Что такое двуручный меч
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
После того, как мы обсудили распространённые заблуждения и вопросы по средневековому оружию и броне давайте узнаем что нибудь более близкое к реальности.
Под катом вы сможете прочитать о самых популярных видах двуручных мечей.
К XIV-XVI векам достижения металлургии привели к тому, что рубящий меч и вовсе стал практически бесполезен на поле боя — он попросту не мог пробить броню из закаленной стали с одного-двух ударов, что играло критическую роль в массовых сражениях. Оружейники начали активно искать выход из сложившейся ситуации, пока наконец не пришли к концепции волнового клинка, имеющего ряд последовательных противофазных изгибов. Такие мечи были сложны в изготовлении и отличались дороговизной, однако эффективность меча была неоспорима. За счет существенного уменьшения площади поражающей поверхности, при контакте с мишенью разрушительный эффект многократно усиливался. Кроме того, клинок действовал по принципу пилы, рассекая пораженную поверхность.
Предположительно этот меч принадлежал повстанцу и пирату Пьер Герлофс Дониа известному как «Большой Пьер», который, согласно легендам мог срубить им сразу несколько голов, также он гнуть монеты, используя свой большой палец, указательный и средний палец.
Согласно легенде, этот меч был доведен до Фрисландии немецкими Ландскнехтами использовался как знамя (не был боевым) захваченный Пьером этот меч стал использоваться как боевой
Пьер Герлофс Дониа (Pier Gerlofs Donia, з.-фриз. Grutte Pier, приблизительно 1480, Кимсверд — 18 октября 1520, Снек) — фризский пират и борец за независимость. Потомок прославленного фризского вождя Харинга Харинксмы (Haring Harinxma, 1323–1404).
Сын Герлофа Пьерса Дониа (Pier Gerlofs Donia) и фризской дворянки Фокель Сибрантс Бонья (Fokel Sybrants Bonga). Был женат на Ринтце Сиртсема (Rintsje или Rintze Syrtsema), имел от неё сына Герлофа и дочь Воббель (Wobbel, 1510 г.р.).
29 января 1515 года его двор был разрушен и сожжен солдатами из Черной банды, ландскнехтами саксонского герцога Георга Бородатого, а Ринтце изнасиловали и убили. Ненависть к убийцам своей жены побудила Пьера принять участие в Гельдернской войне против могущественных Габсбургов, на стороне гельдернского герцога Карла II (1492-1538) из династии Эгмонтов. Он заключил договор с герцогством Гельдерн и сделался пиратом.
Корабли его флотилии «Arumer Zwarte Hoop» господствовали на Зёйдерзее, нанося огромный урон голландскому и бургундскому судоходству. После захвата 28 голландских кораблей, Пьер Герлофс Дониа (Grutte Pier) торжественно объявил себя «королём Фризии» и взял курс на освобождение и объединение родной страны. Однако, после того, как он заметил, что герцог Гельдерна не намерен поддерживать его в войне за независимость, Пьер расторг союзный договор и в 1519 году подал в отставку. 18 октября 1520 г. он скончался в Гроотзанде — предместье фризского города Снеека. Похоронен с северной стороны Большой церкви Снеека (постр. в XV в.)
Тут надо сделать замечание что вес 6,6 аномальный для боевого двуручного меча. Значительная их количество своим весом варьирует в районе 3-4 кг.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История цвайхандера начинается в ХIV-ХV веках, когда старые рыцарские традиции ведения войны, где главной была конница, постепенно угасали. Бороться теперь нужно было с солдатами, вооруженными луками и арбалетами, против которых рыцарские доспехи не спасали. Тогда на арену выходят наемники с длинными пиками и клинками в руках, одними из которых были немецкие ландскнехты. Именно им приписывают сегодня владение двуручным мечем.
Другая версия использования цвайхандера говорит о том, что во время боя их носители находились за пикинерами и наносили удары противнику, давая преимущество остальным. Однако и эта точка зрения подвергается критике: дело в том, что для ударов двуручным мечом нужен немалый замах, а в давке между двумя рядами пикинеров этот маневр сделать довольно трудно.
Более реальной выглядит версия, согласно которой цвайхандерами раздвигались пики противника, а уже свои воины наносили по открытым местам врагов удары. И все же большинство исследователей склоняется к тому, что все три тактики применялись на поле боя в зависимости от обстоятельств.
Кроме того, искусство владения двуручным мечом далеко не самое простое. Во-первых, нужно обладать достаточными физическими данными, чтобы справиться с тяжёлым клинком. А во-вторых, обучение с цвайхандером занимало несколько лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Коса смерти»: двуручные мечи Средневековья и Ренессанса
Оружие из музеев. Вот и пришло время поговорить о мечах, причём не о каких-то там «обыкновенных» или даже о тех же мечах викингов (о них на ВО мы уже рассказывали), а о мечах для двух рук, мечах «с большой буквы», мечах, которые романисты просто обожают вставлять в свои книги. Было, например, что пришёл ко мне один писатель и рассказал, что Морис Дрюон, конечно, молодец, и его серия «Проклятые короли» впечатляет, но вот ему хочется написать серию… «до того, как», то есть о королях, создавших Францию и Англию, о «благословенных королях». Но… не хватает ему данных по оружию. Попросил помочь исправить, и я помог. Потом даже держал одну из книг в руках, хотя сейчас вот почему-то в Интернете даже упоминания не нашёл об этих книгах. Ну а как звали этого автора, я, конечно, не помню. Важно другое: бросилось в глаза, что, хотя дело происходит в самом начале англо-французской истории, то есть в 1066 году, и позднее, где-то в течение 100 лет, двуручные мечи там упоминаются регулярно, так же как и распущенные волосы и белое подвенечное платье французской девушки-дворянки. Давно это было, но с тех пор тема двуручных мечей мне не давала покоя, к тому же я её на ВО даже кое-кому обещал. Но то нет хороших фото, то есть фото, но мало к ним информации. И вот только теперь «звёзды сошлись»: есть фотографии и есть информация, а раз так, то можно писать…
Начнём с того, что «мастер мечей» – ставший уже легендарным Эварт Оукшотт, в своей типологии выделил мечи с длинными рукоятками в ХХ тип. Речь при этом у него шла о большом мече-бастарде («мече в полторы-руки»), так и о настоящих двуручных мечах. Длина их рукоятей составляет 20-25 см, длина клинка от 90 до 100 см, а сам клинок широкий, с двумя-тремя долами, причём средняя дола длиннее боковых. Происхождение таких мечей, по его мнению, таково. Кроме обычного рыцарского меча рыцари где-то в XIV веке, то есть в эпоху смешанной, кольчужно-пластинчатой брони обзавелись так называемыми «мечами войны» или же «длинными мечами», «боевыми мечами» – просто в разных странах их называли по-своему.
Причём французы называли «боевой меч» «большим немецким мечом», что прямо указывает на его происхождение и распространение. В конце позднего Средневековья и на этапе перехода к Возрождению на мечах появляется всё больше мелких деталей. Прежде всего на крестовине, форма которой тоже меняется.
Носили их уже не у пояса, а слева у седла. И нужны такие мечи были прежде всего для боя с пехотой, чтобы иметь перед ней преимущество, а будучи в седле – иметь возможность достать таким мечом упавшего на землю пехотинца. Разницу между мечами – бастардом и двуручным мечом эпохи Средневековья, Томас Лайбле определяет длиной клинка. У первого около 90 см, у второго – около 100. Хотя и бастардом, и двуручным мечом бились двумя руками.
Позднее появились более короткие мечи со сложной системой дуг возле перекрестия – это уже были мечи переходной формы от мечей к шпагам. Такие мечи появились уже около 1500 года. Но применялись они и позднее, вплоть до XVII века.
А теперь посмотрим вот на этот классический двуручный меч с почерневшей рукоятью овальной формы, обтянутой кожей и усыпанной заклёпками с латунными головками. Перекрестия загнуты вперёд и заканчиваются завитками. Большие боковые кольца прикреплены к перекрестию с обеих сторон. Клинок обоюдоострый с волнистыми лезвиями, на каждой из сторон нанесено клеймо производителя; рикассо обшито деревом и переплетённой кожей с резным узором. Известно, что знаком, нанесённым на клинке, обозначал свои изделия Кристоф I Стантлер – мастер-оружейник из Пассау, который эмигрировал в Мюнхен примерно в 1555 году. Серия двуручных мечей с этим клеймом есть в Национальном музее в Мюнхене; в Историческом музее в Вене (один датирован 1575 годом); пять находятся в Музее Армии в Париже и многих других местах. То есть работал этот мастер весьма плодотворно!
Ну а подробнее о двуручных мечах именно эпохи Возрождения, особенно о мечах с «пламенеющими» клинками, мы расскажем в следующий раз.
Двуручные мечи
Изначально такой меч использовался рыцарями. Часто рыцари брали в бой сразу два меча. Большой меч подвешивался к седлу, малый крепился на поясе.
253. Большой седельный меч, Германия, конец XIV в.
254. Двуручный меч — эспадон, Западная Европа, первая половина XVI в.
255. Двуручный меч — фламберг с «пламенеющим» клинком, Западная Европа, XVI в.
256. Шотландский двуручный меч — клеймор, XVI в.
Конструкция меча к XVI в. претерпела некоторые изменения. К гарде добавились боковые защитные кольца, а клинок ближе к основанию стали снабжать дополнительной небольшой крестовиной. Расстояние от этой крестовины до гарды обычно не затачивалось, а иногда специально обтягивалось кожей, что позволяло во время боя перехватывать меч поверх гарды. Обычно такой хват применялся для нанесения колющих ударов.
С исчезновением доспехов необходимость в столь мощном оружии стала пропадать. В течение первой половины XVII в. двуручные мечи в Европе постепенно исчезают из комплекта вооружения воина.
Ландскнехт, Западная Европа, XVI в.
Ландскнехт, в дословном переводе с немецкого — «слуга страны». Отряды ландскнехтов — наемных солдат появились в Германии в конце XV в., по инициативе императора Максимилиана I, в подражание непобедимой тогда швейцарской пехоте. Ландкснехты, как правило, набирались из бедняков. Стимулом для смены крестьянской жизни на жизнь солдата было стабильное жалованье, а главное — возможность военной добычи. По обычаю того времени, захваченный вражеский город или деревня обычно отдавался на разграбление победителям.
Изначально ландкснехты состояли на императорской службе. Впоследствии они стали наниматься к тем, кто больше заплатит. Термин «ландскнехт» стал означать свободного наемного воина. Как правило, поведение ландскнехтов мало отличалось от поведения разбойничьих банд. Во время перемирия, когда военные действия не велись, отряды ландскнехтов могли промышлять грабежом деревень и небольших городов.
Отличительной чертой ландскнехтов были их яркие разноцветные костюмы с обилием разрезов и прочих декоративных элементов.
Во время боевых действий часть ландскнехтов носила доспехи, обычно упрощенный вариант — каску, нагрудник, латную юбку и набедренники либо что-то из этого комплекта по желанию или возможности владельца. Защитой голени обычно пренебрегали, с целью облегчения ходьбы.
Ландскнехты просуществовали примерно до середины XVI в., когда на смену наемным отрядам, сражающимся ради личной выгоды, стали постепенно приходить регулярные армии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Мечи V в. до н. э. — II в.
Европейские мечи VIII—XIV вв.
Европейские мечи XV—XVI вв.
Мечи в полторы руки
Мечи в полторы руки Начиная с XIV в. в Европе стали появляться мечи, позволяющие вести бой как одной, так и двумя руками. Их появление было реакцией на усиление защитного снаряжения. Теперь, чтобы разрубить защитный доспех противника, стал необходим более мощный и тяжелый
Колющие мечи
Японские мечи
Японские мечи Первые японские мечи создавались, по всей видимости, под влиянием китайских образцов. Известно, что в Японии примерно до XII в. применялись мечи с прямым клинком, как одноручные, так и для боя двумя руками. Примерно с XII в. в употребление входит новый тип меча с
Реальность и фантастика двуручного меча
— Давно бы так! — сказал барон и выволок из ножен огромный двуручный меч.
Широкое лезвие зловеще шелестело, описывая сверкающие круги над головой барона. Барон поражал воображение. Было в нем что-то от грузового вертолета с винтом на холостом ходу.
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
А как же проходит бой?
Каково же место таких меченосцев в отрядной схватке?
Сколько-то их сосредоточено в глубине пеших построений — на случай, если враг прорвет ряды. Сопровождают они и командиров, являясь скорее не «стражей» (этот термин заставляет думать об оборонительной, церемониальной, а то и полицейской функции), а как бы отрядами коммандос. Ведь в тех условиях командир — не просто руководитель: с этой своей свитой он бросается в ключевые места схватки, развивая свой прорыв или ликвидируя вражеский.
Но главную работу двуручник проделывал не В рядах, а ПЕРЕД ними. Представьте: копьеносное построение, медленно разгоняясь для таранного натиска, трусцой бежит на аналогичного противника — ас флангов, иногда даже перед фронтом (!) рассыпным строем легконого бегут отборные воины в пехотных латах, с эспадонами, бастардами и большими ландскнехтскими мечами. Их задача — проделать брешь в пикинерском строю. Правда, перед вражеским строем бегут такие же «спецназовцы», так что не всякий раз меченосцам удается прорваться к вражеским рядам, иногда им даже приходится отступить под защиту своих. Но когда удается, то мечник сносит несколько пик, порой добирается и до их владельцев, словом — разваливает первую шеренгу, как шрапнельный заряд. Если он после этого не успел отойти на фланг, прежде чем отряды сошлись, — свои копейщики постараются его не задеть (они тоже отменно тренированы, так что даже сверхдлинную пику не просто держат перед собой, но и направляют в цель), и будет он рубиться в глубине вражеских рядов, ожидая, что пробитая им брешь вот-вот станет воротами для общего прорыва.
Впрочем, латы у них специфические. Поножи обычно без наголенников, шлем чаще всего без забрала (необходимо «широко смотреть»: и на врагов, и на свой строй, отслеживая маневр). Вместо наплечников часто — кольчужная пелерина особо плотного плетения. Насчет «неловкого отмахивания скованной доспехами рукой» — это, конечно, фантастика, но ЛОВКИМ оно бывает, когда латы «модельные», идеально пригнаны к фигуре. Ландскнехт такое мог себе позволить не всегда, потому плечевой пояс, где конструкция латного доспеха особенно сложна, порой защищал более архаичной броней.
Продолжив парадоксальные сравнения, скажем: кроме «пулеметной» ассоциации, возникает еще и «пистолетная». Потому что довольно похожим образом и именно в постсредневековые век-полтора норовили проделывать бреши в копейной стене рейтары, атакующие пикинеров или тех же ландскнехтов (для их боевого строя длинная пика уж никак не менее характерна, чем двуручный меч!). Правда, рейтары в таких случаях действовали верхом: шеренга всадников налетает на глубокое построение выставившей копья пехоты, но не врезается в нее (уж больно это опасный противник!), а с малой дистанции, лишь чуть-чуть превышающей длину пик, дает пистолетный залп — и заворачивает коней; так же поступает и вторая шеренга. третья. Четвертая может уже и пойти напролом, если в пехотном строю образуется достаточно приличные бреши.
У пехоты в этой ситуации, разумеется, есть своя контригра. Не говоря уж о том, что для таких-то случаев и существует поддержка других родов войск: хотя бы той же конницы, не обязательно рейтарской. В общем, тут — кто кого переиграет.
Описание всех этих «игр» выведет нас уж слишком далеко за пределы этой статьи. Отметим лишь, что разыгрываются они главным образом на послесредневековой сцене.
Но его предшественники и даже современники вовсе не были столь уж категоричны. Ахилло Мароццо, один из виднейших мастеров XVI в., прославившийся прежде всего искусством шпажного боя, охотно практиковал технику работы и двуручным мечом. А Николетто Джиганти (это не фамилия, а прозвище, заработанное многими годами практики: «Гигант», в смысле — «Непревзойденный», «№1»), ведущий фехтовальщик Венеции начала XVII в., позировал для «рекламной афиши» своей школы не со шпагой, а с двуручным мечом! Да, это был не классический эспадон, а скорее универсальный меч-бастард; но ведь заведение Джиганти называлось «Школа рапирной науки»!
Применим ли двуручный меч в конном бою? В схватке «пеший против всадника» — да (тоже важная сфера его деятельности), в любой другой ситуации — НЕТ. Ряд исследователей предполагал, что эспадон кавалеристы использовали как таранное копье: рукоять — под мышку, ладонь — на рикассо (контргард при этом защищает кисть руки), клинок — вперед. Аз, грешный, и сам развил эту тему в ряде публикаций 1990-х годов, опираясь на французские миниатюры времен Людовика XIII. Но миниатюра, как известно, миниатюрна — всех деталей не различишь. После более полного анализа источников выяснилось: это не двуручный меч держат как копье, это копье размером с двуручный меч— поздний церемониально-тренировочный отпрыск рыцарского копья, выполненный в стиле барокко. Оставшиеся от копейного щитка изукрашенные «финтифлюшки» создают впечатление мечевого контргарда.
Последний вопрос: насколько остр двуручник? Ну, волос на воде, как описывают ирландские сказания, он рубить явно не может (это вообще поэтическая вольность) — но все-таки?
Если рубить с подтягом, то такой край идеален для работы по «мягкому» — мягче железа — материалу. Древку пики, кожаной броне (даже у высокооплачиваемых пехотинцев — не всегда латы), живому мясу — в последнем случае еще и болевой шок обеспечен. При попадании по латной пластине результат хотя и не лучше, но не хуже, чем у эспадона; зато всякие ремни доспешного крепления и матерчатую защиту, создающую «эффект свободно висящей ткани» — извечное проклятье для рубящего прямого клинка! — фламберж рассекает успешно. Рикассо и контргард фламберж имел, но вот за его клинок, будь он свой или вражеский, даже в латных перчатках лучше не хвататься. Ладонная часть у таких перчаток кожаная (стальной она бывает лишь в исключительных случаях, и как раз для мечевого боя такие прикрытия малопригодны), а «бортики» от волнистого лезвия, особенно при подтяжке, не сберегут.
Вообще-то лишь двуручникам такое лезвие прощалось (и то не всегда!). Все же у них оно в основном для честной воинской работы, а не для нанесения «шоковых ран». Зато с теми, кто использовал волнистую шпагу или обычный меч, попади они в плен, поступили бы так же, как поступали в «На западном фронте без перемен» Ремарка с солдатами, штыки которых имели пильчатую спинку. Потому шпаги такого типа предназначались главным образом для «гражданской самообороны» или. для дуэльного поединка (чтоб противник не хватался за клинок а-ля «Роб Рой» — т. е. не роман, а голливудский фильм).
Наконец, САМЫЙ последний вопрос: бытовали ли двуручники у нас? В древнерусском (или, если кому-то угодно, «древнеукраинском») аналоге позднего средневековья?
(Простите за стадиальную несогласованность, но наша хронология хронически сбита: не то что в художественной, но даже и в научной литературе «древнерусскими» называют реалии и эпохи крестовых походов и порой даже времен написания «Дон Кихота»!) Нет. Бастарды изредка проникали — но в боях, видимо, не применялись, играя роль эффектного, престижного, импортного «прикида» (как видим, «новые русские» и в Древней Руси водились). То, что изучено, не несет боевых меток. А эспадоны, фламбержи и пр. — вообще нет, хотя теоретически могли попасть в районы, граничащие с Речью Посполитой (где они тоже были не очень в ходу, даже если ясновельможные паны Сенкевич с Мицкевичем и считали иначе). Из-за татарского колорита войн ХV-ХVII вв. и на Руси, и на Украине была совершенно иная роль пехоты, да и городов как таковых.
К счастью для всех окружающих, Иван Васильевич не присмотрелся к мечу вплотную. Иначе он обнаружил бы на его крестовине латинскую надпись «Honorem meum nemini dabo» («Чести моей не отдам никому») — девиз графского рода Зайн-Витгенштайнов. А навершье рукояти и оковку ножен украшают витгенштайновские гербы. Так что для кого именно этот меч был изготовлен — сомнений не вызывает.
Зная нрав царя Ивана, можно легко предположить, что кому-нибудь из псковитян это наблюдение могло обойтись очень дорого.
Сейчас, став музейным экспонатом, он демонстрируется уже в правильном виде: во время одного из достаточно уже давних осмотров это неправильное монтирование все-таки обнаружили и исправили. Но на эмблемах и в ряде исторических картин мечи, скопированные с псковского экспоната, по-прежнему изображаются «шиворот-навыворот».