Что такое два музыкальных посвящения
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Цели и задачи урока:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ
План урока:
Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр «Hitachi», фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности», «Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступление.
Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню вальса звук прелестный…» (Приложение №1. Слайд 1.)
Учитель читает стихи Листова
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.
Презентация Слайд 2
Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.
Презентация. Слайд 3
Ученики читают строки Пушкина со слайда:
Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин
Учитель: Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи»
Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?
(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)
Презентация. Слайд №4 (портреты)
Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:
От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил
С.Тюрин
Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.
Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской
Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Презентация Слайд №6
Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?
А может ли музыка нарисовать портрет?
Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. Слайд №4 (музыкальный фрагмент)
Учитель: Знакома ли вам эта музыка?
Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.
Как звучит музыка этого вальса?
Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.
Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?
(Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ).
Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь
Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:
Презентация Слайд №7,
Презентация Слайд №8
Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.
Приложение №8 Слайд №9
«Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.
Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»
Ученики читают стихи:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Презентация Слайд №10
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Презентация Слайд №11 «Аллея Керн»
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Презентация Слайд №12, 13
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Презентация Слайд №14
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
Презентация Слайд №15
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья)
Учитель: А теперь давайте в полном объеме прослушает романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Приложение №5 Слайд №16
Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.
Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.
Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:
Дополнительный материал
Федор Степанович Рокотов, «Портрет А. П. Струйской»
Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.
Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.
Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?
Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.
Ф. С. Рокотов является, наряду с Д. Г. Левицким и В. Л. Боровиковским, величайшим русским художником-портретистом XVIII в. Многие его портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России и зарубежья. Рокотов Федор Степанович. «Портрет А.П.Струйской»
3 урок музыки в 6 классе «Два музыкальных посвящения»
Выбранный для просмотра документ текст урок 3 6 класс.docx
Тема урока: Два музыкальных посвящения.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока : формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.
—воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);
—развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;
— учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.
Вид урока: «урок открытых мыслей», урок- беседа.
Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.
Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.
I Организационный этап
— Слушание фрагмента романса « Я помню вальса звук прелестный»
II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.
—Беседа по пройденному материалу
— объявление темы урока.
III Постановка цели занятия перед учащимися.
IV Первичное усвоение новых знаний.
—сравнительный анализ стихотворения и романса «Я помню чудное мгновение…», портрета «Струйской»
V Первичная проверка понимания
—сравнительный анализ стихотворения К. Бальмонта, романса С. Рахманинова «Островок» и картины В. Борисова – Мусатова «У водоёма»
VI Вокально—хоровая работа
VII Обобщение и закрепление полученных знаний на уроке.
—Проверочная работа. Взаимопроверка.
VIII Информация о домашнем задании.
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.
Чьё стихотворение я прочла?
Александра Сергеевича Пушкина.
О чём повествуется в стихотворении? Зачем оно написано? Кому посвящено?
О любви, чтобы сообщить возлюбленной о своих чувствах, посвящается Анне Петровне Керн.
Какой образ у стихотворения?
Высказывают различные варианты.
Я слышу от вас ответы противоположные друг другу.
Какие образы у стихотворения? Почему ты так считаешь?
Лирико-романтический, лирико-драмматический и т.д.
Как вы считаете, при смене образа стихотворения, положенного на музыку, что-то меняется в мелодии, в аккомпанементе?
Да, в зависимости от содержания пишется мелодия в другом характере.
На строки стихотворения А.С. Пушкина, М. И. Глинка написал произведение жанр которого – романс.
Фрагмента романса « Я помню вальса звук прелестный»
Скажите, что за произведение мы с вами прослушали? (романс)
Что такое романс? (это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)
Какие инструменты исполняют романс? (исполняли романс в старину под аккомпанемент лютни, а в 19 веке под гитару и фортепиано)
К какому жанру относится романс по способу исполнения? (жанр вокальной музыки)
В каком ритме написан этот романс? (В ритме вальса).
Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.
Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин? Почему?
Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн.
Как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя ? (ответы детей).
Музыка дополняет содержание романса.
Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Чем отличается вальс, от романса?
Вальс – это музыка для танца.
М.И Глинки – «Вальс-фантазия»
Михаил Глинка очень любил Екатерину, но быть с ней он не мог, он был женат, и она не свободна.
В произведении был повтор одного и того же фрагмента, а остальное разнообразие – это были женщины, которые окружали его, которых он встречал на приёмах и торжествах, исходя из этого менялся регистр, тема, такая смена называется фразировка. Но одна, была неизменна и повторялась не единожды.
Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению?
Вальс – потому что в ритме вальса…
Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.
На каком инструменте исполнялось произведение?
Для какой обстановки больше подходит этот вальс?
В каком ритме написано произведение?
Под него можно танцевать? Где?
Значит это уже не лирико-бытовой образ, какой же тогда? Почему?
В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн?
В вокальном жанре – романс, и инструментальном жанре – вальс.
Давайте попробуем сравнить другие произведения.
К. БАЛЬМОНТ. ОСТРОВОК
Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны,
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Все дремлет, засыпает.
А теперь прослушаем музыкальное произведение.
Фрагмент романса «Островок» С. Рахманинова
Содержание и форма произведений искусства взаимосвязаны, одно произведение дополняет другое.
Что вы делали на уроке?
Что вы на уроке сегодня узнали нового или уже повторили вспомнили?
Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?
О чём вы хотели бы узнать побольше?
Всего хорошего вам. До встречи на следующем уроке!
Урок. «Два музыкальных посвящения.» (конспект урока)
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6 класс. Веселова Ольга Александровна учитель музыки БОУ СОШ № 35 МО Динской район
Цели и задачи урока:
Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.
Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Этап усвоения новых знаний.
Этап закрепления новых знаний.
Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр, цифровое пианино, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности», «Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)».
1. Организационный момент
Учитель читает стихи Листова
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.
Презентация Слайд 2
Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.
Презентация. Слайд 3
Дети: читают строки Пушкина со слайда:
Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин
Д.: Портрет – это жанр изобразительного искусства.
Презентация. Слайд №4 (портреты)
Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:
От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил
С.Тюрин
Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.
Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Презентация Слайд №5 Ф. Рокотов. Портрет А. Струйской
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Презентация Слайд №6
Учитель: Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?
А может ли музыка нарисовать портрет?
Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. Слайд №4 (музыкальный фрагмент)
У. : Знакома ли вам эта музыка?
У.: Это «Вальс – фантазия» М. И. Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.
Как звучит музыка этого вальса?
Д. : Музыка звучит как взволнованная речь.
У.: Как мы назовём тему нашего урока?
Д. : Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:
Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
К какой области музыки можно отнести это сочинение: к «легкой» или «серьезной»?
Презентация Слайд №7,
Презентация Слайд №8
У.: Так же как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.
Приложение №8 Слайд №9
«Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.
Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»
Ученики читают стихи:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Презентация. Слайд №10
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Презентация. Слайд №11 «Аллея Керн»
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Презентация. Слайд №12, 13
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Презентация. Слайд №14
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
Презентация. Слайд №15
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Приложение №5. Слайд №16
У.: Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, обратите внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовый окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения. Ребята, подумайте и ответьте на следующие вопросы: 1.Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
2.Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?