Что такое гедонизм простыми словами
Гедонизм: что это такое, основные принципы, плюсы и минусы
Приветствую Вас, друзья!
Каждому из нас нравится заниматься приятными и интересными делами. Но мир не идеален, поэтому приходится идти на компромиссы, постоянно в чём-то себя ограничивать и заниматься скучными, не особо интересными делами. А что если полностью построить свою жизнь так, чтобы получать максимум приятных эмоций и по возможности избегать неприятных?
Впервые эту идею высказал древнегреческий ученый Аристипп, который пришёл к выводу, что смысл жизни заключается в получении удовольствия. Вокруг данного утверждения он построил целое направление в философии – гедонизм. Сегодня мы подробно разберемся в том, что такое гедонизм, узнаем основные принципы данного направления и какую пользу гедонизм принести в реальной жизни. Начнем.
Что такое гедонизм?
Данный термин имеет два значения:
Во втором значении термин «гедонизм» используется редко, поэтому мы рассматриваем именно философский или этический гедонизм. Он в свою очередь может принимать одну из двух форм:
Этический гедонизм строится на убеждении, что весь смысл жизни человека определяется желанием получать удовлетворение от всего, что он делает. Ни одна из жизненных сфер не должна причинять дискомфорта. Человек должен любить свою работу и получать от неё удовольствие, рядом должны быть приятные ему люди, у него должны быть интересные увлечения. При этом все неприятные явления следует полностью исключить.
Основная идея гедонизма заключается в том, что нужно прожить приятную для себя жизнь, наполненную положительными эмоциями и увлекательными занятиями, при этом в ней не должно быть страданий.
Как проявляется гедонизм?
Гедонизм подразумевает не только выбор занятий, доставляющих удовольствие, но и отказ от всего, что причиняет дискомфорт. И вторую часть большинству людей понять гораздо сложнее. Многие из нас постоянно занимаются не приносящими радости делами, от которых можно было бы полностью отказаться. Иногда мы просто не можем отличить настоящее удовольствие от навязанного. В таких ситуациях нам кажется, что мы отдыхаем, хорошо проводим время с друзьями, а на самом деле мы пребываем в сильном напряжении.
Наверняка и у вас бывали ситуации, когда вы соглашались поучаствовать в каком-то «развлекательном» мероприятии, несмотря на отсутствие желания. Например, друзья пригласили в клуб, и вы не смогли отказать, поэтому весь вечер провели в дискомфортной для себя обстановке. Формально такое времяпровождение считается отдыхом, но на практике оно может утомить сильнее, чем самая сложная работа. Поэтому умение говорить «Нет!» – один из важнейших навыков гедониста.
Сложно найти двух человек с одинаковыми интересами и желаниями, поэтому гедонизм у всех проявляется по-разному. Главное – уметь выделять для себя дела, которые доставляют истинное удовольствие и не причиняют неудобств. Гедонистом можно назвать человека, который «прожигает» жизнь, всячески развлекается, выпивает с друзьями, живёт сегодняшним днём и не думает о завтрашнем. Точно так же гедонистом является успешный бизнесмен, который находит удовольствие в том, чтобы посвящать всё свободное время работе и строить подробные планы на годы вперёд.
Принципы гедонизма
Для полного понимания того, что такое гедонизм, достаточно знать один основополагающий принцип данного учения – нужно жить в своё удовольствие, избегая страданий. Всё остальное – индивидуально, ведь каждый человек находит удовольствие в разных вещах.
При этом существуют определенные факторы, влияющие на количество и качество эмоций, которые нам доставляют любимые занятия. Если хотите получать больше удовольствия от жизни, запомните эти принципы и учитывайте их, когда строите планы.
Разумеется, следование принципам гедонизма подразумевает не только поиск удовольствий, но и избегание дискомфорта. Поэтому всегда заранее думайте о том, действительно ли вы хотите заниматься тем, что планируете. Желательно также спрашивать об этом у окружающих, ведь гедонизм подразумевает, что хорошо всем, а не только вам. И не забывайте, что нет ничего плохого в том, чтобы отказаться от неинтересного времяпровождения, предложенного друзьями.
История развития гедонизма
Основал данное учение древнегреческий философ Аристипп (V – IV вв. до н. э.). Он считал, что у человеческой души есть два основных состояния: удовольствие и страдание. По его мнению, между разными видами этих двух чувств нет особой разницы, и меняется только их интенсивность. Аристипп заложил основной принцип гедонизма: получать максимум удовольствий от жизни, избегая страданий.
Эпикур (IV — III вв. до н. э.) считал, что человек должен прожить «удавшуюся» жизнь, а важнейшим показателем удавшейся жизни он считал отсутствие страданий и несчастий. В понимании Эпикура, счастливый человек – это тот, кому не приходится заниматься неприятными делами. При этом он не придавал большого значения изысканным удовольствиям и роскоши, считая, что наиболее важными являются простые и доступные блага: личное счастье и крепкая дружба.
Английский философ Генри Сиджвик (1838-1900) по-своему определял, что такое гедонизм. Он разделил это понятие на два: «этический гедонизм» и «психологический гедонизм» (мы рассматривали их выше). Первый термин используется для обозначения классического философского гедонизма, каким его описывал Аристипп. Второй подразумевает заложенное в нашей психике стремление к удовольствиям и избегание страданий.
Плюсы и минусы гедонизма
Гедонизм – это система принципов, направленная на то, чтобы повысить уровень счастья каждого человека в отдельности и человечества в целом. С этой точки зрения его пользу можно считать неоспоримой. Так же, плюсы гедонизма проявляются в следующем:
Имеются у гедонизма и некоторые недостатки:
Заключение
Гедонизм – это учение, в основе которого лежит красивая и жизнеутверждающая идея: каждый человек должен прожить счастливую жизнь, получив максимум удовольствия и испытав минимум страданий. Разумеется, не нужно воспринимать эту идею слишком буквально, думая, что счастливо жить можно, только если у тебя есть яхта, плавающая где-нибудь в средиземном море.
Суть гедонизма не в том, чтобы получать какие-то излишества, а в том, чтобы каждый день делать правильный выбор. Нужно выбирать то, что нравится, отказываясь от всего остального. Нам каждый день приходится принимать решения разного масштаба, и гедонизм просто подсказывает нам, какие варианты нужно предпочитать, а какие – сразу же отметать.
Гедонисты, эпикурейцы, сибариты и жуиры
Жизнь человека – это непрерывная череда удовлетворения постоянно возникающих естественных потребностей и желаний.
Опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в любую историческую эпоху счастливым и мудрым человеком можно назвать того, кто сумел построить свою жизнь таким образом, что большинство своих физиологических и интеллектуальных потребностей смог удовлетворять исключительно с удовольствием.
Как писал известный французский философ Мишель Монтень (1533- 1592), родоначальник литературного жанра философское эссе, в своем известном произведении «Опыты мудреца»: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствия».
Древнеиндийские йоги удовлетворенность называли словом сантоша, а состояние бесконечного блаженства, абсолютного счастья словом ананда (санскрит).
Европейцы людей, ориентированных на жизнь в свое удовольствие, в разные исторические периоды называли гедонистами, эпикурейцами или сибаритами.
Гедонизм (от лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — одно из философских направлений этики. Его представители считают физические и духовные удовольствия высшим благом и условием счастья в жизни.
Основоположником гедонизма считается современник Сократа, древнегреческий философ Аристипп Киренский (родом из Кирены, около 435—366 гг. до н.э.).
Основанная им философская школа Киренаики была популярна у современников и имела множество последователей. Это философское направление разделяло гедонизм на универсальный, психологический и этический.
Аристипп различал два состояния души человека: удовольствие – как мягкое, нежное и боль – как грубое, порывистое движение души.
Путь к счастью, по мнению Аристиппа, в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Отсюда: смысл жизни – именно в получении исключительно физического удовлетворения.
Основной парадокс гедонизма заключается в том, что для получения максимального наслаждения необходимо себя ограничивать.
Понятие «гедонизм» зачастую использовалось и используется в негативном смысле для описания чисто материально-ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.
Такая трактовка гедонизма слишком примитивна, что подтверждают слова самого Аристиппа: «Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».
Многие последователи Аристиппа рассматривали гедонизм как основополагающую нравственную ценность общества. Философская школа Киренаики впоследствии перешла в эпикурейскую. В период Античности эпикуреизм считался одним из наиболее влиятельных философских течений
Свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилини(Митилене)на острове Лесбос, великий древнегреческий ученый Эпикур (341-271 гг. до н. э.) основал в 303 г. до н. э.
В 307 г. до н. э. школа переехала в Афины и расположилась в саду философа и поэтому получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».
Над входом в это живописное место висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. При этом Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное состояние души.
Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.
От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.
Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.
В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяли человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.
Эпикуреец не боится смерти: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», – утверждал философ.
Как писал современник Эпикура Диоген Лаэртский, философ скончался от камня в почках. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Эпикур прожил 70 лет, по тем временам он считался долгожителем.
Примерно так же закончил свой жизненный путь наш великий писатель А.П. Чехов (1860-1904). Долгие годы он страдал туберкулезом. Для лечения болезни в 1904 г. А.П. Чехов поехал на известный немецкий курорт Беденвайлер.
Первое время писателю было немного легче. Однако 2(15) июля писатель почувствовал недомогоние. Он попросил подать ему шампанского. Выпив бокал шампанского, он отвернулся и смиренно ущел в мир иной. Было ему всего 44 года.
Известный американский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в конце своей жизни в одном из интервью сказал, что единственное, о чем он сожалеет это то, что мало пил шампанского.
В древнегреческой философской литературе людей, живущих для житейских услад и утех, называли сибаритами. Слово «сибарит» происходит от названия древнегреческой колонии Сибарис, основанной ахейцами и жителями Тройзена.
Сибарис располагался в Лукании, около города Кротона. Этот город славился своим богатством и роскошью, а его жители отличались сластолюбием и разнузданностью нравов.
За городом сибариты строили искусственные гроты, в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой жителей.
Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо.
Жители Сибариса настолько прославились любовью к роскоши и праздному времяпрепровождению, что с тех пор слово «сибарит» приобрело нарицательное значение.
В царской России в позапрошлом веке людей, живущих весело, беззаботно, в свое удовольствие на французский манер называли жуирами (от французского глагола jouir — наслаждаться) и бонвиванами.
Так называли весельчаков, праздных кутил, ведущих беззаботно веселую жизнь, людей, ищущих в жизни только чувственных наслаждений и удовольствий
В наши дни слова жуир и бонвиван фактически забыты и практически не употребляется в современной разговорной речи.
Слова гедонист, эпикуреец и сибарит в современном русском языке употребляется достаточно редко, но их значения сохранилось ими называют сластолюбивых людей, живущих исключительно в свое удовольствие. При этом эти слова имеют некоторый оттенок осуждения, выбранного образа жизни.
Во многом взгляды древних философов на жизнь в удовольствие перекликаются с учением Зигмунда Фрейда (1856–1939), австрийского врача и психолога. Он был основателем теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в.
Как известно, З. Фрейд разработал новую «археологию личности», выдвинув гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул – стремление к получению удовольствия.
Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно открыть все тайны мотивов поведения человека. По его мнению, все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо.
Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле – как энергию, которую излучает соответствующий пол.
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Лежит в основе мирозданья
Началом всех является начал.
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Источник творчества и вдохновенья
Для тех, кто уникальные шедевры создавал
Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,
Словно горячая испанская коррида,
Как зажигательный бразильский карнавал,
Щекочет нервы, вновь будоражит кровь,
Сулит блаженство, страсть, любовь.
Несмотря на возраст, у человека сохраняются потребности и желания, от удовлетворения которых он может получать удовольствия.
Очевидно, что главное удовольствие и наслаждение для человека – это сама жизнь. Чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно научиться правильно ее организовывать.
Не плыть по течению и уповать на судьбу, а определить свои жизненные приоритеты, потребности, желания, удовольствия, радости и находить возможности и способы их разумного удовлетворения.
Прежде всего, всякое желание должно быть разумно. Главное – правильно понимать желания и удовольствия, стараться оптимизировать их и выстраивать иерархию потребностей, тогда реальное и глубокое удовольствие можно получать даже от очень простых вещей.
Простая родная природа, простая здоровая пища, простой уютный дом, простая удобная одежда, простая, милая девушка, простая мужская дружба, простые, добрые слова, простые движения и др.
Очень часто именно в простоте мы находим истинную гармонию, рациональность и функциональность, успокоение, умиротворение и удовлетворение.
Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями.
Это касается, прежде всего, питания, употребления алкоголя, курения, случайных половых связей, азартных игр, экстремальных видов спорта и др.
Исследования психологов показывают, что примерно 70% всех удовольствий в течение жизни человек получает от еды.
Как подсчитали ученые, в среднем на прием пищи у человека уходит примерно пять лет жизни. Поэтому, если не есть, а с наслаждением вкушать пищу, то пять лет гастрономического удовольствия в жизни вам гарантировано.
К сожалению, самое сильное и эмоционально яркое физическое удовольствие в жизни от оргазма у мужчины длится гораздо меньше, чем от приема пищи.
Очевидно, что это очень усредненные расчеты, поскольку люди очень разные и их сексуальные возможности тоже сильно варьируются.
Если полностью и рационально использовать этот могучий арсенал желаний, удовольствий, услад и наслаждений, то и старость может стать в радость, а каждый день превратится в настоящий праздник жизни.
Гедонизм: что это такое простыми словами. Хорошо это или плохо?
Каждый человек бежит от реальности по-своему. Имея дело не с истинной реальностью, а с отражением реальности в наших умах, мы думаем о том, как бы наполнить свое бытие разными приятными событиями и перестать искать пресловутый смысл жизни. На фундаментальные вопросы однозначных ответов нет, не было и никогда не будет, поэтому каждый индивид стремглав мчится в тот иллюзорный мир, благодаря которому он забьет себе в голову уже готовые ответы и не будет думать о том, зачем и почему он здесь оказался.
Будет ли голова такого человека использоваться по назначению и генерировать конструктивные идеи? Будет ли такой человек развивать свое критическое мышление и докапываться до истины? Хотелось бы ответить утвердительно, но зачем обманывать самих себя…
✔ Современный мир – это мир тотального гедонизма. И этот мир предлагает такое огромное количество развлечений на любой вкус и кошелек, что у большинства представителей рода человеческого на уме только одно – как бы оттянуться на всю катушку и не нести никакой ответственности за свои же действия.
Это началось не сегодня и не вчера, ведь люди всегда стремились к наслаждениям и удовольствиям. Вот только в бесконечной погоне за сиюминутными радостями многие прожигатели жизни забывают о том, что без духовной составляющей достичь истинного счастья просто невозможно.
Возведение наслаждения в апогей – это естественное состояние для людей во все времена или завуалированная попытка власть имущих разделить мир и властвовать над ним? В чем заключается смысл гедонизма? Кто придумал гедонизм? Кто такие гедонисты? Гедонизм – это хорошо или плохо? Какая связь между гедонизмом и эвдемонизмом? А между гедонизмом и эпикурейством? Сейчас разберемся!
✔ Гедонизм: что скрывается за этим древнегреческим словом?
Гедонизм (в переводе с древнегреческого «удовольствие», «наслаждение») – одно из аксилогических учений, направлений этики и философских течений, согласно которому единственной реальной ценностью, смыслом всей жизни и наивысшим благом является удовольствие. Все же остальные жизненные ценности – всего лишь средства достижения высшего удовольствия, поэтому они имеют инструментальный характер.
Если говорить простыми словами, то удовольствие – это то, к чему обязан стремиться любой человек, и не важно, какими именно способами он будет получать это удовольствие. Согласно гедонизму, есть только наслаждение (высшая цель в жизни каждого индивида) и все остальное в этом мире, благодаря чему индивид этой цели достигает (средства, инструменты для достижения цели).
Так как сам по себе гедонизм не является самодостаточной и законченной системой моральных ценностей, то его следует рассматривать лишь как ценностное основание для построения такой системы. Гедонизм – это базис, как сказал бы Карл Маркс.
✔ Кто придумал гедонизм?
⚑ Автором гедонизма считается Аристипп – древнегреческий философ, который жил в 435-355 годах до нашей эры и был современником Сократа. Этот мудрец учил, что существует два состояния человеческой души: удовольствие и боль.
Удовольствие, согласно Аристиппу, представляет собой нежное, приятное и мягкое движение души, а боль – порывистое, неприятное и грубое движение души. Чтобы быть счастливым, человеку необходимо не только стремиться к достижению максимального удовольствия, но и в процессе этого избегать болевых ощущений.
Никакой разницы между видами удовольствия философ не видел, ведь в своей сущности все удовольствия качественно похожи друг на друга. Смысл же жизни, если верить Аристиппу, заключается в получении именно физического удовольствия.
Но не стоит путать концепцию древнегреческих гедонистов с концепцией их современных последователей. Аристипп и его ученики рассматривали гедонизм не как желание удовольствия, которое присуще всем живущим на планете Земля индивидам, а как философский принцип. Они наслаждаются удовольствиями, но не максимизируют их.
Удовольствие – это проявление свободы духа, а не потакание примитивным инстинктам, которое в современном мире уже превратилось в бизнес.
Русский философ, антиковед, профессор, доктор филологических наук и переводчик Алексей Федорович Лосев писал об этом так: «Принцип древнегреческих киренаиков (представителей философского учения Аристиппа из Кирены) заключался не просто в удовольствии ради удовольствия и наслаждении ради наслаждения, а во всегда наполненном наслаждениями свободе духа. И свобода этого пропитанного удовольствиями духа не зависит и никогда не зависела от каких-либо внешних влияний».
Аристипп учил, что нет никакого смысла увеличивать число наслаждений, чтобы достичь максимального счастья. Чтобы стать счастливым человеком, нужно всего лишь уметь правильно наслаждаться теми физическими удовольствиями, которые присутствуют в его жизни. Нужно как можно глубже погружаться в суть удовольствия и открывать его новые грани, а не идти вширь, ища все новые и новые виды удовольствий.
✔ Гедонизм как философское течение: история развития идеи
Учение Аристиппа не получило широкого распространения в традиционных обществах из-за дефицита ресурсов. Не только в других странах, но и в Древней Греции, где это философское течение и было создано, оно часто подвергалось критике и переосмыслению. Одни философские школы рассматривали его как примитивный призыв к увеличению потребления, другие – как манипулятивный прием, третьи – как разумную концепцию, основанную на основоположных принципах человеческого бытия.
В доиндустриальном и индустриальном обществе все удовольствия были ограничены этическими нормами по принципу «делу – время, а потехе – час». После формирования протестантской этики ресурсы начали использовать рационально. Из источника получения удовольствия богатство под влиянием этики протестантизма трансформировалось в признак религиозной избранности.
В начале восемнадцатого века гедонизм занял прочное место в психологии европейских аристократов и стал одним из их отличительных жизненных принципов. Особую актуальность это философское течение приобрело среди французов во времена правления Людовика Пятнадцатого.
Но идею внутреннего самонаслаждения свободного духа жители славной Франции восприняли по-своему: они трактовали её как низменное стремление к примитивным и низменным удовольствиям, которые в приличном обществе ассоциировались с аморальным и вульгарным поведением.
Вернуть серьезный философский подход к гедонизму удалось английскому философу, социологу, юристу, моралисту и правоведу Иеремии Бентаму. Бентам не только помог осознать обществу, что гедонизм – это не какая-то там вульгарная философия, которую циничные прожигатели жизни используют для самооправдания, но и стал основателем этической теории утилитаризма.
⚑ Утилитаризм – это этическое учение, согласно которому общество обязано заботиться о максимизации удовольствия всех своих членов. Правильная организация общества – это когда действия всех людей максимально приносят друг другу удовольствия и не причиняют никаких страданий. Если же избежать страданий нельзя, то их нужно минимизировать.
Французский моралист, писатель и мыслитель Себастьен-Рок Никола де Шамфор писал о разумном гедонизме так: «Наслаждайся и дари наслаждение, но не причиняй зла ни себе, ни другим людям». А британский философ Джон Милль в своей работе «Утилитаризм» (1861) рассуждал так: «Конечная цель любого человека – это не личное счастье, а сумма общего счастья всех живущих людей на планете».
В отличие от гедонизма, утилитаризм не допускает чисто личных и эгоистических стремлений. Это учение дает конкретные предписания для поведения представителей рода человеческого. Утилитаризм – это надстройка, как сказал бы все тот же Карл Маркс.
✔ Гедонизм и эпикурейство: какая между ними связь?
С тем, что такое гедонизм простыми словами, мы уже разобрались. Но какая же связь существует между гедонизмом и эпикурейством? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно понять, что такое эпикурейство.
⚑ Эпикурейство – это философское учение, суть которого заключается в том, что наслаждение жизнью – это высшее благо. Наслаждаться же бытием человек может, согласно эпикурейцам, только в том случае, если в его жизни отсутствуют тревоги и физические боли, и у него нет страха перед смертью и богами, равнодушными ко всему происходящему в мире смертных.
Основателем эпикурейства является Эпикур – древнегреческий философ, живший в 342 (или 341) – 271 (или 270) годах до нашей эры в Афинах. И сам Эпикур, и его последователи были известны тем, что питались простой пищей и обсуждали самые разные философские вопросы. Эпикур позволял вступать в его школу рабам и представительницам прекрасного пола, что в те времена было абсолютным нонсенсом.
Цель философии для Эпикура – помощь людям в достижении безмятежной жизни и счастья. Чтобы человек смог прожить именно такую спокойную и счастливую жизнь, ему необходимо освободиться от страхов и обрести душевное спокойствие. Счастливая жизнь характеризуется и апонией (отсутствием физических болей).
⚑ Для эпикурейцев наслаждение – это избавление от страха, несчастий и страданий. Они не проповедовали погоню за физическими удовольствиями, а утверждали, что человек, желающий познать истинное удовольствие, должен довольствоваться малым и ценить простые радости типа дружбы и брака. Если индивид будет придерживаться этих простых принципов, то проживет свою жизнь не зря.
Эпикур, как и Аристипп, удовольствие считал одной из важнейших частей человеческой жизни. Удовольствие он рассматривал не только как получаемый в процессе размышлений высший результат деятельности человеческого ума, но и совокупность множества физических и естественных для человека наслаждений. Эпикур утверждал, что без удовлетворения низших физических потребностей о достижении более высоких наслаждений не стоит и думать.
Но удовольствие не должно быть сверхмерным, ведь отсутствие страданий – это уже удовольствие. Человек не должен жить только ради удовлетворения физических потребностей. Гнаться за физическими удовольствиями он имеет право только до тех пор, пока не сможет в достаточной мере удовлетворить свои базовые потребности.
✔ Эпикур выделял три основных вида потребностей и удовольствий:
⚑ Какая же связь между гедонизмом и эпикурейством существует? При поверхностном взгляде на два этих философских течения может возникнуть мысль, что они проповедуют одни и те же принципы счастливой жизни. Но если копнуть глубже, то можно заметить, что гедонизм, который возник раньше, транслировал одну главную идею: физические наслаждения – это та цель, ради которой человек проживает свою жизнь. И для достижения этой цели можно использовать самые разные методы (и конструктивные, и деструктивные).
Эпикурейство же призывало избегать бессмысленных излишеств и искать баланс в процессе удовлетворения не только физических, но и духовных потребностей. Подход эпикурейцев к удовольствиям имеет много общего с философским учением позитивизма в познании.
✔ Гедонизм и эвдемонизм: что между ними общего?
В том, какая связь существует между гедонизмом и эпикурейством, мы разобрались. А что общего между гедонизмом и эвдемонизмом?
⚑ Эвдемонизм (в переводе с древнегреческого «счастье», «блаженство», «процветание») – это этическое направление, суть которого заключается в признании основой поведения человека и критерием нравственности его бесконечное стремление к счастью.
Философ Аристотель, учение которого относится к эвдемонизму, считал, что счастье – это наивысшее благо для всех живущих на планете людей, поэтому каждый из нас всегда избирает счастье ради него самого и никогда не отдает предпочтение счастью ради чего-то другого.
Со временем в эвдемонизме возникло несколько направлений, одним из которых было гедонистическое направление. К представителям этого направления относят таких мыслителей, как Ламетри, Гассенди, Гольбах и Вольтер. Но, в отличие от стопроцентных гедонистов, поклонники гедонического эвдемонизма ставят удовольствие в прямую зависимость от человеческих добродетелей. Высшим родом удовольствия в данном случае являются не низменные физические наслаждения, а утонченные духовные удовольствия.
И гедонизм, и эвдемонизм признают, что стремление к удовольствию и счастью – это основная цель человека, достичь которой он пытается всю свою жизнь. Но гедонизм олицетворяет собой стремление к физическим удовольствиям, эвдемонизм же проповедует удовольствия души, а не тела.
✔ Гедонизм в современном обществе – это хорошо или плохо?
Быть гедонистом в условиях нашей реальности – это хорошо или плохо? Все зависит от того, какой именно вид гедонизма человек практикует. Доведенный до максимума гедонизм может лишить индивида, для которого погоня за наслаждениями является смыслом и целью всей жизни, самого главного – его души. Одержимый постоянным поиском удовольствий человек постепенно превращается в бездушную машину, думающую лишь об одном – что бы еще такого сделать, чтобы получить очередную дозу эндорфинов.
⚑ Существует два вида гедонизма: хороший (конструктивный, здоровый, разумный) и плохой (деструктивный, нездоровый, неразумный). Хорошим и конструктивным гедонизм можно назвать тогда, когда человек, искренне заботясь о себе и своем комфорте, ищет для себя самого лучшего: покупает качественные продукты питания и одежду, приобретает бытовую технику, которая помогает ему сэкономить время и потратить его на какие-то приятные и полезные занятия, регулярно сдает все необходимые анализы и проверяет состояние своего здоровья, умеет качественно отдыхать и т.д.
Если в поведении гедониста присутствует необходимая и обусловленная завтрашним днем и базовыми потребностями забота о себе, то он исповедует конструктивный гедонизм. Комфортные условия, здоровый образ жизни, вкусная и полезная еда, полноценный отдых положительно влияют на людей, продлевают их жизнь, повышают уровень работоспособности, помогают найти время на творчество и креатив.
В своем здоровом проявлении гедонизм – это прекрасное явление, благодаря которому человек может легко отказаться от назойливых советов и рекомендаций окружающих людей, заниматься любимым делом, общаться с интересными и вдохновляющими его личностями, чувствовать себя счастливым и самодостаточным. Если рассматривать гедонизм глобально, а к собственным ощущениям и здоровью относиться как к главным составляющим чудесной и успешной жизни, то это учение помогает стать более здоровой и зрелой личностью.
Плохим и деструктивным гедонизм является тогда, когда ориентированный только на удовольствия индивид, не беря на себя ответственности за собственные действия, не думая о здоровье, накоплениях, социальных связях и будущем, тратит свое драгоценное время впустую и не развивается как личность. Хотя материальный мир и предлагает бесчисленное множество развлечений, но у всего в этом мире есть начало и конец. На каком-то этапе жаждущий наслаждения прожигатель жизни вдруг понимает, что его больше ничего не радует: все этапы какой-то части привлекающих его наслаждений уже успешно пройдены, а новых объектов на горизонте не наблюдается.
После такого неприятного открытия одни деструктивные гедонисты начинают употреблять психоактивные вещества или алкоголь в повышенных количествах в надежде вернуть былое удовольствие от жизни, другие же впадают в глубочайшую депрессию или заканчивают жизнь самоубийством.
✔ Как распознать деструктивного гедониста?
Стать деструктивным гедонистом может каждый из нас, но чаще всего к нему склонны люди с набором определенных характеристик. Если индивид стал поклонником деструктивного гедонизма в подростковом возрасте, то своевременный контроль со стороны родителей и учителей еще может спасти его от морального разложения. Если же это взрослый человек, то вряд ли он станет прислушиваться к советам других людей и менять свой привычный образ жизни.
На заметку людям, которые хотят переделать такого человека и заставить его смотреть на мир сквозь призму совершенно противоположных жизненных ценностей: чем раньше вы снимете розовые очки, посмотрите правде в глаза и перестанете тратить энергию на это бессмысленное занятие, тем лучше! Взрослые люди меняются и добровольно вносят коррективы в свой внутренний набор жизненных принципов, стереотипов и шаблонов только тогда, когда у них внутри формируется такой запрос. Пока же у человека такой внутренней необходимости нет, то у него не будет и возможностей для реализации этой необходимости.
Деструктивными гедонистами чаще всего становятся люди инфантильные, со слабой силой воли, нестабильной и скачущей самооценкой (сегодня на голове роскошная корона, а завтра – дырявое ведро), стремлением к получению благ без каких-либо усилий. Они ленивые, не умеют контролировать себя и презирают дисциплину, а их эмоции и необузданные желания часто берут верх над здравым смыслом.
Деструктивный гедонист все время гонится за наслаждениями, поэтому никогда не ощущает себя в текущем моменте и не умеет получать от него удовольствие. В отличие от конструктивного гедониста, который сначала накапливает ресурсы, а потом тратит их на то, чтобы насладиться полноценным отдыхом и заработанными честным трудом благами, деструктивный гедонист действует по-другому. Он пребывает в постоянном поиске, поэтому не получает никаких ресурсов, которые потом мог бы потратить на приобретение наслаждений и благ.
Деструктивные гедонисты-эстеты всегда судят по внешнему виду. Внутренний мир людей их мало волнует, лишь бы те были модно одеты и держали в руках новую модель айфона. Погоня за удовольствиями у таких индивидов часто заканчивается потерей возможностей для реализации внутреннего потенциала, фрустрацией и проблемами со здоровьем.