Что такое духовник определение
Значение слова «духовник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В Греции духовниками могут быть только опытные (пожилые) священники в монашеском чине. У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом». Духовник не только руководит духовной жизнью чада, утешает в скорбях и советом помогает ему разрешить различные житейские вопросы, но обычно также молится о своём чаде. Основные качества духовника, по учению Православной Церкви — это смирение, рассудительность и любовь.
Современным духовникам запрещается открывать грехи исповедающегося, хотя в древности исповедь была открытой и публичной (первые христиане стыдились прогневать Бога, а не людей). До 1917 года допускалось два исключения из этого правила:
если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла;
если кто, хотя тайно, но умышленно произвёл в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна.
ныне грехи, открытые на исповеди, не подлежат огласке ни под каким видом, в том числе и при даче показаний на следствии и в суде.
Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек одновременно, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии, духовник обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные, в случае нераскаяния лишающие христианина благодати.
ДУХО’ВНИК, а́, м. (церк.). Священник, к-рый принимает исповедь (по отношению к исповедующемуся лицу).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Зачем нужен духовник (+ВИДЕО)
Кто такой духовник? Не всегда ответ на этот вопрос очевиден: иногда люди пытаются наделить священника слишком широким кругом «полномочий» – ищут в нем наставника не только в их духовном исправлении, но и в разных жизненных, порой даже бытовых ситуациях. Верно ли это? Зачем на самом деле нужен духовник? Рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).
К сожалению, зачастую люди, приходящие в храм, считают приемлемым для себя исповедоваться сегодня у одного священника, а в следующий раз – у другого. Хотя это странно, ведь мы для исцеления какой-то телесной болезни постараемся найти одного хорошего врача, чтобы он нами всё время занимался.
То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека и священника. Когда к священнику кто-то приходит на исповедь один, второй, третий раз, он начинает понемногу этого прихожанина узнавать: обстоятельства его жизни, его внутренний склад, какие-то личностные особенности. Так складываются доверительные отношения, человек начинает у этого священника окормляться, который постепенно становится его духовником.
В среде верующих бытует такая идея: нужно сначала попросить священника быть духовником, тогда он будет не просто принимать исповедь, но и особо молиться за свое духовное чадо. На мой взгляд, можно, конечно, и попросить, но дело в том, что христианская жизнь не терпит никакого формализма. Если священник человека регулярно перед собой видит, проникается какими-то его скорбями, печалями, нуждами, относится к ним как к своим в каком-то смысле, то он, безусловно, будет об этом человеке молиться. Если же священник, у которого человек исповедуется несколько лет подряд, не молится о нем, то странно ожидать, что после такой просьбы начнет.
Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание. Здесь неуместно особо «договариваться»
Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание, и в ней не нужно каких-то сложных нагромождений, конструкций, связанных с испрашиванием чего-либо и с ответом на это – положительным либо отрицательным. А иначе какие-то торжественные заявления звучат, люди как бы о чем-то договариваются даже, но эти отношения не складываются. Когда же они сложились, то совершенно необязательно это специально как-то называть. Есть сам факт, и он гораздо более значим, чем любые его наименования.
Духовник и духовный отец
Существуют определенные различия между духовником и духовным отцом. Наверное, можно охарактеризовать их так: духовник – это священник, у которого человек регулярно исповедуется и с которым регулярно советуется, а духовный отец – это священник, которому удалось способствовать именно рождению человека для христианской жизни. Ведь процесс вхождения в эту жизнь не всегда бывает безболезненным: подчас и страсти восстают, и искушения одолевают. И когда священник всё это вместе с человеком переживал – подобно родителям, которые сидят у постели больного ребенка без сна и отдыха, пока не поставят его на ноги, – тогда возникает это отцовство. И сам человек начинает так к священнику относиться. Это совершенно определенный уровень заботы и ответственности духовника и доверия и послушания чада.
Обретение духовника – это всегда таинство
В идеале духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен
«Нужно ли духовника как-то специально искать, и как это делать правильно?» – вопрос очень распространенный. Намного проще, когда человек ходит в какой-то один храм, живет жизнью прихода и обретает там духовника. Но может получиться так, что он пришел в какой-то конкретный храм, расположенный ближе к дому или почему-то по сердцу пришедшийся, но там не встречает священника, который бы вызывал особое чувство доверия, ответы которого на вопросы соответствовали бы его внутренней духовной потребности, его нужде. Ведь в жизни мы тоже общаемся со многими людьми, но немногие становятся друзьями и близкими. А в идеале, конечно, духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен. И тогда совершенно естественно пойти на службу в другой храм или забраться в Интернет и почитать, что говорит такой-то священник, что пишет такой-то. А бывает, услышишь в храме чью-то проповедь, которая тронет сердце, и в результате поймешь, что именно этот священник может стать настоящим наставником для тебя.
Не всегда так получается, но это не значит, что не надо жить церковной жизнью и постоянно ходить к одному и тому же священнику на исповедь и обращаться за советом. Я сейчас говорю скорее о некоем идеале, к которому нужно стремиться.
Если у пасомого присутствует подлинное желание измениться, если всё всерьез, по-настоящему, глубоко, то это становится залогом такого же искреннего и серьезного отношения к нему священника и он как пастырь может гораздо больше дать. И тогда эти самые отношения сыновства и отцовства завязываются и устанавливаются.
Ведь порой ты будто топчешься на месте, потому что приходящий раз за разом на исповедь тебя не то что не слышит – не слушает. Ему не нужны твои слова, а нужно что-то свое, и это «что-то» может находиться вообще не в плоскости христианской жизни. Такого человека получится утешить, поддержать, но его духовная жизнь не получит развития, и в какой-то момент эти отношения себя изживут и перейдут к некоему взаимному разочарованию.
Безусловно, одна из задач священника – указывать человеку на эти и другие его ошибки, точнее – помогать их увидеть, чтобы он не блуждал кругами, а шел более прямым путем, сократил его. Такой своего рода навигатор. Еще точнее сказать: духовник помогает пройти тем путем, которым он сам когда-то прошел.
Нужно ли и можно ли менять духовника?
Бывает такая деликатная ситуация, когда человек, окормлявшийся у одного священника, потом по какой-то причине понимает, что ему хочется обратиться за духовным советом к другому батюшке и исповедоваться уже у него. Стоит ли к этим своим внутренним потребностям прислушиваться?
На мой взгляд, человек должен в Церкви искать того, что служит к созиданию его души и помогает идти ко спасению. И если ты понимаешь, что священник не может ответить на важнейшие вопросы твоей жизни, то, безусловно, будешь искать другого – это совершенно правильно и естественно.
Ответы духовника – указатели направления духовной жизни. И необходима еще наша внутренняя работа над собой
Но надо при этом по отношению к себе быть, наверное, даже более строгим, чем к священнику. Ведь очень часто бывает, что человек, задавая вопросы, ждет, чтобы ответы изменили что-то в его жизни, а сам при этом ничего не делает. Но те ответы, которые мы получаем, могут лишь указать нам направление пути, побудить к какой-то внутренней работе. И если этой работы не будет, то спустя какое-то время ответы утратят для нас как бы свою актуальность. Нередко именно из-за этого люди вступают на путь неких блужданий в Церкви.
Иногда дело вовсе не в том, что священник не дает тебе чего-то важного, потому что он не внимательный, не начитанный, не глубокий, а просто ты в какой-то момент понимаешь, что другой священник ближе тебе по духу. Как при этом поступить? Я считаю, что здесь нет какого-то единого правила, всё достаточно индивидуально. Один пожилой батюшка говорил: если у тебя есть духовный отец и ты по какой-то причине от него уходишь к другому священнику, то у тебя, возможно, будет хороший духовный отчим, но уже не отец. Это, подчеркиваю, в том случае, если был именно духовный отец. Если же таких глубоких, серьезных внутренних отношений не было со священником, тогда я к перемене духовника никаких препятствий не вижу.
С духовником или без духовника?
Можно ли обходиться совсем без духовника? Не иметь священника, к которому ты приходишь на исповедь регулярно и которому ты задаешь какие-то вопросы, – на мой взгляд, нельзя, это будет совершенно неправильно. А вот без духовника, который может тебя вести путем христианской жизни, который может быть в какой-то степени учителем этой жизни, людям порой приходится обходиться. Потому что само духовническое служение требует от пастыря достаточно большой отдачи и самопожертвования. Но у современного священника, как и любого современного человека, очень мало к такой самоотдаче способности.
Однако надо помнить: всё, что нам не дают люди, может восполнить Господь. В патериках есть такие слова: «Богу угодно, чтобы вы, люди, исправляли друг друга и вы, люди, прислушивались друг к другу». Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать тем, что Господь посылает. Если священник тебя чему-то может научить, пусть научит. Если потребуется впоследствии что-то большее, Господь тебе это большее даст: или у другого священника, или в этом священнике нечто откроется.
Господь восполнит, если мы со смирением и с доверием будем у Него этого искать. Но это в тех случаях, когда мы действительно ищем.
Что такое духовник определение
— Отец Игорь, начнем с определения — кто такой духовник? Это просто священник, к которому я регулярно прихожу на исповедь, или слово «духовник» означает нечто большее?
— Духовник — это духовный отец. Это человек, который призван родить нас для новой жизни — жизни во Христе Иисусе. Крещение вводит нас в эту жизнь, а научить нас жить с Ним, дать человеку необходимые для этого знания — дело духовника.
— Но ведь не всегда, не везде мы можем найти человека, который действительно может учить нас духовной жизни. Как быть, если мы такого человека не встретили? Искать, пока не найдем?
— На самом деле есть два пути обретения духовного отца. Об одном из них замечательно говорил Алексей Ильич Осипов. По его мнению, духовника нужно выбирать не спеша, серьезно, ответственно; прежде чем доверить этому священнику себя и свое спасение, нужно убедиться, что он действительно человек духовный, что он настроен на волну Христа, что он не заведет тебя в дебри ереси, не подменит истинное благочестие ложным, чисто внешним. А есть другой путь: просто пойти в ближайший храм, вверить себя первому попавшемуся священнику и в дальнейшем проходить свой жизненный путь вместе с ним.
— Однако Ваши слова о том, что нужно пойти и довериться первому попавшемуся батюшке, несколько пугают. К сожалению, батюшки у нас бывают разные…
— Если вас только двое — вы и священник — и никого меж вами больше нет, тогда да: такое вот безоглядное доверие может к трагедии привести. Но мы ведь с вами верующие люди и знаем, что Господь никогда нас не оставляет, что меж нами и священником, которому мы доверились, стоит Он Сам.
На Афоне многим рассказывают такую историю, случившуюся в начале ХХ века. Один молодой инок весьма усердно подвизался, и братия стала с подозрением на него смотреть, стала ему говорить, что он в прелести. Он и сам испугался. И пошел к своему наставнику: не в прелести ли я? А наставник сказал этому иноку, что в такой-то пустыни живет один затворник, иди к нему; если ты у него в послушниках одиннадцать лет выдержишь, ты точно не в прелести. Инок пошел к затворнику, указанному духовником; у затворника был очень тяжелый характер, но инок прожил у него в послушании одиннадцать лет. А в конце срока подумал: «Если я сейчас от него уйду, будучи очень доволен тем, что я все это выдержал, тогда я точно в прелесть впаду; поэтому дайка я проживу у него еще одиннадцать лет». Впоследствии этот инок сам стал одним из афонских духовников, а тот старец перед кончиной покаялся перед ним, сказав: «Прости мне мою жестокость; твои смирение и усердие в служении Христу не только тебе самому принесли пользу, но и для меня стали духовным уроком».
Весь вопрос в том, что мы ставим во главу угла. Если у нас дальше духовника (а скорее, дальше наших эмоций) ничего нет, если мы даже не задумываемся о том, для чего нам дан духовник, тогда, конечно, какие-то его человеческие недостатки для нас — трагедия. А если духовник для тебя — средство ко спасению, тогда у тебя все будет нормально. Отрицательный опыт общения со священником, с духовником — это тоже опыт. При правильной установке человека он служит ко спасению. Конечно, мы все хотим для себя священника прямо-таки равноангельного… и чтобы он еще говорил нам исключительно то, что мы хотим слышать. Но ведь ни один сознательный родитель не дает ребенку всего того, чего тот хочет: если бы это было так, наши дети ели бы одни чипсы, запивая их колой. Но большинство родителей все же хорошо ориентируются в вопросе, что ребенку нужно на самом деле.
— Родитель в данном случае — это, скорее всего, Господь, Который знает, какой духовник нам нужен — мягкий, жесткий, приятный, «вредный» и т. д.?
— Конечно. Мы должны доверять, прежде всего, Богу, Который послал в нашу жизнь вот этого священника. Мы ведь очень разные люди, и путь к Богу очень разным бывает, и средства на нем нужны разные. В школе тоже ведь всегда разные учителя — и добрые, и не очень, и строгие, и не слишком. Но они все нужны, наверное, тому, кто хочет действительно получить образование.
— Мне пришлось однажды слышать такие сетования неофитки: батюшка, дескать, у нас хороший, добрый, участливый, но простой, а мне нужен глубокий духовник с высокими познаниями… Что бы Вы посоветовали сетующей?
— Если бы ко мне вот так кто-то пришел и сказал: «Батюшка, извините, мне нужен другой человек, не такой, как вы», — я бы ответил: «Ну что ж, ступай с Богом, ищи того, кто тебе подходит». Дело вот в чем: пока человек сам не наступит на грабли своей самости («Мне нужен другой духовник»), пока он не поймет, что Господь ему уже даровал все, что нужно для его спасения, он так и будет ходить и искать. А когда поймет, вернется к тому, что было уже дано. Повышенные притязания — «Этот духовник меня не удовлетворяет» — они от гордости в нас.
— И все же, как быть, если духовник не отвечает на возникшие у нас вопросы? Искать ответы в книгах?
— Духовник не отвечает на вопросы не потому, может быть, что он не знает ответов, а потому, что эти ответы нам сейчас не нужны. Мы еще не перегорели своей страстью, той страстью, которая породила эти вопросы, и готовые ответы нам пользы не принесут. Что же касается тех ответов, которые мы можем найти в книгах святых отцов, — с ними все равно нужно прийти к батюшке и показать, и спросить, насколько это к нам применимо.
— Но как можно не искать ответа, если вопрос встал ребром?
— Попробуйте его поискать, посмотрите в нескольких разных местах. И если ответа действительно нет, значит, он вам не нужен. Это не трагедия. Когда будет нужно, ответ появится. Нужно искать не готовые формулы, а приближения ко Христу, Который отвечает на все наши вопросы.
— А заочный духовник у христианина может быть? Могу ли я, скажем, считать своим духовником святителя Феофана Затворника, отца Александра Ельчанинова или игумена Никона (Воробьёва)?
— Я считаю, что нет. Чтение — это одно, общение с духовником — другое. В советское время, когда на всю область был один храм, можно было удовлетвориться тем, что ты читаешь Феофана Затворника, и другого духовника не искать. Но сейчас у нас достаточно возможностей позаботиться о своей духовной жизни. Естественно, что нельзя при этом чтение духовной литературы сбрасывать со счетов. Но нужно помнить: каждый из духовных наставников исходит не только из опыта, накопленного веками, но и из своего личного опыта, и преломляет евангельскую истину для своих современников, для тех, кто живет в условиях той же эпохи. И применить его опыт к собственной личности, если ты в эту эпоху не живешь, трудно. Готовы ли мы жить в тех условиях, которые были тогда? Не всегда. Я считаю, что духовником для христианина может быть только его современник, тот, кто живет в том же обществе, в тех же проблемах, в той же культуре.
— Другая крайность — человек считает, что постоянный духовник ему не нужен, предпочитает обходиться без него, оправдывая это тем, что в наше время оскуде преподобный (см.: Пс. 11, 2). Это правильно?
— Вряд ли здесь можно дать категорический ответ — правильно или неправильно. Для чего вообще нужен духовник? Для спасения. Можно ли спастись без духовника? А можно ли выучить китайский язык без учителя? Можно, но с учителем вы будете учить его два года, без учителя — двадцать два. Духовник — это человек, который на себя берет за тебя ответственность перед Богом. Решив, что духовник ему не нужен, человек берет эту ответственность на себя. Поэтому в таких решениях нужно осторожность соблюдать. Конечно, никто не запретил христианину самостоятельно строить собственную жизнь. Но ведь мы все знаем, что самому себя построить, просто самому себя со стороны увидеть сложно. И намного проще, когда есть опытный человек, который всегда может сказать тебе то, что ты сам себе не скажешь.
Напомню, что в советское время и духовенства, и возможности жить церковной жизнью, посещать храм было гораздо меньше, чем сейчас. Но духовников для себя верующие все равно находили. Бывало так, что духовник жил где-то в другом городе, и человек мог приехать к нему раз в полгода, раз в год, но духовная польза от этого была очевидной.
— Приходится слышать еще и такого рода обиды на духовников: «Я к нему на исповедь с такими проблемами, с таким комком грехов, недоумений, вопросов, а он, ни слова мне в ответ не сказав, накрывает меня епитрахилью и благословляет причащаться». Обоснована ли такая обида?
— Конечно, нет. Я повторюсь: нужно помнить, что меж нами и нашим пастырем стоит Господь, и Он воспитывает нас, действуя через духовника. Без смирения и доверия к Богу у нас вообще никакой духовной жизни не получится. Если духовник нам ничего не говорит, значит, нам и не нужно сейчас никаких слов. Достаточно того, что мы сами осознали и исповедали свои грехи, задумались о корнях наших проблем.
— А если мы все же выбираем духовника, то чем следует руководствоваться?
— Здесь, наверное, нужно не о выборе духовника говорить, а о том, что мы все, коль скоро мы христиане, выбрали Христа. И, если я выбираю из всех священников одного, значит, я считаю, что он близок ко Христу. И раз я его выбрал, я должен полностью ему довериться. Об этом хорошо сказал митрополит Сурожский Антоний: «Как легко прийти к Богу, если ты видишь на лице другого человека отблеск Божественной славы». Вот если ты это видишь, тогда ты счастливый человек, ты нашел того, кого искал. И дай Бог, чтоб у тебя все сложилось и получилось. Когда я учился в семинарии, в Троице-Сергиевой Лавре, я выбрал там одного батюшку — отца Илию — и стал ходить именно к нему. А почему… Трудно сказать.
— По интуиции?
— Скорее, по счастью. Бог к нему привел. А позже духовником всей нашей семьи — я считаю, что семья должна окормляться у одного священника — был отец Василий Владышевский. Но я не хотел бы останавливаться на подробностях своих взаимоотношений с духовниками или как-то афишировать их присутствие в моей жизни.
— Почему Вы считаете, что семья должна окормляться у одного священника?
— У духовника в нашей жизни много функций: он и миротворец, и третейский судья, и многие твои вопросы, в том числе и семейные, он может разрешить гораздо лучше, чем ты это сделаешь самостоятельно, своим умом. И очень важно то, что духовник хорошо знает и тебя, и твою супругу или супруга, и детей.
— А можно ли не соглашаться с духовником? К примеру, в какой-то конфликтной житейской ситуации. Предположим, духовник мне говорит: «Поступайте вот так-то», а я ну никак не согласна!
— Не соглашаться с духовником можно сколько угодно. Но сделать нужно все равно так, как велит духовник. А иначе какой смысл в его духовничестве? Или тебе нужен карманный духовник, который будет всегда говорить только то, что тебе хочется слышать? Вы понимаете, духовник — это очень и очень серьезно и важно. И не надо думать, что вот мы с вами поговорили, и все сразу поймут, насколько это серьезно. Это не всем легко сразу понять. Но об этом надо хотя бы начать задумываться.
Журнал «Православие и современность» № 43
Таинство любви. Исповедь: Кто такой духовник и как его искать?
Кто такой духовник? Как не ошибиться в выборе духовного наставника? На эти сложные вопросы Вам ответит епископ Пантелеимон (Шатов) в данной статье.
Духовник
Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?
Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.
Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.
А вот старец – это совершенно другая категория в духовном руководстве. Старец – это человек, которому открыта воля Божия, которого слушаются безусловно, полностью доверяют и слова которого исполняют беспрекословно.
Как выбрать духовника?
Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.
Исповедаться лучше только у своего духовника, правда бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды(болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.
Есть опасность, особенно для девушек, женщин — душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим(«им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость.
Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.