Что такое дремотная болтовня

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Киселёва Н.А. Функции образных средств в рассказе И. Тургенева «Свидание» // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 115-119.

ФУНКЦИИ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ В РАССКАЗЕ И. ТУРГЕНЕВА «СВИДАНИЕ»

Филиал Омского государственного педагогического университета

Ключевые слова: интерпретация, художественный текст, образные средства, изобр а зительная функция, проспективная функция, когнитивная функция.

Одной из важнейших особенностей х у дожественного текста как единицы культ у ры является его ассоциативно-образная природа, дающая возможность читателю вступить в диалог с текстом, интерпретируя его в соответствии со своей читательской компетентностью.

Пейзаж, открывающий рассказ, насыщен тропами:

– э питетами ( мелкий дождик, теплое солнечное сияние, рыхлые белые облака, я с ная и ласковая лазурь, нежный отблеск, красивые с тебли и др. ) ;

– метафорами ( веселый, смеющийся тр е пет весны; мягкое шушуканье; долгий говор лета; робкое и холодное лепетанье поздней осени; дремотная болтовня; загорались червонным золотом и др.);

– сравнениями ( лазурь, как прекрасный глаз; подобный цвету переспелого виногр а да; белые, как только выпавший снег; зв е нел стальным колокольчиком голосок син и цы ).

Образ непостоянной погоды подготавл и вает читателя к непостоянству чу вств гл а в ного героя. Эту же неявную информацию герой-рассказчик сообщает внимательному читателю в описании шума листьев и ос и ны:

Как видим, И. Тургенев с самого начала вводит и затем поддерживает на протяж е нии всего рассказа мотив единства человека и природы, используя композици онные приемы параллелизма, повтора, контраста.

Тургенев изображает разные реалии те к ста при помощи сходных по значению о б разных средств и их повторов. Повторы в тексте (лексические, синонимические, ко р невые, повтор тропов, обладающих общими семантическими компонентами, синтакс и ческие повторы), как известно, служат для создания сквозных характеристик образов, а также помогают их соотносить, сближая или противопоставляя друг другу [2].

Источник

болтовня

Женская болтовня. | Под их оживлённую болтовню время прошло незаметно. | Они убивают жизнь на карты, кафе и болтовню.

Ну вот, опять пустая болтовня! | К чему тогда вся эта болтовня о свободном предпринимательстве? | Без доказательств это всё болтовня, субъективизм.

Он обычно не придаёт значения болтовне соседей. | Всё это болтовня, не верь!

Смотреть что такое «болтовня» в других словарях:

БОЛТОВНЯ — БОЛТОВНЯ, болтовни, мн. нет, жен. (разг.). Пустая, бессодержательная речь, беседа, пустословие. Скучная болтовня. || Сплетня, выдумка, вздорные росказни. Ну, это болтовня! Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

болтовня — болтовня, болтовни, болтовни, болтовней, болтовне, болтовням, болтовню, болтовни, болтовнёй, болтовнёю, болтовнями, болтовне, болтовнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

БОЛТОВНЯ — БОЛТОВНЯ, и, жен. (разг.). Бессодержательные разговоры, пустословие. Пустая б. Заниматься болтовнёй. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Болтовня — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

Болтовня — бессмысленное, непринуждённое общение людей.Болтовня составляет большую часть бытовой культуры.Она помогает расслабиться и повышает настроение.Состав: Юмор, Игры, Шутка, Стёб, Крутизна, Эмоции, Раппорт, Улыбка, Сленг, Весёлое,Некоторые темы… … Википедия

болтовня — разг. БОЛТОВНЯ, лепет, лепетание, разг. стрекотание, разг. стрекотня, разг. стрекот, разг. тарахтение и разг. тарахтенье, разг. трескотня, разг. трещание, разг. цокотанье, разг. щебет, разг. щебетание разг. БОЛТУН, шутл. лепетун, разг.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Болтовня — ж. разг. 1. Легкий, непринужденный разговор. 2. Пустой, бессодержательный разговор. 3. Нелепые суждения, слухи. 4. Словоохотливость, пустословие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

БОЛТОВНЯ — «БОЛТОВНЯ», Эстония, 1995, 29 мин. В ролях: Рихо Кутсаар, Тонно Линнас, Ливика Ханстин, Микк Ранд, Юхани Руттсепп, Пиип Силасте. Режиссер: Урмас Лиив (см. ЛИИВ Урмас). Авторы сценария: Мадис Ваиномаа, Урмас Лиив (см. ЛИИВ Урмас), Ове Елтс.… … Энциклопедия кино

болтовня — и; ж. Разг. 1. Лёгкий, непринуждённый разговор. Весёлая, оживлённая б. Б. детей. Слушать болтовню подруг. 2. Бесплодные рассуждения, обсуждения, речи; пустые, безответственные обещания; пустословие, говорильня. Одна б.! Болтовни много, а… … Энциклопедический словарь

Источник

Свидание

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я с своей собакой прошел через высокую осиновую рощу. Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. Она бывает хороша только в иные летние вечера, когда, возвышаясь отдельно среди низкого кустарника, приходится в упор рдеющим лучам заходящего солнца и блестит и дрожит, с корней до верхушки облитая одинаковым желтым багрянцем, – или когда, в ясный ветреный день, она вся шумно струится и лепечет на синем небе, и каждый лист ее, подхваченный стремленьем, как будто хочет сорваться, слететь и умчаться вдаль. Но вообще я не люблю этого дерева и потому, не остановясь в осиновой роще для отдыха, добрался до березового леска, угнездился под одним деревцом, у которого сучья начинались низко над землей и, следовательно, могли защитить меня от дождя, и, полюбовавшись окрестным видом, заснул тем безмятежным и кротким сном, который знаком одним охотникам. Не могу сказать, сколько я времени проспал, но когда я открыл глаза – вся внутренность леса была наполнена солнцем и во все направленья, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшим ветром; погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущеньем, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня. Я собрался было встать и снова попытать счастья, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе. Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени; на одной из них, до половины раскрытой, лежал густой пучок полевых цветов и при каждом ее дыханье тихо скользил на клетчатую юбку. Чистая белая рубаха, застегнутая у горла и кистей, ложилась короткими мягкими складками около ее стана; крупные желтые бусы в два ряда спускались с шеи на грудь. Она была очень недурна собою. Густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причесанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб, белый, как слоновая кость; остальная часть ее лица едва загорела тем золотистым загаром, который принимает одна тонкая кожа. Я не мог видеть ее глаз – она их не поднимала; но я ясно видел ее тонкие, высокие брови, ее длинные ресницы: они была влажны, и на одной из ее щек блистал на солнце высохший след слезы, остановившейся у самых губ, слегка побледневших. Вся ее головка была очень мила; даже немного толстый и круглый нос ее не портил. Мне особенно нравилось выражение ее лица: так оно было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоуменья перед собственной грустью. Она, видимо, ждала кого-то; в лесу что-то слабо хрустнуло: она тотчас подняла голову и оглянулась; в прозрачной тени быстро блеснули передо мной ее глаза, большие, светлые и пугливые, как у лани. Несколько мгновений прислушивалась она, не сводя широко раскрытых глаз с места, где раздался слабый звук, вздохнула, повернула тихонько голову, еще ниже наклонилась и принялась медленно перебирать цветы. Веки ее покраснели, горько шевельнулись губы, и новая слеза прокатилась из-под густых ресниц, останавливаясь и лучисто сверкая на щеке. Так прошло довольно много времени; бедная девушка не шевелилась, – лишь изредка тоскливо поводила руками и слушала, все слушала… Снова что-то зашумело по лесу, – она встрепенулась. Шум не переставал, становился явственней, приближался, послышались наконец решительные, проворные шаги. Она выпрямилась и как будто оробела; ее внимательный взор задрожал, зажегся ожиданьем. Сквозь чащу быстро замелькала фигура мужчины. Она вгляделась, вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас опять поникла вся, побледнела, смутилась – и только тогда подняла трепещущий, почти молящий взгляд на пришедшего человека, когда тот остановился рядом с ней.

Источник

Описание берёзовой рощи (отрывок) из рассказа СВИДАНИЕ

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

Отрывок из рассказа Ивана Тургенева «Свидание».

Проходят в 3 классе школьной программы по литературе.

Источник

Что такое дремотная болтовня

Цели. Знакомство с творчеством И.С. Тургенева; с основными особенностями текста-описания; уточнение представления учащихся о словообразующей роли приставок и суффиксов; совершенствование умения разбирать слова по составу; расширение лексического запаса слов.

Оборудование. Портрет И.С. Тургенева; диафильм «И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове»; записи поговорок и примет осени; грамзапись (голос синицы); иллюстрация с изображением осенней березовой рощи; выставка книг писателя; проигрыватель.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы отправимся на экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как изменилась роща с приходом осени. Поможет нам в этом отрывок из рассказа «Свидание», написанного Иваном Сергеевичем Тургеневым.
Кто будет на занятии самым внимательным, тот узнает сегодня много нового и интересного.

III. Вступительная беседа

У. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже осенью, как и Иван Алексеевич Бунин. Детство его прошло в селе Спасском. Маленький Ваня очень любил сад в своем родном имении. Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил природу.

Учитель показывает кадры из кинофильма.

– Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьем, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал «Записки охотника». В этот сборник вошли такие рассказы, как «Бежин луг», «Лес и степь», «Малиновая вода» и много-много других.

Учитель показывает книгу.

– Рассказ «Свидание», отрывок из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в «Записки охотника».

В этом рассказе описывается последнее свидание девушки-крестьянки Акулины с ее возлюбленным. Рассказ заканчивается трагично: жених бросает ее. Конец безрадостной любви совпадает с моментом осеннего увядания природы. Автор случайно оказался свидетелем грустной сцены.

Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще?

У. Какая она? Опишите ее.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением осенней березовой рощи.

У. А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа «Осенний день в березовой роще», который является отрывком из рассказа «Свидание».
Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде осени рассказывает писатель.

IV. Первичное восприятие текста

Учитель зачитывает отрывок.

«Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел, и глядел кругом, и слушал, листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком, она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела, лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.»

– Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке?

У. Подтвердите это словами из текста.

Д. «. Около половины сентября»; «ясная и ласковая лазурь».

V. Словарная работа

У. Какие трудные и непонятные слова встретились вам в тексте?

Д. Заволакивалось, говор.

У. Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Д. Заволакивалось – закрывалось.

VI. Работа над содержанием рассказа

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа «Свидание».

У. Ребята, прочитайте теперь текст самостоятельно и ответьте затем на вопрос: с какого времени дня начинается описание рощи?

Дети читают отрывок.

– Итак, с какого же времени дня начинается описание?

У. Что происходило в роще утром?

Д. Перепадал мелкий дождик.

У. Что, по-вашему, означает слово перепадал?

Д. Шел мелкий дождь. Перепадал – то шел, то прекращался.

У. Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену?

Д. Теплое солнечное сияние.

У. Как пишет об этом Тургенев, как он называет смену дождя солнечным сиянием?

Д. «Была непостоянная погода».

У. Прочитайте, каким было небо, когда перепадал дождь?

Д. «Небо. все заволакивалось рыхлыми белыми облаками. «

У. Как вы думаете, почему Тургенев использовал глагол заволакивалось, а не закрывалось?

Д. Потому что облака были рыхлыми.

У. Как выглядело небо, когда светило солнце?

Д. Тучи раздвигались, и показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

У. Посмотрите, какие эпитеты и сравнения использует Тургенев при описании неба.

Д. Небо в белых облаках. Лазурь ясная и ласковая. Сравнение: как прекрасный глаз.

У. Подумайте, почему лазурь автор называет ясной и ласковой?

Д. Ясная, потому что светит солнце. Ласковая, потому что тепло и хорошо.

У. Что означает выражение «как прекрасный глаз»?

Д. Было приятно смотреть: красиво и тепло от «взгляда» лазури.

У. Итак, какие две картины описывает в начале рассказа Тургенев?

Д. Первая картина: идет дождь. Вторая картина: дождь прекращается, и роща озаряется солнцем.

У. Как вы думаете, в целом погода хорошая или нет?

Д. Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое, так как оно закрыто белыми облаками.

У. Действительно, несмотря на дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не хотел ее покидать писатель.
Чем же занимался Тургенев, находясь в роще?

Д. Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья.

У. Прочитаем этот фрагмент текста и посмотрим, с чем сравнил шум листьев ранней осенью в роще Тургенев?

Дети зачитывают от слов «Я сидел и глядел. » до слов «. едва слышная, дремотная болтовня».

– С чем же сравнил шум листьев Иван Сергеевич?

Д. С едва слышной, дремотной болтовней.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Едва слышная – потому что ветра почти нет.

– Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и не бодрствовали.

У. Как еще написал Тургенев об этом?

Д. Листья чуть шумели.

У. Всегда ли в роще листва шумит одинаково?

У. Прочитайте это предложение и заполните таблицу «Шум листвы».

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один ученик – у доски для дальнейшей проверки.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

На доске открывается заполненная таблица.

весной
летом
ранней осенью
поздней осенью

веселый, смеющийся трепет
мягкое шушуканье, долгий говор
едва слышная, дремотная болтовня
робкое и холодное лепетанье

У. Как вы понимаете смысл каждого выражения?

Д. Поздней осенью очень холодно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти нет, поэтому они лепечут (невнятно говорят) «робко и холодно».

Аналогично объясняется смысл остальных выражений.

У. Давайте проследим, как меняются действия листвы в роще.

У. В какой период жизни листья трепещут?

Д. Когда листочки молоденькие, только появились на свет.

У. Когда слышен их говор?

Д. В полном расцвете.

У. Когда слышно лепетанье?

Д. Когда листья умирают.

У. Видите, как все эти процессы от рождения до смерти смог назвать одним словом Тургенев. А что же все-таки объединяет эти слова: говор, шушуканье, болтовня, лепетанье?

Д. Их общее значение – разговор.

У. Как называют такие слова?

У. Являются ли слова трепет, говор, шушуканье, болтовня, лепетанье синонимами в этом тексте? Почему?

Д. Да, являются, обозначают одно и то же – шум листвы.

У. Тургенев был настоящим охотником и знатоком природы. Можете ли вы, пользуясь данным фрагментом, подтвердить это?

Д. По одному шуму листьев он мог узнать, какое стояло время года.

У. Видите, не по цвету листьев, а только по шуму. Не каждый из нас сможет сделать это. Можем ли мы, читая текст, услышать шум листьев?

У. Помните, как называется этот прием в литературе?

У. Прочитайте этот фрагмент еще раз внимательно и заметьте, с помощью какого звука, часто повторяющегося в словах, можно как бы услышать шум листвы.

Д. С помощью звука [ш] в словах слушал, шумели, по шуму, шушуканье, слышная.

VII. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо
(показывают движением рук),
Закачалось деревцо
(качаются вправо, влево).
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

VIII. Работа над содержанием рассказа (продолжение)

У. Что пишет о ветре Тургенев?

Д. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.

У. Итак, ветер был слабый.
Внутренность рощи тоже беспрестанно изменялась. Посмотрим, какие картины изображает Иван Сергеевич. Что происходит с рощей, когда светит солнце?

Д. Она озаряется, даже улыбается.

У. Что описывает в этот момент автор?

Д. Березы, листья, папоротники.

У. Как выглядят березы?

Д. Березы стоят не слишком часто, стволы берез Тургенев сравнивает с белым шелком.

У. Что сказано про листья?

Д. Листья пестрели и загорались червонным золотом.

У. Как описаны папоротники?

Дети зачитывают фрагмент текста.

– Вот как выглядит роща во время солнечного сияния. Вам нравится?

У. Но вдруг опять дождь. Что тогда меняется в роще?

Д. Яркие краски гаснут, березы уже стоят без блеска, белые, как снег.

У. Как пишет о дожде писатель?

Д. «. Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь».

У. Какой эпитет использует Тургенев при описании дождя?

У. Что значит это прилагательное?

Д. Очень-очень мелкий, почти незаметный.

У. Какие олицетворения использует автор?

Д. Украдкой, лукаво шептал.

У. С кем сравнивает дождь писатель?

У. Очень часто природа у Тургенева «оживает», то есть описывается как живое существо.
Сравним вначале «. перепадал мелкий дождик. «, затем «. украдкой, лукаво начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь». Как описывает листву Тургенев?

Д. Почти еще зеленая, но уже побледнела, кое-где красная или золотая.
– Когда светило солнце, ярко вспыхивала.

У. Какие картины увидел Тургенев в роще?

Д. Небо, закрытое облаками; небесная лазурь. Пестрая листва. Стволы берез: белые, как шелк или как только что выпавший снег. Сверкающий дождь. Папоротник, как переспелый виноград.

IХ. Упражнение в разборе слов по составу

У. Расскажите, а какие звуки, кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще?

У. Зачитайте последнее предложение. Как вы думаете, случайно ли в тексте использованы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – колокольчиком, голосок?

Д. Нет. Автор хотел передать нежное и трепетное отношение к природе.

У. Попробуйте прочитать предложение, убрав суффиксы -чик и -ок.

Дети зачитывают текст.

– Возможна ли такая замена?

У. Предложение получается некрасивое. Как видите, Тургенев не случайно использовал слова с такими суффиксами. Тщательный отбор слов, их словообразовательных частей помогает точно выразить и мысль, и настроение. Найдите в рассказе еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У. Какую же роль в тексте произведения играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Д. Они отражают отношение автора к тому, что он описывает.

У. Сделаем вывод. Одно из средств, помогающее нам выразить свои чувства, свое отношение к чему-либо, свое настроение, дать оценку тому, о чем мы говорим, – суффиксы.

Х. Физкультминутка

ХI. Работа с изобразительно-выразительными средствами

У. Итак, мы с вами уже сказали, что природа у Тургенева описывается как живое существо. Оказывается, природа становится еще как бы участницей всего происходящего. Как я уже сказала, на фоне описания осенней рощи автор повествует затем о горестных переживаниях бедной девушки Акулины. Давайте сравним, как меняется ветер на протяжении всего рассказа. Вначале: «Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам». Когда же после свидания брошенная девушка горько рыдает, все вокруг проникается ощущением тревоги. Затем: «Порывистый ветер быстро мчался мне навстречу через желтое, высохшее жнивье; торопливо вздымаясь перед ним, стремились мимо, через дорогу, вдоль опушки, маленькие, покоробленные листья». С чем можно сравнить «покоробленные листья»?

Д. С разрушенными мечтами героини о счастье.

У. Вы видите, как меняется описание природы на протяжении всего рассказа. Рассказ завершается словами от автора: «Мне стало грустно; сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы. «

Таким образом, Тургенев, используя различные изобразительно-выразительные средства, смог так мастерски передать красоту и силу осенней природы.

ХII. Упражнение в разборе слов по составу

У. Посмотрим еще раз, как менялась погода осенью в роще. Выпишите из текста только глаголы в два столбика: в один – с приставками, в другой – без приставок.

Дети выписывают глаголы.

– Каких глаголов в тексте больше?

У. Автор насытил свое описание такими глаголами именно потому, что эти приставки передают изменения в природе, что соответствует описанию изменчивого осеннего дня. Например, заволакивалось, расчищалось, показывалась, побледнела. Какую роль в тексте играют бесприставочные глаголы: сидел, глядел, звенел, тянул, стояла, слушал, светило и другие?

Д. Они называют действия, которые длятся во времени. Они не связаны со сменой событий.

У. Приставочные глаголы помогают передать динамику движения в явлениях природы, одна картина сменяет другую, нет постоянства, «была непостоянная погода».

ХIII. Работа над особенностями текста-описания

У. О чем говорилось в этом отрывке? Какова его тема?

Д. Об описании изменчивого осеннего дня в березовой роще.

У. Выделите главную мысль рассказа.

Д. Главная мысль – погода осенью непостоянна, может меняться даже в течение дня.

У. Сегодня мы с вами работаем с текстом-описанием. Возьмите в руки листы с таблицами. Подберите к существительным прилагательные из текста.

Учащиеся заполняют таблицу:

роща дождик сияние погода облака тучи лазурь глаз трепет шушуканье говор лепетанье болтовня ветер внутренность рощи стволы березы отблеск шелк листья золото стебли папоротники цвет виноград краски березы снег луч солнце дождь листва сетка ветки дождь колокольчик голосок

– Видите, как много прилагательных использует Тургенев!
Попробуйте найти в тексте предложения, в которых не было бы ни одного прилагательного.

Учащиеся приходят к выводу, что таких предложений нет.

– Именно использование имен прилагательных делает рассказ Тургенева таким красочным и образным. В тексте-описании просто невозможно обойтись без имен прилагательных, как в тексте-повествовании – без глаголов. К какому же типу текста относится этот рассказ?

У. В тексте-описании говорится о признаках предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: какой предмет? Что является объектом описания в рассказе?

У. Все это описание помог нам увидеть автор. Тургенев всегда мастерски описывал природу в своих рассказах. Вот что сказал по этому поводу Лев Николаевич Толстой: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты – и пахнет». Действительно, Тургенев замечает тончайшие оттенки цвета, световые изменения. Как вы думаете, а почему это удавалось писателю?

Д. Он мог часами наблюдать за природой. Он «сидел и глядел вокруг, слушал». Если прийти в лес, рощу и просто поверхностно любоваться, то нельзя подметить все оттенки цвета, увидеть краски, заметить запахи.

У. Действительно, только такому чуткому человеку была подвластна красота и тайна природы, ее душа, понять которую удается не каждому из нас.

ХIV. Работа с приметами и поговорками

Над лесом синева – будет тепло.

У. Прочитайте примету. Подходит ли она к отрывку?

У. Правильно. Если мы прочитаем далее рассказ, то убедимся в этом.

Учитель зачитывает фрагмент рассказа.

«. Погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущением, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня».

У Тургенева есть словосочетание «сухая свежесть». Как вы думаете, что оно означает?

Д. Солнце светит, все высохло, но в воздухе свежо.

У. Какие из представленных поговорок подходят к рассказу «Осенний день в березовой роще»?

Осень короткая – зима будет долгая.
Осень – припасиха, а зима – подбериха.
Осень – перемен восемь.

Учащиеся выбирают третью поговорку и объясняют ее связь с рассказом.

ХV. Итог урока

У. Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?

Дети отвечают, опираясь на текст.

– Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте.

– Вспомните описание осеннего яблоневого сада у Бунина. Кому какое описание больше понравилось? Объясните почему.

Выслушиваются ответы детей.

– О чем говорится в тексте-описании?

Д. Описываются какие-то предметы и явления.

У. Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

Д. Какой предмет? Как выглядит?

У. Какая часть речи постоянно используется в тексте для создания образности и красочности описания?

Д. Имя прилагательное.

ХVI. Домашнее задание

У. Напишите сочинение-миниатюру «Осенний день в лесу». Расскажите, какая погода была в тот день, как выглядел лес, какие звуки ты услышал, какие запахи ощутил в осеннем лесу.

Перед написанием сочинения учитель проводит экскурсию в лес.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *