Что такое дружный класс
Статья по теме «Дружный класс»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дружный класс- залог хорошей учебы.
Залогом успеха активности учеников является дружный класс-команда, сплоченный единой целью. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к повышенной тревожности, страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности. Разногласия между детьми — обычное явление. Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным. Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, помочь ребенку выбрать кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, появится интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ученику ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение.
Классный час для 2 инклюзивного класса «Что такое дружный класс»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час на тему «Что такое дружный класс»
Цель: способствовать формированию благоприятного психологического климата в классе.
Участники: учащиеся 2-го инклюзивного класса.
Личностные: формирование уважительного отношения друг к другу; развитие доброжелательности, толерантности, нравственной отзывчивости; развитие умения выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Предметные: формирование знания детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, какие правила необходимо соблюдать при общении.
1. Организационный момент.
Добрый день! Очень рада всех видеть. Тема сегодняшнего занятия очень важна для каждого человека: и маленького и взрослого. Перед тем как начать этот важный разговор, мы договоримся о нескольких правилах (плакат):
1. Один говорит – все слушают.
2. Слушаем, но не критикуем.
3. Каждый говорит только за себя.
4. Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Определение темы классного часа
В этом ребусе зашифрована тема нашего занятия. Разгадайте его.
Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе и о том, что такое дружный класс.
Что означает слово дружба? Для чего нужна дружба людям? (Ответы детей.)
Считаете ли вы свой класс дружным?
Что нужно сделать для того, чтобы все в классе жили дружно?
Что может сделать для этого каждый из вас? (Ответы детей)
3. Составление таблицы «Дружный класс и НЕдружный класс»
Посмотрите на доску. Давайте заполним эту таблицу, записав черты дружного класса и НЕдружного класса (распределение записанных на листочках характеристик):
(Дети по очереди распределяют следующие характеристики: умение внимательно слушать, поддержка, умение вести диалог, подбадривание, утешение, уважение, радость; перебивание, игнорирование, избегание, обзывание, насмешки, критика, уныние).
В каком классе вам бы хотелось учиться? Почему?
Как чувствует себя человек, если он учится в дружном классе?
А если в НЕдружном классе? (Ответы детей)
4. Правила дружного класса
Дружба не появляется сама собой, ее нужно строить общими усилиями. Для того чтобы класс стал дружным, каждому из вас необходимо стараться соблюдать определенные правила. Давайте попробуем сформулировать такие правила. На этом плакате изображен дом; каждый кирпичик в нем – правило дружного класса. Начинаем строить ДОМ ДРУЖБЫ! (На доску прикрепляется плакат с нарисованным «домом», детям предлагаются пиктограммы или картинки с подходящими иллюстрациями для правил.)
МЫ В НАШЕМ ДРУЖНОМ КЛАССЕ:
1. Уважаем друг друга.
2. Помогаем друг другу.
3. Поддерживаем друг друга.
4. Защищаем друг друга.
5. Замечаем хорошее в каждом!
Сейчас мы проверим, получится ли у нас выполнить одно из правил дружного класса и найти хорошее в каждом человеке. У каждого из вас на столе лежит ладошка. Напишите на ладошке имя своего соседа по парте и несколько хороших слов про него. Если вдруг вам потребуется подсказка, посмотрите на листочки на партах.
(Дети работают в партах, записывая на «ладошках» хорошие качества соседа по парте.)
Молодцы! Эти ладошки нам еще пригодятся. А сейчас нужно разделиться на 4 команды.
В «волшебном мешочке» лежат геометрические фигурки разного цвета, ваша задача – вытащить одну фигурку и собраться в команды по цветам: команда синих, команда красных и т.д.
Каждая команда получит конверт с буквами, из которых нужно составить слово, а потом из этих слов у нас получится пословица.
(Дети делятся на 4 команды, после чего каждая команда получает набор букв и складывает одно слово из пословицы.)
Пословица: «Дружба заботой и подмогой крепка»
7. Оформление плаката
Отлично справились! Эта пословица может стать девизом вашего дружного класса. Мы написали эту пословицу на плакате, а сейчас наклеим на него ваши ладошки с написанными на них добрыми словами.
(На доску прикрепляется плакат с заранее написанной пословицей. Дети по очереди наклеивают на него подписанные «ладошки».)
Посмотрите, какой замечательный плакат получился. Повесим на стену плакат и свод правил!
Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте вспомним ещё раз.
Каким должен быть друг?
Перечислите правила дружбы.
(Дети отвечают на вопросы, анализируют пройденное на классном часу, участвуют в коллективном обсуждении.)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект плана работы методического объединения предметных областей технология, искусство, физическая культура и ОБЖ на 2019 – 2020 учебный год
Анализ работы школьного методического объединения учителей предметных областей технология, искусство, физическая культура и ОБЖ за 2020/2021 учебный год.
Разработка сценария проведения открытия недели эстетического цикла
Конспект развивающего занятия по профориентации 9 класс «Кем быть? Или выбор будущей профессии»
Самоанализ внеклассного мероприятия Самоанализ внеклассного мероприятия «День матери» в начальной школе
Рабочая программа по технологии за 5 класс
Классный час «Режим дня-залог здоровья»
Сценарий «Последний звонок» для 4 класса
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437601 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Статья «Дружный класс. Секреты дружного коллектива.»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дружный класс. Секреты дружного коллектива.
Важно ли, в каком классе учится ребенок: сплоченном или недружном? Может быть, нет никакой разницы? Ведь ребенок ходит в школу получать знания. В том то и дело, что это очень важно для правильного роста и становления личности. Именно гармоничная, теплая, дружеская атмосфера способствует формированию счастливого, успешного человека.
Класс – это сообщество ребят, которые волею судьбы должны существовать, учиться, расти вместе на протяжении 9-11 лет. И хорошо, если это дружный, энергичный, инициативный коллектив.
А если класс вовсе и не коллектив, а просто разрозненные, неинтересные друг другу люди, вынужденные находиться вместе? В таком случае тяжело приходится всем.
Что можно сделать, чтобы вынужденное нахождение вместе в одном замкнутом пространстве (класс, школа) превратилось в радость?
Естественно, за один день, как по мгновению волшебной палочки, такие чудесные метаморфозы не произойдут. Это кропотливая, целенаправленная работа классного руководителя, учителей, родителей и самих ребят.
Сначала нужно понять, чем живет каждый из ребят. Что ему интересно, чем увлекается, что его притягивает. Таким образом классный руководитель может составить представление о каждом ученике своего класса. После этого можно начинать работу по сплочению ребят в единый коллектив. Что для этого можно сделать?
Объединяют совместные значимые дела. Например, экскурсии. Когда собрана информация об интересах учеников, можно подобрать такие экскурсии, которые увлекут если не всех, то большинство учащихся. Это могут быть походы в театр, кино, музеи, выставки.
Сходили и забыли? Нет, можно оформить небольшой сюжет с фотографиями, интервью. И сделать это, к примеру, в специально заведенном толстом альбоме со значимым, объединяющим названием. Только не сваливать всю работу на одного человека, а распределить ее между одноклассниками: кто-то фотографирует, кто-то интервью берет, кто-то отвечает за оформление и т.д. Все будут делать одно дело, а это сплачивает, объединяет.
Зарисовки о жизни класса лучше, конечно, оформлять не только в бумажном варианте, но и электронном, чтобы каждый участник имел доступ, мог в любую минуту посмотреть, что нового происходит в коллективе.
Существуют ведь и дни рождения. В своем классе можно вывесить список дней рождений. Придумать, как их отмечать: поздравлением в виде открытки и небольшого подарочка, прикрепленного к ней, исполнения в честь именинника доброжелательной песни, стихотворения. Вариантов множество.
Часто разобщенность происходит из-за незнания ребятами друг друга. На классных часах, проходящих по расписанию каждую неделю, можно отводить по 5-10 минут, чтобы каждый мог рассказать, что нового произошло в его жизни.
Совместные мероприятия, проведенные с душой, не для галочки, создание традиций, интерес друг к другу сплачивают ребят в один дружный коллектив, в котором приятно и учиться, и учить.
Как сделать так, чтобы класс был дружным и сплоченным
Умение договариваться
Формирование дружной атмосферы в классе — это долгая и кропотливая работа.
В ее создании принимают участие:
Важно, чтобы все эти участники умели договариваться друг с другом и находить компромиссы.
Компромисс — разрешение конфликтной ситуации путем добровольного соглашения и взаимных уступок.
Примером компромиссного решения может быть выбор досуга. Классный руководитель стремится к тому, чтобы отдых учащихся был не только интересным, но интеллектуально насыщенным. Некоторые школьники не хотят посещать музеи, лектории, смотреть документальные фильмы и выслушивать длинные монологи экскурсоводов.
Классный руководитель может предложить компромиссный вариант: выбрать музей с интерактивными экскурсиями, где лекционная часть — небольшая по времени, а основное время занятия посвящено интерактивному усвоению материала в форме игры.
В любом классе периодически возникают конфликты. Их не нужно бояться, следует понимать их природу и механизмы урегулирования.
Конфликт — столкновение противоположных интересов между двумя и более участниками коммуникационного процесса.
Конфликты могут возникать между:
В любом из этих видов конфликтов стоит придерживаться следующих правил:
Ведущей стороной в разрешении конфликта должны быть педагоги, классные руководители, школьные психологи. Ученики и многие родители не обладают достаточным набором психологических компетенций, чтобы самостоятельно разрешить сложившуюся трудную ситуацию.
Часто конфликты возникают в следующих ситуациях:
Во всех этих случаях классному руководителю следует проявлять настойчивость и терпение в отстаивании единых правил, принятых в школе и классном коллективе.
Общешкольные и классные правила следует зафиксировать письменно, вывесить в классе и на школьном сайте. Можно также вклеить их в дневник или раздать ученикам и родителям в виде буклетов.
На одном из первых мест в этих правилах следует написать, что от единства класса, его дружности и сплоченности зависит успех каждого ученика, его психологическое и физическое здоровье.
В школе дети проводят по 5-6 часов день, а иногда и больше. От того, насколько им в ней комфортно, зависит их общее состояние, продуктивность учебной деятельности, эмоциональный настрой. Известно, что многие заболевания имеют психосоматический характер. Поэтому атмосфера в школе и классе напрямую влияет даже на состояние здоровья ученика.
Важно доносить до родителей эту информацию. Объяснять им, что они активные участники педагогического процесса, которые должны помогать создавать для своих детей комфортную образовательную среду.
Для того чтобы родители содействовали сплочению классного коллектива, следует проводить с ними систематическую работу.
Формы работы с родителями:
Важно привлекать родителей к совместным делам класса и школы. Это содействует профилактике конфликтов, укрепляет доброжелательные отношения между детьми и родителями, укрепляет доверие к педагогам.
Среди учащихся умение договариваться развивается постепенно, путем целенаправленной работы всего педагогического коллектива, в том числе школьного психолога.
Формы работы с учениками:
Пример упражнения, который можно практиковать в разных формах классной работы — «Позиция с другой стороны». Ученикам рассказывается пример любой ситуации и дается задание описать ее с позиции разных участников. По мере выполнения задания учащиеся учатся вживаться в роль другого человека, начинают осознавать, что любая ситуация гораздо более сложная и неоднозначная, чем представляется вначале.
Умение слушать
Одним из главных правил вежливости является умение слушать. Этот навык начинает формироваться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
Слушание делится на 2 типа:
Атмосфера в классе во многом зависит от того, насколько учащиеся умеют активно слушать друг друга.
Для развития навыков активного слушания применяются различные методы и приемы.
Упражнения для развития активного слушания:
При возникновении в классе конфликтной ситуации необходимо, чтобы участники выслушали друг друга. Это можно сделать во время классного часа или другого воспитательного мероприятия. При этом перед началом коллективной беседы следует сформулировать правила мирных переговоров.
Правила конструктивной дискуссии:
Когда каждый из учащихся понимает, что его мнение слышат и учитывают, то обычно рано или поздно он тоже соглашается на один из компромиссных вариантов.
Другие правила дружного класса
В начале учебного года полезно сформулировать правила дружного класса. Впоследствии они могут обновляться и дополняться.
Дети будут гораздо лучше относиться к правилам класса, если они сами будут участвовать в их формировании. Навязанные классным руководителем правила вызывают у многих учащихся сопротивление. При этом те же самые пункты, принятые в ходе обсуждения и голосования, вызывают совсем другую реакцию.
Примерные правила дружного класса:
Можно также выбрать символ и любимую песню класса, создать эмблему, придумать речевки, написать сочинение на тему «Идеальный класс моими глазами».
Примеры девизов класса:
Примеры из практики
На практике часто встречаются ситуации, когда единство класса находится под угрозой.
Наиболее частые случаи:
Объединение двух классов
При слиянии классов практически всегда возникают трудности интеграции. Для того чтобы ученики объединились необходимо:
Ученики-изгои
Один или несколько учеников могут находиться в классе в изолированном положении. Для того чтобы они стали частью коллектива, для начала нужно понять причины их неприятия другими детьми.
Типичные причины изоляции:
В каждом из случаев нужна своя программа корректировки поведения этих учеников и класса в целом.
Мероприятия по интеграции изолированных учеников:
Расслоение на «успешных» и «неуспешных»
Часто дети учатся вместе с начальной школы или даже детского сада. По мере взросления может происходить расслоение учеников по признаку успешности.
Три подруги вместе с раннего возраста. При переходе из начальной в старшую школу одна из них становится отличницей, две других испытывают сложности в учебе и давление со стороны учителей. Они начинают чувствовать злость и зависть по отношению к бывшей подруге.
Причиной такой конфронтации часто являются сами взрослые. Для того чтобы подобных конфликтных ситуаций не возникало, следует придерживать следующих правил:
Дружный класс – это реально?
Развиваться и развиваться!
Это нормально, когда класс развивается. Несмотря на то, что все это требует огромных душевных сил. Причем речь не только о развитии в плане школьной программы. Ведь за школой есть другие вещи, которые помогают развитию. Культура. Спорт. Совместные походы и пр.
Но что делать, если дети дружат группами друг против друга? Или случится вдруг несчастная любовь? Или одноклассники не признают…
Неформальная внеурочная жизнь
Развитие школьного класса всегда стихийно. Но это если никто не возьмется за него. Яркая внеурочная неформальная жизнь, устроенная классным руководителем (как и математичками или русичками, с которыми общение вне школы может хорошо наладиться в такой атмосфере) ориентированная на развитие, отлично меняет ситуацию.
Чтобы стать таким, классному руководителю надо многому учиться. Он должен любить походы и брать в них своих ребят. У него должны быть внешкольные интересы, которые увлекут учеников. Водя по театрам и музеям своих воспитанников, он должен делать ради эстетики, а не потому, что это так надо. Наконец, он должен стать человеком, способным разбудить в детях сострадание к тем, кто в нем нуждается, и желание помочь другим.
Собственно, в этом списке намного больше качеств. Но главное во всем – жить интересно!
Могут ли родители помочь в объединении класса? Да. Но это удается единицам. Ведь мало кто из учеников хотел бы быть похожим на своих «предков»…
Взаимовыручка и совместные мероприятия
Опытные классные руководители говорят, что среди детей часты случаи взаимовыручки. Случаев немало, когда вдруг ребята, не отличающиеся симпатиями друг к другу, в сложных моментах демонстрируют удивительные примеры милосердия. Это надо всячески поддерживать.
Прекрасно себя показывают спектакли, устроенные после уроков, конкурсы с награждениями победителей, экскурсии совместные (вместе решайте, куда идти). В итоге, пойдя на экскурсию, дети не просто идут каким-то путем. Они делают это увлекательно. Скажем, дружно устраивая пикник с чаем.
Самостоятельность
Не сразу, но костяк класса сложится, появятся лидеры, «правые руки», а не ябеды. То есть те, на кого учитель может положиться. В таких ситуациях дети не ждут вмешательства классной, а сами наводят порядок, не прибегая ни к силе, ни к оскорблениям.
Изгоев быть не должно
Безусловно, не без иерархии в классе. Она неизбежна, говорят специалисты. Как и лидеры, есть в классе и изгои, обладающие низким уровнем адаптивности. Все гнобят такого ребенка? Виноват учитель. Не дал понять детям, как это мерзко, не проговорил с ними ситуации, чтобы обидчикам стало понятно, как оно – быть изгоем.
В дружном классе не будет таких противоречий. Если они и появятся, класс избавится от них без агрессии.
Лидеры…
Случилась беда. Девочка оказалась на больничной койке. Вдруг палату заполнили ее одноклассники, которые не любили ее. А позднее они навещали одноклассницу, устраивая даже дежурства. Словом, девочки, и не подружки болящей девчушки, на это всех настроили.
В чем дело? В эмоциональном лидерстве, которое проявляется, по словам психологов, в таких ситуациях. Такие ребята становятся активными, ведь им доверяет весь класс.
Когда же класс будет дружным?
Это может случиться, если: