Что такое дпи в художественной школе

Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования

Что такое дпи в художественной школе. Смотреть фото Что такое дпи в художественной школе. Смотреть картинку Что такое дпи в художественной школе. Картинка про Что такое дпи в художественной школе. Фото Что такое дпи в художественной школе Юлия Дьячкова
Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования

Декоративно-прикладное искусство

в системе художественного образования.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусствов широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Не случайно поэтому в Основных направлениях реформы современной ШКОЛЫ вопросам улучшения художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения уделяется большое внимание.

Коренные изменения во всех сферах современной жизни оказывают существенное влияние на развитие системы образования.

Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и художественно-педагогического наследия человечества.

В настоящее время прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому столь важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры.

Анализ истории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах развития общества показывает, что во все времена это обучение традиционно базировалось на бережном изучении и творческом обобщении опыта прошлого, усвоении и использовании устоявшихся эстетических критериев, художественных традиций и педагогических принципов. Этот основополагающий принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному творчеству необходимо осуществлять с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей в младшем возрасте (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с более старшего возраста (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.

Целостный курс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается с народного — крестьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание — у т и л и т а р н о-б ы т о в у ю функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).

В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.

Занятия искусства должны в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с прекрасным. В условиях современного художественного образования приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.

В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры достаточно четко проявлялась планетарностъ народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели м и р о в о г о д р е в а, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).

Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрения древних на мир.

Следующий шаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России.

Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.

Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С.Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».

Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению, от условного обобщенного изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.

Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же — выявлять, подчеркивать социальное положение человека, его роль в обществе.

Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.

Таким образом, из всего сказанного следует, что декоративно-прикладное искусство оказывает огромное влияние на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа, традициям своей страны, на развитие его творческих способностей.

Популяризация данного вида искусствавозможна в условиях согласования усилий многих социальных субъектов: образовательных учреждений, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, традиционных религиозных организаций.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Что такое дпи в художественной школе. Смотреть фото Что такое дпи в художественной школе. Смотреть картинку Что такое дпи в художественной школе. Картинка про Что такое дпи в художественной школе. Фото Что такое дпи в художественной школеДекоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.

Что такое дпи в художественной школе. Смотреть фото Что такое дпи в художественной школе. Смотреть картинку Что такое дпи в художественной школе. Картинка про Что такое дпи в художественной школе. Фото Что такое дпи в художественной школеФото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Что такое дпи в художественной школе. Смотреть фото Что такое дпи в художественной школе. Смотреть картинку Что такое дпи в художественной школе. Картинка про Что такое дпи в художественной школе. Фото Что такое дпи в художественной школеФотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство» Накануне праздника Цаган Сар (Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» («Калмыцкое народное прикладное искусство»).

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Что такое дпи в художественной школе. Смотреть фото Что такое дпи в художественной школе. Смотреть картинку Что такое дпи в художественной школе. Картинка про Что такое дпи в художественной школе. Фото Что такое дпи в художественной школеПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Источник

Декоративно-прикладное искусство в системе художественных школ

Кадяева Елена Ивановна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопрос необходимости применения декоративно-прикладного творчества в художественных школах. Проанализированы основные методы и подходы развития творческого потенциала учащихся. Выявлена и обоснована необходимость применения декоративно-прикладного творчества. На основании приведенных примеров формулируются основные условия для развития учащихся.
Ключевые слова: художественная школа, декоративно-прикладное искусство, развитие детей

Decorative arts in the art schools

Kadjaeva Elena Ivanovna
The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary

Abstract: In this article, the question of necessity of application of decorative and applied arts in art schools. Analyzed the main methods and approaches of development of creative potential of students. Identified and the necessity of the use of arts and crafts. On the basis of these examples and formulates the main conditions for the development of the students.
Keywords: art school, decorative art, development of children

В современном мире остается открытым вопрос занятости детей в свободное от уроков время, как правильно организовать досуг, где создать условия для творческого роста ребёнка и поддержать его пытливое стремление узнать мир во всех его проявлениях. Ответом на эти вопросы и решением этих проблем для родителей и детей, стала художественная школа.

Детская художественная школа – немаловажный элемент в эстетическом и образном воспитании детей. Сегодня она решает большую совокупность учебно-креативных и общевоспитательных проблем. Тут у ребёнка по средствам выразительного, художественного, образного творчества, складываются основные принципы мировосприятия, пробуждается заинтересованность к труду, искусству, формируется высокохудожественный вкус, представление великолепного в окружающем мире и искусстве.

В 1992 году с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании», перед детскими художественными школами были поставлены задачи, которые привели к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров. Художественные школы были определены как учреждения дополнительного образования детей без учёта специфики их деятельности, тем самым прировняв школы к кружками, клубами и творческими секциями.

Результатом данной программы стало уменьшение количества детей, которые хотят обучаться в ДХШ; не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся; финансирование стало осуществляться по остаточному принципу во многих регионах страны, что привело к ухудшению материально-технической базы этих учреждений.

В 2014 году была подписана Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, которая должна была стать решением уже существующих проблем в образовании. Но реализация данной программы осуществляется слабо. Возможной причиной такого положения дел является подчинение учреждений дополнительного художественного образования Министерству образования и науки РФ; федеральные власти оказывают минимальную поддержку таким учреждениям. Но не смотря на все указанные проблемы, художественные школы существуют, успешно работают и активно развиваются.

Современное общество требует переосмысления существующих образовательных практик: окружающий мир стремительно меняется – меняется социум, меняется общество, в котором предстоит жить ребёнку, приходит понимание того, что необходимы принципиально новые направления движения.

Цель детских художественных школ – с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности. [1].

Перед художественными школами ставятся такие задачи как воспитать любовь к искусству у детей; выявить одарённых детей в той или иной области искусства и подготовить к освоению программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля; воспитать и развивать у учащихся качеств, которые позволят уважать и воспринимать культурные ценности разных народов страны; раскрыть у детей творческий потенциал; создать образовательную среду, которая будет отвечать современным требованиям и поможет повысить культурный уровень населения страны; сформировать слушателя, способного воспринимать и осмыслять искусство как современное, так и традиционное. [2].

Возраст детей, поступающих в художественную школу обычно составляет 9-10 лет, но в некоторых школах существуют подготовительные курсы для более младшего возраста. По мимо рисунка, живописи, композиции ребята изучают резьбу по дереву, лепку, керамику, роспись, в зависимости от национального колорита.

Для максимального использования способностей, их необходимо развивать. Это становится возможным, если позволять ребёнку проявлять себя в разных сферах деятельности с ранних лет. Такая методика является весьма эффективной для развития индивидуальных способностей ребёнка и дальнейшего вовлечения его в активную, творческую деятельность.

Одним из главных условий перспективного развития художественных способностей индивида, считаются их компоненты (активность в интеллектуальной сфере, инициатива в поиске решений, потребность в самосовершенствовании).

Из всего многообразия конкретных видов деятельности, по мнению педагогов, именно занятия декоративно-прикладным искусством являются наиболее значительным в процессе художественного развития личности, поскольку это способствует активному формированию и совершенствованию различных ее качеств, открывая широкие возможности для самореализации. Творческие способности в процессе декоративно-прикладной деятельности могут формироваться только с учетом ее особенностей. Целенаправленное их развитие, должно опираться на индивидуальные качества человека, на его природные задатки, склонности, обеспечивая самовыражение, самосовершенствование и саморазвитие растущей личности. Педагог целенаправленно и последовательно формирует у детей чувство композиции в процессе занятий декоративным искусством. На первое место ставится научить воспринимать равновесие зрительное и действительное, развить чувство единства вещей, их выразительности и соотношения главных и второстепенных элементов. Занятия декоративно-прикладным искусством формируют способности, относящиеся и к области восприятия, и к области моторики рук.

В художественной культуре декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью. Творения прикладного искусства являются памятниками духовной культуры, несут историческую ценность, отражают художественные традиции своей страны. Искусство нашего народа соединяет настоящее с прошлым, оберегая высокохудожественное наследие нации. На занятиях по прикладному искусству ребята учатся ценить своё наследие, создавать творческие работы, пересматривая увиденное и услышанное. На сегодняшний день, очевидно, что декоративно-прикладное искусство становится полновесной и равноправной частью художественной культуры страны, при этом имея свои законы развития, которые и определяют его сущность, а также взаимодействует с искусством художников профессионалов.

1. Проект Департамента науки и образования Минкультуры России «Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации, приказ Министерства Культуры РФ от 28 декабря 2001 г. N 1403

Источник

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся

Декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков.

Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Доктор психологических наук О. М. Дьяченко считает, что «развитие художественных способностей школьников зависит от овладения ими средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».

Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования обучающихся.

Под формированием художественных способностей учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

Дополнительное образование способствует сохранению богатства, художественных традиций декоративно-прикладного искусства и приобщению к ним учащихся. Особая роль отводится занятиям декоративно-прикладного творчества, на которых учащиеся не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям.

Декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь. Работу учащихся над изготовлением изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой.

Художественно-эстетическое воспитание, как система, включает в себя развитие эмоционально-чувственной среды, навыков восприятия разных видов искусства, формирование художественно-эстетических способностей, умение определить и дать правильную эстетическую оценку, воспитание вкуса, понимания художественного и эстетического объекта, деятельности, развитие навыков творчества.

Формирование художественных способностей учащихся не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В наши дни народное искусство приобретает все большее значение. Возникая в виде художественного промысла, вызванное к жизни разнообразными причинами, народное искусство становится необходимой частью художественной, экономической культуры.

Отражая в своем содержании исторически сложившиеся национальные черты, народное искусство традиционно, его суть в преемственности, в его непрерывном существовании во времени.

Именно декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитало в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества. Впитало мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

Известна значимость декоративно-прикладных работ и художественного образования учащихся. Учащиеся, изготовляя изделия декоративно-прикладного труда, овладевают не только практическими умениями навыками по художественной обработке материалов, но и обогащают свои знания сведениями различных наук, включаются в процесс познания художественных образов, овладевают элементами эстетических начал в условиях взаимосвязи их трудовой деятельности с первоначальной практикой выполнения работ, с элементами художественного творчества.

Культура России включает декоративно-прикладное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в учебном процессе. Оно рассматривается как средство формирования художественно-эстетических способностей учащихся. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся осуществляется в процессе их включения в активный творческий труд, формирование бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.

Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом учащихся к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное их участие в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду.

Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования художественно-эстетических способностей учащихся рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его художественно-эстетических способностей, становясь настоящей творческой личностью.

Также педагог должен знакомить учащихся с литературой о талантливых умельцах края, показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами.

Что такое дпи в художественной школе. Смотреть фото Что такое дпи в художественной школе. Смотреть картинку Что такое дпи в художественной школе. Картинка про Что такое дпи в художественной школе. Фото Что такое дпи в художественной школеМини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *