Что такое гармония в искусстве
Что такое гармония в искусстве
ГАРМОНИЯ (греч. armonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.
В аксиологическом своем измерении гармония выступает одной из базовых ценностей европейской культуры. Исходно термин гармония употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова гармония в значении «согласие», «договор», «мирное событие». Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу. В этой связи в античной философии гармония трактовалась как мировой космический закон:
«все происходит по необходимости и согласно с гармонией ».
В древнегреческой философии гармония означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев гармония вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы сфер. Гераклит углубил понятие гармонии, истолковывая её как единство противоположностей:
«Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу»
(Аристотель, Никомахова этика).
В своём понимании гармонии как формы выражения идеала, марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма — неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку гармонии как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает гармонию как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.
Гармония в социологии:
Существует понятие «социальная гармония», означающее бесконфликтное сосуществование всех элементов социальной общности.
Гармония в психологии:
Главная особенность гармонии состоит в том, что человек должен осознать ее, иначе она не будет гармонией как таковой. То есть, в любом случае, здесь без индивидуального разума и осознания всего закона распределения событий не обойтись. С другой стороны, по словам Жана де Лабрюйера,
«У каждого свое понятие о женской привлекательности; красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений».
Значит, не все зависимые от частных восприятий признаки гармоничности должны присутствовать в общем распределении событий, чтобы оно могло называться гармоничным.
Гармония в литературе:
Стройная согласованность частей художественного произведения.
Гармония в зодчестве:
Гармония в изобразительном искусстве:
предполагает благоприятные для зрительного восприятия:
Добавить комментарий
Использование материалов сайта «Шедевры Омска», только при наличии активной ссылки на сайт.
Гармония художественно-эстетическая
Полезное
Смотреть что такое «Гармония художественно-эстетическая» в других словарях:
ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия
ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… … Философская энциклопедия
Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии
БЕЛЫЙ — Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880 1934) поэт и прозаик, лит. критик, теоретик рус. символизма, религ. философ. В 1903 окончил естеств. отделение физико мат. ф та Моск. ун та, с 1904 посещал лекции на филол. ф те (до 1906). На… … Энциклопедия культурологии
СИМВОЛИЗМ — худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии
Средневековая эстетика — (как парадигма) Имплицитная эстетика всех средневековых регионов, включая эстетику Западной Европы, византийскую эстетику, древнерусскую эстетику и др.; в узком смысле эстетика Западной Европы V XIV вв. С. э. сосредоточила в себе многие традиции … Энциклопедия культурологии
Сонорика — (от фр. sonorite звучность) Музыка звучностей, необычного нетрадиционного звука. С. свойство определенного рода музыки XX в., где умаляется роль кантиленной мелодии и гармонии (в традиционном смысле аккордовых последований; также полифонии)… … Энциклопедия культурологии
Абсолютная музыка — Одно из центральных понятий музыкальной эстетики XIX перв. пол. XX в. А. м. называли инструментальные произведения, свободные от прикладных функций и не связанные с программностью. Своим происхождением понятие А. м. обязано немецкой философии, в… … Энциклопедия культурологии
Красота — Одна из традиционных категорий эстетики, входящая в семантическое поле категории «прекрасное». С древности она существовала в Культуре практически как синоним прекрасного и нередко употребляется в этом смысле и доныне, особенно в обиходной речи.… … Энциклопедия культурологии
Эстетическое сознание — Одна из главных категорий эстетики, характеризующая духовную составляющую эстетического опыта (см.: Эстетическое). Она означает совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс… … Энциклопедия культурологии
Цветовое единство и гармония в живописи
Что такое цветовое единство, взаимосвязь цветов, гармония и влияние цветовой среды на предметы? Прежде чем ответить на это, хотелось бы задать такой вопрос читателю: как Вы думаете, какой из размещённых выше вариантов живописи, является правильным? Я специально написал один из этюдов с ошибкой, чтобы он послужил иллюстрацией того, как не надо делать. В этом изображении отсутствует взаимосвязь зелёного и светло-коричневого. Они написаны отдельно друг от друга и смотрятся чужими. Два варианта натюрморта с керамической кружкой хорошо показывают почему важна взаимосвязь цветов. Ну, а теперь рассмотрим все по порядку.
Цветовое единство и взаимосвязь цветов в живописи
Чтобы лучше понять что такое цветовое единство в живописи, представьте натюрморт, который освещает красная лампа. Все разноцветные предметы этого натюрморта, скажем, зелёные, жёлтые, синие — приобретут красный оттенок. В жизни подобное происходит когда оранжевый свет заката окрашивает зелень леса в оранжевые цвета. Или холодный свет голубого неба в окне освещает интерьер комнаты. То есть свет оказывает влияние на отдельные цвета отдельных объектов. Он их объединяет. Это похоже на то, как если бы Вы смотрели в цветное стекло. Конечно, в жизни это проявляется не так мощно, как в данном примере, но принцип именно такой. Причём, кроме объединяющего цвета, ещё будет проявляться такая закономерность: если свет имеет тёплый оттенок, то тени будут холоднее света; если же свет холодный, то тени станут стремиться к тёплым оттенкам. Такая цветовая противоположность света и тени привносит в живопись игру тёплых и холодных цветов. Динамика тёплого и холодного оживляет живопись. Но при этом нужно не забывать об объединяющем цвете освещения.
Кроме источника света, на цвет отдельных предметов ещё будет влиять отражённый свет. Если вернуться к нашему натюрморту с керамической кружкой, то коричневый отразится на зелёной драпировке, а зелёный отразится на коричневой кружке. Такое отражение соседних цветов называется в живописи рефлексом.
Вышеописанные примеры показывают какое влияние оказывается на цвет отдельных объектов. Поэтому в какие бы краски ни были окрашены предметы, в живописи все цвета должны быть подчинены друг другу. Такое соподчинение и согласованность рождает цветовое единство. Без него живопись будет раздробленной. Она потеряет гармонию и станет «разукрашенной».
Причём, даже, если в изображаемом сюжете предметы освещены «чистым» белым светом, а рефлексы практически незаметны, то взаимосвязь цветов всё равно надо «придумать». То есть художнику необходимо «пофантазировать» и от себя привнести рефлексы в живопись, опираясь на вышеизложенный принцип, а не только на натуру. Ведь, соподчинение цветов продиктовано не только натурой или физикой. Это обязательное условие для создания гармоничной и цельной живописи.
Цветовое единство очень важно, без него невозможно достичь колористической цельности. Это подобно тому, как должны соответствовать друг другу запчасти от сложного механизма. Его невозможно собрать из случайно найденных частей. Такой механизм не будет работать. Все отдельные узлы и элементы должны слаженно функционировать как единое целое. Также и цвета в живописи должны быть соподчинены.
Но цветовое единство не означает, что нужно всегда подмешивать какой-либо цвет во все остальные краски. Это не означает, что всегда нужно писать так, как будто мы смотрим в цветное стекло. В живописи может встретиться и резкий, чистый цвет, без смешиваний. Однако он должен быть уравновешен соответствующими красками в других частях композиции. Тогда он будет смотреться гармонично, а живопись станет и единой по цвету, и контрастной. К тому же, иногда в работе бывает необходимо ввести акцент с помощью чистых и насыщенных цветов, без уравновешивания. А бывает, где-то художник вводит рефлексы, а где-то оставляет цвет чистым. В общем всё не так просто. Однако, при всём при этом взаимосвязь локального цвета и окружения должна сохраняться.
Это можно ещё сравнить с образным «погружением» предмета в цветовую среду. То есть цвета, окружающие какой-либо объект будут влиять на его окраску, которую называют локальным цветом. Поэтому писать предметы отдельно от окружения или цветовой среды нельзя. Это обусловлено не только рефлексами и отражением света. Это обусловлено ещё и необходимостью гармонично сочетать цвета. Поэтому художник не должен работать как фотоаппарат, он не должен просто копировать натуру. Художник немного преобразует изображение, учитывает вышеизложенные принципы, а также основывается на чувстве цвета. Но, что значит гармонично сочетать цвета? Чтобы ответить на этот вопрос давайте рассмотрим ключевые цветовые гармонии.
Цветовые гармонии в живописи
Кроме цветового единства, основанного на рефлексах и едином освещении о котором я рассказал выше, стоит ещё упомянуть о соподчинении цветов, основанном на цветовых гармониях. То есть на таких сочетаниях цветов, которые рождают созвучие и колористическую согласованность. Но какими они бывают? Рассмотрим подробнее следующие типы цветовых гармоний:
Гармония родственных цветов
Родственные цвета — это цвета в которых есть один общий цвет. Например, оранжевый и жёлтый являются родственными, потому что в оранжевом присутствует жёлтый цвет. Зелёный и сине-зелёный, красный и фиолетовый — всё это родственные цвета. Они похожи, поэтому их так и называют. Если цвета из категории родственных находятся рядом, то они будут всегда гармонировать друг с другом. Данные сочетания можно назвать «беспроигрышными». Однако, такие цветовые отношения чаще всего «спокойные», «мягкие». Поэтому бывает необходимо добавить «к этому блюду немного перца», то есть контрастных цветов. Но это уже другая разновидность гармонии.
Гармония контрастных цветов
Контрастными цветами являются следующие три пары: красный и зелёный, синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый. Эти цвета усиливают друг друга. Они и контрастируют и создают гармонию. Гармонию на основе контрастных цветов. Поэтому в ряде случаев можно использовать их в чистом виде и при этом они будут образовывать созвучие и единство. Они будут соподчинены как дополнительные цвета и хорошо сочетаться. Однако, здесь нужно проявлять осторожность. Успех зависит, так сказать, от контекста. Большую роль играет количественное соотношение цветов. То есть какую площадь занимает один цвет и какую другой. А также большое значение имеет окружение. Ведь, живопись редко когда состоит из двух цветов.
Гармония родственно-контрастных цветов
Как видно из названия, в этой гармонии присутствуют как родственные цвета, так и контрастные. Поэтому данная комбинация, наверное, самая сложная, но и самая интересная. Подобрать один контрастный цвет к другому контрастному — не проблема, равно как и родственный к родственному. А вот, сочетать обе группы не так-то просто. Рассмотрим пример, который поможет в этом разобраться. Давайте возьмём жёлтый с фиолетовым в качестве центральной контрастной пары. А вокруг введём синий. Чтобы сделать невозможное и сблизить синий с жёлтым мы их смешаем. В результате они не станут родственными, но при этом образуется новый цвет — сине-зелёный. А он как раз и станет родственным по отношению к ним обоим и выступит промежуточным звеном. Что же касается синего и фиолетового, то они изначально являются родственными. В итоге у нас получатся следующие цвета: жёлтый, фиолетовый, синий, сине-зелёный, жёлто-зелёный.
Гармония на основе повторения цвета
Очень часто в основе цветового единства лежит простое повторение цвета. Когда женщины подбирают себе наряд, то частенько они руководствуются именно таким повторением: к красной шляпке подбирают красную сумочку или красный шарф… В живописи подобное повторение цвета, также, рождает гармонию и колористическую цельность. Это особенно актуально, когда колорит картины состоит из совсем разных, «чужих» цветов. Данный приём реализуется в живописи двумя способами. Рассмотрим их на примере натюрморта с апельсином.
Первый способ: повторение цвета в чистом виде в разных частях композиции
Оранжевый апельсин слишком сильно выделяется на фоне голубой драпировки. Чтобы образовалась взаимосвязь этих противоположных цветов мы вводим оранжевый в голубой. Например, в виде орнамента на этой голубой драпировке. Орнамент простой — это всего, лишь, полоски жёлтого и оранжевого цвета. Они как бы «вторгаются» или «вплетаются» в большую массу голубого и разбавляют его тёплыми красками. Такое повторение оранжевого в голубой среде создаёт их взаимосвязь и гармонию.
Также можно писать в манере, похожей на импрессионизм. То есть мы вводим оранжевый в голубой в виде мазков краски, подобно мозаике. Импрессионисты любили составлять нужный оттенок из чистых цветов. Они ставили мазки краски разного цвета рядом, в результате чего они объединялись и смешивались в глазах зрителя. Это называется оптическим смешением цветов. Подобный способ тоже поможет объединить наш оранжевый с голубым.
Но что делать, если мы пишем не как импрессионисты? Если сюжет не подразумевает никаких орнаментов в драпировке? Если нам нужен сплошной однородный фон? В этом случае можно использовать добавление оранжевого цвета в голубой путём их буквального, механического смешения.
Второй способ: добавление цвета в соседние области путём его смешения с другими цветами
Самый простой способ достичь единства предметов, окрашенных в противоположные цвета — это добавить один цвет в другой, чтобы они смешались и образовали «что-то среднее». Главное избегать грязи в таких смесях. В нашем случае я подмешиваю каплю жёлтого и оранжевого в голубой. Получаем голубой с тёплым оттенком. То есть голубой цвет будет не в чистом виде, а в смесях с тёплыми цветами. То же самое мы проделываем и с оранжевым апельсином. Добавляя в оранжевый цвет чуть-чуть синего или голубого, мы получим оранжевый с холодным оттенком. Таким образом оранжевый и голубой «вливаются» друг в друга, что создаёт цветовое единство и колористическую цельность. Причём это не означает, что вся голубая ткань должна быть с тёплым оттенком. Можно оставить её фрагмент в чистом сине-голубом цвете. Это создаст уместный контраст между драпировкой и апельсином. Но в некоторые фрагменты этой ткани мы добавим жёлтые и оранжевые, и тогда голубой в этих местах станет теплее. Тогда эти участки станут «поддержкой» для апельсина.
На иллюстрации я разместил этюд с введением жёлтого в голубой и голубого в оранжевый, а также этюд без такого смешивания, где фон и апельсин написаны чистыми цветами. Как видите, разница не большая. Но она есть. В первом варианте жёлто-голубая смесь красок едва ощутима. Однако этого достаточно, чтобы связать цвет фона и цвет апельсина.
Во втором варианте, как я уже говорил, апельсин с фоном написаны чистым жёлто-оранжевым и чистым голубым. Однако, живопись не разрушилась, а осталась цельной. Почему? Как Вы могли заметить из предыдущих абзацев, данная пара цветов образует контрастную гармонию. То есть эти цвета хоть и контрастные, но, вместе с тем, гармоничные. Поэтому второй этюд не выглядит разукрашенно и дробно. А это значит, что такой вариант тоже допустим. Однако, он граничит с разукрашиванием, и, если бы здесь были выбраны другие сочетания и другая композиция, то ни о какой гармонии не могло бы быть и речи.
Колорит или цветовой строй
Говоря о взаимосвязи цветов в живописи, нельзя не сказать про колорит. Существует два мнения по поводу значения этого слова. В первом случае под колоритом подразумевается система цветовых сочетаний в живописи, построенная на созвучии. Во втором случае под колоритом понимают общий цвет картины, или совокупность преобладающих цветов. Поэтому нередко можно слышать как о какой-нибудь работе говорят, что она выполнена в тёплом колорите, или, наоборот, в холодном. Также бывает тёпло-холодный колорит и т. д.
Однажды я встретил формулировку, что колорит — это оркестр из красок. Данное определение мне больше всего понравилось. Оно подчеркивает важность цветового созвучия, цветового единства и соподчинения цветов. Кстати, одно из значений слова «гармония» — это единство в многообразии. Таким образом, мы видим что цвета в живописи не должны «жить» отдельно друг от друга, а должны создавать единое целое.
Ввиду важности этой темы, подведём итоги и повторим ключевые моменты, которые помогут начинающим художникам работать над колоритом своих произведений. Мы рассмотрели колористическую цельность и единство на основе объединяющего цвета, добавляемого в остальные цвета картины. Также обсудили взаимосвязь цветов в виде рефлексов (отражений) от соседних предметов. Помимо этого мы поразмышляли над соподчинением цветов на основе ключевых цветовых гармоний. Кроме того, мы увидели как можно достигать гармонии и единства благодаря повторению цвета. Всё это является фундаментом в живописи. Но кроме этих принципов и логики, художник должен ещё руководствоваться чувством цвета. Это чувство где-то врождённое, а где-то развито годами практики. Без него в живописи никак. Поэтому можно назвать идеальным, когда чувства и разум неразрывны и руководят художником в процессе создания прекрасного.
Что такое гармония: использование понятия в разных сферах жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Цвета очень гармонично сочетаются», «мелодия дарит мне ощущение внутренней гармонии», «он гармонично влился в коллектив» – взрослый человек слышал подобные фразы хотя бы раз в своей жизни.
Всех их объединяет слово «гармония», имеющее одно значение, но используемое в самых разных контекстах.
Гармония — это.
В переводе с греческого языка harmonia означает соразмерность, созвучие, согласие, связь.
В русском толковом словаре Даля описано множество синонимов гармонии, относящихся к разным частям речи: соответствовать, отвечать, быть под одно, под стать, согласность, стройность, правильное отношение звуков. В словаре Ожегова этот термин трактуется, как раздел музыкальной теории.
Самым ярким антонимом (что это?), пожалуй, служит понятие хаоса, которое означает беспорядок, смешение, бесформенность, неизмеримость, нескладицу.
Гармония в философии и музыке
Впервые это слово было использовано в философии: с помощью него различные авторы описывали согласие противоположностей в человеке, природе и даже вселенной.
Наш мир разнообразен и порой совсем разные, на первый взгляд, вещи, соединяясь, рождают нечто новое и целое. Например, мужчины и женщины имеют разные начала, отличаются физиологией, психологией, поведением, но при слиянии гармонично дополняют друг друга, образуя нечто большее, чем один плюс один.
Такую же аналогию можно провести с красками. Их много, они кардинально отличаются друг от друга, но при смешении способны создавать прекрасные произведения искусства. Человеческая речь – это тоже сочетание разных звуков, используя которые мы говорим и поем.
Вслед за философами понятие стали использовать музыканты.
В музыке гармония — это стройное сочетание трех и более звуков. То есть, в этом случае гармонией называют как аккорд, так и целую мелодию.
Гармоникой был назван один из разделов музыкальной грамматики, в котором рассматривается принцип соединения нот в аккорды, сложение их в благозвучные тональности.
Гармония в жизни
Наша жизнедеятельность включает несколько разных сфер, в каждой из которых человек осознанно или нет старается достичь состояния удовлетворенности или гармонии – это баланс между внутренним состоянием и тем, что происходит вокруг.
Например, если работа приносит вам радость и хорошие деньги, то можно говорить о присутствии гармонии. И, наоборот. Негативные чувства и эмоции, недовольство трудовой деятельностью и ее плодами являются знаком дисгармонии.
В каких аспектах бытия можно и нужно стремиться к гармоничности:
Можно взять лист бумаги, ручку и оценить уровень гармоничности в каждом из перечисленных пунктов по шкале от 0 до 10.
Гармония предполагает высокие показатели, дисгармония – низкие. Что делать, если отвечая на эти вопросы, вы встретились с негативными эмоциями из-за неудовлетворенности какими-либо аспектами? Ответ один – действовать.
Например, вы изучаете свою духовную сферу и понимаете, что давно хотели заняться танцами, йогой или научиться петь, но все никак «руки не доходят». Мечты так и остаются мечтами долгое время. Значит, пришло время исправить ситуацию, чтобы получать больше радости от жизни.
В социальной сфере вы можете обнаружить, что совсем не уделяете время своему любимому человеку или детям, встречи со старыми друзьями сошли «на нет», а новых знакомств уже давно не наблюдалось.
Дисгармония в материальном аспекте покажет, что вы слишком много трудитесь, но усилия не дают желаемых результатов. Работа без выходных лишает всего остального, и при этом вы все еще не миллионер.
Уволиться, сменить место, должность, сферу труда, заняться собственным бизнесом или, наоборот, уйти в найм – изменения, которые повысят уровень гармонии, будут зависеть от личных обстоятельств.
Гармоничные отношения
Отношения всегда подразумевают две стороны (как минимум): кто-то или что-то относится к кому-то или чему-то определенным образом.
Дружба, любовь, детско-родительская связь, отношения с коллегами – вокруг нас всегда много людей, каждый из которых вызывает в нас разные чувства и потому отличные друг от друга реакции, формы поведения.
Рассмотрим гармоничные отношения на примере любовного союза мужчины и женщины.
Что они из себя представляют? Для такой связи характерны:
Перечисленные особенности вырисовывают идеальную картинку, которая редко встречается в реальности. Вы видели хотя бы одну пару, которая не знает, что такое конфликт, всегда и во всем соглашаются друг с другом? Это вряд ли (если так, то этим двоим должно быть чрезвычайно скучно вместе).
В связи с этим гармоничный союз включает в себя еще одно важное качество – это компромисс.
Мы можем ругаться даже с самыми дорогими и близкими людьми, но умение найти точку соприкосновения в споре, услышать друг друга и пойти на уступки, делают отношения с ними крепкими и стабильными.
Не зря конфликт называют точкой роста – каждое такое противостояние обнажает истинные потребности партнеров.
Им приходится приспосабливаться, притираться друг к другу, учиться быть вместе иным способом. Именно это умение дает высокие шансы на создание прочной, счастливой семьи.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Гармония — это когда тебе зашибись с кем-то! Например, с чужой женой! Ты можешь и не бросать свою законную — там киндеры, общая жилплощадь и всё такое. Опять же тёща привозит всякие соленья, заготовки на зиму.
И даже несмотря на то, что жена ещё не бревно, но уже и не та «куртизанка в постели», какой поначалу была. Расставаться не стоит — гармонию вы всегда себе найдёте. И возможно не одну! Главное в этом поиске — не делать резких движений, чтобы ваша законная эту духовную связь не разрушила.
Гармония не предполагает скандалов — всем должно быть хорошо. Соседке подарки и поцелуй в губы — жене частично зарплату и чмок в лобик. Не перепутайте! 🙂
У людей есть удивительное свойство, придумывать то, чего нет на самом и давать своей придумке объяснение. Придумали термин, под него создают целую философию, но это всего лишь субъективное человеческое восприятие, в физическом же смысле никакой гармонии не существует, ни в звуке, ни в голосе, ни тем более в межчеловеческих отношениях.