Что такое двусложное стихотворение
Двусложные и трехсложные стихотворные размеры
Разделы: Литература
ХОД УРОКА
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-
Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?
Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.
Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]
Да, непростое словечко!
А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.
Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.
2. Определение стихотворных размеров
А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба «Зелёная лампа» придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:
Вспомним снова «Евгения Онегина».
Итак, уважаемый Автор, говорите, «не мог он ямба от хорея» отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.
Любители поэзии из школьного клуба «Зелёная лампа» придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.
Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:
Дактиль _/ _ _ (золото)
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
Амфибрахий _ _/ _ (железо)
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.
Анапест _ _ _/ (серебро)
В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА
А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.
Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:
Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.
Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:
На сЕвере дИком стоИт одинОко
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных.
Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»?
ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.
Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать статьи в учебнике «Двусложные размеры стиха», «Трёхсложные размеры стиха», выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)
Занятие 34. Размер стиха
Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:
Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):
В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).
Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.
Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)
Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.
Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.
(пример пятистопного дактиля.).
А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:
В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)
Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:
Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)
Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)
Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.
Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.
В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).
Графическое изображение десяти размеров стиха:
ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:
1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.
Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.
Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…
В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.
Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев
ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»
Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин
Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов
«Неповторимая дней благодать. «
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Что такое двусложное стихотворение
В 5 классе ребята проходят двусложные стихи, поэтому наша подборка пригодится для подготовки к урокам. В данном случае речь идет про 2 размера, давайте посмотрим, чем они отличаются:
Для закрепления материала теперь почитайте двусложные стихотворения и почувствуйте их ритм!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А. С. Пушкин
Спокоен, мрачен и бездвижен –
Сегодня так же, как всегда.
А рядом, подо мной, чуть ниже,
Проходят мимо поезда.
Мелькают стрелами составы,
Опережая быстрый взгляд;
Внутри свои тона и нравы,
Внутри светильники горят.
Блеснет на миг в окне вагонном
Лицо, алмазное колье,
И свет в движении бездонном
Падет к железной колее.
Сгущает краски черный вечер,
Святую верность тьме храня,
И электрические свечи
Несутся линией огня.
Дрожи! – но взгляд держи прямее;
Дрожи! – но пристальней смотри,
Как с каждым стуком злей и злее
Горят светильники внутри.
И я смотрю, не веря в чудо, –
Со стороны смотреть видней –
Как эта сцепленная груда
Летит вперед чертой огней:
Мелькают гладкие колеса,
Визжит под ними рельсов след,
А впереди, с тупого носа,
Два глаза льют свистящий свет.
И вновь состав летел бы мимо,
Но я шагнул наперерез –
И лязг колес сноп искр без дыма
Протяжно вырезал из рельс.
И, наконец, со страшным скрипом
Он замер, дух свой испустив,
И злым, коротким, нервным всхлипом
Стер с носа кровь локомотив.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте —
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела —
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
— Старость нужно уважать!
С. Михалков
Зажег звезду,
И постелил туманы,
И, палец положив к губам,
Прилег…
Павло Тычина
Ласточки пропали
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
А. Фет
Предлагают даме сбросить сон,
Растопить снега, потери,
Зажурчать ручьями в перезвон,
Платья новые примерить.
Слышен звон весёлых бубенцов,
В щебете многоголосом.
В жар любви зовёт хор молодцов,
В трепет пламенных вопросов.
Воробьиный хор поёт с утра,
Словно гусли-самогуды.
Будоражит звонкая игра,
В трелях зреют изумруды.
Джамрина
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
М. Лермонтов
Литература. 6 класс
Конспект урока
Двусложные и трёхсложные размеры стиха
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе.
Анапест – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.
Да́ктиль (от др. греч. δάκτυλος – «палец») – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.
Лирика – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.
Пиррихий – явление пропуска схемного ударения.
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.
Стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке.
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Кому-то сегодняшний урок может показаться скучным. Какие-то размеры, рифмы… Но, разве не интересно посмотреть, как устроены стихотворения? Из каких «кирпичиков» поэт создаёт своё произведение, и каким законом оно подчиняется? Сегодня мы будем изучать стихотворные размеры.
Вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Вы слышите, что в нем есть ударные и безударные слоги. Давайте расставим в них ударения.
А теперь давайте обозначим ударные слоги – V
Получим такой рисунок: V _
Чередование ударных и безударных слов называется стихотворным размером.
Стихотворный размер задаёт ритм стихотворению. Именно благодаря чередованию ударных слогов с безударными получается ритм стихотворения.
С помощью ритма и стихотворного размера создается рифма.
Размер, а точнее, количество стоп, формирует длину строки.
А окончание строки – ударное или безударное – рифму.
Мчатся тучи, вьются тучи,
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна…
Рифма бывает перекрёстной, парной, кольцевой, смешанной.
В перекрёстной рифме созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. По принципу АБАБ:
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
(А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»)
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
(Н. М. Рубцов «Родная деревня»)
Кольцевая рифма даёт созвучие 1 и 4 2 и 3 строчек:
И там я был, и мёд я пил.
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
А в смешанной рифме возможны варианты смешения всех видов рифмовки.
Стихотворные размеры делятся на двусложные и трёхсложные.
Двусложные размеры называются хорей и ямб:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи!
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее …
Посмотрим, как падают ударения в этом отрывке из сказки Александра Сергеевича Пушкина.
В стопе хорея ударение падает на первый слог, второй остается безударным.
Чередование слогов – ударный – безударный – мы называем хореем.
Еще один двусложный размер – это ямб. В нем всё наоборот. Он начинается с безударного слога, а второй идёт ударный:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
(А. С. Пушкин «К Чаадаеву»)
Вот еще один пример ямба:
Я к вам пишу, чего же боле,
Что я могу еще сказать?
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен. К слову сказать, в основе колыбельных лежит хорей.
Существуют также и трёхсложные размеры.
Первый из них называется дактиль. Его название просто запомнить – от греческого слова «дактилус» – палец.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В нём ударение из трёх слогов падает на первый.
Следующий размер называется амфибрахий.
В нём ударение падает на второй слог из трёх:
Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой…
И последний трёхсложный размер называется анапестом.
Как вы уже догадались, в нём ударение падает на третий слог:
О, весна без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта…
Теоретический материал для углубленного изучения
Чтобы выучить названия двусложных размеров, лучше запоминать их по порядку: хорей – ямб.
В хорее – ударение на первый слог, в ямбе – на второй.
Для трехсложных размеров существует мнемонический приём. (Мнемо́ника – от греч. τὰ μνημονικά – искусство запоминания).
Этот приём называется «волшебная Д-АМ-А»:
Д – дактиль (первая буква – ударный первый слог);
АМ – амфибрахий (вторые буквы – ударный второй слог);
А – анапест (последняя буква – ударный последний третий слог).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Впишите пропущенное слово в определении:
____ – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие роды литературы бывают.
В литературоведении чаще всего выделяют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос – это повествование о событиях, особое внимание уделяется развитию действия и сюжету, описаниям героев. Драма – это в основном произведения, написанные для театра. Особое внимание уделяется сюжету. А в лирике воспроизводятся чувства и переживания самого автора, чаще всего именно поэта.
Правильный ответ: лирика
Определите стихотворный размер отрывка из произведения М. Ю. Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
Чтобы выполнить это задание, необходимо выполнить алгоритм определения стихотворного размера:
1. Расставить стихотворные ударения в строках.
На се́вере ди́ком стои́т одино́ко
На го́лой верши́не сосна́…
2. Разделить на слоги и нарисовать схему чередования ударных и безударных слогов (ритма):
_V _ _ V_ _ V _ _ V_
3. Определить, в каком порядке происходит чередование в стопах.
В нашем случае стопа выглядит вот так: безударный – ударный – безударный.
4. Определить размер.
Ударным получается второй слог из трёх. Ответ: это трёхсложный размер амфибрахий.