Что такое духовная культура россии

Духовная культура России (стр. 1 )

Что такое духовная культура россии. Смотреть фото Что такое духовная культура россии. Смотреть картинку Что такое духовная культура россии. Картинка про Что такое духовная культура россии. Фото Что такое духовная культура россииИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Что такое духовная культура россии. Смотреть фото Что такое духовная культура россии. Смотреть картинку Что такое духовная культура россии. Картинка про Что такое духовная культура россии. Фото Что такое духовная культура россии

Что такое духовная культура россии. Смотреть фото Что такое духовная культура россии. Смотреть картинку Что такое духовная культура россии. Картинка про Что такое духовная культура россии. Фото Что такое духовная культура россии

Учебно-методический комплекс по дисциплине Духовная культура России составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 270201.65 Мосты и транспортные тоннели. Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов, установленных вузом.

Рабочая учебная программа по дисциплине ……………………………………

Конспект лекций по дисциплине ………………………………………………..

Методические указания студентам …………………………………………….

Методические указания преподавателям ………………………………………

Вопросы к зачету по дисциплине

Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине

Что такое духовная культура россии. Смотреть фото Что такое духовная культура россии. Смотреть картинку Что такое духовная культура россии. Картинка про Что такое духовная культура россии. Фото Что такое духовная культура россии

Цели и задачи дисциплины

Цель данного спецкурса является расширение знаний студентов по духовной культуре России, приобщение их к бесконечно­му, неисчерпаемому духовному потенциалу отечественной культуры.

Задача курса – раскрыть особенности духовных основ культуры России с древнейших времен до нас­тоящего времени. выявить тенденции формирования духовности на разных этапах развития Рос­сии.

Теоретической и научной основой спецкурса являются труды отечественных и зарубежных ученых, а также богатейшая историчес­кая и художественная практика.

Программа строится по историко-тематическому принципу, что дает возможность проследить тенденцию формирования духовности в России на различных исторических этапах. Каждая последующая тема спецкурса может быть усвоена только после изучения предшествующей.

По наиболее важным темам в университете профессорс­ко-преподавательским составом читаются лекции, проводятся семинарские за­нятия. На лекциях, семинарских занятиях используют дидактический материал: слайды, видеозаписи, фотоматериалы, произведений изобразительного и музыкального искусства. Изучение курса предполагает как под руководством пре­подавателя, так и самостоятельное знакомство с отечественной худо­жественной литературой, знакомство с музейными ценностями, худо­жественно-историческими памятниками, произведениями театрального и музыкального искусства.

Введение. Предмет и задачи курса. Понятие духовная культура. Формы духовной культуры.

Истоки и сущность духовной культуры Древней Руси

Раздел 2. Роль православия

в становлении русской духовности

Раздел 3. Художественные памятники Древней Руси

как отражение ее истории и традиций

Раздел 4. Россия нового времени.

От Петра I до Екатерины II

Два периода в русской культуре XVIII в. Период реформ Петра I и период Просвещения. Предыстоки Петровских реформ. Отк­рытость духовной культуры эпохи Петра I, ее взаимосвязь с культу­рой Западной Европы, обращенность к дворянскому слою. Развитие науки и образования. Реформы письменности. Открытие Академии на­ук. Первые представители светской интеллигенции. Новые отношения в быту, новое в определении ценностей человеческой личности. Строительство Санкт-Петербурга, гражданское строительство. Неод­нозначность роли Петра I как великого реформатора русской культуры.

Русские просветители: М. Ломоносов, И. Новиков, А. Радищев. Проблема человека и значение личности. Развитие науки и культуры. Искусство второй половины XVIII в. Классицизм и барокко. Садо­во-парковое искусство и архитектура. Театр и музыка; расцвет ис­кусства портрета, жанровой живописи, скульптуры. Свободомыслие и атеизм в России этого периода.

Раздел 5. Духовные искания в русской культуре XIX века

Ведущие исторические, социальные и культурные тенденции вре­мени. Морально-философские искания этого периода. Отечественная война 1812 г. и ее роль в становлении национального самосозна­ния. Мировоззрение декабристов, их влияние на последующие поколе­ния дворянской интеллигенции. и его «Философское письмо». Роль в развитии духовной культуры России. Спор славянофилов и западников, поиск «русской идеи», развитие русского национального самосознания. Образование, научные откры­тия в России XIX в. Крымская война как стимулирующее начало в реформировании России.

Великое искусство XIX в. Выдающееся значение русской ли­тературы, ее последующее влияние на мировой литературный процесс.

Раздел 6. Проблемы духовной культуры России

в начале XX века

Раздел 7. Духовные искания в России в 20-30-е гг. XX века

Раздел 8. Роль искусства

периода Великой Отечественной войны

в формировании духовной культуры

Перестройка культуры в условиях войны. События войны в литературных произведениях А. Суркова, Е. Петрова, А. Бек, К. Симонова, М. Шолохова, А. Фадеева, Н. Тихонова, М. Джали­ев, О. Бергольц. Фронтовые театры: «Искра», филиалы Малого теат­ра, театр им. Евг. Вахтангова, Комсомольский театр ГИТИСа. Артис­тические фронтовые бригады.

Сражающееся киноискусство: «Разгром немецкий войск под Моск­вой» (реж. Л. Варламов и Л. Кепаши), «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. М. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Два бойца» (реж. Л. Луков), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрм­лер). Лирическая музыка на фронтах войны. Плакат Великой Отечественной войны.

Раздел 9. Духовная культура в послевоенные годы

Усиление административно-командных методов руководства куль­турой. Народное образование: обязательное семилетнее обучение, вечерние школы. Высшая школа: восстановление высших учебных заве­дений, система очного, вечернего и заочного образования. Наука: открытие новых исследовательских институтов. Вклад в науку И. Курчатова, С. Вавилова, А. Иоффе, С. Королева. Урон в развитии генетики, физиологии, психологии, теоретической медици­ны, в развитии общественных наук. Постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. «О журналах Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», о кинофильме «Большая жизнь». Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».

Литература послевоенного времени: «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Русский лес» Л. Лео­нова, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина. Новое прочтение Великой Отечественной войны кинематографистами. Борьба с формализмом. Кризис в изобразительном искусстве.

Раздел 10. «Оттепель» в духовной жизни общества

с 1953-до середины 60-х гг.

Изменения в культурной политике и системе руководства куль­турой. Съезды творческих союзов. Осуждение культа личности Стали­на. Восстановление доброго имени деятелей науки, литературы, ис­кусства. Возобновление старых и появление новых журналов: «Нева», «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Вопросы литературы», «Советский экран», «Музыкальная жизнь», «Международные связи советской культуры». Вступление СССР в эпоху научно-технической революции. Достижения в физике, атом­ной энергетике, квантовой электроники, математике, освоении кос­моса. Укрепление связи школы с жизнью. Художественная культура после XX съезда КПСС.

Раздел 11. Перестройка и духовная культура общества

Перестройка в кино. Выход на экран фильмов: «Проверка на до­рогах», «Мой друг Иван Лапшин» (реж. А. Герман), «Агония (реж. Э. Климов), «Комиссар» (реж. А. Смирнов). Новое прочтение истории «Легко ли быть молодым» (реж. Ю. Поднискс), «Поколение» (реж. Т. Абуладзе).

Раздел 12. Некоторые тенденции формирования

современной духовной культуры России

Новая экономическая и политическая ситуация в России и ее влияние на духовную жизнь общества. Культура и власть. Система обучения: лицеи, гимназии, колледжи. Вузы государственные и частные. Состояние и перспективы науки, подготовка кадров в условиях экономического кризиса. Массовая и элитарная среда обитания. Роль интеллигенции в развитии русской духовности. Музыка, театр, кино, изобразительное искусство. Сотрудничество отечественного и зарубежного искусства. Влияние русского искусства на мировую художественную культуру. Пути духовного возрождения России. Взлеты и падения в духовной жизни общества.

ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ

Лекционные занятия – 12 часов

Практические (семинарские) занятия – 4 часа

Самостоятельная работа – 119 часа

Зачет (количество) – 1

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Примерный объем в часах

Истоки и сущность культуры Древней Руси

Духовные искания в России ве годы ХХ века

Роль искусства периода Великой Отечественной войны в формировании духовной культуры

«Оттепель» в духовной жизни общества.

Перестройка и духовная культура общества

Некоторые тенденции формирования современной духовной культуры России

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Примерный объем в часах

Духовные основы русской языческой культуры

Культурные памятники Древней Руси как отражение ее истоков и традиций

Особенности духовной культуры Московской Руси

Русское духовное предвозрождение (17 век)

Россия Нового времени. Русское Просвещение

Духовные истоки русской культуры 19 века

Проблемы культуры России в начале 20 века

Духовная культура в послевоенные годы

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

Примерный объем в часах

Роль православия в становлении русской духовности

Некоторые тенденции формирования современной духовной культуры России

3. Костина : Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 201с.

4. Кравченко : учебник.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 200с.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

1. ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Источник

Сегодня всё более очевидно, что мир на стыке Эпох. Нам ещё не открылся глубинный, истинный смысл происходящих перемен. Но сама жизнь всё более выражено становится новой реальностью. Старые формулы в новой реальности работают плохо. Вряд ли они могут служить жизненным ориентиром для развёртывающейся в России панорамы обновляющегося бытия. Тем более, что страна в основном продолжает жить повседневностью, когда жизнь как таковая как бы теряет ориентиры будущего.

Что ждёт Россию в этой новой реальности? Если очередной, удручающе унылый виток повторения того, что уже было прожито, то тогда будет продолжен тупиковый путь, который неизбежно приведёт к наихудшим последствиям.

Есть ли у России нечто иное, что могло бы послужить ей основой для построения своей стратегии будущего? В многочисленных диспутах и дискуссиях на эту тему, в выступлениях в печати, по телевидению, на передний план выдвигается идея принятия Россией новой идеологии. Нужна ли такая мера и достаточна ли она? Насколько это жизненно необходимо? И соответствует ли формат идеологии условиям и реалиям нового времени?

Конечно, идеология несёт в себе определённый мобилизационный заряд. Она, как правило, декларируется сверху и является инструментом правящей элиты или класса, навязывающих народу, обществу наиболее выгодные им образ мыслей и образ действий. Известно также, что идеологии присуще системам, живущим в режиме борьбы и выживания. Идеология, как правило, раскалывает общество в пользу одной из противоборствующих сторон и нацелена на победу над всяким инакомыслием. Нужно эли то России, стремящейся к консолидации общества и гармонии?

Новое время требует новых подходов. На нынешнем историческом отрезке существования человеческой цивилизации, не смотря на абсурдность и нелепость всего того, что происходит сегодня в мире (хотя очевидно, что всё это временно, проходяще, ибо, как учит восточная мудрость, «перед рассветом тьма сгущается»), всё же можно уловить и сформулировать некоторые глубинные тенденции, проклёвыва- ющиеся в недрах нашей цивилизации. Суть этих тенденций в том, что мир вопреки казалось бы противоположным, негативным реалиям входит в полярность более плотного общечеловеческого взаимодействия. От личных начал, всё ещё господствующих в мире, медленно, очень медленно происходит смещение к коллективным и коммунитарным. Коммунитарность во многом новое понятие, подразумевающее постепенный отход от «вечных», «неразрешимых» противоречий и проблем, борьбы противоположностей, и предполагает сознательное средоточение на стремлении к общей гармонии отношений. Никакой идеологией этого не достичь, пусть даже самой гениальной. Это возможно лишь в единении духовности и культуры – Духовной Культуры, которая и является фундаментом разумного бытия.

Конечно, можно рассматривать Духовную Культуру тоже как своего рода идеологию Нового Времени. Но это будет неким понижением не только статуса Духовной Культуры, но и её величия и значимости в реальной жизни не только обновляющейся России, но и всего мира. Ибо Духовная Культура – существенно значимее и выше любой идеологии. Она поистине Светоч жизни ибо вбирает в себя все высочайшие достижения эволюции, направленные на сохранение и преумножение истинных ценностей жизни.

Сегодня Духовная Культура как бы заново открывается современному человечеству. К миру приходит понимание, что Духовная Культура – действительно самое важное и самое ценное, что у человечества есть. Именно она, Духовная Культура – носительница света жизни. А свет – это прежде всего, свод моральных, этических, социальных норм, правил, основополагающих понятий и институтов – базовых устоев жизни. Это – абсолютные базовые ценности, составляющие основу существования разумной человеческой цивилизации. Действительно, такие ценности, выраженные словами-пассионариями, как «Бог», «мир», «жизнь», «человек», «добро», «благо», «любовь», «красота», «гармония», «чистота», «долг», «честь», «совесть», «честность», «семья», «радость», «справедливость», «гуманизм», «свобода», «вера», «светлое будущее», «дружба», «дружба народов», «братство», «порядочность», «бескорыстие», «верность», «равенство», «нация», «социальное единство», «созидание», «творческий труд», «духовное согласие», «плодотворное взаимовыгодное сотрудничество», «вероуважение», «благополучие», «уважение к старшим», «любовь к детям» и некоторые другие являются вечными основами жизни для всех людей нашей планеты, а также духовными скрепами, соединяющими народы. Именно они и составляют сердцевину Духовной Культуры и доминанту Культуры в целом, систему её абсолютных моральных ценностей. Именно эта система абсолютных ценностей и есть главное в культуре, её моральный абсолют.

Моральный абсолют Культуры – это и есть истинный свет. Он существенно значимее и выше любой идеологии, ибо вбирает в себя все высочайшие достижения эволюции, направленные на сохранение и преумножение истинных ценностей жизни. Моральный абсолют Культуры есть конденсат света, всё лучшее и необходимое для того, чтобы жизнь человеческая стала полноценной и прекрасной. Вливание абсолютных ценностей Духовной Культуры в процесс жизни позволяет ей состояться и восходить, определять содержание и характер человеческих взаимоотношений, утверждать разумную позицию людей, удерживать мировое равновесие. По мере утверждения этих ценностей в реальной жизни у человечества начинает усиливаться качество цивилизованности, позволяющее ему не только сохранять единство и непрерывность исторического развития, но и восходить по ступеням цивилизационной зрелости.

Абсолютные ценности Духовной Культуры составляют первооснову Культуры в целом, являются её нетленным фундаментом. Именно абсолютные ценности Духовной Культуры в конечном итоге определяют все другие построения культуры, которые производны от этой первоосновы, а потому должны соответствовать, служить ей, развивая, углубляя, развёртывая основные смыслы и коды Духовной Культуры.

Несоответствие какого-либо элемента, института, творения Духовной Культуры абсолютным ценностям лишает его статуса отнесения к культуре и переводит в разряд антикультуры. Надо понять и принять этот определяющий, базовый, статусный элемент, структурирующий весь многообразный конгломерат явлений культуры.

Когда Духовная Культура укореняется в сознании народа, принята как руководство к действию – подъём страны обеспечен. Положенная в основу диктуемых временем преобразований, Духовная Культура способна стать решающим фактором народного подъёма, породить мощную приливную волну энтузиазма и энергии, дать народной воле истинное государственное выражение, повсеместно пробудить процесс обновления. Пытаться руководить процессом духовного обновления в формате идеологического управления в новой реальности вряд ли возможно. Если в философском смысле Духовная Культура – стратегия развития человеческого сообщества, то когда она реализуется в действии – она выступает выражением общенародной философии жизни. Поэтому приравнивание Духовной Культуры, которая в современных условиях развёртывается как всеобъемлющая стратегия жизни и мира, к полумерам идеологий, есть её принижение, есть возврат к прошлому, попытка идти в будущее с повёрнутой назад головой.

Анализ суждений Владимира Владимировича о культуре подводит к выводу, что он понимает культуру не так как некоторые наши чиновники от культуры, как отрасль по производству произведений и предметов культуры и содержанию объектов культуры – музеев, библиотек, театров, архивов и прочее, а прежде всего, как почитание света, как духовно-творческий фундамент жизни, созидательного творчества народа, на котором и должны произрастать новеллы по совершенствованию обустройства жизни, диктуемые временем перемены.

Важно понять и принять, что постановка вопроса о новом законе о культуре как инструменте диктуемых временем преобразований не просто сентенция, не фантазии, не преувеличение значимости культуры. Это осознанная потребность жизни в диктуемых временем переменах, которые могут и должны стать реальной жизнью.

В последние годы государство целенаправленно идет по пути совершенствования законодательства о культуре. Утверждены в 2014 году Основы государственной культурной политики, в 2016 г. – Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Президент предложил сделать ещё один весомый шаг по возвышению культуры – принять закон о культуре, открывающий России дорогу в новое будущее. Ведь если новый закон о культуре сумеет вместить в себя основные веления нашего непростого, переломного времени, даст ответы на острейшие потребности реальной практики, поставит весь многообразный и ёмкий потенциал отечественной культуры на службу России, упрочению её духовно-нравственных основ, экономической мощи и державного величия, то несомненно, новый закон о культуре по своей значимости, по своим возможностям влияния на все сферы общественной и государственной жизни, все пласты реального бытия, станет головным нормативным актом нового поколения российского законодательства, определяющим на ближайшие годы не только мировоззрение и мораль российского общества, но и совершенствование российской государственности, правопорядка, экономики, социальной сферы межнациональных отношений. Можно сказать, что новый закон может стать своего рода новой духовной конституцией страны, надёжным правовым фундаментом насущных реформ, ключом к обновлению, духовному преображению России. Несомненно, также, что реальное влияние такого закона будет далеко выходить за рамки Российской Федерации, будет способствовать установлению более гармоничных отношений России со всем окружающим её миром, исцелять раздираемый противоречиями и проблемами наш неустойчивый, агрессивный мир, утверждать естественное право человека на жизнь в гуманном обществе.

И Россия, восходя по этому пути, будет во всё большей степени открываться миру как царство света, добра, справедливости, гармонии и правды. Это и есть истинный путь России: быть светом жизни и нести этот свет другим странам и народам. И на этот заповеданный ей путь России предстоит возвращаться.

Становится всё более очевидным, что реальная жизнь, потребности практики настоятельно диктуют, чтобы моральный абсолют культуры существенно выходил за рамки культуры и во всё большей степени становился определяющим началом и для всех других сфер и построений обновляющейся России. Думается, что в перспективе такая тенденция развития станет определяющей и для человеческой цивилизации в целом. Ибо нет ничего более одухотворенного, значимого и высокого у человечества, чем следовало бы руководствоваться и что могло бы определять его развитие. Все другие известные миру национальные идеи, коды, программы развития черпают свою созидательную мощь именно из этого первоисточника, опираясь при этом лишь на какие-либо отдельные элементы абсолютных ценностей культуры.

Убеждены, что пришло время раскрыть в федеральном законе о культуре величие и значимость морального абсолюта культуры, выражающего всю мощь добра и созидания. Ведь этот свод нравственных, этических, моральных ценностей и составляет основу существования человеческой цивилизации. Он вобрал в себя выработанные человечеством нормы и требования, обеспечивающие полноценную жизнь общества и его способность к самосовершенствованию. Действительно, только моральный абсолют культуры способен в современных условиях формировать единственно возможную основу человеческих отношений, открывающих человечеству дорогу в будущее. Обнимающий и пронизывающий Этикой Жизни искусство, науку и религию, этот свод направляет человечество к лучшей жизни, гармонично сочетающей в себе материальную и духовную стороны человеческого бытия. Если культура есть почитание Света, то моральный абсолют Духовной Культуры – настоятельно требуют, чтобы сама жизнь обустраивалась по законам Света.

Моральный абсолют культуры – единственный мост в будущее! Именно он является целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических смыслов самоутверждения и выживания человека. Только он один способен убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации, очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетельность во всех ее пластах. Если мы понимаем и принимаем, что мир развивается по Великому единому божественному плану, то моральный абсолют культуры следует понимать как отражение Божественного Света в нас. Навстречу эволюционному ритму Света человечество отвечает ритмом высших ценностей Духовной Культуры, приближающим постижение и исполнение космических законов.

Сегодня моральный абсолют культуры как первооснова развития, как свод моральных, этических, социальных норм, правил, основополагающих понятий и институтов – базовых устоев жизни находится в достаточно разрозненном, несколько хаотичном, даже размытом состоянии. Насущно необходимо систематизировать, кодифицировать этот свод, предусмотрев в проекте закона о культуре специальный раздел «Духовно-нравственные основы и ценности обновляющейся России».

Представляется крайне важным предусмотреть в этом разделе следующую статью:

«Перспективной стратегической целью государственной культурной политики является построение на территории России Государства Культуры». Это крайне важное, ключевое положение для настоящего и будущего России, ибо оно при наличии ясно выраженной политической воли может перерасти в открытый, глобальный «русский проект». Русская культура, основанная на приятии и переработке самых разнородных элементов, сочетающая мессианство с гуманизмом и склонностью к технологическому прогрессу, этой задаче вполне соответствует. Заявленные в мире «китайский проект», «индийский проект», «турецкий проект», очевидная выработанность «западного проекта» усиливают объективную глобальную потребность в «русском проекте». Очень важно, чтобы этот проект был открытым и привлекательным для всех желающих.

Высшие ценности нашей Духовной Культуры ясно подсказывают, какие основные компоненты должны содержать этот проект:

1. Возвращение справедливости, закона и порядка во всех пластах реальной жизни в качестве безусловной нормы строительства государства культуры;

2. Неуклонное следование всей системы органов власти и управления Российского государства абсолютным ценностям культуры, утверждение их во всех сферах жизни;

3. Модернизация России на основе технологий завтрашнего дня (о чём отчасти говорилось в Послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию 2018 г.) с предоставлением максимальных возможностей для коллективного и индивидуального, технологического и социального творчества. Тем более что своего рода учебное пособие для Правительства Российской Федерации, как этого можно добиться в сжатые сроки академиком РАН С.Ю. Глазьевым уже подготовлено. В новой книге Сергея Юрьевича «Рывок в будущее» приводится развёрнутое обоснование необходимых перемен, даётся ёмкая характеристика «дорожной карты» восхождения к новой экономике России. В ней реально и чётко показано, как не на словах, а на деле, с точным пониманием наших возможностей, наших перспектив и происходящих в мире изменений осуществить такое восхождение,. Книга содержит описание фундаментальных законов развития современной экономики, анализ текущей ситуации с точки зрения системных, структурных, технологических изменений, которые происходят в полном соответствии с этими законами по смене технологических и мирохозяйственных укладов. Книга включает прикладные разработки с конкретными предложениями, как использовать эти законы, чтобы обеспечить опережающее развитие российской экономики по сравнению с мировой, на основе современных технологий и интеграционных процессов на евразийском пространстве и за его пределами. В книге содержится анализ передового международного опыта, в том числе – в сфере управления экономическими и финансовыми процессами, и оценку его применимости в отечественных условиях. «Рывок в будущее» убедительно доказывает неприменимость господствующего ныне спектра экономических теорий к реалиям перехода на новый технологический уклад и представляет собой развёрнутую стратегию не просто для экономического рывка, но для выхода нашей страны на траекторию устойчивого развития с темпами роста не менее 8% ежегодно. Сегодня просто недопустимо, в высшей степени безответственно злостно игнорировать эти научные разработки, открывающие российской экономике путь в новое будущее.

В этом же разделе проекта закона о культуре следует полномасштабно показать, развернуть высшие божественные качества человека, которые государство призвано всемерно утверждать, поддерживать, развивать, стимулировать. Ибо эти традиционные для нашей страны нравственные ценности являются главными инструментами человекотворческой функции культуры, культурного строительства, общения, воспитания, преображения людей и в то же время базовыми категориями Духовной Культуры.

Особое место среди этих ценностей занимает Любовь – высшее человеческое качество. Самой человеческой природой нам заповедано войти в живой поток любви, находиться в нём, преобразуя всё вокруг, умножать и растить в себе это состояние. Ибо Любовь, это не только чувство, не только переживание. Следует понять главное в культурном строительстве – любовь должна стать состоянием бытия, ведущим к подлинному единению и счастью. Любовь – это живой огонь, это полёт вдохновения, это фонтан огненного озарения, способный сжигать всё тёмное, негативное и очищать сознание и сердце. Как широка и прекрасна жизнь, наполненная любовью, её пламенным устремлением и непрерывным восхождением. Всё живое расцветает в любви, обретая бесконечное существование. Всё прекрасное зарождается в любви. Сохранение мира и его спасение невозможно без энергии любви.

Любовь поистине всеобъемлюща и многогранна. В реальной жизни она преобразуется, перетекает, воплощается в иные, крайне важные жизнестойкие качества: доброту, великодушие, внимательность, уважительность, доверие, сострадание, терпимость, твёрдость, прощение, настойчивость, самоотверженность, справедливость, смелость и даже жертвенность.

Но сила любви многообразно и мощно развёртывается только тогда, когда она направлена на Общее благо или на вдохновенное творчество. Если же любовь погружается во мрак страстей человеческих и тонет там, то она всего лишь мерцает, как искра, но не раздувает пожара и не зажигает. Она – тлеющий огонёк и гаснет при каждом неловком движении.

Крайне важно закрепить в законе, что государство всемерно содействует всеобщему осознанию огромной преобразующей силы любви и само в совокупности всех своих органов щедро изливало поток любви на своих граждан. В перспективе именно это должно стать главной сутью государственного служения на всех уровнях, на всех постах государственной службы.

Вслед за любовью идёт Красота. Пора избавляться от упрощённого, во многом примитивного понятия красоты, ибо это наиважнейший, всеобъемлющий, фундаментальный принцип организации строительства жизни, космоса, человека. Этот принцип поистине всеобщий, он затрагивает все аспекты человеческого бытия, лежит в основе совершенствования всех граней нашей цивилизации. Емкая и точная формула Н.К. Рериха «Красота – есть одеяние истины» работает во всём, для всех и повсеместно. Красота в широком, истинном её понимании – могучий инструмент воспитания, преображения людей.

Да и сама Культура есть сотворение Красоты. Ибо вся Культура есть не что иное, как космо-земная система творчества, устремляющая дух к его вечному началу – Огненной Красоте. Вся Культура живёт и строится организующими животворящими энергиями Красоты. Без этой энергийной космической связи наша Культура обращается в нечто пыльно-земное, все её основные понятия затемняются и искажаются. Культура разлагается, а вместе с ней и само человечество. Культура- это, прежде всего, дух, имеющий свои корни в Космосе, что ещё древние показывали символическим образом Мирового Дерева. Так – в Огненном Начале Космоса – Красоте – Дух берёт своё начало и силы. Природа Культуры космична, духовна, её питает Красота. В законе следует закрепить базовую формулу красоты: «Красота есть полнота совершенства».

Особое место в системе высших ценностей Духовной Культуры занимает Радость. До сих пор для основной массы людей этот величайший дар, заложенный Создателем в человеческую природу, в полной мере не открылся, не понят и эффективно не используется. Радость – это особое состояние человека, осознающего высшее доступное человеку благо – жизнь. Это своего рода особая мудрость, когда приходит понимание, что жить – это значит выливать из себя эликсир жизни – радость. Радость – непобедимая сила. Она раздвигает созидательные возможности человека, пробуждает в нём творческие силы, вызывает приливы творческого горения и озарения. Жить в радости – это значит постигать особую мудрость жизни, овладевать искусством наслаждения пылающей её беспредельностью. Живите радостью – и «всё ответит вам, всё откроется», гласит восточная мудрость.

Радость не приходит извне. Это состояние зарождается в самом человеке, поднимающемуся по ступеням духовной зрелости и во всё большей степени осознающему величие, мощь, красоту и беспредельность жизни во всех её проявлениях. Конечно, различные внешние факторы также могут вызывать приливы радости, удовлетворения. Равно как и достижение человеком поставленных перед собой целей. Однако главный источник постоянной радости – это сама жизнь и удовлетворение от созидательного, творческого участия в ней самого человека.

Ни в какие мрачные или трагические моменты жизни нельзя забывать самого главного: радости, что вы ещё живы, что вы можете кому-то помочь, сделать что-то нужное и полезное, принеся людям атмосферу мира и защиты.

Пришло время постигать науку радости, утверждать её на всех планах реального бытия. И государство должно найти формы и методы своего участия в этом деле. Новый закон призван дать старт и этому направлению культурной политики.

В палитру высших, божественных качеств человека, являющихся и в то же время величайшими ценностями Духовной Культуры, несомненно должно быть включено Миролюбие – бескорыстный подвиг чистого сердца. В основании человеческого бытия заложено право на жизнь в гармоничном обществе. Осуществление этого правила предоставлено каждому жителю планеты. Кто хочет мира, тот должен внести свою долю мира в жизнь, его окружающую – в любви, великодушии, в прощении и щедрости. Улучшая этот мир, мы даём возможность нашим детям жить и развиваться в позитивных условиях. Принести пользу миру – миротворческая задача человека разумного. Миротворец призван не только защищать духовные ценности народов, но в первую очередь – исцелять этот мир, вносить в него живую силу обновления и блага. Жить сердцем – значит любить Мир, нести радость и быть Человеком.

Целесообразно отразить в законе о культуре в развернутом виде и такие высшие, нравственные ценности как порядочность, стремление к совершенствованию, к знаниям, чистота, экологический императив, как бережное отношениие ко всему сущему, и ряд других.

Но над всеми этими божественными качествами людей и высшими категориями Духовной Культуры в законе должна возвышаться и царить Справедливость как важнейшая ценностная основа культурной жизни народа. Несомненно, что справедливость должна занять главенствующее место в системе инструментария культурной политики России. Еще великий Платон очень настоятельно предостерегал: «Не ставь ничего впереди справедливости…». Она – основа всего истинного. В новом законе должен быть закреплена правовая обязанность должностных лиц всех рангов и категорий во всех своих делах и начинаниях, свято соблюдать принцип справедливости, как неотъемлемое требование Духовной Культуры.

Если все эти высшие, поистине божественные качества будут закреплены в законе о культуре, то, несомненно, этот документ станет прологом к нисхождению Руси небесной на Русь земную. Многовековые чаяния народа о Руси святой будут получать реальное воплощение на наших бескрайних просторах. И волны благодати от Руси Святой будут расходиться по всему миру.

Наличие в новом законе специального раздела «Духовно-нравственные основы и ценности обновляющейся России» будет означать вознесение морального абсолюта культуры на пьедестал высшей ценности России, положит начало многоуровневому процессу утверждения морального абсолюта культуры как первоосновы духовного обновления России, совершенствования организации государственной, общественной, экономической, социальной, духовной, межнациональной жизни страны.

Новый закон способен придать этой задаче высший государственный статус. Совершенно очевидно, что только государство, в совокупности всех своих возможностей и ресурсов, осознав необходимость, неотложность, особую значимость поставленных самой жизнью задач, в состоянии приступить к осуществлению всего комплекса диктуемых временем духовно-нравственных преобразований.

Говоря о возрастающей роли государства в духовном преображении общества, важно понимать своеобразие и особенности этой уникальной, во многом новаторской созидательной функции Российского государства. В реальных условиях России она тем более важна в связи с тем, что произошедшее в нашей стране обрушение социализма, распад Советского Союза вывали в народе духовное потрясение. Начался тяжелейший духовный кризис, связанный, прежде всего с утратой народом глубинного смысла жизни. То, что произошло со страной в 90-годы – это, несомненно, инволюционный спуск, отбросивший страну на многие годы.

Из истории известно, что потеря смысла жизни, утрата первозданных образов ведет народ к вырождению, поскольку само содержание жизни становится внешним и бездуховным, направленным на формирование человеческой массы, не знающей своих истинных корней, не говоря уже об исторических истоках. Конечно, в случае с Россией речь не идет о вырождении как об исчезновении народа и этносов. Речь идет о деформации народного бытия, лишённого духовного стержня, хаотезирующегося и превращающегося в малосознательное существование, сводящееся лишь к выживанию. В истории известны факты, когда человеческая жизнь нисходила на уровень животного существования. Наши недруги готовили для народа России именно такую участь.

И надо признаться, что до сих пор утрата жизненного смысла не зарубцевалась. Острота её со временем несколько спала, но её разлагающее влияние на духовную жизнь народа продолжается. И только осознание народом величия и значимости высших ценностей Духовной Культуры, принятие их как цивилизационную цель, как жизненный ориентир, как руководство к деятельности будет возвращать народу смысл жизни.

Несомненно, что добровольное, сознательное вступление страны на путь духовного обновления породит могучую приливную волну массового энтузиазма, откроет простор созидательному творчеству, в горниле которого, несомненно, родятся качественно новые, более совершенные формы организации государственного и общественного устройства, более зрелые, более гуманные и эффективные формы жизни и труда людей.

Главное направление деятельности Российского государства на этом направлении – повсеместное, тотальное утверждение во всех пластах жизни, во всех сферах и направлениях, во всех органах власти и управления, в общественных структурах атмосферы гармонии отношений, т.е. повсеместное создание доброжелательной атмосферы доверия, справедливости, уважения, признательности, открытости и поддержки.

Если удастся повсеместно создать атмосферу гармонии в стране, то именно она станет главным, эффективным инструментом преображения реальной действительности, изживания, преодоления в ней всех негативных явлений и противоречий, установления более равновесной, справедливой организации жизни людей, постепенного социального выравнивания необоснованных диспропорций и различий между различными социальными, профессиональными, национальными группами и категориями.

По мере более глубокого утверждения в обществе атмосферы гармонии естественно будет нарастать преобразующее её воздействие на все сферы жизни, направленное на установление всё более равновесных отношений во всех пластах реальной жизни. Тем более, что в предпринимательской среде мира, особенно в той её части, которая хотя бы частично «погружена» в культурный пласт жизни, растёт понимание негармоничности, неестественности, антиэволюционности концентрации в частных руках крупных состояний, огромных финансовых ресурсов, не работающих на общее благо. Формируется и оценка таких реалий, как проявление духовного невежества.

Своего рода реакцией на такое понимание сложившейся в мире ситуации можно считать так называемую «клятву дарения». Её инициаторами стали американские миллиардеры Уоррен Баффер и Билл Гейтс, которые ещё в 2010 г. призвали богатейших людей США, объявить о намерении направить на благотворительность не менее половины своего состояния. Сделать эти пожертвования миллиардеры могут как во время жизни, так и после смерти, внеся соответствующий пункт в завещание. Сам Баффет передал в благотворительный фонд Билла Гейтса 37 из принадлежащих ему 44 млрд. долл. Инициативу поддержали Майкл Блумберг, Дэвид Рокфеллер, Марк Цукерберг и некоторые другие американские миллиардеры.

Первым из российских олигархов «клятву дарения» принёс В. Потанин, заявивший в том же 2010 г. в интервью газете Financial Times, что все его капиталы пойдут на благотворительность. «Клятву дарения» поддержал в 2013 г. инвестор и основатель фонда DST Юрий Мильнер, публично взявший на себя обязательство пожертвовать на благотворительность не менее половины личного состояния. В 2016 г. о решении направить практически всё своё состояние на благотворительность заявил Михаил Фридман.

Конечно, чисто теоретически широкое участие в этой инициативе богатейших людей России могло бы дать значительно больший положительный эффект, чем разовый взнос. Однако пока очереди из желающих не выстраиваются. Тем более благотворительность далеко не всегда сочетается с общим благом. К тому же главный вопрос – о не легитимности приватизации девяностых – не снимается такой клятвой. Но когда «заработает» атмосфера гармонии, она потребует очищения всех наиболее «тёмных» эпизодов жизни России и тогда со всей очевидностью обнажится, что огромные состояния наших олигархов не были ими заработаны, а стали проявлением юридиризированного произвола по отъёму у народа его важнейших достояний в смутный для страны период. Мы не предсказываем, в какой форме, и в какой временной период будет преодолён, изжит этот неестественный нарост на теле России. Очевидно, что этот процесс неотвратим, ибо с таким «богажем» путь России в справедливое, культурное будущее закрыт. Но в рамках утверждения в нашем обществе Духовной Культуры, как первоосновы развития, несомненно, соответствующее решение будет найдено. Оно вызревает. Безусловно лишь то, что она будет ненасильственным и бескровным.

Сегодня ко всё большему числу людей приходит озарение, что истинный русский путь – это разумная жизнь по декларируемым высшими ценностями Духовной Культурой законам, нормам, принципам и правилам человеческого общежития. Ибо только они, высшие ценности Культуры, с живой верой во всесилие мудрости, любви, красоты, знанья, чистоты, простоты, добра, братской дружбы и плодотворного сотрудничества, божественной справедливости, духовного согласия, нравственной стойкости, самообладания, уравновешенности, тактичности, здравого смысла и много другого, способны преобразовывать реальную действительность, выравнивать её несовершенства, разрешать любые проблемы перед лицом каких угодно вызовов, сложностей и трудностей.

В наше переломное, напряжённое время считаем крайне важным чётко сформулировать эту базовую закономерность эволюции человеческой цивилизации и заявить о безальтернативности её дальнейшего развития. Если человечество хочет сохраниться и продолжить эволюционное восхождение, то ему необходимо знать, понять и принять, что только в опоре на высшие идеалы и ценности Духовной Культуры у него открывается реальный путь в Будущее. Другого пути нет. Это столбовая дорога развития человеческой цивилизации. Кто не понимает этого и хочет идти другим путём, или продолжать жить по-прежнему, тот ошибается, его ждёт сарос – удручающе унылые повторы того, что уже было, бесконечные кризисы, непреодолимые противоречия и проблемы, неподъёмные для разобщенного человечества грозные вызовы, топтание на месте, инволюционные застои и откаты, разочарования и потери. Человечество в этом случае не вступит в поток эволюции, будет уходить в сторону от неё. И на этом поистине тупиковом пути не исключён и самый страшный исход, который не удалось избежать предшествующим нам цивилизациям.

К сожалению не всем дано сегодня осознать эту простую, но всё более очевидную истину. Но неотвратимая логика эволюции такова, что заблудшим предстоит долгими, извилистыми путями жизни возвращаться к этой истине. И они, в конце концов, будут возвращены, ибо поток эволюции един, и он ни для кого неминуем. Таков закон Вселенной! Обойти этот путь невозможно. Важно понять, что время обновления и перемен пришло! Это – абсолютная истина. Любой иной исход – бесперспективен, ибо он будет, в конце концов, уводить человечество в небытие. Думается, что человечество в состоянии осознать, что такой исход недопустим.

Ю.А. Агешин, Исполнительный директор Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ, член Президиума Всемирного Форума Духовной Культуры

И.С. Дарнева, Член Президиума Всемирного Форума Духовной Культуры, член Президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру», член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *