Что такое духовный рост по библии
Что такое духовный рост по библии
Духовный рост – это процесс постепенного уподобления Иисусу Христу. Когда мы верим в Иисуса, Святой Дух начинает процесс нашего изменения, приводя в соответствие с Его образом. Наверное, наилучшим образом духовный рост описан во 2 Послании Петра 1:3-8: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, – то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
В Послании Галатам 5:19-23 приводится два списка. Стихи 19-21 говорят о «делах плоти» − тех вещах, с которыми отождествлялась наша жизнь до того, как мы поверили во Христа. Дела плоти – это поступки, которые нам следует исповедать, раскаяться и, с Божьей помощью, преодолевать. При духовном росте «дела плоти» будут все меньше проявляться в нашей жизни. Второй список содержит «плоды Духа» (стихи 22-23). С ними должна отождествляться наша жизнь теперь, когда мы пережили спасение в Иисусе Христе. Духовный рост определяется плодами Духа, все чаще проявляющимися в жизни верующего.
Когда это изменение спасения состоится, начинается духовный рост. Святой Дух поселяется в нас (Иоанна 14:16-17). Мы становимся новыми творениями во Христе (2 Коринфянам 5:17). Старое существо заменяется новым (Римлянам, 6-7 главы). Духовный рост длится всю жизнь, когда мы изучаем и применяем Божье Слово (2 Тимофею 3:16-17), и поступаем по духу (Галатам 5:16-26). Стремясь к духовному росту, мы можем молиться Богу, прося Его открыть, в каких сферах Он хочет, чтобы мы произрастали духовно. Мы можем просить Бога помочь нам укрепить нашу веру и знание о Нем. Бог желает, что мы росли духовно, Он дал все необходимое для этого. С помощью Святого Духа мы сможем постоянно преодолевать грех и неуклонно уподобляться нашему Спасителю, Господу Иисусу Христу.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Духовный рост
Все живое растет. То же и с христианином — духовная жизнь в нем проявится в неизбежном стремлении стать больше похожим на Господа. Это преображение называется духовным ростом. В этой статье мы поговорим о том, как Господь работает над ним, о важности духовного роста и нашей ответственности за него.
Идея духовного роста
Концепция духовного возрастания отчетливо прослеживается в Писании. Так, апостол Павел писал:
“А обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”
(2 Коринфянам 5:17)
В этом заключается цель роста. Чем больше в христианине виден новый человек, созданный по Богу, тем более он духовно зрелый. Не следует путать духовный рост с накоплением знаний. Они, безусловно, важны. Но не знания сами по себе — мерило зрелости, а то, как верующий их применяет, насколько он стал похожим на Христа в мышлении, характере, ценностях, поступках.
Апостол Иоанн описывал различные стадии духовной зрелости христиан:
“Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца”
(1 Иоанна 2:12,13)
Иоанн сравнивает духовное развитие христианина с физическим. Подобно тому, как из ребенка вырастает мужчина или женщина, из новообращенного верующего должен вырасти зрелый последователь Христа, в котором будет проявляться Бог.
Две истины о росте
Есть две базовые истины о духовном возрастании. Во-первых, духовный рост — это результат работы Бога, Его благодати в жизни верующего. Во-вторых, мы со своей стороны можем сотрудничать с Ним или сопротивляться, проходя одни и те же уроки по кругу.
Изменить человека под силу только Богу. Одними своими усилиями мы никогда не достигнем стандарта, который Он установил.
Это важно понимать, поскольку христианство — это не просто набор духовных практик, с помощью которых верующему предлагается достигнуть совершенства. В первую очередь, это доверие Богу, Который спасает нас и ведет в Свое Царство. Без этого понимания человек будет обречен жить под постоянным гнетом вины и осуждения за свое несовершенство и неудачные попытки стать лучше.
Одновременно с этим Творец наделил нас способностью выбирать. Мы можем сотрудничать с Ним либо упорствовать, тормозя процесс перемен. Это можно сравнить с обучением в школе или ВУЗе. Одни учатся успешнее, потому что прилагают больше усилий, другие могли бы учиться лучше, но из-за лени не делают этого. Сравнение не совершенное, но некоторые аналогии с духовным ростом в нем есть.
Бог трудится над тем, чтобы в нас все больше был виден Христос, и все меньше — старая греховная природа. Однако в этом процессе есть и наша часть. Она заключается в доверии и послушании Богу: доверии тому, что Он ведет нас к духовной зрелости, и все содействует нам ко благу, и послушании тому, что говорит Его Слово. Таким образом, христианин — не тот, кто только знает волю Божью, но кто исполняет ее.
Средства для духовного роста
Бог использует различные средства, чтобы вести нас к зрелости. Первое из таких средств — Слово Божье. Так, в Евангелии от Иоанна читаем слова Христа:
“Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”
(Св. Евангелие от Иоанна 17:17)
Слово Божье очищает человека, подобно воде, питает его дух и веру, подобно хлебу, указывает ему путь, по которому идти, подобно свету, обличает и обрезает, подобно мечу. Оно исцеляет и освобождает, формирует веру и обновляет мышление. Без Слова Божьего процесс освящения невозможен.
Однако, как уже было сказано выше, одного знания воли Божьей недостаточно. Результат приносит исполнение того, что говорит Бог.
“Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне”
(Евангелие от Матфея 7:24)
Духовный рост начинается там, где мы применяем богословские знания на практике. В противном случае у нашего внутреннего человека наблюдается наполненная знаниями голова при сердечной недостаточности.
Писание также говорит, что Бог, как Отец, наказывает нас за проступки. Возможно, это не приятная весть для нас, однако она говорит о Его любви.
“Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему”
(Книга притчей Соломона 3:12)
Наказание за непослушание — признак того, что мы не безразличны Богу. В связи с этим Библия призывает:
“Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его…”
(Книга притчей Соломона 3:11)
Эту мысль цитирует автор Послания к Евреям в Новом Завете. Тема наказания заслуживает отдельного внимания. В рамках этой статьи скажем лишь, что порой это единственное действенное средство, с помощью которого Господь возвращает человека на Его пути.
Рост через общение с Богом
Чтобы расти духовно, нам нужно постоянно общаться с Богом.
“Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне”
(Евангелие от Иоанна 15:4)
Господь утверждает, что мы не принесем духовных плодов, если не будем пребывать в Нем. Потому что Сам Христос, Его незримое присутствие глубоко меняет нас и производит плоды праведности. Как мы можем пребывать в Нем? Посредством молитвы, Слова Божьего, поста, а также духовного общения с другими христианами и участия в вечере Господней.
Духовный рост через испытания
Бог работает над нами также через различные жизненные обстоятельства. Он может допускать трудности в нашей жизни с целью научить чему-то. Нам сложно принять это. Однако если мы поймем и оценим роль испытаний в жизни, то сможем извлечь из них пользу вместо того, чтобы роптать.
К примеру, Священное Писание говорит:
“Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото”
(Книга Иова 23:10)
В результате испытаний мы становимся лучше. Библия сравнивает их прохождение с переплавкой и очисткой золота от примесей. Огонь страданий причиняет боль, но он же делает нас качественно другими.
Эту мысль находим в посланиях апостолов. Так, Петр наставлял верующих:
“О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа”
(1 Петра 1:6-7)
Апостол Павел согласен с ним:
“Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу”
(2 Коринфянам 4:16-17)
Обратите внимание: Павел называет страдания кратковременными и легкими. Если посмотреть на земную жизнь в контексте вечности, то становится понятно, почему. Он переводит наше внимание с самих испытаний на славу, к которой они приводят.
Когда мы проходим трудности, нужно помнить о двух вещах: Бог не допускает испытаний сверх наших сил и проходит их вместе с нами.
“Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести”
(1 Коринфянам 10:13)
Преимущества зрелости
С момента обращения Бог начинает работать в человеке над важнейшим проектом, который называется “Христос в нас”. Поэтому, чем быстрее верующий это понимает и начинает с Ним сотрудничать, тем быстрее происходит духовное возрастание. И наоборот, можно замедлить прогресс, проходя одни и те же уроки по кругу.
Почему рост важен? Во-первых, потому, что есть вещи, которые Бог никогда не доверит нам, пока мы младенцы в вере. Об этом Писание говорит так:
“…наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего…”
(Послание к Галатам 4:1)
Хотя мы имеем в Господе все обетования и призвание, мы не пользуемся ими в полной мере, пока мы духовные дети. Бог доверяет нам мало-помалу то, с чем мы в состоянии справиться и правильно распорядиться. Иначе предназначенное ко благу принесет вред нашей душе.
Например, что будет, если доверить жадному человеку деньги? Гордому — власть? Грубому и не тактичному — служение пастора? Таким образом, Бог готовит нас прежде, чем доверить что-то большее. Характер, сердце, ценности, поведение верующего должны измениться, чтобы он правильно распорядился благословениями.
Во-вторых, духовный рост — показатель живой веры. Настоящее обращение к Богу подразумевает плоды — качественные перемены в жизни христианина. Если их нет, то искренность веры человека под большим вопросом.
Пункт назначения верующего — Небеса. Имея живую веру, которая проявляется в плодах, человек достигает их. По этому поводу приведем слова апостола Павла, которыми он наставлял Тимофея.
“Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями”
(1 Тимофею 6:12)
Исповедав Иисуса Христа, нужно держаться веры и вечной жизни. Обращение само по себе без этого продолжения не имеет смысла. Искренняя вера и отношения с Богом производят в человеке качественные изменения, в результате которых Бог проявляется в нем и его жизни.
Наша ответственность
С того момента, как мы доверили свою жизнь Иисусу Христу, Бог не оставляет нас. Даже если мы не чувствуем Его присутствия, Он рядом.
“Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа”
(Послание Филиппийцам 1:6)
Нам даны великие и драгоценные обетования и дары. Что мы сделаем с ними? Писание предупреждает об ответственности верующих за духовный рост.
“И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”
(Евангелие от Луки 12:48)
Бог ожидает от христиан плодов. Поэтому Он дал нам все для этого. Наша ответственность — пребывать в Нем, быть послушными и терпеливо проходить жизненные уроки, которые делают нас зрелыми.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Статистика
Библейский взгляд на духовный рост
Существует два искаженных представления о духовном росте и освящении в целом: акцент на воле человека или противопоставление воли человека Божьей силе. Библия предлагает третий путь.
Общий взгляд на духовный рост
Духовный рост – это метафора, показывающая, что позитивные изменения в жизни христианина имеют природу роста. Цель этих изменений – уподобление Христу. Это уподобление сравнивается с возрастанием человека, “доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (Еф. 4:13). Мы словно должны стать “взрослым Иисусом”. Существуют “младенцы во Христе”, но наша цель – “возмужать”.
Если духовный рост описывать с точки зрения “плодов”, то следует заметить, что само слово “плод” является метафорой (хотя мы уже перестали это замечать). Иисус, говоря о плодах, сравнивает людей с деревьями (Мф. 7:19) или ветвями лозы (Ин. 15:5).
Однако обе эти метафоры – человек или дерево – содержат важный общий принцип: в возрожденном человеке действует жизнь Христова, которая неминуемо дает плод. Количество плодов может быть разным, но их наличие неизбежно. Подобно тому, как жизнь травинки способна пробить даже асфальт, так и жизнь Христова обязательно должна проявить себя в чем-то. Невозможно заставить растение не расти, если в нем есть жизнь. Именно поэтому Иисус говорит: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7:20).
Следует также понимать, что под плодами Писание чаще всего подразумевает дела. “Узнать по плодам” – значит, узнать по делам. В Еф. 2:10 написано, что мы “созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”. Добрые дела – конечный результат нашей святости, нашего духовного роста. Ни религиозное рвение (“я так люблю ходить в церковь”), ни религиозные переживания (“я чувствую такую Божью любовь”), ни церковная активность (“я так много делаю в церкви”), но именно добрые дела являются признаком духовного роста. Разумеется, плодом можно назвать и позитивные изменения в характере человека – стойкость, верность, сдержанность, доброта и т.д. Но даже эти качества являются реальными только тогда, когда они “видимы”, т.е. проявляются в делах. Если человек свидетельствует, что он “стал добрее”, это еще не плод. Плод – это доброта на деле. «Плоды духа», о которых Павел пишет в Гал. 5:22-23, мы можем узреть только в делах, поступках людей. Вот почему Иаков требует: “Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью” (Иак. 3:13).
Человеческая воля и Божья сила
Меня всегда удивляет, как из простых библейских истин создаются глобальные богословские проблемы, порождающие тысячи “противоборствующих” книг. Такое противостояние нередко бывает абсолютно беспочвенным, поскольку Библия в важнейших вопросах дает четкую, ясную картину. Это касается, в частности, и соотношения человеческой воли и Божьей силы.
Существует два ошибочных взгляда на это соотношение – две, так сказать, крайности. С одной стороны, чрезмерный акцент ставится на воле человека, а Божья сила играет некую вспомогательную роль. С другой стороны, человеческая воля противопоставляется Божьей силе.
В первом случае (акцент на воле человека) предлагается довольно примитивная формула: есть Божьи заповеди – исполняй их и будешь духовно возрастать. Такой поверхностный подход дал почву мистически настроенным христианам вообще отвергнуть человеческую волю. “Чем больше мы прилагаем своих усилий, тем больше мы уменьшаем Божью силу и усиливаем грех внутри нас”, – заявляют они. Христиане “эмоционально-мистической” традиции приравнивают человеческую волю и требования выполнять библейские заповеди к Закону, посредством которого “познается” и “оживает” грех (Рим. 7). Они уверены, что использование воли приводит лишь к постоянным поражениям и воплю “бедный я человек” (Рим. 7:24). Исходя из опыта (своего и других), они указывают, что нередко бывает, что как только мы принимаем решение, например, не раздражаться, то сразу же замечаем, что “в этот день раздражаемся больше обычного”. Также они отмечают, что использование “воли” или “долга” приводит к лицемерию, законничеству, осуждению других. Другими словами, результатом использования человеческой воли становится или лицемерие, или постоянные поражения (“бедный я человек”!).
Следует признать, что жалобы “мистиков” нередко справедливы. Их книги всегда начинаются с “сокрушительных разоблачений” тех христиан, которые исповедуют “волевую” форму христианства (см., например, книгу Майкла Уэллса «Заблудившийся в пустыне»). Однако альтернатива, которую они предлагают, нередко еще дальше уводит читателя от Библии, чем перегибы в “волевом” христианстве. Начиная от набора странных духовных дисциплин (“освященное воображение” и “погружение в свое сердце”) и заканчивая утверждениями, что освобождение от “греха в сердце” приводит к тому, что быть послушным Богу – это “также приятно, как есть бифштекс” (Майкл Уэллс), мистики нередко рекомендуют абсолютно небиблейскую практику освящения. Например, Уэллс советует наркоману прославлять Бога за освобождение и затем “колоться” (в надежде на то, что однажды в этом наркомане “проявится Божья сила”, и он перестанет это делать).
Проблема, однако, в том, что, находясь в неискупленном теле, невозможно постоянно пребывать в предельной близости с Богом. Фраза “исполняйтесь Духом” означает, что мы не всегда максимально исполнены Духом. Разумеется, когда мы приближаемся к Богу, греховные аппетиты ослабевают. Но ставить наше освящение в зависимость лишь от нашего духовного состояния означает ужасную нестабильность. Наше духовное состояние бывает столь же неустойчиво, как религиозные эмоции. Я бы не хотел, чтобы наша церковь состояла из людей, которые не грешат (не блудят, не воруют, не лгут, не прелюбодействуют и т.д.) только тогда, когда находятся на духовном подъеме. И наоборот, я бы очень хотел, чтобы в нашей церкви люди не делали грубых (хотя бы) грехов даже тогда, когда переживают духовный упадок. Итак, стабильной благочестивую христианскую жизнь делает именно воля, следование христианским, моральным, библейским принципам.
К тому же, вера в то, что “освобождение на уровне сердца” делает послушание Богу “приятным как поглощение бифштекса”, уничтожает саму идею искушения. Если послушание приятней непослушания, в чем суть духовной борьбы? Тогда нам нужно вырезать из Библии все тексты, отображающие искушение как испытание нашей верности Христу. Разумеется, искаженный акцент на воле может сделать нашу христианскую жизнь невыносимо тяжелой, но это не означает, что мы должны поверить в миф, что существует христианская жизнь без борьбы.
Следует, однако, отметить, что “мистики” не отвергают полностью идею борьбы, но переводят ее в иную плоскость: следует прилагать усилия, чтобы искать Бога, а не бороться с грехом. Но данная концепция на поверку оказывается непрактичной и часто демагогичной, утопичной, недостижимой. Во-первых, не дается ответ на вопрос, что делать в сам момент искушения. Уэллс, впрочем, дает ответ: “можно грешить”. “Какой смысл требовать от наркомана невозможного? Любой может сказать: «перестань употреблять наркотики»”, – объясняет он свою позицию. И действительно, если отвергнуть волю, то нам лишь остается грешить в ожидании такого приближения к Богу, когда нам “захочется быть больше послушным Господу, чем непослушным”.
Во-вторых, часто “поиски Бога” становятся более изнуряющим процессом, чем элементарное противодействие искушению. Изучая книги серии “поиски Бога” (Томми Тинни, мадам Гийон, Ричард Фостер и другие), я пришел к выводу, что эти поиски сводятся или к определенным религиозным переживаниям, или сверхъестественным явлениям. Так, для Томии Тинни успехом в поисках Бога стало чудо, когда в церкви от Божьего присутствия рассыпалась на кусочки сверхпрочная кафедра. Кстати, Тинни предлагает парадоксальную концепцию “неуловимости” Бога, своего рода “погони” за Ним. Эта концепция довольно-таки саморазоблачающая, поскольку намекает на “погоню за недостижимым”. Многие бедные христиане истощены морально, крайне разочарованы и даже повреждаются рассудком в такой погоне.
Библейская концепция духовного роста
Библейский же путь предельно прост: мы должны использовать освященную Христом человечную волю при условии духовного корня – “будучи укоренены и утверждены в Нем” (Кол. 2:7). Бог дал нам разум, волю, способность принимать решения. Однако мы не должны ставить телегу впереди коня. Начинать нужно с корня, а не с плодов; с пребывания во Христе, а не с дел. Итак, мы снова возвращаемся к метафоре роста.
Следует серьезней отнестись к этой метафоре. Разумеется, мы не можем использовать все ее детали, но главный принцип можно и нужно учитывать (иначе нет смысла вообще предлагать эту метафору). И принцип этот следующий: корень производит плод. Вот и вся разгадка. Нужно больше работать над корнем, чем над плодами.
Однако не следует здесь быть излишне “хронологичным”. Библия не разрешает грешить даже тем, у кого корень еще мал, и кто еще является духовным младенцем. Само покаяние означает, что мы с самого начала решительно настроены бороться с грехом. Борьбы же не существует без применения воли. Однако мы не сможем долго и успешно вести борьбу с грехом, если не уделим большого внимания корню.
Что же такое духовный корень?
Во-первых, это общение с Христом на том уровне, который возможен в земных реалиях (молитва, чтение Библии). Иисус показал, что пребывание в Нем – залог плодоношения (Ин. 15:1-6). Павел такое пребывание во Христе называет “законом духа жизни”, побеждающим “закон греха и смерти” (Рим. 8:2). Жить “по духу” – это в первую очередь правильное состояние (духовное состояние), а не сведение христианства к списку правил. Утверждение Павла “не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:20) означает не пассивность воли (см. 1 Кор. 9:27), но глубокое осознание, что, хотя он, Павел, и использует волю, в действительности все совершает Христос. Таков парадокс благодати. Обратите внимание на слова Павла: “Я более всех потрудился”. Он не говорит, что Христос вместо него потрудился. Однако уточняет далее, что все это совершила благодать (1 Кор. 15:10). Очевидно, что благодать не противоречит воле, но использует ее. Воля Павла не противодействовала силе Божьей, не приводила его к самоправдености, к поражениям и не усиливала в нем грех – по той простой причине, что “лошадь была впереди телеги”, а не наоборот. Был корень: пребывание во Христе, в Его благодати, полное упование на Его силу.
Во-вторых, духовный корень – это освящение нашего разума, преобразование его (Рим. 12:2). Речь идет о пребывании в Слове. Но о таком пребывании, которое посредством размышления делает наше мышление библейским. Это – невидимый корень, питающий наши дела, поступки. Очень тяжело жить по Библии, если мы мыслим небиблейски. Обратите внимание на то, как часто Давид пишет о размышлении. Мы нередко допускаем грустную ошибку: прочитали Писание – и бежим его исполнять. Мы забываем о важном звене: молитвенном размышлении. Прочтение Писания и даже правильное понимание его – это еще не укоренение. Необходимо размышление. Глубокое, вдумчивое. Такое, которое приближает нас к Богу, воздействует на наши эмоции и волю. Такое воздействие Писания на человека подробно описано в Пс. 118. Для Давида праведная жизнь была не просто следованием предписаниям Закона, но результатом его близкого общения с Богом, жажды Бога, пребывания в Его Слове.
Также следует укореняться в любви (Еф. 3:18). Осознание Божьей любви и непоколебимая вера в эту любовь – единственное средство оправиться от поражения, встать и бороться дальше. Также эта любовь гарантирует нам Божье присутствие, Его силу, ресурсы, помощь.
Духовный корень включает наши мотивы. Пребывание в Слове и личные взаимоотношения с Богом формируют правильные мотивы. Дела, совершенные с неправильными мотивами, Бог не считает истинным плодом (Мф. 6:2, 5, 16).
К духовному невидимому корню можно также отнести наше мировоззрение и то, “во что мы действительно верим”. Мы можем соглашаться умом с библейскими истинами, но “глубоко в душе” верить, например, что смысл жизни – достичь материального благополучия. Такой корень сделает невозможным принесение доброго плода.
Если духовного корня нет, наши дела будут напоминать искусственные плоды. С виду они кажутся вполне настоящими, но в них нет жизни. Разумеется, “навешивать искусственные плоды” – это проще, чем трудиться над корнем и ожидать подлинного плода, но именно такая поверхностная концепция “делания”, полная мещанства и лицемерия, компрометирует библейскую идею освящения. Люди устали от законничества и нередко довольно агрессивно противопоставляют благодать долгу, воле, послушанию, дисциплине. Часто и мы, служители, сами способствуем этому. Ведь намного проще твердить с кафедры “что можно и чего нельзя”, чем самим пребывать во Христе и учить людей созидать духовный корень.
Концепция духовнго роста взята из мира растений. Давайте не будем забывать ту простую истину, что всякий плод является результатом корня. Попытки обойти этот принцип приводят к лицемерию, духовным поражениям и той странной идее, что использование человеческой воли – это всегда “усилия плоти”.