Что такое двигательная рекреация
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Впервые термин рекреации ввели римляне. Рекреация образованно от латинского слова «recreatio», что означает восстановление, отдых, укрепление и др.
Главные признаки рекреации, которые определяют ее сущность:
Осуществление ее в свободное время.
Наличие деятельного характера.
Добровольное и самостоятельное участие.
Понятие рекреации можно описать несколькими определениями:
Это расширение физических, психологических и эмоциональных способностей человека.
Это способ восстановления упадка сил с помощью игр и развлечений.
Перестройка организма, которая дает возможность заниматься активной деятельностью, несмотря на условия, характер и изменения окружающей среды.
Один из способов отдыха с пользой для здоровья.
Рекреация изучается во многих научных отраслях, таких как физическая культура, экономика, география, педагогика и т.п.
Следовательно, термин «рекреация» будет изменяться, в зависимости от отрасли в которой мы его рассматриваем. Так различают психологическую рекреацию наряду с физической, географической и другими видами.
Опираясь на тему реферата, речь будет идти о физической рекреации. В основе данной рекреации лежит исключительно двигательная активность человека, которая осуществляется в сфере досуга и приводит к оптимизации физического, социального и психического состояния человека
Самым главным в жизни человека является здоровье, ведь именно этот аспект помогает человеку добиться успеха во всех сферах жизнедеятельности. Здоровье у большинства людей расценивается как средство достижения своих потребностей, нежели как средство прожить долгую жизнь. Эти две характеристики здоровья противопоставляются друг другу, ведь если использовать здоровье для достижения целей, то оно быстро растрачивается, а сохранять его для длительных лет жизни то необходимо укреплять его активной жизнедеятельностью. Поэтому еще в древние времена появляется понятие физической рекреации как способа сохранить здоровья и использовать его как средство достижения желаемого.
Со временем, благодаря многолетнему опыту и практическим знаниям, люди начали изучать вопрос, касающийся физической рекреации. Ученые заинтересовались данным понятием лишь во второй половине XX века. С этого времени он постепенно становится предметом исследований в истории, социологии, биологии, географии и других научных дисциплинах.
Физическая рекреация возникла в системе физического воспитания и первоначально выполняла педагогическую функцию. Затем она широко использовалась в религиозных обрядах, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер, со временем становилась неотъемлемой частью жизнедеятельности людей [3]. Такие условия способствовали обогащению физической рекреации различными социальными функциями, она становилась важным фактором социализации молодых людей, хоть и не обеспечивала подготовку к выполнению социальных обязанностей. Физическая рекреация являлась способом активного отдыха, игр, формирующих здоровье.
А Выдрин В.М. объяснял причину ее возникновение, сказав: «Физическая рекреация возникла в жизни и быту людей еще в дpевнейшие времена за десятки тысяч лет дo высочайшего расцвета культуры телесности Древней Греции, хотя и не имела своегo названия и термина. Из-за ускоренного развития капитализма в Западной Европе потребность в рекреационной деятельности увеличилась. Это обосновывалось воздействием на население напряженного труда в плохих условиях».
Издавна люди начали осваивать методы оздоровления и сохранения молодости. Свой опыт они передавали из поколения в поколение, дополняя известные им способы укрепления здоровья, новыми методами. Например, разрабатывали и совершенствовали комплексы физических упражнений, проводили оздоровительные процедуры с помощью массажей, бань и различных гигиенических процедур, которые помогали снимать стресс после тяжелого рабочего дня.
Позднее, когда люди начали развиваться не только в области сельского хозяйства, начала развиваться военная деятельность. С тех пор появились физические тренировки, которые несли уже не развлекательный и расслабляющий характер, а представляли собой серьезные нагрузки. Однако, в сохранении молодости и укреплении здоровья организма они играли большую роль. Так люди осознали, что занятия физическими тренировками в сочетании с различными способами снятия напряжения, могли добиться здоровья и долголетия.
В наше время в случае с физической рекреацией мы говорим о восстановлении после трудного рабочего дня, переутомления, перенапряжения человека. Если речь идет о двигательной реабилитации, то подразумевается компенсация функций после травм или патологий. Поэтому необходимо выделять признаки, которые разграничивали бы различные виды физической культуры. Это помогло бы в решении проблем с их социальным использованием. Но социальная суть физической рекреации на сегодняшний день недостаточно изучена.
В литературе достаточно большое количество видов рекреаций. Выделяют основные признаки, по которым можно было бы отличить физическую рекреацию от других:
1) Основой данного вида рекреации является физическая активность.
2) Включает в себя не только физические, но и эмоциональные, а также интеллектуальные компоненты.
3) При правильных занятиях положительно влияет на функции организма.
4) Имеет развлекательный характер.
5) Главными средствами достижения результатов являются физические упражнения.
6) Имеет собственную методику
Как было сказано, любой вид рекреации влияет не на одну научную отрасль, так в физической рекреации выделяют следующие аспекты:
1) Биологический аспект изучает, какое влияние рекреация способна оказывать на организм человека
2) Психологический аспект отвечает на вопрос, какие мотивы преследует человек начиная заниматься физической рекреацией, и как психологически изменяется его поведение.
3) Экономический аспект заключается в средствах, используемых для организации физической рекреацией.
4) Социальный аспект отвечает за объединение людей, занимающихся активной двигательной деятельностью, в группы и в процессе объединения обменом социальным опытом.
5) Культурный аспект выясняет, какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности, и в какой мере она способствует созданию новых личностно- общественных ценностей.
6) Образовательно-воспитательный аспект изучает, какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.
Физическая имеет несколько различных видов, самыми популярными из них являются следующие:
1) Рекреативная физическая культура
2) Рекреация спорта
4) Оздоровительная физическая рекреация
5) Рекреационная физическая культура
Различают несколько способов занятий физическими упражнениями, которые имеют исключительно рекреационный характер. Это и физкультминутки, вводная гимнастика, и элементарные физические упражнения во время перерыва на работе или после рабочего дня. На некоторых предприятиях даже выделяют такие места, где можно заниматься физическими упражнениями, они оборудованы специальным инвентарем и тренажерами (площадки для игры в теннис, бильярд и т.д.).
Вводной гимнастикой занимаются по протяжении 5-10 минут перед началом работы. Комплекс упражнений зависит от того насколько работа подвижна и какой способ труда используется (физический, интеллектуальный). На основе этого упражнения могут быть как более активными, так и расслабляющими. От правильного подбора упражнений зависит скорость адаптации, работоспособности и восстановление физиологических функций организма.
Физкультминутки необходимы для того что бы человек смог отвлечься от работы. Этот способ смены деятельности помогает повысить внимательность, снизить нагрузку от однообразной позы, снизить влияние на организм обездвиженности и в целом улучшить его функционально состояние. Оптимальным временем для проведения физкультминуток считается за 2 часа до перерыва на обед.
Элементарные физические упражнения помогают разрядить организм, разогнать кровь и расслабится после рабочего дня. Рекомендуется провести всего 10 минут вечером в упражнениях на растяжку. Такое времяпровождения улучшает кровообращение, обмен веществ и способствует здоровому сну.
Смотря на способы занятий физической рекреацией, можно сделать вывод о том, что их объединяет доступность и конечный результат – достижение такого физического состояния, при котором обеспечивается нормальное функционирование организма.
Любой вид физической культуры ставит перед собой цель изменить природную сущность человека, давая ему возможность превзойти свое животное происхождение, повышая уровень физических качеств, двигательных навыков, необходимых в любых сферах деятельности, которые в свою очередь сохраняют и укрепляют здоровье человека.
Рекреационные занятия дают полную свободу самовыражения личности в процессе двигательной деятельности. Нерегламентированные, свободные занятия на природе дают радость общения с ней, наслаждения. Формирования положительных эмоций в высшей степени благотворно действуют на психику и интеллект человека [2].
Физическая рекреация является сильным и на сегодняшний день недооцененным способом сдерживания процессов старения, это, на мой взгляд, главная ее функция! Такая физическая активность наиболее доступна по сравнению с другими видами физической культуры. Рекреативная физическая культура представляет собой активный отдых, способствующий восстановлению сил с помощью физических упражнений, подвижных и активных игр, туризма, охоты и т.п. Так же данный вид рекреации увеличивает естественные силы природы, которые помогают получать удовольствие, поднимают настроение, улучшают самочувствие, восстанавливают умственную работоспособность и в целом влияют на эмоциональный фон организма человека.
Физическая рекреация представляет собой органичную часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Данное состояние достигается благодаря специализированной двигательной активности, за счет которой человек удовлетворяет потребности в движении, активирует жизненно важные функции организма, компенсирует сниженные функции организма, укрепляет иммунитет [1].
Когда человек самостоятельно решает заняться физическими упражнениями рекреативной направленности, он больше расслабляется, чем нагружает себя. Это происходит за счет того что он переключается с одного вида работы на другой, что способствует своеобразному отдыху за счет смены деятельности. Если правильно распределить нагрузку и регулярно заниматься, то в скором будущем вы сможете заметить положительные изменения, такие как расширение функциональных возможностей дыхательной, сердечнососудистой, нервной и других систем организма, увеличивает скорость обменных процессов в организме и повышает работоспособность человека.
Физическая рекреация тесно связана со всеми видами физической культуры. В процессе занятий расширяются границы самообразования, эрудиции, познания, широко используются соревнования на уровне рекреационного спорта [4]. Занятия рекреативной направленности – свидетельство уровню культуры и физической культуры личности. Важное значение физической рекреации заключается в постоянном формировании потребности в занятиях двигательной деятельностью, которая постепенно снижается с возрастом [5]. В этом можно заметить парадокс, т.к. дети, не понимая всей важности двигательной активности, постоянно находятся в движении, а более взрослые люди осознают, что это необходимо для здоровья, но двигаются гораздо меньше.
Заключение. Рекреалогия – это раздел науки об отдыхе, восстановлении здоровья и оздоровлении. Данная наука включает в себя процесс физического, культурного и социального развития человека, с помощью которого он способен более универсально адаптироваться к любым изменяющимся условиям (социальным, природным и т.д.). В наше время потребность в физической рекреации увеличивается. Она помогает удовлетворить потребности людей в движении и тем самым становится незаменимой в их жизнедеятельности. Если человек не ведет активный образ жизни, а занятия физической рекреацией сведены к минимуму, то в большинстве случаев такие люди более подвержены различным заболеваниям (ожирение, ослабление иммунной системы, развитие сердечно сосудистых заболеваний, остеопороз и т.д.). Поэтому если вы не хотите причинять сильный ущерб своему организму, то необходимо поддерживать двигательную деятельность.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что физическая рекреация является одним из самых популярных и доступных видов рекреационной деятельности. Физическая рекреация – это часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, в конечном счете, на обесᴨечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. Помимо восстановления сил и своеобразного вида отдыха, физическая рекреация помогает человеку сохранить молодость и здоровье, укрепить организм, повысить свои адаптационные возможности и улучшить эмоциональный настрой.
Безусловно, для достижения быстрого результата необходимо пересмотреть свой прежний жизненный образ, поставить перед собой определенную цель.
Каждому человеку, решившему заниматься активным отдыхом, будет очень полезно завести дневник, в котором он сможет отмечать динамику развития физических способностей, эмоциональное и интеллектуальное состояние, самочувствие и т.д.
Вкратце, физическую рекреацию можно описать знаменитой фразой «Движение- это жизнь»!
Список литературы
1. Выдрин В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин //Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 18-21
2. Зайцев В.П., Прусик Кристоф, Ермаков С.С.// Физическое воспитание студентов. 2011. №1. С.68-77.
3. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая рекреация» / Ю.Е. Рыжкин //Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 55-57.
4. Смородинов А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления здоровья студентов / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова //Культура физическая и здоровье. 2004. № 1. С. 30-32.
5.Тадеуш Станишевски. Задачи и обусловленности подвижной рекреации в современной польской семье / Тадеуш Станишевски // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. 2006. №5. С.94-98.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ
Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Факультет психологии и педагогики
Профиль: физическая культура
Реферат
по дисциплине ТМООРФК
Двигательная рекреация как средство регуляции психо-эмоционального состояния
Выполнил студент группы 84132з
Осипов Иван Юрьевич
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ.. 8
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 10
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие признаков двигательной рекреации определяет разнообразие реформ: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. В отличие от других видов физической культуры, в физической рекреации отсутствует чёткая целевая направленность, нет научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств, методов, форм рекреационных занятий, параметров нагрузки для удовлетворения индивидуальных потребностей человека.
В самом общем смысле под двигательной рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Еще в античном мире было известно, что значение двигательного активного отдыха для поддержания здоровья и гармонизации образа жизни – велико. «В здоровом теле — здоровый дух!», именно этого девиза придерживались многие известные философы и мыслители. Они сочетали интенсивную научную деятельность с двигательной активностью на досуге — ходьбой, гимнастикой, плаванием. В процессе развития обществ, параллельно с видами спорта, возникли виды активного отдыха: пешие и конные прогулки, катание на санках и коньках и др.
В XX в. интенсивное развитие промышленности, бытовой техники и транспорта стало способствовать малоподвижному образу жизни. В 1970-е гг. для повышения двигательной активности человека стал популяризироваться отдых с помощью простых физических упражнений и спортивных игр — «активный отдых» или «физическая рекреация» (см.: Большая советская энциклопедия, 1969; Английская энциклопедия, 1969; Всемирная энциклопедия, 1976). В специальной литературе 1980—1990-х гг. более широко был распространен термин «физическая рекреация», но с 2000-х гг., благодаря СМИ, более популярными стали термины «активный отдых» и «спорт для всех».
Организация занятий активным отдыхом базируется на следующих принципах: максимум участников, минимум инструктажа, доступность физических упражнений, игр и других физкультурных мероприятий, простота инвентаря и снаряжения, эмоциональная насыщенность, зрелищность. Основными направлениями организации активного отдыха являются: оздоровительные рекреационные акции для всех групп населения (массовые пробеги, конкурсы семейных команд, спортивно-физкультурные праздники); рекреационные акции на предприятиях, в школах и других учреждениях (туристические слеты, дни здоровья); спортивно-оздоровительные мероприятия в загородных и курортных зонах (плавание, пляжный волейбол, несложные походы). Специалисты по физической рекреации разрабатывают специальные программы активного отдыха для детей и подростков, для пожилых людей, для беременных женщин и для лиц с психологическими зависимостями (алкоголиков, наркоманов и др.).
Психологические особенности двигательной рекреации (активного отдыха) обусловлены целями, средствами, условиями и результатами данного вида деятельности.
Основная цель активного отдыха — оптимизация негативных психических состояний, возникающих после нагрузок при выполнении профессиональных, социальных и бытовых обязанностей. Эти нагрузки приводят не только к физическому утомлению, но и к нервно-психическому истощению людей. По данным отечественных и зарубежных ученых, для представителей ряда профессий характерны эмоциональное выгорание, затяжной стресс, психическое пресыщение и другие негативные состояния. Напряженная обстановка на работе, борьба за высокий социальный статус, ежедневные транспортные проблемы ведут к хронической усталости. У женщин к воздействию этих факторов добавляются перегруженность домашними делами, уход за детьми, забота о престарелых и больных родственниках. Непосильные нагрузки могут вызвать психосоматические заболевания, раздражение, апатию, депрессию и т.п. Поэтому важно организовать свой отдых таким образом, чтобы восстановить физические и душевные силы. Так как многие современные профессии больше связаны с умственной деятельностью, чем с физической, эффективное восстановления достигается именно при правильно организованной двигательной активности. Кроме восстановления, занятия активным отдыхом можно использовать для укрепления здоровья и гармонизации физического развития.
Средствами активного отдыха являются физические упражнения, доступные для занимающихся. В отличие от спорта и ФВ в активном отдыхе не стоят задачи обязательного освоения новых двигательных навыков и повышения мастерства. Только начинающим заниматься новыми для себя видами активного отдыха необходимо овладеть начальными умениями, позволяющими реализовывать простые двигательные задачи данного вида физической культуры. Дальнейшее усложнение двигательной деятельности необязательно, потому что даже при выполнении несложных упражнений достигается эффект восстановления. Поэтому в большинстве случаев на занятиях используются простые упражнения и невысокие физические нагрузки. Но иногда, по желанию занимающихся, двигательные задачи могут усложняться, а нагрузки повышаться. Например, турист, обычно ходивший в походы выходного дня, может отправиться в многодневный поход на байдарках, преодолевать пороги и т.п.
И объективныеу и субъективные условия активного отдыха могут быть любыми. Заниматься активным отдыхом могут все желающие, независимо от наличия способностей. Безусловно, при занятиях учитывается подготовленность человека, и с учетом этого планируются нагрузки. Например, для занимающихся в тренажерном зале подбираются соответствующие веса на тренажерах, для новичков моржевания составляются программы, помогающие постепенно адаптироваться к холодной воде и т.п. Субъективные условия — индивидуальные особенности занимающихся — могут способствовать более эффективным занятиям активным отдыхом. Склонность к виду двигательной активности и интерес к занятиям вызывают более высокую удовлетворенность и улучшают настроение, тем самым усиливая реабилитационный эффект. При любых объективных условиях можно достаточно успешно заниматься активным отдыхом. Хорошие восстановительные и оздоровительные эффекты достигаются при качественной оснащенности мест занятий, профессиональном инструктаже, наличии дополнительных услуг: сауны, массажа, кислородных коктейлей и т.п. Однако не менее эффективными могут быть занятия вне спортивных клубов самостоятельные пробежки, спортивные игры с друзьями и т.п. Выбор вида активного отдыха зависит от возможностей и желаний человека. Одни люди любят заниматься в группе, другие — индивидуально, кто-то предпочитает заниматься по четкому расписанию, а кому-то нравится свободный график и т.п. В зависимости от склонности к определенному виду двигательной активности занимающиеся могут предпочесть циклические (бег, ходьба, плавание), игровые (футбол, баскетбол, теннис), экстремальные (паркур, сноуборд, маунтинбайк) занятия.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ
Многообразие признаков двигательной рекреации определяет разнообразие реформ: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. В отличие от других видов физической культуры, в физической рекреации отсутствует чёткая целевая направленность, нет научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств, методов, форм рекреационных занятий, параметров нагрузки для удовлетворения индивидуальных потребностей человека.
В последнее время предпринят ряд успешных попыток исследования двигательной рекреации как сложного социального явления. Раскрывая социальную сущность двигательной рекреации, работы естественно-научного и обществоведческого циклов в немалой степени способствуют дальнейшему развитию знаний о данном феномене, служат предпосылкой к созданию теории этого феномена.
В самом общем смысле под двигательной рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда. Выделяются и многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание:
— основывается на двигательной активности;
— в качестве главных средств использует физические упражнения;
— осуществляется в свободное или специально выделенное время;
— включает культурно-ценностные аспекты;
— содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;
— осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;
— оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;
— включает образовательно-воспитательные компоненты;
— носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;
— характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;
— осуществляется преимущественно в природных условиях;
— имеет определенную научно-методическую базу.
Этот далеко не полный перечень признаков двигательной рекреации можно было бы продолжить. Здесь отмечаются разные по направленности, важности стороны и черты, разные уровни, виды и формы. Возможно, что-то упущено, какие-то из них носят опосредованный характер, а некоторые возводятся в ранг главенствующих.
Согласно такому многообразию признаков двигательной рекреации выделяются и разные ее формы: рекреационная двигательной культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная двигательной рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. В основу разных форм кладутся разные признаки, дефинитивное значение многих из которых просто обозначается, а некоторые из них рассматриваются как синонимичные понятия.
Дата добавления: 2021-02-10 ; просмотров: 96 ; Мы поможем в написании вашей работы!