Что такое гендерное образование

Гендерный подход в образовании

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образование Олеся Микиртумова
Гендерный подход в образовании

Доклад на тему «Гендерный подход в образовании»

Как представляют его авторы Лыкова, Касаткина и Пеганова в своем пособии «Играют мальчики», «Играют девочки»

Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, сознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения. Все это отражать в игре невозможно без предметно-пространственной среды, наполненной адекватными игрушками. Игрушка может стать источником радости и мотивом для «живой» игры, если сделать ее своими руками из любого подручного материала.

Прежде всего, уточним, что такое гендер – это система культурных и социальных норм в современном обществе, которые выполняются каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Причем гендер понимается как социальный или социально-психологический пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.

Теория конструирования гендераосновывается на следующих тезисах:

1) Гендер личности конструируется в процессе социализации, обусловленной ценностями и традициями семьи, общественной системой разделения труда, воздействием средств массовой информации;

2) Гендер определяется самим человеком в его сознании, чему способствует принятие (или непринятие) заданных обществом ролевых норм поведения и внешних атрибутов гендера (одежда, прическа, аксессуары, стиль поведения)

С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему общества. Это выбор цвета коляски, кроватки, одежды. Все социокультурные институты (семья, дет. сад, школа) и культура формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая представление какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Большую роль при этом играют фольклор, литература, музыка, театр, кино, мультфильмы, журналы, телевидение, реклама, мода, семейные и общественные праздники.

Гендерная роль – это дифференциация деятельности, статуса, права и обязанностей человека в зависимости от его половой принадлежности. Характеристика гендерного ролевого стереотипа,формирующегося у мальчиков уже в дошкольном детстве такова: мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, предпочитаемая область деятельности – инструментальная сфера, созидательный труд; мужчины обладают такими качествами как сила, уверенность, надежность, ответственность, забота о слабых, умение ставить цели и достигать их даже в трудных обстоятельствах.

У девочек же в дошкольном детстве гендерный ролевой стереотип характеризуется тем, что женщин принято оценивать по нравственным качествам, чувствам и поведению, предпочитаемая область деятельности – экспрессивная сфера (это исполнительский и обслуживающий труд, связанный с отношениями между людьми, женщины обладают таким качествами как доброта, нежность, любовь к детям, преданность семье и роду, заботливость, терпеливость, миролюбие, умение гибко разрешать конфликты, обустраивать пространство, обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации.

Что же такое гендерное воспитание и в чем его проблема?

Гендерное воспитание понимается как организация учебно-воспитательного процесса с учетом половой идентичности развития ребенка в процессе его полоролевой социализации. Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения (это феминизация мужчин и маскулинизация женщин). Как следствие,часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают «слабый», так называемый женский, тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными.

Кроме того, российская система воспитания детей дошкольного возраста феминизирована и гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере по той причине, что воспитатели – женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности.

Многие отечественные и зарубежные ученые считают, что первичная гендерная идентичность устанавливается к концу дошкольного возраста. В дальнейшем возможности воздействия на систему гендерной принадлежности снижается, поэтому наиболее удачное время сформировать верное отношение ребенка к половым ролям – старший дошкольный возраст.

Специфика игровой деятельности в соответствии с гендером у мальчиков заключается в следующем. Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, передают друг другу, прячут и отыскивают). Если в горизонтальной плоскости пространства маловато, мальчик осваивают вертикальное пространство – забираются на лестницу, стол, стул, стол, диван, шкаф (возникает проблема безопасности жизнедеятельности). Самодеятельные игры мальчиков продолжаются обычно дольше, чем у сверстниц-девочек. В этих играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому возникают споры, обиды, выяснение отношений и борьба за лидерство. Мальчики склонны нарушать существующие правила игры и самостоятельно изобретать новые, более подходящие к конкретной ситуации. В свободных играх закладываются и развиваются основы нравственности мальчиков – надежность, ответственность, уважение к девочкам, желание заботиться о слабых. Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчики обычно легко захватывают пальму первенства и ведущие роли.

Мальчиков привлекает конструкция игрушки, возможность ее трансформации и разнопланового использования. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий взгляд в обществе на социальные роли мужчин и женщин, поэтому сюжетами своих игр мальчики избирают строительство, ремонтные работы, спорт, технику, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить, а действовать. Они играют в «Слесарскую мастерскую», «Автосалон», «Пожарные», «Стройку», «Журналистов и фоторепортеров». В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Для них очень важны коллективные спортивные игры. В группе сверстников мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери, поэтому они часто играют в больших игровых объединениях.

Чем же обусловлена специфика игровой деятельности в соответствии с гендером у девочек? Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений. Девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех ситуациях охотно общаются с подружками и куклами.В этих играх развиваются основы нравственности девочек: доброжелательность, верность, терпеливость, уважение к мальчикам.

Девочки предпочитают ограниченные пространства, любят играть в маленьких домиках, в укромных уголках маленькими «близкими» группами по 2 – 3 человека. Девочки предпочитают видеть близко перед глазами все необходимые игрушки. Мелких игровых атрибутов должно быть одновременно достаточно много, чтобы игра была интереснее.

Игры девочек более вербальны (словесны, носят эмоциональный характер, в то время как игры мальчиков более действенны и предметны. Девочки играют в «Семью», «Дочки-матери», «Детский сад», «Больницу», «Кафе», «Магазин», «Салон красоты»

Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания дошкольников является построение ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ и вовлечение детей в СВОБОДНУЮ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) предметно-игровой среды, позволяющей проявить себя, показать индивидуальность и мастерство. Реализация гендерного подхода требует нового взгляда на обустройство предметно-пространственной среды группы, она должна быть разной для мальчиков и девочек и при этом на каждой возрастной ступени дополняться и изменяться. Также в реализации проблемы гендерного воспитания необходимо формирование гендерной компетентности у родителей, педагогов и разработка с внедрением педагогических технологий, направленных на конструирование гендерного сознания детей дошкольного возраста. В современном дошкольном образовательном учреждении мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность.

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образованиеГендерный подход в организации физкультурной деятельности в средней группе. Из опыта работы Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования.

«Гендерный подход в воспитании дошкольников ДОУ» Реализация гендерной технологии как эффективной образовательной технологии развития и позитивной социализации воспитанников ДОУ в условиях.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 33, г. Белгород ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог.

Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников Одной из самых насущных проблем на сегодняшний день является проблема агрессивного поведения у детей. Часто педагоги оказываются бессильными.

Гендерный подход в составлении календарного плана Календарный план на один день, в соответствии с «Методическими рекомендациями по гендерному воспитанию детей» старшей группы. Педагогам,.

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образованиеКруглый стол с педагогами «Гендерный подход в воспитании детей в ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Степанова Ю. В. Цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить.

Проект «Гендерный подход к организации физического развития детей дошкольного возраста» «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо. Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его.

Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Источник

гендерное обучение

Доказано, что у парней:
•Сильнее развито правое полушарие мозга.
•Драки происходят в 10 раз чаще, чем у девочек.
•На телефонный разговор в среднем уходит всего 6 минут в день, да и то только для того, чтобы передать необходимую или срочную информацию. У женщины же на это уходит в среднем 20 минут.
•Лучше развито зрение. Они видят окружающий мир намного четче. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов и т. д.).
Все это связано с тем, что мужской организм приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и межплеменной войне). Обычно ему приходилось в течение нескольких дней выслеживать и преследовать свою жертву, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру.

Доказано, что у девушек:
•Сильнее развито левое полушарие мозга.
•Слух развит в два раза лучше, чем у мужчины. Это связано с тем, что женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий, тогда как мужчина — преимущественно с помощью левого полушария.
•Уже в детском саду во время занятий девочки разговаривают 15 минут, а мальчики в четыре раза меньше — всего 4 минуты.
•В 9-летнем возрасте девочки опережают мальчиков в развитии на 18 месяцев.
•Сильнее развита тактильная чувствительность, ведь на коже у женщин находится в 10 раз больше рецепторов, чувствительных к прикосновению.
Это связано с тем, что в течение долгого времени женщины приспосабливались к в воспитанию детей, которых надо гладить и ласкать.

Однако противники гендерного обучения полагают, что разделять детей по половому признаку нельзя, и опасаются, что таким образом мальчики и девочки не приобретут необходимых навыков общения. Разница между полами, считают они, сильно преувеличена. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход.

СПРАВКА.
Гендерное обучение уже было в наших школах, до мая 1918 года. Раньше раздельное обучение было связано с различием в воспитании. Мальчиков готовили к государственной или военной службе, а девочек в частных пансионах — к роли жены и светской дамы.

Реформа образования в России набирает обороты. На очереди раздельное по полу обучение. Такая форма обучения уже практиковалась в нашей стране. Еще в дореволюционной России девочки и мальчики обучались раздельно. Однако уже в начале XX века начали создаваться первые коммерческие образовательные учреждения со смешанным типом обучения и воспитания. К 1943 году практика раздельного обучения окончательно была восстановлена. В настоящее время существуют школы как с раздельным по полу обучением, так и совместным. Родители вправе сами принимать решение, в какую школу отдавать ребенка.

Чтобы определиться в этом вопросе, давайте рассмотрим все «за» и «против» различных типов обучения. Положительные стороны раздельного по полу обучения:

1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.

3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.

Отрицательные стороны раздельного по полу обучения:

1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.

2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.

Источник

Что такое гендерное образование

Педагог-психолог с семилетним стажем. Знает всё о возрастной психологии.

Что такое гендерное воспитание

Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.

Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.

В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.

В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.

Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».

Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.

Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.

Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.

«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова

Гендерное воспитание в школе

Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.

«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова

Как освободиться от гендерных стереотипов

На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.

Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.

«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова

Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.

1. Подавайте пример

Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.

✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.

2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции

Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.

«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова

✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?

3. Позвольте ребёнку выбирать занятия

Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.

✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.

4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх

Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.

✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.

Что в итоге

Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.

Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.

Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образование

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образование

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образование

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образование

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образование

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Что такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образованиеЧто такое гендерное образование. Смотреть фото Что такое гендерное образование. Смотреть картинку Что такое гендерное образование. Картинка про Что такое гендерное образование. Фото Что такое гендерное образованиеПопробовать бесплатно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *