Что такое древняя русь определение

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

В Северное Причерноморье и на Восточноевропейскую равнину хлынули многочисленные племена тюрков и угров. В свою очередь автохтонное население, вытесняемое со своей земли, двинулось на запад, в пределы разделившейся к тому времени на две части Римской империи.

На Западе усилили свой натиск германские племена (некогда могущественные кельтские народы к этому времени уже утратили историческую инициативу и в значительной степени были романизированы).

В пределы Византийской же империи по преимуществу вторгались племена славян, которые заселяли целые области исторической Эллады (особенно Пелопоннес). Славяне же, заселявшие лесостепь и лесные территории в условиях внешней опасности, связанной с постоянной угрозой агрессии со стороны степи, вынуждены были объединяться и искать более прочные и эффективные формы общественного устройства, чем связи, основанные на кровном родстве и общности происхождения.

Согласно мнению большинства историков Русь, зародившаяся сначала как племенной союз восточнославянских племен (полян, сыгравших в нем главенствующую роль, радимичей, дреговичей и др.), уже в IX в. превратилась в раннефеодальное государство.

Исследователи до сих пор спорят о происхождении названия «Русь». Одни объясняют его с точки зрения топонимики — «живущие близ реки Рось, т. е. росские, русские». Другие склоняются к тому, что корень «рус» восходит к праславянскому языку и обозначает вообще «реку», «воду». Отсюда — «русло», «русалка» и т. д. А поскольку славяне предпочитали селиться исключительно в долинах рек, то и слово «русские» следует считать общим самоназванием для всех восточных славян. Но наиболее убедительной представляется гипотеза о том, что слово «русские» обозначает не этническую, а государственную принадлежность, так как по всем правилам грамматики оно — имя притяжательное («русский» ответ на вопрос: «чей?»).

Последовательно эти взгляды были изложены в трудах сторонников «норманнской теории», основоположниками которой были Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер. Основываясь на «Повести временных лет», ученые пришли к выводу, что местные славянские племена призвали для защиты варягов — дружину конунга Хрёрекра (Рюрика) Датского, реального исторического персонажа, как показали современные исследования. Именно с этого времени, по их мнению, и берет начало русская государственность. Более того, убеждены их последователи, само название «Русь» не славянского, а скандинавского, т. е. германского происхождения и является самоназванием общины, к которой принадлежал Рюрик (округ Рустринген во Фризии).

Согласно византийским и арабским источникам первоначально «русью» называли себя именно скандинавы, князь и его дружины. Отсюда и имя притяжательное «русские» для всех подвластных им племен. Видный историк Л. Гумилев пишет о беспрерывных конфликтах между славянами и русами. Первые занимались земледелием и скотоводством, и вынуждены были обороняться от русов, которые жили исключительно разбоем и набегами. Так что, вопреки мнению сторонников «норманнской теории», «призвание варягов» выглядит на самом деле не как цивилизаторская миссия более развитого народа в отношении отсталых племен, а как распространенный во все времена найм на службу профессиональных воинов.

Исторические факты неоспоримо свидетельствуют, что уровень развития скандинавских народов в IX в. никак не превосходил тот, на котором находились племена славян, живших на северо-западе Восточноевропейской равнины, в районе нынешних Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Вологодской обл. Не случайно скандинавы называли землю славян «Гардарики» — «страной городов»: их у самих варягов было крайне мало.

Кроме того существует и точка зрения, что русы по происхождению были не германским, а балтийским народом, родственным племенам летто-литовской группы индоевропейской языковой семьи, к которой относились предки современных литовцев и латышей, а также частью истребленных, частью ассимилированных ятвягов и пруссов.

Очевидно, «призвание варягов» следует трактовать как узурпацию власти в Новгороде предводителем наемников Рюриком в 862 г. Он овладел городом и подавил восстание Вадима Храброго, вспыхнувшее против засилья наемников-варягов («русов»). Затем Рюрик послал отряд во главе с Аскольдом и Диром для захвата земель славян в нижнем течении Днепра, чтобы создать плацдарм для войны с Византией. Те завоевали главный город полян Киев без большой крови, славяне встретили их дружелюбно. Собрав большое войско, Аскольд и Дир в 860 г. напали на Константинополь. Летописи свидетельствуют, что жителям города удалось избавиться от страшной угрозы только когда они, выйдя за ворота, обошли крестным ходом с иконой Богоматери Одигитрии городские стены. Поднявшаяся буря разметала корабли русов, те сняли осаду. Чудесное избавление Царьграда (как называли славяне Константинополь) произвело на киевских князей столь сильное впечатление, что спустя несколько лет, встретившись с патриархом Фотием в 867 г., они приняли христианство. Князь Олег (Хельги), продолжая начатое своим родственником Рюриком, значительно расширил владения молодого государства, подчинил своей власти окрестные племена славян и чуди, обложив их данью. В 882 г. Олег, получивший затем в отечественной традиции прозвище Вещий, собрав значительную дружину, из своей столицы Ладоги двинулся на юг. Он взял Киев, убив Аскольда и Дира.

С севера на юг — именно таким был вектор построения нового могущественного государства Восточной Европы, которое рождалось в борьбе с двумя сильнейшими государствами тех времен — Византией и Хазарским каганатом. В геополитическом смысле это направление экспансии являлось доминирующим и позже (как правило, верховным правителем Руси становился не старший сын, а тот, кто перед этим правил в северных землях — в Ладоге и Новгороде).

Совершив много удачных военных походов против Хазарского каганата и на столицу могущественной Византии в 907 г., когда, согласно летописям, в знак победы Олег прибил свой щит на «врата Цареграда», Олег Вещий умер, оставив на киевском «столе», по данным современных историков, своего сына Олега «Второго», который вступил в союз с хазарами, участвовал в антиарабских и антивизантийских походах и бесславно погиб в одном из них. Прямая княжеская ветвь прервалась и до сих пор не ясно, по какому праву престол унаследовал князь Игорь (Ингварь) с молодой жена Ольгой (возможно, дочерью Олега), который сразу же столкнулся с сопротивлением подвластного племени древлян, не желающих платить дань новому князю.

Во время княжения Игоря совершались военные походы и против восточнославянских племен, и против Византии, с которой был заключен очередной договор. После его смерти в 945 г. (Игоря убили древляне) власть в Киеве перешла к его жене Ольге (ум. 969), одной из первых христианок на Руси (крестным отцом ее был императором Византии Константин IX Багрянородный), и сыну Игоря Святославу (942–72).

Он, подобно отцу, всю свою жизнь провел в военных походах, подчинил вятичей, наголову разгромил Хазарский каганат и вступил в военное столкновение с Византией на территории Болгарии. Попытки Святослава закрепиться здесь и перенести центр своего государства в болгарский город Переяславец закончились неудачей. Войско императора Иоанна Цимисхия блокировало в 971 г. русскую дружину и фактически вынудило князя капитулировать. А когда Святослав возвращался в Киев после злополучного похода, то попал в засаду и был убит печенежским ханом Курёй.

По смерти Святослава борьба за власть на Руси обострилась между его сыновьями. Победителем в ней вышел новгородский князь Владимир (ок. 960–1015), чьей матерью была ключница Святослава Малуша, а дядей — Добрыня Никитич, ставший впоследствии знаменитым персонажем русских былин.

Именно Владимиру суждено было стать правителем Руси, при котором она приняла христианство в 988 г. Крещение ее не было единовременным актом. Сначала в Киеве были уничтожены языческие капища и горожан массово крестили прямо в Днепре. Аналогично происходило принятие новой веры и в других городах. Но язычество довольно долго, на протяжении не одного столетия, все же сохранялось в народе. Большим авторитетом среди простых людей продолжали пользоваться и служители древнего культа — волхвы. Но, начиная с 988 г., весь правящий класс Древней Руси — от киевского князя до простых дружинников и княжеской челяди, стал исповедовать христианство, и с той поры страна развивалась как государство христианского мира, как европейская держава.

Только при Владимире многочисленные славянские, финно-угорские, балтийские и даже остатки германских племен стали называть себя единым именем «русские». Но достигнутое единство было непрочным из-за отсутствия системы престолонаследия — княжества раздавались многочисленным сыновьям уже при жизни Великого Князя (сам Владимир, кстати, носил титул «кагана» в знак победы над Хазарским каганатом).

Особенно ярко это проявилось уже при преемниках Владимира Красно Солнышко. После его смерти в 1015 г. и борьбы с наследниками за киевский стол верховным правителем Руси стал один из сыновей Владимира — Ярослав, прозванный Мудрым, княживший до этого в Ярославле и Новгороде.

При Ярославе на Руси строилось значительное количество православных храмов и монастырей, которые являлись центрами грамотности и просвещения, новые города, укреплялась система оборонительных сооружений, значительно вырос международный авторитет Руси. Был составлен первый свод отечественного права — «Русская правда», на протяжении многих лет остававшийся одним из основных источников российской юридической мысли.

Русь входит в период расцвета, превратившись в одно из самых культурных государств Европы. Об этом свидетельствует любопытный факт: когда дочь Ярослава Анна, выданная замуж за короля Франции, приехала туда, она искренне изумлялась поголовной неграмотности придворных.

Одним из последних и великих правителей Древней Руси был князь Владимир Всеволодович по прозванию Мономах (1053–1125), пытавшийся сохранить единство древнерусского государства. В русской традиции он считается образцом мудрого и дальновидного правителя. Ярославу Мудрому он приходится внуком, другим же его дедом был византийский император Константин Мономах.

Владимир участвовал во многих междоусобных войнах на Руси, не раз громил половцев, и после смерти в 1113 г. Святополка был избран великим князем. Им оставался он до своей кончины.

Это было время расцвета Древней Руси. Воинственные степняки были разгромлены, на подъеме находилось хозяйство, активно развивались ремесла, множилось количество школ. При Мономахе было переведено немало книг с греческого, включая книги Ветхого и Нового Завета, активно развивалось летописание, написаны были жития русских святых. Сам князь тоже не был чужд литературному творчеству и оставил сочинение «Поучение детям», или «Духовную». При Мономахе митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати» — великий памятник богословской мысли Древней Руси.

Процесс дезинтеграции русских земель после смерти Владимира Мономаха шел стремительно. О степени драматизма происходившего повествует самый яркий памятник древней русской литературы — «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича.

В течение XI–XII вв. из-за постоянных набегов степняков и междоусобных войн за киевский стол земли южных княжеств были в значительной мере разорены и опустошены. Вместе с правящей династией на север Руси в поисках безопасности от степняков уходят ремесленники, зодчие, духовенство.

Киев утратил свое значение как стольный град, и постепенно центр власти в стране перемещается в Северо-Восточную Русь, которой правили Владимиро-Суздальские князья. Впоследствии, после чудовищного по своей жестокости набега монголо-татар и разделения Древней Руси на три великих княжества (Галицко-Волынское, ВладимироСуздальское и Великое княжество Литовское), именно Северо-Восточная Русь стала наследницей, носительницей и преумножительницей традиций древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское постепенно подверглись влиянию католичества, утратили суверенитет и вошли в состав других государств.

Владимиро-Суздальское княжество, пройдя через период святого подвижничества (см. Святая Русь), сохранив веру, язык и культуру, стало основой для Московского Царства — крупнейшей державы Восточной Европы.

Источник

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Смотреть что такое «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» в других словарях:

Древняя Русь — Русь первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом … Википедия

ДРЕВНЯЯ РУСЬ — общее собирательное название восточно славянских княжеств 9 13 вв … Большой Энциклопедический словарь

ДРЕВНЯЯ РУСЬ — (Древнерусское гос во), древнейшее гос во вост. славян, сложившееся в IX X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие… … Православная энциклопедия

Древняя Русь — общее собирательное название восточнославянских княжеств IX XIII вв. (см. Древнерусское государство). * * * ДРЕВНЯЯ РУСЬ ДРЕВНЯЯ РУСЬ, общее собирательное название начального периода истории России 9 13 веков, включающего эпоху Древнерусского… … Энциклопедический словарь

ДРЕВНЯЯ РУСЬ — государство восточных славян, существовавшее в IX–XIII вв. Издавна на обширной территории Восточной Европы жили многие народы славянские, финноугорские, тюркские, германские. Практически у всех этих этносов к началу первого тысячелетия н. э. не… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Древняя Русь — Др евняя Р усь … Русский орфографический словарь

Древняя Русь — … Орфографический словарь русского языка

Древняя Русь — древний период русской истории (9 – 13 вв), в котором сформировались единые корни восточнославянских народов. Многочисленная мифологизация этого исторического периода затруднят исследование интеграционных процессов в Восточной Европе. Процесс… … Геоэкономический словарь-справочник

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия — «Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия» пятитомное издание источников по истории Древней Руси, изданное в 2009 2010 гг. Русским фондом содействия образованию и науке. Дополнение к учебному пособию «Древняя Русь в… … Википедия

Древняя Русь. Вопросы медиевистики — Специализация: научный (лингвистика, литературоведение, история) Периодичность: четыре раза в год Язык: русский Адрес редакции: Москва, ул. 2 й Кожевнический пер., д. 8 … Википедия

Источник

Определение понятий «Древняя Русь» и «государство»

Определение понятий «Древняя Русь» и «государство» — хронологические рамки существования Древнерусского государства в научной литературе определяют по-разному. В советской историографии подчёркивалось, что древнерусская государственность выросла исключительно (или преимущественно) из восточнославянских племён. Начало этой государственности советские историки старались всячески «удревнить». В первых упоминаниях народа русь в письменных источниках в IX в. исследователи видели свидетельства уже существующего Древнерусского государства (образование же этого государства они относили к более раннему времени). В современных исследованиях формирование руси как народа и образование у него государства разделяются как два разных явления, причём второе относится к более позднему времени — скорее к X в.

Содержание

Понятие «Древняя Русь» [ править ]

Хронологические рамки использования термина древнерусский в филологии и истории [ править ]

Понятия Древняя Русь и древнерусский используются в научной литературе с разным смыслом. Например, филологи говорят о древнерусской литературе применительно ко всей истории России до начала реформ Петра I (то есть до конца XVII в.). Историки обычно не употребляют данные понятия относительно XVI—XVII вв. и говорят о Московском государстве как о России прежде всего потому, что с первой половины XVI в. сами жители этого государства стали всё шире использовать данное слово для самоназвания своей страны.

Понятием Русь современные историки обозначают древнерусские земли до конца XV в., часто прилагая к нему определения древняя или средневековая. Иногда под Древней Русью подразумевают период истории только до монгольского нашествия 1237—1240 гг., и это, пожалуй, самое узкое понимание этого словосочетания.

Первое употребление понятия Древняя Русь в научной литературе [ править ]

Однако важно учитывать, что понятия Древняя Русь и древнерусский являются новообразованиями, появившимися в науке в XVIII—XIX вв. Они были введены в научный оборот из-за потребности различить народ, язык, культуру и государство современной России (в обиходе и в художественной литературе называвшейся иногда Русью) и той Руси, которая объединяла единым самосознанием предков русских, белорусов и украинцев. С этой точки зрения русский и древнерусский — это обозначения принципиально разных эпох и народов. Население той древней Руси было совершенно отдельным этносом, отличавшимся от возникших впоследствии русских, белорусов и украинцев, хотя и бывшим для этих народов общим предком истоком. Этот этнос сегодня обозначается понятием древнерусская народность. Современная наука признаёт за этой народностью (этносом) свой язык — древнерусский, свою культуру — древнерусскую, наконец, своё государство — Древнерусское. Этот этнос просуществовал приблизительно до XV—XVI вв., когда из него выделились русские, белорусы и украинцы.

Проблема интерпретации слова русь в современной науке [ править ]

Самоназванием древнерусского народа было русь (с лингвистической точки зрения образование того же рода, что и чудь, весь и т. п.). Об одном представителе народа говорили русин, о женщине, видимо, — русыни (такую форму можно предполагать по лингвистическим законам — подобно чехчехыни, грекгрекыни и т. д., однако в дошедших до нас источниках не упоминается обозначение женщины из руси). Несколько раз в текстах, датируемых не ранее конца XII в., упоминается обозначение множественного числа русичи. Использующиеся в современной литературе обозначения рус (в единственном числе) и русы (во множественном) — это не древние слова, а новообразования новейшей эпохи.

Древнерусское слово русь было одновременно и этнонимом — обозначением этноса — народа, и хоронимом — обозначением территории, занятой этим народом, и политонимом — обозначением жителей государства, образованного этим народом, и самого этого государства. По современным научным нормам в первом случае слово следует писать со строчной буквы, в двух других — с прописной (заглавной). Понятия Русь как политоним и Древнерусское государство можно употреблять как синонимы.

Два смысловых значения лексемы русский [ править ]

От понятия русь образовано прилагательное русь(с)кий. Это слово, которое в современном русском языке тождественно лексеме русский. Однако слово русь(с)кий относится к народу руси (древнерусской народности), а современное — к народу русских, образовавшемуся в XV—XVI вв. Получается, что форма слова практически одна и та же, а его смысловое наполнение разное. По этой причине, во избежание двусмысленности, некоторые современные историки используют два разных слова — русь(с)кий (как относящийся к Руси) и русский (как относящийся к России). Так же и в других современных языках: например, по-английски пишут rus’ian (от Rus’ — Русь) и russian (от Russia — Россия).

Таким образом, со строго научных позиций о домонгольской Руси надо говорить только и именно как о Древнерусском государстве, а не, например, Древнеукраинском. Однако некорректно проводить прямую преемственность между Древнерусским государством и только Русским государством — Россией (возникшим в конце XV столетия), подчёркивая некую вторичность традиций государственности у белорусов и украинцев.

Понятие «государство» [ править ]

В понятие государство разные учёные (в зависимости от их специальности, принадлежности той или иной научной школе, политических взглядов и пр.) могут вкладывать неодинаковый смысл.

Понятие государство в марксизме-ленинизме [ править ]

Советские историки обязаны были руководствоваться теорией государства, разработанной в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса и в несколько упрощённом виде изложенной в работах В. И. Ленина и И. В. Сталина. Согласно ей государство считается принадлежностью классового общества и, в сущности, является некоей организационной структурой (аппаратом) в руках господствующего класса, служащей для эксплуатации класса трудящихся.

Государство возникает, по формулировке Энгельса, в интересах «самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса». Маркс и Энгельс признавали за государством и некоторые общеполезные функции, но Ленин подчёркивал его репрессивный характер: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы».

В современной историографии уже практически не говорят о государстве в марксистском смысле. Маркс и Энгельс развивали свою теорию общественно политической эволюции в условиях «классического» капитализма второй половины XIX в., и она оказывается малоприменима к некапиталистическим обществам, в том числе средневековым.

Понятие государство в медиевистике [ править ]

Для медиевистов понимание государства в увязке с классовым антагонизмом является недостаточно широким и гибким, так как оно подразумевает слишком жёсткие разграничительные линии между неким слоем, захватившим господство в обществе, и остальным населением. В действительности в Средние века каналы и механизмы социальной мобильности пронизывали практически всё общество сверху донизу и, как правило, активно функционировали. В то же время отношения господства и подчинения были слишком разнообразны и связывали людей очень разных, чтобы можно было, ориентируясь на эти отношения, чётко разделить население на классы, различающиеся по социально-экономическим, политическим или правовым критериям.

Некоторые историографические традиции (например, немецкая и отчасти англоязычная медиевистика) считают государство принадлежностью развитой общественной системы. При таком подходе необходимыми признаками государства считаются публичная всеохватывающая система власти и контроля, слой бюрократии, обслуживающий эту систему, письменное систематическое законодательство, представления о национальном единстве и общем благе и т. п. Появление такого государства в Европе можно относить ко времени не ранее XV—XVI вв. В раннесредневековых политических образованиях монополия общепризнанной власти и представления об этнополитическом и культурном единстве населения, воспринимающего эту власть как легитимную (и даже как символ единства), лишь начинали складываться. Часто для этих образований используется термин полития (англ. polity), имеющий очень широкое значение — просто территория с некоей политической властью.

С этой точки зрения надо считать, что государства в Древней Руси ещё не было или оно только начало складываться. Так и полагали, например, многие дореволюционные историки. С. М. Соловьёв создал «теорию родового быта», согласно которой в домонгольской Руси преобладающей была родовая организация власти и общества, и лишь в XVII в. в России (после потрясений опричнины и Смуты) её побеждает «государственное начало». Другой представитель русской историографии XIX в. — В. И. Сергеевич писал: «Наша древность не знает единого «государства Российского»; она имеет дело со множеством единовременно существующих небольших государств. Эти небольшие государства называются волостями, землями, княжествами, уделами, отчинами князей, уездами».

Само понятие государство фиксируется в источниках, начиная лишь с XV в. Подчёркивая этот факт, современный исследователь М. М. Кром говорит, что представления об Отечестве, о государственной измене, государственной службе, государственных (земских) делах как общей (общественной) пользе и обязанности складываются только в XVI—XVII вв., и призывает к дифференцированной разработке понятия государства.

Учитывая эти обстоятельства, надо признать, что говорить о государстве в Древней Руси можно только в широком смысле этого слова или, как выражается И. Н. Данилевский, «если принять «мягкое» определение государства, не настаивая на необходимости для признания его существования наличия чёткой классовой структуры общества, единых границ, языка, культуры, этноса, экономического и правового пространства».

Понятие государство в социологии и этнологии [ править ]

Много внимания определению понятия государство уделяется в этнологии (социальной антропологии). Этнологи, изучающие современные «примитивные» народы, выделяют социальную стратификацию и независимую от родовых и/или общинных отношений организацию как факторы государствообразования. По определению нидерландского антрополога Г. Классена, «государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Она существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правящих и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены идеологией, разделяемой, по крайней мере, частью общества и основанной на принципе взаимности» (перевод автора).

Этнологи попытались разработать типологию ранних государственных образований и выделить несколько последовательных видов политической организации: начальную стадию образования элементов государственности — так называемое вождество (англ. chiefdom), затем раннее государство и, наконец, полноценное государство. Историк и антрополог Н. Н. Крадин настаивает на том, что важнейший признак государства — это наличие лиц, постоянно (профессионально) занятых в аппарате управления, то есть бюрократии. По его мнению, если бюрократии нет, то даже при наличии других признаков (территориальное деление, налоги и пр.) можно говорить лишь о «раннем государстве».

Понятие государство в современной российской историографии [ править ]

На понимание государства, сформулированное М. Вебером, опираются — осознанно или неосознанно — многие авторы современной русскоязычной историографии. Они используют слово государство для обозначения некоей (пусть элементарной) относительно централизованной политической системы, охватывающей социально неоднородное население на определённой территории обязательствами по фиску, суду и управлению. При этом подчёркиваются не столько репрессивные функции государственной власти, сколько общеполезные — защита населения на подвластной территории, определение общих для всех правовых норм и т. п.

Эти различия в трактовке понятия государство следует, конечно, учитывать при обращении к древнейшей истории Руси. Дальнейшее изложение свидетельств источников, относящихся к этой истории, нацелено, прежде всего, на выявление отдельных признаков государственности, и в конце, после обобщения этих признаков, ставится вопрос, в каком смысле и применительно к какому точно времени можно говорить об образовании Древнерусского государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *