Что такое духовно нравственный смысл

Задачи, цели духовно-нравственного развития и воспитания

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так.

Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Источник

ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В ИСТИННОМ ПОНИМАНИИ.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

В современной педагогике чаще всего используются понятия «духовность» и « нравственность», которые не соответствуют своему истинному смыслу в истинном понимании.

Неискаженное и полное представление об этих ключевых понятиях дают святые отцы.

…не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги, иначе дух уничижим, а тело возвысим, потому что буквы тело, а содержание книги – дух. Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, оставь слушать, брось и тело, и дух музыки. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).

( 2 Кор, 10, 3-4 ).(Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).

( 2 Кор, 10, 3-4)». (Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).

Что же необходимо понимать под словом «плотский»?

Плотский, страстный, есть служащий …временному миру (Симфония по творениям Свт. Игнатия Брянчанинова).

Исходя из выше сказанного вполне логично напрашивается вопрос:

А что же такое ДУХ Божий?

«…дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных …» (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 183).

В связи с этим определением Святитель Феофан Затворник обращает наше внимание на то, что « Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни – а о той жизни Господь сказал, что там не женятся, не посягают, то есть что там житейских, земных порядков не будет, а будет порядок ангельский…» (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.162).

Дух – сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его…Дух как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в свое исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

3. Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. …ничего тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы не имел кто тварных вещей и благ, все ему мало.

(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 181).

Дух силен, мощен, оттого он легко носит тяжелое вещество; а плоть косна, бессильна, бессильна, и потому ее легко подавляет родное ей вещество. Потому Бог… носит весь мир сильным Словом Своим (см. Евр. 1, 3); потому же и дух человека благодатственного легко с Божией помощью покоряет свою плоть, даже плоть других, их духу (как видим на святых). (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).

Дух животворит (Ин. 63)

По сошествии Святого Духа на апостолов, описанном в кнеге их Деяний, часто вспоминается о всепромыслительном действии Духа святого в Церки, о Его вседержавном руководительстве апостолами, их спасительной проповедью и действиями Церкви. Этот и есть иной Утешитель (см. Ин. 14, 16), всеблагой и всеистинный, Которого обещал послать апостолам Господь Иисус Христос. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадского).

Нет ничего изменчивее вещества: оно изменяется в миллионы видов естественным образом по законам Творца, не говоря о чудных изменениях, например, огня в росу, воды в кровь, воды в вино, посоха в змия, даже человек иногда в тысячи видов изменяет вещество.

Свойства вещества – изменяемость. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).

В книге Святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как в ней установится?» объяснено, что у человека есть три жизни – духовная, душевная и телесная. Первая обращена к Богу и Небу, вторая – к устроению земного быта, третья заботиться о жизни тела. Редко бывает, чтоб все сии жизни раскрывались в одинаковой силе, но у одного преобладает одна, у другого другая, у третьего третья. Выше всех духовная, потому что дух выше души и тела и потому что через нее человек становится ближе к своей цели, то есть к Небу и Богу. … (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.162-163).

Свойства истинно духовных людей

В святых перевес духа над плотью виден в том, что они живут духом и во всем мире видят дух, во всем премудрость, всемогущество и благость Божию; во всех явления, во всех делах они видят отпечаток духа. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).

Совершенствование человека в добре определяет…не только его вечную участь, но и характеризует степень духовности человека уже здесь, на земле, свидетельствует о наличии в нем жизни духа. (Учение о спасении).

В нас … Господь положил все добродетели. Они тотчас и просятся наружу, как только мы бываем в таком настроении, о коем есть поговорка: «Ныне он в духе»… это то же, что готов на все доброе. ( Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 252).

Свойства душевных и телесных людей

…душевный (многознающий, искусник, делец), а тем паче полотяный – не есть настоящий человек, как бы красным ни являлся он вовне. Он безголов…По сему же судите и о произведениях литературы и искусств. Произведения, в коих все плотяно, из рук вон нехороши; но ите, в коих господствует душевность, не отвечают своему назначению… ( Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 188).

…в людях чувственных перевес плоти над духом открывается из того, что они во всем видят только то, что представляется их чувствам, и дальше своего носа, как говорится, не видят; человек чувственный, плотяной смотрит на мир и видит его почти как животное неразумное, не удивляется в нем премудрости, присносущной силе и благости Творца; читает священную книгу и видит в ней только букву . (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).

Что касается до душевности и телесности, то они сами по себе.. безгрешны, как естественные нам; но человек сформировавшийся по душевности или, еще хуже, по плотяности, небезгрешен. Он виновен в том, что дал себе господство тому, что не предназначено к господству и должно занимать подчиненное положение…Но когда у кого господствует духовнгость…он непогрешаетпотому, что духовность есть норма человеческой жизни…бывая духовным, он есть настоящий человек ( Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 187).

…по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное, а за ними и все свое внешнее, то есть жизнь семейную и общественную. ( Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 188).

…в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством (9, с. 31-34) (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 181).

Что требует дух? …дух требует, чтобы…в большем числе людей очищался образ (Симфония по творениям Свт. Григория Богослова).

Каждая сторона человеческой жизни духовная, душевная и телесная требует своего удовлетворения «Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи в утолении своей алчбы и жажды и гонит человека искать ее. Человек бежит искать, но как он вращается все в том же круге, не удовлетворяющем голодающей стороны, то удовлетворения не бывает, голод, жажда не пресекаются, не прекращается и требование пищи, не прекращается и гоньба. И никогда она не прекратится в живущих по духу мира». ДУХ ХОЧЕТ ВЫРВАТСЯ, НО СВЯЗАН, ОТСЮДА БЕЗУМНЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ И НЕНАСЫТНОСТЬ БОГАТСТВОМ. (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.171).

Об успехах в духовной жизни (гл) с. 254

Свойства духовных и мирских благ

Мирские: (Земные) хотя бы и были многочисленны и стекались со всех сторон, не будут сопровождать нас в будущую жизнь, не преселятся с нами на небо и не предстанут перед страшным престолом, но часто еще прежде нашей смерти оставляют нас и исчезают, если же и останутся до конца, то при смерти непременно отнимутся.

Духовные: А духовное сокровище есть приобретение неотъемлимое, оно повсюду следует за нами и на пути и при отшествии нашем и доставляет нам великое дерзновение перед престолом Божиим. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).

Какая, польза от наслаждения земного? Сегодня оно есть, а завтра – прах рассеянный; сегодня – огонь пылающий, а завтра – пепел остывший. Но не таковы блага духовные: они всегда сияют и цветут и с каждым днем становятся прекраснее. То богатство никогда не погибнет, никогда не переводится, никогда не истощается, никогда не подвергнет беспокойству, зависти или порицанию, не губит тела, не растлевает души, не возбуждает зависти, не навлекает ненависти, между тем как все это соединено с богатством. Та слава не доводит до безумия, не рождает надменности, никогда не перестает и не помрачится. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).

Блага мирские имеют много завистников, а духовные чем большему числу людей достаются, тем обильнее оказываются. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).

Таково духовное: будучи раздаваемо, оно еще более умножается, и чем большему числу сообщается, тем более оно увеличивается, так что и отдающий не чувствует никакой утраты, напротив, у него еще умножается имущество, и получающие становятся более богатыми . (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).

Лучший способ противостоять земным влечениям.

…земное успевает увлекать нас и, как туманом, заслонять Небо. Лучший способ как подкрепить дух наш, в его борьбе с душою и телом при влечениях к земному, есть память об исходе и о последующем за ним Суде и предрешении участи нашей. (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.158).

Когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных. А если нет их, то какая нам остается надежда, какое утешение? Почему о них всегда нужно молить Бога и их просить? О них молиться научил нас Христос. (См. молитва Отче Наш, где все небесное) (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).

Как распознать признаки духовной жизни?

Как распознать признаки бездуховной жизни

…когда в тебе недобрые помыслы или недобрые или недобрые сердечные движения, тогда – худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу. Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения, а дух благой есть дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда дух злой… (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадского).

Последствия бездуховной жизни

Последствия, как мы видим страшные, поэтому необходимо научиться жить духовно.

Что значит жит духовно?

Апостол Павел пишет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Небудем тщеслваиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Галл. 5, 25 – 26). И паки: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Галл. 5, 16). Эти слова показываю нам, что значит духовно жить. (Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев).

С величайшей осторожностью нужно держать в своем сердце сокровище Духа, реки воды живой (Ин. 7, 38). (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).

Средства укрепления духовной жизни

…необходимо укрепление нашей души от Духа Святого…каждую минуту нашего бытия, как дыхание, необходимо на молитве и во всей жизни; без укрепления Его душа наша постоянна склонна ко всякому греху и, значит, к смерти духовной. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).

Как приобрести духовную жизнь?

Иметь «покаяние и плач о грехах» ( Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 211).

Потому что «…нет греха, побеждающего Божие милосердие» (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.161).

Делать дела усердно, внимательно, постоянно и без попыхов. Всякое дело, какое предлежит вам делать, принимайте как самим Богом порученное и делайте его как Божие …(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.164).

Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет, на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в чиле дел, Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию на вас наложенную. Пред всяким делом бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и потокончании возблагодарите Бога. И будет, что хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете…С верою сие совершая, всегда будете получать помощь в сем и упехи(4, с.92) . (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.166).

Держите же так: всегда принадлежать Господу. Это много требует: в мыслях всегда носить Господа; в сердце – всегда иметь чувство к Господу; в воле – все делаемое делать для Господа. ( Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 252).

Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием – заднее все забывая, кроме грехов, о коих всегда надо каяться ( Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 252).

Господь просится внутрь, стоит и толчет(стучит). Надо отворить Ему дверь. Ключ от двери сей – огненная ревность и безжалостное самоотвержение.

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительн6ой, деятельной (воле) и чувственной (сердце))глава из Симфонии по трудам Феофана Затворника.

Истинное счастье человека – жить по духу.

Для раскрытия понятия «нравственность» будем руководствоваться словарем В.И. Даля. Слово «нравственность» происходит от слова «нрав».

«Нравственный, противопол. телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. || Относящийся к одной половине духовного быта, противопол. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло» ( Толковый словарь Даля, 1863-1866 ).

Итак, мы видим нравственным человеком можно назвать духовного человека, который по свидетельству Святителя Димитрия Ростовского «…нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и свой разум, старается изучить с точностью заповеди Христовы и Предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагет в основание прочные камни, кто превыше всех других подвигов заботится о том, чтобы исправить и направить свою нравственность сообразно поведению, учению и завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (Святитель Димитрий Ростовский. Внутренний человек. Гл.4).

Вот почему в русской традиции учителями были люди преимущественно из семей церковнослужителей. Эти педагоги и учителя обладали высокой нравственностью. О. Иоанн говорит по этому поводу: «Детям « язык сердца доступнее, чем говор ума »: они скорее угадывают подлинный образ мыслей и чувствований своих педагогов, чем изучают преподаваемые им правила. Следовательно, чтобы внушить детям нравственные чувства, пробудить стремление ко всему благородному, высокому и прекрасному, учителя

Посему и Христос, зная, что слово, не сопрягаемое с деятельностью, немощно и недействительно, одушевляемое же деятельностью, живо, сильно и действенно всякой добродетели и любомудрию, обучив Апостолов делами и наставив словом и украсив Божественными дарованиями, потом уже послал их на уловление человеков. Ибо во всей точности знал, что нравственность проповедников не меньше чудес может привлекать людей. (ЛЕКЦИИ ПО ПАСТЫРСКОМУ БОГОСЛОВИЮ).

« Старайтесь не о том, чтобы образовать из сына искусного оратора, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но воспитать его в духе христианской мудрости. Строгое поведение требуется, а не умение хорошо говорить, нравственность, а не сила речи, дела, а не слова ». Только один христианский характер, делает вывод святитель, может обогатить человека истинными благами» (227, 55). (Основы русской педагогики).

Сложившаяся жизнь требует соответственных себе дел. Как они повторяются часто, то естественно обращаются в навык, НРАВ, правило и характер. В совокупности всех такого рода навыков, правил и порядков устанавливается образ жизни известного лица, как из совокупности установившихся понятий составляется образ его мыслей и воззрений. (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.177).

От образа жизни воспитания зависит какого нрава будет человек доборго или дурного.

В словаре В. И. Даля читаем: «Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, без укорной нравственности . Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполненья законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога». ( Толковый словарь Даля, 1863-1866 ).

Человек может внешне исполнять гражданские законы, но сердцем далеко стоять от чистоты христианской нравственности. Нрав (образ мыслей) такого человека нередко бывает гордым, завистливым, злым… «Своенравный, норовистый, упрямый, причудливый, своевольный, на которого трудно угодить». ( Толковый словарь Даля, 1863-1866 ).

«В этом знач. нрав человека: природный, прирожденный, естественный, поскольку всяк родится с известными наклонностями, расположеньем; и выработанный, сознательный и возрожденный, насколько человек успел согласовать в себе сердце и образ мыслей» ( Толковый словарь Даля, 1863-1866 ).

Прп. Авросий Оптинский указывает на причину падения нравственности в человеке: «Начало премудрости есть страх Господень, от которого бывает хранение заповедей Божиих, а когда страха Божия нет, то и нравственность во многих сословиях в большом упадке …»(Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Преп Аввросий).

Когда мы говорим о нравственности, принято различать три понятия «этику», «мораль» и «нравственность». «Этика», «мораль», «нравственность «это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. (протоиерей Евгений Шестун).

Поведение человека несовместимого с нормами нравственности, морали являтся аморальным.( безнравственным).

Приведем несколько строк из классической литературы.

По словам Патриарха Кирилла: «Каким бы ни было внешнее благополучие безнравственного человека, он не может быть счастливым по определению Божиему. Другого нам не дано».

1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001.

2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.,1995.

3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М.,2004.

4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.

5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М.,1995.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *