Что такое гелиопольская эннеада
Гелиопольская эннеада
Гелиопольская эннеада.
В силу особого положения Гелиополя, как древнего важного политического центра, постепенно из ряда различных патриархальных космогонических сказаний наиболее широкое распространение получает именно гелиопольский вариант, становящийся впоследствии как бы официальной космогонией. Не случайно, что именно этот вариант известен и античным писателям. Он является господствующим (но, разумеется, не единственным) уже в «Текстах Пирамид», и он же, в конечном итоге, формирует официальную генеалогию Осириса, втягивая таким образом, в свою орбиту один из важнейших культов Египта.
В силу изложенного неудивительно, что гелиопольское сказание дошло до нас не только в отдельных отрывках, но и в виде полных описаний всего процесса мироздания.
Легенда гласит следующее:
Окруженное горами, протянувшимися вдоль берегов великого Нила, лежит солнечное царство Та-Кемет – «черная земля». Сейчас она населена людьми, живущими в богатых и красивых городах, а в давние времена здесь властвовал лишь хаос – бескрайний океан, не имеющий ни дна, ни берегов. Назывался он Нун. Его темные холодные волны были неподвижны. Вокруг царили тишина, покой и мрак. Так проходили тысячелетия, и вот однажды из глубины Нуна появился Атум. Его окружала вода, клокотавшая и бурлившая. Она пыталась затянуть бога в свои водовороты, и тому пришлось срочно создавать сушу, чтобы спастись от неминуемой гибели.
Оторвавшись от поверхности океана, Атум поднялся над мрачной бездной:
И вдруг Атум услышал шум, к холму приближались его дети. Он узрил их своим новым глазом.Атум очень обрадовался. Но его новый глаз был не доволен возвращению прежнего глаза. И Атум предложил поместить его на лоб.
Отныне знаменитая Гелиопольская «Великая Девятка богов», т. е. Атум-Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида, становится во главе египетского пантеона, и творимые в других центрах по ее образу и подобию различные иные «Девятки» будут различаться от нее главным образом только заменой некоторых богов божествами местными с обычным возведением в роль творца мира главного местного бога, часто к тому же сливаемого с гелиопольским Ра.
Что такое гелиопольская эннеада
Гелиополь никогда не был политически значимым городом, но всегда оставался важнейшим культовым центром. Цикл космогонических мифов здесь оформился в период V династии. Девять богов — эннеада — стояли у истоков Вселенной и миропорядка. Вначале был один лишь Нун — первозданный океан, холодная водная гладь, из которой однажды вышел бог Атум (впоследствии отождествленный с Ра) и начал творить. Он поднял из вод первородный холм Бен-Бен и встал на него. Затем демиург оплодотворил сам себя и породил Шу (Воздух) и Тефнут (Влагу), но дети Атума потерялись в глубинах Нуна. Отчаявшийся отец вырвал свой глаз и отправил его на их поиски. Око разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно, от радости Атум заплакал, и из этих слез появились люди. Люди — это слезы солнца, что подтверждалось игрой слов (люди и слезы звучали одинаково — «ремет»).
От союза Шу и Тефнут родились Геб (Земля) и Нут (Небо), они полюбили друг друга еще в утробе и появились на свет, крепко обнявшись. Лишь их отцу богу Шу удалось пробраться между Гебом и Нут и разделить их (по приказу Атума). С тех пор между небом и землей лежит воздушное пространство.
Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, ставшую ему женой, Сета и Нефтиду, а также Хора Бехдетского (Хора Старшего). Так, благодаря солнечному акту творения были созданы и упорядочены все основные элементы во Вселенной.
Эннеада
Эннеада в иероглифах | ||||||||||
Эннеада (греч. Ἐννεάς — «девятка») — девятка главных богов в Древнем Египте, изначально возникшая в городе Гелиополь.
Древнейшая известная в Египте теогоническая и космогоническая система. Боги Эннеады считались первыми царями Египта. В других городах Египта создавались свои девятки богов по образцу гелиопольской.
Содержание
Боги Эннеады
Галерея
См. также
Ссылки
Мифология | Аб • Аменти • Андросфинкс • Анх • Атет • Ба • Бенбен • Бенну • Грифоны • Джед • Дуат • Ка • Криосфинкс • Нумерология • Огдоада • Пантеизм • Политеизм • Поля Иалу • Сах • Священный скарабей • Сектет • Сфинкс • Уаджет • Уас • Урей • Фиванская триада • Хат • Хиеракосфинкс • Ху • Четыре сына Хора • Эманация • Эннеада • Язычество | |
---|---|---|
Боги | Абеш-ими-дуат • Аби • Айхи • Акен • Акер • Ам-хех • Амон • Амонемипет • Амсет • Анеджти • Анубис • Апис • Атон • Атум • Аха • Аш • Ба-Пеф • Баби • Банебджедет • Бата • Бес • Бухис • Венег • Геб • Германубис • Гор • Гор-ахти • Дуамутеф • Имиут • Имхотеп • Ипет-хемет • Квебехсенуф • Кебу • Кук • Маахес • Мандулис • Меримутеф • Мехен • Мин • Мневис • Монту • Немти • Непри • Нефертум • Нехебкау • Нун • Онурис • Осирис • Петбе • Птах • Ра • Рем • Себек • Серапис • Сет • Сокар • Сопду • Татенен • Текем • Тот • Туту • Уадж-вер • Упуаут • Ха • Хапи • Хапи • Хека • Хемен • Хентиаменти • Хепри • Херишеф • Хех • Хнум • Хнум-Ра • Хонсу • Ченти-чети • Шаи • Шед • Шезму • Шу • Ях | |
Богини | Амаунет • Аментет • Анат • Анит • Анукет • Астарта • Бат • Баст • Иабет • Инпут • Исида • Иунит • Иусат • Кадеш • Кебхут • Маат • Мафдет • Менхит • Меритсегер • Мерт • Месхенет • Мехурт • Мут • Нейт • Нефтида • Нехбет • Нут • Око Ра • Пахт • Рат-тауи • Рененутет • Сатис • Селкет • Сехмет • Сешат • Сиа • Сопдет • Та-Бичет • Таурт • Тененет • Тефнут • Уаджит • Унут • Уретхекау • Усрет • Хатмехит • Хатхор • Хаухет • Хедетет • Хекат • Хемсут • Хенсит • Царица Небесная | |
Демоны | Амат • Апоп • Шезму | |
Тексты | Амдуат • Книга врат • Книги дыхания • Книга загробного мира • Книга земли • Книга мёртвых • Книга Небесной Коровы • Книга пещер • Литания Ра • Тексты пирамид • Тексты Саркофагов | |
Верования | Атонизм • Философия • Канопа • Отверзение уст • Погребальные обряды • Проклятие фараонов • Ушебти • Формула подношения • Храмы | |
Полезное
Смотреть что такое «Эннеада» в других словарях:
ЭННЕАДА — девятка богов, в египетской мифологии девять изначальных богов города Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис. Исида, Сет, Нефтида. Представляет собой древнейшую известную нам в Египте теогоническую и космогоническую систему. По образцу… … Энциклопедия мифологии
Эннеада — в мифах древних египтян девятка богов (девять изначальных богов города Гелиополь: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида). Боги эннеады считались первыми царями Египта. В других египетских древних городах создавались свои девятки … Исторический словарь
Эннеада — девятка богов в егип. миф. девять изначальных богов г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Представляет собой древнейшую известную нам в Египте теогонич. и космогонич. систему. По образу гелиопольской в др … Древний мир. Энциклопедический словарь
Эннеада — (егип.) – «девятка богов» – девять изначальных богов города Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида … Мифологический словарь
Эннеада — в мифах древних египтян девятка богов (: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида). Боги эннеады считались первыми царями Египта. В других египетских древних городах создавались свои девятки богов … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
ВЕЛИКАЯ ЭННЕАДА — ВЕЛИКАЯ ЭННЕАДА, гелиопольская Эннеада, в египетской мифологии великая девятка богов: Атум (см. АТУМ) и восемь богов, порожденных им: Шу (см. ШУ), Тефнут (см. ТЕФНУТ), Геб (см. ГЕБ), Нут (см. НУТ (в мифологии)), Осирис (см. ОСИРИС), Сет (см. СЕТ… … Энциклопедический словарь
МАЛАЯ ЭННЕАДА — в египетской мифологии сорок два бога (по количеству номов Др. Египта), к которым во время суда Осириса умерший обращался с оправдательной речью … Большой Энциклопедический словарь
МАЛАЯ ЭННЕАДА — МАЛАЯ ЭННЕАДА, в египетской мифологии сорок два бога (по количеству номов Др. Египта), к которым во время суда Осириса (см. ОСИРИС) умерший обращался с оправдательной речью … Энциклопедический словарь
Плотин — Дата рождения: 204/205 Место рождения … Википедия
Плотин (жизнь) — Порфирий Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике, и из за такого своего настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине. А позировать… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
Что такое гелиопольская эннеада
Здесь мы более детально рассмотрим особенности каждой из них.
В силу особого положения Гелиополя, как древнего важного политического центра, постепенно из ряда различных патриархальных космогонических сказаний наиболее широкое распространение получает именно гелиопольский вариант, становящийся впоследствии как бы официальной космогонией. Не случайно, что именно этот вариант известен и античным писателям. Он является господствующим (но, разумеется, не единственным) уже в «Текстах Пирамид», и он же, в конечном итоге, формирует официальную генеалогию Осириса, втягивая таким образом, в свою орбиту один из важнейших культов Египта.
В силу изложенного неудивительно, что гелиопольское сказание дошло до нас не только в отдельных отрывках, но и в виде полных описаний всего процесса мироздания.
Легенда гласит следующее:
Окруженное горами, протянувшимися вдоль берегов великого Нила, лежит солнечное царство Та-Кемет – «черная земля». Сейчас она населена людьми, живущими в богатых и красивых городах, а в давние времена здесь властвовал лишь хаос – бескрайний океан, не имеющий ни дна, ни берегов. Назывался он Нун. Его темные холодные волны были неподвижны. Вокруг царили тишина, покой и мрак. Так проходили тысячелетия, и вот однажды из глубины Нуна появился Атум. Его окружала вода, клокотавшая и бурлившая. Она пыталась затянуть бога в свои водовороты, и тому пришлось срочно создавать сушу, чтобы спастись от неминуемой гибели.
К несчастью, только что появившаяся божественная пара сразу же потерялась в беспросветном мраке. Напрасно Атум звал своих детей, они не откликались на его призывы. Безутешный отец подумал, что Шу и Тефнут заблудились в темноте или были проглочены Нуном. Опечаленный Атум вырвал свой глаз и велел ему разыскать в океане детей. Глаз отправился на поиски в бездну, а Атум остался ждать на холме.
Проходили годы и столетия, но Шу и Тефнут не появлялись. В это время Атум создал себе новый глаз и вставил его в пустую глазницу. Он продолжал ждать и вот наконец услышал шум. К холму приближались его дети – Шу и Тефнут, найденные в океане глазом. Атум несказанно обрадовался, но тут на него с упреками набросился его глаз, возмущенный тем, что на месте, оставленном им, появился новый глаз. Атум предложил поместить его на лоб, но разъяренный глаз обернулся коброй и бросился на своего хозяина. Это ничуть не испугало Атума. Он взял змею и поместил к себе на лоб. С того времени третий глаз в виде змеи украшает короны богов и фараонов. Эта змея, называемая урей, зорко смотрит вдаль. Увидев врага, она направляет на него смертоносные лучи и испепеляет его.
Вскоре из пучины океана вырос прекрасный цветок – белый лотос. Из глубины его лепестков вылетел солнечный бог Ра, над головой которого золотился яркий диск. Темнота рассеялась, и мир наполнился теплым светом. Ра, увидевший Атума, Шу и Тефнут, заплакал от счастья, а из его слез, упавших на землю, появились люди.
Шли годы. Шу и Тефнут поженились, и у них тоже появились дети – бог земли Геб и богиня неба Нут. Очень любившие друг друга Геб и Нут даже на свет появились, обнимаясь. Поэтому и земля с небом в самом начале своего существования составляли единое целое. Но вскоре Нут и Геб начали ссориться – Геба возмущало то, что с наступлением утра богиня неба поедала своих детей – звезды. Бог Солнца Ра, желая прекратить скандал, отправил к ним бога ветра Шу и попросил разлучить Нут и Геба. Шу произнес заклинание, и тотчас же начался сильнейший ураган, разорвавший объятия Геба и Нут и разделивший землю и небо. Нут образовала купол, который изогнулся над Гебом, распростертым под ней. На восточном горизонте находились ноги Нут, а на западном горизонте, вытянув руки, она опиралась на кончики пальцев. В темноте становились видны звезды, мерцающие на ее теле и больших, обнаженных конечностях.
Геб и Нут стали родителями Осириса и Исиды, а также Сета и его супруги Нефтиды.
Затем в океане появились острова, материки, поднялись горы, с которых потекли реки. Люди, родившиеся из слез Ра, перестали тесниться на холме и расселились по благодатным землям. Спустя несколько лет вокруг уже возвышались города, окруженные засеянными полями. А возле холма Бен-Бен был выстроен город Иуну (Гелиополь). Люди, жившие в нем, воздвигли на вершине холма храм в честь бога солнца Ра.
Отныне знаменитая Гелиопольская «Великая Девятка богов», т. е. Атум-Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида, становится во главе египетского пантеона, и творимые в других центрах по ее образу и подобию различные иные «Девятки» будут различаться от нее главным образом только заменой некоторых богов божествами местными с обычным возведением в роль творца мира главного местного бога, часто к тому же сливаемого с гелиопольским Ра.
Книга познания развитий Ра ( и о ) низвержении Апопа
Эта любопытная «Книга» описывает происхождение не только небес, земли и всего того, что на них, но также и самого бога. Имя Апопа в ней даже не упоминается, и объяснить ее появление в Ритуале Апопа невозможно, если не принять, что вся «Книга» считалась в высшей степени действенным заклинанием, простое произнесение которого было чревато смертельными последствиями для Апопа и его сторонников.
Предполагается, что рассказ о Сотворении излагается богом Неб-ер-чером . Это имя означает «Владыка до самого крайнего предела», а характер этого бога предполагает, что слово «предел» относится ко времени и пространству и что в действительности этот бог являлся Вечным Богом Вселенной. Это имя встречается в коптских текстах, а затем он появляется как бог, обладающий всеми чертами, соотносимыми современными народами со Всемогущим Господом. Где и каким образом существовал Неб-ер-чер, не сказано, но похоже, что его считали невидимой и всемогущей силой, заполняющей все пространство. Похоже также, что у него возникло желание создать мир, и для этого он принял образ бога Хепри
, которому во все времена среди известных египтянам богов по преимуществу отводилась роль Творца. Когда произошло превращение Неб-ер-чера в Хепри, небо и земля еще не были созданы, но, по-видимому, существовала огромная масса вод, или мировой океан под названием Нун
, в котором должно быть, и произошло это превращение. В этом небесном океане находились зародыши всех сущих вещей, которые впоследствии обрели свою форму на небе и на земле, но покуда пребывавшие в состоянии инертности и беспомощности. Из этого океана поднялся сам Хепри и таким образом перешел из состояния пассивного и инертного в активное состояние. Когда Хепри поднялся из океана Нун, то оказался в огромном пустом пространстве, в котором не было ничего, на чем он мог бы стоять.
1 «Господь имел меня началом пути Своего, прежде сотворений Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав. когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею. » Притчи, VIII: 22 и далее.
Легенда говорит о солнце как об Оке Хепри, или Неб-ер-чера, и упоминает о каком-то бедствии, вследствие которого померк его свет. Это бедствие могло быть просто наступлением ночи, солнечным затмением или бурей; но, как бы там ни было, бог сотворил второе Око, т.е. Луну, которую частично наделил великолепием первого Ока, т.е. Солнца, и определил ей место на своем Лике, и впредь она правила по всей земле и влияла на плодоношение деревьев, садовых растений, урожайность овощей, трав и т. д. Таким образом, с самих ранних времен Луна ассоциировалась с плодородием земли, в особенности с обильными урожаями зерновых и богатыми жатвами.
Согласно легенде, мужчины и женщины зародились не из земли, а прямо из тела бога Хепри, или Неб-ер-чера, который, сложив вместе свои члены, пролил на них слезы, и из слез, упавших из его глаз, зародились мужчины и женщины . Никакого особого упоминания о сотворении зверей в легенде нет, однако бог говорит, что создал разного рода вещи ползающие, которые, по-видимому, включают и крупных четвероногих. Мужчины, женщины и остальные живые существа, созданные в это время, каждое по-своему воспроизводили свой собственный вид, и таким образом земля наполнилась их потомством, существующим в настоящее время.
Такова легенда о Сотворении в том виде, в котором мы находим ее в папирусе Нес-Мену. Текст обоих вариантов полон фрагментов, не поддающихся однозначному прочтению, и в некоторых местах поврежден; других же экземпляров, с помощью которых можно было бы внести исправления, к сожалению, нет. Общий смысл легенды в обоих вариантах вполне понятен, и она в значительной степени проливает свет на египетскую религию. Египтяне верили в существование Бога, Творца и Хранителя всего сущего, но они считали, что все, что касается этого мира, было передано Им в управление ряду второстепенных духов, или сущностей, называющихся «богами», которые, как они полагали, были в значительной степени подвержены влиянию магических заклинаний и ритуалов. Весьма любопытным является факт существования легенды, в которой так четко представлена сила Бога как Создателя мира, солнца и луны в книге магических заклинаний, направленных на уничтожение мифического чудовища, существовавшего только для того, чтобы не позволить солнцу взойти и засиять.
Первая легенда о сотворении Э.А. Уоллис Бадж «Египеетская книга мертвых» | Вторая легенда о сотворении Э.А. Уоллис Бадж «Египеетская книга мертвых» | Легенда «О сотворении мира» М.Э. Матье «Древнеегипетские мифы» |
КНИГА ПОЗНАНИЯ РАЗВИТИЙ 1 РА И СВЕРЖЕНИЯ АПОПА [Вот] слова, что были сказаны богом Неб-ер-чером после того, как он появился на свет в образе бога Хепри: «Я есть творец того, что появилось на свет, т.е. я есть творец всего того, что появилось на свет; вещей же, что я сотворил и что вышли из моего рта после того, как я сам появился на свет, было великое множество. В то время еще не было создано небо (или небеса), не существовала земля и дети земли со всеми ползающими созданиями 2 еще не были сотворены. Я сам поднял их из Нуна, 3 из состояния беспомощной вялости. Я не нашел места, где бы я мог встать. Я обратился с заклинанием 4 к сердцу своему (или воле). я положил начало [вещам] по Маат, 5 и я создал все, что имеет форму. [И тогда] я был один, ибо я не изрыгнул из себя бога Шу и не выплюнул из себя богиню Тефнут; и не было никого, кто мог бы творить со мною. Я положил начало [вещам] в своем собственном сердце, и на свет появилось множество сотворенных вещей, которые родились от сотворенных вещей, что были рождены от сотворенных вещей, которые зародились из того, что они породили. Я соединился со своей сжатой ладонью и заключил в объятия свою тень как жену, и я влил семя в свои уста и дал от себя начало потомству в образе богов Шу и Тефнут. Мой отец Нун говорит: «Мое Око было скрыто за ними (т. е. Шу и Тефнут), но по истечении двух периодов хен с того времени, как они отделились от меня, из одного бога я стал тремя богами, и я появился на земле. Шу и Тефнут, возрадовавшись, вышли из инертной водной массы, в которой они были, они доставили мне мое Око (т. е; Солнце)». После этого я сложил свои члены вместе над ними, и из слез, пролившихся из моего Ока, зародились мужчины и женщины. И когда мое Око пришло ко мне и увидело, что я сотворил другое [Око] на его месте (т. е. Луну), оно разгневаюсь на меня (или было в ярости), после чего я наделил его (т. е. второе Око) [частью] великолепия, что я дал первому [Оку], и я заставил его занять свое место на моем Лике, и впредь оно правило по всей земле. И когда настало время, 6 что нашли на них тучи, подобные растениям, и я вернул им все, что было отнято у них, и я явился из-за туч, подобных растениям. Я сотворил ползающих созданий всякого рода и всякое создание, появившееся на свет от них. Шу и Тефнут произвели на свет [Геба и] Нут, а Геб и Нут породили Осириса и Гор-хент-ан-маа, 7 и Сета, и Исиду, и Нефтиду в одних родах, 8 друг за другом, и они дали начало своему многочисленному потомству на земле». 1 Хепри, глагол «хепер», означает «делать, образовывать, создавать, становиться и катиться»; здесь хепри обозначает «вещи, которые появились на свет с катанием шара бога Хепри (катающего)», т. е. Солнца. | КНИГА ПОЗНАНИЯ РАЗВИТИЙ РА И СВЕРЖЕНИЯ АПОПА Я был один, ибо они (т. е. боги) еще не были рождены и я не породил из себя ни Шу, ни Тефнут. Я произнес устами моими имя свое как слово власти, и тотчас же я появился на свет в обличье бога Хепри и вещей сущих. Я зародился из изначальной материи, и вначале я появился в виде множества вещей сущих; ничто не существовало тогда на этой земле, и это я создал все сущее. Я был Один, И не было больше никого, кто творил бы со мною, в этом месте. Я создал все вещи, в виде которых я тогда проявился, с помощью Божественной Души, что вызвал я тогда из Нуна, из состояния бездеятельности. Я не нашел там никакого места, на котором встать, я творил силой заклинаний сердца моего, я заложил основу [для вещей] предо мною, и все, что было создано, создал я. Я был Один, и я заложил начало вещам [посредством] сердца своего, и я создал другие вещи, что появились на свет, и творения Хепри, что были созданы, были разнообразны, их потомство появилось на свет из вещей, что они породили. Это я породил Шу, и это я породил Тефнут, и из Одного бога (или единственного бога) я стал тремя богами; два других бога, что появились на этой земле, вышли из меня, и Шу и Тефнут в радости восстали (или были подняты) из Нуна, где они пребывали. Зрите же теперь, по прошествии двух периодов хен с того момента, как они вышли из меня, они принесли мне мое Око. Я сложил вместе свои члены, что появились на моем теле, и после я соединился с моей рукой, и мое сердце (или воля) вошло в меня из моей руки, и семя упало в мои уста, и я породил из себя богов Шу и Тефнут, и из Одного бога (или единственного бога) я стал тремя богами; так два других бога, что появились на этой земле, вышли из меня и Шу, и Тефнут в радости восстали (или были подняты) из Нуна, в котором они были. Мой отец Нун сказал: «Они закрывали (или скрывали) мое Око тучами, подобными растениям, что были за ними (т. е. Шу и Тефнут) на протяжении великого множества периодов хен». Растения и вещи ползающие [зародились] из бога Рем, из слез, что я пролил. Я воскричал своему Оку, и на свет появились мужчины и женщины, затем я наделил свое Око огненным уреем, и оно разгневалось на меня, когда на его место взошло и выросло другое Око (т. е. Луна); его живительная сила пала на растения, что я разместил там, и оно установило среди них порядок, и оно заняло свое место на моем Лике, и оно воистину правит на всей земле. Они взывают к моему имени и одолевают своих врагов, и они слагают слова власти для свержения Апопа, руки и длани которого охраняет Акер. Его руки и длани не должны существовать, его ноги и ступни не должны существовать, и он закован цепью в одном месте, а Ра наносит предназначенные ему удары. Он брошен на свою ненавистную спину, его лицо раскроено по причине зла, сотворенного им, и он будет оставаться на своей ненавистной спине». Изречения слов. Говорит владыка вселенной после того, как он воссуществовал: «Я тот, кто воссуществовал как Хепра. Я воссуществовал и воссуществовали существования. Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст. Не существовало еще небо и не существовала земля. Не было еще ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашел я себе места, на которое я мог бы там встать. Я размыслил в своем сердце, задумал пред моим лицом. И я создал все образы, будучи единым, ибо я (еще) не выплюнул Шу, я (еще) не изрыгнул Тефнут, и не было другого, кто творил бы со мною. Я задумал в моем собственном сердце, и воссуществовали многочисленные существования от существ в образах рождений и в образах их рождений. Я соединил с моим кулаком, совокупился с моей рукой, упало семя в мой собственный рот. И я выплюнул Шу, я изрыгнул Тефнут. И мой отец Нун сказал: «Да возрастут они!». И мое Око было для них защитой вечно, когда они удалялись от меня. Я был на этой земле, и Шу и Тефнут возликовали из Нуна, в котором они были, и они привели ко мне мое Око с собой после того, как я соединил мои члены. Я оросил их слезами, и воссуществовали люди из моих слез, вытекших из моего ока. И оно разгневалось на меня, когда оно пришло и нашло, что я сотворил другое на его месте, заменив его Великолепным. «Но я поместил его на моем челе, и после этого оно господствовало над всей землей. ».
|