Что такое дружба философия
ДРУЖБА
ДРУЖБА – разновидность (наряду с товариществом и любовью [ЛЮБОВЬ]) избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически дружба рождается из институтов позднеродового общества (соответствующее греч. слово φιλία, т.е. дружба-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом φυλία – племя) – родства, своячества, т.е. отношений между близкими, живущими в одном доме, и побратимства, т.е. отношений между сверстниками, совместно проходившими цикл инициации и сохранявшими на всю жизнь узы солидарности. Как и родственность, побратимство не было предметом самостоятельного выбора, но определялось групповой и возрастной принадлежностью. У Гомера «друзья» – это и те, кто живут в одном доме, кто связан общим делом (будь то война или путешествие). С ослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимства и аналогичные им («кровного», «названого», «крестового» братства) начинают наполняться индивидуальным содержанием, становятся более личными и добровольными.
Раннефилософские представления о дружбе фактически охватывают всякие отношения привязанности, не опосредствованные родством, соседством или социальной организацией; шире, всякие позитивные добровольно устанавливаемые отношения. Дружба – это и союз, рожденный по политическим соображениям, и отношения, возникающие из соображений взаимной пользы [ПОЛЬЗА], это и содержание родственных, соседских и т.п. отношений, которое обретается в них помимо их статусного или функционального наполнения. При этом дружба оказывается предметом внимания философов, озабоченных кризисом и распадом традиционных (архаических) уз и стремящихся понять, что, помимо ритуала, соглашения и расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание дружбы как отношения, существенно отличного от чувственной любви или товарищества, исторически складывается относительно поздно.) Встречающиеся в различные эпохи и у различных народов эмпирически фиксируемые образы (образцы) и формы дружбы, как правило, соответствуют названным тенденциям в историческом становлении этого социокультурного феномена; под дружбой могут пониматься отношения, а) основанные на традиционных и институционализированных связях, б) устанавливаемые в силу соучастия в общем деле или общности интересов, имеющих внешне-предметизированное выражение (что в более позднюю эпоху получит название товарищества), в) заключающиеся в личной близости как таковой, бескорыстной взаимной привязанности, духовном единении.
Пифагор словом «дружба» обозначил принцип единения в мире всех со всеми (это было обобщено Эмпедоклом до положения о том, что Любовь – φιλία является, наряду с Ненавистью, универсальным законом Космоса). Наиболее ценными разновидностями дружбы Пифагор считал дружбу с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство никак невозможно. Т.о., дружба трактовалась не только как добровольные, но и как «надстатусные» отношения. Как таковая дружба со времен ранней античности символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости [МУДРОСТЬ]. Именно такое понимание дружбы было развито Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная и развернутая в древнегреческой философии концепция дружбы. В его рассуждениях с очевидностью выявляются такие разновидности отношений, которые можно обозначить как широкое и узкое истолкование дружбы. При широком под это понятие подпадают самые разные отношения; при узком – дружба рассматривается в ее совершенном воплощении, и сущностное ее содержание предполагает особенные – добродетельные и нравственно-прекрасные – отношения. Дружба в этом смысле слова является по сути дела именно таким отношением, в котором человек последовательно и до конца проявляет себя как добродетельный. Среди прочих характеристик наиболее важной, по Аристотелю, является та, что в дружбе человек желает другому блага ради него самого (EN, 1155b, 33), старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу (Reth, 1380b, 35) и к другу «относится, как к самому себе» (EN, 1166а, 32). Очевидно, что и по содержанию, и даже по форме аристотелевская «формула» дружбы весьма близка заповеди любви [ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ], однако дружеское расположение считается распространенным только на реально и потенциально близких (см. Милосердие [МИЛОСЕРДИЕ]).
В стоицизме [СТОИЦИЗМ] дружба концептуализируется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, что они друзья, значит, по Эпиктету, указать на то, что они – честные и справедливые, что они полагают себя в свободе воли. Дружба «там, где честность, совесть, где преданность прекрасному» (Diss, 11, 22, 30). Цицерон, в отличие от Аристотеля и стоиков, стремился к анализу дружбы не как идеального союза, свойственного мудрецам, а как реального отношения, возможного, однако, только среди людей честных и доблестных (De amic., VI, 20). Вместе с тем, подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение, которое основывается на согласии и взаимной благожелательности, и по существу воспроизводит положение Аристотеля о том, что к другу следует относится, как к самому себе (любовно, бескорыстно и безусловно), так что истинный друг – это как бы второе Я.Такое же понимание дружбы было развито в моралистике позднего Возрождения (М.Монтень).
В новоевропейской моральной философии проблематика дружбы отступает на задний план в связи с тем, что опыт межчеловеческих отношений, который рационализировался и обобщался в терминах дружбы, получает иное, более широкое и абстрактное концептуальное выражение – в понятии морали [МОРАЛЬ]. В то же время происходит более углубленное осмысление дружбы в ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У романтиков складывается идеал юношеской страстной и беззаветной дружбы. В 20 в. дружба становится предметом специального анализа психологии.
Литература:
1. Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991;
2. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. М., 1987;
3. Льюис К.С. Любовь [IV Дружба]. – В кн.: Он же. Любовь, страдание, надежда: Притчи, трактаты. М., 1992, с. 230–242;
4. Foucault M. Friendship as a Way of Life. – Idem. Ethica: Subjectivity and Truth. N. Y., 1997, p. 135–141.
Значения в других словарях
Философия дружбы
Jun 17, 2017 · 3 min read
В последние века дружба претерпела существенных изменений. Укрепляющееся равноправие мужчин и женщин, как следствие, модель брак-дружба, общий рост благосостояния, давший и мужчинам и женщинам большую экономическую независимость, что позволило им выбирать супругов независимо от желания родителей. также не стоит забывать о взрывной силе идеологии, заключавшейся в мощном фокусировании развлекательной индустрии на романтической любви. С начала ХХ века эта идея распространялась посредством романов, еженедельников, и особенно фильмов. И мужчины, и женщины подвергались давлению со стороны общественной культуры, требовавшей предпочтения любимых и супругов друзьям.
Дружба стала роскошью, а не насущной необходимостью.
Дружба, в о т личие от других форм коммуникации, может реализовать важную черту нашего времени — равноценность отношений сторон. В основе дружбы изначально не заложены явные или скрытые формы подчиненности, характерные для отношений между мужем и женой, братьями и сестрами или родителями и детьми.
Дружба, по всей вероятности, относится к тем понятиям, которые, по утверждению философа Людвига Витгенштейна, не могут быть определены перечислением общих признаков.
Есть три вида дружбы — полезная дружба, дружба ради удовольствия и благая дружба.
По мнению Аристотеля каждый человек рождается с определенными способностями и склонностями. Целью является наиболее гармоничное развитие этих способностей. Если человеку удается достичь этого, возникает особое чувство счастья. Это чувство счастья глубже и продолжительней, чем короткие мгновения наслаждения или радости. Это счастье происходит от самореализации. Это не преходящее чувство счастья, это — состояние счастья.
Этого можно достичь вместе с другими. Полезные друзья или друзья ради удовольствия встречаются потому, что им не хватает чего-то, и они надеются, что другая сторона им это даст. В благой дружбе все иначе. Благая дружба предполагает, что люди встречаются с желанием создать что-нибудь вместе. Обе стороны вкладывают в дружбу то, что могут. и обе знают: то благо, к которому они стремятся, может быть создано только общими усилиями. У них один и тот же проект, и они одинаково сильно заинтересованы в его успехе. Благодаря этому появляется особая общность, утверждает Аристотель. Будто исчезают границы между моим и твоим. Стороны соединяет сильная и бескорыстная любовь. Каждый считает другого своим вторым я.
Ирландский поэт и философ К. С. Льюис выделяет четыре формы любви. Первую он называет аффектацией. Это простая, но основополагающая форма притяжения, которая может возникнуть между любыми людьми. Это симпатия к людям. Вторая форма любви — эрос, страстная, чувственная любовь. Третья форма любви связана с заботой и включает в себя сильную тягу к бескорыстию. И четвертая форма любви, по Льюису, является дпужба, несущая в себе феномен человеческой избыточности и основывающаяся на свободе выбора.
Мужская дружба — это дружба бок о бок. Мужчины встречаются для того, чтобы сделать что-то вместе. Выражение бок о бок подразумевает также, что друзья мужчины разговаривают друг с другом не о самих себе, а о чем-то другом. То, что они, в переносном смысле, стоят бок о бок, означает, что их внимание направлено на что-то во вне, а не на самих себя. Женщины, наоборот, обычно встречаются лицом к лицу. Наиболее важным в женской дружбе является доверительность отношений.
У нашей дружбы не было никакой иной модели, чем она сама, и ее можно сравнить только с ней самой (Монтень)
Самое необходимое в жизни — это дружба (Аристотель)
Даже обладающий всеми другими благами жизни не пожелал бы жить без друзей (Цицерон)
Лишить человеческую жизнь дружбы — то же самое, что лишить мир солнца. Представь себе, что какой-нибудь бог забрал бы нас из нашей жизни и перенес бы в одинокое место. Там бы у нас было все, что нам нужно, кроме общества других людей. Никто бы не выдержал такой жизни, даже твердый, как железо, человек (Цицерон)
ДРУЖБА
Полезное
Смотреть что такое «ДРУЖБА» в других словарях:
дружба — вид устойчивых, индивидуально избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает… … Большая психологическая энциклопедия
Дружба — Дружба ♦ Amitié Радость любви, или любовь, представляющая собой чистую радость, не омраченную страстью или тоской. Это не значит, что дружба исключает эти чувства: можно тосковать в отсутствие друга, можно страстно любить его. Но не это… … Философский словарь Спонвиля
ДРУЖБА — есть равенство. Пифагор Бескорыстная дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами. Пол Гетти, миллиардер Чем богаче твои друзья, тем дороже это тебе обходится. Элизабет Марбури Дружба это такое святое, сладостное, прочное и… … Сводная энциклопедия афоризмов
дружба — Дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо)приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Сделать что по дружбе … Словарь синонимов
Дружба! — Friendship! Жанр … Википедия
Дружба — Дружба. Дружество. Больше той любви не бываетъ, Какъ другъ за друга умираютъ. Ср. Скатившись съ горной высоты, Лежалъ на прахѣ дубъ, перунами разбитый, А съ нимъ и гибкій плющъ, кругомъ его обвитый. О дружба, это ты. Жуковскій. Дружба. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ДРУЖБА — ДРУЖБА, дружбы, мн. нет, жен. Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения. Долголетняя дружба. Сделай мне это по дружбе. Водить дружбу с кем нибудь (см. водить). ❖ Не в службу, а в дружбу (погов.) по… … Толковый словарь Ушакова
ДРУЖБА — народов. Жарг. арм. Ирон. Каша из риса и гороха. ЖЭСТ 1, 235. Победила дружба. Разг. Шутл. ирон. О соревнованиях, соперничестве, дискуссии, не завершившихся чьей л. победой. Мокиенко 2003, 27. Делить дружбу с кем. Дон. 1. Собираться вместе для… … Большой словарь русских поговорок
дружба — ДРУЖБА, товарищество, устар. дружество, разг. приятельство, разг. сниж. корешкование ДРУГ, приятель, товарищ, устар. благоприятель, разг. друг приятель, разг. дружок, разг. сниж. друган, разг. сниж. закадыка, разг. сниж. кореш и разг.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Мнения философов о дружбе
Мнения философов о дружбе. Понимание дружбы как отношений, существенно отличных от чувственной любви или товарищества, исторически сложилось относительно поздно.
По преданию, древнегреческий философ и математик Пифагор (580-500 до н. э.) понятием «дружба» обозначал принцип единения в мире всех со всеми.
Ему же принадлежит и высказывание: «Дружба- это равенство».
Вместе с тем наиболее ценными разновидностями дружбы он считал дружбу с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, то есть с теми, с кем в силу их статуса равенство никак невозможно.
Со времен античности дружба символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетели и мудрости.
Именно такой образ дружбы был развит Аристотелем, который создал наиболее фундаментальную и развернутую в древнегреческой философии концепцию дружбы.
В дружбе люди благодетельствуют, друзья совместно проводят время (или живут сообща), они «наслаждаются взаимным общением», схожи во всем и делят друг с другом горе и радости.
Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также и в поступках.
При всей разноплановости характеристик дружбы наиболее важная, по Аристотелю, следующая: в дружбе человек желает другому блага ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу и к другу «относится, как к самому себе».
Подобно Аристотелю, Цицерон описывал дружбу как совершенные и нравственно-прекрасные отношения: в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям, нравственно прекрасное, не дожидаясь их просьб, заключен «первый закон дружбы».
Среди «правил дружбы», которые сформулировал Цицерон, такие, как быть искренним, доверять, быть равным с нижестоящими по положению или возрасту, благотворительствовать, быть сдержанным и воздерживаться от ссор, в разрыве сохранять достоинство и так далее.
В философской мысли последующих времен сохранялось противопоставление дружбы, как бескорыстных отношений, эгоистическим связям.
В новоевропейской моральной философии (Д. Юм, И. Кант, А. Шопенгауэр) реалистически-критический подход к анализу дружбы стал преобладающим.
Вместе с тем происходило более глубокое осмысление разных по характеру межличностных отношений.
В XX в. понятие «дружба» превратилось в предмет специального исследования психологов.
Какая змея строит гнездо для детенышей?
Что такое китайский лунный календарь?
Ток-шоу «Время Покажет» онлайн бесплатно в HD-качестве
Времена года с точки зрения астронома
Эпифиты
Дружба (философия)
Резюме
Античная философия
Платон
Хотя Платон явно не теоретизировал дружбу, поверхностное прочтение его великих текстов позволяет нам идентифицировать идею филиа как общий поиск добродетели.
Аристотель
Таким образом, Аристотель считает (настоящую) дружбу необходимой предпосылкой для достижения счастья.
Цицерон
Возрождение и современность
Вежливая дружба. Драгоценный. Гендерное равенство. Дружба мужчины / женщины
Франсуа де Салес
Во введении к благочестивой жизни (1619) Франсуа де Салес пишет:
От Монтеня до Тейяра де Шардена
Следующий текст хорошо известен, но часто читается только первый абзац:
Божественное в дружбе Августина и Монтеня
Фактически, Монтень уже писал строки столь же сильные, если не более сильные, чем знаменитый иезуит о Ла Боэти :
Я бы определенно доверился ему с большей готовностью, чем мне, чем я обязательно заставил бы человека подумать о слове святого Августина о Боге: Intimior intimo meo [Бог мне ближе, чем я].
В нижеследующем подчеркивается аспект, который можно было бы назвать «экстраординарным» дружбой, потому что это не часто выражается таким образом: «(. ) на нашей первой встрече, которая была случайно на большой вечеринке и в городской компании, мы оказались так сосны, так стучат, так обязывают нас, что с тех пор ничто не было так близко к нам, как друг к другу. Он написал превосходный латинский Satyr, который опубликован: в котором он извиняет и объясняет осаждение нашего интеллекта, так быстро достигшего своего совершенства. Имея так мало на свете и начав так поздно (мы оба были взрослыми мужчинами, а он больше нескольких лет), у нее не было времени терять зря. И ему не пришлось заводить мягкую и регулярную дружбу с боссом без столь многих предосторожностей в виде долгого и предварительного разговора. Этот cy не имеет другой идеи, кроме самого себя, и может относиться только к себе. Это не особое соображение, ny два, ny три, ny четыре, ny тысяча: это я не знаю, в чем суть всей этой смеси, которая, захватив всю мою волю, заставила ее броситься и проиграть в его, который, овладев всей его волей, заставил его броситься и потеряться в моей: голод, подобное соревнование. Я говорю: проиграйте истине, не оставляя для нас ничего особенного, а не того, что принадлежит ему или мне6. «Смесь желаний заставляет задуматься о том, что сказал Тейяр де Шарден в Le milieu divin:« Я страстно вкусил сверхчеловеческую радость разрыва и потери себя в душах тех, для кого очень загадочная человеческая любовь предназначалась мне. «
Дружба и смерть
Современная философия
Невозможность обобщить интимное чувство
Агамбен и сознательное игнорирование аристотелевской филии
Ибо предшествует любому другому разделению, потому что оно разделяет сам факт существования, саму жизнь ». Дружба предшествует любому представлению или концептуализации:
о, философы, философские удачи «Друзья мои, друзей нет»
ч о philoi, oudeis Philos «Тот, у кого много друзей, у него нет друзей»
предмет соответствует стилю и цели Аристотеля в восьмой и девятой книгах « Этики в Никомаке» :