Что такое двухбитная сцена
Теория монтажа. Часть 5
Предыдущие части конспекта по курсу “Основы монтажа” от Дмитрия Ларионова:
Match Cut
Это склейка двух планов через общий объект или действие.
Стоит отметить, что не всегда объект или действие должны присутствовать в обоих кадрах — иногда достаточно “намекнуть” зрителю на него, не показывая дважды сам объект.
Благодаря компьютерной графике, чем более современный фильм, тем более точными и сложными в нем будут матч-каты.
Уровни монтажа
Для удобства рассмотрения и классификации все приемы и правила монтажа можно разнести на разные уровни монтажа.
На первом, базовом уровне будут монтажные приемы в чистом виде, т.е. те, что можно реализовать непосредственно в монтажной программе, работая с отснятым материалом. Они связаны с манипуляциями склейками и чаще всего работают в рамках одной или двух (нескольких) сцен.
Ко второму уровню будут относиться приемы, которые необходимо планировать ещё на этапе съёмок. Создание их в монтажной программе либо невозможно, либо требует значительных усилий. Этот уровень работает с композицией кадра, глубинной мизансценой и обычно тоже не выходит за рамки одной или двух сцен.
К третьему, смысловому, уровню будут относится приемы и правила, которые требуется заложить еще до съемок, возможно на этапе сценария. На этом уровне оценка приемов и правил монтажа идет на уровне эпизодов и частей.
Зачем нужно разделение на уровни? Прежде всего, чтобы “примирить” различные точки зрения, считать ли тот или иной прием относящимся к “чистому” монтажу или к операторской работе или к работе режиссера. Пример: внутрикадровый монтаж, который по-факту, не является манипуляцией со склейкам, а значит, не является монтажом в чистом виде. Однако, если рассматривать его как операторский уровень монтажа, то все становится на свои места.
По мере удаления от центра, абстрактность монтажа возрастает.
Внутрикадровый монтаж
Внутрикадровый монтаж — это движение камеры, приводящее к изменению композиции, крупности или содержимого кадра.
Обратите внимание, что необязательно должны меняться все три параметра — возможно изменение только одного или двух.
Сюда же относится и перевод фокуса (rack focus).
Формально, внутрикадровый монтаж с натяжкой можно отнести к монтажу, т.к. нет ни изменений в склейках, а значит нет и монтажа. Правильней было бы считать его просто движением камеры. Однако, благодаря уровням монтажа, мы можем отнести его операторскому уровню.
Эмоциональная кривая сцены
Для поддержания вовлеченности зрителя в действие на экране, сцена должна строится по нарастающей — то есть, заинтересованность зрителя должна постоянно возрастать.
Это плавное возрастание и есть эмоциональная кривая сцены.
На монтаже необходимо подчеркнуть эту кривую с помощью плавного возрастания крупности кадра по мере приближения к самой главной мысли сцены (то есть к тому, ради чего мы эту сцены показываем зрителю).
Метод возрастания крупностей
Крупности должны постепенно возрастать, подчеркивая эмоциональну кривую сцены: от общего плана в начале сцены до крупного плана в ее кульминации.
А.Хичкок описывал этот метод фразой “мы должны «втанцевать» в сцену”.
Как мы можем “втанцевать” в сцену? С помощью постепенного увеличения крупности кадра. Зачем вообще “втанцовывать”? Чтобы постепенно выдавать информацию, и вызывать эмоцию зрителя, не утомляя и не запутывая его. И для того, чтобы “приберечь” самые эмоциональные планы для кульминационного момента сцены.
Наибольший эмоциональный заряд несут крупные планы.
Важно: иногда, открывающий план может быть крупным, предельно крупным, или даже деталью. Такой план используется для визуальной связки сцен и не противроречит данной теме, т.к. после такого плана все равно будет “отскок” на более общий план.
Экономия планов
При монтаже сцены не следует начинать с крупных планов — потому что когда потребуется подчеркнуть главную мысль сцены, все крупные планы будут уже заявлены, и не смогут воздействовать на зрителя в полной мере.
Вольно этот принцип можно сформулировать как “не надо заходить с козырей”.
Хичкок по этому поводу использовал фразу Earn your Close-Ups (“заработайте ваши крупные планы”).
Монтаж по взгляду (eye-line match)
При монтаже диалога, актеры должны «попадать» друг другу в глаза взглядом.
При монтаже плана героя с его субъективом (POV), субъектив должен быть снят с предполагаемой точки зрения героя.
Три вопроса сцены
Это необходимый минимум вопросов, ответы на которые мы должны получить в каждой сцене.
Не следует вопринимать эти вопросы как “схему построения” сцены. Скорее, это чек-лист, которым можно пользоваться при определении причин, по которым сцена может “не работать”.
Ассоциативный монтаж
Это монтаж при котором прямое сопоставление образов (двух кадров) складывается в метафору.
Например, у Чаплина в “Modern Times”: план отары овец склеен с толпой людей, идущих на работу.
Является одним из методов монтажа Эйзенштейна.
Теория монтажа. Часть 1
За многие годы съемок семейных событий от кассетной видеокамеры, смартфона до DSLR-камеры собралась большая коллекция видеоматериала. Все это скапливалось годами на внешнем носителе и периодически дублировалось на дополнительный носитель. Но вот появилось желание, а с ним и потребность в создании видеофильмов, пусть небольших по времени содержания, но отражающие каждое событие, которое было снято, но к сожалению еще не смонтировано.
Сегодня на рынке доступно множество программных инструментов для видео монтажа. Даже некоммерческие монтажные программы покрывают большинство потребностей для любительского видео монтажа. Но прежде чем выбрать и освоить ту или иную монтажную программу, необходимо изучить теорию монтажа.
С теорией монтажа мне удалось ознакомиться благодаря вебинарам кино-монтажера и тренера-фрилансера по совместительству Дмитрия Ларионова.
Мне понравился вид изложения и те конспекты, которые получились после прослушивания курса “Теория монтажа”. Пробежав по конспекту можно вспомнить, что означает тот или иной термин, или как и когда применить необходимую технику монтажа в своем проекте.
Склейка это место соединения двух монтажных планов. Края склейки называются монтажными точками.
Хорошая склейка должна быть незаметной, как и хороший монтаж. Исключения тоже бывают: иногда нам важно подчеркнуть склейку.
Составные части фильма
Кадр (frame) — самая мелкая физическая единица фильма. В зависимости от стандарта (PAL, NTSC) и скорости съемки — количество кадров в секунду различно.
План (shot) — самая мелкая логическая единица фильма:
а) от включения до выключения камеры;
б) от склейки до склейки.
Под “логической единицей” подразумевается минимально короткий отрезок фильма, способный передать информацию в движении.
“Передать информацию” означает, что после просмотра данного отрезка зритель стал больше знать о происходящем в кадре, чем до его просмотра.
Минимальная единица, способная передать информацию — один кадр (frame)
Минимальная единица, способная передать информацию в движении — один план (shot).
Сцена (scene) — набор планов, описывающих действие в одном месторасположении (location).
При этом, если действие в помещении “перебивается” планом с улицей, то в результате мы имеем три сцены.
Эпизод (sequence) — набор сцен, логически и/или визуально взаимосвязанных между собой.
Часть (reel) — самая крупная единица фильма.
Дробление на части в кино (по данной классификации) является чисто технологической необходимостью, связанной с тем, что в кинопроектор возможно загрузить лишь ограниченное количеств кинопленки. В этом случае длина кино-части составляет 20 минут (600 метров пленки). Несмотря на переход на цифровую проекцию, дробление на части сохраняется, потому что технологический процесс (монтаж, озвучивание, цветкор) выстроен вокруг 20-минутных кусков и вполне себя оправдывает.
Дробление на части в телепроизводстве вызвано экономическими причинами, а именно, необходимостью выхода на рекламные блоки через определенные интервалы времени. В этом случае длина теле-части регламентируется требованиями телеканала и стандартами телевещания и составляет от 10 до 20 минут.
Крупность кадра
Планы можно разделить на несколько градаций, основываясь на размере значимого объекта в кадре. Под “размером” подразумевается масштаб объекта относительно масштаба кадра.
Чаще всего “значимый объект” — это человек.
В большинстве случаев это можно перефразировать как “сколько человека видно в кадре” (голова, по пояс, по колено, и т.д.)
Существует бесчисленное множество классификаций по крупности, которые не совсем точно соотносятся друг с другом. Например, одна и та же крупность может называться по-разному у разных авторов, или один и тот же термин может обозначать разные крупности.
Важно: не существует “истинно правильной”, эталонной классификации.
Предлагаемая классификация — это личный выбор автора курса одной из многих возможных.
На практике довольно часто используют упрощенную классификацию:
У упрощенной классификации есть свои плюсы:
При этом, у нее есть существенный недостаток — она не помогает при монтаже (из-за недостаточной детальности).
В чем смысл сцены?
В чем смысл сцены во втором сезоне Ведьмака, где в течение 5 минут Лютик с голым торсом принимает водные процедуры? Ну просто зачем она? Может уже сценаристы поделились? (nice tits tho)
Это как сцены в боевиках 80-х 90-х где внезапно в кадре из ниоткуда появляется женщина с голой грудью и так же внезапно пропадает
Это что, объективация мужского тела?!
Я хотел, чтобы не было двойных стандартов
В этом сериале их и нет лол. Тебе показывают женскую грудь, мужскую грудь. Голых женщин и мужчин.
В чем двойные стандарты в Ведьмаке?
Я такой и горжусь этим!
Это важнейшая для сюжета арка которая получит развитие в будущих сезонах.
Пизда на корабле- жди беды
немного, кстати, жаль. сериальная Йеннифер внешне мне понравилась
А с Цири там нет таких сцен?
Нет, первый сезон сильно критиковали из-за объективации, поэтому во втором сезоне обнажений женщин, в целом, удалось избежать создателям. Вроде все обрезано.
Как же удалось избежать, если профурсетки из ближайшей деревни трясут голыми жопами и сиськами прямо в камеру минут 15, когда приходят потусить в Каэр Морхен?
Слава богу, целомудрие сохранено.
ванну она там принимает в первой серии, но очень уж ущербно.
Две серии посмотрел. Но это совсем не то. Одних женщин топлес показывают, а других боятся сексуализировать.
А разве только «нужные» сцены нужно экранизировать? Думаю эта сцена нужна, чтобы показать реалистичность персонажа. Мол вот он просидел в тюрячке грязный как чертила, вот он решил подмыться. С реалистичными персонажами легче себя ассоциировать
Там может он и до тюрячки был подтянутый)
То ли в «Заряженное оружие» то ли в» горячие головы» с Чарли Шином была сцена
Ну 5 минут до этого показывали как он в плену сидит весь в говне с крысами, сложно додумать да?