Что такое дождевые слова 3 класс
Русский родной язык 3 класс учебник Александрова стр 21
👉 Ответы к странице 21. Русский родной язык 3 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Заведи тетрадь, альбом или папку на компьютере, где ты будешь размещать страницы для «Природного словаря». Сделай страницу для раздела «”Дождевые” слова».
Косой дождь – так называют дождь, при котором капельки падают не вертикально, а под углом. Это легко рассмотреть как издалека, так и вблизи. Обычно от такого дождя сложно спрятаться под зонтом. Такое падение капель объясняется тем, что этот дождик сопровождается сильным ветром, который смещает капли в сторону. Часто такой дождик идет совсем не в том месте, где находится туча. Раньше он имел другое название – «косохлест».
«Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят — что ж…
По родной стране пройду стороной.
Как проходит косой дождь».
Ливни (ливневые дожди) – ливни получаются из кучево-дождевых облаков; они очень резко начинаются и так же внезапно заканчиваются. Ливневый дождь часто идет во время грозы.
«Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга. Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным». (К. Паустовский)
Миша начал делать свои страницы о «дождевых» словах. Он объяснил название каждого дождя, подобрать рисунки и примеры забыл. Помогите Мише. Для этого объединитесь в группы по четыре человека, договоритесь, кто с каким словом будет работать.
Ситник – рисунок №2 – «Мелкий тончайшей пыли осенний дождь светился за окном, монотонно и скучно постукивал в окно, и стерёг, и подсматривал. (А. Ремизов. «Серебряные ложки»)
Обложной дождь – рисунок №3 – «К полудню чёрные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон дожди». (К. Паустовский. «Мещёрская сторона»)
Слепой дождь – рисунок №1 – «О дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя, как не сказочной красавице царевне». (К. Паустовский. «Золотая гроза»)
Ливень – рисунок №4 – «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями». (И. Тургенев. «Бирюк»)
Русский родной язык 3 класс учебник Александрова стр 25
👉 Ответы к странице 25. Русский родной язык 3 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Выпиши в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания дождя.
Прилагательные: редкий, короткий, холодный, тёплый, долгий, быстрый.
Глаголы: идёт, льёт, шуршит, барабанит, шумит, моросит.
Придумай и запиши предложение про дождь. Используй выбранные тобой прилагательные и глаголы.
Тёплый летний дождик забарабанил по крышам домов, на улице запахло мокрой землёй.
Николай Иванович Сладков описывал дожди весенний, летний и осенний. В тексте пропущены эти слова. Прочитай внимательно текст. Вставь подходящие по смыслу слова. Объясни свой выбор. Спиши.
Дожди
Осенний дождь: обложной, затяжной, беспросветный. То льёт, то моросит, то спрыскивает. Земля под ногами ползёт, набухает, чавкает. (Осенью часто идут затяжные дожди, они могут не прекращаться несколько дней. Прилагательные, подобранные автором, точно описывают именно осенний дождь.)
Дождь летний: грозовой, обвальный, окатный. Окатит как из брандспойта, промочит до нитки, но тут же и высохнешь на солнце и ветерке. (Грозы случаются только летом, чаще всего в это время года идут ливни и окатные дожди, после которых сразу же выходит солнышко.)
Весенний солнечный дождь – всегда весёлый и долгожданный: первый после зимы! (Первый после зимы дождь может быть только весенним.)
Николай Иванович Сладков писал, что бывают ещё особенные дожди – ребячьи. Придумай, какие это дожди. Напиши об этом небольшой текст.
Ребячьи дожди – это тёплые летние дожди, под которыми можно гулять и прыгать по лужам. Они получили такое название, потому что ребята часто остаются на улице во время такого дождя, радуются его появлению, бегают по лужам. Это очень интересное развлечение для детей. А когда дождь заканчивается, выходит солнышко, появляется приятный летний запах.
Методическая разработка. Родной язык. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит (3 класс)
3 класс. Родной язык. Урок 3. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Родной язык. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит (3 класс)»
3 класс. Родной язык. Урок 3. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка
Задачи, направленные на формирование:
— предметных знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты): уметь определять знакомые и незнакомые слова;понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
— универсальные учебные действия (метапредметные и личностные):
регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
личностные:развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Презентация по родному языку «Дождик вымочит, а красно солнце высушит»
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
«Дождевые» слова
Найди в тексте слово, обозначающее место для хранения сена
Найди в тексте слово, обозначающее место для хранения сена. Запиши в тетрадь.
Что обозначает слово крапать? Запиши в тетрадь
Обычно о дожде говорят: В. Афанасьев
Обычно о дожде говорят:
Дождь пошёл сильнее
Используя тексты, заполни таблицу.
К. Д. Паустовский мечтал оформить словарь «природных» слов
К. Д. Паустовский мечтал оформить словарь «природных» слов.
Посмотри, как это можно сделать.
Соедини стрелками по смыслу
Морось,
моросей –
долгий и затяжной дождь, во время которого небо сплошь обложено тучами.
сильный проливной дождь.
самый мелкий дождь, как через сито
косой дождь, идущий по направлению сильного ветра.
мельчайший дождь
это дождь, идущий при солнце.
Прочитай текст. Вставь подходящее по смыслу название дождя из предложенных: ливень, косохлёст, моросей
Прочитай текст. Вставь подходящее по смыслу название дождя из предложенных: ливень, косохлёст, моросей.
Выпиши в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания дождя
Выпиши в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания дождя.
Прилагательные: редкий, короткий, холодный, длинный, мельчайший, живительный, узкий, тёплый, быстрый, долгий.
Глаголы: идёт, льёт, воет, шуршит, барабанит, лежит, шумит, сверкает, моросит.
Придумай и запиши предложение про дождь, используя понравившиеся тебе прилагательные и глаголы.
Прочитай внимательно. В тексте пропущены слова весенний, летний, осенний, описывающие дожди
Прочитай внимательно. В тексте пропущены слова весенний, летний, осенний, описывающие дожди. Вставь подходящие по смыслу слова.
_________________ дождь: обложной, затяжной, беспросветный. То льёт, то моросит, то спрыскивает. Земля под ногами ползёт, набухает и чавкает.
Дождь _______________________: грозовой, обвальный, окатный. Окатит, как из брандспойта, промочит до нитки, но тут же и высохнешь на солнце и ветерке.
_____________________ солнечный дождь – всегда весёлый и долгожданный: первый после зимы!
Конспект урока на тему «Слова, называющие природные явления и растения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Слова, называющие природные явления и растения
Презентация в отделе мастерская педагога-профессионала
Расширение знаний о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов;
Расширение словарного запаса;
Включение учащихся в практическую деятельность.
Проверка домашнего задания
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа)
— Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Человек с рождения жадно
смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает.
— А какая природа бывает?
— Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
— Дождь бывает зимой?
— На основе этих вопросов сформулируйте тему
— Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка.
— На уроке мы познакомимся со словами, называющими природные явления и растения.
3. Изучение нового материала
— Наблюдая за природой, вы, конечно, замечали, что в ней постоянно всё изменяется. День сменяет ночь, ночь — день. Меняются времена года. Мы замечаем в природе движение облаков, рост растений, течение воды, таяние снега. Ощущаем ветер, холод, тепло, слышим гром, шум ветра, шелест травы. Мы видим, как сверкает молния, идёт дождь, опадают листья с деревьев. Все эти и другие изменения, происходящие в природе, называют явлениями природы.
— Сезонные явления природы связаны со сменой времен года. Такие явления называются сезонными.
— Ребята, послушайте: «Ветер, ветер – на всём белом свете». Как вы думаете, с каким природным явлением мы познакомимся?
— Некоторые названия ветров нам хорошо знакомы: ураган, тайфун, тропический циклон, бризы, пурга. А есть и необычные ветры. Есть сельдяной ветер, макрельный, сёмужный – они пригоняют к берегам морскую воду и рыбу. В Америке ветер чинук известен как пожиратель снегов, способный в считанные часы изменить температуру в горах от зимы к лету.
— Послушайте рассказ и определите, с каким следующим явлением мы познакомимся.
… Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы ….(дождя)
— Дождь – это осадки, выпадающие в виде капель воды (записать)
— Ребята, а вы какие вы знаете виды дождей? (ответы обучающихся)
— Прочитайте текст на доске, перечислите виды дождей и скажите, какие виды дождей вам пришлось испытать на себе?
Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
— Как вы понимаете слово умозрительно?
— Какие дожди тебе пришлось испытать на себе?
Моросящий дождь – это мелкий и частый дождь, относящийся к обложным осадкам.
Слепой дождь – это дождь, идущий при солнце.
Обложной дождь – продолжительный и затяжной дождь, во время которого небо сплошь обложено тучами.
Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно.
Полосовой дождь – дождь, который идет не сплошным фронтом, а полосами, когда облака неравномерные, с прорехами.
— Ребята, а какие явления природы вы ещё знаете, кроме дождя?
Гроза – это когда на небе сверкает молния и раздается гром.
Молния – это гигантская электрическая искра в небе, а гром – звук разряда.
Радуга может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли.
Выпишите в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания дождь.
Прилагательные: редкий, короткий, холодный, длинный, мельчайший, живительный, узкий, тёплый, быстрый, долгий.
Глаголы: идёт, льёт, воет, шуршит, барабанит, лежит, шумит, сверкает, моросит.
Придумай и запиши предложение про дождь. Используй выбранные тобой прилагательные и глаголы.
— Как вы думаете, с какими другими явлениями природы мы познакомимся?
Прочитай отрывок из книги Владимира Владимировича Личутина «Дивись-гора». Выпиши в тетрадь «снежные» слова, которые тебе незнакомы. Как ты думаешь, что они могут означать?
В народе много слов, определяющих снег.
Пороша, метель, пурга, буран, снегопад, снеговей, метелица, вьюга, мокрядь, снеговерть, позёмка, слякоть (сырой снег), перенова (свежий снег), сугробы, наст, снежура, мухи, крупа, пух…
Поро́ша — выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы жировавших (то есть бегавших для отыскания корма) ночью животных.
Метель, или вьюга, начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки.
Пурга́ — сильная низовая метель, преимущественно возникающая в равнинных безлесных местностях при вторжениях холодного воздуха.
Буран (от турк. boran) — сильная снежная вьюга или метель в степной местности, например, в Башкортостане, Оренбургской области, Казахстане, южных районах Украины, степной части Крыма и др.
Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки.
Позёмок (позёмка) — ветровой перенос снега на высоте нескольких десятков сантиметров над снежным покровом; горизонтальная дальность видимости при этом не ухудшается.
Наст — плотная корка снега под снежным покровом или на поверхности (или, в результате последующих снегопадов, в более глубоких слоях) снежного покрова, образующаяся в результате подтаивания и последующего замерзания снега либо в результате ветрового уплотнения (ветровой наст).
Снежура́ — снежный покров или скопление снега на воде, образующееся при обильном выпадении снега на поверхность воды, близкой к точке замерзания.
Выпишите в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания снега.
Прилагательные: мелкий, обильный, густой, высокий, пушистый, колючий, белый, чистый, решительный.
Глаголы: начался, пошёл, сыплет, думает, припорашивает, тает, поскрипывает, вздрагивает, падает, окутывает.
— Ребята, прочитайте на доске слова:
«Какой лес без чудес»
Послушай отрывки из книги К. Г. Паустовского «Золотая роза». Какие слова автор называет лесными? Почему?
Первые мои записи были о лесах. Я вырос на безлесном юге и потому, может быть, больше всего в среднерусской природе полюбил леса.
Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было — глухомань. Правда, оно относится не только к лесу, но я впервые услышал его (так же, как и слово «глушняк») от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломом, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной. «Сторона ли моя, ты сторонушка, вековая моя глухомань!»
А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга, мшары (сухие лесные болота), гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, корье, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием.
— Как вы понимаете слово глухомань?
-Ребята, прочитайте текст, рассмотрите репродукцию картины. Найди в тексте слова, которые помогают объяснить, что такое опушка леса. Объясни значение слово опушка. Своё объяснение запиши в тетрадь.
Есть какая-то сила, влекущая и человека, и зверя к лесным опушкам. Идешь полем – глаз дразнит неровная синяя линия леса. Подходишь ближе – тянет идти вдоль опушенной кустами стены деревьев. И в траве у опушки обязательно обнаружишь торную тропку – не ты первый заворожен границей леса и поля, многих опушка вела куда-то извилистым краем: по одну руку таинственный полог деревьев, по другую – пространство, залитое солнцем. И зимой – обратите внимание – вдоль опушки обязательно вьется лыжня. В поле ветрено, скучновато, в лесу местами – не продерешься. А опушкою – хорошо! И строчка лисьего следа тоже вьется вблизи опушки. Вот видно: стояла лиса, прислушивалась, приглядывалась к заснеженному жнивью из-за кустика терна. Вот мышковала возле стогов, а испугавшись чего-то, быстро метнулась к опушке и сразу остановилась, обернулась мордою к полю: я тебя вижу, ты меня – нет.