Что такое гарантийный срок, кто его устанавливает, с какого момента устанавливается и как исчисляется гарантийный срок на товар, гарантийный срок на сезонный товар, истечение гарантийного срока, с какого момента исчисляется гарантийный срок на товар
Сроки гарантии отличаются в зависимости от характера товара. К примеру, на автомобили и иной транспорт эти сроки устанавливаются от двух лет или наличие автопробега, на бытовую технику от года, на одежду и обувь от одного до нескольких месяцев. Если речь идет об объекте долевого строительства, то специальный закон о долевом строительстве обязывает застройщика устанавливать гарантийный срок на такой объект не менее 5 лет.
При этом необходимо учитывать условия эксплуатации и соблюдение владельцем правил использования, хранения или транспортировки товара, т.е. действия самого потребителя могут привести к преждевременному износу и порче изделия.
Статьей 476 ПС РФ и пунктом 6 статьи 18 Закона о защите прав потребителей прямо предусмотрено, что продавец отвечает за недостатки товара, выявленного в гарантийный период, только в том случае, если не докажет, что недостатки возникли именно по вине самого потребителя после передачи ему товара, т.е. по не зависящим от продавца или изготовителя причинам. Это касается тех случаев, когда товар выходит из строя полностью или частично при надлежащей и правильной эксплуатации вещи потребителем. В случае приобретения товара, например верхней одежды или сапог, потребитель обнаруживает после непродолжительной носки наличие разрыва ткани, отклеившуюся подошву, характерные пятна в окрасе изделия, разрыв молнии, либо дыру в прохудившемся месте на ткани, либо внезапно выходит из строя недавно приобретенная бытовая техника или дорой сотовый телефон, то в этом случае необходимо ставить вопрос о ненадлежащем качестве изделия, о производственном дефекте товара.
Согласно статье 5 Закона о защите прав потребителей гарантийный срок на товар может быть установлен изготовителем или продавцом. В первую очередь правом установления гарантии на товар наделен изготовитель, продавец же приобретает такое право только в случае отсутствия заводской гарантии. Но должны сказать следующее: установление гарантийного срока является правом, как для изготовителя так и продавца, но не обязанностью.
При покупке сезонного товара, т.е. товара предназначенного к использованию и эксплуатации в еделенный сезон года, срок гарантии начинает течь не в момент покупки этой вещи, а с момента, когда начинается соответствующий сезон после покупки. Если товар куплен по образцам, либо приобретён удаленно и получен почтой, или доставлен курьером, то срок гарантии следует исчислять именно с момента получения данного товара покупателем. Если же товар приобретен после наступления начала сезона, для которого он предназначен, то гарантия на него начинает течь с момента покупки или доставки.
Официально утвержденного списка сезонных товаров в нашей стране не существует, но в статье 19 Закона « О защите прав потребителей» прописано: одежда, обувь и прочее, поэтому чаще всего речь идет о зимней, демисезонной, летней обуви или верхней одежде. Считаем, что сюда же можно отнести, к примеру, горные лыжи и другой зимний спортивный инвентарь, использование которого в нашей стране возможно только в зимний сезон. В любом случае, для определения сезонности товара следует исходить из назначения товара, из информации о нем, учитывать его характеристики и правила эксплуатации в целом. В каждом субъекте устанавливаются свои даты начала сезонов, что объясняется разными климатическим условиями в разных концах страны, и определяются они местным законодательством каждого субъекта Российской Федерации.
Установленные статьей 18 Закона о защите прав потребителей требования относительно качества товара, на который не установлен гарантийный срок можно предъявить, если: недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет с момента передачи товара. Потребитель должен доказать, что возникновение недостатка произошло до момента продажи ему товара, или по причинам, возникшим до этого момента (в случае возникновения спора о характере дефекта). К продавцу товара с претензией на качество следует обратиться сразу после его обнаружения, это позволит наиболее точно установить характер дефекта. Определить разумность срока выявления недостатка, если спор не будет решен в досудебном порядке, может суд, исходя из особенностей и характеристик товара, а также из сроков, устанавливаемых обычно на аналогичные товары.
Истечение гарантийного срока товара не всегда исключает возможность его возврата или обмена в случае обнаружения в нем недостатков за пределами гарантийного срока. Согласно пункту 5 статьи 19 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю претензию относительно качества товара если потребитель докажет, что выявленный недостаток возник до передачи ему товара продавцом, либо по причинам, которые возникли до продажи ему товара (в случае возникновения спора о характере дефекта).
Кроме того, изготовитель или продавец могут добровольно взять на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных за пределами гарантийного срока, установленного изготовителем. Условия, сроки и порядок осуществления дополнительного обязательства изготовитель устанавливает сам. Изготовитель может устанавливать гарантийный срок отдельно на комплектующие или составные части основного товара (пункт 3 статьи 19 Закона о защите прав потребителей). Исчисление срока гарантии на них происходит в общем порядке. Следовательно, возврат или обмен комплектующих частей товара возможен независимо от качества основного товара.
Особенности по гарантийным срокам, установленные законодательством: гарантийный срок товара продлевается на период гарантийного ремонта (пункт 3 статьи 20 Закона о защите прав потребителей);
— при замене товара гарантийный срок течет заново, т.е. с момента замены (пункт 2 статьи 21 Закона о защите прав потребителей);
— при замене комплектующего изделия или составной части товара, гарантия на новое изделие или составную часть течет заново, т.е. с момента выдачи товара с ремонта (пункт 4 статьи 20 Закона о защите прав потребителей);
Проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай можно по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу рабочий день до 16-45 по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 или по телефону 8-(838822)-6-42-41.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 663 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Все мы — покупатели, и время от времени нам приходится пользоваться гарантией на купленные товары. Правда, при обнаружении каких-либо недостатков, не всегда удается возвратить или обменять товар без проблем. Так что такое гарантия и как ею пользоваться? Есть ли «жизнь» после гарантии? Ведущие юристы и эксперты Product-test.ru отвечают на самые популярные вопросы о гарантии.
Что такое гарантийный срок, и кто его устанавливает?
Гарантийный срок товара — это период, в течение которого покупатель может предъявить требования производителю или продавцу по приобретенному им некачественного товара, а продавец обязан удовлетворить эти требования. Отсчет срока годности начинается со дня покупки товара, однако если день продажи товара неизвестен — точкой отсчета становится дата изготовления. «Гарантийный срок может устанавливать, как производитель, так и продавец — об этом говорится в статье 5 закона „О защите прав потребителей“, — объясняет руководитель „Юридического бюро Юрьева“ Родион Юрьев. — Однако продавец не может уменьшить срок гарантии, установленный изготовителем, — он может его только продлить. В случае, если гарантийный срок не установлен ни производителем, ни продавцом, он будет равен 2 годам со дня покупки (статья 477 Гражданского Кодекса РФ)».
Стоит отметить, что производитель также имеет право устанавливать условия предоставления гарантии. Покупатель обязан соблюдать правила эксплуатации и следовать инструкции товара. Например, владелец автомобиля должен регулярно проводить техническое обслуживание.
Что дает гарантия покупателю?
Ведущий юрисконсульт компании «Базальт» Марина Клепко отмечает, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества (за исключением технически сложных товаров), согласно 18 статье закона «О защите прав потребителя» вы можете потребовать:
Отдельно стоит сказать о технически сложных товарах. При обнаружении существенных дефектов вы также можете рассчитывать на возмещение полной стоимости товара и его обмен, однако такие требования можно предъявить только в течение 15 дней после покупки. По истечении этого срока возможен только ремонт.
Какие документы необходимы, чтобы воспользоваться гарантией?
Для того чтобы максимально облегчить процесс возврата товара в магазин, необходимо доказать, когда был куплен этот товар и в каком магазине. Именно поэтому нужно иметь при себе следующие документы:
Однако если документы по какой-либо причине отсутствуют — это не причина, чтобы отказать потребителю в гарантийном обслуживании. Согласно статье 18.5 закона «О защите прав потребителей», в качестве доказательства покупатель может предъявить показания свидетелей в устной или письменной форме.
Что делать, если наступил гарантийный случай?
При наступлении гарантийного случая нужно сделать следующие действия:
1. Проверьте список сервисных центров на гарантийном талоне.
2. Напишите претензию, в которой будут указаны ваши требования, описание недостатков товара, дата покупки и то, как вы хотите решить проблему, например, вернуть деньги или выполнить ремонт. Также приложите копию кассового чека и заполненного гарантийного талона.
3. Обратитесь в сервисный центр с претензией, не забудьте получить подпись продавца на копии документа.
Помните, что в зависимости от ваших требований, вы имеете право на:
4. Если эти сроки нарушаются, то по их истечении вы можете подать в суд. Также, согласно 23 статье закона «О защите прав потребителей», вам положен 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Помните, что продавец имеет право провести экспертизу, чтобы определить характер недостатков товара. Если дефект товара — вина покупателя, то в гарантийном обслуживании ему могут отказать.
Кроме того, вы вправе обратиться в «Общество защиты прав потребителей» или Роспотребнадзор — эти организации помогут урегулировать ситуацию во внесудебном порядке.
Как работает гарантия, если товар куплен за границей?
Зарубежный производитель не обязан предоставлять гарантию на товар, однако может сделать это по доброй воле. Российские законы в таких ситуациях не действуют, и даже обратиться в суд — невозможно. Если существует российское представительство иностранной компании, туда стоит обратиться и, возможно, вам обменяют товар или предложат ремонт.
Может ли производитель отказать в предоставлении гарантии?
Производитель или продавец имеют право отказать в гарантии, если покупатель нарушил условия эксплуатации. Правда, чтобы отказать потребителю в гарантийном обслуживании, продавец должен доказать, что неисправности возникли уже после передачи товара, например, из-за нарушения пользования, хранения, транспортировки или действия третьих лиц — об этом говорится в статье 476 ГК РФ. Если это не будет доказано, то потребителю не имеют право отказать в гарантийном обслуживании.
Что делать, если гарантия истекла, а товар сломался?
Если гарантийный срок товара истек, то продавец имеет полное право отказать потребителю в обслуживании. Однако, существует такое понятие как срок службы — это период, в течение которого производитель несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине, и обеспечивает возможность использования товара по назначению (статья 5.1 закона «О защите прав потребителей»). «Чтобы иметь право на гарантийное обслуживание в этом случае, покупатель должен доказать, что причина поломки не его вина, и дефекты возникли по вине производителя еще до передачи товара. Конечно, на практике это доказать очень сложно. К слову, если срок гарантии товара составляет менее двух лет, а дефекты товара обнаружились уже после истечения срока (но в пределах двух лет), вы имеете право на обслуживание, если докажете, что недостатки товара возникли до его покупки.
Вот яркий пример того, как действует гарантийное обслуживание даже после истечения гарантийного срока. Диван одного из покупателей магазина IKEA сломался через полтора года после покупки. Гарантийный срок при этом составлял всего 1 год, поэтому сервисный центр отказал в поиске подходящей детали и ремонте. Покупатель обратился с этой проблемой в редакцию Product-test.ru. Мы написали в пресс-службу компании IKEA с просьбой о комментарии по этой проблеме, и через некоторое время нам пришел ответ: срок службы дивана составляет 10 лет, и поэтому компания готова выдать покупателю запасную деталь. Позже мы выяснили, что сотрудники IKEA сами связались с покупателем и решили не просто выдать запасную деталь — они заменили диван полностью!
Хотите разбираться в других важных вопросах? Читайте подборку полезных статей от экспертов.
Банковскую гарантию можно использовать не только для госзакупок, но и для получения таможенных и налоговых льгот.
Я расскажу, что такое вообще банковская гарантия, как ее оформить и проверить в реестре, а также о других неочевидных способах, где ее можно использовать.
Что такое банковская гарантия
Банковская гарантия — это обещание банка оплатить долг, если его клиент не выполнит взятое на себя обязательство. За выдачу такой гарантии банк получает плату от клиента.
Чаще всего банковской гарантией пользуются предприниматели. Например, фермер хочет купить у завода комбайн для сбора урожая. Деньги у фермера появятся только после того, как он соберет и продаст урожай. Поэтому фермер просит завод предоставить ему отсрочку по оплате трактора. Чтобы завод поверил ему и согласился продать комбайн, фермер получил у банка гарантию. По условиям гарантии банк оплатит долг фермера, если он не переведет деньги за комбайн до начала зимы.
В большинстве случаев гарантии используются при взаимодействии предпринимателей с государством — для участия в госзакупках, упрощенного возврата НДС или отсрочки уплаты таможенных пошлин.
Участники процесса
В процессе оформления банковской гарантии участвует три стороны: принципал, бенефициар и гарант. Не пугайтесь этих терминов, на самом деле все просто.
Принципал — тот, кто просит банк выдать гарантию, что исполнит свои обязательства, и платит за это. Например, предприниматель выиграл торги на ремонт школы. При заключении госконтракта он должен предоставить гарантию, что выполнит ремонт качественно и в срок. Такую гарантию он покупает у банка. В данной ситуации предприниматель — это принципал.
Бенефициар — тот, кто получит по гарантии деньги, если принципал не выполнит перед ним свои обязательства. Бенефициаром может быть как заказчик и покупатель, так и продавец, подрядчик и исполнитель. В нашем примере с ремонтом школы бенефициар — это школа. Если предприниматель вовремя не сделает ремонт, школа обратится в банк и получит возмещение по гарантии. В госзакупках бенефициар — это всегда заказчик.
Но в отношениях между предпринимателями бенефициаром может быть и подрядчик.
Например, заказчик и подрядчик подписали договор на строительство магазина. На момент подписания договора у заказчика не было средств, чтобы оплатить строительство. Подрядчик согласился, что работы полностью оплатят через три месяца после того, как магазин построят. Чтобы минимизировать риск неоплаты работы, подрядчик выдвинул свое условие: заказчик должен предоставить банковскую гарантию — если заказчик вовремя не оплатит строительство, подрядчик получит деньги у банка. В данном случае бенефициар — подрядчик.
Гарант — это банк или другая коммерческая организация, которая выдает письменное обязательство заплатить бенефициару, если принципал не выполнит свои обязательства.
Раньше гарантом мог быть только банк. Но с 2015 года право выдавать гарантии было предоставлено всем коммерческим организациям, а термин «банковская гарантия» заменен на другой — «независимая гарантия». Но гарантии для госзакупок, таможни и налоговой до сих пор могут выдавать только банки. Я буду дальше использовать термин «банковская гарантия» вместо указанного в гражданском кодексе «независимая гарантия» и «банк» — вместо термина «гарант».
Условия банковской гарантии
Обязательные условия гарантии. По закону в гарантии должны быть указаны:
Если в гарантии отсутствует хотя бы одно из этих условий, она может быть признана недействительной. Бенефициар обращается к гаранту за выплатой, а он отказывается платить — говорит, что гарантия недействительна.
Но иногда суды входят в положение бенефициара и признают гарантию действующей, даже если она не содержит одно из указанных в законе условий. Ведь чаще всего гарантию составляет сам гарант, и он должен отвечать за допущенные ошибки. Поэтому Верховный суд разъяснил, что суды не могут ограничиваться формальной проверкой текста гарантии.
Например, банк (гарант) выдал гарантию, которая обеспечивает обязательство подрядчика (принципала) построить для заказчика (бенефициара) торговый центр. То ли случайно, то ли специально банк не указал в гарантии ее бенефициара — заказчика строительства. Из-за этой ошибки банк отказался выплачивать по гарантии. Суды первой и апелляционной инстанции согласились с банком — в гарантии не указан бенефициар, поэтому она недействительна.
Заказчик подал кассационную жалобу и указал, что банк сам направил гарантию заказчику строительства, а значит, знал бенефициара. Также до выдачи гарантии подрядчик вел с банком переговоры и сообщил ему данные заказчика строительства. В итоге заказчик добился справедливости.
Дополнительные условия гарантии. Некоторые бенефициары выдвигают собственные требования к тексту гарантии. Поэтому лучше заранее получить у гаранта проект гарантии и согласовать его с бенефициаром. Чаще всего споры возникают о перечне документов, которые должен передать бенефициар гаранту, чтобы он ему заплатил.
Также стороны могут спорить о порядке передачи требования о платеже гаранту. Бенефициары стремятся побыстрее получить деньги, поэтому могут просто пересылать требования по факсу или электронной почте. Гаранты же часто требуют, чтобы им был передан подписанный директором и скрепленный печатью оригинал требования.
Условия гарантий для госзакупок. Наряду с условиями, указанными в гражданском кодексе, в гарантиях для госзакупок должны также быть указаны следующие условия:
Кроме этого, заказчик (бенефициар) может установить дополнительные требования к гарантии. Например, условие, что он как заказчик получает право бесспорно списать деньги со счета в банке в случае, если банк сам не перечислил их в течение пяти дней со дня получения требования об этом.
Такие дополнительные требования заказчик может прописать в одном из следующих документов:
Если выданная банком гарантия не будет соответствовать этим требованиям, заказчик откажется допускать участника к торгам.
Документы, передаваемые с требованием об оплате. Также в гарантии должны быть перечислены документы, которые бенефициар должен представить одновременно с требованием банку оплатить гарантию. Стороны сами согласовывают перечень таких документов. Чаще всего среди них указывают расчет долга, а также копию доверенности лица, который подписал требование.
По гарантии для госзакупок перечень таких документов утвержден правительством РФ. Вот какие это должны быть документы:
В гарантии для госзакупок нельзя указывать, что заказчик (бенефициар) должен предоставить судебные акты, которые подтвердят неисполнение принципалом своих обязательств.
Как выглядит банковская гарантия
К форме банковской гарантии есть только одно требование — она должна быть письменной. Это означает, что недостаточно просто устно договориться о выдаче гарантии. Банк обязательно должен ее оформить на бумаге.
По внешнему виду гарантия похожа на договор, но есть одно отличие — она может быть подписана только банком. При желании гарантию также могут подписать принципал и бенефициар, но это не обязательно.
Гарантии отличаются в зависимости от вида обязательств, которые они обеспечивают.
Гарантии исполнения договора. Такие гарантии защищают одну из сторон договора от его нарушения. Гарантии могут обеспечивать как обязательства покупателя оплатить товар или услугу, так и обязательства продавца передать товар или оказать услугу.
Сначала читать, потом подписывать
Вот самые распространенные договорные гарантии:
Некоторые предприниматели неответственно относятся к участию в торгах — заявляют очень низкие цены, а после победы отказываются заключать госконтракт или заключают, но плохо его исполняют. Поэтому государство предусмотрело обеспечение участия в торгах: исполнитель должен внести деньги на специальный счет или предоставить гарантии. Если победитель торгов не заключит госконтракт, то заказчик не отдаст ему внесенный на счет задаток или потребует от банка выплатить указанную в гарантии сумму. В документации о закупке прописывается, какой вид обеспечения можно выбрать, а также его конкретные условия.
Законом о госзакупках предусмотрены три вида гарантий:
Последняя гарантия была введена в закон о госзакупках в мае 2019 года и поэтому еще мало известна. Работает она так: например, продавец устанавливает гарантийный срок работы лампочек. Если лампочки сломаются в течение этого срока, заказчик сможет требовать с продавца денежное возмещение. Гарантия этих обязательств как раз и обеспечивает обязанность продавца выплатить такое возмещение.
При этом у разных гарантий разные сроки:
Гарантии для госзакупок могут выдавать только банки, которые входят в список Минфина. Чтобы попасть в список, банки должны соответствовать требованиям к уровню капитала и кредитного рейтинга.
Таможенные гарантии. Предприниматели, которые ввозят товары в Россию, должны уплатить таможенную пошлину. Если на момент ввоза товара у предпринимателя нет денег для уплаты пошлины, то ему придется влезть в долги, например взять кредит у банка.
Вместо этого можно попросить у таможни отсрочку или рассрочку уплаты пошлины и купить у того же банка, но за меньшую сумму гарантию своевременной уплаты пошлины. За счет вырученных от продажи товара денег предприниматель уплатит пошлину, и ему не придется погашать проценты за взятый кредит.
Такую гарантию может выдать банк, который включен в перечень, утвержденный таможенной службой.
Налоговые гарантии. Есть три вида гарантий, по которым бенефициар — налоговая: когда налогоплательщик хочет получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, ускоренное возмещение НДС и когда производитель алкогольной продукции хочет получить отсрочку по уплате акцизов. Вот они подробнее:
Гарантию для налоговой может выдать только банк, включенный в перечень Минфина.
Преимущества
Для бенефициара главное преимущество — легкость получения денег по гарантии. Единственное условие выплаты по гарантии — банку нужно предоставить перечисленные в ней документы. Когда банк получает полный комплект документов, он обязан заплатить. При этом банк не будет разбираться, действительно ли принципал не выполнил свои обязательства. Гарантия позволяет максимально быстро получить от банка деньги, избежав возражений принципала, что на самом деле он исполнил свое обязательство в срок и в полном объеме.
Такие споры часто возникают между сторонами договора.
Например, подрядчик сделал ремонт, а заказчик заявил, что это не ремонт, а его жалкая имитация. Спор передают в суд, который назначает экспертизу. Одна из сторон не соглашается с результатами экспертизы и просит провести повторную, и все это длится несколько месяцев, а то и лет. Если же у бенефициара будет гарантия, то он сразу же сможет получить у банка деньги.
Принципалу благодаря гарантии не нужно извлекать деньги из оборота или предоставлять залог или поручительство.
Как работает гарантия
Обеспечение банковской гарантии. Когда банк выдает гарантию, он рискует потерять деньги. Если принципал не исполнит свои обязательства, то банк заплатит по гарантии и будет требовать с него компенсацию. Но ведь принципал может не заплатить компенсацию, например из-за банкротства. В таком случае банк потеряет выплаченные по гарантии деньги.
Чтобы уменьшить риск неуплаты компенсации, некоторые банки выдают гарантии только при условии предоставления обеспечения. Например, принципал может предоставить банку в залог какое-то ценное имущество — недвижимость, машину или что-то другое. Если принципал не выплатит компенсацию, банк заберет себе заложенное имущество.
Также в качестве обеспечения банк может попросить предоставить поручительство какой-нибудь фирмы или предпринимателя с устойчивым финансовым состоянием. В таком случае банк сможет взыскивать компенсацию не только с самого принципала, но и с лица, предоставившего поручительство.
Возникает вопрос: зачем тогда нужна гарантия, если можно предоставить тот же залог напрямую бенефициару? Но не все бенефициары готовы принимать в качестве обеспечения залог или поручительство. Эти виды обеспечения часто требуют обращения в суд и работы с судебными приставами.
Администрация районной больницы объявляет тендер на закупку аппаратов ИВЛ, которые требуются этой больнице. Но если что-то пойдет не так и выбранный исполнитель исчезнет, больнице придется самой разбираться с последствиями. Администрация не умеет обращать взыскание на залог — подавать иск в арбитражный суд, искать фактическое местонахождение залога, добиваться от пристава его ареста. Больнице проще обратиться в банк с требованием оплатить гарантию.
Предполагается, что банк заплатит, поскольку имеет достаточное количество денег и дорожит своей репутацией. В свою очередь, банк имеет опыт взыскания долгов, в том числе путем обращения взыскания на залог, и поэтому готов рискнуть своими деньгами.
Гарантия может быть не обеспечена залогом или поручительством. Банки конкурируют друг с другом и в погоне за клиентом часто готовы выдать гарантию без обеспечения.
Этапы оформления
Гарантии для госзакупок, таможни и налоговой могут выдавать только банки, которые включены в утвержденные государством перечни.
Определив, какие банки удовлетворяют бенефициара, принципал выбирает конкретный банк. У каждого банка свои условия выдачи гарантии: размер комиссии, срок оформления, готовность вносить изменения в свои типовые формы. Принципал может запросить предложения у разных банков и выбрать наиболее выгодное.
Сбор и предоставление документов. Для оформления гарантии банку требуется ряд документов. У каждого банка свой перечень запрашиваемых документов.
У ИП банк, скорее всего, попросит копию паспорта, книгу учета доходов и расходов, налоговые декларации, выписку со счета и справку из налоговой об отсутствии задолженности.
У юрлица — бухгалтерскую отчетность, справку из налоговой об отсутствии задолженности, копии паспортов генерального директора, всех участников, протокол собрания участников, совета директоров или акционеров о назначении директора, приказа о назначении на должность директора, устав.
Точный список документов сообщит сотрудник банка в ответ на заявку о выдаче гарантии.
Рассмотрение заявки. Получив заявку и полный комплект документов, банк будет принимать решение о выдаче гарантии. В каждом банке свой срок принятия решения, например в Тинькофф-банке — несколько часов, в банке «Санкт-Петербург» — один день.
Общие условия выдачи банковской гарантии в банке «Санкт-Петербург»PDF, 700 КБ
При положительном решении вам предложат заключить договор и оплатить счет.
Заключение договора между принципалом и гарантом. Перед выдачей гарантии банк и принципал заключают договор, где указывается, когда и сколько принципал должен заплатить банку, в пользу какого бенефициара банк выдаст гарантию и условия выдаваемой гарантии.
Уплата суммы вознаграждения гаранту. После подписания договора банк выдаст счет на оплату гарантии. Некоторые банки готовы предоставить гарантию авансом, т. е. до ее оплаты. Но чаще всего банк выпускает гарантию только после того, как деньги поступят на его счет.
При оплате гарантии лучше учитывать сроки и оплачивать заранее. Обычно деньги приходят в тот же день, если гарантию оплатили до 16:00. Платежи, проведенные после 16:00, банк видит только на следующий рабочий день.
Выдача банковской гарантии. Гарантия вступает в силу со дня ее выдачи гаранту или бенефициару.
Чаще всего принципал получает гарантию и передает ее бенефициару. Но также банк может направить гарантию напрямую бенефициару.
Гарантии для госзакупок должны быть в электронном виде. Банковские гарантии для налоговой и таможни могут быть в бумажном или электронном виде. Электронная гарантия — это цифровой документ, подписанный электронной подписью.
При выдаче электронной банковской гарантии для госзакупок банк загружает ее в реестр гарантий. На это отводится срок в один день.
Электронная гарантия для налоговой и таможни передается банком этим ведомствам по системам электронного документооборота.
Как правило, электронную банковскую гарантию можно посмотреть в личном кабинете на сайте банка. Чаще всего ее бумажный вариант можно запросить у банка.
Использование банковской гарантии
Требование оплатить гарантию. Если принципал не исполнит свое обязательство, то бенефициар потребует от банка оплатить гарантию. Для этого бенефициару достаточно направить в банк требование совершить платеж и приложить к нему указанные в гарантии документы, например расчет долга и доверенность.
Банк не вправе отказаться оплачивать гарантию, даже если принципал уверяет, что он исполнил свое обязательство. И если банк сам знает, что обязательство исполнено, он обязан заплатить по гарантии.
Федеральное агентство (бенефициар) заявило, что строительная компания (принципал) не выполнила своих обязательств, и потребовало, чтобы банк оплатил гарантию. Банк знал, что на самом деле строительная компания добросовестно исполнила свои обязательства. Несмотря на это, банк оплатил гарантию. Согласно условиям заключенного между банком и принципалом договора банк имел право списывать со счета принципала компенсацию по оплаченной гарантии, что он и сделал.
Строительная компания с этим не согласилась и потребовала, чтобы суд вернул списанные банком деньги. Суд первой инстанции удовлетворил иск строительной компании — банк знал, что принципал выполнил свои обязательства, и не имел права списывать деньги. Но банк смог обжаловать это решение — выплата по гарантии производится независимо от того, исполнил принципал свои обязательства или нет. Если бенефициар предъявил требование о платеже и приложил все необходимые документы, то банк обязан заплатить.
п. 12 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Действия банка после получения гарантии. Когда банк получил требование оплатить гарантию, он должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копию требования и приложенных к нему документов. Банк должен оценить требование и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, когда он их получил. В гарантии может быть установлен другой срок, но он не может превышать 30 дней.
Банк не разбирается, на самом ли деле принципал не исполнил своих обязательств, а оценивает, правильно ли составлены представленные бенефициаром документы. Например, банк может отказаться платить, если бенефициар не подписал расчет долга.
Возмещение сумм, выплаченных банку по гарантии. Принципал обязан возместить банку суммы, выплаченные бенефициару по гарантии.
Если же банк оплатил гарантию при неполном комплекте документов, то принципал не обязан возмещать его расходы. Поэтому перед тем, как возмещать гарантию, важно просмотреть присланные банком копии документов бенефициара. Возможно, бенефициар неправильно оформил документы и банк это не заметил. Достаточно просто сравнить документы со списком в самой гарантии. Также можно перепроверить, подписаны и заверены ли переданные бенефициаром документы.
Ответственность бенефициара. Может произойти такая ситуация: бенефициар потребовал оплатить гарантию, хотя принципал выполнил свое обязательство. Банк оплатил гарантию и получил от принципала возмещение. В таком случае принципал вправе требовать от бенефициара оплатить перечисленную банком сумму возмещения.
п. 16 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Как проверить в реестре гарантий
Информация обо всех гарантиях для госзакупок фиксируется в специальном реестре. Реестр банковских гарантий — это электронная база, в которую вносятся сведения о гарантиях, выданных участникам госзакупок.
Если банк не внесет информацию о гарантии в реестр, то заказчик откажется принимать ее в качестве обеспечения.
До 1 июля 2018 года реестр гарантий был в открытом доступе на сайте госзакупок. Участники закупок могли проверять, внесена ли гарантия в реестр. Сейчас доступ к реестру есть только у банка и заказчика — бенефициара.
Подтверждение, что гарантию внесли в реестр, — выписка из него. Такую выписку банк обязан предоставить участнику — принципалу — в течение одного рабочего дня после включения информации в реестр.
Реестра банковских гарантий для налоговой и таможни не существует. Поэтому в данных ведомствах надо запрашивать подтверждение принятия гарантий.
Стоимость
За выдачу гарантии принципал должен заплатить банку комиссию. Размер комиссии зависит от суммы, срока и вида гарантии. Также на размер комиссии влияет финансовое состояние принципала. Если у принципала положительная кредитная история, обороты по счету, то, возможно, банк установит комиссию в меньшем размере. Если же у принципала много долгов, банк может запросить более высокую комиссию.
Нет единой формулы расчета комиссии за выдачу гарантии. У каждого банка своя методика расчета. Комиссия за гарантию заявки на участие в госзакупках — в среднем 5% от суммы гарантии, а за обеспечение контракта — 10%.
Пример расчета. Комиссия по банковской гарантии считается отдельно по каждому договору и контракту. Точный размер комиссии может сообщить только банк, который выдает гарантию. Но чтобы рассчитать ее приблизительный размер, можно узнать у банка, сколько примерно будет комиссия от суммы гарантии.
1 000 000 х 5 % = 50 000 Р
В некоторых банках для расчета комиссий есть онлайн-калькуляторы.
Возврат банковской гарантии
По общему правилу, когда срок действия гарантии истек, ее не надо возвращать банку. Такая гарантия теряет свою юридическую силу, и по ней банк уже не произведет оплату.
Гарантии для госзакупок также не подлежат возврату.
Но в тексте гарантии или договора о ее выдаче может быть указано, что если срок гарантии истек, то ее надо вернуть в банк. Возврат гарантии означает, что бенефициар больше в ней не нуждается и банк не должен производить по ней выплату.
Бухгалтерский учет банковских гарантий
Бенефициары должны вести бухгалтерский учет выданных им гарантий, а принципалы — расходов на ее выдачу. Бенефициары учитывают гарантии на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Гарантия списывается со счета бенефициара при истечении срока ее действия.
У принципала расходы на покупку гарантии у банка можно учесть как себестоимость имущества, для приобретения которого она была получена. Например, если гарантия была оформлена для обеспечения оплаты автомобиля, то ее можно учитывать как часть стоимости этого автомобиля.
Нигде не указано, что принципал должен вести бухгалтерский учет самих гарантий, ведь их выдает банк в пользу бенефициара. Но выданная бенефициару гарантия может оказать влияние на финансы принципала. Например, если банк заплатит по гарантии, то потребует с принципала выплатить компенсацию. Поэтому некоторые принципалы также учитывают гарантию в своем забалансовом счете 008.
ИП могут не вести бухгалтерский учет, в том числе и учет банковских гарантий.