Что такое гармонический оборот в сольфеджио
Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии
Многие испытывают сложности в решении задач по гармонии, и причиной тому не отсутствие теоретических знаний по предмету, а некая растерянность: аккордов пройдено довольно много, а вот что из них выбрать для гармонизации – проблема… Частично эту проблему поможет разрешить моя статья, для которой я постарался собрать все наиболее известные, часто употребляемые проходящие и вспомогательные обороты.
Сразу скажу, что все примеры относятся к диатонике. Это значит, что оборотов с «неаполитанской гармонией» и двойной доминантой здесь нет, с ними будем разбираться отдельно.
Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный. Если вы не помните, на каких ступенях строятся аккорды, то пользуйтесь шпаргалкой – перепишите для себя табличку вот отсюда.
Что такое проходящий оборот?
Проходящий оборот – это гармоническая последовательность, в которой между аккордом и каким-либо из его обращений (например, между трезвучием и его секстаккордом) помещается проходящий аккорд другой функции. Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).
Гораздо важнее, чтобы выполнялось другое условие, а именно поступенное восходящее или нисходящее движение баса, которому в мелодии может соответствовать противодвижение (чаще всего) или параллельное движение.
В общем, вы поняли: самое важное в проходящем обороте поступенное движение баса + по возможности верхний голос должен зеркально отражать ход баса (т.е. если движение баса восходящее, то в мелодии должно быть движение по тем же звукам, но нисходящее) + по возможности проходящий аккорд должен соединять аккорды одной и той же функции (т.е. обращения одного и того же аккорда).
Ещё одно очень важное условие – проходящий аккорд всегда берётся на слабом времени такта (на слабую долю).
При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения. Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции.
Самые распространённые проходящие обороты
Проходящий оборот между тоническим трезвучием и его секстаккордом
Здесь в роли проходящего аккорда выступает доминантовый квартсекстаккорд (D64). Показан этот оборот и в широком, и в тесном расположении. Нормы голосоведения следующие: верхний голос и бас движутся противоположно друг другу; в D64 удваивается бас; тип соединения – гармонический (в альте выдержан общий звук соль).
Между тоникой и её секстаккордом можно поместить также и другие проходящие аккорды, например, доминантовый терцквартаккорд (D43), или секстаккорд седьмой ступени (VII6).
Обратите внимание на особенности голосоведения: в обороте с D43, чтобы избежать удвоения терции в T6, потребовалось повести септиму D43 в 5-ю ступень, а не в 3-ю, как положено, в результате чего в верхних голосах у нас пара параллельных квинт (ум5 – си-фа и ч5 – до-соль), по правилам гармонии в этом обороте их применение допустимо; во втором примере в проходящем секстаккорде седьмой ступени (VII6) удвоена терция, этот случай также следует запомнить.
Проходящий квартсекстаккорд между субдоминантой и её секстаккордом
Можно сказать, что это аналогичный пример по сравнению с первым проходящим, который мы рассмотрели. Те же нормы голосоведения.
Проходящий оборот между трезвучием второй ступени и его секстаккордом
Этот оборот употребляется только в мажоре, так как в миноре трезвучие второй ступени минорное. Трезвучие второй ступени вообще относится к категории редко вводимых гармоний, гораздо чаще применяется секстаккорд второй ступени (II6), но в проходящем обороте его появление очень даже приятно.
Здесь следует обратить снимание на то, что в самом секстаккорде второй ступени (в II6), а также в проходящем тоническом секстаккорде (T6) нужно удвоить терцию! Также, особенно при широком расположении, внимательнее нужно проверять гармонизацию на предмет появления параллельных квинт (они здесь совершенно ни к чему).
В 3-4 тактах показаны возможности соединять проходящим T64 секстаккорды субдоминанты (S6) и второй ступени (II6). Обратите внимание на голосоведение в средних голосах: в первом случае скачок в теноре вызван необходимостью избегнуть появления параллельных квинт; во втором случае в II6 вместо терции удвоена квинта (по той же причине).
Проходящие обороты с септаккордом второй ступени
Кроме собственно проходящих между обращениями этого септаккорда, возможны разнообразные варианты «смешанных» оборотов – с применением субдоминантовых и доминантовых гармоний. Советую обратить внимание на последний пример с проходящим квартсекстаккордом шестой ступени (VI64) между основным септаккордом и его квинтсекстстаккордом (II7 и II65).
Проходящие обороты между аккордами вводного септаккорда
Возможно множество вариантов проходящих оборотов с участием разных аккордов. Если проходящим аккордом становится тоническая гармония, то следует обращать внимание на правильное разрешение вводных септаккордов (удвоение терции обязательно): неправильное разрешение тритонов, которые входят в состав уменьшенного вводного аккорда может стать причиной появления параллельных квинт.
Любопытно, что между аккордами вводного септа могут помещаться проходящие гармонии субдоминантовой функции (s64, VI6). Суперский вариант получается, если взять в качестве проходящего аккорда обычную доминанту.
Что такое вспомогательный оборот?
Вспомогательные обороты отличаются от проходящих тем, что вспомогательный аккорд соединяет два одинаковых аккорда (фактически аккорд и его повторение). Вспомогательный аккорд также как и проходящий вводится на слабом времени такта.
Вспомогательный гармонический оборот часто происходит на выдержанном басу (но опять-таки не обязательно). Отсюда очевидное удобство его применения при гармонизации баса (ещё один способ ритмического дробления, наряду с простым перемещением аккорда).
Вспомогательных оборотов покажу совсем немного и очень простые. Это конечно S64 между тоникой (аналогично и тонический квартсекстаккорд между доминантой). И ещё один очень распространённый – II2, его удобно применять после разрешения D7 в неполное трезвучие, для того чтобы восстановить полную структуру.
На сём, пожалуй, и закончим. Эти обороты можете для себя выписать на листочек, ну или просто можно сохранить страничку в закладках – иной раз вот такие вот оборотики очень даже выручают. Успехов в решении задачек!
Основы гармонии в музыке
Трезвучие – аккорд из трех нот, расположенных по терциям.
Аккорд – сочетание трех или более нот, взятых одновременно.
Теперь дадим само определение гармонии. Процитирую старый советский учебник:
Гармония – объединение звуков в созвучия и связная последовательность таких созвучий.
Гармония подчеркивает атмосферу мелодии, задает контекст. Например – послушайте одну и ту же мелодию, сыгранную под аккорды ЛЯ-минор и ДО-мажор:
Мелодия написана в натуральном ЛЯ-миноре, и настроение ее подчеркивается аккордом ЛЯ-минор. Однако во второй части та же мелодия звучит иначе – появляется позитивное настроение, она будто обнадеживает: «все не так уж плохо!».
Видите, как по-разному воспринимается одна и та же мелодия под разным контекстом.
Трезвучия. Обращения трезвучий.
В примере выше аккорды представляли собой трезвучия, о которых я также говорил в прошлой статье.
Хорошо, переместим тонику (ноту ДО) на октаву выше.
А что получится, если переместить второй звук (ноту МИ) на октаву выше? Получим квартсекстаккорд :
Что будет, если и его нижний звук переместить на октаву выше? Получится обычное трезвучие C3-5, только октавой выше. Поэтому, говорят, у трезвучия два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.
Как же сделать последовательность аккордов связной? Вспомните об устойчивых и неустойчивых ступенях и тяготении между ними – все это работает и с аккордами.
Если мы рассматриваем трезвучия в контексте определенной тональности, называться они будут по названию ступеней, от которой построены. Если построим его от тоники (1-й ступени), оно будет тоническим. От четвертой ступени субдоминантовым, а от пятой – доминантовым.
Для того, чтобы сделать простейший гармонический оборот, нам нужно взять тонику, затем какую-либо неустойчивую ступень (например, субдоминанту), а затем снова тонику:
Итак, что произошло в данном примере?
1. Взяв тоническое трезвучие мы дали слуху понять, что в данный момент «по умолчанию» мы находимся в тональности ДО-мажор.
2. Взяв трезвучие от неустойчивой ступени, субдоминанты (от ноты ФА в данном случае), мы создали для нашего слуха напряжение.
3. И снова взяв тонику, мы разрешили созданное напряжение.
Этот гармонические оборот можно записать как « T-S-T », где:
Обычно очень популярны обороты « T-S-D-T » (где D – доминанта ):
Тут субдоминанта разрешается в доминанту, которая наиболее сильно стремится разрешиться в тонику:
Как видите, третья и пятая ступень доминантового трезвучия – вводные ступени гаммы «ДО мажор». Отсюда такое стремление разрешиться в тоническое трезвучие.
Таким образом, в гармоническом обороте T-S-D-T напряжение держится дольше, чем в T-S-T, или T-D-T.
А если копнуть еще глубже…
Можете вместо доминанты взять трезвучие от 7-й ступени лада – получится уменьшенное трезвучие, которое отлично разрешится в тонику.
T-S-7-T.mp3
Но если приглядеться, окажется, что это уменьшенное трезвучие – 3, 5 и 7 ступень доминантсептаккорда!
Тут возникнут вопросы: доминантсептаккорд – что это за зверь такой? Это септаккорд, построенный от доминанты натурального мажора.
Да, что-то нас совсем уж занесло…
Как теперь это все соединить с мелодией?
Например, попробуйте наиграть на каждый аккорд одну и ту же мелодию в вашей тональности:
Если хотите сделать мелодию разнообразней, обыграйте каждый аккорд:
Таким образом, получится, что с каждым аккордом ваша мелодия будет нести оттенки того лада, которому он будет соответствовать. Поэтому вместе с эмоциональным окрасом натурального мажора в данной мелодии есть оттенки лидийского (4-я ступень) и миксолидийского (5-я ступень) лада.
Также можете просто обыграть каждый аккорд его звуками. Т.е. построить мелодию так, чтобы она состояла только из звуков звучащего в данный момент аккорда:
В общем – издевайтесь, как хотите.
Кварто-квинтовый круг (или как еще удобно подбирать аккорды)
Взгляните на изображение:
Мы видим 2 круга – внутренний и внешний. Во внешнем с интервалом в квинту последовательно расположены тональности в натуральном мажоре, во внутреннем – параллельные им тональности в натуральном миноре.
Хорошо, как подобрать с помощью этого всего аккорды? Взглянем на следующее изображение:
Ниже – все то же самое, только для параллельного ЛЯ-минора – МИ-минор справа будет доминантой, а РЭ-минор субдоминантой.
Все эти 6 аккордов можно использовать в тональности «ДО-мажор».
***
Теперь определите сами, какие аккорды войдут в тональность РЭ-мажор (если что, под спойлером ответ).
* РЭ-мажор – тоника.
* СОЛЬ-мажор – субдоминанта
* ЛЯ-мажор – доминанта
* СИ-минор – тоника параллельного минора
* МИ-минор – субдоминанта параллельного минора
* ФА-диез-минор – доминанта параллельного минора
***
На просторах сети также слышал о том, что, если в натуральном миноре доминанта разрешается в тонику, доминанту лучше брать не минорную, а мажорную. Т.е. если МИ-минор у нас доминанта, лучше заменить ее на МИ-мажор.
В принципе, логика в этом есть – если доминанта у нас минорная, между 3-й и 5-й ее ступенями и первым звуком тонического трезвучия будут расстояния в 1 тон. В случае, если она мажорная, между ее 3-й ступенью и первой ступенью тонического трезвучия будет расстояние в 1 полутон. Поэтому тяготение доминанты к тонике будет сильнее.
Я не думаю, что минорную доминанту можно всегда заменять на мажорную – и так оно тоже интересно звучит. Но можно использовать это как некую «фишку». Например, как в припеве песни группы Metallica – Unforgiven. Сначала там звучит обычная последовательность аккордов в ЛЯ-миноре:
Однако в конце припева вместо минорной доминанты (МИ-минор) берется мажорная (МИ-мажор):
В результате чего припев притягивает больше внимания к себе – кажется… эм… более «логически завершенным», что ли.
Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды)
Данные аккорды строятся на любых интервалах, кроме терций, и обладают интересным свойством – они не мажорные, и не минорные. Что, в принципе, логично. Ведь мы убрали терцию, которая и давала понять, какой наклоненности аккорд.
Возьмем, к примеру, обычное ДО-мажорное трезвучие:
b3-m3.mp3
Хорошо, понизим вторую его ноту на одну ступень, и получим трезвучие, состоящие из большой секунды и кварты:
Теперь послушайте пример – в первой части будет играть мажорное трезвучие, после чего данный аккорд, а во второй то же самое, но с минорным трезвучием вначале:
Как видите, в первой части он подчеркивает твердость и позитив мажорного лада, а во втором – добавляет трагичности минорному. Хотя это – один и тот же аккорд!
Можно сделать еще так – сначала взять кварту, а после большую секунду:
Можно сделать аккорд из квинты и кварты:
Можно из кварты и квинты:
Или из двух квинт (в аккорде из большой секунды и кварты второй звук переносим на октаву выше):
Звучит он красиво, если обыграть (как в миноре, так и в мажоре):
Этими аккордами можно заменить обычные трезвучия. Давайте сделаем это с примером из предыдущего раздела:
Эпилог
На этом заканчиваю тему ) Хотел рассказать больше, но получилось уже и так слишком много контента – не влезает в предел 20 файлов на статью.
Мы и так сегодня узнали достаточно:
Думал я этой статьей завершить серию о создании музыки… И, наверное, так и сделаю, хотя – хорошим завершением была бы статья об основах аранжировки. Пока у не выходит у меня ее сделать. Но, возможно, через какое-то время займусь ей )
Для подготовки к экзамену
СОЛЬФЕДЖИО
Лад – система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков. Лад состоит из 7 ступеней. I ступень называется тоника. I, III и V ступени лада – устойчивые, остальные – неустойчивые.
Виды лада – мажор и минор. Мажор имеет светлую, тёплую окраску звучания, минор – мрачную, холодную. Главное отличие мажора от минора – высокая III ступень.
Строение мажорной гаммы: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. Строение минорной гаммы: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.
2. Параллельные тональности.
Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая тот же звукоряд и те же знаки при ключе. Такие тональности называются параллельными.
Минорная тональность отстоит от мажорной на малую терцию вниз от мажорной. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора.
3. 2 вида мажора и 3 вида минора.
Мажор и минор в натуральном виде не имеют случайных знаков.
Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.
Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.
В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, вниз повышение отменяется.
4. Трезвучие. Виды трезвучия.
Трезвучие – одновременное звучание трёх звуков. Трезвучие состоит из двух терций, а между крайними звуками имеет квинту. 4 вида трезвучия:
Мажорное (большая + малая терции снизу вверх), минорное (малая + большая терции снизу вверх), увеличенное (из больших терций), уменьшённое (из двух малых терций).
5.Обращения мажорного и минорного трезвучий.
Трезвучие имеет 2 обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.
Секстаккорд состоит из терции и кварты снизу вверх. В мажорном секстаккорде терция малая, в минорном большая.
Квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и терции снизу вверх. В мажорном квартсекстаккорде терция большая, в минорном – малая.
Б5/3 Б6 Б6/4 М5/3 М6 М6/4
6. Главные и побочные трезвучия лада.
В ладу есть 3 главные ступени: I – тоника (Т), IV – субдоминанта (S), V – доминанта (D). На этих ступенях образуются главные трезвучия – тоническое, субдоминантовое и доминантовое.
Доминантовое трезвучие – всегда мажорное: в мажоре и гармоническом миноре. Остальные ступени лада являются побочными и не имеют наименований. На них образуются побочные трезвучия.
7. Простые интервалы.
Интервал – соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервалы в пределах октавы называютсяпростыми. Названия интервалов – итальянские порядковые числительные, обозначающие количество ступеней, в интервале:
Прима – первая, секунда – вторая, терция – третья, кварта – четвёртая, квинта – пятая, секста – шестая, септима – седьмая, октава – восьмая.
8. Свойства интервалов.
Интервалы бывают гармонические и мелодические. В гармонических интервалах звуки берутся одновременно, в мелодических – поочерёдно.
Прима, кварта, квинта, октава – чистые. Секунда, терция, секста, септима бывают большие и малые.
Количественная величина интервала – это количество входящих в него ступеней. Качественная величина – это количество тонов и полутонов в интервале.
9. Диссонанс и консонанс. Энгармонизм.
Диссонанс – резкое, несогласное звучание интервала. Консонанс – мягкое, согласное звучание интервала.
К диссонансам относятся: секунды, тритоны, септимы, все увеличенные и уменьшённые интервалы. К консонансам относятся: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава.
Звуки и тональности, равные по звучанию, но различные по написанию, являются энгармонически равными.
10. Обращения интервалов.
11. Диатонические тритоны.
Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.
Диатоническими называются тритоны, построенные в натуральном виде мажора и минора.
В мажоре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в малую сексту, уменьшённая квинта строится на VII ступени, разрешается в большую терцию.
В миноре увеличенная кварта строится на VI ступени, а уменьшённая квинта – на II. Разрешаются точно так же как в мажоре.
11. Хроматические тритоны.
Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.
Хроматическими называются тритоны, построенные в гармоническом виде мажора и минора.
В миноре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в большую сексту, уменьшённая квинта строится на повышенной VII ступени, разрешается в малую терцию.
ля минор гармонический: IV VII
В мажоре увеличенная кварта строится на пониженной VI ступени, а уменьшённая квинта – на II ступени. Разрешаются точно так же как в миноре.
До мажор гармонический: VI II
12. Характерные интервалы
Характерными называются интервалы, которые характерны для гармонического вида мажора и минора. Существуют две пары характерных интервалов:
· Уменьшённая септима на VII ступени и увеличенная секунда на VI ступени в гармоническом мажоре и миноре. Уменьшённая септима разрешается в чистую квинту (при разрешении сужается). Увеличенная секунда разрешается в чистую кварту (при разрешении расширяется).
· Увеличенная квинтана VI ступени в мажоре и III ступени в миноре и уменьшённая квартана III ступени в мажоре и VII ступени в миноре. Увеличенная квинта разрешается в большую сексту, уменьшённая кварта – в малую терцию как мажоре, так и в миноре. Один из звуков при разрешении остаётся на месте.
Характерные интервалы в гармоническом До мажоре:
– характерные интервалы в гармоническом до миноре.
Доминантсептаккорд – D7 – это аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям, который строится на пятой ступени мажора и гармонического минора. D7 = б3 + м3+ м3
Доминантсептаккорд – диссонанс, требующий разрешения в консонанс. Он звучит неустойчиво, потому что в него входят V, VII, II и IV ступени, и только одна из них (V) устойчивая.
Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.
14. Обращения доминантсептаккорда.
Доминантквинтсекстаккорд – D6\5. Он находится на седьмой ступени гаммы и разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой. D6\5 = м3 + м3+ б2
Доминанттерцквартаккорд – D4\3. Он находится на второй ступени гаммы и разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие. D4\3 = м3 + б2+ б3
Доминантсекундаккорд– D2. Он находится на четвёртой ступени гаммы и разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенной тоникой. D2 = б2 + б3+ м3
15. Вводные септаккорды.
Вводный септаккорд – это септаккорд, построенный на VII ступени. Он называется вводным, так как VII ступень вводит нас в тонику.
В натуральном мажоре на VII ступени образуется малый вводный септаккорд – мVII7. Он называется малым, потому что крайние его звуки образуют малую септиму. мVII7 = м3 + м3+ б3
В гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккорд– умVII7. Он называется уменьшённым, потому что крайние его звуки образуют уменьшённую септиму. умVII7 = м3 + м3+ м3
Вводный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной третьей ступенью.
16. Гармонические обороты.
Гармония – это аккорды и их сочетания.
Автентический оборот – это сочетание аккордов тоники и доминанты.
Плагальный оборот – это сочетание аккордов тоники и субдоминанты.
В полный функциональный оборотвходят все три главных трезвучия в такой последовательности: Т – S – D – Т.
Автентический Плагальный Полный
17. Родство тональностей.
Родственные тональности – это тональности, имеющие общие звуки. Тоники родственных тональностей мы найдём в мажоре на всех ступенях, кроме VII, а в миноре на всех ступенях, кроме II. Это – тональности 1-й степени родства.
В тональностях 2-й степени родства – ещё меньше общих звуков. Тональности 3-й степени родства вообще не имеют общих звуков.
Отклонение – это временный переход в другую тональность без закрепления новой тоники. Модуляция – это уход в другую тональность с закреплением новой тоники.
Переход в другую тональность происходит через модулирующий аккорд, который называется побочной доминантой – доминантой к тонике новой тональности.
19. Диатонические лады народной музыки
К ладам народной музыки относятся натуральные семиступенные лады, которые можно построить на белых клавишах фортепиано:
· Ионийский лад – натуральный мажор (строится от «до»)
· Дорийский лад – минор с повышенной VI ступенью (строится от «ре»)
· Фригийский лад – минор с пониженной II ступенью (строится от «ми»)
· Лидийский лад – мажор с повышенной IV ступенью (строится от «фа»)
· Миксолидийский лад – мажор с пониженной VII ступенью (строится от «соль»)
· Эолийский лад – натуральный минор (строится от «ля»)
· Локрийский лад – минор с пониженными II и V ступенями (строиится от «си»)
20. Хроматическая гамма.
Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Правило записи хроматической гаммы:
· В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI. Вместо этого понижается VII.
· При движении вниз все ступени понижаются, кроме V. Вместо этого повышается IV.
· В минорепри движении вверх применятся правописание параллельного мажора. Вместо повышения I ступени понижается II.
· При движении вниз применятся правописание одноимённого мажора.
mf (меццо-фортэ) – не очень громко
mp (меццо-пиано) – не очень тихо
crescendo (крещендо) – постепенно усилить звук
diminuendo (диминуэндо) – постепенно ослабить звук
staccato (стаккато) – отрывисто.
legato (связно) – cвязно
non legato (нон легато) – не связно
presto (прэсто) – быстро
allegro (аллегро) – скоро
moderato (модэрато) – умеренно
andante (андантэ) – спокойно, не спеша
аndantino (андантино) – подвижнее, чем андантэ
allegretto (аллегретто) – сдержаннее, чем аллегро