Что такое движение с точки зрения философии
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 12. Движение
Движение в широком смысле слова — любое изменение, в узком смысле — изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение — это изменение в обществе, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляют собой проявления относительного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она выступает как результат движения микрочастиц.
Если движение материальной системы подчиняется некоторому единому закону и включает в себя целостное изменение системы, то оно выступает как процесс ее развития. При восходящем развитии происходят усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивное преобразование от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает деградацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Движение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развития системы.
ДВИЖЕНИЕ (в философии)
Смотреть что такое «ДВИЖЕНИЕ (в философии)» в других словарях:
Движение (категория философии) — Движение феномен, отражающий изменение. Состояние, противоположное покою. Движение это атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности. Содержание 1 Определение 2 Виды и формы 3 Примечания … Википедия
ДВИЖЕНИЕ — в философии способ существования материи, в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного … Большой Энциклопедический словарь
Движение (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Движение. Движение понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение[1]; в механике изменение положения во времени и в пространстве[2]. Содержание 1 Определение … Википедия
ДВИЖЕНИЕ — в широком смысле всякое изменение, в узком изменение положения тела в пространстве. Д. стало универсальным принципом в философии Гераклита («все течет»). Возможность Д. отрицалась Парменидом и Зеноном из Элей. Аристотель подразделил Д. на… … Философская энциклопедия
ДВИЖЕНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — выражалось термином «харака». Оно понималось в широком смысле как изменение, а не только как физическое движение, состоящее в перемене места и именуемое также «нак̣ла» или «интик̣а̅л» (перемещение). Что касается понимания физического движения,… … Философская энциклопедия
Движение Объединения — 통일교 Дата основания 1992 Тип Течение философской мысли Лидер Мун Сон Мён Официальный сайт … Википедия
Движение — Движение ♦ Mouvement Перемена места, состояния, положения или расположения. Аристотель («Физика», III, 1 и VIII, 7) различал четыре вида движения, которые на современном языке лучше назвать изменениями. Главные изменения соответствуют… … Философский словарь Спонвиля
ДВИЖЕНИЕ — понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко философской традиции с самых ее истоков конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до… … История Философии: Энциклопедия
ДВИЖЕНИЕ — понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко философской традиции с самых ее истоков конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до… … Новейший философский словарь
Движение сознания Кришны — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
Способом существования бытия выступает движение. Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность, единство и иерархическую соподчиненность. В философии движение понимается как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире: в природе, обществе, познании или мышлении. Еще Гераклит говорил, что все течет и все изменяется. Древние философы возникновение и уничтожение вещей, бесконечное становление всего сущего видели именно в движении. В последующем развитии философии эта проблема получила дальнейшее развитие.
Атрибутивность движения достаточно очевидна, т.к. движение понимаемое как изменение вообще, включает и взаимодействие, вне которого проявление вещей невозможно. Вещи, явления мира через обмен материей, энергией и информацией с необходимостью являют себя, раскрывая свои качества. Поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность, всеобщую связность и процессный характер.
Эту позицию выражает диалектическаяконцепция в философии, которая подчеркивает изменчивость бытия. Другая точка зрения, наоборот, абсолютизирует момент устойчивости, неподвижности бытия. Она вытекает из особенностей нашего познания. Чтобы что – либо познать, мы как – бы приостанавливаем движение, вырываем из поцесса изменчивости какое – либо явление, тем самым делаем упор на его устойчивости. Так возникла метафизическаяконцеция движения в противоположность диалектической.
Для метафизического мышления характерны две односторонние точки зрения.
Согласно первой, движение понимается как нечто внешнее, налагающееся на материальный объект, который может существовать и вне движения. Эта точка зрения была свойственна старому материализму и находила свое оправдание на уровне науки XVII – XVIII в.в. Основанная на механике Ньютона, она сводила движение лишь к механической его форме, т.е. к перемещению. Метафизический подход вступает в противоречие с данными естествознания, начиная со второй половины XIX в. Возникает новая ситуация, когда метафизическое мышление, ранее абсолютизировавшее субстанцию, теперь начинает абсолютизировать движение. Появляется вторая точка зрения, которую можно назвать идеалистическим релятивизмом. Релятивизмприходит к отрицанию субстанции вообще, к провозглашению чистого движения, существующего якобы без всякого носителя. Разновидностью релятивизма был энергетизм (В.Освальд и др.). Представители энергетизма отрицали необходимость материального носителя для энергии, тем самым они считали, что преодолевают односторонность материализма и идеализма.
Диалектическая концепция наиболее адекватно и полно выражает подлинное состояние бытия, определяя следующие черты движения:
– объективный характер движения;
– абсолютный характер движения, который означает, что только в движении во взаимодействии различные материальные тела могут проявить себя, выявить свое существование;
Движение относительно, так как оно проявляет себя лишь в каких–то качественно определенных формах, зависимых от своего носителя. Так, неорганическая природа представлена движением разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планет, галактик. Живая природа – это различные биологические процессы: биоценозы, виды и т.п. Общество представляет из себя социальное движение, в котором участвуют личности, коллективы, общности и т.д. Духовная жизь также имеет свои особенности – движение идей, целей, ценностей не может быть сведено просто к каким – либо биологическим, или социально – политическим основаниям. Ф.Энгельс в своё время выделял механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. В наши дни эта классификация форм движения получила дальнейшее развитие.
Объяснение тех или иных уровней бытия должно строиться в соответствии с характером движения, которое ему присуще. Сведение высших форм движения к низшим, т.е. объяснение более высокого уровня развития на основе законов и закономерностей более низкого уровня называется механицизмом. Действительно, исключительно сложно понять общественные процесссы, если исходить только из биолгической природы человека.
Между формами движения материи существуют следующие основные типы взаимодействия:
1. Генетическое взаимодействие. Оно означает, что все высшие формы движения материи произошли из низших (социальная – от биологической, биологическая – от химической и т. д.).
2. Связь включения. Суть её в том, что каждая последующая высшая форма движения включает в себя в снятом виде все предшествующие низшие (но сама к ним не сводится, т. к. является качественно новым уровнем развития). Например, в теле человека, как социального существа, проходят биологические, химические и физические процессы.
3. Связь сосуществования. Она означает, что наряду с высшими формами движения, взаимодействуя с ними, существуют низшие (кроме общества, существуют животные, растения, происходит круговорот в природе и т.д.).
Таким образом, движение и абсолютно (как способ существования) и относительно (так как всегда проявляется только через конкретные и переходящие формы изменения явлений природы и общества и мышления).
Соотношение движения и покоя.С точки зрения диалектичекой концепции, движение абсолютно, покой относителен. Относительность покоя вытекает из следующего:
1. Покой в одних системах координат, есть движение в других.
2. Всякий покой временен, рано или поздно он будет нарушен.
3. Тела как целостные объекты находятся в совокупности многих форм движения материи. Покой одних форм движения материи не означает покой других.
Особо следует сказать о социальной форме движения, поскольку в силу своей специфики она качественно отличается от всех других.
Качественную специфику социальной формы движения материи и социальной деятельности как ее субстанции составляет диалектика материального и идеального. Эта особенность обусловлена тем, что носителем социального движения является человеческая деятельность. Деятельность в самом абстрактном ее определении есть материальный процесс, обладающий в отличие от всех других материальных процессов особой внутренней зависимостью от идеального. Идеальное формируется в процессе социальной деятельности, воспроизводится и функционирует как необходимый исходный момент, поэтому социальная деятельность всегда протекает как взаимодействие наделенных сознанием субъектов. Через это взаимодействие и протекает преобразовательная связь с миром.
1. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Гл. 9, п. 8.
2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. IV, гл. 3, п. 1, 2.
3. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд.IV, гл. 2.
ДВИЖЕНИЕ
Смотреть что такое ДВИЖЕНИЕ в других словарях:
ДВИЖЕНИЕ
— все явления природы состоят в движении вещества или же объясняются движением. Движущееся тело может быть неизменяемого вида или же изменяемого, деформирующееся; во всяком случае приходится говорить о движении всех или некоторых точек тела: движение тела будет вполне известно, если можем дать отчет о движении всякой его точки.
С другой стороны, координаты точек траектории могут быть выражены функциями расстояний точек от S O; пусть х = φ 1 ( s ), у = φ 2 ( s ), z = φ 3 ( s ).Подставив сюда вместо s — функцию f ( t ), получим уравнения:
= f 1 ( t ); У = f 2 ( t ); z = f 3 ( t )
(где f 1 (t) = φ(f(t)) θ т. д.)
выражающие закон изменения координат движущейся точки с течением времени. Уравнения эти называются уравнениями движения точки.
В) Движения твердых тел. Такое тело, все точки которого сохраняют неизменные расстояния между собою, называется твердым или, вернее, идеально твердым телом, так как все существующие твердые тела деформируются более или менее, смотря по природе их и по величине сил, на них действующих.
= х 1 + a 1 ξ + a 2 η + a 3 ς;
y = y 1 + b 1 ξ + b 2 η + b 3 ς;
z = z 1 + c 1 ξ + c 2 η + c 3 ς — (I)
D) Движение как основная причина явлений.
Учение о Д. составляет предмет собственно механики (динамики), но представляет огромное значение для науки о природе, для физики — в обширном смысле слова. Кроме Д., которых существование обнаруживается непосредственно, есть много других, хотя не наблюдаемых непосредственно, но составляющих гипотезы, до такой степени необходимые для объяснения физических явлений, что такие воображаемые Д. сделались как бы действительными фактами в глазах естествоиспытателей. Световые явления, самые сложные, отчетливо объясняются при допущении Д. частиц светового эфира; самый сложный путь лучей может быть определен вычислением, и опыт многократно подтверждал разультаты вычислений как в качественном отношении (характер явления), так и в количественном. Теплород долгое время считался некоторым невесомым жидким веществом, способным переходить из одних тел в другие, но теперь установился на прочных основаниях другой взгляд, по которому теплота есть некоторый род Д. (эфира и частичек тела). Газообразным телам приписывается Д. частичек, непрерывно продолжающееся, в определенных случаях, путем многократных отражений. В жидких и твердых телах тоже нужно, по многим причинам, допустить частичное Д., несмотря на внешнюю неизменяемость (см. Состояния тел, твердое, жидкое и газообразное, Диффузия). Электрические явления в известных случаях объясняются колебательными Д. эфира; химические процессы суть перемещения частиц; даже в самих частицах могут быть допущены атомные Д. Явления сцепления, сопротивления тел сжатию и растяжению, вообще притягательные и отталкивающие силы, а в числе их и всеобщее тяготение, представляются как возможные результаты разного рода частичных Д. Даже физиологические впечатления, производимые светом и звуком, должны быть приписаны механическому воздействию движущихся внешних тел (эфира, воздуха) на зрительные и слуховые органы, в которых от этого также зарождаются Д.; подобное же можно предположить относительно осязания и, вероятно, обоняния. Для испытателя природы существуют собственно движущиеся тела, а не Д. и тела. Одно движущееся тело может привести в Д. другое, причем само станет двигаться медленнее или вовсе остановится; но никакое тело не может начать двигаться, если не будет приведено в Д. другим телом. Д. не может рождаться, как не может твориться вещество. Когда молотом бьют холодное железо, то последнее нагревается; при всяком ударе молота Д. его прекращается, но так как Д. неистребимо и не уничтожаемо в сущности, то надо его искать в нагревшейся массе железа и надо допустить, что частички железа пришли в более быстрое Д., соответствующее повысившейся температуре. Осязанием мы убеждаемся в нагревании железа, т. е. нервы получают известную долю Д. от частичек железа. Здесь пример обращения Д. молота в тепловое движение; но и во всех случаях обращения одного физического деятеля в другой должно искать лишь передачи Д. (общего или частичного) одним телом другому. Подобная передача Д. представляет в некоторых случаях очень сложную цепь и часто невозможно еще, при ныншнем состоянии науки, проследить преобразования Д. от начала до конца во всех частностях. Вот одна такая цепь явлений. Вращая магнитоэлектрическую или маленькую динамо-машину рукой, можем образовать электрический ток, который, будучи употреблен для нагревания термоэлектрической батареи, опять образует электрический ток, способный приводить в Д. магнитную стрелку. Первое звено этой цепи явлений есть Д. мускулов, последнее — Д магнитной стрелки; поэтому все промежуточные между ними явления суть также разного рода Д. Цель всех научных теорий — найти и определить все разновидности основных Д., другими словами — всякая из наук о природе стремится в пределе объяснить явления движением и стать механической. Акустика, напр., в явлениях, вне уха происходящих, уже значительно приблизилась к механике; род и числа колебаний, интерференция звука, форма звуковых волн и многое другое вполне подлежат математическому анализу; но иные науки, напр. физиология, бесконечно далеки от такого предела. Вообще же, даже разработка вопросов о роде основных Д. в каждом виде явлений является задачей, огромные размеры которой теперь невозможно и приблизительно определить. Успешность решения таких задач, хотя бы по малым частям, зависит от успехов каждой специальности, сверх того зависит от развития механической науки о Д. Законы частичных Д. составляют предел всякого знания о природе, и так как Д. могут происходить только от Д. и никакой другой, более далекой и основной причины явлений (causa causalis) наш ум представить не может, то наука и должна была допустить, что движущаяся материя существовала всегда.
ДВИЖЕНИЕ
ДВИЖЕНИЕ
движение с.1. motion, movement движение вперёд — forward movement; propulsion плавное движение — smooth motion порывистые движения — jerky movements в. смотреть
ДВИЖЕНИЕ
ДВИЖЕНИЕ
ДВИЖЕНИЕ
ДВИЖЕНИЕ
flow гидр., motion, movement, moving* * *движе́ние с. 1. мех., физ. motionбез движе́ния — idle, stationaryдви́гатель нахо́дится без движе́ния в тече́. смотреть
Понятие движения в философии. Формы движения и их взаимосвязь
В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.
Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи».
Во-вторых, движение в философии определяется как любое изменение. «Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще»
В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. «Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий».
Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи.
Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения в философии.