Что такое духовная чистота
Духовная чистота
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.
У Бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.
Главное, чтобы душа у тебя была радостна и чиста.
Чистота духовная паче телесной.
От чиста сердца чисто зрят очи.
Духовная чистота как качество личности – способность воспринимать и взаимодействовать с окружающим миром напрямую, посредством души, не закрытой и блокированной ложным эго, ненасытными чувствами и хаотичным, эгоистичным умом.
Человек – это духовная сущность. Многие отождествляют себя с телом, не понимая, что тело всего лишь временная грубая оболочка души. Помимо грубой оболочки, душа покрыта оболочкой тонкого тела. Это, прежде всего, ум, разум и ложное эго. Сама по себе душа имеет природу счастья, вечности и полного знания. Поэтому душа постоянно генерирует энергию радости, оптимизма, энтузиазма и счастья. Душа всегда чиста, как слеза младенца. Душа, как свет, как Божья искра внутри человека, не бывает плохой и грязной.
Откуда ж тогда берутся преступники, злодеи, завистники, расисты, словом, порочные, невежественные люди, стремительно катящиеся и неизменно попадающие в болото деградации? Раз все люди – родственные души, если в каждом человеке есть представительство Бога — совесть, почему ж на свете столько злых, бессердечных и бездушных особей, почему наплодилось огромное количество людей, лишенных сострадания и милосердия к ближнему? Почему душа с ее энергией любви, радости и счастья не превращает каждого человека в олицетворенное добро, заботливость и порядочность?
Дело в том, что дух и материя не соединяются, не соприкасаются. Грязь материального мира мешает душе проявлять позитивные эмоции счастья. Оболочка тонкого тела – ложное эго, ум, разум, находится вокруг души. Поэтому энергия души порой не может пробиться через эту оболочку, оскверняется и меняет своё качество. Например, свет проходящий через разноцветные стекла, меняет своё качество. Проходя через коричневое стекло, он становится коричневым, через грязные разводы на стекле – серым и тусклым.
Чистые желания души, проходя через оболочку тонкого тела, оскверняются. Например, все знают свойства электричества. Однако использовать его можно по-разному – можно обогревать квартиру, а можно направить для получения холода в холодильнике. Душа хочет любить и заботиться о других людях, но, проходя через фильтры тонкого тела, становится непонятным, что она хочет любить и о ком заботиться. Оскверненная энергия души может превратиться в любовь к деньгам, разврату, пьянству, наркотикам. Заботиться она желает о самой себе, становясь меркантильной и циничной в отношениях с окружающими.
Если у человека раздутое ложное эго, оно, как злобный Цербер, лишает душу права голоса. Представьте себе, что душа – это лампочка. Она находится в условиях военного времени, когда от человека требуется соблюдать правила светомаскировки, чтобы вражеские самолеты не могли прицельно бомбить город. Лампочку плотно накрывают черным непроницаемым покрывалом. Полная темень. Лампочка светит, но никто не видит ее света. Так и с душой. Под плотным покрывалом эгоизма и корысти, она не может доставить наружу свою энергию счастья.
Духовная чистота – это когда душа может свободно излагать свои желания. Духовная чистота – это когда голос души не глушится ложным эго, похотливым умом и ненасытными чувствами. Это когда нет цензуры за порывами души. Духовная чистота – это когда душа может свободно общаться с разумом и принимать с ним совместные решения. Приняв решение, разум потирает ладоши, а душа радостно хлопает в ладоши.
Главные враги духовной чистоты – эгоизм и корысть. Эгоизм – это сила, загрязняющая наше мировосприятие. Махровый эгоист живет исключительно ради себя, каждое слово и действо он направляет в угоду себе. Поэтому он постоянно находится в антагонизме с миром. Эгоизм рождает эгоизм. В любом общении эгоизм встречает противостояние и отторжение. Как из рогатки невозможно подбить танк, так и посредством души нельзя пробить броню запущенного эгоизма. Душа желала б явить миру свои чистые намерения, но когда на твоем пути ложное эго построило несколько укрепрайонов, пробиться в мир через дзоты эгоизма становится невозможным.
Когда людям задавали вопрос: «Что они понимают под духовной чистотой?, получали довольно интересные, соответствующие истине ответы. Так Ольга К сказала: — Чистота души для меня тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. Но к сожалению, когда человек становится всё старше и старше, он загрязняет свою душу “человеческим” мусором. И только те, в чьих сердцах ещё остаётся тлеть уголёк святого, идут к Богу, т.к. “только чистые сердцем” могут принять Бога. К сожалению все мы хотим иметь чистую квартиру, чистые вещи и т.д., то есть чистоту физическую, но не каждый задумывается о своей духовной чистоте. И если человек сразу не задумывается об этом, ему всё равно придётся пройти “очистку”, только уже пройдя различные сложности.
Александр Ц высказал такую точку зрения: — Что значит быть чистым как ребёнок? Для этого нужно из глубины памяти вынуть и вспомнить мгновения своего детства. Тогда, когда мир для нас был очень большим, интересным и непонятным. Когда сердца наши были наполнены любовью и радостью. Мысли были красивы, чисты и полны фантазий. Душа была как белоснежное покрывало, благоухающее своей чистотой и свежестью. Дети похожи на маленьких ангелов, ничто пока из этого мира не наложило на них свой отпечаток. Первым делом каждого родителя является сохранение в ребёнке его лучших качеств. Быть человеком с чистой душой – значит сохранить в себе частицу детства, частицу того мира, в котором когда-то ты был самим собой.
Ирина Л сказала: — Чистота духовная. Мне кажется, что это способность человека быть невосприимчивым к окружающей грязи, греху. Сохранять духовную красоту – чистоту – могут люди, обладающие недюжинной волей, внутренней силой, чтобы не погрязнуть, не опуститься, сохранить то, что дано нам от Бога. Чистота означает высокое духовное развитие души, внутренний свет.
В контексте мыслей о духовной чистоте написана замечательная притча.
Однажды жила-была Маленькая Душа, и сказала она Богу: — Я знаю, кто я есть! И Бог сказал: — Это прекрасно! Кто же ты? И Маленькая Душа прокричала: — Я Есть Свет! — Это верно, — улыбнулся Бог. — Ты есть Свет. Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять. — О! — сказала Маленькая Душа. — Это действительно здорово! Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала: — Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим? И Бог сказал: — Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть? — Ну, — ответила Маленькая Душа, — одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое — фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это — быть Светом! — Но ты уже есть Свет, — повторил Бог, вновь улыбаясь. — Да, но я бы хотела узнать, как это — чувствовать себя Светом! — воскликнула Маленькая Душа. — Хорошо, — сказал Бог с улыбкой. — Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.
И затем Бог продолжил уже по-другому. — Есть только одна деталь… — Что это? — спросила Маленькая Душа. — Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты. — Хм… — сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена. — Подумай над этим, — сказал Бог. — Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света — вот вопрос. — Ну, — подпрыгнула Маленькая Душа, — ты — Бог. Придумай что-нибудь! Бог опять улыбнулся. — Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
— Что такое темнота? — спросила Маленькая Душа.
О духовной чистоте и нечистоте: кто может отличить Ангела Божия от беса
– Геронда, как можно сегодня жить в обществе правильно, по-христиански, не соблазняясь людьми, живущими вдали от Бога?
– А что соблазняться теми, кто не живет близ Бога? Если в семье из шестерых или восьмерых братьев и сестер одного или двоих увлек бы сатана, разве соблазняла бы такая их греховная жизнь остальных?
– Нет, они бы за них болели, потому что это братья.
– Ну вот, видишь, зло находится внутри нас. У нас нет любви, потому мы не чувствуем всех людей своими братьями и соблазняемся их греховной жизнью. Все мы – одна большая семья и братья между собою, потому что все люди – это дети Бога. Если же мы действительно осознаем то, что мы братья со всеми людьми, то нам будет больно за тех, кто живет во грехе. И тогда их греховная жизнь не соблазнит нас, но мы будем молиться за них.
Итак, если мы соблазняемся, то зло находится не вне, а внутри нас. Скажем самим себе, когда нас кто-то соблазняет: «А скольких соблазняешь ты? И во имя Божие ты не терпишь своего брата? А как тебя со всем тем, что ты творишь, терпит Бог?»
Подумайте о Боге, о Пресвятой Богородице, об Ангелах, которые видят всех людей на земле. Они как бы находятся на балконе и, глядя вниз на площадь, видят всех людей, собранных там. Видят, что одни воруют, другие ругаются, третьи грешат плотски и так далее. Как же они их терпят? Они терпят все зло и грех мира, а мы не терпим нашего брата! Это же ужасно!
– Геронда, а что значат слова апостола Павла: «Бог наш огнь поядаяй ест»(Евр. 12:29)?
– Если в топку бросишь бумагу, мусор, разве они не сгорят? Вот также и в духовном человеке: все, чем ни бросает в него диавол, сгорает. «Огнь поядаяй»! Когда возгорится в человеке божественное пламя – сгорает все. Не прилипают уже скверные помыслы. То есть диавол не перестает кидать в него скверными помыслами, но человек духовный «огнь есть» и пожигает их. И потом диавол устает и прекращает брань. Потому и говорит апостол Павел: «Вся чиста чистым». У чистых все чисто, ничего нечистого нет. Чистых если и в болото бросить, они останутся чистыми, как солнечные лучи, которые, на что бы ни упали, остаются светлы и чисты.
Человек духовный от соприкосновения со святым изменяется в хорошем смысле этого слова, а от плотского человека не воспаляется. Он видит его, страдает за него, но сам не повреждается. Человек, находящийся в среднем духовном состоянии, от человека духовного изменяется к добру, от человека плотского тоже изменяется, но ко злу. Человек плотской святого не понимает и от человека плотского воспаляется. И, если бесноватый видит святого и убегает, то плотской человек идет ко святому, чтобы его искусить и соблазнить.
Тот, кто дошел до состояния содомлян, соблазняется даже Ангелами (Быт. 19:1–5). Человек смиренный, будь он даже неопытен духовно, различает Ангела Божия от беса, имея духовную чистоту и будучи родственен Ангелу. А человек эгоистичный и плотской, мало того что легко прельщается лукавым диаволом, но еще и сам передает лукавство и возбуждает его в других своею плотяностью и заражает слабые души своими духовными микробами.
– Геронда, как достичь того состояния, в котором все видится чистым?
– Должно очиститься сердце, чтобы в нем почивала Благодать Божия. «Сердце чисто созижди во мне Боже» (Пс. 50:12), – не так ли говорится в псалме? Когда сердце мужское или женское очистится, в нем обитает Христос. И тогда люди не соблазняют и не соблазняются, но передают другим Благодать и благоговение.
Человек внимательный и берегущий свою духовную чистоту, сберегает и божественную Благодать и не только видит все чистым, но и нечистое использует во благо. Даже нечистое превращается во что-то полезное на его добром духовном предприятии. Ненужные бумаги он перерабатывает в чистые салфетки, в клей, в тетради; обломки бронзы – в подсвечники и так далее.
И наоборот: человек, принимающий лукавство и мыслящий лукаво, даже добро превращает во зло, как завод, изготовляющий боеприпасы – даже из золота он сделает пули и гильзы для снарядов, потому что так на этом заводе устроены станки.
Если кто-то начинает уступать греху, то он чернеет изнутри, мутнеют очи его души, и видит он мутно. Потом он уже загрязнен грехом, и грех спутывает его.
Даже чистое он может увидеть нечистым.
Есть люди, которые, к примеру, не могут поверить в то, что бывают юноши и девушки, живущие целомудренной, чистой жизнью. «Сегодня, – говорят они, – такое невозможно.»
Несчастные настолько погрузились в грех, что видят все греховным. Те, кто водится с рогатыми рожами, не могут и представить того, что есть другие, те, кто дружен с Ангелами Божиими. Но не надо требовать от свиней благоговения к лилиям. Ведь и Христос сказал: «Не пометайте бисер ваших пред свиниями да не поперут их» (cм. Мф.7:6) («Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»).
Поэтому тот, кто живет духовно, чисто, должен быть очень осторожен и никогда не допускать свободы в обращении с мирскими людьми, но и им не разрешать вмешиваться в духовное, чтобы не повредиться самому и не повредить их, потому что у мирских устав другой, канонарх другой, и святого мира от одеколона они отличить не могут.
– Могут ли, Геронда, внешние искушения помешать тому, кто хочет жить близ Христа?
– Нет. От Христа нас может отлучить только наша недуховная жизнь. Рогатая рожа этим и занимается – порождает соблазны и сеет злобу, воюет с людьми то жестоко, то лукаво.
Христос любит нас, и, когда мы живем согласно с Его волей, Он находится возле нас. Поэтому, когда вы видите, что рождаются соблазны, не страшитесь и не поддавайтесь панике. Если человек духовно не отнесется к тому, что происходит, он не будет иметь радости ни одного дня, потому что диавол будет бить его в больную точку и постоянно порождать соблазны, чтобы его расстроить – сегодня одним, завтра другим, послезавтра третьим.
Дельфис
Последнее обновление
Рекомендуемые книги
Подписка на рассылки
Оставайтесь с нами
Отзывы наших читателей
Чистота как духовно-нравственное качество
Чистота является синонимом гармонии, есть её отражение. Это качество – показатель целостности и равновесия человеческого микрокосма, когда все его составляющие – духовное, душевное (психическое) и земное (физическое) начала упорядочены и находятся в иерархической соподчинённости. Главенство духа ведёт к тому, что остальные, более плотные оболочки, носители человеческого сознания, свободно и всё более полно отражают качества и свойства высшего начала, его волю и силу. Любые волнения, раздражения и эгоистические переживания порождают излишнее возбуждение в оболочках, которое, подобно ряби на глади озера, искажающей вышний образ неба, прерывает связь с духовным началом и погружает сознание в преходящую земную очевидность. Как следствие, духовное влияние слабеет и может стать почти неразличимым.
Н.К.Рерих. Медитация. 1923 г.
Вспомним, что древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом. Чем оно чище, тем ярче и полнее лучи Солнца проходят сквозь него. Чем затемнённее сознание невежеством и эгоизмом, тем слабее проявляется духовное начало, тем мир человека беднее и однообразнее. Так, чистота – качество, свидетельствующее о силе и крепости влияния высшего «Я», духовного сердца человека, на его сознание и поведение.
Важно понимать, что чистота появляется при перенесении человеком фокуса активности сознания из низшего, личного, «эго» в его высшее «Я». Поэтому в Учении Живой Этики перед человеком ставится важнейшая задача очищения сознания и сердца, их гармонизации, установления созвучия наших побуждений, чувств, мыслей с внутренним духовным началом и Высшим Миром.
Н.К. Рерих. Белый и небесный. 1924 г.
Неизменное действие закона «подобное притягивает подобное» имеет красноречивое приложение в сфере психической энергии человека. Пока внутри микрокосма имеются элементы низших чувств и помыслов (раздражение, тщеславие, обидчивость, гордыня и т.п.), в нём открыт доступ к влиянию и проникновению подобных отрицательных энергий из окружающего пространства. Чем менее духовно развит человек, тем более он подвержен негативным изменениям извне своего настроения и самочувствия, своих мыслей и желаний. Утверждаемая чистота, глубинно преобразующая энергии микрокосма, служит основанием внутренней силы, непоколебимости, чуткому распознаванию качества приближающихся энергий.
Чистота – яркий показатель высокой восприимчивости сознания, которому доступны тонкое вдохновение, иеровдохновение, творческий экстаз, воодушевление, энтузиазм. Чистота открывает врата широкого познания, ибо лживому и корыстному сознанию не доступны знания глубинной природы человека и бытия. Таков один из законов разумного Космоса.
Только чистое сознание Высоких Духов могло в чистом, неискажённом виде приносить людям религиозные и философские Учения, нравственные наставления, видения Высших Миров, расширяя и возвышая миропонимание человечества. Однако человеческому сознанию очень сложно сохранить изначальную чистоту Учений Первоучителей. Нарастающие со временем толкования и интерпретации, отражающие процесс освоения и адаптации идей Основателя более широкими массами, часто суживают и умаляют их глубинные смыслы. Поэтому перед каждым Высоким Духом, приходящим в земной мир, стоит трудная задача очищения ранее данных Высших наставлений и заповедей жизни с тем, чтобы новый виток раскрытия единой Истины продолжил закономерную преемственность в её постижении человечеством.
Чистое сознание не ослеплено очевидностью, чувствуя и понимая сложность бытия и многоплановость жизненных ситуаций. Оно обладает мужественной готовностью познавать действительность, оценивать её соизмеримо и ответственно. Самоуспокоение «понятными» формулами и привычными установками ведёт к ограниченности и необъективности. В то время как чистота всегда направлена к магниту ясности, справедливости и истины.
Постепенное достижение чистоты ведёт к освобождению от неискренности, страха, недоверия к миру и людям. Чистое сознание максимально благожелательно настроено к жизни и способно чутко откликаться на нужды, боль, страдания и радости других существ. Потому что чистое сознание не замкнуто на своих (эгоистичных) интересах, не закрыто, не отгораживается от мира и всего нового своими привычками и предубеждениями. Такое сознание имеет чистый, широкий горизонт видения, терпимость, великодушие и устремлённость к будущему. Освобождению от предрассудков, конфликтности и вражды способствует принятие в жизни синтетичных, широко вмещающих принципов и идей, которые всегда покроют разделяющие негативные установки. Источник таких идей – чистые ценности Духа: Общее Благо, Истина, Красота, Эволюция.
Следует отметить, что чистота – также верный показатель высокого развития других нравственных качеств человека. Желая подчеркнуть их наиболее полную меру проявления, мы часто говорим: чистая любовь, чистая радость, чистое устремление, чистая совесть.
Сердце, 69. Сердце именно знает, где оно высшее или низшее, но обессиленное, затуманенное сердце само окажется на низшем уровне; тогда даже низшее покажется высшим. Чистота сердца есть самая нужная собственность. Мудрость, мужество, самоотверженность не вмещаются в затуманенном сердце. Но Руководство будет шептать деяния подвига, и такой совет не должен показаться ужасным и суровым.
Письма Е.И.Рерих. 29.04.1938. …Во всём и всегда единое мерило – общее благо или чистота побуждения, лишь чистое сердце может подсказать и правильное понимание приложения космических законов и формул Учения.
Письма Е.И.Рерих. 04–05.1940. Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы – «Цель оправдывает средства». Такие сознания ещё не усвоили и первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого помысла и действия является Общее Благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать верное направление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением.
Письма Е.И.Рерих. 11.09.1937. Именно, несчастье современных псевдооккультистов в том, что они игнорируют все высшие свойства человеческой души, её нравственную чистоту – главное и непременное условие для всех истинных духовных достижений.
В процессе очищения сердца раскрываются в нас самые высокие сиддхи, именно способность в духе помогать ближним, исцелять духовные и телесные недуги. Человек, чистый сердцем, является целителем и охранителем часто целой округи от всяких эпидемий и даже катастроф. Легенда о том, что целый город был помилован из-за нахождения в нём одного праведника, имеет глубокое основание. Легенда эта тоже пришла к нам с Востока. В наших краях очень сильна вера в благодетельное воздействие излучений чистого человека. Так, если вблизи какой-либо деревни поселится уважаемый садху, то не только нравы жителей улучшатся, но и вся окрестность будет защищена от всяких бедствий, до землетрясений включительно. Чистое сердце – панацея от всего и для всех.
Письма Е.И.Рерих. 23.08.1934. Напряжём все наши силы, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары тёмных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. Нельзя ни на минуту допускать сомнение и уклонение от этого фокуса Света. Преданность и чистота побуждений – наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий.
Письма Е.И.Рерих. 14.06.1934. Главное достижение – в очищении и расширении сознания, всё остальное приложится.
Письма Е.И.Рерих. 08.11.1934. Самый верный, самый естественный путь есть развитие сердца и очищение сознания.
Община, 27. Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине.
Мир Огненный, ч. 3, 576. Чистые сердца увидят Высшее. Только нужно помнить, что чистота принятых понятий зависит от свободной воли. Люди начинают чистую жизнь как в доме, так и в сердце по своему решению. Так руководитель не может заставить вычистить сердце, если к тому нет желания. Лучшая чистка Огнём.
Надземное, 854. Кто-то думает, что Мы даём нравственные поучения, но они забывают, что Мы даём основание Огненной Йоге. При естественном развитии её необходима нравственная основа жизни. Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами.
Сердце, 70. Не следует мечтать о магических формулах, чтобы привлечь Руководство, оно близко, и магнит чистого сердца очистит путь. Самое значительное приобретение будет этот магнит, привлекающий и открывающий. Истинно, радостно побыть с чистым сердцем!
Иерархия, 79. Уже знаете, как время напряжено, и скажите содрогнувшимся, что когда Владыка живёт в сердце, то волос не упадёт с головы и каждому назначен дворец и тела и духа. Но храните сердце чистым, чтобы Мне можно было войти туда и окружить вас доспехом. Помните, если взятое вы отдали в духе Владыке, то Он воздаст вам в сто крат. Так положите мысль вашу ко Владыке и дайте Владыке войти в сердце ваше. Иначе без Владыки тесно будет в пустом сердце и, как горох в бараньем пузыре, задребезжит злоба в пустом сердце. Наполните сердце Владыкою так, чтоб врагу не протесниться. Мир вам!
Мир Огненный, ч. 2, 48. Для Великого Общения нужно чистое сердце. Ничто нечистое не получит Общения, потому символ Вождя должен быть знаком чистоты сердца.
Мир Огненный, ч. 3, 138. Предстояние перед Владыкой может выражаться лишь сердцем. Ничто внешнее не заменит наполнение сердца Владыкою. Даже малые проблески сознания показывают, как ничто не сравнимо с огнём духа и чистым побуждением.
Надземное, 4. Не следует думать, что соблюдение внешних форм уже даст полные следствия. Самое главное остаётся в глубине сознания. Нечистый служитель не может произвести чистое действие. Самый утверждённый ритуал не освободит служителя от нечистого мышления. Так многие ошибаются, полагая, что внешние ритуалы покроют и внутреннюю мерзость.
Сердце, 596. Чистое мышление, постоянство, доброжелательство приводят в действие сердечную энергию. Нужно твёрдо помнить об единственном пути спасения через сердце.
Сердце, 211. Кто же и что же, кроме сердца, оправдает или осудит помыслы? Чистота сердца явлена огнём. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение огня, но всё же ни дома, ни в школе не говорят об огне-очистителе.
Сердце, 255. Высоким явлением огня будет огонь сердца, значит, этот огонь будет наилучшим очистителем и охранителем.
Листы Сада Мории/Зов, 12.02.1922. Явлю вам утешение: чистые идеи не умирают, но цветут, хотя бы все морозы угрожали льдами.
Община, 106. Когда семья не умеет, то пусть школа научит чистоте во всём быте. Грязь – не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтоб народ был чистым?
Знаки Агни Йоги, 264. Благословенному приписывают следующее. Однажды Он навестил правителя Раджагрихи. Правитель обратил внимание на чистоту своего приёмного покоя. Но Благословенный сказал: «Покажи лучше чистоту опочивальни, умывальни и очага.
Приёмный покой осквернён многими недостойными, но там, где творится сознание твоё, там пусть будет чисто».
Мир Огненный, ч. 3, 450. Спрашивают о причинах заражаемости, о свойствах крови и семени, но совершенно забывают, что в основании этих явлений лежит психическая энергия. Она предохраняет от заражения, она находится в качестве секреций. Состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием.
Аум, 57. Молитва есть очиститель. Не следует понимать это определение отвлечённо. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Именно молитва как реальная связь с Высшим Источником будет лучшим очистителем организма от всех заболеваний. Заражение появляется, когда тело даёт вход явленным посланцам зла. Каждое тело предрасположено ко многим заболеваниям, но духовная крепость не даёт развития таким восстаниям. Когда же дух может правильно питаться высшими энергиями, он предохранит и тело от опасностей.
Надземное, 413. Человечество страдает от раздражения слизистых оболочек и от злокачественных опухолей, эти бедствия принимают размер эпидемий. Множество соображений высказывается, но среди них упускают из виду, что такие эпидемии происходят от пространственных воздействий.
Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои заражённые, но сделать это может лишь сам человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасётся ухудшить его, то уже может начаться оздоровление. Самые опасные эпидемии натолкнутся на незримые противодействия, и начать такую защиту можно в каждодневной обыденности.
Мыслитель просил: «Не допустите злобу, она есть источник болезней».
Мир Огненный, ч. 3, 367. Силы духа могут вывести человечество из тупика, если человечество очистит своё мышление. Каждый великий принцип является тем началом, который возносит дух. Искание высших принципов есть первое задание.
Аум, 269. Каждый, желающий исследовать психическую энергию, должен, прежде всего, заняться испытанием своей психической энергии. При различных опытах можно заметить, как действует своя энергия. Каждая энергия имеет особые свойства.
Чем тоньше энергия, тем и качества её будут неразличимее на грубое зрение. Так, нужно, прежде всего, установить прочно основное качество, которое будет пробным камнем. Таким качеством будет чистота мыслей при желании принести самоотверженную пользу. Лучи подвига будут лучшими светочами при изучении психической энергии.
Листы Сада Мории/Озарение, 3-III-10. Я радуюсь видеть, как молнии прозрений народного блага сверкают среди мыслей ваших. Нужно бросать в пространство эти мысли. Если бы каждый день уделять полчаса будущему!
Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других? Что же лучше закалит броню твёрдости, нежели желание других провести к Свету?
Аум, 374. Нет противоречия, что энергия может быть направлена к добру и ко злу. Та же самая сила может служить к созиданию и к разрушению. Лишь высокое мышление и чистота сердца могут ручаться за доброе использование мощи. Каждый должен помнить, что ему доверено служить преуспеянию мира.
Беспредельность, ч.2, 569. Как представляется понятие мира в человеческом сознании? Основы ложны и являются утверждением своенравного направления. Когда Владыка сказал, что несёт земле не мир, но меч, то никто не понял великую Истину. Очищение духа огнём есть этот меч! Разве можно явить очищение, не разя? Разве можно очистить устремление без уничтожения сора? Разве можно явить достижение без устремления духа? Только меч, разящий самость, приобщает дух к высшему миру. Почивающий на ложном мире строит, истинно, самоуничтожение. Так веление Владыки о мече даёт образ очищения.
Беспредельность, ч.2, 615. Как мощно творит дух Агни Йога! Сколько устремлений утверждено Носителем чистого огня! Сколько пробуждено новых возможностей! Каждая чистая мысль творит в пространстве как явленную светлую полосу. Как очищающий огонь, сожигает чистая мысль Агни Йога. В эту полосу притягиваются различные космические лучи. Так пространство имеет свои радужные полосы. Так чистый огонь Агни Йога творит.
Беспредельность, ч.2, 614. …Дух, понимающий ответственность за мышление, напряжёт сферы чистым огнём. Чем напряжённее, тем чище.
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М.: МЦР, 2007. С. 67.
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 238