслей. В данной статье мы объясним, что такое дотации и расскажем, кому положен такой вид помощи.

Дотация это

Итак, отвечаем на вопрос – что это такое? Говоря простыми словами, дотация представляет собой финансовые средства, которые направляет государство для помощи государственному субъекту, предприятию или гражданам.

Отличие дотации от субсидии и субвенций

Дотации имеют конкретные отличия от субсидий и субвенций. Они даются на первоочередные траты и не требуют возвращения. Если рассмотреть простой пример, то это как будто вы выдаете своему ребенку какую-то сумму денег на карманные расходы.

Субсидии предоставляются на условиях так называемого долевого софинансирования расходов иных бюджетов. Простыми словами – это когда вы добавляете своему ребенку какое-то количество финансовых средств на игрушку, при условии, что остальные он накопил самостоятельно.

Субвенции предоставляются на финансирование «переданных» полномочий сторонним публично-правовым образованиям. Например, вы выдаете ребенку деньги и говорите, чтобы он пошел в магазин и купил продукты в строгом соответствии со списком.

Цель выдачи дотаций

Благодаря дотации осуществляется частичная оплата услуги или товара из государственных денег. Поэтому получение дотаций помогает организации уберечься от разорения, а также не допустить увеличение стоимости товаров и услуг.

С использованием дотации государство оказывает поддержку отдельным слоям населения.

Виды дотаций

Дотации бывают нескольких видов:

Далее подробнее расскажем о каждом из них.

Дотации субъектам РФ

Дотации – мера господдержки в РФ. Порядок их выдачи прописан в бюджетном Кодексе РФ. Документ определяет условия, на которых область имеет право на помощь из государственной казны.

Если говорить о том, как все происходит на практике, то такую матпомощь разделяют между нуждающимися в господдержке субъектами на основании методики, которая была принята российским Правительством.

Из бюджета помощь выдается субъектам для выполнения переводов в адрес бюджетов конкретных муниципальных районов.

Дотации предприятиям

Дотация может быть предоставлена отдельным организациям и отраслям хозяйства. Таким образом, выполняется возмещение производственных расходов и компенсация имевших место финансовых потерь.

Материальную поддержку от государства получают организации, деятельность которых значима для конкретной области либо всего государства. Еще дотации могут получить организации, производящие товары, входящие в потребительскую корзину. К дотационным обычно относятся предприятия, имеющие малую рентабельность.

Предоставляя такую материальную поддержку, государство получает сразу два положительных момента. Дотации защищают организации от банкротства, но при этом выполняется удержание цен для населения на товары производителя.

К примеру, сельское хозяйство можно назвать дотационным. Потому что сельхозпродукция часто реализуется по более низкой цене, чем ее себестоимость.

Дотация выдается организациям и хозяйствам, относящимся к различным областям. Обычно такая матпомощь начисляется крупным организациям. Отсюда выходит, что для небольших предприятий финансовая поддержка от государства не предусмотрена.

Дотации для населения или физическим лицам

На государственную финансовую помощь также могут рассчитывать и некоторые граждане. Однако это возможно только тогда, когда человек относится к льготникам и может документально это подтвердить.

Чтобы поддержка стала реальностью, важно не только соблюсти список требований, но и подтвердить факт их выполнения документально. Так, на дотации для жилья может рассчитывать тот, у кого квартира не превышает нормы социального жилья, которые установлены для конкретного региона, о котором идет речь.

Вышеуказанная мера финансовой поддержки может быть предоставлена и работодателем. К примеру, он имеет возможность предоставлять работникам своей организации дотацию на обеды, дорогу к месту трудоустройства, а также выполнять денежные доплаты, направленные на содержание детей сотрудников, возрастом до 18 лет. Возможность подобных мер оговаривается заранее в трудовом договоре, который предприятие заключает с будущим сотрудником.

На материальную помощь могут рассчитывать и учащиеся ВУЗов, получающие образование за счет госбюджета. Обычно учебное заведение устанавливает лимитированное число получателей дотаций. Чаще всего это:

Важный момент – дотации, что были выделены из бюджетных средств, возвращать не нужно.

Как можно получить дотации

Часто вопрос о госпомощи становится остро. Для получения исчерпывающих ответов лучше будет обратиться со своей проблемой в соответствующие органы. Однако одно можно сказать наверняка – в подавляющем большинстве случаев помощь из госбюджета предоставляется только после предоставления соответствующего заявления и пакета необходимой документации.

Важно помнить, что программа соцподдержки не безгранична. Для семей, в которых проживают нетрудоустроенные лица или учащиеся вузов, потребуется предоставить подтверждающие бумаги. Обращение в соцслужбу должно быть осуществлено с документом, который представляет собой подтверждение уровня финансового дохода. Причем как самого заявителя, так и работоспособных членов его семьи. Справку выдают по месту регистрации (в соцслужбе).

Процесс оформления подобных выплат из бюджета реализуется несколькими способами:

Какой бы способ не был выбран, предоставляемый пакет документов в обязательном порядке должен пройти ряд проверок. Это всегда занимает некоторое время (как правило, не больше 30 дней).

Отметим, что для ветеранов и пенсионеров список необходимых документов более короткий.

Особенности получения дотации

Как уже было сказано выше, чтобы рассчитывать на помощь от государства, физическому лицу потребуется предоставить набор документов. Вот ориентировочный список бумаг, которые могут потребоваться (в некоторых случаях он может быть более коротким или длинным):

Помощь от государства выдается на шестимесячный срок.

Чтобы лучше понять, что такое дотации, рассмотрим особенности такой помощи для субъектов РФ, для производителей и граждан.

Для субъектов

Основные цели дотаций субъектам РФ следующие:

Дотации ориентируют как на поддержку конкретного региона, так и на осуществление президентских программ и выполнение задач общегосударственного значения.

Для производителей

Федеральный бюджет сначала переводит деньги в региональный. Потом выделяемые средства «приходят» в местный бюджет, а уже из него отправляются конкретной организации в качестве доплаты к стоимости реализации произведенных товаров или оказанных услуг.

Это не целевое финансирование. Поэтому средства, полученные таким способом, могут быть потрачены получателем на «закрытие» любых задач. Отчет о расходах не требуется.

Для получения средств для развития предприятия необходимо обратиться с соответствующим заявлением в центр занятости или МФЦ. Также вы можете самостоятельно получить на сайте госуслуг информацию об актуальных программах помощи малому и среднему предпринимательству и подать заявку на одну из них.

Для граждан

В каждой стране на законодательном уровне закреплен конкретный уровень доходов, и в случае, если гражданин получает меньше, то он вправе рассчитывать на государственную финансовую помощь.

Наиболее распространенные цели, на которые выдаются дотации для граждан:

Выводы

Теперь вы знаете, что такое дотация, кому положены деньги от государства, какие условия для этого ставятся. На Федеральную помочь в виде дотации могут рассчитывать не только субъекты РФ, но также предприятия и граждане. Финансы, выданные в качестве дотаций, возврату не подлежат.

Источник

Что такое дотации предприятиям

БК РФ Статья 131. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год, проиндексированного на прогнозируемый уровень инфляции в соответствующем финансовом году.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, подлежащих утверждению на очередной финансовый год.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом допускается утверждение на плановый период нераспределенного между субъектами Российской Федерации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в размере не более 30 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 30 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации бюджету каждого субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода не может быть меньше размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного соответственно на первый год планового периода и второй год планового периода в федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности расчета и распределения указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены особенности перечисления и (или) использования указанных дотаций.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Министерство финансов Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года направляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и до 20 августа текущего финансового года проводит сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 27.07.2010 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 27.07.2010 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методику распределения указанных дотаций не допускается.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для консолидированного бюджета края, области, включая бюджеты автономных округов, и зачисляются в бюджет края, области, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором (соглашением) между органами государственной власти края, области и органами государственной власти автономного округа.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении краев, областей и автономных округов, решение об объединении которых в новый субъект Российской Федерации принято соответствующим федеральным конституционным законом, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для бюджета края, области и бюджетов автономных округов раздельно до 1 января 2009 года, если иное не установлено указанным федеральным конституционным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

10. Министерство финансов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, заключают соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок, сроки подписания соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры ответственности за нарушение порядка и сроков подписания соглашений и за невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств, возникающих из соглашений, устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются в текущем финансовом году по результатам выполнения соответствующим субъектом Российской Федерации обязательств в отчетном финансовом году.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 10 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

11. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

Бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 130 настоящего Кодекса могут предоставляться иные дотации в целях финансового обеспечения предоставления иных дотаций бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Иные дотации распределяются между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 11 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

Источник

Дотация

Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.

Цель предоставления дотаций

Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.

Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.

Кому предоставляется дотация

Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.

Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.

Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Финансовая поддержка субъектов РФ

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Дотации производителям

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Помощь гражданам

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.

На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.

Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *