Что такое духовная литература кратко
Духовная литература
Полезное
Смотреть что такое «Духовная литература» в других словарях:
Духовная литература — Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, буквально написанное, от lit(t)era буква) в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Содержание 1 О границах понятия … Википедия
Духовная культура Китая (энциклопедия) — Духовная культура Китая самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия
Литература Великого княжества Литовского — ― литература, сложившаяся в XIV XVII веках на землях Великого княжества Литовского (нынешняя Белоруссия, Литва, частично Украина, Россия и Польша. Многоязычная литература Великого княжества Литовском развивалась на западнорусском,… … Википедия
Духовная прелесть — (от ст. слав. лесть ложь, обман) в соответствии с православным вероучением, духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём… … Википедия
Духовная академия — (набережная Обводного канала, 17), высшее учебное заведение Московской патриархии. Готовит священнослужителей, церковнослужителей, преподавателей учебных заведений Русской православной церкви. Открыта в 1809. Размещалась на территории Александро… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Духовная академия — (набережная Обводного канала, 17), высшее учебное заведение Московской патриархии. Готовит священнослужителей, церковнослужителей, преподавателей учебных заведений Русской православной церкви. Открыта в 1809. Размещалась на территории… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Духовная цензура в России — Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства … Википедия
Духовная иерархия — Великая цепь бытия, 1579 год Духовная Иерархия (от др. греч … Википедия
Духовная академия — Православные Духовные Академии (в Санкт Петербурге, Москве, Киеве, Казани и т. д.) православные учебные заведения дающие высшее богословское образование, для просвещенного служения Церкви в виде пастырской, преподавательской и… … Википедия
Литература США — Данные в этой статье приведены по состоянию на начало XX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия
Что такое духовная литература? Специфические особенности духовной литературы
Духовно-нравственная литература: определение и ее задачи
Главной задачей духовных книг является пробуждать в человеке все душевные качества, развивать морально-нравственные ценности и, наконец, сподвигать человека к исполнению религиозных законов. Ведь почти в каждой религии существует свод заветов, которым должен следовать верующий человек.
Особенности нравственной литературы
Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в эпическом жанре, то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.
Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:
В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.
Самые популярные книги на духовную тематику
Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта, честь и достоинство.
Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?
Роль духовной литературы в жизни современного человека
Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. Духовно-нравственном воспитании, а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.
Пища для нашей души
Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?
— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.
В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.
— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?
— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.
А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.
Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.
— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?
— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10–20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».
|
— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?
— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.
— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».
— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.
Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).
— Есть ли такие книги, не прочитать которые стыдно для церковного человека?
— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.
К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.
— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?
— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.
«Духовная литература — фундамент русской классики»
День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
Вплоть до середины XVII века изобразительное искусство, архитектура, музыка, литература развивались в религиозном направлении. Иконы Андрея Рублева, соборы Московского Кремля, знаменное пение — многими достижениями русская культура обязана православию.
Определяющим ее развитие стала именно православная книжность. Духовная литература лежит в основе всей русской словесности. Она — источник мысли для литературы светской. В произведениях многих отечественных писателей и поэтов затрагивается религиозная тема. Величайшие классические произведения зиждутся на христианской нравственности. Например, об этом свидетельствуют многие произведения Александра Сергеевича Пушкина, Федора Михайловича Достоевского, Михаила Юрьевича Лермонтова, Антона Павловича Чехова и многих-многих писателей и поэтов.
Одной из самых образных книг Священного Писания многие гении пера считали Псалтирь. Не случайно появилось движение, когда литераторы пересказывали псалмы в стихотворной форме. Среди них были Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Василий Иванович Майков, Иван Андреевич Крылов, Гавриил Романович Державин и другие.
Духовная тема имела особое значение даже для поэтов Серебряного века Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина. Идею жертвенности, важнейшую для православия, мы видим в произведениях Алексея Максимовича Пешкова (Горького), в частности, в образе Данко. Эти же идеи содержатся в произведениях Андрея Платоновича Климентова (Платонова). Почему?
Многие русские писатели были воспитаны в православных традициях, регулярно читали Священное Писание и вдохновлялись этими богодухновенными книгами. Например, у Анны Ахматовой есть такие строки:
«Под крышей промёрзшей пустого жилья
Я мертвенных дней не считаю,
Читаю посланья Апостолов я,
Слова Псалмопевца читаю.
Но звёзды синеют, но иней пушист,
И каждая встреча чудесней, —
А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней».
В таком перечислении книг несомненно есть глубокий смысл. Читая Послания апостольские, человек учится основам христианской жизни. В них разъясняется, как исполнять заповеди, поступать в спорных жизненных ситуациях. Не случайно первым русским печатным изданием стал именно «Апостол» как одна из основополагающих вероучительных книг.
Когда человек стремится жить по евангельским заповедям, он начинает ощущать собственную немощь, понимает, что без помощи Божией не сумеет побороть в себе страстные привычки. Он раскаивается в грехах и просит Господа о помощи словами псалмопевца Давида.
Очистившись молитвой и подвигом, подобно невесте, душа человека еще сильнее устремляется к Жениху — Богу, желает славить Его. Это состояние как раз описывается в книге царя Соломона, о которой упоминает поэтесса.
Александр Сергеевич Пушкин признавал собственное бессилие в попытке хоть немного приблизиться к красоте и мудрости книг Ветхого и Нового Завета. Он говорил, что невозможно создать ничего лучшего, чем Священное Писание. В нем заключена вся человеческая жизнь. «Религия создала искусство и литературу, — говорил русский классик. — Все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра».
Многие книги Священного Писания нашли отражение в произведениях русских литераторов. Однако среди них есть главная, которая оказала особое влияние не только на развитие отечественной культуры, но и на нравственность нашего народа. Эта книга — Евангелие.
С особым чувством вспоминал о том, как впервые прочел эту священную книгу Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Главное, что я почерпнул из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря которому господствующий жизненный уклад уже не так легко порабощал меня».
Духовная литература повлияла на русскую культуру и помогла поэтам и писателям создать лучшие классические произведения. В ней авторы находили чистейший и неиссякаемый источник высшей нравственности, заповеданной Самим Спасителем (ср. Ин. 4:13). Потому русская литература так признана в мире. Произведения Достоевского, Гоголя и других русских классиков зарубежные читатели считают образцовыми.
Классические авторы постоянно обращались к книгам Священного Писания, и тем самым подали пример и нам, читателям, чтобы мы обращались к первоисточнику мудрости, духовности, постарались жить по евангельским нравственным принципам. Тогда, я верю, наше государство будет и дальше процветать, а русская культура обогатится еще не одним великим классическим произведением.
Что такое духовная литература
Что такое духовность?
Согласно словарю Ожегова, духовность – это свойство человеческой души, которое заставляет духовные, нравственные и интеллектуальные интересы ставить выше материальных благ. Ушаков трактует духовность как стремление ко внутреннему самосовершенствованию, к отрешенности от низменных, грубых чувств и интересов.
Соответственно, духовная литература – та, что помогает человеку саморазвиваться внутренне и стремиться к возвышению над своей низменной, животной природой и удовлетворением элементарных потребностей.
Основной вопрос, который возникает у атеистов в адрес религиозных трактатов – кто написал Библию (Коран и т.д.). Точные ответы на него, увы, могут дать лишь глубоко посвященные в суть вопроса, духовно развитые и просвещенные люди.
В разных странах и частях света принято традиционно считать средоточием духовности религиозные институты в различных традициях, будь то христианство, ислам, буддизм, индуизм и т.д. именно потому основополагающие произведения духовной литературы в разных странах «закручены» на религиозной мифологии, заповедях, житиях святых и т.д.
Религиозные трактаты
В каждой религиозной традиции есть свои так называемые религиозные трактаты – это «главные книги», которые содержат в себе, как принято считать, некие «инструкции по применению» земной жизни, которая проходит в приверженстве к конкретной религии. Так, для всех ответвлений христианства основной религиозный трактат – это Библия, для мусульманства – Коран, для индуизма – Бхагават-гита и т.д. В каждой духовной традиции – свои основополагающие Священные Писания.
Жизнеописания святых –больше, чем биографии почитаемых в той или иной духовной традиции личностей. Такие произведения обычно призывают читателей к подражанию образа жизни святых как эталону жизни христианина, мусульманина и т.д.
Однако это не означает, что помимо Библии, Корана, Бхагават-гиты и т.п., не существует более никаких духовных трактатов. Так, в индуизме (ведическая культура) насчитывается несколько тысяч таких религиозных произведений – Вед.
Жизнеописания святых людей
Еще один тип ортодоксальной духовной литературы – жизнеописания святых. Авторами их порой являются сами святые люди, порой – неизвестные авторы. Так, в православной традиции на слуху такие примеры, как «Сказание о 70 апостолах», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергия Радонежского» и т.д.