Что такое духовное здоровье человека

Здоровый человек

Здоровье – это не все, но все становится ничем без здоровья.

Артур Шопенгауэр.

Определение здоровья было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения и звучит так: «Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия ».

В общем понятии здоровья различают две составляющие: духовное здоровье и физическое.

Духовное здоровье человека зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми, способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.

Двигательная активность, естественное питание, умение сочетать отдых и работу, физический и умственный труд формируют физическое здоровье человека.

В наши дни состояние здоровья человека обычно оценивают по следующим критериям:

— нормальная работа организма;

— психическое, физическое и социальное благополучие;

— способность полноценно работать;

— стремление к творчеству;

— способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Каждый из нас обладает совершенным организмом. Организмом, который, во-первых, имеет высокий запас прочности (чем мы беззастенчиво какое-то время пользуемся) и, во-вторых, имеет уникальные возможности к самовосстановлению (чем мы, к сожалению, практически не пользуемся).

Что же необходимо сделать для того, чтобы БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!

10 маленьких хитростей как стать здоровым.

Начинайте свой день с зарядки.Всего-то нужно встать на 10-15 минут раньше, чтобы начать день с утренней зарядки. Она поможет вам проснуться, зарядит энергией и подготовит организм к новому активному дню. Подойдёт всё – обычная разминка, лёгкий бег. Заправляйте своё тело только натуральным, качественным топливом. Самым главным приемом пищи должен стать завтрак, включающий в себя сложные углеводы, клетчатку, белки и полезные жиры. Лучшая пища для завтрака – это овощи, каши, нежирное мясо и яйца. Здоровый, натуральный завтрак поможет вам сохранить и улучшить своё здоровье и оставаться энергичным весь день.

Не забывайте про чай.Натуральный чай содержит в себе антиоксиданты, благоприятно воздействующие на вашу иммунную систему и сердце, а так же уменьшающие вероятность онкозаболеваний и повышающие метаболизм. Самые полезные чаи – белые и зелёные.

Пейте холодную воду.На нагрев холодной воды до температуры тела тратится больше калорий, чем на нагрев тёплой. Вы можете дополнительно сжечь около 60-70 калорий, просто выпивая два литра воды в день. Помимо этого обильный прием воды позволяет эффективно выводить токсины из вашего организма.

Глубоко дышите.Глубокое дыхание имеет огромное количество преимуществ. Оно оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, тренирует лёгкие и насыщает кровь кислородом. Это очень просто и, вместе с тем, эффективно.

Не допускайте стрессовых ситуаций, а если они возникают – разбирайтесь с ними, не затягивая. Частые стрессы приводят к долговременным заболеваниям, таким, как язвы, головные боли, депрессии, сердечные болезни. Как только появляется причина для стресса – быстро ликвидируйте её, если не получается – занимайте мысли чем-то приятным: читайте книги, общайтесь с друзьями, гуляйте, думайте о хорошем и приятном.

Ешьте мало и ешьте часто.Для того, чтобы организм привык тратить калории только на текущие нужды, не запасая впрок, не давайте ему почувствовать голод. 6-7 приемов пищи небольшими порциями значительно лучше 3-4 регулярных, но «до отвала». Частое питание убирает голод и позволяет не переедать, при этом улучшая процесс переваривания пищи.

Добавьте в своё меню два полезных продукта и уберите два вредных. Это всё тот же принцип мелких шагов. Как только привыкнете к этим новым продуктам, добавьте ещё два (убрав столько же вредных). Даже если вы и не придете к полностью натуральному питанию, вы станете значительно здоровее.

Наше здоровье в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.

Пусть забота о своем здоровье станет для каждого жителя нашей страны первостепенной задачей.

ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЗДОРОВО!

Источник

Беседы с батюшкой. Духовное здоровье

Аудио

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

– Что такое духовное здоровье и каковы его признаки?

– Прежде чем говорить, что такое духовное здоровье, нужно определиться, что такое духовность. Духовность – это, прежде всего, состояние нашей души, которое может изменяться и является конечной целью нашего существования и бытия в этом мире, которое всегда должно наполняться определенными духовными полноценными, здоровыми формами. Под этим необходимо прежде всего понимать пребывание в Духе Святом, как советует апостол Павел, и жить человеку необходимо не по плоти, но по духу. И те, кто живет по плоти, не должны осуждать тех, кто живет по духу.

Итак, под духовным здоровьем мы подразумеваем такое пребывание человека, когда он освобожден от страстей, от недугов, ведь страсти это духовные недуги и они порабощают человека, делают его духовно несвободным, озабоченным мелкими вопросами, не имеющими сколько-нибудь важного веса, чтобы человек испытывал радость сейчас. Но эти страсти, эти мелочи имеют огромный вес в Царствии Небесном, потому что любой сейчас сделанный человеком грех, нераскаянный, который мы, может быть, сотворили и забыли или не считаем грехом, помешает нам войти в Царство Небесное. И духовный человек это прекрасно понимает, прибегает к таинствам Церкви и пытается избавиться от забытых грехов – от состояния, которое его делает неродным для Царствия Небесного.

– Можно ли сказать, что духовное здоровье родственно безмятежности?

– Безмятежность – это, конечно, красивое слово, но она может быть свойственна и человеку неверующему. Допустим, человек имеет определенный склад характера, ума, он безмятежен, но в Бога, в Царствие Божие не верит. Но вместе с тем безмятежность – это качество души, и хорошо, когда люди, уповающие на волю Божию, на Божий Промысл, живут и знают, что жизнь человеческая – не конечная точка, есть продолжение – в Царствии Небесном. Для того безмятежность даруется Богом как приложение ко всему остальному. Господь же говорит: Ищите прежде всего Царствия Небесного, и все остальное приложится вам – и деньги, и то, что необходимо для житья – все, что необходимо человеку, чтобы прожить в этом мире, Господь обещает. И как Господь обещает людям, которые действительно в Него верят, – Он все исполняет.

– А какая разница между душевным и духовным здоровьем?

– Душевное здоровье менее совершенно, чем духовное, но оно очень важно: душевно нездоровый человек имеет различные психические отклонения, психиатрические диагнозы, неврозоподобные состояния, которые перетекают затем в органические поражения головного мозга. Когда там происходят очень большие сбои, тогда уже говорят, что человек душевно не здоров. И в клиниках для душевнобольных, где помогают снова обрести радость восприятия мира, радость быть полноценным членом в обществе, люди стараются восстановить свое душевное здоровье.

Душевное здоровье – это все, что связано с нашими эмоциями, и оно для православного человека очень важно, и мы должны его оценивать через призму духовности. Человек получает эмоции, которые могут быть яркими, или наоборот, тусклыми, или вовсе отсутствовать – все это говорит о душевном статусе человека.

Допустим, человек приходит в театр и получает там определенный заряд бодрости, эмоции, эмоциональную нагрузку, получает, как он думает, пищу для размышления, для оценки своей жизнь в свете увиденного. Но все это будет связано с тем, что он получил здесь и сейчас. Польза, конечно, есть, ведь он проходит определенный воспитательный этап. Каждый человек, получая информацию извне, через свое душевное восприятие мира, получает определенный урок, опыт, но верующий, осознающий, что есть Царствие Небесное и у человека есть душа и ответственность перед Богом, все начинает воспринимать через призму именно духовного восприятия – даже душевные явления, что есть в этом мире. И человек верующий, получая какие-то душевные эмоциональные явления, оценивая их через духовную призму, получает для себя очень важный урок, чтобы быть таким членом православного общества, который может дарить свет радости, любви другим людям.

– Способность дарить – это признак духовного здоровья? Какие еще признаки?

– Очень много. Способность любить – это, наверное, самый главный признак: когда человек может жертвовать своим временем, последним куском хлеба, своими вещами. Когда Христос говорит о любви, Он приводит очень много ярких примеров, касающихся нашей повседневной жизни. И все то, что Он говорит о такой любви, невозможно даже записать во все книги; и апостол евангелист Иоанн Богослов ясно об этом говорит, и евангелисты об этом говорят – невозможно записать все, что происходило, о чем говорил Господь Иисус Христос: словами невозможно передать всю полноту Божественной любви.

– Что может помешать духовному здоровью?

– Грех, страсть, нелюбовь к Богу, к самому себе, лень, все то, что человеку как бы противно – по свойству греховного плотского человека: хочется понежиться, полежать, не делать, пропустить, не обратить внимания, хочется, чтобы на тебя обращали внимание, любили, восхваляли, восхищались тобой, хочется погордиться, потщеславиться – все плотское, телесное уводит от духовного.

Господь призывает нас скинуть эти «одежды», которые для Царствия Небесного абсолютно неестественны. Господь говорит: «Облекитесь в подобающие одежды». Эмоциональные, греховные одежды – это одежды нищенские, вонючие, грязные, в них невозможно войти даже на порог Царствия Небесного: ангелы Божии выкинут из чертога брачного. А Господь говорит, что именно при помощи одежд – любви, милосердия, открытых духовных, высоких моральных качеств человека, жертвенности мы будем достойны войти в чертоги Отца Небесного на брачный пир Сына. Мы должны помнить об этих духовных заветах – наставлениях, правилах – наследования Царствия Небесного, и тогда жить будет легче.

Но каждый человек должен знать, что опыт, который он получил здесь и сейчас, должен всегда оцениваться через призму духовного видения, духовного восприятия… Человек духовный должен помнить, что грешен, и каяться, прибегать к таинствам Церкви – к Исповеди, Соборованию, Причащению: сжигать эти грехи. Тогда он становится ближе к Богу. В православных, живущих особенной, интенсивной духовной жизнью, можно видеть особенных людей. Посмотрите, допустим, на наших святителей, на нашего Предстоятеля Церкви. Очень часто бывает такое ощущение, что это люди не от мира сего, они как ангелы, они живут не теми потребностями, не теми законами, что есть в мирской, плотской жизни. Живут по-другому, у Престола Божия, и сгорают, как свечи на церковной свещнице. Господь призывает нас жить именно таким образом.

– А может ли человек сам адекватно оценить свое духовное здоровье либо нездоровье?

– Человек, – как ему кажется, наверное, – может все. Но если подходить профессионально к этому ответу, то, конечно, у каждого должен быть свой духовный наставник – духовник (который, в свою очередь, также имеет духовного наставника).

Люди у нас очень любят перелагать ответственность за свои мысли, действия на духовного отца, который исповедует и дает какие-то пастырские советы. Но в глазах Божиих это будет выглядеть лукавством: каждый человек должен знать Закон Божий, сердцем чувствовать правду Божию, волю Божию, чтобы спастись. И каждый должен знать, что переложить ответственность за сделанные тобою поступки на другого человека невозможно. Полноценный член православного общества должен помнить об этом.

Есть такой анекдот, не знаю, к месту будет или нет. Умерли безбожники и приходят к апостолу Павлу: «Можно ли нам попасть на прием к Иисусу Христу?» Он приходит к Иисусу, докладывает, что пришли безбожники, спрашивает, что им сказать. Господь говорит: «Иди скажи, что Меня нет». Вот, чтобы человек не жил этими принципами – ведь если человек творит грех, то думает: «А Бог не заметит, не увидит», а когда человеку надо будет отвечать за свои деяния, когда будет он просить у Бога особого места в селениях праведных, как бы ему не сказали: «Такого места нет, о чем ты просишь?».

Поэтому Священное Писание, святые отцы призывают человека к трезвомыслию, памятованию, чтобы человек, возрастая, совершенствуясь посредством Духа Святого, сделал все, что требуется для вступления в Царствие Небесное.

– Возможно ли по внешности человека судить о его духовном здоровье?

Человек должен бы подумать о Царствии Небесном, о своих грехах, а он живет и богатеет в грехе, в беззаконии, его посещают блудные мысли. Сколько люди начинают тратить средств, времени, своего драгоценнейшего здоровья, чтобы быть похожими на тех или иных людей, но, как правило, это блудники, Бога не знающие. Духовный человек должен об этом думать. Но это одна крайность.

Часто бывает так: смотришь на человека и начинаешь через визуализацию его образа примешивать свои грязные мысли. Допустим, идешь и говоришь человеку: «Вот, ты на меня не посмотрел, наверное, у тебя плохие мысли, ты о чем-то плохом подумал». А человек думает совсем о другом, может быть, даже он молится.

Эмоциональная маска – это прерогатива тех, кто занимается этим профессионально. Актер, конечно, будет на этих чувствованиях играть сердцами и умами людей. Но какое это качество человека – духовное или душевное? Конечно, душевное. Духовный человек может даже ничего не сказать, даже не посмотреть, даже может не иметь глаз, чтобы увидеть, но сердцем, умом почувствует, что сделал что-то не так. Какое-то особое общение у духовных людей. Когда приходишь к духовной личности, к духовному столпу православия, ты начинаешь ощущать это на уровне духовных субстанций, воздействующих на сердце и ум человека. Каким образом? Не знаем, но знаем, что это происходит.

Вот люди приходят к костям святых – Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Александру Свирскому. Казалось бы, кости страшные говорят о смерти. Но в человеке, ожидающем Царствия Небесного, все это говорит об одном: о том, чтобы мы изменились и сделались достойными Царствия Небесного. Так что, взирая на их мощи, конечно, мы не можем сказать, что там есть внешняя красота, но там есть духовная красота, духовное великолепие, духовные крылья (они называются молитва, молитвословие, памятование о Боге), которые даруются каждому человеку, чтобы он воспарял над всем тем, что его окружает.

Грехи, заботы, мирские обязанности и обязательства – над всем этим должно быть духовное, чтобы покрывать это все, уходить от всего, что тянет вниз, закрывает от Бога. Поэтому, когда человеку начинаешь что-то рассказывать, объяснять, духовный все это поймет, а душевный может испугаться. Поэтому у пастырей есть такой предмет, как пастырская психология. Допустим, когда человек подходит к священнику, его необходимо каким-то способом расположить: улыбнуться, когда требуют обстоятельства, может быть, сделать и строгий вид. Необходимо научиться контактировать с живым человеком, который, может быть, приходит в церковь и хочет в ней увидеть все то, что видел в миру.

– Какая существует связь между духовным здоровьем человека и его речью?

– Здесь также будут очень похожие ответы. В Боге все живы, усопшие святые тоже живы, их речи, интонации мы никогда не слышали, но мы знаем, что они прекрасны – ощущаем их духовно.

Поэтому речь духовного человека всегда успокаивает, но одновременно она возбуждает в сердце памятование о грехах, о Царствии Небесном, об ответственности. Но это возбуждение всегда приводит к умиротворенности, такой человек знает, что как бы он ни согрешил, Бог его любит. И в обязанности духовного человека входит, чтобы это его внутреннее духовное состояние никогда не покидало его.

И Господь духовному человеку обещает большую награду за это, Он говорит, что это становится первым шагом к открытию дара Божественной любви. Например, Серафим Саровский. Когда люди приходили к нему, каждый успокаивался, духовно получал радость, из его уст слыша слова: «Христос воскресе, радость моя!». И это было не наигранно, а сейчас порой слышишь эти же слова от человека, даже украшенного сединами, но фальшь очень легко чувствуешь. У Серафима Саровского все было по-другому: человек приходил и получал пластырь на свои душевные раны, лекарство для своего сердца, получал зарядку для своего ума, уходя от Серафима Саровского, он хотел молиться, жить в Боге, для Бога и по Божественным заповедям, чтобы достигнуть Царствия Небесного.

– Почему духовный человек старается сделать свою речь менее эмоциональной?

–Речь – это очень сильный инструмент чтобы заставить другого слышать и исполнять. Это очень сильный инструмент. И духовный человек понимает, что информация, которая преподается человеку посредством речи, должна иметь определенное качество, и оно должно быть духовным, не должно быть чрезмерно эмоциональным, душевным, таким, что уши закладывает, но достаточным, чтобы человек услышал, воспринял, осознал и получил все духовное богатство, нужное для его спасения. Поэтому речь спокойная, доходчивая легче воспринимается, умиротворяет, успокаивает.

Человек все время чего-то ищет, ум человеческий все время хочет что-то узнать, открыть что-то новое. «Желтая пресса» и направлена на эти свойства человеческого ума. Поэтому духовная речь как бы перекрывает все это, становится как бальзам: входит во все мелкие трещинки человеческого сознания и творит там особенную духовную работу, и человек начинает изменяться и делается пригодным для Царства Небесного.

– Справедливо ли утверждение, что духовному здоровью всегда сопутствует радость, а мрачный человек, скорее всего, духовно нездоров?

– С одной стороны, да, ведь если человек здоров физически, душевно, если у него и финансовое, и моральное, и физическое благополучие, то это говорит о духовном здоровье. Но, представьте себе, человек страдает какой-то болезнью, находится в состоянии агонии и в это время молится, при этом у него такое лицо, что с него можно писать картины ада; но такой человек пребывает в духовной радости, живет в надежде. Мы не должны воспринимать состояния человеческой мимики как отображение его внутреннего мира.

Очень часто люди имеют потребность визуализировать, идентифицировать, классифицировать, кто как посмотрел и какой он. Парадоксы человеческого сознания настолько бывают интересные и запутанные, что диву даешься. Допустим, на исповедь пришел молодой человек. У него мочка уха откушена, собака укусила. И на вопрос, как все это было, он ответил: «Я думал, что собака улыбается». Наверное, он хотел чмокнуть ее в щечку, но собачка увернулась и цапнула его за ухо.

Особенно духовный человек должен быть трезвым и смотреть на сердце человека, а не на его глаза, не на его эмоции: есть такие проходимцы, такие лицедеи, что человека обведут вокруг пальца в два счета. Это базовые эмоциональные вещи, которые зарождаются, когда мать ухаживает за ребенком. Мимика для ребенка как-то связывает внутреннее с внешним. Взрослый же все подмечает, изучает, запоминает и может использовать все эти навыки, весь свой негативный и позитивный опыт, чтобы одурачить другого, сделать его несчастным, обмануть, использовать его. Поэтому человек духовный всегда рассуждает.

– Какая существует связь между материальным богатством и духовным здоровьем?

– Она может быть прямой или опосредованной, но, скорее всего, существует. Допустим, человек при рождении унаследовал большое состояние, но как это на нем отразилось или отразится, невозможно судить: человек себя не проявил никаким образом.

Если он свое богатство созидал в течение всей своей жизни через правду, через добро, через умение воспользоваться своим внутренним ресурсом – головным мозгом, получал знания, имеет такую способность, как благодатный дар Духа Святого, то, конечно, это прямое соотношение с положительным духовным состоянием человека.

А есть положительное духовное состояние, когда человек делает ради Царствия Небесного, Господа Иисуса Христа, Пресвятой Троицы, Пресвятой Богородицы, святых, предстоящих перед Престолом Божиим и воспевающих Ему вечную хвалебную песнь). Как видите, имеющий богатство, конечно, сам является распорядителем своего сердца, своей души и своего ума.

Наша Православная Церковь имеет такого молитвенника, как иеромонах Серафим Вырицкий. Миллионер, который был купцом, наживал свое богатство честным трудом, при помощи своего ума, способностей и трудолюбия, решил, чтобы это богатство имело пользу в Церкви Христовой. Он жил в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге и спасался, ему Господь даровал особые дары Духа Святого, он был хорошим исповедником, духовником, и люди спасались рядом с этим человеком.

А его современник Степан Лианозов имел нефтяные вышки, добывал нефть, был миллиардером. И когда поменялось политическое устройство государства, он потерял все деньги… Нет чтобы изменить свою жизнь, духовно посмотреть на нее, духовно исправиться, а он застрелился: он имел неразделенную любовь. Человек, обладавший огромнейшим богатством, почти современник Серафима Вырицкого – вот так заканчивает свою жизнь…

Господь нам показывает на примере судеб этих людей, как мы, живущие сейчас, должны ориентироваться, какой вектор для себя выбирать. Помните, в Священном Писании, когда упала Силоамская башня, раздавила 38 человек, Господь говорит: Они что, были грешнее, чем все остальные? Нет. Но это делается, чтобы вы, живущие здесь и сейчас, помнили и знали о том, что Суд Божий непременно будет над каждым человеком».

– Каковы качества духовно здоровой семьи и духовно здорового общества?

– К сожалению, мы не можем измерить духовность человека, нет такого прибора – «духовнометра», но косвенно можно судить о человеке, о его поведении, о его отношении к Богу, религии, Церкви, святым таинствам. Нельзя о человеке сказать, что он верующий, если он причащался один раз в жизни и то не помнит, когда. Нельзя человека называть духовным, если человек не живет духовно. Если он слушает музыку, духовой оркестр, то это не делает из него духовного человека. Если человек живет по правилам и морально-этическое его развитие и состояние высокое, это тоже не говорит о его особенных духовных качествах и дарованиях, потому что это то, что в него заложили, но без ориентира на Царствие Небесное. Можно воспитать очень высокоморального и нравственного безбожника, он будет отрицать Бога, Церковь, таинства, спасение, будет говорить, что человек живет здесь и сейчас, он не творит зла, не убивает, не ворует и делает довольно положительные вещи. Но духовный ли это человек? Нет.

Духовный человек – это тот, кто понимает, что вся его жизнь построена для того, чтобы угодить Богу и попасть в Царствие Небесное, делает все ради Бога, ради слов Христовых, чтобы быть рядом с Тем, Кого человек любит. Ведь Христос говорит: «Если хотите быть со Мной, то будет очень хорошо, потому что вы будете получать такую же радость Божественной любви, которую Я уже сейчас имею по отношению к вам. И когда вы попадете в Царство Небесное, то в вас откроется это ощущение, чувствование». И такой человек верит словам Господа и Спасителя и стремится туда. Поэтому внешние признаки – это молитва. Если человек молится, стремится к молитве, хочет быть с Богом, с молитвой, с церковными таинствами, хочет, чтобы мир преобразился и спасся посредством осмысления через Господа Иисуса Христа, то такой человек духовный, приобщается Святых Христовых Таин, живет в Боге, и Бог живет в нем. А если человек только языком ударяет, если он только, как медь звенящая и кимвал бряцающий, то о духовном не приходится и думать.

– Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.

– Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца и всех святых пребывает со всеми вами!

Источник

Васильева О.С. Современные проблемы психологии и культуры здоровья

Тема 4. Социальное здоровье. Духовное здоровье.

Понятие о социальном здоровье

Социальное здоровье – это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.

Согласно классификации А.А. Ковалевой, можно выделить 5 групп социального здоровья: 1) социально здоровые – это идеал, к которому стремится наше общество. Это люди творческие, имеющие духовно-нравственные ценности и не склонные к девиантному поведению; 2) обыватели (социально-конформные) – это самая многочисленная группа, которая характеризуется склонностью к нарушению социальных норм в корыстных целях. Толерантны ко всему, что не касается личного; 3) социальные невротики – это люди, зацикленные на карьере. Вся их жизнь состоит из стремления к высокой должности. Склонны к алкоголю, наркотикам, что подрывает социальное здоровье личности; 4) социальные психопаты – это лица, имеющие «перевернутые» ценности, т.е. нарушенные социальные нормы они считают нормой в своей жизни. В эту группу входят мошенники и т.д.; 5) социальные идиоты – это люди, обладающие большими финансовыми ресурсами, однако они их не используют на решение проблем других людей и мира. Им присуща главная (порой единственная) цель – накопление денежных средств.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Компонентами социального здоровья можно считать: нравственность индивида и социальную адаптацию индивида.

Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И. Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья, а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности».

Нравственное здоровье отражается в нравственно-духовных качествах человека, основными из которых являются способности:

— осознавать свободу воли или свободу выбора;

— испытывать чувство любви;

— осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;

— осознавать различия между добром и злом;

— способность к самооценке;

— осознавать качества собственной воли;

— испытывать чувство веры;

— испытывать чувство достоинства;

— осознавать присущее ему чувство стыда;

— способность к прогнозированию событий и оценок;

— способность помнить события и связанные с ними переживания, чувство времени;

— способность понимания красоты и стремление к ней;

— способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);

— способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;

— чувство смешного, чувство юмора;

— способность радоваться, чувствовать себя счастливым;

— способность испытывать горе (свое и чужое);

— способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.

Социальная адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Социализация и социальное здоровье личности

Формирование социального здоровья человека неразрывно связано с процессом социализации.

Социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации – это:

а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе (социализированность);

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.

При формировании психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности.

Самооценка – важный регулятор поведения, который влияет на развитие личности и на эффективность деятельности. Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.

И здесь уместно привести открытие, о котором доложил профессор Геттингенской клиники (Германия) Геральд Хютер, чей доклад вызвал большой резонанс на Всемирном конгрессе психиатров в мае 2014 г. в Петербурге. Сообщение об этом в свое время обсуждалось на научном форуме под заголовком «Ученые выявили факторы, способствующие восстановлению нервных клеток в любом возрасте». Другими словами, доказана ошибочность утверждения того, что нервные клетки не восстанавливаются.

Г. Хютер уверен, что о том же самом говорит и эксперимент, проведенный в петербургском Физико-техническом институте им. Иоффе, в ходе которого было доказано, что «чем продуктивнее работает ученый, тем дольше он живет».

В работе В. М. Карлышева, В. Е. Панькина (2018г.) предпринята попытка, определить ведущие факторы, влияющие на социальное благополучие студенческой молодёжи, и определяющие их критерии. Сравнительный анализ статистических данных показал, что наибольшая удовлетворённость, как у девушек, так и у юношей, является «удовлетворённость родителями», «родительской семьёй» (от 8,3 до 10 баллов), «родными» (от 7,6 до 9,4 балла) и «друзьями» (от 8 до 8,7 балла). Эти показатели можно принять за ведущие характеристики в формировании социального благополучия. Данные показатели служат основанием психологической защищённости и социальной адаптации студентов. У здоровых девушек и юношей выделяются дополнительно «удовлетворённость любимым» и «удовлетворённость жизнью», что свидетельствует о более качественной адаптации в жизни [1].

Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

Проблемы развития социального здоровья.

Общий обзор адаптационных концепций позволяет выделить три ос­новных аспекта адаптационной проблематики здоровья:

Таким образом, определение здоровья как способности организма адап­тироваться к условиям окружающей среды отводит теории адаптации од­но из ключевых мест в учении о здоровье и болезни. Знание фундаментальных закономерностей теории адаптации является необходимым для сохранения здоровья индивида в условиях постоянно изменяющейся окружающей сре­ды, поскольку резервные возможности организма должны быть достаточны для того, чтобы поддерживать основные жизненно важные константы в нор­мальных пределах.

Отношение к здоровью с позиции теории адаптации делает реальной проблему его прогнозирования. При этом имеет значение достаточно ран­нее выявление ухудшений общего состояния или работоспособности с та­ким временем упреждения, которое было бы достаточным для проведения соответствующих профилактических или корректирующих защитных ме­роприятий.

Многие жалуются на социальное нездоровье, так как считают, что моральные устои человечества пошатнулись, а люди всё меньше умеют приспосабливаться к экстремальным ситуациям. Но на самом деле это не так. В каждом веке были свои непризнанные гении, свои бунтари и личности, которые просто, как тогда всем казалось, не шли в ногу со своим временем. Но сейчас таких индивидуумов воспринимают если не как гениев, то хотя бы как ярких представителей своего столетия.

Борьбу с этими негативными факторами, которые портят социальное здоровье, необходимо начинать с каждого человека по отдельности. Когда каждый из нас выберет свои идеалы и то, как он будет их добиваться – формируя здоровые связи с обществом, или же деградируя и выбирая добровольное изгнание из социума, – тогда и изменится ситуация в сфере социального здоровья.

Понятие духовного здоровья

Под Духовностью понимается, прежде всего, ориентация человека в своем существовании на идеалы абсолютного бытия, проявляющаяся в его конкретном существовании как свобода от витальной и социальной детерминации и ответственность за свои действия в свете абсолютного бытия, проявляющаяся в реальных поступках, прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения (Летуновский В.В.).

Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации (А.И. Зеличенко) Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.д. (Братусь Б.С.). Духовное как таковое начинается там, где возникает возможность свободного выбора человека. В конкретной жизненной ситуации Духовность всегда проявляется не благодаря чему бы то ни было, а вопреки.

Оригинальный подход к пониманию духовного здоровья личности был предложен Виктором Франклом. Основатель логотерапии В. Франкл полагал, что полноценное развитие и духовное здоровье человека тесно связаны с осмысленностью его существования, а стремление к обретению смысла выступает в качестве одного из центральных побудительных мотивов. Главным условием здоровья является «наполненная смыслом жизнь». Ибо «лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он может осуществить и себя, а без самоосуществления здоровье невозможно: в ситуациях смыслоутраты здоровое состояние тела и духа сменяется ощущением абсурдности существования, пустоты, «экзистенциальноrо вакуума». Франкл афористично заметил, что тот, кто считает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен (Франкл, 1990).

Духовное здоровье — это интегративная характеристика личности, обеспечивающая ее внутреннюю согласованность и саморегуляцию, успешную адаптацию и самореализацию в конкретных условиях социального существования. Эта характеристика включает аксиологический, инструментальный и мотивационный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на собственном внутреннем мире и своей роли во взаимоотношениях с другими людьми. Мотивационный: компонент определяет наличие у личности потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, осмысленно выбирает путь своего развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».

Критерии духовного здоровья

Любовь. О.С. Васильева считает, что основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение к миру, ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире (7). Осмысленность и наполненность бытия, осознанное, ответственное, творческое отноешение к своей жизни, понимание или попытки понять свой путь, свое предназначение. Вера в Бога, в природу, осмысленность Вселенной. Позитивное, радостное состояние человека (Радость – здоровье духа, как пишет Рерих в учении «Живой этики»). Критериями духовного здоровья, по мнению автора, могут служить оптимистический взгляд в будущее, наличие временной перспективы, гармоничность в отношении с собой и окружающим миром, умение не осуждать, не обижаться, не обижать, отсутствие страхов и нравственность. К критериям духовного здоровья относятся также уровень самоактуализации, ответственность за свою жизнь и здоровье, определенная иерархия ценностей.

На духовное здоровье влияют:

— повышение степени осознанности бытия человека;

— расширение его сознания за пределы человеческого тела, за пределы Я;

— формирование определенного мировоззрения, когда человек воспринимает себя как микрокосм, а свой жизненный путь – как часть высшего замысла, связывая его с жизнью всей Вселенной;

— стремление к самосовершенствованию;

— приоритет духовных потребностей;

— нахождение оптимального баланса между сиюминутным и вечным, материальным и духовным, земным и небесным.

Нельзя стремиться к духовному совершенству иначе, чем через совершенство в земных проявлениях, через совершенствование своего тела, своих отношений, своих качеств, осознание своего предназначения, своих высших ценностей и смыслов. Духовное здоровье, закладываясь от рождения, наивысших степеней развития достигает у взрослой, зрелой личности, сознательно работающей над своей душой.

Учение А. Маслоу о самоактуализации. Одним из признаков духовного здоровья, безусловно, можно считать способность личности к самоактуализации. Теория самоактуализации описывается восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Самоактуализация ‑ это постоянный процесс развития своего потенциала. Это означает использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Самоактуализация — это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен: 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении; 2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя. К традиционному психоаналитическому перечню помех самоактуализации Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и «комплекс Ионы».

Десакрализация — это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. «Комплекс Ионы» — это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития.

Психологические потребности. Оригинальная теория потребностей Сальваторе Мадди (1971) выделяет три группы потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим относятся потребности в символизации, суждении и воображении. Мадди описывает 2 типа развития личности. Человек, у которого доминируют биологические и социальные потребности, воспринимает себя как воплощение биологических нужд и социальных ролей, отождествляет себя с ними и соответствующим образом себя ведет, плывя по течению, что Мадди обозначает как конформистский путь развития личности.

Когда у человека доминируют психологические потребности, он начинает иначе относиться к своему биологическому и социальному, строит образ будущего, он ставит цели, у него возникает временная перспектива, опора на культурные символы и т. д. Возникает тип человека, который сам строит свою жизнь. Можно сказать, что человек есть личность в той мере, в какой он преобразует свою индивидуальность.

Трансцендентность. Способность, характерная только для человека – направлять свои усилия на преодоление себя. Делание себя большим, чем ты есть, попытка все время повышать планку, описывается психологами как способность к трансценденции и также имеет прямое отношение к духовному здоровью. Амадео Джорджи пишет, что единственная, главная, универсальная характеристика человека, человеческой природы — это способность человека к трансценденции, что связано с его интенциональностью, то есть направленностью на что-то вне себя (Giorgi, 1992).

А.И. Зеличенко выделяет 4 формы высших переживаний: творчество, любовь, религиозная жизнь, развитие. Творчество отражает непрогнозируемое изменение внутренних условий человека – появление некоего нового внутреннего содержания: изменения мыслей, ценностей, связанное с возникновением новых форм самовыражения Центральный момент творчества – появление внутреннего содержания, стремящегося обрести форму. Терапия творчеством, арт-терапия – одна из признанных современных форм преодоления психиатрических заболеваний.

Большая часть высших переживаний, по А.И. Зеличенко, относится к явлениям религиозного сознания. Религия как система мировоззрения задает идеологию, оформляет картину мира, структурирует представления о добре и зле, позволяет получать ответы на неразрешимые вопросы, избавляет от страха смерти, придает силы в трудных ситуациях. В. Гюго говорил, что религия – это общение человека с Небом. И как любое общение, оно включает две фазы – слушание и говорение. Слушание ‑ состояние, в котором человек видит, слышит, чувствует, внимает Богу (озарения, откровения, сновидения, просветление). В результате таких контактов исчезают сомнения, укрепляется вера, человек получает поддержку. Говорением с богом являются молитва и практики служения. Молитвы о внутренних изменениях обладают психотерапевтическим потенциалом, т.к. являются формой самоубеждения, самоизменения своих качеств. Важно также и то, что религиозное мировоззрение априори обращает человека к более здоровому, аскетичному образу жизни. Отсутствие высших переживаний интерпретируется как оставленность Богом.

Самодетерминация. Д.А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут – внешними неблагоприятными условиями. Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др.

Моральное сознание личности. Важнейшим критерием духовного здоровья является уровень развития морального сознания личности. В философской и психологической литературе обще­принято выделять три главных уровня развития мораль­ного сознания личности: 1) доморальный уровень, ког­да ребенок руководствуется своими эгоистическими по­буждениями, 2) уровень конвенциональной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования, и, наконец, 3) уровень автономной морали, т. е. ориентации на интернализованную внут­реннюю систему принципов..

Теория морального развития, предло­женная американским психологом Л. Колбергом, развивает высказанную Ж. Пиаже и поддержанную Л.С. Выготским идею о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию. Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, со­ответствующих разным уровням морального сознания. Л. Колберг показывает, как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением. На когнитивном уровне по­казателями морального развития личности служит сте­пень осознанности и обобщенности ее суждений, на поведенческом — реальные поступки, последователь­ность поведения, способность противостоять искушени­ям, не поддаваться ситуативным влияниям и т. д.

Свобода выбора. Еще одним ресурсом духовности, по Д.А. Леонтьеву, является альтернативность, свобода выбора. Оказалось, что в отличие от терминальных и инструментальных ценностей, бытийные ценности не поддаются ранжированию, иерархизации. Ранее Ф.Е. Василюк (1984) указывал, что принцип иерархии противоречит идее свободы выбора, поскольку он предопределяет выбор иерархически более высокого мотива или ценности. Поскольку бытийные ценности не ранжируемы, значит, именно на этом уровне возникает реальная свобода, отсутствующая на более низких уровнях. На уровне духовности поведение определяется высшими ценностями, но не одной или несколькими, а полем ценностей, оставляющим возможности выбора. Поскольку они не иерархичны по отношению друг к другу, поведение оказывается не предопределенным, свободным, альтернативным: все ценности одинаково значимы, а выбор остается за человеком. Духовный человек ориентируется на интегральные ценности человечества, а не на узко социальные, местечковые ценности.

Осознание своего жизненного пути. А.А. Крылов считает важнейшим элементом личностной зрелости осознание человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути – еще один критерий духовного здоровья. Социальный опыт многих поколений людей, показывает, что у каждого человека при всем разнообразии возможных направлений движения по жизни есть одно направление, предназначенное именно для него, т. е. «свой» путь. И у каждого соответственно есть собственный потенциал развития. Этот жизненный путь может совпасть с максимальной самореализацией, и тогда его можно считать «Субъективно-оптимальным». На прагматическом уровне субъективно-оптимальный – это такой жизненный путь, который по своим условиям и требованиям к человеку полностью соответствует его потенциалу развития. На метафорическом уровне он есть не что иное, как глубинно-психологическая предуготованность к некоей сугубо индивидуальной миссии, для реализации которой данный человек пришел в этот мир.

А. А. Крылов рекомендует для самодиагностики несколько чувственных (т. е. формируемых подсознанием) индикаторов, обнаруживающих факт следования по жизни «не своим» путем:

1) чувство устойчивого невезения, «все складывается против. »;

2) утомительность достижений, неприятная усталость в качестве постоянного переживания. Утомительность «не своего» действия объясняется тем, что подсознание отказывает ему в непосредственном интересе как наиболее эффективном стимуляторе работоспособности, а деятельность, выполняемая преимущественно благодаря волевому напряжению, является в высшей степени энергозатратной и потому утомительной;

3) отсутствие полноценного удовлетворения (радости, гордости, ликования) при достижении успеха, безрадостность долгожданных событий или побед.

Глубинный смысл перечисленных индикаторов заключается в том, что они ненавязчиво создают субъективные условия, подталкивающие человека к отказу от деятельности, являющейся по своим требованиям и вероятным результатам «не своей».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *