Что такое драматические образы в музыке

Тема: Драматические образы в музыке

Тема: Драматические образы в музыке

Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Однажды двое святых пытались разыграть драму, дабы понять окружающий их мир греха. Яблоком раздора избрали кувшин. «Ты говори: это мой кувшин, а я буду утверждать, нет, мой». Начали. «Это мой кувшин!» — «Ну, конечно же, твой». Сработала привычная логика любви, и драмы не получилось. Святость и драма несовместимы. Драматический герой — антагонист святому.

Если взять менее серьёзные примеры, из детских сказок – рассмотрим 2 образа: Пьеро и Буратино.

Пьеро – типичный лирический герой: он влюблён в Мальвину, но ведёт себя пассивно, всё, что он делает – рассказывает о своей любви.

Буратино ни в кого не влюблён, но у него есть сильное желание вырваться из нищеты, помочь отцу, узнать тайну Золотого ключика, и он весьма активно действует и борется со своими врагами. Так что его вполне можно назвать драматическим героем. Здесь нет, правда, никаких катастроф, всё заканчивается благополучно – но герой действует и борется, что и является главным признаком драмы.

Сегодня мы поговорим об опере П.И.Чайковского «Пиковая дама».

«Пиковая дама» — опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.

В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация: бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки.

И вот случайно Герман узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Если 3 раза подряд ставить на каждую из этих карт, то можно выиграть целое состояние. И Герман ставит себе целью узнать эти 3 карты. Эта мечта становится самой сильной его страстью, ради неё он жертвует даже своей любовью: он использует Лизу как способ проникнуть в дом к графине и выведать тайну. Он назначает Лизе свидание в доме графини, но идёт не к девушке, а к старухе и под дулом пистолета требует назвать ему 3 карты. Старуха умирает, не назвав ему их, но следующей ночью ему является её призрак и говорит: «Тройка, семёрка, туз».

Герман в опере Чайковского совсем не такой, как у Пушкина.

Герман у Пушкина холоден и расчётлив, Лиза для него только средство на пути к обогащению —такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев.

Герман у Чайковского — пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа.

Послушаем знаменитую арию Германа в игорном доме – «Что наша жизнь? Игра!»

Эта ария звучит в тот момент, когда Герман уверен в своём выигрыше, он готов всю свою жизнь поставить на карту – и либо победить, либо погибнуть.

В этой арии раскрывается самая сильная страсть этого человека: страсть к игре.

Причём не просто игрок в карты – а игрок в широком смысле, для него вся жизнь – игра.

Источник

«Драматические образы в музыке»

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Содержимое разработки

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

С ДРЕВНИХ ВРЕМЁН ДРАМА СУЩЕСТВОВАЛА В ФОЛЬКЛОРНОМ ИЛИ ЛИТЕРАТУРНОМ ВИДЕ У РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ.

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

СЮЖЕТНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ В РАЗГОВОРНОЙ ФОРМЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ СЕРЬЁЗНОСТЬЮ КОНФЛИКТА

БЕЗ АВТОРСКОЙ РЕЧИ

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА ДРАМЫ

ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В СЛОЖНОЙ, ТЯЖЁЛОЙ СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ КАЖЕТСЯ ЕМУ БЕЗВЫХОДНОЙ

ОН ИЩЕТ ВЫХОД ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ

ОН ВСТУПАЕТ В БОРЬБУ – ЛИБО СО СВОИМИ ВРАГАМИ, ЛИБО С САМОЙ СИТУАЦИЕЙ

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ,

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЛИРИЧЕСКОГО, ДЕЙСТВУЕТ,

В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ ЛИБО ПОБЕЖДАЕТ, ЛИБО ПОГИБАЕТ – ЧАЩЕ ВСЕГО.

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

В ДРАМЕ НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ НЕ ЧУВСТВА, А ДЕЙСТВИЯ.

НО ЭТИ ДЕЙСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫЗВАНЫ ИМЕННО ЧУВСТВАМИ, ПРИЧЁМ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ – СТРАСТЯМИ. ГЕРОЙ, НАХОДЯЩИЙСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЭТИХ ЧУВСТВ, СОВЕРШАЕТ АКТИВНЫЕ ПОСТУПКИ.

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ РАСКРЫВАЮТ:

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

ЯРКИМ ПРИМЕРОМ ДРАМАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКЕ ЯВЛЯЕТСЯ БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» КОМПОЗИТОРА ФРАНЦА ШУБЕРТА НА СЛОВА ИОГАННА ВОЛЬФГАГНА ГЁТЕ.

БАЛЛАДА – ЭТО НЕБОЛЬШОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ СЮЖЕТ, КОТОРЫЙ ЧАЩЕ ВСЕГО ОПИСЫВАЕТ ТАИНСТВЕННЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ.

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»

ФРАНЦ ПЕТЕР ШУБЕРТ- ВЕЛИКИЙ АВСТРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР, ОСНОВОПОЛОЖНИК РОМАНТИЗМА .

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ ВЕЛИКИЙ НЕМЕЦКИЙ ПОЭТ, МЫСЛИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ.

АВТОР БАЛЛАДЫ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ».

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ РОМАНТИЗМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ, ПЕРЕВОДЧИК, КРИТИК. ПЕРЕВЁЛ БАЛЛАДУ ГЁТЕ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» НА РУССКИЙ ЯЗЫК.

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Источник

Информационный материал для урока музыки по теме «Драматические образы в музыке. 7 класс»

Просмотр содержимого документа
«Информационный материал для урока музыки по теме «Драматические образы в музыке. 7 класс»»

П. 9 Драматические образы в музыке

Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. Драматические образы выражают столкновения, противоречия, конфликты. Нередко они связаны с жанрами, основанными на драматических литературных произведениях. Таковы опера, балет и другие сценические жанры.

Однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.

Главные свойства драмы:

-Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

-Он ищет выход из этой ситуации

Сегодня мы поговорим об опере П. И. Чайковского «Пиковая дама».

«Пиковая дама» — опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.

В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация: бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки. И вот случайно Герман узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Под дулом пистолета требует от графини назвать ему 3 карты.

Послушаем знаменитую арию Германа в игорном доме – «Что наша жизнь? Игра!»

О́пера — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия.

(Патри́ций (лат. patricius, от pater — отец). в Древнем Риме — лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

Вся драматическая концепция увертюры строится на сопоставлении и развитии основных образов. Вся музыка увертюры, от начала до конца воспринимается как непрекращающийся поединок Кориолана с «судьбой» и с самим собой.

Источник

Презентация по музыке на тему «Драматические образы в музыке»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Драматические образы в музыке

Описание слайда:

В музыке часто встречаются драматические образы
Выражающие: столкновения
противоречия
конфликты

Описание слайда:

В основе драматического жанра лежат драматические литературные произведения
Понятие «драматический» связано в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовки героев, образов

Описание слайда:

Вокальная баллада «Лесной Царь»
Авторы:
Композитор: Ференц Шуберт
Стихи: нем.поэт И.В.Гёте,перевод В.Жуковский

Описание слайда:
Описание слайда:

Речь лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика,ребенка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости
Характер мелодии: отрывистая, с обилием вопросов и восходящих интонаций
У Лесного царя мелодия плавная, закругленная,певучая
В произведении слышится ритм бешеной скачки

Описание слайда:

Воплощение драм.образов требует от композиторов максимальной концентрации выразительных средств,что приводит к созданию внутренне динамичного произведения(фрагмента),основанного на развитии драм.характера
Драматические образы встречаются в жанрах:
Соната
Симфония
Вокальная музыка
Инструментальные жанры

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект театрализации сказки «Репка»

Презентация по музыке на тему «Лирические образы»

Презентация по музыке на тему «Полифония»

Презентация по музыке на тему «Наш вечный спутник»

Конспект урока Музыка 5 класс Урок № 1 Что роднит музыку с литературой

Конспект урока Музыка 6 класс Урок 17 Образы киномузыки

Презентация по музыке на тему «Диалог метра и ритма»

Конспект урока Музыка 6 класс Урок № 16 Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438535 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое драматические образы в музыке. Смотреть фото Что такое драматические образы в музыке. Смотреть картинку Что такое драматические образы в музыке. Картинка про Что такое драматические образы в музыке. Фото Что такое драматические образы в музыке

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока музыки на тему «Драматические образы в музыке» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока музыки в 7 классе по теме:

«Музыкальный образ. Драматические образы в музыке.»

Цель : Понимание и восприятие драматического образа музыкального произведения, его интонационной сферы.

— Знакомство с творчеством композитора Ф.Шуберта, с жанром музыки вокальная

— Определять характерные черты музыкального образа, уметь размышлять о музыке.

— Воспитывать чувство сопереживания, почувствовать боль и крик человеческой души.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Диалоговое взаимодействие, групповая деятельность, межгрупповое общение, индивидуальная работа, хоровое пение, слушание музыки, сеанс цветотерапии, просмотр видеофрагмента.

Оборудование: компьютер, телеэкран, презентация, раздаточный материал (текст баллады И.Гёте «Лесной царь», таблица с вопросами по изучаемой теме).

Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Лесной царь», Видеоклип песни «Жить», минусовка песни «Мы за любовь».

1. Организационный этап.

Дети входят в класс, где звучит музыка композиторов романтиков.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова встретимся с музыкой. Давайте настроимся на работу.

Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Память моя крепка. Я готов к работе. Я работаю.

2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель: Уже несколько уроков мы говорим о музыкальных образах. Что же означает этот термин?

Обучающиеся: Музыкальный образ – это отражение в музыке какой-то частицы жизни. Это человек, объекты природы, то есть всё, что нас окружает.

Учитель: На первом занятии мы обозначили маршрут изучения данного раздела и выделили три вида музыкальных образов, нашедших отражение в музыке. Давайте назовём уже изученные виды музыкальных образов.

Обучающиеся: Лирические образы и эпические образы.

Учитель: Ребята, смогли бы вы определить к какому из этих видов относится музыка, которая сейчас прозвучит?

Звучит вступление к балладе Ф.Шуберта «Лесной царь»

Обучающиеся: Нет, музыка не похожа ни на лирический образ, ни на эпический.

Учитель: Да, вы правы, с такой музыкой мы ещё не знакомы. Но остался неизученным ещё один вид музыкальных образов, надеемся, что он поможет нам понять это произведение. Значит мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Обучающиеся: Драматические образы в музыке.

Учитель: Какие задачи мы обычно ставим для себя на уроке?

Учитель: И сегодняшний урок поможет нам:

— узнать, что такое драматический образ? ;

— научиться отличать драматический образ от лирического и эпического;

— поможет понять, какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.

3. Актуализация знаний.

Это один из родов литературы, передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала драма в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Ребята, какие слова синонимы вы подберёте к понятию драма?

Воплотить драму в музыке удаётся не каждому композитору. Под силу это только тому, кто сам пережил и трагедию, и горе, и несчастье, и разочарование.

Вы провели исследовательскую деятельность, по изучению биографии и творчества австрийского композитора Ф.Шуберта. Сегодня мы подводим её итоги и представляем продукт вашей проектной деятельности.

Обучающиеся (3 человека):

1.Франц Шуберт— великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

2.Родился Шуберт в пригороде Вены в многодетной семье школьного учителя. Еще в детстве проявилось большое увлечение музыкой: с раннего возраста он играл на скрипке и фортепиано.

3.С 1808 по 1812 год Франц пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога Антонио Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии. Важное место в творчестве композитора занимает песня. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.

4.В связи с переходным возрастом начал ломаться голос, и Франц больше не мог петь в придворной капелле. Он вернулся домой и по настоянию отца стал помощником учителя в его школе. Это было невыносимо для юного гения.

Когда Шуберт окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дому.

5.Однако Шуберт остался верен своему решению и продолжал заниматься исключительно композиторским трудом. Будучи человеком болезненно скромным, он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые всячески стремились пропагандировать произведения одаренного композитора. В Вене были известны так называемые «шубертиады» — вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения.

Материальные затруднения помешали ему завести семью. Бедный музыкант не смог жениться на любимой девушке. Родители выдали её за богатого кондитера.

Разочарованный, вечно нуждающийся Шуберт создавал божественную музыку. Будучи не очень счастливым, оставаясь одиноким и чувствуя себя изолированным от всего мира, он писал дивные, наполненные свежестью произведения.

6.Несколько лет Шуберта связывала дружба с известным певцом Иоганном Фоглем, который стал исполнителем его песен. Но молодой застенчивый композитор всегда оставался в тени его славы.

7.Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х годах. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти, состоялся его авторский концерт, который прошел с большим успехом.

За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах. Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. В песнях и других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека, передает самые сокровенные мысли и чувства. Его считают создателем романтической песни и баллады.

9.В течение всей жизни и достаточно долго после смерти Франц Шуберт был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его музыкой восхищались только друзья и близкие, а большинство произведений обнаружено и опубликовано много лет спустя после его безвременной смерти.

Композитор умер 19 ноября 1828 г. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды»

4.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Ребята, как вы узнали судьба Ф.Шуберта была очень непростой. Вечный скиталец, в ранней юности покинул отчий дом и всю жизнь слонялся в поисках однодневного крова и куска хлеба. Он был жутко замкнут, нелюдим. Его страшно тяготило любое общество людей. И только, благодаря немногочисленным друзьям и поклонникам музыки Шуберта, его сочинения были бережно донесены до слушателя.

Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий уровень.

Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств. Ф.Шуберт – создатель вокальной баллады. Впервые баллады появились в литературе.

Вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро

драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Ф.Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей :

«Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»

Пришло время и нам познакомится с этим произведением. Перевод баллады Гёте на русский язык сделал поэт В.Жуковский.

Четверо обучающихся читают выразительно балладу «Лесной царь».

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

— Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

— Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;

Он в тёмной короне, с густой бородой.

— О нет, то белеет туман над водой.

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Весёлого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

— Родимый лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит.

— О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

«Ко мне, мой младенец; в Дубраве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей;

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

— Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.

— О нет, всё спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне.

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».

— Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его младенец был мёртв.

Учитель: Чем взволновала Шуберта поэзия ГЁТЕ?

— Что увидел и услышал композитор в балладе «Лесной царь?» Что почувствовал?

Обучающиеся: Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

Учитель: Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Мелодия какого героя будет самой красивой? Почему?

Охарактеризуйте, в каком характере звучали реплики, интонации героев.

Сын- испуганно, взволнованно

Давайте послушаем балладу «Лесной царь» и сравним «ВАШУ МУЗЫКУ» С КОМПОЗИТОРСКОЙ.

Прослушивание вокальной баллады «Лесной царь»

5.Первичная проверка понимания.

Учитель: Ребята, совпали ваши предположения о звучании музыки с тем, что вы услышали в произведении Ф. Шуберта? Что вы можете сказать о партии фортепиано?

Что вы услышали в аккомпанементе?

Обучающиеся: Ритм скачки.

Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Учитель: Так что мы можем сказать о музыке? Она выразительная или изобразительная?

Обучающиеся: И выразительная, и изобразительная.

Учитель: Так увидели, ощутили, почувствовали музыку мы с вами. Сравните свое видение, чувство с описанием И.Кошминой первого исполнения баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем:

«…с первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев, топот стремительно скачущего всадника. Бурное порывистое движение увлекает вперед. Несущийся поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочущие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы издалека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел…»

Учитель: Что сближает великую поэзию И. Гёте с музыкой Ф Шуберта?

Обучающиеся: Сближает драматический образ.

Учитель: Ну а вам, после знакомства с таким сложным произведением, нужно немного отдохнуть. Я предлагаю вам небольшую прогулку и сеанс цветотерапии . Закройте глаза, расслабьтесь и представляйте то, о чём я буду говорить. А музыка поможет вам отдохнуть.

Вы идёте по широкому полю, под ногами у вас зелёная трава. Над головой – голубое небо. Ярким жёлтым пятном сияет солнце. Ваше внимание привлёк красный цветок, вы рассматриваете его, любуетесь им. Но вот вы подошли к дороге, её чёрная полоса возвращает вас снова на урок, где мы говорим сегодня о драматических образах в музыке.

Учитель: Конечно, ведь во все времена музыка была отражением жизни. К сожалению, в современном обществе имеют место и драматические события, и трагедия, и человеческое горе, но, несмотря ни на что, нужно не отчаиваться, не опускать руки и просто жить, творя добро окружающим людям. К этому нас призывают звёзды современной эстрады.

Просмотр фрагмента клипа «Жить»

Учитель: Ну, а вы тоже должны присоединиться к исполнителям к песни, и заявить, что «Мы за любовь».

Обучающиеся исполняют песню «Мы за любовь»

Учитель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы узнали сегодня на уроке. Перед вами таблица с вопросами по изученной теме, давайте ответим на них устно.

Обучающиеся отвечают на вопросы по теме урока.

7.Информация о домашнем задании.

Учитель: Дома вы заполните таблицу письменно.

Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока. Мы вернёмся к тем задачам, которые обозначили в начале урока.

Я узнал (а): что такое драматический образ.

Я научился (лась): отличать драматический образ от лирического и эпического

Я понял (ла): какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.

Итак, наш урок прошёл очень продуктивно. За работу на уроке вы получаете «пятёрки». До новых встреч!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *