Что такое гендерные отношения

Гендерные отношения

В обществе всегда существовало деление на мужчин и женщин, и не только по физиологическим признакам, но и по социально-психологическим. Современная наука разделяет понятие «пол» и «гендер». Пол определяется отличиями физиологическими. Гендер – социально-психологическими. Понятие гендерные отношения относится ко всем сферам жизни. Но, подробнее мы разберем именно отношения между мужчиной и женщиной и гендерные стереотипы.

Гендерные отношения

У мужчин и женщин множество отличий, помимо физиологических. Если пол бывает мужской и женский, то гендеры делят на маскулинный (мужской) и феминный (женский). К признакам маскулинного гендера относятся: смелость, агрессивность, лидерство, независимость. К феминному: спокойствие, доброта, заботливость, эмоциональность.

Гендерные отношения – это взаимосвязь людей определенного пола в разных сферах жизни. Они предполагают соответствие определенной роли в обществе. В наше время продолжается борьба с гендерным неравенством. Ведь изначально гендерные отношения основывались на превосходстве мужчины. Это прослеживалось в экономической, социальной и политической сферах.

Ранее у женщин было заметно меньше прав, чем у мужчин. У них не было право голоса на выборах, не было возможности получить образование, не было шанса получить руководящую должность. В современном мире женщины добились расширения прав, ног все же в обществе еще заметны признаки неравенства.

Гендеры созданы обществом для того, чтобы разделять людей на категории и приписывать каждой категории определенную роль. Первоначально это было необходимо для выживания, когда мужчина был добытчиком и ходил на охоту, потому как обладал большей физической силой. Но, в современном мире необходимости в соответствии гендерной роли нет. Широкий спектр возможностей позволяет представителям обоих полов проявлять свои природные качества, и заниматься тем, что им близко, а не тем, что приписывает общество.

Что такое гендерные отношения. Смотреть фото Что такое гендерные отношения. Смотреть картинку Что такое гендерные отношения. Картинка про Что такое гендерные отношения. Фото Что такое гендерные отношения

Межгендерные отношения

Межгендерные отношения – это отношения между мужчиной и женщиной. Ранее существовала единственно верная модель отношения между мужчиной и женщиной. Где мужчина был главным, а женщина подчинялась. В современном мире данная модель поведения устарела, и отступления от нее уже не так порицаются обществом.

Гендерные роли основаны на качествах, присущих одному и другому полу. Но, стоит учитывать, что гендерные признаки не всегда совпадают с физиологическими. Женщине могут быть присущи мужские гендерные качества, например, – она может быть смелой и стремиться к лидерству. Также мужчине могут быть свойственны женские гендерные качества, например, – эмоциональность и заботливость.

Важно: в некоторых ситуация попытки слепого соответствия гендерным ролям могут принести неудобства обоим партнерам.

При построении межгендерных отношений необходимо учитывать индивидуальные качества партнера, а не ждать от него полного соответствия гендерной роли только из-за его принадлежности к определенному полу. В современном мире встречаются пары, где женщина отвечает за обеспечение семьи, а мужчина – за уют в доме. И стоит понимать, что это вариант нормы, если обоим партнерам так удобно.

При построении отношений важно чтобы обоим партнерам было комфортно. Поэтому не стоит следовать установленным гендерным ролям, стоит отталкиваться от собственных убеждений и желаний.

Что такое гендерные отношения. Смотреть фото Что такое гендерные отношения. Смотреть картинку Что такое гендерные отношения. Картинка про Что такое гендерные отношения. Фото Что такое гендерные отношения

Гендерные стереотипы

Гендерные отношения предполагают, что представитель каждого пола должен соответствовать определенной роли. В обществе сложились гендерные стереотипы, диктующие людям, как они должны себя вести и чем заниматься. Например, принято считать, что женщина должна заниматься домашними делами, а мужчина должен обеспечивать семью. Женщина должна следить за своей внешностью, а мужчине позволительно этого не делать, а излишняя ухоженность даже порицается.

Гендерная стереотипность влияет на людей с самого рождения. Когда рождается мальчик, ему покупают все голубое, затем ему покупают машинки и пистолеты. Девочке же покупают розовые вещи, кукол и игрушечные наборы посуды. Нам с детства вкладывают, какими мы должны быть. Считается, что женщина не может работать дальнобойщиком, а мужчина – мастером маникюра. Но, в современном обществе люди начали отходить от принятых стандартов.

Важно: Гендерные стереотипы ограничивают развитие личности, потому как сужают выбор.

Что такое гендерные отношения. Смотреть фото Что такое гендерные отношения. Смотреть картинку Что такое гендерные отношения. Картинка про Что такое гендерные отношения. Фото Что такое гендерные отношения

В современном мире люди постепенно начали отходить от гендерных стереотипов, потому как в следовании им нет необходимости. Но, все же, гендерные роли надежно закреплены в обществе, и подавляющее количество людей соответствует им, не задумываясь о том, что можно делать по-другому. Это негативная сторона гендерных ролей – они ограничивают человека в выборе.

Источник

Что такое гендер: понятие, примеры, отличия от термина «пол»

Что такое гендерные отношения. Смотреть фото Что такое гендерные отношения. Смотреть картинку Что такое гендерные отношения. Картинка про Что такое гендерные отношения. Фото Что такое гендерные отношения

Приветствую Вас, друзья!

В русском языке в последние годы слово «гендер» стало довольно распространённым, но далеко не все знают, что оно означает. Сегодня мы разберемся в том, что такое гендер, чем это понятие отличается от пола, а также выясним природу гендерных ролей и стереотипов.

Что такое гендер?

Гендер – это социальный пол, который определяется манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для определенного пола. В психологии понятие гендера появилось в 1955 году. Его ввёл американский психолог и сексолог Джон Мани, посвятивший значительную часть своей профессиональной деятельностью изучению проблем сексуальной и гендерной идентичности.

Многие гендерные признаки являются исторически обусловленными стереотипами. К примеру, в большинстве стран юбки носят только женщины. Для жителей этих стран шотландцы в килтах выглядят довольно странно, особенно военные. Некоторые гендерные признаки со временем теряют актуальность. Так, татуировки раньше считались сугубо мужским атрибутом, сегодня же многие женщины украшают ими своё тело, ничуть не теряя женственности.

Ещё один гендерный стереотип, с которым сейчас ведётся активная борьба в западной культуре – это распределение ролей между женой и мужем. Традиционно считается, что материальное обеспечение семьи – это забота мужчины. Однако сегодня на Западе активно продвигается идея, что работать должен тот супруг, который потенциально может зарабатывать больше. Второй же может заниматься домом и детьми, независимо от пола.

Наиболее простым способом понять, что такое гендер, является рассмотрение гендерных ролей.

Гендерные роли

Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.

Женская гендерная роль

Мужская гендерная роль

В большинстве обществ принято считать, что мужчина – это защитник и «добытчик». Он должен уметь постоять за себя и защитить свою семью, а также обеспечить семью материальными ресурсами. Для мужчины неприемлемо не иметь работы, ведь именно он должен приносить деньги в семью. Кроме того, раньше считалось, что ответственную работу могут выполнять только мужчины, и они же должны занимать руководящие должности.

Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.

Связанные понятия

Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:

Маскулинность. Это совокупность телесных (мужская фигура, растительность на лице и на теле), психологических (грубость) и поведенческих (соперничество, стремление делать карьеру) признаков, свойственных мужчинам. Ближайший по значению синоним этого слова – «мужеподобность». Не следует путать маскулинность с мужественностью (называя женщину мужественной, подразумевают её храбрость и самостоятельность, а не схожесть с мужчиной).

Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).

Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности.

И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).

Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:

Чем гендер отличается от пола?

Словом «пол» обозначается биологический пол, который определяет совокупность половых признаков. Биологический пол традиционно считается основным фактором, определяющим физиологические, психологические, поведенческие, социальные и прочие различия между мужчинами и женщинами. При этом многие исследователи считают, что только роль в воспроизводстве потомства является единственным постоянным и неоспоримым различием.

Гендер – это совокупность физических, психологических и поведенческих признаков человека, свойственных определенному полу. При этом часть этих признаков заложена природой, другие же зависят от воспитания, стиля жизни и прочих внешних факторов, влияющих на конкретного человека. Значительную часть этих признаков человек определяет самостоятельно (стиль одежды, причёска, регулярное бритьё, парфюмерия и прочее).

Гендерные стереотипы

Несмотря на то, что борьба с подобными стереотипами ведётся уже несколько десятилетий, их всё ещё существует огромное количество. Некоторые из них незаметно навязывают нам с детства, когда мальчикам предлагают играть с машинками, а девочкам – с куклами. Другие же озвучиваются прямым текстом (наверняка вы слышали в современных фильмах фразы в стиле «Женщина не может быть шеф-поваром!»).

Интересно, что проблема гендерных стереотипов не сильно беспокоит большинство людей, независимо от их пола. Одна из причин этого заключается в том, что большинству людей свойственен конформизм – им нравится жить по существующим правилам, поскольку так удобнее.

Большинство гендерных стереотипов выглядят относительно безобидными, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на качество жизни. Рассмотрим несколько примеров того, как гендерные стереотипы мешают трудоустройству и карьерному продвижению женщин:

В современном мире гендерные стереотипы считаются пережитком прошлого, мешающим строить полноценные счастливые отношения. Ссоры, непонимания и стремление выяснить, кто в семье главный, способны испортить любые отношения, как бы красиво и романтично они ни начинались. Отказ от стереотипов позволяет повысить уровень взаимного уважения и доброжелательности, благодаря чему удаётся сохранить душевную близость в отношениях.

Гендерная идентичность

В середине 20-го века американский психолог Джон Мани обнаружил, что у человека присутствует гендерная идентичность – внутреннее ощущение пола, подразумевающее определенные представления о своей внешности, манерах и характере. При этом гендерная идентичность может не соответствовать как биологическому полу, так и сексуальной ориентации.

Традиционно во всём мире общепринятой является бинарная гендерная модель, при которой четко разделены гендерные роли мужчин и женщин. Сегодня на Западе наблюдается постепенный отход от данной модели. Кроме того, набирает популярность движение за то, чтобы увеличить количество гендеров с учетом интересов носителей другой гендерной идентичности. Некоторые страны юридически признают наличие небинарного или третьего гендера и даже позволяют вписать его в документы (в США уже 8 штатов позволяют указать в документах пол «X»).

История термина «гендер»

Это слово существовало в английском всегда и обозначало грамматический род. Современным же пониманием того, что такое гендер, мы обязаны упомянутому выше Джону Мани, который в 1955 году опубликовал работу, посвященную гендерной идентичности людей. Он обнаружил, что даже люди традиционной сексуальной ориентации часто ассоциируют себя с противоположным полом. Слово «гендер» в своих работах он использовал, чтобы разграничить биологический пол человека и его социальную роль.

В 1970-х годах практически во всём мире начался расцвет феминистского движения, и именно тогда слово «гендер» приобрело известность. Сторонники движения использовали этот термин, чтобы подчеркнуть, что значительная часть половых различий не обусловлена природой, а навязана социумом. Разграничение понятий «пол» и «гендер» стало сильным козырем в руках сторонников феминистского движения, позволив поставить под сомнение традиционное восприятие ролей мужчины и женщины.

Заключение

Гендер – это модель поведения человека, соответствующая определенному полу. В большинстве случаев гендер подразумевает соблюдение определенных правил, навязываемых традиционным обществом. Человек должен вести себя определенным образом, «правильно» одеваться, играть определенную роль в семье и обществе, соответствуя гендерным ожиданиям. Интересно, что буквально полвека назад никто не знал о таком значении слова «гендер». Но сегодня данное понятие приобрело мировую известность благодаря обществам и движениям, борющимся за равноправие полов и отказ от гендерных стереотипов.

Источник

Гендерные отношения — Предпосылки для обучения и теоретико-методологического изучения категории «гендерные отношения»

Гендерная дискриминация продолжает пронизывать многие сферы жизни во всем мире, несмотря на значительные изменения в направлении гендерного равенства, произошедшие за последнее десятилетие. Характер и степень дискриминации сильно варьируются от страны к стране и от региона к региону. Широко распространены гендерные различия в доступе к ресурсам и управлению ими, экономическим возможностям, власти и представительстве. По этой причине достижение гендерного равенства стало ключевым показателем развития для любой страны.

Современное общество все больше обеспокоено проблемой гендерного неравенства в связи с глобализацией и ее политическими, социальными и экономическими последствиями. Организация Объединенных Наций классифицирует эту проблему как глобальную и рекомендует государствам изменить существующие гендерные модели, которые увековечивают систему неравных ценностей и двойных стандартов. В настоящее время существует даже сводный показатель, который отражает существующее неравенство в возможностях реализации между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивное здоровье, расширение прав и возможностей и рынок труда. Индекс гендерного неравенства был запущен в 2010 году Секретариатом Всемирного экономического форума в Женеве и используется Организацией Объединенных Наций в Докладах о человеческом развитии. В то же время большинство документов, предложенных ООН и другими международными организациями, содержат утверждение, что гендерное равенство способствует полноценному социально-экономическому и демографическому развитию общества.

Процесс глобализации сталкивает интересы определенных групп на планетарном, межгосударственном и внутригосударственном уровнях. Особую актуальность приобретает изучение гендерных отношений, затронутых этими процессами под влиянием глобализации.

Гендерные отношения — ключевое понятие гендерных исследований в научной литературе социогуманитарного профиля и используется в основном при изучении проблем дифференциации, стратификации и доминирования в системе социальной структуры. Рассмотрение категории гендерных отношений в психологических публикациях практически не используется. Однако гендерные отношения включены в широкий пласт социальных, межгрупповых и межличностных отношений. Поэтому гендерные отношения можно рассматривать как один из вариантов социально-психологических отношений.

Проблема гендерных отношений, связанная с особенностями человеческого пола, его психологическими различиями и ценностными ориентациями, в последнее время стала одной из наиболее активно обсуждаемых в обществе. С одной стороны, происходят процессы демократизации и гуманизации, которые способствуют созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. С другой стороны, сознание обоих полов формируется под влиянием стереотипных представлений о жизненных ролях, положении, статусе, различных ценностных ориентациях. Эти стереотипы формируются под влиянием желания мобилизовать свои способности и реализовать себя как личность.

В большинстве развитых и развивающихся стран женщины составляют не менее половины рабочей силы. Исследования показывают, что все больше женщин принимают все больше финансовых решений самостоятельно. Женщины играют все более важную роль в мировой экономике и вносят свой вклад в ее развитие.

Что такое гендерные отношения. Смотреть фото Что такое гендерные отношения. Смотреть картинку Что такое гендерные отношения. Картинка про Что такое гендерные отношения. Фото Что такое гендерные отношения

Что такое гендерные отношения. Смотреть фото Что такое гендерные отношения. Смотреть картинку Что такое гендерные отношения. Картинка про Что такое гендерные отношения. Фото Что такое гендерные отношения

Предпосылки для обучения и теоретико-методологического изучения категории «гендерные отношения»

Истоки социальной дискриминации по признаку пола можно проследить в глубокой древности. Платон Афинский в своих работах «Пир» и «Государство» и других ввел понятие андрогинности и предложил идею взаимодополняемости полов. С одной стороны, он считал женщин низшими созданиями, «вульгарной Афродитой», с другой — терпел их равное с мужчинами участие в государственных делах. Ученые и политики того времени прикрывали угнетенное положение женщины в обществе спорами о том, является ли она личностью и есть ли у нее душа. Взгляд на женщин как на неполноценных существ был отражен в теологических и философских трудах древнего мира. Сократ выразил чувство первобытного превосходства мужчин над женщинами, сказав: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина. Аристотель провозгласил: «Женщина является женщиной в силу отсутствия мужских качеств. Мы должны рассматривать женщину как существо, страдающее от природной неполноценности».

В Средние века под влиянием религии сложился стереотип «женщины-грешницы» и «мужчины-спасителя». Например, Коран учит следующему: «Мужья выше жен, потому что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому что они делают расходы на них из своего имущества». Согласно распространенному хадису, сказанному «Пророком», большинство жен попадут в Ад. В православии женщина также находится на ступень ниже в своих правах, чем мужчина — всю свою жизнь она должна подчиняться мужчине и тем самым вымаливать прощение за грех Евы. С момента появления христианства и до сегодняшнего дня религиозные люди поддерживают стереотип, определяющий положение женщины в обществе. В язычестве не было такого жесткого разделения прав между мужским и женским божеством. Однако образ мужчины-охотника, мужчины-защитника и мужчины-главы семьи сложился задолго до появления таких понятий, как «общество», «семья» и «неравенство».

С древних времен и до конца XVII века в Европе преобладало мнение, что женское тело — это недоразвитая версия мужского. Поэтому отличительные характеристики «мужчины» и «женщины» в то время были не столько конститутивными, сколько социальными признаками: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; мужчины и женщины были признаны изначально полярно разными организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связывать с различиями в их биологическом статусе.

Начиная с 1840-х годов, движение за права женщин набирало силу во Франции, Англии и США. В начале ХХ века в Германии, Франции, Италии и Нидерландах были проведены первые гендерные исследования, направленные на защиту прав женщин. Появилось несколько монографий, в частности, работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, Г. Ланге, М. Лефера, Г. Мариона, Л. Мархолма, Э. Кея. Первым государством в мире, провозгласившим в своей конституции 1918 года юридическое равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, была Советская Россия.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать Г. Хейманса. Его книга «Психология женщин» отличалась своей научностью от более ранних работ, а сам он провел два масштабных исследования особенностей поведения, которые чаще всего остаются без внимания психологов. З. Фрейд внес вклад в психологию гендерных отношений благодаря применению психоанализа — одной из классических областей женских исследований.

Исследования в области психологии гендерных отношений

Новый расцвет исследований в области психологии гендерных отношений начался в 1970-х годах и ознаменовался бурным развитием гендерной психологии. Признаками расцвета этой области являются новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических данных, начало кросс-культурных исследований по всему миру, адаптация методов и техник для изучения гендера и создание гендерно-специфических методологий.

В научном дискурсе гендерные отношения рассматриваются как отношения между конкретными мужскими и женскими личностями или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин. Гендерные отношения — это различные формы взаимодействия между людьми как представителями определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения проявляются на разных уровнях общества, они существуют как на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, так и на внутриличностном уровне.

Гендерный подход основан на идее, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а социокультурное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие гендера было введено в научный оборот психологом Робертом Столлером в его книге 1968 года «Пол и гендер». Изучая психологию гермафродитов и транссексуалов в Калифорнийском университете, он понял, что проще хирургически изменить пол человека, чем психологически изменить его гендерную идентичность.

Термин «пол» относится только к анатомо-биологическому строению женщин и мужчин; биологические различия между ними не так уж велики. «Гендер» — это «социальный пол», то есть те социально обусловленные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, которые зависят не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Гендер не дан от природы, а является социальной конструкцией, и гендер подразумевает самопознание и самоопределение, гендерную идентичность.

Социально-психологические понятия «женщины» и «мужчины» состоят из многих аспектов и зависят от особенностей общества. Традиционно женщинам приписываются такие характеристики, как слабость, пассивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчинам — сила, активность, рациональность, целеустремленность. Глобальное разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и фундаментальная идентичность биологических характеристик людей приводят к выводу, что биологический пол не может быть объяснением различий в их социальных ролях, существующих в разных обществах. Именно поэтому в современной социальной науке используются термины «пол» и «гендер».

Аспекты, связанные с полом человека и его психологическими и социальными различиями, в последнее время стали одними из самых обсуждаемых в обществе. Сегодня роль мужчин и женщин в социальной среде претерпевает значительные изменения. Эта проблема волнует многих ученых — психологов и социологов, таких как Т.В. Бендас, Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, О.А. Воронина, И.С. Клецина, Е.П. Ильин и др. Как говорит Бендас, общая психология долгое время игнорировала гендер как важнейший аспект человеческой природы. Социальная психология также не признавала «пол» как аспект, определяющий взаимодействие людей в обществе.

Изучение гендера в психологии рассматривается в рамках молодого научного течения «гендерная психология», которое рассматривает закономерности формирования и развития черт личности как представителей определенного пола в связи с гендерной дифференциацией, стратификацией и иерархизацией, отмечает И.С. Клицина. Гендерная психология изучает не только различия в психологических характеристиках мужчин и женщин, но и закономерности развития личности, обусловленные явлениями гендерной дифференциации, стратификации и иерархизации. Также важно проанализировать психологические способы и механизмы, которые позволяют мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

Структура гендерных отношений

Рассматриваемые как разновидность социально-психологических отношений, гендерные отношения включают следующие элементы: гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки и гендерную идентичность. Эти характеристики представляют собой различные социальные представления, социальные стереотипы, социальные установки и социальную идентичность индивида.

На высшем макросоциальном уровне, где гендерные отношения анализируются в связи с обществом и государством, социально-психологические производные и детерминанты гендерных отношений становятся гендерными представлениями как разновидностью социальных представлений. На следующем уровне межгруппового взаимодействия гендерно однородных групп гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов являются производными и детерминантами межличностных отношений. На третьем уровне межличностных отношений между мужчинами и женщинами взаимодействующие субъекты имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня обусловлены гендерными установками как разновидностью социальных установок. На последнем внутриличностном уровне объектом анализа является отношение индивида к себе как к представителю гендерной группы (самовосприятие) и гендерная идентичность, которая является компонентом социальной идентичности и выступает детерминантой данного типа самовосприятия.

Гендерные роли выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении и всегда связаны с определенной нормативной системой, которую индивид усваивает и нарушает в своем сознании и поведении. Эти нормы часто формируются в сознании индивида благодаря воспитанию родителей, влиянию ближайшего окружения человека и средств массовой информации. Гендерная социализация — это процесс, в ходе которого индивид усваивает модели поведения в обществе, ценности, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Процессы гендерной социализации рассматриваются в рамках различных психологических концепций: теории социального научения, моделирования, гендерного типирования и теории когнитивного развития, а также новой психологии пола и теории гендерных схем. Основными психологическими механизмами гендерной социализации являются: Процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальное подкрепление (социальное обучение и теория гендерного типирования), сознание, понимание социальных гендерных ролей (когнитивная теория развития), социальные ожидания (новая психология гендера), гендерные схемы (теория гендерных схем).

Наиболее популярной является концепция гендерной схемы С. Бема. Эта концепция основана на теории когнитивного развития, согласно которой основой процесса усвоения гендерной роли является собственная деятельность ребенка. Гендерное типирование происходит на основе способности детей группировать и обрабатывать информацию, то есть их готовности усваивать информацию о себе в контексте концепций мужественности/женственности. Гендерная обработка информации происходит через ребенка из-за существования гендерно дифференцированных практик в обществе. Гендерная схема закрепляется в сознании ребенка, которое предварительно конфигурируется как предвосхищающая структура для поиска и группировки информации: Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на «мужские» — «женские» категории. Введенная в структуру Я-концепции ребенка гендерная схема начинает «работать» не только при отборе поступающей извне информации, но и по отношению к самой себе. Из множества возможных характеристик человека дети выбирают только те, которые культурно определены как приемлемые для своего пола и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Гендерные стереотипы

Возникновение гендерных стереотипов связано с тем, что модель гендерных отношений исторически построена таким образом, что гендерные различия ставятся выше индивидуальных, качественных личностных различий мужчин и женщин. Самое интересное, что гендерные стереотипы рассматриваются как упрощенные, устойчивые, эмоционально окрашенные модели поведения и черты характера мужчин и женщин. Они проявляются во всех сферах человеческой жизни, начиная от самовосприятия, проявляющегося в межличностном общении, и заканчивая межгрупповым взаимодействием. В своей повседневной жизни многие люди даже не задумываются о том, что, принимая решения или формируя мнение о человеке, они часто руководствуются стереотипами. Гендерные стереотипы трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» женственности-мужественности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, увековечивая доминирование мужчин и дискриминационную практику в отношении женщин.

Американский психолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа, с помощью которых взрослые конструируют гендерную роль ребенка: Социализация посредством манипуляций, словесного обращения, направления и демонстрации деятельности. Первичное представление о своей гендерной идентичности формируется у ребенка в возрасте полутора лет. С возрастом гендерная идентичность развивается, ее структура расширяется и усложняется. Необратимость гендерной идентичности осознается в возрасте 6-7 лет, что сопровождается усилением гендерной дифференциации поведения и установок. Гендерная идентичность — это осознание принадлежности к мужскому или женскому полу, как говорит И.С. Кон. По мнению Клециной, этот термин относится к тому аспекту самосознания человека, который описывает переживание человека как представителя гендера, как носителя специфических гендерных характеристик и поведенческих черт, соотносимых с представлениями о мужественности или женственности.

В современном мире гендерные стереотипы считаются «истинными» в общественном сознании, как своего рода социальный консенсус, применяемый для решения проблем, для которых нет четкого подтверждения и объективных критериев. Согласно Ф.Л. Джесу, гендерные стереотипы, будучи «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» феминности-маскулинности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин и усиливают доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин.

В.Е. Каган, И.С. Клецина выделяют три группы гендерных стереотипов. К первой группе относятся стереотипы мужественности-женственности. Стереотип приписывает мужественности «активно-творческие» качества, инструментальные черты личности. Фемининность, напротив, считается «пассивно-репродуктивным подходом», проявляющимся в экспрессивных чертах личности, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Мужские черты сопоставляются с женскими, рассматриваются как противоположные, дополняющие друг друга. Плюрализм и текучесть образов маскулинности проявляются в жизни каждого человека, представляя разную маскулинность в разных ситуациях. Психологи давно заметили, что мальчики и мужчины чаще, чем женщины, сознательно представляют другим ложные или нереальные образы себя. Маскулинность и связанные с ней социальные ожидания проистекают не из характеристик индивида, а из специфики мужской социальной роли. Отсюда смещение внимания с индивидуальных характеристик на социокультурные стереотипы и нормы, стили социализации и т.д.

Вторая группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Что такое гендерные отношения. Смотреть фото Что такое гендерные отношения. Смотреть картинку Что такое гендерные отношения. Картинка про Что такое гендерные отношения. Фото Что такое гендерные отношения

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *