Что такое духовные потребности семьи

§ 3. Потребности семьи

Потребность это осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен трудиться.

При выявлении потребностей семьи и очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей.

Существуют рациональные (разумные) и ложные (неразумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей приносит только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т. д.

Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. Духовные потребности — это потребность в культуре, общении, знаниях, наслаждении искусством и т. д.

Конечно, желания человека нельзя свести только к материальным потребностям. Его нужды весьма разнообразны. Американский психолог Абрахам Маслоу предложил понятие «пирамида потребностей», которое описывает, по его мнению, всё разнообразие человеческих потребностей и желаний по восходящей линии (схема 1).

Схема 1.
«Пирамида потребностей» А. Маслоу

Что такое духовные потребности семьи. Смотреть фото Что такое духовные потребности семьи. Смотреть картинку Что такое духовные потребности семьи. Картинка про Что такое духовные потребности семьи. Фото Что такое духовные потребности семьи

Набор необходимых предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня материального развития общества и уровня благосостояния 1 семьи.

Так, вашей прабабушке в молодости вряд ли пришло бы в голову, что на кухне нужно иметь миксер для взбивания крема, а прадедушка наверняка не связывал с электробритвой своё повседневное существование.

Покупка вещей или продуктов — показатель, отражающий многие факторы экономического состояния семьи и внутрисемейных отношений: благосостояние, удовлетворение потребностей, планирование, денежный расчёт, межличностные отношения, разделение труда, управление, воспитание детей, бережливость.

Для любой семьи список вещей, которые необходимо купить, будет строго индивидуальным, так как каждая семья имеет свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Покупке предшествует кропотливая и долговременная подготовка. Спешка при покупке может быть разорительна.

Все подлежащие покупке вещи можно разделить на четыре группы (табл. 1).

Таблица 1.
Классификация покупок по признаку рациональной потребности

Что такое духовные потребности семьи. Смотреть фото Что такое духовные потребности семьи. Смотреть картинку Что такое духовные потребности семьи. Картинка про Что такое духовные потребности семьи. Фото Что такое духовные потребности семьи

Подобной классификации поддаются все вещи и предметы, которые нас окружают: мебель, одежда, посуда и т. д. Намечая покупку, расчертите пополам лист бумаги, перечислите все возможные «за» и «против» и только после этого принимайте решение о покупке.

На примере покупки деревянной полки для книг мы проанализируем положительные и отрицательные стороны товара (табл. 2).

Таблица 2.
Анализ необходимости покупки

Что такое духовные потребности семьи. Смотреть фото Что такое духовные потребности семьи. Смотреть картинку Что такое духовные потребности семьи. Картинка про Что такое духовные потребности семьи. Фото Что такое духовные потребности семьи

Чтобы верно оценить качество товара, нужно составить потребительский портрет вещи, который учитывает свойства товара, практичность, удобство, красоту, новизну, оригинальность, сочетаемость с уже имеющимися вещами и ценность (табл. 3).

Таблица 3.
Потребительский портрет товара

Что такое духовные потребности семьи. Смотреть фото Что такое духовные потребности семьи. Смотреть картинку Что такое духовные потребности семьи. Картинка про Что такое духовные потребности семьи. Фото Что такое духовные потребности семьи
Что такое духовные потребности семьи. Смотреть фото Что такое духовные потребности семьи. Смотреть картинку Что такое духовные потребности семьи. Картинка про Что такое духовные потребности семьи. Фото Что такое духовные потребности семьи

Приобретая вещи, необходимо знать правила покупки (схема 2).

Схема 2.

Что такое духовные потребности семьи. Смотреть фото Что такое духовные потребности семьи. Смотреть картинку Что такое духовные потребности семьи. Картинка про Что такое духовные потребности семьи. Фото Что такое духовные потребности семьи

Каждому из нас приходится быть покупателем. В обмен на деньги мы приобретаем те или иные товары и услуги. Даже тот, кто работает продавцом, не освобождён от «работы» покупателем. Покупка товара или услуги в известной степени требует творчества; как правило, это свободный выбор из многих вариантов.

Новые слова и понятия

Потребности рациональные, ложные, духовные, материальные, физиологические, социальные; потребности в безопасности и самореализации; уровень благосостояния.

Проверяем свои знания

1 Уровень благосостояния— это показатель обеспеченности человека или семьи всем необходимым для комфортного и безопасного существования.

Источник

Потребности и интересы семьи

Характеристика семьи, как ячейки общества. Определение особенностей понятий потребности и интереса. Ознакомление с основными проблемами семей Москвы. Определение позитивных тенденций в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи.

РубрикаСоциология и обществознание
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления05.10.2014
Размер файла34,5 K

Что такое духовные потребности семьи. Смотреть фото Что такое духовные потребности семьи. Смотреть картинку Что такое духовные потребности семьи. Картинка про Что такое духовные потребности семьи. Фото Что такое духовные потребности семьи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и истории социологии

Потребности и интересы семьи

Специальность 040100 «Социология»

Выполнила: студентка 1-го курса социологического факультета

очной формы обучения


Макарова Наталья Александровна

Кандидат социологических наук

Введение

Актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день каждая отдельная семья имеет свои интересы и потребности. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей.

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Рассмотреть понятие потребности и интереса

Охарактеризовать семью, как ячейку общества

Проанализировать материальные интересы семьи и ее потребности

Исследовать положение семей, их проблемы и интересы

Методы исследования: анализ учебной и научной литературы, обобщение данных конкретных социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ, Института социологии РАН.

1. Потребности и интересы


1.1 Понятие потребности и интереса

Слово «потребность» означает нужду или надобность в чем-либо, «потребу» и в обычном языке не нуждается в особом пояснении. Однако в научных работах даются разные описания, как правило, метафорические, этого слова, ключевым часто оказывается также слово «нужда».

Особенно важным оказывается понимание потребности как внутреннего побудителя активности. По смыслу оно совпадает с трактовкой потребности как стимула деятельности.

Понятие «потребность» интересно для социологии, в частности, тем, что многие обществоведы, начиная с Платона, связывают с потребностями возникновение и существование общества.

Потребности общества, и прежде всего экономические потребности как основа всего общественного производства, объективны. Впрочем, объективными следует считать и потребности самых разных субъектов, независимо от уровня их развития, поскольку наличие потребностей связано с существованием субъектов.

Во-вторых, потребности делятся на материальные и духовные. Материальные возникают в сфере трудовой и повседневной деятельности человека (нужда в продуктах питания, предметах одежды, коммунальных услугах). Духовные потребности связаны с деятельностью человека в среде культуры, образования, науки, религии и т.д.

В-пятых, потребности бывают постоянные (жизненноважные) и временные (эпизодические). Нужду в предмете постоянных потребностей субъект испытывает на протяжении всей его жизнедеятельности, удовлетворение таких потребности один раз не приведет к исчезновению их в будущем. Примером таких потребностей может служить нужда в пище, сне, защите, общении. Временные же потребности исчезают после их удовлетворения. Так, выпускнику школы необходимо определиться с местом дальнейшей учебы, и эта потребность отпадает с поступлением выпускника в учебное заведение.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.

по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т.д.

По содержанию потребности и интересы делят прежде всего на материальные, политические и духовные. С понятием “материальные потребности и интересы” тесно связаны понятия “экономические потребности и интересы”, которое рассматривается в экономических науках, и “имущественные потребности и интересы”, используемое в правовых науках. Политические потребности и интересы лежат в сфере государственной власти, а духовные связаны с наукой, искусством, нравственностью. _ 1.Клецин А.А. Социология семьи // Социология в России / Под ред.В.А.Ядова. М., 1996.

По отношению к непосредственному обеспечению воспроизводства и развития производительных сил материальные потребности и интересы, в свою очередь, подразделяются на производительные и непроизводительные (потребительские).

1.2 Духовные и материальные потребности

Все эти материальные потребности по своей природе биологические, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специфической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных исторически изменяются.

С одной стороны, в них сохраняется некий инвариант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для полноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные технологии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты и обобщения.

Так же существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности. В СССР к ним было принято относить, например, потребности религиозного характера, В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные: это пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций.

Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им материальных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем самым возможности для развития и удовлетворения духовных потребностей.

2. Семья, ее интересы и потребности

Семья изучалась и изучается целым рядом наук: демографией, экономическими науками, социологией, социальной психологией, медициной, генетикой, педагогикой, правоведением, историческими науками, этнографией и т. д. Каждая наука выделяет в ней собственный предмет исследования, подходит к ее анализу со своей парадигмой, определенными теоретическими представлениями и ценностными установками, отражающими данный этап развития каждой отдельной науки.

В разные исторические эпохи в зависимости от характера социально-экономических отношений изменялась и семья: ее место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, положение в экономической системе общества. Так, формы брака и семьи менялись в зависимости от развития материального производства и прежде всего орудий труда, при помощи которых добывались, производились средства для жизни самого человека, его интеллекта, нравственности, культуры. Эволюция семьи имеет длительную и сложную историю.

Главной предпосылкой возникновения такой семьи являлось дальнейшее совершенствование орудий труда, накопление человеческого опыта в производстве материальных благ до такого уровня, который позволял бы им самостоятельно существовать в качестве обособленных хозяйственных единиц. Именно рост производительности и возникновение общественного разделения труда объективно привели к возникновению обмена, товарно-денежных отношений, семейной или частной собственности, возможности присвоения продуктов своего труда в рамках семьи, а затем и их накопления явилась мощным материальным стимулом к повышению эффективности семейного труда, к дальнейшему прогрессивному развитию всего общества.

2.2 Материальные интересы семьи и ее потребности

В обществе индивидуальные или семейные потребности, а вернее, способы их удовлетворения зависят от определенной экономической среды, которая окружает данного индивида и семью, а так же от социальной группы (слоя, класса), к которой последние причастны. Способы, пути удовлетворения потребностей индивида зависят также и от уровня развития его сознания. Поскольку форма и содержание имеют относительную самостоятельность, то социально-экономическая форма материальных потребностей семьи находит свое выражение в категории «материальные интересы семьи».

Материальные интересы выступают как результат взаимодействия, взаимообусловленности объективной реальности и сознания человека. Они вызываются причинами лежащими вне человека, но проявляются только через его психику, сознание.

Объективные задачи, выдвигаемые современной действительностью, требуют объяснения происхождения тех или иных форм интересов и нахождения методов управления интересами, а также усиления одних и ослабления других форм интересов, более полного и более эффективного их сочетания.

3.1 Опрос семей

В данной главе я проанализировала социологическое исследование н базе «управление труда и соцзащиты населения». В анкете были приведены вопросы, охватывающих различные стороны жизни семьи, ее потребностей, а также вопросы, помогающие понять, как семья живет в настоящее время.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что существующий в настоящее время уровень основного образования явно недостаточен и люди хотят получить дополнительное образование, чтобы устроиться на более высокооплачиваемую работу. А это на сегодняшний день связано с большими материальными затратами, которые многие семьи не могут себе позволить.

На вопрос: «Как вы проводите свой досуг?» 45% отметили, что свободного времени у них нет; 28% респондентов предпочитают проводить свободное время с детьми, в кругу семьи; 15% заняты домашними заботами, работой в деревне или на даче; 5% предпочитают активный отдых, занимаются спортом, туризмом, любят рыбалку; 5% проводят время за чтением и рукоделием; 2% отдают свободное время телевидению.

Анализ свободного времени детей из опрошенных семей дает несколько иную картину. Ответы распределились следующим образом: 33% детей, по мнению родителей, предпочитают игры, прогулки и спорт; 10% отдают предпочтение чтению, рисованию; 8% занимаются в различных кружках, студиях, музыкой; 9% проводят досуг в кругу семьи, дома, на даче; 6% отдают свое время кино, телевидению, компьютеру; 27% респондентов не дали ответа на этот вопрос, а 7% сказали: «когда как».

Следовательно, более трети (учитывая два последних показателя) детей, по мнению их родителей, не знают, куда себя деть и как использовать свободное время. А это самое тревожное, поскольку бесконтрольность и отсутствие каких-либо интересов, способных увлечь юного человека, может привести его к асоциальным поступкам и действиям. Тем более что взрослые члены семьи далеко не всегда могут заполнить духовный вакуум детей, а подчас не имеют для этого ни моральных, ни материальных возможностей.

Наибольший процент респондентов нуждается в ремонте сантехники и бытовой техники, поскольку при повышенной эксплуатации она часто выходит из строя, а это стоит немалых материальных затрат.

Другие же виды социально-бытовых услуг необходимы значительно меньшему числу опрошенных (вероятно, только тем, кто по состоянию здоровья не может обслуживать себя сам, но таких очень немного), остальные предпочитают обслуживать себя сами. Но поскольку существуют другие виды социальной помощи, необходимо выяснить, как относятся к ним семьи и в чем конкретно они более всего нуждаются.

Анализ данных показывает, что наиболее популярны у семей льготные распродажи и разовая продовольственная помощь. Отсюда вытекает необходимость в развитии сети недорогих льготных магазинов для семей.

Таким образом, основными проблемами современной семьи г. Москвы являются материальное обеспечение, обеспечение жильем, недостаточная поддержка со стороны государства, отсутствие времени на проведение досуга в силу большой занятости, минимум времени на общение с детьми.

3.2 Анализ положения в семьях

В настоящее время можно отметить позитивные тенденции в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи.

В ряду учреждений, предоставляющих социальные услуги населению и интенсивно развивающихся в последнее время, особое место занимают территориальные центры социальной помощи семье. Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной социальной помощи, при этом их деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи. социальный семья потребность общество

Анализ деятельности социальных служб показывает, что, как правило, позитивные результаты в области социального обслуживания семьи достигается в тех территориях, где к решению насущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока, где администрация региона осуществляет координационную деятельность, где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.

Семья, как социальный институт, существует многие тысячелетия. Тайна ее долговечности заключается в том, что она является важнейшим последующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности в социуме.

Таким образом, делая вывод, хочу отметь, что наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе семей, демографической ситуации, появляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей семей, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенства; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления. Поэтому в условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые подходы к организации социальной защиты.

Потребность населения в социальных услугах возрастает, но государственные и муниципальные учреждения зачастую не имеют возможности предоставлять их в необходимом объеме, своевременно и качественно. Как правило, выгодным становится размещение госзаказов на оказание социальных услуг в негосударственном секторе.

Клецин А.А. Социология семьи // Социология в России / Под ред.

Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности: Учеб пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина ; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 351 с.

Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов.- М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.

Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 74 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, сущность и функции семьи. Типы отношений внутри семьи: традиционный и демократический. Социально-экономическое положение семьи в современной России. Учреждения социального обслуживания семьи и детей. Организация социальной защиты семей в Москве.

курсовая работа [94,9 K], добавлен 08.10.2014

Определение понятия семьи и ее основных функций в воспитании ребенка и становлении его личности. Обобщение главных причин распада семей в современном российском обществе. Исследование влияния ухода одного из родителей из семьи на дальнейшую судьбу детей.

реферат [14,7 K], добавлен 14.02.2012

Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

курсовая работа [65,1 K], добавлен 01.04.2012

Неблагополучные семьи как объект социальной работы. Определение феномена семейного неблагополучия. Классификация неблагополучных семей. Социальные проблемы семьи. Социальная защита и социальное обслуживание семьи, помощь ей в виде социальных пособий.

курсовая работа [64,9 K], добавлен 11.01.2011

Изучение семьи как социальной ячейки общества и ее современные проблемы. Ознакомление с типами взаимоотношений между родителями и детьми: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество. Рассмотрение особенностей воспитания в многодетных семьях.

реферат [42,4 K], добавлен 21.02.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *