Что такое дожигание последнего снопа

Как назывался последний сноп при обряде избавления изб от насекомых?

Как назывался последний сноп при обряде избавления изб от насекомых в Череповецком уезде?

Как назывался последний сноп при обряде избавления изб от насекомых в Череповецком уезде? 11 букв, Поле чудес, Первый тур. Сегодня у нас пятница 16 июля 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Насекомые.

В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.

В Череповецком уезде проводили особый обряд избавления изб от насекомых. Делалось это после того, как в поле был связан последний сноп. Как он назывался?

Вот задание на первый тур. В России в Череповецком уезде во время жатвы проводили особый обряд избавления изб от насекомых. Хозяйка вязала маленький веничек, и дома обметала им стены, потолок, лавки. При этом приговаривая: «Мухи-блохи, ступайте вон! Была вам воля, теперь нам дайте покой». Закончив подметать веник выбрасывали в открытую дверь. Делалось это после того, как в поле был связан последний сноп, который назывался… Как? (Слово из 11 букв)

Череповецкий уезд – один из уездов Новгородской губернии и наместничества (1777–1796; 1802–1918), а затем Череповецкой губернии (1918–1927). Уездный город – Череповец.

В Череповецком уезде, после того как на поле был связан последний сноп, большуха вязала маленький веничек из лиственных деревьев. По возвращении домой этим веничком обметали стены, потолок, лавки; мели пол со словами: «Мухи-блохи, ступайте вон! Была вам воля, теперь нам дайте покой».

Закончив подметать, веник выбрасывали в открытую дверь. В этом же уезде использовался и другой вариант. Хозяйка несла «пожинальник» домой под левой рукой, «корешками» вперед, по дорого сламывала три прута березы и втыкала в снопик. Входя в дом, не открывала сама двери. Пройдя с пожиналышком в передний угол, крестилась трижды, вынимала прутики, а пожинальник ставила в передний угол под иконы.

Источник

Дожигание оксида углерода отходящих газов в рабочем пространстве конвертера

Отходящие из кислородного конвертера газы содержат 80 – 90% СО, дожигание которого до СО2 сопровождается выделением большого количества тепла ( Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть фото Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть картинку Что такое дожигание последнего снопа. Картинка про Что такое дожигание последнего снопа. Фото Что такое дожигание последнего снопа= – 565,64 кДж/моль О2).

Однако, работа конвертера с дожиганием СО отходящих газов в рабочем пространстве имеет также ряд существенных недостатков:

Для дожигания оксида углерода в конвертерах верхнего дутья кисло-род подается с помощью двухъярусных фурм. В качестве примера рисунке 13.3 показана конструкция двухъярусной фурмы, которая использовалась при выплавке стали в 130-т конвертерах комбината «Криворожсталь». Головкой ее служила обычная пятисопловая кислородная фурма с углом наклона оси сопел к вертикали 20о, рассчитанная на расход кислорода 6,7 – 8,3 м 3 /с. При продувке головка фурмы располагалась на 1000 мм выше уровня спокойной ванны. Фурмы второго яруса имели диаметр 15 и 18 мм, угол наклона оси фурмы к вертикали 30 и 45 о и располагались на удалении 1650 мм от нижнего торца головки. Расход кислорода через верхние сопла составлял 30 – 35% расхода кислорода через сопла головки фурмы.

Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть фото Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть картинку Что такое дожигание последнего снопа. Картинка про Что такое дожигание последнего снопа. Фото Что такое дожигание последнего снопа

Рисунок 13.3 – Двухъярусная кислородная фурма для дожигания СО отходящих газов в рабочем пространстве конвертера

Было установлено, что в 130-т конвертерах дожигание СО позволяет по-высить содержание СО2 в отходящих газах на уровне горловине конвертера до 25 – 30%. За счет тепла, полученного при дожигании оксида углерода, долю металлического лома в шихте можно увеличить на 3 – 10% (рисунок 13.4). Одновременно при том же газоотводящем тракте можно увеличить интенсивность продувки, повысив производительность конвертера на 10 – 27%.

Коэффициент использования тепла от дожигания СО, рассчитанный как отношение приращения теплоемкости жидкого металла к общему количеству тепла, выделившегося при протекании реакции, авторами различных исследований оценивается в 50 – 65%.

Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть фото Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть картинку Что такое дожигание последнего снопа. Картинка про Что такое дожигание последнего снопа. Фото Что такое дожигание последнего снопа

Рисунок 13.4 – Зависимость увеличения доли лома в металлической шихте от коэффициента дожигания оксида углерода

Источник

Дожинки

Дожи́нки — восточнославянский обряд завершения жатвы. Включает в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды» и праздничную трапезу.

На исходе лета поле дожинают толокой (то есть с добровольными помощниками). Последний сноп украшают. После из колосьев сплетают венок для самой красивой девушки из толоки. Если по пути домой встречается мужчина или хлопец, девушка снимает венок и надевает ему. Остальные прыгают вокруг и поют, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевает венок хозяину на голову. Все входят в хату, где уже ждет ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые. Выпив, девушки запевают:

Как на нашей нивке
Сегодня дожинки!
Диво, диво!

Наш хозяин Савостень
Даст гарэлки берестень!
Диво, диво!

Хозяйка-тетеря
Поставит вечерю!
Диво, диво!

Наварила буряков,
Насыпала червяков!
Диво, диво!

Наварила каши,
Насыпала сажи!
Диво, диво!

Сохранилась легенда, действие которой происходит в конце XVIII в. на территории нынешнего Пуховичского района.

Фестиваль «Дожинки» в Беларуси

В Беларуси ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкі“». С республиканским размахом в Беларуси его начали отмечать с 1996 года. В средневековье в западной Беларуси по традиции в деревнях в последний день жатвы самая уважаемая женщина отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Далее к ней подтягивались и остальные женщины деревни. Когда был собран последний сноп, каждая из участниц жатвы откладывала по одному колоску для общего дожиночного снопа. После этого происходило торжественное шествие всех участников дожинок с дожиночным снопом к дому хозяина, где начинался праздник.

Праздник урожая — Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села Дажынки (белор. Рэспубліканскі фестываль-кірмаш працаўнікоў вёскі Дажынкі ) [1] :

Источник

Как в старину назывался самый последний перевязанный сноп в поле?

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 16 июля 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как в старину назывался самый последний перевязанный сноп в поле?

Дожиночный сноп — ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов, представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, украшенных определенным образом.

Другие названия дожиночного снопа: Последний сноп, Пожинальник, Обжинок, Именинник, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Иванушка, Христова рубашка, Барин.

Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы.

Обычно дожиночный сноп сжинала хозяйка поля, но не пожилая женщина, так как в данном обрядовом действии пожилые женщины участвовать не могли.

При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп — «молчанушка», «молчальный»), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил, в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия. По народным представлениям в оставшихся на поле колосьях обитал «дух нивы».
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина (костромск.)

По другим поверьям при срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» (ярославск.); пелись песни:

«Видит наше (мое) око,
Что край недалёко,
Постать не широка.
До краю дожнемся,
Горелки напьемся.
Хозяин — соловейко,
Поезжай за горелкой!
Хозяйка — хляптуха,
Ти готова болтуха?»
(смоленск.; Земцовский И.И. 1970. С. 517).

Как сжинали колосья последнего снопа?

Колосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. В Белозерье, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли;
В московской губернии в «гузок» (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос;
Также в московской губернии делали Сноп — «христову рубашку» таким образом: последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг. Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. «Христова рубашка» делалась для обеспечения полного достатка в доме (обычай соблюдался до конца 20-х — начала 30-х гг. ХХ в.).

В Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на «обабок» особым образом; при этом делалась «бабка» — десять снопов ставили житом (созревшими колосьями) наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары, ставили на «бабку» житом вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась.

Как украшали последний сноп?

Последний сноп — именинник, пожинальник, обжинок — делался большим и толстым, связывался специально сделанным «свиточком», либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами.

Нередко снопу придавался антропоморфный вид.
Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в сарафан и головной убор (кокошник, кичку, платок), украшали ожерельями и бусами; в смоленской губ. привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки.

Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу имя: последний сноп одетый в женскую одежду, называли Солохой; надев на другой сноп штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей (смоленск.).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Художница Nene Thomas. Часть 1. Прекрасные дамы из фэнтези стран. Все иллюстрации здесь Deidr.

Яркие и захватывающие дух полотна в стиле ар-деко. Trish Biddle Триш Биддл широко.

Буйство акварелей Patricia Govezensky (Israel, 1961). Давай-ка поднимем, подруга, бокал За все, чт.

Рубрики

Музыка

Помощь новичкам

Ссылки

Фотоальбом

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

СПОЖИНКИ- славянский праздник УРОЖАЯ

«Уж мы вьем, вьем бороду
У Белеса на поле…
Завиваем бороду
У Белеса да на широком…
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»

На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

«Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божие.

Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть фото Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть картинку Что такое дожигание последнего снопа. Картинка про Что такое дожигание последнего снопа. Фото Что такое дожигание последнего снопа

Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся не срезанные колосья. Из последних колосьев свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходил боярин с боярынею и приглашал жниц во двор, принимал венок и сноп, который потом ставился в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам.
Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть фото Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть картинку Что такое дожигание последнего снопа. Картинка про Что такое дожигание последнего снопа. Фото Что такое дожигание последнего снопа

А кое-где на поле оставляли несколько не срезанных колосьев, свивали их, перевязывая лентой — «завивали бороду», и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». «Бороду» пригибали к земле и слегка присыпали землей, прикапывали; под эти стебли клали хлеб-соль, и низко кланялись матушке-ниве: «Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса!».
Этот обычай пришел еще с языческих времен, когда крестьяне верили, что на ниве обитают духи-полевики. По древним славянским преданиям, урожаи зависели именно от них. Носясь в воздушном пространстве, полевики нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя, и в материнских недрах земли превращаются в различные злаки. При уборке хлеба некоторые из этих добрых духов, чтобы перезимовать прямо на родной ниве, прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню.

Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть фото Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть картинку Что такое дожигание последнего снопа. Картинка про Что такое дожигание последнего снопа. Фото Что такое дожигание последнего снопаДругие же полевики попадают в дожиночный сноп; вот почему еще он пользуется таким почетом — не меньшим, чем зажиночный конца прошлого месяца. В некоторых местах из дожиночного снопа изготавливали куклу наподобие ребенка — в зрелом хлебе наши предки видели прекрасное дитя, рожденное плодовитой землей. Иногда же на дожиночный сноп надевали сарафан, приделывали ему из палок подобие рук и носили по деревне, а потом, во время застолья, украшенный сноп ставили на середину стола, и совместное пиршество длилось до позднего вечера.
Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы катались по жнивью, голося-приговаривая:
Жнивка, жнивка!
Отдай мою силку:
На пест, на колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

Этим надеялись они набраться новой силы для дальнейших работ — осенних и зимних — бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливали ведра воды. Иногда при этом пелась какая-нибудь подобающая случаю песня:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу.
Уродися на лето,
Рожь с овсом,
Со дикушей,
Со пшеницею:
Из колосу — осьмина,
Из зерна — коврига,
Из полузерна — пирог.
Родися, родися,
Рожь с овсом!

По народным приметам, соблюдением этого старинного, завещанного отцами-дедами обычая обеспечивались плодородные дожди на будущую весну и лето.

Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть фото Что такое дожигание последнего снопа. Смотреть картинку Что такое дожигание последнего снопа. Картинка про Что такое дожигание последнего снопа. Фото Что такое дожигание последнего снопа

Во времена христианства, праздник Спожинки превратился в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Христиане пекли в этот день хлеб и носили его в церковь освещать. Освященный хлеб хранили весь год, считалось, что он обладает чудодейственными свойствами и излечивает от болезней. Уронить на пол крошку такого хлеба было кощунством.

Через две недели после Успеньего дня начинался период сватовства в деревнях. Крестьянские девушки верили, что самого лучшего жениха надо присматривать именно после праздника, а иначе можно остаться в ддевках навсегда.

В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина — веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *