Что такое дпи для детей

Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством в младшей группе

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детей Ольга Поленчук
Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством в младшей группе

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду.

Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную

среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно,

сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Эта работа должна быть

систематической и целенаправленной, и организовываться в каждой возрастной группе детского

«Детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду М. А.

Васильевой. Согласно программе, в рамках ознакомления детей с народным и декоративно-

прикладным искусством, существуют следующие требования к подготовке детей 2 младшей группы:

— готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей

Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет,

звук, форма, движение, жесты, подводить к различию разных видов искусства через

Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства.

Изобразительная деятельность: развивать умение видеть красоту цвета в народных игрушках

(дымковские, филимоновские игрушки, матрешки). Вызвать положительный эмоциональный отклик

на произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов).

Рисование: приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами

силуэты игрушек, вырезанных воспитателем, и разных предметов.

К концу учебного года дети уже могут: проявлять

эмоциональную отзывчивость при восприятии

иллюстраций, произведений народного декоративно-

прикладного искусства, знать названия народных игрушек

(матрешка, дымковская игрушка).

В младшей группе дети учатся рисовать мазки, точки,

клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают

пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а

затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол,

разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет

освоение точек-горошин кистями, далее учим делать

клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных

линий и заполнять их мазками-точками.

В работе с детьми широко использую такие формы,как:

экскурсии в изостудию и на выставки: хохлома (экспонаты: хохломская посуда,

репродукции, музей кукол (коллекция кукол от оберега до барби, матрешка, дымково и др. ;

– рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;

– рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;

– проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек.

Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства

побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и

мысли в собственных изделиях;

– продуктивная деятельность (после рассказа и показа,

воспитатель предоставляет детям возможность заняться

продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки,

ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо

В свободной деятельности использовались серии альбомов для

детского художественного творчества «Наш вернисаж»

(«Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы»,

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны

народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская,

каргопольская, народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок,

матрешка, с которыми дети легко могут действовать, а также

народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные

игры и т. д. Поэтому в группе создан мини-музей народной игрушки, целями деятельности которого

являются: приобщение детей к миру искусства, знакомство с народной игрушкой (дымковская,

филимоновская, матрешка, развитие художественного вкуса, предоставление условий для

самостоятельной творческой деятельности, совместных дидактических игр.

Изготовлены дидактические игры по ознакомлениюс дымковской игрушкой: «Сложи узор»

(цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки

(элементы узора, цветовая гамма, развивать умение складывать узор из отдельных элементов по

образцу); «Найди дымковскую игрушку» (цель: расширять знания о характерных особенностях

дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма, развивать умение отличать дымковскую

игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи

народной игрушки).

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая

включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства и подбор иллюстративного

материала. Во 2 младшей группе вниманию родителей в течение учебного года были представлены

консультации: «Ознакомление с дымковской игрушкой», «Народная игрушка в жизни

дошкольника», «Домашние занятия по рисованию и лепке» и другие; специальная литература,

фотографии, открытые просмотры занятий по ознакомлению с дымковской игрушкой, совместная

выставка «Красота дымки» в мини-музее группы; совместное посещение выставок в изостудии.

Воспитатели группы расширяют свои знания, читая специальную искусствоведческую литературу,

справочники. В группеподобран наглядный и иллюстративный материал: репродукции, фотографии,

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детейДидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детейДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детейФотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детейФотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детейПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детейПроект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детейПроект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Источник

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детей ольга макеенко
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств.

Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей. Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом.

«Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.

Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре. В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.

В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре. Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие декоративно-прикладного искусства, его основные направления и виды; понятие народной культуры; и средства приобщения детей к народной культуре.

1. Декоративно- прикладное искусство.

Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:

1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево);

2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия).

Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду, окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий). В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.

Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов.

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства.

Произведения декоративно-прикладного искусстваобладают определенными характеристикам: эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера.

Виды декоративного прикладного искусства: шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы,и бывает: выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение.

2. Народная культура

Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры, отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики, которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ).

В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.

В народной культуре творчество анонимно, так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы «владеет» все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный, воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса, этноса, субэтноса.

Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом, его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры, социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению.

Таким образом, народная культура – это культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика).Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.

3. Средства приобщения детей к народной культуре.

В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа, на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности, также они могут быть заложены в правилах. К примеру,можно организовать игру-соревнование: кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь,у людей с детства заложены предпочтения: кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей, чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить, какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры, объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.

На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам, дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры, народного искусства и так далее. Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей, старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой. Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру. С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру.

Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.

Консультация «Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла — средство воспитания любви к Родине» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника. Художественный ручной труд детей 5 — 7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности,.

Художественно-эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство хакасского народа «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое.

Педагогический проект «Декоративно-прикладное искусство» Вид проекта: творчески – информационный Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель,.

Практикум для педагогов по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани» Для успешной реализации регионального компонента в образовательном процессе с дошкольниками, воспитатель должен обладать определенными знаниями.

Что такое дпи для детей. Смотреть фото Что такое дпи для детей. Смотреть картинку Что такое дпи для детей. Картинка про Что такое дпи для детей. Фото Что такое дпи для детейПроект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная к школе группа) [Вид проекта: познавательно – творческий, долгосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагог. Цель проекта:.

Проект «Народное декоративно-прикладное искусство» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство. Проблема :В настоящее время.

Региональное народное декоративно-прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста Аппликация соломкой. Воспитание детей осуществляется многообразными путями и средствами, преследуя задачу вырастить молодое поколение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *