Что такое гармонический оборот

Основы гармонии в музыке

Трезвучие – аккорд из трех нот, расположенных по терциям.

Аккорд – сочетание трех или более нот, взятых одновременно.

Теперь дадим само определение гармонии. Процитирую старый советский учебник:

Гармония – объединение звуков в созвучия и связная последовательность таких созвучий.

Гармония подчеркивает атмосферу мелодии, задает контекст. Например – послушайте одну и ту же мелодию, сыгранную под аккорды ЛЯ-минор и ДО-мажор:

Мелодия написана в натуральном ЛЯ-миноре, и настроение ее подчеркивается аккордом ЛЯ-минор. Однако во второй части та же мелодия звучит иначе – появляется позитивное настроение, она будто обнадеживает: «все не так уж плохо!».

Видите, как по-разному воспринимается одна и та же мелодия под разным контекстом.

Трезвучия. Обращения трезвучий.
В примере выше аккорды представляли собой трезвучия, о которых я также говорил в прошлой статье.

Хорошо, переместим тонику (ноту ДО) на октаву выше.

А что получится, если переместить второй звук (ноту МИ) на октаву выше? Получим квартсекстаккорд :

Что будет, если и его нижний звук переместить на октаву выше? Получится обычное трезвучие C3-5, только октавой выше. Поэтому, говорят, у трезвучия два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Как же сделать последовательность аккордов связной? Вспомните об устойчивых и неустойчивых ступенях и тяготении между ними – все это работает и с аккордами.

Если мы рассматриваем трезвучия в контексте определенной тональности, называться они будут по названию ступеней, от которой построены. Если построим его от тоники (1-й ступени), оно будет тоническим. От четвертой ступени субдоминантовым, а от пятой – доминантовым.

Для того, чтобы сделать простейший гармонический оборот, нам нужно взять тонику, затем какую-либо неустойчивую ступень (например, субдоминанту), а затем снова тонику:

Итак, что произошло в данном примере?

1. Взяв тоническое трезвучие мы дали слуху понять, что в данный момент «по умолчанию» мы находимся в тональности ДО-мажор.

2. Взяв трезвучие от неустойчивой ступени, субдоминанты (от ноты ФА в данном случае), мы создали для нашего слуха напряжение.

3. И снова взяв тонику, мы разрешили созданное напряжение.

Этот гармонические оборот можно записать как « T-S-T », где:

Обычно очень популярны обороты « T-S-D-T » (где D – доминанта ):

Тут субдоминанта разрешается в доминанту, которая наиболее сильно стремится разрешиться в тонику:

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот
Как видите, третья и пятая ступень доминантового трезвучия – вводные ступени гаммы «ДО мажор». Отсюда такое стремление разрешиться в тоническое трезвучие.

Таким образом, в гармоническом обороте T-S-D-T напряжение держится дольше, чем в T-S-T, или T-D-T.

А если копнуть еще глубже…
Можете вместо доминанты взять трезвучие от 7-й ступени лада – получится уменьшенное трезвучие, которое отлично разрешится в тонику.

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот
T-S-7-T.mp3

Но если приглядеться, окажется, что это уменьшенное трезвучие – 3, 5 и 7 ступень доминантсептаккорда!

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот
Тут возникнут вопросы: доминантсептаккорд – что это за зверь такой? Это септаккорд, построенный от доминанты натурального мажора.

Да, что-то нас совсем уж занесло…

Как теперь это все соединить с мелодией?
Например, попробуйте наиграть на каждый аккорд одну и ту же мелодию в вашей тональности:

Если хотите сделать мелодию разнообразней, обыграйте каждый аккорд:

Таким образом, получится, что с каждым аккордом ваша мелодия будет нести оттенки того лада, которому он будет соответствовать. Поэтому вместе с эмоциональным окрасом натурального мажора в данной мелодии есть оттенки лидийского (4-я ступень) и миксолидийского (5-я ступень) лада.

Также можете просто обыграть каждый аккорд его звуками. Т.е. построить мелодию так, чтобы она состояла только из звуков звучащего в данный момент аккорда:

В общем – издевайтесь, как хотите.

Кварто-квинтовый круг (или как еще удобно подбирать аккорды)
Взгляните на изображение:

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот
Мы видим 2 круга – внутренний и внешний. Во внешнем с интервалом в квинту последовательно расположены тональности в натуральном мажоре, во внутреннем – параллельные им тональности в натуральном миноре.

Хорошо, как подобрать с помощью этого всего аккорды? Взглянем на следующее изображение:

Ниже – все то же самое, только для параллельного ЛЯ-минора – МИ-минор справа будет доминантой, а РЭ-минор субдоминантой.

Все эти 6 аккордов можно использовать в тональности «ДО-мажор».

***
Теперь определите сами, какие аккорды войдут в тональность РЭ-мажор (если что, под спойлером ответ).

* РЭ-мажор – тоника.
* СОЛЬ-мажор – субдоминанта
* ЛЯ-мажор – доминанта
* СИ-минор – тоника параллельного минора
* МИ-минор – субдоминанта параллельного минора
* ФА-диез-минор – доминанта параллельного минора

***
На просторах сети также слышал о том, что, если в натуральном миноре доминанта разрешается в тонику, доминанту лучше брать не минорную, а мажорную. Т.е. если МИ-минор у нас доминанта, лучше заменить ее на МИ-мажор.

В принципе, логика в этом есть – если доминанта у нас минорная, между 3-й и 5-й ее ступенями и первым звуком тонического трезвучия будут расстояния в 1 тон. В случае, если она мажорная, между ее 3-й ступенью и первой ступенью тонического трезвучия будет расстояние в 1 полутон. Поэтому тяготение доминанты к тонике будет сильнее.

Я не думаю, что минорную доминанту можно всегда заменять на мажорную – и так оно тоже интересно звучит. Но можно использовать это как некую «фишку». Например, как в припеве песни группы Metallica – Unforgiven. Сначала там звучит обычная последовательность аккордов в ЛЯ-миноре:

Однако в конце припева вместо минорной доминанты (МИ-минор) берется мажорная (МИ-мажор):

В результате чего припев притягивает больше внимания к себе – кажется… эм… более «логически завершенным», что ли.

Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды)
Данные аккорды строятся на любых интервалах, кроме терций, и обладают интересным свойством – они не мажорные, и не минорные. Что, в принципе, логично. Ведь мы убрали терцию, которая и давала понять, какой наклоненности аккорд.

Возьмем, к примеру, обычное ДО-мажорное трезвучие:

b3-m3.mp3
Хорошо, понизим вторую его ноту на одну ступень, и получим трезвучие, состоящие из большой секунды и кварты:

Теперь послушайте пример – в первой части будет играть мажорное трезвучие, после чего данный аккорд, а во второй то же самое, но с минорным трезвучием вначале:

Как видите, в первой части он подчеркивает твердость и позитив мажорного лада, а во втором – добавляет трагичности минорному. Хотя это – один и тот же аккорд!

Можно сделать еще так – сначала взять кварту, а после большую секунду:

Можно сделать аккорд из квинты и кварты:

Можно из кварты и квинты:

Или из двух квинт (в аккорде из большой секунды и кварты второй звук переносим на октаву выше):

Звучит он красиво, если обыграть (как в миноре, так и в мажоре):

Этими аккордами можно заменить обычные трезвучия. Давайте сделаем это с примером из предыдущего раздела:

Эпилог
На этом заканчиваю тему ) Хотел рассказать больше, но получилось уже и так слишком много контента – не влезает в предел 20 файлов на статью.

Мы и так сегодня узнали достаточно:

Думал я этой статьей завершить серию о создании музыки… И, наверное, так и сделаю, хотя – хорошим завершением была бы статья об основах аранжировки. Пока у не выходит у меня ее сделать. Но, возможно, через какое-то время займусь ей )

Источник

Основы гармонии в музыке

Трезвучие – аккорд из трех нот, расположенных по терциям.

Аккорд – сочетание трех или более нот, взятых одновременно.

Теперь дадим само определение гармонии. Процитирую старый советский учебник:

Гармония – объединение звуков в созвучия и связная последовательность таких созвучий.

Гармония подчеркивает атмосферу мелодии, задает контекст. Например – послушайте одну и ту же мелодию, сыгранную под аккорды ЛЯ-минор и ДО-мажор:

Мелодия написана в натуральном ЛЯ-миноре, и настроение ее подчеркивается аккордом ЛЯ-минор. Однако во второй части та же мелодия звучит иначе – появляется позитивное настроение, она будто обнадеживает: «все не так уж плохо!».

Видите, как по-разному воспринимается одна и та же мелодия под разным контекстом.

Трезвучия. Обращения трезвучий.
В примере выше аккорды представляли собой трезвучия, о которых я также говорил в прошлой статье.

Хорошо, переместим тонику (ноту ДО) на октаву выше.

А что получится, если переместить второй звук (ноту МИ) на октаву выше? Получим квартсекстаккорд :

Что будет, если и его нижний звук переместить на октаву выше? Получится обычное трезвучие C3-5, только октавой выше. Поэтому, говорят, у трезвучия два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Как же сделать последовательность аккордов связной? Вспомните об устойчивых и неустойчивых ступенях и тяготении между ними – все это работает и с аккордами.

Если мы рассматриваем трезвучия в контексте определенной тональности, называться они будут по названию ступеней, от которой построены. Если построим его от тоники (1-й ступени), оно будет тоническим. От четвертой ступени субдоминантовым, а от пятой – доминантовым.

Для того, чтобы сделать простейший гармонический оборот, нам нужно взять тонику, затем какую-либо неустойчивую ступень (например, субдоминанту), а затем снова тонику:

Итак, что произошло в данном примере?

1. Взяв тоническое трезвучие мы дали слуху понять, что в данный момент «по умолчанию» мы находимся в тональности ДО-мажор.

2. Взяв трезвучие от неустойчивой ступени, субдоминанты (от ноты ФА в данном случае), мы создали для нашего слуха напряжение.

3. И снова взяв тонику, мы разрешили созданное напряжение.

Этот гармонические оборот можно записать как « T-S-T », где:

Обычно очень популярны обороты « T-S-D-T » (где D – доминанта ):

Тут субдоминанта разрешается в доминанту, которая наиболее сильно стремится разрешиться в тонику:

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот
Как видите, третья и пятая ступень доминантового трезвучия – вводные ступени гаммы «ДО мажор». Отсюда такое стремление разрешиться в тоническое трезвучие.

Таким образом, в гармоническом обороте T-S-D-T напряжение держится дольше, чем в T-S-T, или T-D-T.

А если копнуть еще глубже…
Можете вместо доминанты взять трезвучие от 7-й ступени лада – получится уменьшенное трезвучие, которое отлично разрешится в тонику.

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот
T-S-7-T.mp3

Но если приглядеться, окажется, что это уменьшенное трезвучие – 3, 5 и 7 ступень доминантсептаккорда!

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот
Тут возникнут вопросы: доминантсептаккорд – что это за зверь такой? Это септаккорд, построенный от доминанты натурального мажора.

Да, что-то нас совсем уж занесло…

Как теперь это все соединить с мелодией?
Например, попробуйте наиграть на каждый аккорд одну и ту же мелодию в вашей тональности:

Если хотите сделать мелодию разнообразней, обыграйте каждый аккорд:

Таким образом, получится, что с каждым аккордом ваша мелодия будет нести оттенки того лада, которому он будет соответствовать. Поэтому вместе с эмоциональным окрасом натурального мажора в данной мелодии есть оттенки лидийского (4-я ступень) и миксолидийского (5-я ступень) лада.

Также можете просто обыграть каждый аккорд его звуками. Т.е. построить мелодию так, чтобы она состояла только из звуков звучащего в данный момент аккорда:

В общем – издевайтесь, как хотите.

Кварто-квинтовый круг (или как еще удобно подбирать аккорды)
Взгляните на изображение:

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот
Мы видим 2 круга – внутренний и внешний. Во внешнем с интервалом в квинту последовательно расположены тональности в натуральном мажоре, во внутреннем – параллельные им тональности в натуральном миноре.

Хорошо, как подобрать с помощью этого всего аккорды? Взглянем на следующее изображение:

Ниже – все то же самое, только для параллельного ЛЯ-минора – МИ-минор справа будет доминантой, а РЭ-минор субдоминантой.

Все эти 6 аккордов можно использовать в тональности «ДО-мажор».

***
Теперь определите сами, какие аккорды войдут в тональность РЭ-мажор (если что, под спойлером ответ).

* РЭ-мажор – тоника.
* СОЛЬ-мажор – субдоминанта
* ЛЯ-мажор – доминанта
* СИ-минор – тоника параллельного минора
* МИ-минор – субдоминанта параллельного минора
* ФА-диез-минор – доминанта параллельного минора

***
На просторах сети также слышал о том, что, если в натуральном миноре доминанта разрешается в тонику, доминанту лучше брать не минорную, а мажорную. Т.е. если МИ-минор у нас доминанта, лучше заменить ее на МИ-мажор.

В принципе, логика в этом есть – если доминанта у нас минорная, между 3-й и 5-й ее ступенями и первым звуком тонического трезвучия будут расстояния в 1 тон. В случае, если она мажорная, между ее 3-й ступенью и первой ступенью тонического трезвучия будет расстояние в 1 полутон. Поэтому тяготение доминанты к тонике будет сильнее.

Я не думаю, что минорную доминанту можно всегда заменять на мажорную – и так оно тоже интересно звучит. Но можно использовать это как некую «фишку». Например, как в припеве песни группы Metallica – Unforgiven. Сначала там звучит обычная последовательность аккордов в ЛЯ-миноре:

Однако в конце припева вместо минорной доминанты (МИ-минор) берется мажорная (МИ-мажор):

В результате чего припев притягивает больше внимания к себе – кажется… эм… более «логически завершенным», что ли.

Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды)
Данные аккорды строятся на любых интервалах, кроме терций, и обладают интересным свойством – они не мажорные, и не минорные. Что, в принципе, логично. Ведь мы убрали терцию, которая и давала понять, какой наклоненности аккорд.

Возьмем, к примеру, обычное ДО-мажорное трезвучие:

b3-m3.mp3
Хорошо, понизим вторую его ноту на одну ступень, и получим трезвучие, состоящие из большой секунды и кварты:

Теперь послушайте пример – в первой части будет играть мажорное трезвучие, после чего данный аккорд, а во второй то же самое, но с минорным трезвучием вначале:

Как видите, в первой части он подчеркивает твердость и позитив мажорного лада, а во втором – добавляет трагичности минорному. Хотя это – один и тот же аккорд!

Можно сделать еще так – сначала взять кварту, а после большую секунду:

Можно сделать аккорд из квинты и кварты:

Можно из кварты и квинты:

Или из двух квинт (в аккорде из большой секунды и кварты второй звук переносим на октаву выше):

Звучит он красиво, если обыграть (как в миноре, так и в мажоре):

Этими аккордами можно заменить обычные трезвучия. Давайте сделаем это с примером из предыдущего раздела:

Эпилог
На этом заканчиваю тему ) Хотел рассказать больше, но получилось уже и так слишком много контента – не влезает в предел 20 файлов на статью.

Мы и так сегодня узнали достаточно:

Думал я этой статьей завершить серию о создании музыки… И, наверное, так и сделаю, хотя – хорошим завершением была бы статья об основах аранжировки. Пока у не выходит у меня ее сделать. Но, возможно, через какое-то время займусь ей )

Источник

Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Многие испытывают сложности в решении задач по гармонии, и причиной тому не отсутствие теоретических знаний по предмету, а некая растерянность: аккордов пройдено довольно много, а вот что из них выбрать для гармонизации – проблема… Частично эту проблему поможет разрешить моя статья, для которой я постарался собрать все наиболее известные, часто употребляемые проходящие и вспомогательные обороты.

Сразу скажу, что все примеры относятся к диатонике. Это значит, что оборотов с «неаполитанской гармонией» и двойной доминантой здесь нет, с ними будем разбираться отдельно.

Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный. Если вы не помните, на каких ступенях строятся аккорды, то пользуйтесь шпаргалкой – перепишите для себя табличку вот отсюда.

Что такое проходящий оборот?

Проходящий оборот – это гармоническая последовательность, в которой между аккордом и каким-либо из его обращений (например, между трезвучием и его секстаккордом) помещается проходящий аккорд другой функции. Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).

Гораздо важнее, чтобы выполнялось другое условие, а именно поступенное восходящее или нисходящее движение баса, которому в мелодии может соответствовать противодвижение (чаще всего) или параллельное движение.

В общем, вы поняли: самое важное в проходящем обороте поступенное движение баса + по возможности верхний голос должен зеркально отражать ход баса (т.е. если движение баса восходящее, то в мелодии должно быть движение по тем же звукам, но нисходящее) + по возможности проходящий аккорд должен соединять аккорды одной и той же функции (т.е. обращения одного и того же аккорда).

Ещё одно очень важное условие – проходящий аккорд всегда берётся на слабом времени такта (на слабую долю).

При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения. Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции.

Самые распространённые проходящие обороты

Проходящий оборот между тоническим трезвучием и его секстаккордом

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Здесь в роли проходящего аккорда выступает доминантовый квартсекстаккорд (D64). Показан этот оборот и в широком, и в тесном расположении. Нормы голосоведения следующие: верхний голос и бас движутся противоположно друг другу; в D64 удваивается бас; тип соединения – гармонический (в альте выдержан общий звук соль).

Между тоникой и её секстаккордом можно поместить также и другие проходящие аккорды, например, доминантовый терцквартаккорд (D43), или секстаккорд седьмой ступени (VII6).

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Обратите внимание на особенности голосоведения: в обороте с D43, чтобы избежать удвоения терции в T6, потребовалось повести септиму D43 в 5-ю ступень, а не в 3-ю, как положено, в результате чего в верхних голосах у нас пара параллельных квинт (ум5 – си-фа и ч5 – до-соль), по правилам гармонии в этом обороте их применение допустимо; во втором примере в проходящем секстаккорде седьмой ступени (VII6) удвоена терция, этот случай также следует запомнить.

Проходящий квартсекстаккорд между субдоминантой и её секстаккордом

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Можно сказать, что это аналогичный пример по сравнению с первым проходящим, который мы рассмотрели. Те же нормы голосоведения.

Проходящий оборот между трезвучием второй ступени и его секстаккордом

Этот оборот употребляется только в мажоре, так как в миноре трезвучие второй ступени минорное. Трезвучие второй ступени вообще относится к категории редко вводимых гармоний, гораздо чаще применяется секстаккорд второй ступени (II6), но в проходящем обороте его появление очень даже приятно.

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Здесь следует обратить снимание на то, что в самом секстаккорде второй ступени (в II6), а также в проходящем тоническом секстаккорде (T6) нужно удвоить терцию! Также, особенно при широком расположении, внимательнее нужно проверять гармонизацию на предмет появления параллельных квинт (они здесь совершенно ни к чему).

В 3-4 тактах показаны возможности соединять проходящим T64 секстаккорды субдоминанты (S6) и второй ступени (II6). Обратите внимание на голосоведение в средних голосах: в первом случае скачок в теноре вызван необходимостью избегнуть появления параллельных квинт; во втором случае в II6 вместо терции удвоена квинта (по той же причине).

Проходящие обороты с септаккордом второй ступени

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Кроме собственно проходящих между обращениями этого септаккорда, возможны разнообразные варианты «смешанных» оборотов – с применением субдоминантовых и доминантовых гармоний. Советую обратить внимание на последний пример с проходящим квартсекстаккордом шестой ступени (VI64) между основным септаккордом и его квинтсекстстаккордом (II7 и II65).

Проходящие обороты между аккордами вводного септаккорда

Возможно множество вариантов проходящих оборотов с участием разных аккордов. Если проходящим аккордом становится тоническая гармония, то следует обращать внимание на правильное разрешение вводных септаккордов (удвоение терции обязательно): неправильное разрешение тритонов, которые входят в состав уменьшенного вводного аккорда может стать причиной появления параллельных квинт.

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Любопытно, что между аккордами вводного септа могут помещаться проходящие гармонии субдоминантовой функции (s64, VI6). Суперский вариант получается, если взять в качестве проходящего аккорда обычную доминанту.

Что такое вспомогательный оборот?

Вспомогательные обороты отличаются от проходящих тем, что вспомогательный аккорд соединяет два одинаковых аккорда (фактически аккорд и его повторение). Вспомогательный аккорд также как и проходящий вводится на слабом времени такта.

Вспомогательный гармонический оборот часто происходит на выдержанном басу (но опять-таки не обязательно). Отсюда очевидное удобство его применения при гармонизации баса (ещё один способ ритмического дробления, наряду с простым перемещением аккорда).

Вспомогательных оборотов покажу совсем немного и очень простые. Это конечно S64 между тоникой (аналогично и тонический квартсекстаккорд между доминантой). И ещё один очень распространённый – II2, его удобно применять после разрешения D7 в неполное трезвучие, для того чтобы восстановить полную структуру.

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

На сём, пожалуй, и закончим. Эти обороты можете для себя выписать на листочек, ну или просто можно сохранить страничку в закладках – иной раз вот такие вот оборотики очень даже выручают. Успехов в решении задачек!

Источник

Виды гармонических оборотов

Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта Gorstorehov.com. Сегодня мы продолжим разбирать гармонию и увидим как называются те или иные способы её создания. Раньше мы не вдавались особо в подробности и все, что мы знаем это то, что после тоники можно брать аккорды субдоминантовой (строятся от четвертой ступни гаммы) и доминантовой группы (строятся от пятой ступени). Еще мы рассказывали, что после доминанты должна идти тоника и что субдоминанта необязательна.

Итак, давайте разложим все, что мы знаем (а может еще и не знаем) «по полочкам».

Однако, у нас есть и еще вариант «выбросить» из полного оборота доминанту оставив только тонику и субдоминанту, в этом случае то, что у нас получилось будет называться плагальным оборотом. Получается полный = автентический + плагальный.

Композиторы иногда используют еще один вариант, когда аккорд тоники заменяется на аккорд из параллельной тональности, например в случае если тоника у нас аккорд G мы берем вместо него параллельный ему Em. По-другому мы заменяем аккорд первой ступени на аккорд от шестой (если руководствоваться диатонической шкалой). Такой вариант возвращения не в тонику, а в родственный аккорд шестой ступени называется прерванным оборотом.

Все три описанных выше способа мы можем и должны использовать в построении аккомпанемента, это сделает наше звучание интереснее.

Примеры гармонических оборотов

Давайте конкретно посмотрим как мы можем использовать обороты описанные выше. Допустим, при использовании плагального оборота, если мы находимся в тональности ре-мажор, музыка у нас начнется на аккорд D, продолжится Соль-мажором (G). А дальше всё заново (то есть после субдоминанты G мы вновь переходим в тонику D):
Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

При использовании оборота автентического мы будем играть, используя только аккорды Ре-мажор и Ля-семь:
Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Так, эти две последовательности (плагальный и автентический) можно скомбинировать, сыграв вот так:
Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

После можем и полный гармонический оборот добавить. И после этого вернуться не в тонику ре-мажор в самом конце, а в параллельный ему аккорд от шестой ступени (Bm):
Что такое гармонический оборот. Смотреть фото Что такое гармонический оборот. Смотреть картинку Что такое гармонический оборот. Картинка про Что такое гармонический оборот. Фото Что такое гармонический оборот

Возвращение не в исходный аккорд, а в Си-минор означает, что мы воспользовались еще и прерванным оборотом. Вот так на конкретном примере одной тональности мы и можем воспользоваться всеми описанными выше приемами. Так, у нас получилась более интересная гармония.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *