Что такое гендерная политика гендерная стратегия современной россии
Гендерная стратегия Российской Федерации
На сегодня сложилась ситуация, когда:
в системе государственного управления наблюдается существенное преобладание мужчин на высших должностях на уровне принятия политически значимых решений, в то же время женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях с их наболевшими проблемами;
имеет место профессиональная сегрегация работающих женщин, преобладают малоквалифицированные занятия в торговле, обслуживании, не поощряется профессиональная карьера женщин, продвижение по службе, женщины вытесняются из высокооплачиваемых отраслей и должностей, а порой в пространство «теневой» экономики;
отрасли с преобладанием женского труда, формирующие личность (образование, здравоохранение, культура), оплачиваются ниже, чем отрасли с преобладанием мужского труда;
до сих пор в обществе господствуют представления о том, что основным предназначением женщины является семья, недооценивается роль родительства, отцовства, влияние которого в семье не восстановлено до сих пор в нужном объеме;
сохраняется значительный гендерный дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами;
неоплачиваемый труд женщин по воспитанию детей пока не рассматривается как вклад в национальное богатство страны, особенно в условиях демографического кризиса и убывающей численности населения;
имеют место гендерные различия в потенциале здоровья мужчин и женщин, на которые должно быть обращено серьезное внимание.
Это падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности; отсутствие у населения жизненных установок и мотиваций к сохранению здоровья и здорового образа жизни, отсутствие возможностей для получения полноценных медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья женщин и мужчин в течение всего жизненного цикла;
репродуктивное здоровье женщин остается в опасности: аборты, несмотря на устойчивое снижение их числа, до настоящего времени остаются одним из способов регулирования деторождения;
растет гинекологическая заболеваемость, в том числе у девочек и девушек-подростков;
ухудшается соматическое здоровье, что приводит к повышению осложнений беременности и снижению частоты нормальных родов;
продолжается распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи, а также ВИЧ/СПИДа (до 90% вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных являются внутривенными потребителями наркотиков) и других заболеваний, передающихся половым путем;
общество недостаточно оценивает вклад женщин в культуру и развитие страны;
в средствах массовой информации господствует унижающее достоинство женщин отношение как к сексуальному объекту.
Стратегия гендерного равенства ни в коей мере не может пониматься как стратегия ликвидации объективно обусловленных гендерных различий.
Ее главное предназначение создание социально-политических условий для наиболее полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах социальной жизни в целях общего благосостояния и прогресса
Основной текст подготовлен при поддержке Канадского Агентства Международного развития (CIDA) и является первой публикацией.
Что такое гендерная политика гендерная стратегия современной россии
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С 90-х годов ХХ века Россия вступила в новый этап своего развития. Началось кардинальное трансформирование всего российского общества. Главным лозунгом того времени была демократизация. Демократизация должна была стать компонентой всех сфер жизни социума. Это касалось и гендерной системы, гендерных отношений.
Гендерные отношения, как и любые другие отношения внутри общества, регулируются благодаря проводимой государством политики, в нашем случае, гендерной политики.
Гендерная политика – это политика, целью которой является предоставление женщинам и мужчинам равных прав и возможностей во всех сферах общественной и приватной жизни. Гендерная политика всегда является отражением конкретной социокультурной реальности.
С 90-х годов ХХ века Россия стала участницей международных договоров, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, в том числе и по признаку пола, а также заявила о поддержке решений Всемирных женских конференций в Мехико (1974 г.), Копенгагене (1980 г.), Найроби (1985 г.), Декларации об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.) и Пекинской Декларации и Платформы действий (1995 г.).
Гендерная политика российского государства была определена в Конституции Российской Федерации 1993 года и создавалась с учетом вышеназванных международных документов. В статье 19, пункт 3 Конституции 1993 года провозглашался принцип строгого равенства между мужчинами и женщинами как в обладании гражданскими правами и свободами, так и в их реализации. Статья 37, часть 3 гарантировала мужчинам и женщинам право на равное вознаграждение за равный труд. Эти статьи дополняли статья 7, где объявлялось о необходимости «государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства», а также статья 38, в которой говорилось, что «забота о детях и их воспитании – равное право и обязанность родителей».
По рекомендации IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года была утверждена Концепция улучшения положения женщин в стране. В дополнение к ней по инициативе Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы была разработана специальная Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Она предполагала активизацию деятельности органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. В ней также определялись различные механизмы формирования и распределения ресурсов, способствующих соблюдению равных прав мужчин и женщин; деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; судебный и административный механизм защиты прав граждан в случаях нарушений их по признаку пола. В 1996 году был принят «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.», в котором перечислялись мероприятия, по мнению разработчиков призванные улучшить положение женщин и повысить их статус в обществе, и ответственные за их выполнение. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 855-р был утвержден новый «Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышении их роли в обществе на 2001-2005 годы». Он включал в себя: методическое и информационное обеспечение реализации мер, направленных на улучшение положения женщин; улучшение положения женщин на рынке труда, его условий и оплаты; охрана здоровья женщин; развитие системы социального обслуживания женщин и оказание помощи женщинам, пострадавшим от насилия; укрепление семейных отношений. Несмотря на важность цели, провозглашенной в Национальном плане действий, он также как и предыдущий, носил общий характер, имел абстрактные формулировки, и на его реализацию по-прежнему не было выделено необходимых средств.
Для исполнения Национального плана действий на местах также принимались свои целевые комплексные программы, в которых сохранялись его позитивные и негативные стороны. К сожалению, по окончанию действия Национального плана и региональных программ какого-либо объективного обсуждения их выполнения не было.
Процессы демократизации, начавшиеся в России в 90-е годы ХХ века привели к формированию независимого женского движения. К 1998 году Министерство юстиции зарегистрировало более 600 женских объединений. Часть из них придерживалась тактики «малых дел» и стремилась преодолеть негативные последствия реформ для женщин; другая часть – ставила своей целью преодоление гендерной асимметрии в результате развития демократии участия [1, с. 65]. Благодаря своей активной позиции женские организации становились заметной политической силой. Высшей точкой политического влияния женских организаций явилось участие в выборах в Государственную Думу 1993 года Независимого женского политического движения «Женщины России». «Женщины России» получили на выборах 8,13% голосов избирателей и сформировали в Думе свою собственную фракцию. Такого политического успеха женскому движению больше повторить не удалось.
С начала 2000-х годов социокультурная ситуация в России стала меняться. В российском обществе происходит значительное укрепление президентской вертикали власти; возрождение идей патернализма; ограничение деятельности институтов демократии, появившихся в 90-е годы; определенное повышение материального благосостояния народа; усиление социального расслоения общества; перманентное реформирование практически всех сфер общества. Изменение социокультурной реальности сказывается и на гендерной политике. В 2002 году прекратила свое существование Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; в 2004 году указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» прекратили свою деятельность Комиссия по делам женщин при Председателе Правительства РФ, Центр гендерной экспертизы при Совете Федерации; ответственный секретарь Комиссии по делам женщин, семьи и молодежи при Председателе Совета Федерации лишился официального статуса. Вместе с реорганизацией Министерства труда и социального развития в 2004 году был расформирован Департамент по делам женщин, семьи и детей. Во вновь образованном Министерстве здравоохранения и социального развития был создан Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, у которого были уже другие функции. На сегодняшний день из организаций, в определенной степени занимающихся проблемами положения женщин в обществе, существует Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной Думе РФ и сформированная в 2005 году Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ. Последнюю возглавляет Министр здравоохранения и социального развития, а не вице-премьер, как было ранее. Статус комиссии стал совещательным, а её решения носят рекомендательный характер. Решением этой Комиссии в 2006 году утверждена «Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ», однако официально Правительством РФ данный документ принят не был. То есть, на сегодняшний день в России отсутствует национальный механизм по улучшению положения женщин, который существует в большинстве стран.
Во всех направлениях современной гендерной политики мы видим игнорирование проблемы гендерной асимметрии. Одним из наиболее ярких проявлений гендерного неравенства является степень представленности (непредставленности) женщин в высших эшелонах политической власти. Согласно данным Межпарламентского Союза на 31 декабря 2010 года по показателю представленности женщин в национальных парламентах Россия занимает 82 место среди 188 стран мира, имеющих органы законодательной власти. Не изменили ситуацию в этом плане и прошедшие 4 декабря 2011 года выборы в Государственную Думу. В состав Государственной Думы было избрано 447 депутатов, из них 58 женщин, что составляет 13% (для сравнения в Государственной Думе пятого созыва женщины составляли 14%; международные документы рекомендуют 30-40%).
Видимо власть уже определила круг тех политических сил, которые составляют его опору. Женщины как самостоятельная сила в этот круг не входят. Все высказывания первых лиц государства и некоторые шаги по поддержке женщин, действующих в политической сфере, так и не внесли ничего нового и вполне укладываются в схему традиционной гендерной системы. И хотя рефреном отдельных выступлений Президента, а затем Премьер-министра В.В. Путина и Президента Д.А. Медведева звучало утверждение о необходимости увеличения количества женщин в высших эшелонах власти, и были сделаны, казалось, определенные шаги в этом направлении – сегодня в России впервые женщина, В.И. Матвиенко, является Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Н.В. Комарова – губернатором Ханты-Мансийского автономного округа, а в кабинете министров три министерских портфеля достались женщинам – ситуация коренным образом не изменилась и гендерная асимметрия в высших эшелонах власти очевидна.
Как отмечает большинство исследователей, наиболее тяжелыми для женщин являются последствия дискриминации в сфере труда и занятости[2, с. 4]. Отсутствие национального механизма по улучшению положения женщин приводит к сохранению вертикальной и горизонтальной гендерной сегрегации: женщины в большинстве своем заняты на низкооплачиваемых работах. Они по-прежнему остаются низкооплачиваемой группой населения, вследствие чего возникло понятие «феминизация бедности». Зарплата женщин в среднем, по официальным данным, составляет около 60% от мужской. И это при том, что среди работающих женщин 67% имеют высшее или среднее специальное образование, в то время как среди мужчин таких работников всего 46% [2, с. 4].
В гендерной политике современной России акцент перенесен с борьбы за установления равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, к поддержке женщин как матерей. Но и в этом направлении гендерную политику нельзя считать хорошо продуманной. По-прежнему в России не практикуется отцовский отпуск по уходу за детьми, на женщине в основном лежит неоплачиваемый домашний труд; в последнее время наиболее активно воссоздаются традиционные патриархатные стереотипы.
Результатом непродуманной и поэтому неэффективной гендерной политики можно считать тот факт, что Россия «стабильно» занимает 43-45 места по глобальному индексу гендерного неравенства, рассчитываемого с 2005 года Всемирным экономическим форумом в Давосе (WEF).
Таким образом, современная гендерная система российского общества носит асимметричный и дискриминационный характер. Для преодоления негативных явлений в системе гендерных отношений и регулирования ее дальнейшего развития возникла необходимость в разработке продуманной, научно обоснованной гендерной политики, охватывающей все уровни власти от правительства страны до муниципалитетов, а также механизмов ее реализации. Разработка гендерной политики должна основываться на глубоком гендерном анализе, включающем в себя научный и практический аспекты. Научный анализ необходим для концептуализации проблем развития гендерных отношений. Практический гендерный анализ должен строиться на гендерно-чувствительных индикаторах, которые позволяют выявлять конкретные изменения в обществе, касающиеся положения женщин и мужчин, и носить комплексный характер.
«Для мужчин огромная проблема, что женщины определяют теперь свою жизнь сами»: социолог Ирина Тартаковская — об эволюции гендерных стандартов в России
За последнее десятилетие традиционные гендерные роли сильно изменились. Женщины автономны от мужчин и больше не нуждаются в их навязчивом сексуальном внимании, мужчины всё реже обращаются к патриархальным ценностям и пытаются найти новую маскулинность. Многие из этих трансформаций происходят под давлением государственной идеологии, социальной политики и экономических процессов. «Нож» обсудил с социологом Ириной Тартаковской, как гендерные роли, сформировавшиеся в Советском Союзе, изменились в ходе перестройки, какую гендерную политику проводило российское государство в 2000-х и что означают фемининность и маскулинность сегодня.
Гендерные роли в СССР
1991 год — это конец СССР и конец советской гендерной политики, изменения в которой наметились уже во время перестройки. Под маскулинностью понимают совокупность черт, которые приписываются мужчинам в рамках культуры и отражают характерное мужское поведение. Быть маскулинным в разное время означало разные вещи. Советский гендерный режим принято определять как этакратический: государство играло большую роль в определении гендерных ролей, того, чем занимаются мужчины и женщины — как с практической, так и с идеологической точки зрения.
Наиболее интенсивной была гендерная политика в отношении женщин. Им отводилась особая роль в строительстве социализма: женщин надо было вывести из-под влияния патриархальной семьи, на них тоже рассчитывали как на рабочие руки.
Главный гендерный контракт для женщин был связан с ролью работающей матери, совмещающей материнство с работой на производстве. Это давало им значительные основания для независимости от мужчин. Для поддержания своего существования женщины могли опираться на государство, предоставлявшее им социальные блага. Матери могли работать, потому что дети находились в доступных дошкольных учреждениях, в школах же действовали группы продленного дня. Семьи с детьми имели преимущество при получении жилья. Государство выплачивало материнские пособия, детям давали путевки в пионерские лагеря за символическую плату. Были и городские летние лагеря. Детские кружки и спортивные секции тоже стоили недорого. Но эти социальные сервисы работали не идеально, часто матерям требовалась помощь бабушек. Именно с этим связан ранний пенсионный возраст для женщин — 55 лет. Благодаря этому они могли заниматься внуками, освобождая рабочие руки дочерей и невесток.
Что же требовалось от мужчин? Поскольку супруга могла без него обойтись, главная роль, которую отводило государство мужчинам, лежала в публичной сфере: роль работников, героических защитников государства, мужественность которых носила публичный характер. Они работали на благо общества, строили социализм, защищали государство — в этом заключалась мужская доблесть.
В период позднего СССР идеологический запрос на строительство коммунизма был уже достаточно формальным. Если говорить о повседневных ценностях, это привело к тому, что успешная маскулинность подразумевала два аспекта. Во-первых, мужчина должен был быть профессионалом на своей работе, во-вторых, способен обеспечить семью. Не как единственный кормилец, но все-таки он должен быть материально состоятелен.
Этот второй аспект, образ мужчины-кормильца, считался прагматичным и оспаривался в позднесоветских произведениях искусства (Гоша из «Москва слезам не верит»). Появился образ непрактичных, романтичных людей, например, связанных с наукой, и он тоже был востребован (аспирант Шурик из «Кавказской пленницы»).
Соответственно, в СССР семейная роль мужчин как лидеров, определяющих правила игры, ограничивалась. Конечно, это не означало конца патриархата, но такая задача и не ставилась.
Позднесоветская маскулинность
В позднесоветское время большинство мужчин, лишенных решающего голоса в семье, не имели возможности успешно проявить себя в общественной сфере.
Когда началась война в Афганистане, появилась «афганская маскулинность» участвовавших в ней военных. По воспоминаниям многих из них, особенно офицеров, это было лучшее время их жизни. Они чувствовали, что делают что-то важное, хотя отношение общественности к этой военной операции было достаточно критичным.
Тип традиционной маскулинности стал меняться. Появилась идеологическая предпосылка на становление патриархата — не архаического, а модерного; на становление маскулинности западного капиталистического мужчины. Он автономен, успешен, содержит свою семью. Может себе позволить высокий уровень жизни в сфере потребления. Этот тип маскулинности проникал уже в позднесоветскую идеологию и оказался очень востребован в постсоветскую эпоху.
В этой ситуации маскулинность мужчины, работающего на производстве, была сильно скомпрометирована.
Традиционные области производства, такие как оборонная промышленность и другие, находились в глубоком кризисе. Многие мужчины теряли работу, потому что лишились своего профессионального статуса, который поддерживался в СССР и идеологически, и на уровне повседневных смыслов. Это был статус «умельца» — человека, создающего какие-то важные вещи.
Этот статус был очень высок не только потому, что у его обладателя предположительно была успешная карьера, но и потому, что вся сфера бытового обслуживания в СССР влачила жалкое существование. Никаких служб наподобие «муж на час» не существовало, более того, даже обычные слесари и электрики выполняли свои обязанности крайне неохотно. Единственный способ решить бытовую техническую проблему заключался в том, чтобы всё уметь и делать самому. И чем шире был набор такого рода навыков, тем больше был социальный капитал мужчины (если он не принадлежал к элите и не имел возможности повышать свой престиж иначе). Маскулинность всех этих мужчин пребывала в упадке.
Полукриминальная маскулинность перестройки
Когда советское государство перестало существовать, то какое-то время определенной гендерной политики не было совсем. Изменения в гендерных отношениях тогда происходили под влиянием самых разных экономических и идеологических факторов.
Это было время острого социально-экономического кризиса, требовавшего очень быстрого приспособления к меняющимся обстоятельствам. Возникли первые богатые мужчины-предприниматели. Бизнес перестройки и 90-х поначалу имел мужское лицо. В это же время произошла нормализация криминальности. На глазах стремительно формировался престиж не умельца, а мужчины, получающего деньги любым способом.
Во время криминальных войн 90-х родилась дикая полукриминальная маскулинность, имевшая свою романтику и культурную поддержку. Формировался образ мужчины, который всё время рискует, но посредством этого риска приходит к успеху.
Конечно, это был не единственный популярный типаж — разные типы маскулинности находились в конкуренции между собой. Моя коллега Жанна Чернова описала эти типы на примере мужских журналов. Среди прочего она выделила типажи предпринимателя, преступника, успешного работника госструктур. Уже тогда появился «айтишник» — эксперт в области новых технологий, молодой неагрессивный человек, за которым будущее (эти типажи встречаются в сериалах «Казанова», «Улицы разбитых фонарей», фильмах «Бакенбарды», «Брат»).
Вся эта пестрая картина начала трансформироваться по мере того, как государство стало возвращаться в гендерную политику.
Гендерная политика 2000-х
В нулевые годы государство опять обратилось к женщинам. В 90-х очень сильно снизилась рождаемость. C демографической ямой совпали отсутствие уверенности в будущем и падение социальных сервисов. Изменения в социальной политике были призваны исправить всё это.
Главным шагом в этом направлении стал закон о материнском капитале. Были и идеологические меры, направленные на повышение рождаемости. Одно время повсюду вешали смешной плакат «Стране нужны ваши рекорды», на котором молодая женщина держала на руках троих малышей. Никакого мужчины при этом рядом не стояло. То есть женщины оказались в фокусе внимания как люди, от которых зависит решение демографической проблемы.
Внятной повестки по поводу маскулинности, в общем-то, не появилось. Решить демографическую проблему дешевле всего консервативным путем: не увеличивать средства на социальную политику, а просто надеяться, что семья добровольно всё возьмет на себя, будет рожать и выращивать много детей, сама заботиться о пожилых, а государство от всего этого избавится.
Была идеологическая поддержка отвечающего за семью «традиционного» мужчины, слово которого — закон (фильмы «Про любоff», «Адмирал»). Такие домостроевские мотивы стали звучать всё громче и громче. Но без той настоятельности, которая была в обращении к женщинам по поводу их «женского долга».
Потому что, во-первых, мужчины не так важны в этом процессе, во-вторых, вопрос, какую маскулинность предложить мужчинам в массовом порядке, сложнее. Ясного ответа на него не было.
Конечно, роль защитника оказалась весьма востребована. Милитарная маскулинность всячески пропагандировалась (фильмы «9 рота», «Монгол», сериал «Кадеты») и имела отклик. Но в современном обществе не все мужчины могут быть задействованы в силовых структурах. Должна быть какая-то другая программа, которой предложено не было. Но было представление о маскулинном успехе — таком же, как и в других развитых обществах.
На Западе в начале XXI века существовала конкуренция между маскулинностью милитарной («Александр», «Гладиатор») и экспертной («Шерлок»). В России эта амбивалентность тоже есть. Но там эксперты победили однозначно — у нас же эта дилемма пока не решена; кроме того, и те, и другие должны разделять государственные ценности.
Традиционные ценности и гомофобия
Сейчас идеологически поддерживается маскулинность силовиков. Сама идея, что страна в предвоенном состоянии, в кольце врагов и т. д., порождает на это спрос. Возникает тема военной подготовки в школе, патриотического воспитания.
Естественно, идеология государства — не единственный источник, формирующий нормы поведения, касающиеся в том числе маскулинности. Существуют другие ценности и образцы. Например, образ гражданского активиста, человека, который бросает вызов системе и борется за справедливость, конечно, тоже востребован в определенной среде.
По мере того как в России формировалась гендерная идеология в ее нынешнем виде, гомофобия оказалась очень удобным инструментом, позволяющим отделять российскую культуру от культуры развитых западных стран. Гомофобия возникает не только потому, что на нее есть идеологический заказ. Она связана с тем, что людям свойственен бессознательный страх оказаться в обществе без привычных иерархий. Представления о том, кто такие мужчины, женщины и как они создают семью, служат одной из базовых рамок.
Если всё это спутано, как вообще жить? Это страх потеряться в новых и непонятных правилах жизни.
Очень сложно сказать, что такое «традиционные ценности», о которых у нас постоянно идет речь. Людей, живущих архаическими, домостроевскими ценностями, очень мало. Возможность отделиться посредством гомосексуальности — чуть ли не единственная скрепа, которая у нас есть: вот оно, мы нашли наконец различие, нашли, в чем мы лучше и с помощью чего можем себя им противопоставить. Это материал для идеологической эксплуатации, находящей психологические отклики у некоторых людей.
С другой стороны, Россия существует в рамках глобального мира и претендует на то, чтобы быть страной с современными, модернизирующимися ценностями. Это порождает много противоречий в сфере идеологии и повседневной жизни.
Гендерные турбулентности современной России
В советское время патриархальные отношения были разрушены достаточно сильно. Практики всегда меняются быстрее норм. За практиками начинают меняться ценности — это происходит постепенно, но в массовом порядке. Женщины в России, чувствующие себя самостоятельными, автономными людьми, уже не понимают, с какой стати они должны терпеть то навязчивое сексуальное внимание, которое им не нужно. И зачем вообще терпеть отношения, в том числе семейные, которые некомфортны и не доставляют радости?
Конечно, здесь играют роль глобальные процессы: движение #MeToo, скандалы и судебные процессы, связанные с домогательствами. К каким-то конкретным процессам и скандалам отношение может быть разное, но сама по себе норма новых гендерных отношений в России уже представлена. Пока что по большей части среди женщин. Для многих мужчин эти изменения не очень понятны и вызывают растерянность, которая может переходить в агрессию.
Если в советском обществе статус разведенной или незамужней женщины был низким, то сейчас такого нет. Одинокое материнство тоже никакого осуждения у большей части населения страны не встречает. Многие женщины не боятся обходиться без мужчин, особенно без «неподходящих» мужчин. Всё это порождает массу гендерных турбулентностей.
В России одни из самых высоких уровней разводов и самоубийств в мире. Самоубийства преимущественно мужские. Много растерянных мужчин уходят в деструктивные практики.
То, что женщины определяют теперь свою жизнь сами, для мужчин представляет огромную проблему. Они просто не могут соответствовать изменившимся запросам женщины.
Успешность мужчины всегда определяется по отношению к другим мужчинам. Она зависит от того, каков его рейтинг именно в мужском коллективе. С этим связана большая часть мужских практик. Средой, задающей нормы в современном российском обществе, преимущественно выступает средний класс, служащий источником новой маскулинности. И это маскулинность экспертов.
Но женщин мужской рейтинг не особо интересует. Для них важна эмоциональная сторона отношений. Вот на нее есть огромный запрос, на осознанность и эмоциональную вовлеченность. Не то чтобы мужчины отворачивались от этих ценностей, но их непросто сочетать с профессиональным успехом.