Что такое дружба в исламе

Дружба в Исламе

Что такое дружба в исламе. Смотреть фото Что такое дружба в исламе. Смотреть картинку Что такое дружба в исламе. Картинка про Что такое дружба в исламе. Фото Что такое дружба в исламеКаждый по-своему понимает дружбу и ценит в дружбе то, что ближе его восприятию жизни, ведь не зря по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем от дружит» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Дру́жба — бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными, но не основными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга и терпимость. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Но все-таки, кто такой друг? Какие качества должны быть у него, чтоб можно было с ним дружить? И наконец, как можно различить друг от недруга? Попытаюсь ответить с помощью Всевышнего на эти вопросы, опираясь на Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение).

Повелитель правоверных Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты с глупцом не дружи, и всегда избегай его. Глупцы погубили умного, когда он с ними побратался». Хороший совет, на все времена! Хочу заметить, что, если каждый подумает над этими словами, то он потеряет, как он считал «хороших», но глупых друзей.

Вот еще одно обращение сподвижника Али (да будет доволен им Аллах):

В наше время другие ценности, другой образ жизни, другие «понятия», поэтому не каждый способен найти истинного друга. Самым главным критерием в выборе друга является его религия, человек, с которым мы хотим дружить, должен быть истинным верующим, хотя таких и мало. И мы должны радоваться и воздавать Хвалу Всевышнему за то, что встретили такого друга, и сделать все, чтоб войти в круг общения такого человека. Дружба, основанная на религии, благодать, это то, к чему должен стремиться каждый правоверный, такая дружба тверже и крепче.

2. Его хороший характер. Никогда не устанавливай дружеских отношений с тем, у кого дурной нрав. Такой человек не может держать себя в руках в гневе и страсти.

3. Набожность и благочестие. Не нужно дружить с человеком, у которого отсутствуют эти качества, ведь в конце концов и на нас перейдут все те плохие качества, которые есть у нашего друга. А если мы дружим с человеком набожным и благочестивым, то есть вероятность, что по Милости Всевышнего мы сами тоже станем такими, разве это не счастье в дружбе с истинно верующими?

5.Правдивость. Думаю, это самое главное качество друга, по этому поводу есть хадиc: «говори правду какая бы она горькая не была».

У всех есть друзья, так давайте посмотрим, есть ли эти качества у наших друзей, и тогда мы сможем отличить друга от недруга. Мы должны искать друзей и объединяться вокруг Истины, вокруг Ислама.

Дай Аллах нам найти хороших друзей, за которых не будет стыдно ни на этом свете, ни на том. Амин.

Что такое дружба в исламе. Смотреть фото Что такое дружба в исламе. Смотреть картинку Что такое дружба в исламе. Картинка про Что такое дружба в исламе. Фото Что такое дружба в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

10 заповедей дружбы по сунне

Что такое дружба в исламе. Смотреть фото Что такое дружба в исламе. Смотреть картинку Что такое дружба в исламе. Картинка про Что такое дружба в исламе. Фото Что такое дружба в исламе

Дружба занимает значимую часть нашей жизни. Это особенные отношения с созданиями Аллаха Всевышнего, основанные на взаимопонимании, уважении и доверии. Как верующим нам предписано дружить, как предписал Аллах Всевышний. Что говорит ислам о дружбе и друзьях?

1. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем он дружит».

2. Мусульманин должен выбирать в друзья того, кто доволен нашей верой, и избегать тех, кому не по нраву ислам.

3. В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Хороший друг подобен продавцу муска (мускуса), даже если ты не будешь покупать муск, то хорошего запаха все равно не избежать. А плохой друг подобен кузнецу. Даже если ты не испачкаешься сажей, то от дыма все равно никуда не денешься».

4. Аллах Всевышний говорит в Коране: «В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки» (25:27-29).

5. Дружба ради довольства Аллаха приводит к познанию истинной веры. «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и Его Посланника больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха, и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».

6. В другом хадисе сказано: «Никто не познает истинную веру, кроме тех, кто строит отношения ради довольства Аллаха, даже если он усердствует в намазе и посте».

7. Ибн Абу Имран рассказывал: «Однажды я пришел к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: «Почему ты один?» На что он ответил: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!»

8. Сподвижник Пророка (мир ему) говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря которому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть великая глупость!»

9. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (5:105).

10. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего он переплел между собой пальцы своих рук. Также Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Души подобны воинам. Если они находят что-то общее – они объединяются, а если не находят общего – они расходятся». Из этого следует, что души, в которые изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые – с нечестивыми. Если Аллах Всевышний желает блага для своего раба, Он дарует им праведных людей, и ограждает от людей нечестивых.

Источник

Дружба и любовь в Исламе

Что такое дружба в исламе. Смотреть фото Что такое дружба в исламе. Смотреть картинку Что такое дружба в исламе. Картинка про Что такое дружба в исламе. Фото Что такое дружба в исламе

Любить и дружить очень трудно. Особенно в современном обществе. Тем не менее, если идти путём Ислама и слушать своё сердце, всё может измениться. Для многих дружба – это временное увлечение человеком, корыстный интерес, ничего не значащая вежливость, за которой может скрываться полное равнодушие. В Судный день люди будут говорить: «[Сегодня] у нас нет заступников и нет [рядом с нами] близких, надежных друзей « (26:100-101)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока не будет желать своему брату того же, чего желает себе». То есть любовь к своему брату мусульманину – обязанность каждого мумина. Любовь бескорыстная и чистая.

Также в одном из хадисов, переданных Абу Хурейрой (мир ему) Пророк Мухаммад рассказывал своим сподвижникам о людях, которых будет спасать спать от жары в Судный день тень Аль Арша. Одна из категорий спасённых — это двое, которые любят друг друга ради Аллаха, которые встретились из-за этой любви и расстались в любви друг к другу. То есть те, которые полюбили друг друга ради Аллаха и продолжали любить всю жизнь до самой смерти.

В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится: «Если один из вас посетит брата по вере, полюбив его ради Аллаха, то и Аллах полюбит его, и он заслуживает Рая».

Абу Малик аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «О люди, слушайте, размышляйте и знайте: у Великого Всевышнего Аллаха есть особые рабы, они не пророки и не шахиды, но, узрев их степень перед Аллахом и близость к Нему, им завидуют и пророки, и шахиды». Один из присутствовавших при этом бедуинов пал на колени и, протянув руки в сторону Пророка (мир ему и благословение), сказал: «О Посланник Аллаха, расскажи нам, кто эти люди». Эта просьба обрадовала Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он сказал: «Эти люди из разных родов, они не связаны родственными узами, но они любят друг друга ради Аллаха, и они очистили эту любовь. В День Суда Аллах установит для них специальные кафедры из нура, они сядут на них, и лица их будут освещены нуром, и одежда их будет освещена нуром. В День Суда все остальные люди вздрогнут, но они не вздрогнут. Эти люди – авлия Аллаха, их не коснется никакая опасность, и не будут они опечалены» (Этот хадис приводит имам Ахмад, его также приводят Абу Я‘ла и Хаким).

Что такое дружба?

Дружба – это «желать другу то, что желаешь себе», помогать, не смотря ни на что, выслушивать, видеть сильные стороны и стараться не замечать слабые, побуждать делать добро и уберегать друга от зла. То есть отдавать всего себя своему другу, но это оказывается очень сложным делом, так как зарождается сомнение: «А делает ли для меня мой друг то же, что я делаю для него?» Но это голос шайтана, человек не должен сомневаться в своей любви и дружбе, ведь он любит ради Всевышнего, а если это так, то Аллах обязательно наградит его своей милостью, если не в этом мире, то в следующем.

Именно в полной самоотдаче и есть та чистота, величие дружбы, о которой так прекрасно сказал второй праведный халиф ‘Умар (да будет доволен им Всевышний): «Если кого-то из вас постигло чувство высокой благородной любви к брату по вере, не относитесь к этому чувству легкомысленно, держитесь за него, потому что оно дается очень редко (мало кого постигает)».

Праведник Фудайль, который был родом из Хорсана, сказал такие слова: «Когда человек смотрит на брата своего с любовью и милосердием, то в этом есть элемент поклонения Всевышнему». Любовь и милосердие являются составляющими поклонения, так как любовь к Творцу означает и любовь к его творениям.

Важно помнить, что не стоит дружить с людьми другой веры. Мы должны к ним хорошо относиться, отвечать им на всё только добром, но дружить с ними не рекомендуется. Человек, окружающий себя людьми грешными и далёкими от религии или не верующими в Аллаха, в будущем сам может стать похожим на таких людей, перенять их привычки и идеи. В Священном Коране Всевышний предостерегает нас: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями, так как одни из них являются помощниками других. А если кто из вас дружит с ними, тот и сам станет одним из них» (Коран, 5:51).»

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Человек [перенимает] веру своего «халиля» и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его «халилем». То есть с кем у него эти возвышенные отношения? Если с мусульманами, то значит, он сам мусульманин, если с не мусульманами, то значит, такой человек может легко изменить себе и принципам своей религии, может легко совершить грех, это доказывает слабость его веры, а от слабой веры недалеко и до неверия.

Делая все необходимое, совершенствуясь, очищая себя от всяких недостатков, делами повышая свою нравственность, нам остается уповать на Всевышнего, помня, что только Он дарует чувство подлинной, полноценной дружбы: «…если ты потратишь [чтобы выкупить это, чтобы это приобрести] все, [абсолютно все] богатства, которые есть на этой Земле, ты не сможешь скрепить [узы дружбы] меж сердцами верующих. Однако же, это Всевышний скрепил меж сердцами. Он Могущественен и [безгранично] Мудр» (8:63).

Дружите с теми, кто ведет вас по тропе Аллаха.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) подчеркивал, что наступит время, когда идти его путем уже само по себе будет испытанием. Он сказал: «Придет время терпения, когда тот, кто придерживается стойко его религии, будет походить на того, кто держит горящий уголь» (Тирмизи, 2260).

Будьте образцовым другом. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды спросили у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), какой из спутников лучший. Он ответил: «Тот, вид которого напоминает об Аллахе, речь которого увеличивает ваши добрые поступки, и дела которого напоминают о вечной жизни на том свете».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пример верующих в их взаимной любви, сострадании и милосердии подобен телу – если одна часть его занеможет, то все тело отвечает на это лихорадкой и бессонницей» (Муслим, 6258).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) подчеркивал, как важно окружить себя хорошими людьми. Он говорил своим сподвижникам о ценности товарищества, подчеркивая, что люди, имеющие одинаковые убеждения и ценности, становятся наилучшими друзьям и товарищами.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По отношению друг к другу верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга» (Тирмизи, 1928).

Мусульманин брат мусульманину, не зависимо от его общественного положения и цвета кожи. Если человек считает себя му’мином, он должен любить всех верующих и желать им только благого.

Источник

10 аятов и хадисов о дружбе

Что такое дружба в исламе. Смотреть фото Что такое дружба в исламе. Смотреть картинку Что такое дружба в исламе. Картинка про Что такое дружба в исламе. Фото Что такое дружба в исламе

Кто считается другом

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (9: 71).

Кто не является другом

«О вы, которые уверовали! Не берите Моего и вашего врага своими покровителями и помощниками. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (60: 1).

«О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими». (5:57).

Пророк Мухаммад (мир ему) о дружбе

«Души подобны воинам. Если они находят что-то общее – они объединяются, а если не находят общего – они расходятся».

«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».

«Верующий ищет дружбы и согласия с другими, и принимает дружбу сам. И нет блага в том, кто не может сдружиться с другими, и с кем не возможно сдружится».

«Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу».

«Если кто-то из вас полюбит своего брата ради Аллаха, пусть даст ему знать об этом, ибо, поистине, это больше сохраняет дружбу и укрепляет привязанность».

«Пусть не водится с тобой никто, кроме верующего, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного!»

Источник

Хадисы о дружбе

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Человек [перенимает] веру своего халиля[1], и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его халилем (посмотрит, с кем он водит дружбу)» [2].

Второй праведный халиф ‘Умар (да будет доволен им Всевышний) сказал однажды: «Если кого-то из вас охватило чувство высокой благородной любви к брату по вере [чувство глубокого уважения и почтения], не относитесь к этому чувству легкомысленно, держитесь за него, потому что оно дается очень редко (мало кто его может испытать)»[3].

Сподвижник пророка Мухаммада, ‘Абдулла ибн ‘Умар, произнес более 1400 лет назад слова, которые не потеряли своей актуальности для людей, достигших многого в области технического прогресса, научной мысли, однако продолжающих терять свою духовность: «Клянусь Богом! Если я буду каждый день поститься и ночи напролет молиться, если я раздам самые дорогие мне и моему сердцу вещи ради Всевышнего (на благотворительность) и в то же время, если я умру со всем этим, но в моем сердце не будет места любви (глубокого чувства уважения, почтения) к людям набожным и покорным Богу, а также чувства неприятия к греху, то маловероятно, что эти (многочисленные, совершенные мною на протяжении десятилетий) благие дела мне хоть чем-то помогут (в Судный День)»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, праведный собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] сравним с продавцом благовоний [прекрасных ароматов]. [Если ты беседуешь с ним и поддерживаешь отношения] он либо подарит тебе благовоние, либо продаст, либо ты ощутишь приятный запах [и будешь наслаждаться этим, находясь рядом]. Скверный же собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] схож с кузнецом, который либо сожжет твою одежду, либо ты [находясь рядом с ним] ощутишь неприятный запах [и весь пропитаешься им]»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Души [людей как] мобилизуемые войска [то есть тянутся к себе подобным]: если знакомятся [начинают узнавать и понимать друг друга], тогда соглашаются [с себе подобными по духу, объединяются, дружат, легко находя общий язык], а те из них (душ человеческих), которые вступают в противоречия [с другими, непохожими на них] (игнорируют, не узнают, не одобряют) [чувствуют внутреннее отрицание], расходятся во мнениях [с теми, к кому испытывают такие чувства]»[6].

Знакомясь и общаясь, например, с пессимистами, с агрессивными или радикально настроенными людьми, человек либо перенимает их повадки, взгляды, трактовки и подходы к происходящему, пропитываясь всем этим, наполняясь соответствующими ощущениями и раскрашивая свой внутренний мир в определенные тона и краски, либо отвергает это, стараясь найти родственную душу с более благородным, высоким и правильным пониманием как жизни вообще, так и происходящего в ней в частности. Плохое тянется к плохому, все ближе сходясь с ним, а хорошее — к хорошему. Согласитесь, развивая внутри себя позитивное, благородное, мы начинаем притягивать подобное.

У Пророка спросили «[Что можно сказать о] человеке, [который] любит (очень уважительно относится) к определенному кругу людей, но еще не достиг их уровня[7]?» Пророк ответил: «Человек с тем, кого он любит (искренне уважает)»[8].

У Пророка спросили: «О посланник Божий, когда наступит Конец Света?» Он ответил: «А что ты для него приготовил [ведь после наступления Конца Света будет Судный День]?! — «Я не приготовил для него [для встречи с ним, Концом Света] множества совершенных мною молитв, многочисленных дней соблюдения поста или много выплаченной милостыни. Однако же я испытываю [искреннее] чувство любви к Богу и Его [заключительному] посланнику». Пророк ответил: «Ты с тем, кого любишь»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если один человек испытывает чувство любви к другому [чувство глубокого уважения и почтения, искренне, пред Богом, без какой-либо личной заинтересованности], то пусть скажет ему об этом [что укрепит их взаимоуважение, дружбу][10]»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В меру уважай, почитай любимого тобою человека [относись к дружественным, родственным либо партнерским связям ровно и спокойно]. Есть вероятность, что в один [прекрасный] день он станет твоим заклятым врагом [который использует против тебя нечто твое личное, которым ты легкомысленно поделился ранее].

[При этом] так же в меру питай ненависть (испытывай вражду) к ненавистному тебе человеку [сведи к возможному для тебя минимуму перехлестывающие через край эмоции или чувства; не иди на поводу у желания отомстить, навредить или злорадствовать]. Есть вероятность, что в один [прекрасный] день он станет твоим близким (закадычным) другом [очень дорогим для тебя и ценным человеком, от которого может зависеть очень многое ожидающее тебя в земной или вечной перспективах]»[12].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Халиль — очень близкий, закадычный друг.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 276, хадис № 4516, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 681, хадис № 2383, «хасан»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 9. С. 486, хадис № 3447. Также см.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 550, хадисы № 9190, 9191, оба «сахих».

[3] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 195, 196.

[4] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 195.

[5] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 626, хадис № 2101; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 146–(2628); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 497, хадисы № 8130, 8131, оба «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 285, хадис № 364, «сахих».

[6] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари; от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, а также от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 183, хадис № 3050, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 1025, хадис № 3336.

[7] Думаю, здесь может подразумеваться самое разное, к чему можно стремиться, — и духовное, и интеллектуальное, и материальное.

[8] Хадис от Абу Мусы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1943, хадис № 6170. Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 550, хадисы № 9190, 9191, оба «сахих».

[9] Хадис от Анаса. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1943, хадис № 6171.

[10] «Связывая свои мысли, эмоции и стремления с другими людьми, вы вырабатываете окситоцин — гормон удовольствия от приятного общения. Это нейрохимия безопасных связей».

«Исследования в области позитивной психологии показывают, что в жизни существует только один опыт, который может осчастливить человека в долгосрочной перспективе. Это не деньги (если не иметь в виду необходимый для жизни минимум), не здоровье, не брак и не дети. Единственная вещь, которая делает человека счастливым, — качество и количество социальных связей». А теперь задумайтесь, друзья, насколько искренни и глубоки ваши отношения с мужем (женой), с детьми, родителями… Являетесь ли вы с ближайшими вашими родственниками хорошими друзьями? Это очень важно как в контексте нашего с вами земного, так и вечного благополучия.

«В атмосфере качественных социальных связей и безопасной общности мозг буквально расцветает».

Подробнее об этом читайте в моей книге «Стань самым умным и самым богатым 2» (с. 135–139).

[11] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 296, хадис № 9/384, «сахих».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Байхакы; также от Ибн ‘Амра; св. х. ат-Табарани и от имама ‘Али; св. х. аль-Байхакы, аль-Бухари и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 20, хадис № 223, «хасан».

По мнению некоторых мухаддисов у данного высказывания не очень высокая степень достоверности как у слов, проговоренных именно самим Пророком. Вероятность, что эти слова сказал сам пророк Мухаммад, есть, но она не однозначна. Некоторые ученые-мухаддисы приписывают эти слова имаму ‘Али. В любом случае они известны в мусульманском богословии и с их мудростью, а также практической применимостью все соглашаются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *