Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Древнерусская книжная миниатюра

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Древнерусская книжная миниатюра

Искусство оформления книги имеет интересную и богатую историю. На протяжении многих веков книги создавались вручную, талантом переписчиков и художников, по заказу именитых людей. На каждую рукописную книгу уходило несколько месяцев, а то и лет кропотливого труда. Особенного умения и тщательности требовала работа над «лицевыми» рукописями — так назывались книги, украшенные миниатюрами, иллюстрациями и орнаментом.

В древней Руси книгописание возникло в XI веке, и первые же рукописные книги (например, знаменитое «Остромирово евангелие», 1056— 1057 гг.) поражают удивительным совершенством исполнения и богатством вымысла.
Материалом для письма до XV века служил пергамен (особо выделанная кожа). Тугие листы пергамена сшивали в тетради, а тетради — в книжный блок. Массивные, обтянутые кожей доски переплетов предохраняли пергамен от порчи. Текст писался темными чернилами буроватого оттенка, как правило, — в две колонки. Как ни дорог был пергамент, мастера не скупились оставлять широкие поля — уж очень красивой и торжественной выглядела страница, да и инициал (заглавную букву) можно было вывести покрупнее и позамысловатее.
Немало таланта и выдумки требовалось от художника, чтобы по всей книге вырисовать затейливые инициалы (и притом — все разные!), скомпоновать их из причудливых переплетений завитков, листьев, человеческих лиц и фантастических чудищ. Украшенная такими инициалами, любая книга, даже богослужебная, приобретала черты сказочности, близости к народному искусству. В начале книги мастер обычно помещал парадные миниатюры или декоративно-узорчатые фронтисписы, перед каждой главой рисовал красочные орнаменты — заставки. Согласованность всех деталей оформления превращала книгу в единое художественное произведение.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Древнерусская книжная миниатюра Битва войск Александра Невского с ливонскими рыцарями на льду Чудского озера.
Миниатюра из рукописи XVII в.

Краски древних миниатюр не поблекли и не потемнели от времени. На плотном глянцевом пергамене они застывали непрозрачным слоем, то переливаясь глубокими звучными тонами красного, зеленого, синего цветов, то светясь тончайшими оттенками певуче-нежных розовых, золотистых, голубых колеров. Особую нарядность и изысканность придавало миниатюре золото. Постепенно характер книги менялся. Почерк утрачивает размеренность, четкость и превращается в беглую измельченную скоропись. Помимо больших, во весь лист, изображений, появляются многофигурные сюжетные сценки, расположенные непосредственно в тексте или на полях. В XIV—XV веках они еще несложны по композиции, нарисованы без фона. Сценки нередко соединены красной линией с соответствующими им абзацами текста, который, кстати, уже не выстраивается двумя колонками, а сплошь покрывает страницу.
С появлением на Руси бумаги (XV в.) изменяется цветовая гамма миниатюры. Краски становятся как бы размытыми, теряют эмалевый блеск и сочность, обретают акварельную прозрачность и легкость. Даже мерцание золота становится мягче, приглушеннее.
Растущий интерес к жизни, к окружающему миру находит отражение в миниатюре, наполняет ее новым содержанием. Книжная миниатюра была менее скована официальными требованиями, круг ее сюжетов гораздо шире, чем в иконе или фреске. Что бы ни иллюстрировал художник—историческую хронику, книгу религиозного содержания или литературное сочинение—он всегда старался внести в миниатюру результат своих наблюдений.
Большие изменения претерпевают инициалы. В них все чаще пробиваются живое мироощущение и фантазия мастера. Зачастую заглавные буквы принимают очертания зверей, птиц, змей или сказочных чудовищ. А нередко на месте инициала изображается сценка или отдельные фигурки рыбаков, охотников, скоморохов.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Древнерусская книжная миниатюра Изображения животных.
Киевская рукопись 1397 г.

Взятые из жизни персонажи, повествовательность сюжета, знакомые реалии помогали средневековому читателю конкретнее воспринять содержание книги; для нас эти миниатюры — неиссякаемый источник изучения быта, жизненного уклада, облика наших предков.
Рукописные книги не избежали разрушительного действия времени, войн, пожаров, а иногда и человеческого невежества. Немудрено, что до наших дней уцелела лишь незначительная часть огромного рукописного наследия. Но и то, что сохранилось, свидетельствует о высоком уровне книжного дела в древней Руси, о таланте и одаренности мастеров. Недаром в древности говорили: «Рука, державшая перо, истлела, но написанное живет вечно».
Из монастырских библиотек и частных коллекций выдающиеся памятники национальной культуры после Великой Октябрьской социалистической революции перешли в государственные хранилища. Одно из богатейших собраний древнерусских рукописных книг — в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Кораблекрушение. Миниатюра из рукописи XVII в.

Изображение жилища в рукописи XVII

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Древнерусская книжная миниатюра Сцена пира. Миниатюра из рукописи XVII в.

Источник

Древнерусская книжная миниатюра

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Древнерусская
книжная
миниатюра

Работу выполнила: Крысова Наталья 6-а

Описание слайда:
Описание слайда:

Книга пришла на Русь вместе с принятием христианства. В языческие времена письменность у восточных славян находилась в зачаточном состоянии. Это были так называемые «черты и резы» — примитивное знаковое письмо, которое употреблялось для гадания, счета и различных хозяйственных нужд.
После крещения на Руси утвердилась «кириллица» — азбука, составленная для славян просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. В это время Киевская Русь приобщается к великой христианской культуре, а через нее — и к античной традиции. Из Византии и Дунайской Болгарии появляется незнакомая доселе литература. Это были библейские книги, жития святых, сочинения по истории, естественным наукам, сборники изречений древних мудрецов. В монастырях велась огромная переводческая работа.
На Руси создавалась и своя собственная литература — летописи, жития русских святых, замечательные образцы ораторского искусства: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, и «Сказание о Борисе и Глебе», и «Повесть временных лет».
Патерик Печерский. Киев, типография Печерской лавры. 1661.

Описание слайда:

В Древней Руси существовало несколько типов книжного письма.
Самый древний из них — устав — употреблялся в XI-XIII веках. Он отличался особой тщательностью начертания букв — каждая писалась отдельно от другой, текст не делился на отдельные слова.

С середины XIV века устав начинает вытесняться полууставом — письмом, которое уже не требовало прежней тщательности. Но и здесь писцы совершенствовали свое ремесло, вырабатывали красивые почерки.
И полуустав, и скоропись относятся к минускульным видам письма, в них полностью сформировался рисунок маленьких (строчных) букв.

ТИТЛА (или ТИТЛО) — это надстрочные знаки, обозначавшие пропуск букв. Пропуск букв в словах применялся в целях увеличения скорости письма и экономии места в строках. Обычно сокращались гласные буквы, а на месте пропуска вверху строки ставился знак (титла) похожий на волнистую линию или уголок.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Миниатюры из «Остромирова Евангелия». 1056–1057.

В Остромировом Евангелии фигуры евангелистов помещены в сложные орнаментальные рамки. Фон и основные линии рисунка выполнены золотой краской, которая составляет живописную основу в абсолютном большинстве наиболее ранних древнерусских книжных миниатюр. Вся остальная цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них главенствуют ярко-красная и тёмно-синяя. Рисунок отличается изяществом, особенно тонко прорисованы ниспадающие складки одежд евангелистов.

Описание слайда:

В XII—XVI вв. искусство книжной миниатюры переживало в средневековой России расцвет. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Поэтому в своём творчестве они ориентировались на образцы, которые давали им иконы и фрески на стенах храмов. Порой ни то ни другое не предоставляло необходимого материала. Тогда средневековым художникам приходилось становиться на путь самостоятельного создания новых сюжетов.
«И была сеча великая с римлянами, и избил он [Александр] бесчисленное множество римлян,
и на лице самого короля оставил след острого
своего меча.»

Описание слайда:

Все события, изображаемые на миниатюрах, разворачиваются не внутри здания, а снаружи. Поэтому долгое время считалось, что художники Древней Руси просто «не умели» рисовать интерьеры.
Но миниатюрист должен был показать, где происходит событие, а это можно сделать, только изобразив наружный вид сооружения. Затем следовало уточнить, что действие разворачивается внутри здания. Сделав в стене строения темный проем, мастер рисовал действующих лиц на его фоне.
Подобному правилу он следовал неукоснительно. Следовательно, здесь не элементарное неумение, а определенная художественная система, где всё взаимосвязано. Характерно, что тёмные пятна служат хорошим фоном

Описание слайда:
Описание слайда:

Обучение грамоте. Миниатюра
из «Жития Антония Сийского» XVII в.

Описание слайда:
Описание слайда:

Миниатюрист стремится передать реальные черты того или иного исторического лица. Но художник тщательно следит за тем, чтобы главные особенности персонажей были переданы везде одинаково. Например, по форме бороды и одежде можно узнать Д.Донского. Лица простых воинов, всегда безбородых, не отличаются друг от друга.
Царь Иван IV Грозный.
Гравюра из книги С. Герберштейна
«Описания Москвы и Московии». XVI в.

«Достоинства князя Александра Невского»

Описание слайда:

Развитие просвещения и культуры в Московии середины XVI в. привело к возникновению книгопечатания. Издания «Апостола» «хитрым мастером» Иваном Федоровым, дьяком кремлевской церкви, явилось официальным началом русского книгопечатания. Печатная книга в последующие столетия стала важнейшим инструментом образования и средством его демократизации.
«Апостол» Ивана Федорова. 1564 г. Гравюра евангелиста Луки и лист с заставкой.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ

«Па­лео­ло­гов­ский ре­нес­санс» пер­вых де­ся­ти­ле­тий XIV века, свя­зан­ный с име­на­ми Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га и ря­да при­двор­ных ин­тел­лек­туа­лов (например, Фео­до­ра Ме­то­хи­та), на­шёл от­ра­же­ние в сти­ле та­ких ру­ко­пи­сей, как Еван­ге­лия из монастыря Пан­то­кра­то­ра (1301 год) и монастыря Ва­то­пед (1304 год) на Афо­не. Еван­ге­ли­сты на ми­ниа­тю­рах этих ру­ко­пи­сей изо­бра­же­ны в энер­гич­ных ра­кур­сах, фи­гу­ры под­чёрк­ну­то объ­ём­ны, их про­пор­ции пра­виль­ны, про­стран­ст­во ми­ниа­тюр име­ет глу­би­ну и чёт­ко ар­ти­ку­ли­ро­ва­но. В ми­ниа­тю­рах Но­во­го За­ве­та с Псал­ти­рью (1330-1340-е годы, ГИМ; 25 ми­ниа­тюр с изо­бра­же­ния­ми еван­ге­ли­стов, апо­сто­лов, ил­лю­ст­ра­ции гим­нов) про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты, сви­детель­ст­ву­ю­щие о но­вых тен­ден­ци­ях в искусстве (мас­сив­ность ар­хитектурных эле­мен­тов, из­бы­точ­ность дра­пи­ро­вок, ук­руп­не­ние мас­шта­бов фи­гур). В 1330-1340-е годы под влия­ни­ем уче­ния Гри­го­рия Па­ла­мы о Бо­же­ст­вен­ных энер­ги­ях и Фа­вор­ском све­те соз­да­ют­ся та­кие ру­ко­пи­си, как ми­но­ло­гий дес­по­та Фес­са­ло­ни­ки Ди­мит­рия I Па­лео­ло­га (Библиотека Бод­ли, Окс­форд), Чет­ве­ро­еван­ге­лие Исаа­ка Аса­на Па­лео­ло­га (1346 год, монастырь Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае). На вход­ных ми­ниа­тю­рах по­яв­ля­ют­ся мно­го­численные порт­ре­ты кти­то­ров (например, порт­рет Фео­до­ры Па­лео­ло­ги­ны и её до­че­ри Ев­фро­си­нии в ру­ко­пи­си Ти­пи­ко­на из монастыря Бо­го­ма­те­ри Вер­ной На­де­ж­ды, 2-я четверть XIV века, Лин­кольн-кол­ледж, Окс­форд). В позд­не­па­лео­ло­гов­ский пе­ри­од (по­сле по­бе­ды иси­хаз­ма на Со­бо­ре 1351 года) главным ху­дожественным мо­ти­вом миниатюры книжной ста­но­вит­ся свет, оду­хо­тво­ряю­щий ма­те­рию, что на­шло от­ра­же­ние в ру­ко­пи­сях 2-й половины XIV века: Ака­фист (1350-1360 годы, ГИМ; вы­пол­нен, ве­ро­ят­но, для пат­ри­ар­ха Фи­ло­фея), сбор­ник бо­го­слов­ских со­чи­не­ний Ио­ан­на Кан­та­ку­зи­на (Национальная библиотека, Па­риж, 1375 год, на­пи­сан пис­цом Ио­а­са­фом из монастыря Оди­гон). По­сле ди­на­мического сти­ля вре­ме­ни цер­ков­ных спо­ров во­зоб­ла­да­ла ут­вер­ди­тель­ная, ма­жор­ная то­наль­ность об­ра­зов.

Нор­тум­брий­ско-ир­ланд­ская миниатюра книжная (её так­же на­зы­ва­ют анг­ло-ир­ланд­ской или ост­ров­ной) соз­да­ва­лась в мо­на­сты­рях Ир­лан­дии и Бри­та­нии (Келс, Дар­роу, Лин­дис­фарн, Да­рем). Ес­ли в ран­них ма­ну­ск­рип­тах (Псал­тирь святого Ко­лум­ба­на «Ка­тах», начало VII века, библиотека Ирландской ко­ро­лев­ской ака­де­мии, Дуб­лин) ис­поль­зу­ют­ся лишь не­боль­шие ини­циа­лы с ти­пич­но кельт­ски­ми ор­на­мен­таль­ны­ми мо­ти­ва­ми спи­ра­лей и вих­ре­об­раз­ных за­вит­ков с рас­тру­ба­ми, ино­гда до­пол­няе­мы­ми го­ло­ва­ми птиц или дель­фи­нов, то в ру­ко­пи­сях конца VII-VIII веков («Кни­га из Дар­роу», 2-я половина VII века, библиотека Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин; Лин­дис­фарн­ское Еван­ге­лие, ру­беж VII-VIII веков, Британский му­зей, Лон­дон) на­блю­да­ет­ся сплав ирландских и германских ор­на­мен­таль­ных тра­ди­ций, в ко­то­ром ино­гда чув­ст­ву­ет­ся опо­сре­до­ван­ное воз­дей­ст­вие копт­ско­го и си­рий­ско­го иск-ва [Кел­ское (Кел­лское) Еван­ге­лие, ру­беж VIII-IX веков, библиотека Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин]. Гра­фич­но-пло­ско­ст­ное ре­ше­ние миниатюры книжной бы­ло обу­слов­ле­но влия­ни­ем юве­лир­но­го искусства северо-германских пле­мён с его мо­ти­ва­ми лен­точ­ных пле­тё­нок и борь­бы зве­рей. Ор­на­мент за­пол­ня­ет всё уве­ли­чи­ваю­щие­ся в раз­ме­рах ини­циа­лы и по­кры­ва­ет це­лые лис­ты («ков­ро­вые стра­ни­цы»). Со­хра­няя свои ма­ги­че­ские функ­ции, он уси­ли­ва­ет са­краль­ное зна­че­ние еван­гель­ско­го сло­ва и изо­бра­же­ний. Изо­бра­же­ния свя­тых, ан­ге­лов и сим­во­лов еван­ге­ли­стов стро­ят­ся по ор­на­мен­таль­но­му прин­ци­пу ли­бо све­де­ны к зна­ку (Еван­ге­лие из Эх­тер­на­ха, VIII век, Национальная библиотека, Па­риж).

Па­мят­ни­ки ме­ро­винг­ской миниатюры книжной ха­рак­те­ри­зу­ют­ся поч­ти пол­ным от­сут­ст­ви­ем сю­жет­ных ил­лю­ст­ра­ций. Ини­циа­лы и бу­к­вы со­став­ля­ют­ся из фи­гур птиц и рыб, с ран­не­хри­сти­ан­ских вре­мён слу­жив­ших сим­во­ла­ми Хри­ста (Ге­ла­зи­ан­ский са­кра­мен­та­рий, около 750 года, Библиотека Ва­ти­ка­на); впер­вые в ис­то­рии западно-ев­ропейские кни­ги по­яв­ля­ют­ся ан­тро­по­морф­ные ини­циа­лы с впи­сан­ны­ми в них изо­бра­же­ния­ми Хри­ста, свя­щен­но­слу­жи­те­ля и др. (Гел­лон­ский са­кра­мен­та­рий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Па­риж). От де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства по­ли­хром­но­го сти­ля эти па­мят­ни­ки унас­ле­до­ва­ли со­че­та­ние крас­но­го, жёл­то­го и зе­лё­но­го цве­тов.

При на­след­ни­ках Кар­ла Ве­ли­ко­го пе­ре­жи­ва­ет рас­цвет реймс­ская шко­ла (820-830-е годы), в па­мят­ни­ках ко­то­рой транс­фор­ма­ция позд­не­ан­тич­ной тра­ди­ции идёт по пу­ти на­рас­та­ния об­ще­го бес­по­кой­но­го дви­же­ния, что дос­ти­га­ет­ся за счёт ри­сун­ка по­ры­ви­сты­ми бы­ст­ры­ми штри­ха­ми, под­чёрк­ну­той экс­прес­сив­но­сти жес­тов (Еван­ге­лие Эб­бо, около 816-835 годов, Городская библиотека, Эпер­не), по­строе­ния очер­ко­вых мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций на фо­не пей­за­жа (Ут­рехт­ская псал­тирь, около 816-834 годов, Библиотека университета, Ут­рехт). Эти же чер­ты свой­ст­вен­ны ми­ниа­тю­рам тур­ской шко­лы, соз­дан­ным в скрип­то­рии аб­бат­ст­ва Сен-Мар­тен (830-853 годы), но в срав­не­нии с очер­ко­вы­ми ил­лю­ст­ра­ция­ми Ут­рехт­ской псал­ти­ри их ком­по­зи­ции от­ли­ча­ют­ся чёт­ким по­строе­ни­ем. В Биб­ли­ях скрип­то­рия Ту­ра ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми ком­по­зи­ция «Majestas Domini» («Хри­стос во сла­ве», или «Ма­эстá») и по­свя­ти­тель­ные изо­бра­же­ния ко­ро­лей-за­каз­чи­ков. По­яв­ле­ние ис­то­ри­зо­ван­ных ини­циа­лов с еван­гель­ски­ми сце­на­ми свя­зы­ва­ют с со­бор­ным скрип­то­ри­ем Ме­ца (Са­кра­мен­та­рий Дро­го, около 850 года, Национальная библиотека, Па­риж), дос­тиг­шим рас­цве­та в середине IX века.

В X-XI ввеках в Ис­па­нии, изо­ли­ро­ван­ной от ос­таль­ной Ев­ро­пы му­сульманскими за­вое­ва­ния­ми, скла­ды­ва­ет­ся так называемое мо­са­раб­ское искусство со свои­ми са­мо­быт­ны­ми чер­та­ми. Пло­ско­ст­ное изо­бра­же­ние с ор­на­мен­таль­но трак­то­ван­ны­ми де­ко­ра­тив­ны­ми фи­гу­ра­ми, как и в ме­ро­винг­ских па­мят­ни­ках, раз­би­ва­ет­ся на сег­мен­ты, ко­то­рые за­пол­ня­ют­ся яр­ки­ми ло­каль­ны­ми цве­та­ми; ко­ло­ри­стическое ре­ше­ние так­же на­по­ми­на­ет па­мят­ни­ки арабские ми­ниа­тю­ры (Биб­лия, 920 год, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ле­он). Ча­ще все­го ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся «Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис» Беа­та Лие­бан­ско­го (975 год, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ге­ро­на, и др.).

По всей Ев­ро­пе в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ши­ро­ко ил­лю­ст­ри­ру­ют­ся со­чи­не­ния гу­ма­ни­стов («Три­ум­фы» Ф. Пет­рар­ки, ми­ниа­тю­ры дель Кье­ри­ко, 1456 год, Библиотека Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция) и ан­тич­ных ав­то­ров («Иу­дей­ские древ­но­сти» Ио­си­фа Фла­вия, ми­ниа­тю­ры Ж. Фу­ке), ис­то­рические хро­ни­ки («Боль­шие фран­цуз­ские хро­ни­ки», художник Ж. Фу­ке, 1455-1460 годы, Национальная библиотека, Па­риж; художник С. Мар­ми­он, 1457 год, РНБ). Для биб­лио­фи­лов-ари­сто­кра­тов соз­да­ют­ся уни­каль­ные, рос­кош­но де­ко­ри­ро­ван­ные ру­ко­пи­си: Биб­лия Бор­со д’Эсте (1455-1461 годы; Библиотека Эс­тен­се, Мо­де­на; 2 то­ма, свыше 1 тысячи ми­ниа­тюр), Мо­лит­вен­ник императора Мак­си­ми­лиа­на I (1513 год, Ба­вар­ская национальная библиотека; в со­зда­нии ри­сун­ков и ми­ниа­тюр при­ни­ма­ли уча­стие А. Дю­рер, Х. Баль­дунг, Л. Кра­нахСтар­ший, Х. Бург­кмайр и др.). В XV-XVI веках ми­ниа­тю­ра­ми ук­ра­ша­лись не толь­ко ма­ну­ск­рип­ты, но и ин­ку­на­бу­лы.

В ис­лам­ском ис­кус­ст­ве в сред­ние ве­ка раз­ви­ва­ет­ся миниатюра книжная Егип­та, сти­ли­сти­че­ски свя­зан­ная с копт­ским ис­кус­ст­вом, а так­же Си­рии (под силь­ным ви­зантийским влия­ни­ем) и Ира­ка, где на­ря­ду с пыш­ны­ми сце­на­ми при­двор­ной жиз­ни рас­про­стра­не­ны ла­ко­нич­ные по сти­лю ил­лю­ст­ра­ции к на­учным трак­та­там («Фар­ма­ко­ло­гия» Дио­ско­ри­да, 1222 год, в различных му­зе­ях ми­ра). Иран­ская, аф­ган­ская и азербайджанская миниатюра книжная ор­га­ни­че­ски свя­за­на со всем ху­дожественным оформ­ле­ни­ем ру­ко­пи­си. Бо­га­тей­шие узор­ные ком­по­зи­ции, ли­рические пей­за­жи, тон­кий ли­ней­ный ритм, изы­скан­ные цве­то­вые со­че­та­ния оп­ре­де­ля­ют де­ко­ра­тив­ность их об­раз­но­го строя (ге­рат­ская шко­ла, теб­риз­ская, ис­фа­хан­ская, сред­не­ази­ат­ская, ши­раз­ская шко­лы). В XVI-XVII веках в Ира­не и других стра­нах по­яв­ля­ет­ся миниатюра книжная на отдельных лис­тах.

В ин­дий­ском ис­кус­ст­ве пло­ско­ст­ные, сти­ли­зо­ван­ные изо­бра­же­ния, чёт­кая кал­ли­гра­фическая ли­ния ран­не­сред­не­ве­ко­вой миниатюры книжной к XVI-XVII веках сме­ня­ют­ся стрем­ле­ни­ем к точ­ной фик­са­ции отдельных де­та­лей, тща­тель­но­му изо­бра­же­нию че­ло­ве­че­ско­го ли­ца при со­хра­не­нии тра­диционной пло­ско­ст­но­сти, схе­ма­тич­но­сти и де­ко­ра­тив­но­сти. Час­то встре­ча­ют­ся ге­рои­ко-ис­то­рические сю­же­ты («Ба­бур-на­ме», конец XVI века, Му­зей Вос­то­ка, Мо­ск­ва). Раз­ви­ва­ют­ся порт­рет­ный и ани­ма­ли­стический жан­ры (смотрите Мо­голь­ская ми­ниа­тю­ра).

Дополнительная литература:

Кон­да­ков Н.П. Ис­то­рия ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва и ико­но­гра­фии по ми­ниа­тю­рам гре­че­ских ру­ко­пи­сей. Од., 1876;

Вла­ди­ми­ров М., Ге­ор­ги­ев­ский Г.П. Древ­не­рус­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1933;

Nordenfalk C., Gra­bar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;

Por­cher J. L’Enluminure française. P., 1958;

Про­тась­е­ва Т.Н., Щеп­ки­на М.В. Со­кро­ви­ща древ­ней пись­мен­но­сти и ста­рой пе­ча­ти. М., 1958;

Сви­рин А.Н. Ис­кус­ст­во кни­ги Древ­ней Ру­си XI-XVII вв. М., 1964;

Аза­рян Л.Р. Ки­ли­кий­ская ми­ниа­тю­ра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);

По­до­бе­до­ва О.И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. М., 1964;

Belting H. Das illuminierte Buch in der spät­by­zantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;

Gold­schmidt A. German illumi­nation. N. Y., 1970;

Weitzmann K. Studies in classical and Byzan­tine manuscript illumina­tion. Chi.; L., 1971;

idem. Byzantine book il­lu­mination and ivories. L., 1980;

Unterkir­cher F. Die Buchmalerei: Ent­wicklung, Tech­nik, Eigenart. Wien, 1974;

Po­pova O. Les mi­niatures russes du XIe au XVe siècle. Lé­ningrad, 1975;

The place of book illu­mination in Byzantine art. Princeton, 1975;

Ли­ха­че­ва В.Д. Ис­кус­ст­во кни­ги: Кон­стан­ти­но­поль, XI в. М., 1976; oна жe. Ви­зан­тий­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1977;

Spatharakis I. The por­trait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;

Nel­son R.S. The iconography of preface and mi­niature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;

По­по­ва О.С. Рус­ская книж­ная ми­ниа­тю­ра XI-XV вв. // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ру­ко­пис­ная кни­га. М., 1983; она же. Ви­зан­тий­ские и древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры. М., 2003;

Cutler A. The aristocratic psalter in By­zantium. P., 1984;

Пуц­ко В.Г. Ви­зан­тий­ские ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ру­ко­пи­си Чи­ка­го- Ка­ра­хис­сар­ской груп­пы в Мо­ск­ве // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1984. № 45;

Ла­за­рев В.Н. Ис­то­рия ви­зан­тий­ской жи­во­пи­си. М., 1986;

Pächt O. Book illumination in the Middle Ages. Oxf. a. o., 1986.

Источник

Древнерусская книжная миниатюра – окно в историю

Среди дошедших до нас рукописных книг Древней Руси особую ценность представляют иллюстрированные рукописи. Их именуют лицевыми, так как миниатюры, которыми они украшены, наши предки называли «лицами».

Среди дошедших до нас рукописных книг Древней Руси особую ценность представляют иллюстрированные рукописи. Их именуют лицевыми, так как миниатюры, которыми они украшены, наши предки называли «лицами». Рассматривать такие книги – занятие необычайно увлекательное и поучительное, но далеко не простое. Чтобы по достоинству оценить древнерусскую миниатюру, надо понимать ее своеобразный изобразительный язык, а сегодняшний читатель, особенно юный, привык к иным художественным системам.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Миниатюра Лицевого летописного свода. Конец XVI века.

В крупнейших библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга хранятся девять томов (не все дошли до нас) Лицевого летописного свода конца XVI века. Грандиозное произведение создавалось по инициативе Ивана Грозного. Это своего рода историческая энциклопедия того времени: первые три тома повествуют о всемирной истории, остальные посвящены русской – до 1567 года. Иллюстрации Лицевого свода (их более 16 тысяч) – своеобразный эталон, вобравший в себя главные особенности древнерусской книжной миниатюры. Присмотримся к ним. Над украшением Лицевого свода трудилось несколько мастеров. Но в целом их работа подчинена одному стилю и выполнена почти одинаковыми приемами.

Сначала композиции рисовали свинцовым карандашом. Редакторы, следившие главным образом за содержательной частью миниатюр, проверяли их и вносили необходимые изменения. Затем рисунки обводили тушью и раскрашивали. Все же главную роль играет тут рисунок – линия подчиняет себе цвет, хотя владение им достигает иногда большой виртуозности, а эмоциональное воздействие очень велико.

У миниатюр Лицевого свода одна важная особенность – они не столько изображают тот или иной момент истории, сколько рассказывают ее изобразительными средствами, создавая повествование, параллельное словесному.

Среди дошедших до нас рукописных книг Древней Руси особую ценность представляют иллюстрированные рукописи. Их именуют лицевыми, так как миниатюры, которыми они украшены, наши предки называли «лицами». Рассматривать такие книги – занятие необычайно увлекательное и поучительное, но далеко не простое. Чтобы по достоинству оценить древнерусскую миниатюру, надо понимать ее своеобразный изобразительный язык, а сегодняшний читатель, особенно юный, привык к иным художественным системам.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Миниатюра «Житие Антония

Сийского». Середина XVII века.

Чтобы сделать свой рассказ предельно лаконичным и не опустить ничего важного, художник имел в запасе несколько излюбленных приемов. Прежде всего поясним назначение так называемых лещадных горок и палатного письма.

Неискушенный зритель может подумать, что в большинстве миниатюр события разворачиваются в гористой местности, среди скал и обрывов. А ведь лещадные горки – просто символ природы: их функция не изображать, а исключительно обозначать, что действие происходит вне города. Если в летописи говорится, что событие произошло на поле, лещадные горки объединяются сверху плавной линией. В остальных случаях они служат «кулисами», из-за которых выступают группы людей или отдельные персонажи, в свою очередь изображающие те или иные события. Лещадные горки позволяют разделить всю миниатюру на отдельные сюжеты и одновременно сократить число фигур, оставив часть группы или даже одни головы. С их помощью можно дать только знак события, спрятав все, что показалось лишним.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Миниатюра «Сказание о Мамаевом побоище». XVI век.

Изображая отдельные сцены, миниатюрист стремился выделить самое важное. Толпы людей или группы войска никогда не закрывают главного действия. Лещадные горки или архитектурные детали только ограничивают внимание зрителя, направляя его в нужное русло. Все на виду, и все подчинено рассказу.

Действующие лица словно слегка позируют художнику, от этого их движения кажутся как бы застывшими. Каждый жест остановлен именно в тот момент, который наиболее выразителен для события: занесена сабля, рука поднята для благословения, указующий перст четко вырисовывается над толпой. Изображению рук отведена первостепенная роль: их положения символичны. О том, что персонажи обращаются друг к другу с речью, мы узнаём не по выражению лица, а по жестикуляции. Менее всего подвижны князь, епископ, митрополит, им не пристало суетиться, к ним обращаются, но собственные их ответы скупы.

Ноги персонажей показаны условно: люди не стоят, а как бы парят в воздухе. Вообще в композиции чувствуется некоторая «невесомость», необходимая потому, что сцены даны одна над другой и верхние не должны «давить» на нижние. Вместе с тем она придает иллюстрациям как бы геральдическую замкнутость.

В каком же порядке располагаются сцены? Наиболее ранние события помещены внизу, над ними – совершившиеся позднее. Отчасти поэтому миниатюры обрамлены снизу и с боков, а сверху открыты: действие русской истории еще не завершено – «продолжение следует». Такую последовательность рассказа – снизу вверх – надо непременно иметь в виду.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Миниатюра «Троянская война». Конец XVI века.

Но нередко она нарушается. Дело в том, что низ миниатюры имеет еще значение главного места действия – своеобразного просцениума, поэтому основной эпизод может быть помещен здесь даже тогда, когда он завершает повествование. Кроме того, наверху часто изображают мотивировки, исторические параллели, различные видения. Миниатюрист объединяет в композиции знамение и события, им предвещенные, действие и его толкование летописцем, самих персонажей и события, о которых они упоминают. Низ миниатюры соответствует ближайшему к зрителю плану и во времени, и в пространстве. Что признать преобладающим – зависело от миниатюриста. В одной из миниатюр наверху показаны предшествующие события в Пскове, а внизу – последующие в Москве. По временному признаку следовало бы поменять сцены местами, но художник все-таки изобразил Москву внизу, подчеркнув этим, что она ближе и значительнее.

Однако отдельные исключения не меняют общей последовательности рассказа – снизу вверх. Существует и более слабое движение повествования – горизонтальное. Обычно приезд послов, поход врагов, возвращение войска совершается слева направо, выступление наших воинов, отправление гонцов – справа налево. Но бывает и иначе, особенно если надо подчеркнуть важность события: скажем, отъезжающие направляются в Царьград.

Все события разворачиваются не внутри зданий, а снаружи. Долгое время считалось, что художники Древней Руси просто «не умели» рисовать интерьеры. Причина гораздо глубже – в особом восприятии художником всего происходящего в мире. Он видит все как бы панорамным зрением, охват пространства так велик, что изображать интерьеры просто невозможно.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Миниатюра «Сказание о Мамаевом побоище». XVI век.

Миниатюрист должен был ясно показать, где происходит событие, а это можно сделать, только изобразив наружный вид сооружения. Затем следовало уточнить, что действие разворачивается именно внутри здания. Для древнерусского художника интерьер имеет один устойчивый признак – темноту. И вот, сделав в стене строения темный проем, мастер рисовал действующих лиц на его фоне. Подобному правилу он следовал неукоснительно. Понятно, что тут не элементарное неумение, а определенная художественная система, где все взаимосвязано. Характерно, например, что темные пятна служат хорошим фоном для руки, поднятой в благословляющем или указующем жесте. Миниатюры Лицевого свода связаны с текстом не только по смыслу. Слегка наклонный каллиграфический полуустав (особого типа почерк) создает ощущение движения, которым наполнены и иллюстрации. Каждая миниатюра, хотя и является «сводом» различных сцен, едина по композиции, по охватывающему ее ритму. Отдельные фигуры людей, пеших и всадников, целые группы воинов ритмично мчатся, ритмично падают. Ритм подчеркивается одинаковостью одежд, сходством лиц и их расположением на одном уровне (причем похожи и фигуры людей, одинаковые по росту). Ритм создается прямыми линиями на одеждах воинов, параллельностью летящих стрел, копий, что несут воины, занесенных над головами мечей и сабель. Он совпадает с ритмом разнообразного палатного письма и лещадных горок. Отдадим, наконец, должное эмоциональной: выразительности миниатюр. Древнерусские художники весьма умело создавали нужное настроение, равномерно располагая многочисленные темные проемы в сценах смерти или сообщая всей композиции известную статичность и застылость в эпизодах с грозными предзнаменованиями. Гибель войска никогда не производит угнетающего впечатления: даже неудачные для наших предков битвы выдержаны в мажорных тонах и темпах. Напротив, известия о гибели русского войска, сцены оплакивания погибших или отпевания: покойных всегда скорбны по композиции и по цветовому строю. В то же время четкий горизонтальный ритм создает впечатление волевого усилия, а вертикальное построение миниатюры говорит о стремлении художника вызвать у зрителя «возвышение духовное». Настроение условно передаются не оттенки эмоций, а лишь главные чувства – торжество, скорбь, страх, смятение, благочестивость.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Миниатюра «Апокалипсис». XVIII век.

Если попытаться кратко определить главную художественную суть миниатюр Лицевого свода, можно сказать так: это церемониальное обряжение русской истории, своеобразный парад ее. Вот откуда стремление не пропустить ни одного сколько-нибудь важного эпизода, изобразив как бы геральдические символы происходящего, создать последовательный изобразительный рассказ, сохранив подобающий событиям повествовательный этикет.

Это, однако, не значит, что миниатюры не дают представления об исторических реалиях. Среди условной архитектуры нет-нет и попадутся детали, свидетельствующие о том, что миниатюрист видел то или иное здание собственными глазами. Так, на одной иллюстрации изображен московский Архангельский собор с наиболее характерной его особенностью: раковинами в закомарах. Наряду с условно нарисованными воротами художники показывали и реальные: деревянные – с кровлями и вереями, каменные – с герсами и подъемными мостами. По миниатюрам можно до известной степени судить об устройстве деревянных монастырских стен, состоящих из горизонтальных плах, заведенных в пазы вертикальных столбов. Следует, впрочем, помнить, что миниатюристы изображали не само здание, а лишь его символ – поэтому воспроизводили строение в целом, ограничиваясь двумя-тремя характерными деталями. Даже когда говорится о разрушении здания, его все-таки рисуют неповрежденным, но тут же изображают и разрушение. Так, в рассказе о падении церкви в Коломне храм нарисован целым, однако с высоты сыплется на землю груда камней, неизвестно откуда взявшихся: дан как бы знак церкви вместе со знаком ее разрушения.

Русские изображены в шляпах с косыми отворотами, литовцы – с прямыми, князья – в круглых шапках с меховой опушкой. Миниатюрист не делает особого различия при изображении татар и русских: Мамай долгое время носит такую же шапку, что и русские князья, и получает царский венец с пятью лепестками, только став золотоордынским царем.

Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Смотреть картинку Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Картинка про Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе. Фото Что такое древнерусская миниатюра определение в литературе

Миниатюра «Сказание о Мамаевом побоище». XVI век.

Сложнее вопрос, насколько точно миниатюрист стремится передать реальные черты того или иного исторического лица. Можно сказать с уверенностью одно: художник тщательно следит за тем, чтобы главные особенности персонажей были переданы везде одинаково. Например, по форме бороды легко узнать Дмитрия Донского, Мамая и многих других. Лица простых воинов, всегда безбородых, крестьян, малозначительных персонажей не отличаются друг от друга.

Зритель получает в иллюстрациях Лицевого свода материал для бесконечных наблюдений, исчерпать которые невозможно. Миниатюры – это окна в историю, не только дающие возможность взглянуть на те или иные события и реалии, но и позволяющие понять эстетические представления художников Древней Руси, их отношение к истории Родины. Лишь учитывая художественные принципы миниатюристов и стремясь глядеть на их произведения их же глазами, вы сможете оценить достоинства Лицевого свода. Это искусство повествующее, условное, церемониальное. Оно изображает мир с высокой моральной и исторической Точки зрения. Это искусство крупномасштабного зрения и панорамной оценки русской истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *