Что такое дружественный огонь
Дружественный огонь
Дружественный огонь, огонь по своим — военный термин, обозначающий атаку, произведённую подразделением (или единицей военной техники) на подразделение (или единицу военной техники) своей армии или армии союзника. Термин впервые введён Вооружёнными силами США (friendly fire). Другие названия этого явления, также распространённые в американской армии — фратрицид (fratricide, в буквальном переводе — «братоубийство») или «синий против синего» (blue versus blue [1] ). В русском языке аналогом термина «дружественный огонь» традиционно является термин «огонь по своим».
Содержание
Проблема
Явление «дружественного огня» является характерной и неотъемлемой чертой войны. «Огонь по своим» имел место в истории практически всех воевавших армий, вне зависимости от их оснащения, типа войны и её морально-этической оценки. Как показывает современный опыт, новейшие технологии и развитие средств опознавания «свой—чужой» не способны полностью решить проблему.
Классификация
Существуют две основные причины «дружественного огня»:
Кроме того, иногда в отдельную категорию «дружественного огня» включают случаи преднамеренного убийства товарищей или командиров в небоевой обстановке во время военных действий. Обычно такие эпизоды всё же не принято считать «дружественным огнём».
Современная ситуация
Хотя проблема «дружественного огня» достаточно стара, решению её никогда не уделялось должного внимания. Это связано с тем, что случаи ранения и гибели солдат от огня своих товарищей не приносят армии славы, и о них обычно стараются не вспоминать. Наиболее остро проблема встала перед вооружёнными силами США. Во время Второй мировой войны в различных инцидентах погибали десятки, а иногда сотни американских солдат. В ходе войны во Вьетнаме «дружественный огонь» также был очень распространённым явлением, хотя официальной статистики о количестве инцидентов и их жертвах не существует. Парадоксальным образом относительный уровень потерь от огня своих возрос с переходом к высокотехнологичным войнам. Во время боевых действий между Израилем и Сирией в июне 1982 года из общего числа погибших израильских солдат примерно 25 % стали жертвами огня своих. Почти такой же показатель имел место в американских войсках в ходе операции «Буря в пустыне». Война 1991 года печально «прославилась» обилием ошибок авиации и перестрелок между танками. После неё США приняли ряд мер по предотвращению таких случаев, однако во время вторжения в Ирак в марте—апреле 2003 года ситуация значительно не изменилась — операция ознаменовалась целой серией ошибок артиллеристов, пилотов и танкистов.
В советской и российской армиях случаи «огня по своим» неоднократно имели место в ходе боевых действий в Афганистане и Чечне. Неизвестно, предпринимались ли попытки как-либо обобщить опыт таких случаев.
«Дружественный огонь» в истории
Ниже приведён выборочный список известных, крупных или наиболее характерных эпизодов «дружественного огня» в истории войн.
Дружеский огонь
Дружественный огонь, огонь по своим — военный термин, обозначающий атаку, произведённую подразделением (или единицей военной техники) на подразделение (или единицу военной техники) своей армии или армии союзника. Термин впервые введён Вооружёнными силами США (friendly fire). Другие названия этого явления, также распространённые в американской армии — фратрицид (fratricide, в буквальном переводе — «братоубийство») или «синий против синего» (blue versus blue [1] ). В русском языке аналогом термина «дружественный огонь» традиционно является термин «огонь по своим».
Содержание
Проблема
Явление «дружественного огня» является характерной и неотъемлемой чертой войны. «Огонь по своим» имел место в истории практически всех воевавших армий, вне зависимости от их оснащения, типа войны и её морально-этической оценки. Как показывает современный опыт, новейшие технологии и развитие средств опознавания «свой—чужой» не способны полностью решить проблему.
Классификация
Существуют две основные причины «дружественного огня»:
Кроме того, иногда в отдельную категорию «дружественного огня» включают случаи преднамеренного убийства товарищей или командиров в небоевой обстановке во время военных действий. Обычно такие эпизоды всё же не принято считать «дружественным огнём».
Современная ситуация
Хотя проблема «дружественного огня» достаточно стара, решению её никогда не уделялось должного внимания. Это связано с тем, что случаи ранения и гибели солдат от огня своих товарищей не приносят армии славы, и о них обычно стараются не вспоминать. Наиболее остро проблема встала перед вооружёнными силами США. Во время Второй мировой войны в различных инцидентах погибали десятки, а иногда сотни американских солдат. В ходе войны во Вьетнаме «дружественный огонь» также был очень распространённым явлением, хотя официальной статистики о количестве инцидентов и их жертвах не существует. Парадоксальным образом относительный уровень потерь от огня своих возрос с переходом к высокотехнологичным войнам. Во время боевых действий между Израилем и Сирией в июне 1982 года из общего числа погибших израильских солдат примерно 25 % стали жертвами огня своих. Почти такой же показатель имел место в американских войсках в ходе операции «Буря в пустыне». Война 1991 года печально «прославилась» обилием ошибок авиации и перестрелок между танками. После неё США приняли ряд мер по предотвращению таких случаев, однако во время вторжения в Ирак в марте—апреле 2003 года ситуация значительно не изменилась — операция ознаменовалась целой серией ошибок артиллеристов, пилотов и танкистов.
В советской и российской армиях случаи «огня по своим» неоднократно имели место в ходе боевых действий в Афганистане и Чечне. Неизвестно, предпринимались ли попытки как-либо обобщить опыт таких случаев.
«Дружественный огонь» в истории
Ниже приведён выборочный список известных, крупных или наиболее характерных эпизодов «дружественного огня» в истории войн.
«Дружественный огонь»
Эсминец США «Харвуд» принадлежал к кораблям того же типа, что и корабли, переданные Греции и Турции в порядке военной помощи и участвовавшие в «битве у Пафоса».
Известны случаи, когда свои машины и танки принимались за чужие ну просто потому, что «глаз замыливался» или была плохая видимость. Но самый, наверное, одиозный случай «дружеского огня» был связан, однако, с действиями соответствующих служб, и имел место относительно недавно в ходе турецкого вторжения на Кипр, начатого в ночь с 20 на 21 июля 1974 года. Вторжение это началось в самые последние дни правления в Греции режима так называемых «черных полковников».
А началось все с того, что на острове в 1964 и 1967 годах уже имели место случаи межэтнической розни в отношениях между греками и турками, так что обстановка там была весьма напряженной.
История эта получила название «морского сражения при Пафосе» (21 июля 1974), причем это было настоящее сражение, да, вот только произошло оно между… турецким флотом и… турецкой авиацией, и по справедливости является самым показательным примером «дружественного огня» по своим последствиям после окончания Второй мировой войны.
А было так, что, когда ночью 20 июля 1974 года турецкая армия начала вторжение на территорию Кипра, греческая армия была просто не в силах противостоять ей ни числом своих солдат, ни вооружением, и была вынуждена использовать смекалку и хитрость.
Опять-таки было так, что еще 19 июля, то есть за 12 часов до начала вторжения, из порта Фамагуста на Кипре вышел большой десантный корабль «Лесбос», на борту которого находился сменный контингент греческих солдат, 450 человек, которые несли службу на Кипре. Это заметил турецкий самолет-разведчик RF-84F «Тандерфлеш» и сообщил, что корабль идет без какого-либо сопровождения, то есть представляет собой легкую цель.
Однако турки вели наблюдение только днем, а ночью все греческие корабли с их радаров исчезли. Причем греческие корабли вовсе и не пошли к Кипру, а почему-то (и почему никто не знает!) в темноте изменили свой курс и пошли к острову Родос.
Тем временем три турецких эсминца «Aдатепеен», «Kocaтепеен» и «Tиназтепеен» у Киринии поддерживали огнем турецкий десант. И вот тогда, зная, что передачи по радио турки прослушивают, греческая разведка из Пафоса передала сообщение, в котором поблагодарила «греческие» корабли за своевременное прибытие. Турки его перехватили, но проверять почему-то не стали, а сразу отдали приказ о немедленной атаке греческих кораблей!
Одновременно около 10 часов утра три турецких эсминца также получили приказ идти к Пафосу и атаковать корабли под флагом Кипра. И турецкие, и греческие эсминцы принадлежали к одному классу, попали и к тем, и к другим в рамках военной помощи, и внешне были похожи как братья-близнецы. К тому же, на них не стояло электронных систем опознавания «свой-чужой». Мало того, турецкое командование еще и сообщило своим пилотам, что турецких кораблей в этом районе нет! Так что летчики получили приказ «лететь и бомбить» … любые боевые корабли и выполнить задачу в кратчайший срок.
Как всегда рядом с трагедией рука об руку шел и фарс. Оказалось, что в районе Киринии накануне был сбит турецкий самолет, и спасшемуся с него пилоту, находившемуся на Кипре, удалось по радио связаться с летчиками атакующих самолетов. Он попытался им объяснить, что они нападают на свои же турецкие корабли. Те попросили его назвать кодовое слово дня, но тот его знать не мог, поскольку сбили его накануне! В результате летчики над ним посмеялись и заметили, что он молодец, хорошо говорит по-турецки, и продолжили бомбить находившиеся у берега корабли. Сбросив все бомбы, они улетели, а поврежденные эсминцы запросили помощи и были отбуксированы на базы, где их чинили несколько месяцев!
При этом, по турецким данным, в результате этого инцидента погибли 54 военнослужащих. Впрочем, сразу же после «боя» турецкие СМИ заявили о выдающейся победе, одержанной над греческим флотом. Но затем, после поступивших из западных газет сообщений об уничтоженном эсминце, все эти заявления сразу исчезли. Потерю корабля Турция признала 25 июля. Такой вот бывает «дружественный огонь» и таковы бывают его последствия!
Что такое дружественный огонь
Вторая мировая стала самой кровопролитной за всю историю войн. В суматохе, которая царила в зоне боевых действий, враждующие стороны зачастую не понимали по кому вести огонь. И нередко он обрушивался на своих.
Братоубийство
Причины ошибочного огня могли быть самые разные: использование трофейной техники или машин только что снятых с конвейера, которые не могли опознать; отсутствие четкого и своевременного информирования о дислокации своих или союзнических войск; сознательный вызов огня на себя во избежание попадания в плен; досадная случайность или невнимательность.
Нередко причиной атаки по своим была путаница в опознавательных знаках. К примеру, в начале войны американские ВВС на борта и крылья самолетов наносили белую звезду, в которую вписывался красный круг: такой же, как и у японских летающих машин. Выйдя на линию огня, в стрессовой ситуации летчики зачастую не распознавали отличия и палили как по чужим, так и по своим. Американцы кружок поспешили убрать.
Смертоносный Тритон
10 сентября 1939 года подводная лодка британских ВМС «Оксли» вышла за пределы предписанного ей района патрулирования недалеко от берегов Норвегии. Капитан другой британской субмарины «Тритон», увидевший неясный силуэт всплывшей «Оксли», решил, что это немецкая подлодка и приказал ее торпедировать.
Только когда «Тритон» приблизился к месту трагедии, открылась чудовищная ошибка. Никто из экипажа «Оксли» не выжил. Следует отметить, что эта субмарина стала первой, потопленной во время Второй мировой войны.
Двойное попадание
22 февраля 1940 пришло время и немецких случайных потерь. В ходе операции «Викинг» в Северном море эсминцы германской флотилии обстреляли средний бомбардировщик Люфтваффе He-111. В ответ немецкий пилот сбросил бомбы на два эсминца – «Леберехт Маасс» и «Макс Шульц». Однако роковым для германских судов стало маневрирование в попытках уклониться от бомбардировки. В итоге оба корабля напоролись на выставленные англичанами мины.
Шеффилд вместо Бисмарка
26 мая 1941 британский крейсер «Шеффилд» в составе соединения отправился вдогонку за немецким линкором «Бисмарком», прорвавшимся на просторы Атлантики. Он так увлекся погоней, что оторвался от остальных кораблей. Сразу четырнадцать британских торпедоносцев типа «Swordfish» атаковали ничего не подозревавший «Шеффилд», приняв его за «Бисмарк».
Всего было сброшено 11 торпед. Но по счастью большинство из них из-за дефекта в конструкции не взорвалось. Тем не менее, на крейсере была повреждена верхняя палуба, и пострадало радиолокационное оборудование. Три моряка погибли.
Неопознанная модель
Первым самолетом, сбитым советским асом Александром Покрышкиным, оказался не германский истребитель, а отечественный Су-2. Атака была произведена в первый день Великой Отечественной войны в одной из зон вторжения немецких войск.
Дело в том, что советские летчики не были ознакомлены с внешним видом ранее засекреченных моделей, и атаковавший против солнца Су-2 Покрышкин не сумел вовремя разглядеть красную звезду на камуфляжной раскраске бомбардировщика. Его пилот выжил, но штурман погиб.
Чрез два дня над Москвой средствами ПВО была обстреляна уже группа нераспознанных советских бомбардировщиков, возвращавшихся с боевого вылета. Это была первая воздушная тревога в столице СССР с начала войны.
Злополучная Сицилия
Дошла очередь и до итальянцев. 8 июня 1942 года недалеко от берегов Сицилии был потоплен итальянский эсминец «Антониотто Узодимаре». Командир атаковавшей его подводной лодки «Алаги» ВМС Италии, оправдываясь, говорил об отсутствии какой-либо информации о наличии своих судов в данном регионе.
Через год 11 июля 1943 года над Сицилией произошел еще один случай огня по своим. Группа из 144 американских военно-транспортных самолетов Дуглас C-47 с десантниками на борту была обстреляна английскими зенитчиками: 23 самолета сбито, 37 повреждено; в происшествии пострадало 318 человек, из них 83 убито. Таким оказалось начало Итальянской кампании союзников.
Непрошеная гостья
С октября 1941 года РККА по ленд-лизу эксплуатировала партию средних пехотного танков «Матильда» английского производства. Однако даже через два года эта бронемашина была незнакома многим солдатам Красной Армии. 13 августа 1943 года во время Смоленской наступательной операции «Матильды» 233-й танковой бригады РККА были обстреляны советской противотанковой батареей. В ответ танкисты обрушили огонь на артиллерийские расчеты, уничтожив два из них. В инциденте было потеряно три танка и 10 человек.
На безымянной высоте
В ночь на 14 сентября 1943 года группе из 18 сибиряков в составе 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии РККА была поставлена задача овладеть безымянной высотой 224,1 метр у деревни Рубеженка, которая обеспечивала удобный выход к реке Десна.
Однако, оказавшись отрезанными от основных сил и не в состоянии сдерживать напор превосходящих сил противника, командир группы младший лейтенант Евгений Порошин решил вызвать огонь на себя. После мощного артобстрела советских войск в живых осталось лишь двое. Этим событиям посвящена пеня Матусовского и Баснера «На безымянной высоте».
Смерть генерала
Бой над Нишем
7 ноября 1944 года американская авиация совершенно неожиданно подвергла бомбардировке советскую военную колонну возле югославского города Ниш. Происшествие имело все шансы перерасти в полномасштабную войну между союзниками.
Солдаты РККА отчаянно размахивали красными знаменами, убеждая пилотов ВВС США, что это не немцы. Но американцы их словно не замечали. Жертвами авианалета стали 34 человека, в том числе и командир корпуса, 39 солдат получили ранения, более 20 автомашин с грузами оказались сожжены.
В ответ навстречу американской эскадрильи взлетели восемь советских «Яков». Завязался непродолжительный воздушный бой: американцы сбили один из советских истребителей, нашим удалось поразить два «Лайтнинга». Только тогда американские пилоты опознали национальность «противника» и спешно ретировались.
По горячим следам американское командование извинялось за произошедшее на Нишем, называя это «досадным инцидентом». Оказывается они хотели атаковать немецкую колонну шедшую из Греции в Триест, но ошиблись на каких-то 400 километров.
Жертвы Кожедуба
17 апреля 1945 года в небе над Берлином Иван Кожедуб был атакован двумя американскими «Мустангами». Это странное нападение произошло после того, как советский летчик пытался защитить союзников от нападения «мессершмиттов».
В считанные минуты оба американских самолета были сбиты Кожедубом. Один из пилотов выжил. Когда его спросили, «кто его сбил?» он ответил: «Фокке Вульф». Однако не ясно, ошибся американский пилот или попросту отказался признать победу русского аса.
В самом конце войны Кожедубу пришлось еще раз столкнуться с бомбардировщиками американских ВВС. Тогда эскадрилья многомоторных гигантов, игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в советскую зону оккупации. Русский ас подстрелил три самолета – остальные обратились в бегство.
Френдли фаер. Подборка нелепых, трагичных и эпичных случаев в истории войн
Кармические совпадения, черный юмор, раздолбайство и злая ирония. Тут есть всё.
8 мая 1916 года — во время битвы при Вердене, когда французский форпост Форт-Дуомон был занят немецкой пехотой, в результате неосторожного приготовления огня взорвались гранаты, огнеметное топливо и тайник с боеприпасами. Сотни солдат были убиты мгновенно в огненной буре, в том числе весь штаб полка 12-го гренадерского полка. Хуже того, бегство некоторых из 1 800 раненых и почерневших от сажи выживших, убегавших от огня, были ошибочно приняты за нападение Французской Колониальной Африканской Пехоты и были обстреляны своими товарищами. Всего в этом пожаре погибло 679 немецких солдат.
17 марта 1917 года — немецкая подводная лодка SM UB-40 потопила британское госпитальное судно HMHS Lanfranc в Ла-Манше, когда оно перевозило раненых из Гавра в Саутгемптон. Среди пассажиров было 167 немецких военнопленных, из которых 18 были убиты и 15 ранены при затоплении.
Ночью в плохую погоду 16 сентября 1917 года британская подводная лодка HMS G9 приняла британский эсминец HMS Pasley за немецкую подводную лодку и атаковала торпедами. Пасли, ответил на атаку тараном подлодки. Почти разрезанная на две части, G9 затонула. Только один из членов экипажа G9 выжил.
Вторая мировая война
6 сентября 1939 — Всего через несколько дней после начала войны, в так называемой битве при Баркинг-Крик, три «Спитфайра» Королевских ВВС из 74-й эскадрильи сбили два «Харрикейна» из 56-й эскадрильи(тоже бритты) убив одного из пилотов. Один из «Спитфайров» был сбит британскими зенитками при возвращении на базу.
10 сентября 1939 — британская подводная лодка HMS Triton потопила ещё одну британскую подводную лодку HMS Oxley. После того, как Тритон выполнил команды, которые остались без ответа, он предположил, что обнаружил немецкую подводную лодку и выпустил две торпеды. Oxley был первым судном Королевского флота, которое было потоплено, а также первым судном, которое было потоплено британским судном в войне, убив 52 человека, только двое выжили. Оба судна патрулировали у берегов Норвегии (тогда нейтральных) Инцидент держался в секрете до 1950-х
10 мая 1940 — немецкие бомбардировщики Люфтваффе, отправленные бомбить город Дижон во Франции, вместо этого разбомбили немецкий город Фрайбург из-за навигационных ошибок, убив 57 человек
В мае 1941 торпедная атака ВВС флота была ошибочно проведена против HMS Sheffield во время охоты за немецким линкором «Бисмарк». К счастью, все одиннадцать торпед промахнулись
7 декабря 1941 — во время атаки на Перл-Харбор растерянные и неопытные морские зенитчики сбили несколько американских истребителей, которые были отправлены с USS Enterprise для укрепления обороны гавани. Пилот, лейтенант Джон Л. Дейнс также был убит дружественным огнем сразу после того, как сбил первый японский самолет этой войны.
21 февраля — во время Бирманской кампании, пилоты 1-й американской добровольческой группы (Flying Tigers) обстреляли отступающие силы британцев, которые были ошибочно приняты за наступающую японскую колонну, в результате чего погибло более 100 человек. Примерно в тот же день отступающие силы Британии с 300 транспортными средствами подверглись бомбардировкам и обстрелам со стороны ВВС Великобритании возле Мокпалина, Бирма,в результате чего более 110 человек погибли и 159 транспортных средств были уничтожены
14 апреля 1942— пилот истребителя Королевских ВВС Великобртании стреляет по зрителям во время демонстрации тактики наземного нападения на полигоне Имбер, Уилтшир, после того, как принял их за фиктивные цели в тумане. 25 убитых и 71 раненый.
Статья-источник. Там куда больше. Спасибо всем кто дочитал.
где самая эпичная история про захват пустого острова американцами во время второй мировой?
p.s. изложение по памяти, на точность не претендую.
Немного истории
Для тех, кто искренне офигевает от ситуации, сложившейся ныне в Среднеуральском женском монастыре.
Метал спасает людей
Почему Wall Street?
Уолл-стрит (англ. Wall Street) — название небольшой узкой улицы в нижней части Манхэттена в городе Нью-Йорк, ведущей от Бродвея к побережью пролива Ист-Ривер. Считается историческим центром Финансового квартала города
Название улицы происходит от городской стены, которая в XVII веке являлась северной границей голландского города Новый Амстердам (одно из первых названий Нью-Йорка). В 1640-е годы частокол и забор из досок отгородил жителей колонии. Позднее, по распоряжению Вест-Индской компании, губернатор голландской колонии Питер Стайвесант, используя рабский труд, построил более крепкий частокол. К моменту войны с Англией укрепленная 4 метровая стена из древесины и земли была укреплена созданными в 1653 году палисадами. Построенная стена защищала поселенцев от нападений индейских племён, колонистов Новой Англии и британской армии.
В 1685 году жители проложили дорогу вдоль стены, которую и назвали Уолл-стрит, что буквально означает «улица стены». В 1699 году стена была разрушена британцами.
В конце XVIII века в начале улицы росло дерево платан, возле которого продавцы и спекулянты торговали ценными бумагами. В 1792 году они решили закрепить свою ассоциацию «Платановым Соглашением» (англ. Buttonwood Agreement). Это и стало началом Нью-Йоркской фондовой биржи.
В 1889 году биржевой отчёт «Customers’ Afternoon Letter» стал именоваться The Wall Street Journal, получив своё название от улицы. В настоящий момент это влиятельная ежедневная деловая газета выходит в городе Нью-Йорке. Владеет газетой компания Dow Jones & Company.
Марлен Дитрих и Константин Паустовский.
«…Однажды я прочитала рассказ „Телеграмма“ Паустовского. (Это была книга, где рядом с русским текстом шёл его английский перевод.) Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома „Повести о жизни“ и была опьянена его прозой. Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Бакарак и я находились за кулисами. К нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом, так мне сказали в аэропорту в тот день, когда я прилетела. Я возразила: „Это невозможно!“ Нора уверяла: „Да, он здесь вместе со своей женой“. Представление прошло хорошо. Но никогда нельзя этого предвидеть, — когда особенно стараешься, чаще всего не достигаешь желаемого. По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени. Волнуясь о его здоровье, я хотела, чтобы он тотчас же вернулся в больницу. Но его жена успокоила меня: „Так будет лучше для него“. Больших усилий стоило ему прийти, чтобы увидеть меня. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“. В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно.»
В память об этой встрече Марлен Дитрих подарила Константину Георгиевичу несколько фотографий. Одна из них запечатлела Константина Паустовского и преклонившую перед любимым писателем колени актрису на сцене Центрального дома литераторов.