Что такое дуальный договор

Дуальное обучение

Нестерова И.А. Дуальное обучение // Энциклопедия Нестеровых

Понятие дуального обучения

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Дуальное обучение появилось в России сравнительно недавно, однако уже является очень востребованным подходом к обучению новых профессиональных кадров. Особенностью дуального обучения является сочетание практического опыта и теоретического обучения. Отсюда и трактовка термина «дуальное обучение»:

Дуальное обучение являет собой сочетание обучения теоретическим основам в учебном заведении и практики в профильной организации.

Дуальное обучение появилось в Европе. Если говорить точнее, то родиной дуального обучения являются Германия и Австрия. Именно там появилась практика сочетания академического образования с практическим обучением на потенциальном рабочем месте. Особенно следует подчеркнуть успехи Германии на поприще дуального обучения: развивая и совершенствуя дуальную модель, страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В Германии высоко развит институт наставничества, который является основой дуального обучения.

Дуальное обучение предполагает вовлечение предприятий и крупных организаций в процесс подготовки высококвалифицированных молодых кадров. Советское образование в свое время успешно использовало элементы дуального обучения и в школах и в СПО и в вузах. Однако развал СССР привел к упадку отечественного образования и отходу от дуального обучения. В начале двухтысячных дуальное обучение стали продвигать как инновационный метод в образовании. Однако, с этим можно поспорить.

Успешные примеры использования дуального обучения в России были зафиксированы лишь в 2010 году, когда в сентябре ООО «Фольксваген Груп Рус» запустило программу дуального обучения в области мехатроники. Она была нацелена на подготовку рабочих и технологов для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода [1].

Предпочтение отдаётся теоретическим основам (60% всего времени)

Предпочтение отдаётся практическим основам (60% всего времени)

Производственная практика до 40%

Производственная практика занимает до 75% всего времени обучения

Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС.

Образовательная программа, составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и потребностями реального работодателя-партнера.

Производственная практика либо полностью формальность, либо не отвечает реальным требованиям потенциальных работодателей.

Производственная практика проходит в реальных рабочих условиях.

Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации.

Дуальное обучение позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии.

Обучение коммерческое или бюджетное

Обучение спонсируется предприятием

Курсовые и дипломные зачастую не представляют никакой практической ценности и являют собой формальность. Они обычно не отражает специфику производства.

Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера.

Наставничество зачастую очень

Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами.

Итак, дуальное обучение подразумевает участие крупного бизнеса в воспитании квалифицированных кадров на базе современного российского образования. Участие предприятий в дуальном образовании является элементом социальной ответственности предпринимательства. Именно профессиональные кадры смогут развивать отечественную промышленность, здравоохранение и культуру.

Организация дуального обучения

Дуальное образование предполагает построенное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов определенного профиля в рамках взаимодействия, которое базируется на трех основополагающих методах:

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Цели дуального обучения

Если внимательно рассмотреть представленные на рисунке выше цели, то можно выделить важный аспект: в организации дуального обучения в России необходимо участие государства.

Организация дуального обучения в современных российских условиях предполагает сотрудничество и как его следствие, большую совместную работу образовательных организаций и предприятий. Подготовка выпускников должна и в учебном заведении проходить на высоком уровне в соответствии с потребностями предприятия. Для этого преподаватели должны проходить подготовку на базе предприятия. Реализация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке педагогического персонала требует тесного взаимодействия специалистов предприятия и преподавателей образовательного учреждения по совместно разработанному плану, а также повышения их квалификации и стажировки на производственных участках завода [2].

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Схема дуального обучения

Организация дуального обучения требует заключение договора между студентом и организацией, на базе которой будет реализовано дуальное обучение.

Договор о дуальном обучении представляет собой письменное соглашение между обучающимся, организацией, предоставляющей рабочее место для прохождения практического обучения, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения дуального обучения.

Организация дуального обучения предполагает наличия следующих компонентов:

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

В настоящее время многие учебные заведения готовы к организации дуального обучения. Несмотря на это, процесс его реализации затруднен выбором предприятий, готовых сотрудничать с заведением СПО или вузом. Для вузов и заведений СПО лучшим вариантом считаются инновационные, экономически развитые предприятия. Но такие предприятия зачастую не готовы брать к себе на практику студентов.

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Шаги реализации дуального обучения

Теперь следует рассмотреть основные критерии, на которые опираются образовательные учреждения при выборе предприятий для участия программах дуального обучения:

В процедуре организации дуального обучения в вузе или в заведении СПО есть проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это, прежде всего это то, что потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая, что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. Другой проблемой является то, что студенты не видят себя в профессии. Многие поступали не по призванию, а «куда проще и дешевле». Как результат – острая нехватка квалифицированных кадров.

Для решения заявленных проблем необходимо вмешательство государство. Нужно организовать занятия по профориентации в старших классах школ и гимназий, чтобы ребенок уже мог понимать, что ждет его на той или иной работе.

Источник

Дуальная система

В России вводится дуальное образование. Что это значит?

Происхождение

Родина дуального образования – Германия. К ее опыту с интересом присматриваются другие европейские государства, ведь, в отличие от них, в этой стране Европы самая низкая безработица среди молодого населения. Вызвала дуальная система и интерес в России, где к 2020 году предполагается создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

У истоков системы стоял Георг Кершенштайнер (1854–1932), учредивший в Мюнхене ряд профессиональных школ. Впрочем, сам термин дуальная система появился позднее – на рубеже семидесятых годов ХХ века. Сегодня в программе участвует каждое седьмое предприятие Германии.

В общих чертах, немецкий опыт таков: теоретическое образование будущего рабочего проходит одновременно с его практикой на предприятии. Подобная схема занятости разгружает головы учащихся: не нужно прилагать специальных усилий к запоминанию того, что сразу будет закреплено на практике. Вопрос «Зачем я всё это учу?» тоже отпадает сам собой, ведь юные жители Германии имеют возможность сразу попробовать свои силы в реальной работе и увидеть результаты сделанного, а это неплохо мотивирует!

Немаловажно, что подобный труд считается уважаемым и относительно него не сформировано негативных стереотипов – благодаря превосходно организованным условиям труда, а также привычке родителей переставать «спонсировать» выросшее чадо. Наряду с дипломом учебного заведения, выпускники получают профессиональные сертификаты. А для предприятий участвовать в проекте дуального образования выходит дешевле, чем переучивать готовых специалистов в соответствии с современными требованиями.

Правда, всё это не объясняет, как перенятая система сможет функционировать в России. Думается, именно на российском видении дуального образования и стоит остановиться подробнее.

Преимущества

Только представьте себе: вы можете развиваться как профессионал-практик, обучаясь на очном отделении ссуза (обычно практикоориентированность – удел студентов-вечерников). Ваше образование можно будет назвать комплексным – никакой другой вид образования пока таковым не назовешь! Ваши наставники построят ваше обучение с учетом современного экономического контекста, а вашу учебно-рабочую неделю составят дни аудиторной учебы – и дни работы на предприятии, причем работать вы будете больше, чем учиться.

Как поступить

Дуальное образование сегодня реализуется в нескольких регионах России, специально выбранных для этого Агентством стратегических инициатив. На участие в проекте претендовал примерно каждый третий российский регион, и победу одержали автопром Калужской области, авиация Ульяновской области, двигателестроение и фармацевтическая промышленность Ярославской области, машиностроение Красноярского и Пермского краев. Хороший потенциал выявлен и у Волгоградской, Московской, Нижегородской, Свердловской областей и Татарстана – они вышли в финал. Также независимо от конкурса отдельные предприятия в разных уголках страны изъявляли желание участвовать в дуальном образовании учащихся.

Колледжи, сумевшие уловить это веяние времени, считаются инновационными – и рассказывают на своих сайтах о том, как именно реализуется в их стенах дуальное обучение. Нашли подобное упоминание в Интернете? Выясните подробности – например, о том, на каком курсе организуется дуальное образование и как выглядит договор, который заключает с предприятием учащийся, желающий такое образование получить.

Да-да, договор, тут всё серьезно! И это не единственное официальное соглашение, заключаемое в процессе реализации дуального образования. Так, договор учебного заведения с предприятием, помогающим воплощать в жизнь такие программы, обновляется ежегодно, поэтому, если вы приметили колледж, где практикуется дуальное образование, не переставайте следить за ситуацией: зайдите на его сайт еще раз, когда в ссузе придет время заключать этот договор заново, и проверьте, всё ли в порядке.

Сколько ребят отправятся получать дуальное образование и кто конкретно это будет, определяют совместно и ссуз, и предприятие. Поэтому совет вам такой: постарайтесь искренне интересоваться выбранной специальностью и быть на хорошем счету у педагогов. Хорошими также должны быть репутации как ссуза, так и предприятия: сотрудничество средненьких учреждений дуальным образованием назвать нельзя.

Программы

Одно из отличий дуального обучения от обычной практики на производстве состоит в том, что учебную программу для дуального образования ссуз разрабатывает совместно с предприятием-партнером. Таким образом, доля запланированных практически значимых знаний и практических занятий становится выше. Предприятие следит за тем, чтобы все необходимые компетенции были объяснены в аудиториях и закреплены на практике. И, конечно, с его подачи устанавливается список предметов, составляющих минимальное материально-техническое обеспечение полноценной учебы. Откуда такая заботливость? У компании есть прямой интерес – она заинтересована в новых высококвалифицированных кадрах.

Со стороны колледжа за реализацию программы дуального образования отвечает куратор.

Требования предприятия

С обычных практикантов спрос небольшой: они еще многого не знают и не умеют, и их практика получается во многом искусственной. Другое дело – учащиеся, вовлеченные в систему дуального образования. От них могут потребовать знать не только правила пожарной безопасности и охраны труда, но чуть ли не устав предприятия – ведь они в большей степени являются его «сотрудниками», чем те, кто проходит практику. А значит, обучающиеся по дуальной системе обязаны хранить сведения, составляющие тайну компании, учиться модифицировать свои обязанности применительно к работе в чрезвычайных ситуациях и даже тренироваться в принятии управленческих решений.

Всё это объяснят им наставники, закрепленные за группой на период практического обучения. Причем некоторых наставников подготовят непосредственно немецкие специалисты, хорошо знакомые с системой.

Впрочем, несмотря на богатство предполагающегося рабочего опыта, выходить за рамки разработанного учебного плана участникам программы нельзя!

Бонусы

По результатам работы по дуальной программе можно оформить портфолио, которое пригодится на собеседовании при трудоустройстве. С составлением портфолио учащемуся поможет куратор. Правда, предприятие, на котором работал студент, не обязано впоследствии принимать его на работу. Не обязано – но вправе. И при прочих равных его отдел кадров не может не предпочесть такого человека кандидату со стороны.

Вы уже поняли: схалтурить участнику программы дуального образования не получится. Но неужели ничего «детского» не остается при таких условиях учебы-работы? Остаётся. Это каникулы! У обычных рабочих каникул не бывает, только отпуск. Правда, сроки каникул хорошо бы согласовать с предприятием, ведь теперь вы человек занятой.

Татьяна Карпеченко, журнал «Абитуриент»

Источник

Дуальная система обучения в высшей школе: особенности организации

Duales Studium, или дуальное обучение, — наиболее известный тренд в мировой практике обучения, который зародился в Германии. Дуальное обучение предполагает, что студенты проходят теоретические основы в университете, а практические навыки получают уже на рабочем месте, то есть в конкретной организации, решая реальные задачи.

Развивая такую модель обучения, Германия добилась успехов в подготовке молодых кадров. Экономический кризис 2008−2012 гг., из которого страна вышла с незначительными потерями, подтвердил эффективность такого формата обучения.

Наблюдая за успехами Германии, многие страны решили заимствовать опыт дуального обучения, адаптируя его под национальные особенности. На сегодняшний день немецкая модель нашла применение в Испании, Италии, Китае, Греции, Румынии и Южной Корее.

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Дуальное обучение пришло и в Россию. Один из первых примеров использования этой модели — в компании «Фольксваген». В 2010 году компания запустила программу дуального обучения в области мехатроники. Цель программы заключалась в том, чтобы подготовить рабочих и технологов для строящегося автомобильного завода.

В развитии и внедрении практики дуального обучения в России было заинтересовано не только АСИ, но и Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда, Министерство образования и науки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата.

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Ключевыми задачами при реализации проектов по модели дуального обучения стали выработка современных моделей и форматов взаимодействия образовательных организаций и предприятий в подготовке молодых кадров, стимулирование и мотивация участия работодателей в финансировании нового формата программ обучения.

В чем же именно заключаются преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным?

Таким образом, дуальное обучение предполагает активное участие компаний в обучении и подготовке квалифицированных сотрудников. Участие компаний в дуальном обучении является элементом социальной ответственности, поскольку именно специалисты с хорошей подготовкой способны развивать экономику страны.

Какие выгоды получат разные участники дуального обучения?

Предприятия — квалифицированных специалистов, которые полностью соответствуют их требованиям.
Вузы — гарантированное трудоустройство выпускников, возможность стажировки преподавателей и выпускников, реализация программ в рамках социального партнерства.
Государство и общество — экономия госбюджета, решение проблемы дефицита рабочей силы, ускорение инновационных процессов и развитие экономики страны.

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Организация дуального обучения в России предполагает сотрудничество и совместную работу образовательных учреждений и предприятий. Готовить студентов в учебных учреждениях должны в соответствии с запросами и потребностями предприятия. А для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы преподаватели проходили подготовку и переподготовку на базе предприятия.

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

На сегодняшний день многие учебные заведения готовы к внедрению дуального обучения. Однако процесс реализации затруднен выбором предприятий, которые готовы сотрудничать с образовательным учреждением.

Для вузов лучшим вариантом считаются инновационные и экономически развитые предприятия и компании. Есть небольшой нюанс: не все такие предприятия готовы взять под крыло студентов.

Кроме того, стоит учитывать, что негативное отношение к участию в дуальной системе формируется из-за необходимости финансового обеспечения и сопровождения дуального обучения.

Дополнительным отягчающим фактором является необходимость получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Здесь подразумевается, что организации нужно выполнить целый ряд лицензионных условий.

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Имеет место и другая проблема — студент не видит себя в профессии, поскольку выбирал специальность не очень осознанно. В результате всего получаем нехватку квалифицированных специалистов.

Решить эту проблему можно с помощью занятий по профориентации в старших классах школы. Так ребенок и будущий студент сможет понимать, что ему интересно и что его ждет на потенциальной работе.

Опыт вузов, которые применяют дуальное обучение

В КарТУ (Карагандинский государственный технический университет) создали инновационно-образовательный консорциум, который объединил в себе университет и 55 крупных промышленных предприятий. В основе всего лежит распределенный учебный процесс, где теоретические знания студенты получают с использованием веб-ресурсов и онлайн-обучения вечером, а практические — вечером на производстве.

В ТПУ (Томском политехническом университете) по запросам крупнейших российских и зарубежных компаний абитуриенты проходят конкурсный отбор. С будущим студентом заключается договор, который гарантирует трудоустройство в организации, дополнительные меры соцподдержки от работодателя, прохождение практик и стажировок на будущем месте работы.

В ИнЕУ (Инновационный евразийский университет) в рамках обучения по дуальной модели студенты в течение 3-х курсов бакалавриата получают теоретические знания в вузе, а затем переходят к получению практических навыков.

Опыт вузов показал, что дуальное обучение может по-разному реализовываться в вузах. И действительно, Закон «Об образовании» предполагает, что в вузах могут создаваться кафедры, которые будут обеспечивать практическую подготовку студентов на базе коммерческих предприятий. Главное, чтобы организация подходила по профилю обучения студента в вузе.

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

Особенности работы в дуальной системе для преподавателей

Рефлексия в производственной практике обучающихся имеет большое значение, так как именно рефлексирующее осмысление своих первых шагов в избранной профессии нацеливает будущего специалиста на более осознанное и активное управление собственной карьерой.

Рефлексия может быть как устной, так и письменной в формате эссе или мини-сочинения. В вузе рефлексия может быть организована в группе студентов или проводиться индивидуально каждым учащимся.

Ценность рефлексии напрямую зависит от того, насколько глубоко студент осознает значимость учебной работы, причины своих успехов и неудач.

Наиболее эффективно рефлексия проходит в формате дискуссий, мозговых штурмов и круглых столов, когда у студентов есть возможность оценить результаты своей деятельности и сравнить ее с результатами деятельности коллег.

Что такое дуальный договор. Смотреть фото Что такое дуальный договор. Смотреть картинку Что такое дуальный договор. Картинка про Что такое дуальный договор. Фото Что такое дуальный договор

В целом, дуальное обучение в вузе — перспективное направление для развития в России. Но важно понимать, что помимо плюсов, есть и минусы: недостаточное финансирование и отсутствие заинтересованности у работодателя принимать к себе новоиспеченных студентов.

Что касается самих студентов: они не всегда после школы представляют свою будущую профессию, сомневаются, сможет ли выбранная профессия реализовать их потенциал. Если человек неверно выберет для себя работу и компанию по дуальной модели, он должен будет отрабатывать вложенные в него средства. Впоследствии это может стать обременительным для специалиста.

В такой ситуации кажется разумным реформировать систему образования для того, чтобы студенты получали действительно полезные и актуальные знания. Понятно, что процесс реформирования образовательной системы может занять значительное время и для решения задачи потребуется привлечь множество ресурсов. Но в результате выиграют все — и студенты, и вузы, и работодатели.

Источник

ТОГИРРО

13.12.2016

Что понимается под дуальным образованием?

«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);

преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Какими документами регламентируется дуальная подготовка студентов?

Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

Термин «дуальное образование (обучение)» пока что не определен на федеральном уровне и может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента.

Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне ведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.

На данный момент в Российской Федерации отсутствует опыт разработки документов, закрепляющих требования к дуальной модели образования на федеральном уровне, в дальнейшем предполагается обсуждение возможности разработки необходимой нормативно-правовой базы соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Каким образом обеспечивается целевой набор студентов в группы?

Обеспечение целевого набора требует системной работы на уровне региона.

Выбор координатора процесса внедрения и реализации модели дуального образования в регионе является первоочередной и одной из ключевых задач, так как координатор в оперативном режиме обеспечивает успешную реализацию процесса в целом и отвечает за исполнение отдельных его этапов.

Качественное прогнозирование отраслевых и региональных потребностей является одним их ключевых аспектов успешного функционирования дуальной модели образования, так как позволяет определить согласованный региональными представителями власти, предприятиями-работодателями и образовательным сообществом фокус направления подготовки специалистов и в последующем правильно выстроить соответствующие программы подготовки кадров.

Система профориентации направлена на то, чтобы создать почву для пересечения интересов личности, системы образования, работодателя, государства. Профориентация является действенным инструментом своевременного профессионального самоопределения человека, в соответствии с чем должна осуществляться как можно раньше (например, в Германии активная профориентационная работа начинается с 5 класса).

Профориентационная работа является важнейшим фактором, обеспечивающим осмысленный выбор школьниками профессий и специальностей, наиболее перспективных с точки зрения развития региона и обеспечения баланса между результатами прогноза потребности в кадрах и спросом на обучение.

Возможно ли начать реализацию программ дуального обучения студентов со 2-3 курсов?

Да, это возможно. Регламентируется договором о сотрудничестве между профессиональной образовательной организацией и организацией работодателей. Одним из пунктов договора является описание условий и порядка осуществления образовательной деятельности в рамках договора, в том числе, распределение между организациями выполняемых ими обязанностей при реализации программы (или ее части), перечень ресурсов, которые будут использоваться каждой организацией в ходе выполнения договора; порядка организации академической мобильности обучающихся, то есть их перехода из одной организации в другую на определенный период времени.

Возможен ли отбор и обучение студентов на предприятии только части (10 чел) учебной группы? Проходят ли проф.пробы студенты с целью отбора в группу дуального обучения? Какие?

Отбор возможен. Как правило, он проводится после первого курса. При этом критерии и процедуры (правила) отбора разрабатываются совместно сотрудничающими организациями (колледжем и предприятием), они должны быть заранее доведены до сведения студентов и их родителей (законных представителей). Отбор может производиться по итогам собеседований или практических заданий (в том числе, и в форме профессиональных проб, например, во время учебной и (или) производственной практики); по результатам обучения на первом курсе.

Существует ли обязанность Предприятия платить студентам стипендии во время теоретического/практического обучения? Возможно ли отнесение данных затрат на себестоимость?

Обязанности, закрепленной законодательно на федеральном уровне, нет. Этот вопрос может регулироваться на региональном уровне. И, как правило, предприятия платят студентам стипендию, ее размер отличается в разных регионах и устанавливается, обычно, в рамках ученических договоров (см. Приложение 1 к Методическим рекомендациям: Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров)

Агентством стратегических инициатив прорабатывается вопрос внесения изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

На Портале нормативно-правовых актов РФ можно ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации предприятий к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров». Указанный Законопроект предусматривает внесение изменений в подпункт 23 пункта 1 и пункт 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных с образовательными организациями в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Указанные расходы будут признаваться при условии, если хотя бы хотя бы один из учащихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор на срок не менее одного года. Данный Законопроект проходит оценку регулирующего воздействия.

Какое соотношение практического и теоретического обучения рекомендуется по дуальной модели? Есть ли рекомендуемый календарный учебный график (по годам)?
Какие дисциплины, профессиональные модули и на каких курсах преподают студентам мастера производственного обучения (из колледжа), наставники с предприятия, преподаватели учебного центра предприятия?

Ответы на каждый из этих вопросов зависят от особенностей профессии, специальности. Нельзя указать что-либо единое по каждому из вопросов. Существуют общие принципы и подходы, позволяющие прийти к верному решению.

Необходимо подчеркнуть первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций); преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения. Подробнее об этом можно прочитать в учебном центре Маяка профессионального образования.

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Каким образом осуществляется промежуточная аттестация студентов? Как организована практическая часть экзамена по профессиональному модулю? Кто входит в экзаменационную комиссию? Кто составляет теоретические вопросы, практические задания для оценки результатов обучения студентов?

Промежуточная аттестация студентов носит «плавающий» характер. Экзамен проходит после завершения профессионального модуля. Возможны варианты проведения процедуры экзамена (по принципу «здесь и сейчас»; защита проекта; защита и (или) экспертная оценка портфолио студента). Ее выбор зависит от специфики профессии, специальности и конкретного профессионального модуля. Необходимо провести анализ необходимых условий и ресурсов для проведения экзамена. Подробнее см. Концепцию и методику разработки оценочных средств для проведения квалификационных испытаний.

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

Оптимальное (рекомендуемое) число закрепленных студентов за одним Наставником от Предприятия?

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?

Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения.

2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности.

3. Проектирование профессионального обучения.

4. Организация и ведение профессионального обучения.

5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

6. Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *