Что такое географическая карта 3 класс окружающий
Конспект урока по окружающему миру на тему «Географическая карта» (3 класс)
ГБОУ школа № 327 Невского района Санкт-Петербурга
урока по окружающему миру
на тему: «Географическая карта»
Учитель начальных классов
Создание условий для формирования у учащихся умений пользоваться картой, уметь ее читать.
Планируемые образовательные результаты
Л1.Развивать потребность к творческой деятельности.
Л2.Самостоятельно или с помощью учителя развивать адекватную самооценку на основе критериев учителя.
Л3. Уважительно относиться к чужому мнению
МП1. Уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме.
МП2. Уметь устно отвечать на простые вопросы учителя.
МП3. Самостоятельно выполнять работу по алгоритму
МР1. Уметь организовывать свое учебное место под руководством учителя.
МР2. Уметь определять цель выполнения задания с помощью учителя.
МР3. Уметь оценивать результат своей работы на уроке.
МК1. Умение оформлять свои мысли в устной форме
МК2. Отвечать на вопросы учителя на уроке
МК3. Слушать и понимать речь учителя и своих одноклассников.
П1. Уметь объяснять значение термина «географическая карта»
П2. Знать, чем отличается глобус от карты
П3. Знать условные обозначения на карте.
Что такое географическая карта?
Основные понятия, изучаемые на уроке
Географическая карта, глобус, полушария, масштаб, условные обозначения
Образовательные технологии, используемые на уроке
Диалоговая технология, здоровьесберегающая технология, рефлексивная технология, групповая технология
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютерная презентация, проектор с экраном
УМК «Начальная школа XXI века»
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
-Проверьте свою готовность к уроку.
На партах должны лежать учебники по окружающему мире, рабочие тетради и пенал.
-Повернитесь лицом к соседу и улыбнитесь друг другу.
-Сядьте ровненько, подвиньте стульчики.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Актуализация знаний (3-4 мин)
Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.
— Так о чем мы с вами будет изучать говорить на уроке?
Правильно. Мы сегодня будем изучать говорить о глобусе и географической карте.
Работа над новым материалом (25 мин)
— Зачем нам нужен глобус?
(убрать, то что выделено)
— А вы знаете как выглядит самый древний глобус?
— Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.
— А какие глобусы бывают?
Физический – отображает географические особенности. Политический – для изучения политического устройства стран. Рельефный – представляет наиболее полную информацию о рельефе местности. Античный – выполнен в стиле старинных карт с обозначением маршрутов великих мореплавателей.
Глобус звездного неба – для удобства изучения вся небесная сфера разделена на определённые участки с изображениями звёздных скоплений.
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один.
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, поселков, городов,
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.
Если сели вы за парты,
Изучайте мира карты!
— Хорошо, а что такое карта?
— Какие карты бывают?
— Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.
Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.
-Для чего нужен экватор?
Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.
Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики – северные и южные. Для них характерен жаркий климат, но чаще сухой.
Здесь нет непроходимых лесов, как на экваторе, а есть полупустыни и пустыни.
Найдите на глобусе пустыни. Каким цветом они обозначены?
Ближе к полюсам находятся Северный и Южный полярные круги.
Найдите на глобусе место, где мы живем. Подумайте, какой у нас климат? Холодный, жаркий?
Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?
Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась географическая карта, карта полушарии.
При перенесении изображения с круглого глобуса на плоскую поверхность возникнуть искажения.
При изображении земной поверхности на глобусе и географической карте используют масштаб.
Масштаб показывает: во сколько раз уменьшен объект.
Масштаб указан на каждой карте. Например, на карте написано:
Давайте мы с вами сейчас измерим расстояние от нашего города до Москвы. Для этого возьмем линейку и приложим ее так, чтобы отметка 0 стояла на точке, обозначающей наш город. А другой конец линейки положите на точку, которую показывает город Москва. Сколько см у вас получилось? А теперь давайте умножим это число на масштаб.
Существуют четыре стороны света: север. Юг, запад. Восток.
На географических картах север всегда вверху, а восток справа. Кто может на карте показать стороны света?
Как вы думаете каким цветом изображены моря и реки?
Теперь давайте откроем ваши тетради на печатной основе на странице 14 и выполним задания, которые нам предлагают. А теперь перейдем на страницу 15. Здесь вам нужно отметить крупные города, реки, горы. Давайте сначала покажем их на карте, которая на слайде, а затем вы выполните эту работу в тетрадях.
А теперь у нас будет небольшая игра.
Верные и неверные утверждения .
Если согласны с данным утверждением, то хлопайте в ладоши.
На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса (да)
Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет (да)
Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное (да)
Географическая карта – это уменьшенная модель земного шара (нет)
Итог урока, рефлексия (10 мин)
Что вы узнали о глобусе и географической карте?
С какими глобусами вы сегодня познакомились?
Что узнали о географической карте?
И в чём различия глобуса и геогр. карты?
Вы все молодцы, спасибо за урок!
По вертикали : 1. Модель Земли. (Глобус.) 2. Линия, которая условно проводится на земной поверхности, причем на равном расстоянии от полюсов. (Экватор.) 3. Два места на земной поверхности, через которые проводится условная ось Земли. (Полюсы.)
По горизонтали : 3. Экватор делит Землю на Северное и Южное … (полушария). 4. Линии, которые пересекают меридианы. (Параллели.) 5. Линии на глобусе, которые сходятся в точках полюсов. (Меридианы.)
Презентация по окружающему миру на тему «Географическая карта» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Урок окружающего мира
на тему: “Географическая карта”
3 класс
Подготовила: Игнатова Евгения Игоревна, учитель начальных классов школы №327 г. Санкт-Петербург
Описание слайда:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Масштаб определяется как отношение расстояния на карте к соответствующему расстоянию на реальной местности. Масштаб 1:100 000 означает, что 1 см на карте соответствует 100 000 см = 1 000 м = 1 км на местности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса
Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет
Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное
Географическая карта – это уменьшенная модель земного шара
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок презентация «Российская Империя»
Урок презентация «Санкт-Петербург новая столица России»
Презентация по окружающему миру «Зона арктических пустынь» (4 класс)
Окружающий мир «Невидимые нити»
Конспект урока по окружающему миру «Необычные деревья»
Презентация по окружающему миру 3 класс «СССР. РФ»
Проект по окружающему миру.Тема проекта: «Земля – наш общий дом» милена
Проект «Хлеб-в разные эпохи»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5407598 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Географическая карта
Урок окружающего мира в 3 классе
по теме «Географическая карта»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».
Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
Формирование начальных умений работы с картой.
Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.
Предметные : уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.
Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.
Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений.
Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.
Тип урока : урок овладения новыми знаниями, умениями
Форма проведения урока : коллективная, работа в парах
Методы обучения : словесные, наглядные, практические
Оборудование и наглядные пособия : учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».
Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»
Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.
Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1
Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока
На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.
— Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.
— Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?
(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)
— Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.
— Как же быть? Что нам может помочь?
Попробуйте отгадать загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)
— Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?
Изучение нового материала
Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)
Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)
— Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.
К морю Чёрному спустились
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас.
Один, другой – это кроль.
Все как один – плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Знакомство и работа с картой полушарий
— Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.
— Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?
Работа с учебником на с. 20 – 21
Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).
В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.
Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.
— На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.
— Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)
Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9
Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?
(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)
— Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.
Задание 9 . Работа с контурной картой полушарий.
— На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)
Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.
Карточка № 1 (для слабого ученика)
Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________
Карточка № 2 (для среднего ученика)
Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?
Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
Карточка № 3 (для сильного ученика)
Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
Самая большая параллель Земли_________________________________
Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-306148
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по окружающему миру Географическая карта (3 класс)
Паспорт урока окружающего мира в 3 классе
Картавенко Елена Дмитриевна
Формирование естественно-научной грамотности личности, развитие интеллектуальных познавательных способностей третьеклассников на основе осмысления сущности понятия «географическая карта» и её видовых различий
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя лично сущности понятия «географическая карта» и её видов;
ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех учебных заданий;
ПУД-1: использует знаково-символические средства, в том числе модели для изучения окружающего мира;
ПУД-2: осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
ПУД-3: проводит сравнение, классификацию объектов по заданным критериям;
ПУД-4: осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения их существенных признаков;
КУД-1: формулирует собственное мнение и позицию;
КУД-2: задаёт познавательные вопросы, формулирует гипотезы;
РУД-1: принимает и сохраняет учебную задачу, формулирует главный вопрос урока;
РУД-2: осуществляет рефлексию и самооценку своей деятельности, её результатов;
ПР-1: различает географическую карту и глобус;
ПР-2: называет виды карт и их назначение;
ПР-3: показывает на карте восточное и западное, северное и южное полушария, экватор и нулевой меридиан
Программные требования к образовательным результатам раздела «Человек и природа»
Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
Географическая карта и план
Географические карты помогают познавать окружающий мир и ориентироваться в нём
Земля. Природа. Человек. Познание
План изучения учебного материала
1. Что такое географическая карта?
2. Какие бывают карты?
3. Зачем человек изобрел географические карты?
Физическая карта, карта полушарий, карта мира, карта океанов, карта полезных ископаемых, климатическая карта
Северное и южное полушарие, западное и восточное полушарие, экватор, нулевой меридиан
урок изучения нового материала
технология проблемного обучения
Федотов О.Н. и др. Окружающий мир: 3 класс. Учебник. – М.: Академкнига. – 2012.; тетрадь с печатной основой, мультимедийные средства, глобус, настенные карты, листы самооценки
Парты стоят буквой «П»
С.19-24; задние в тетради №9 с.7
Технологическая карта хода урока
— Кого можно назвать хорошим учеником?
Обобщение, вывод: Хороший ученик – тот, кто хочет, любит и умеет учиться.
Стоя. Учебник, тетради, письменные принадлежности
II . СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)
Задание: Прочитайте эпиграф к уроку:
Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну страницу
— О какой ценности путешествия говорит автор этого высказывания?
(Познание окружающего мира)
— Согласны ли вы с этим высказыванием, почему?
(Путешествуя, узнаёшь много нового и интересного)
— Что можно узнать об окружающем мире в путешествиях?
Обобщение, вывод: Люди часто путешествуют, чтобы больше знать о нашей планете – Земля. Одни изучают её формы поверхности: горы, равнины. Другие – океаны, моря, реки, озёра. Третьи – климат (погоду), растения или животных. А четвёртые изучают занятия населения. У всех свои причины для путешествий.
— Как найти, то место на Земле, которое тебя интересует?
(Можно посмотреть на глобусе)
(Глобус-модель Земного шара )
— Какие объекты природы, расположенные на поверхности нашей Земли, изображены на глобусе?
(Материки, океаны, реки, горы, равнины)
Задание: Найдите и покажите на глобусе Северный Ледовитый океан, Индийский океан, Чёрное море, реку Волга, Уральские горы, Африку.
Обобщение, вывод: Глобус – модель поверхности Земли. С его помощью можно найти то место, которое человек хочет посетить для своего путешествия
Главный вопрос урока:
Почему человек, отправляясь в путешествие, берёт с собой не глобус, а географическую карту?
— Какие у вас возникают предположения?
— Что необходимо знать о географической карте, чтобы точно и обоснованно ответить на главный вопрос урока?
Задание: Отметьте в листе самооценки, что вы знаете (+) и не знаете (-) о географической карте.
Проверка : Встаньте те, кто поставил все «+». Встаньте те, у кого получилось больше минусов, чем плюсов.
— Какой можно сделать вывод?
(Мы не смогли ответить на все вопросы, не все знаем о географической карте.)
— Как можно сформулировать тему нашего урока?
Тема урока. Географическая карта
Напишите тему урока на листе самооценки
— Как можно сформулировать цель нашего урока?
— С помощью листа самооценки формулируйте вопросы, на которые вам хотелось бы найти ответы.
Обобщение, вывод: Итак, давайте искать ответы на наши вопросы: Что такое географическая карта? Чем карта отличается от глобуса? Какие бывают карты? Как определить вид карты? Как правильно показывать географические объекты на карте?
3-4 ученика по очереди
Слайд 3, запись в листах самооценки
Карточки на доске с помощью магнитов
III . ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)
Что такое географическая карта?
— «Всё познаётся в сравнении». Как вы понимаете эту фразу?
(Чтобы о чем-то узнать, надо сравнить с другим предметом или объектом)
— С чем лучше всего сравнить географическую карту, чтобы больше о ней узнать? (с глобусом)
— Как надо сравнивать объекты окружающей действительности? Давайте
Задание: определите последовательность шагов при выполнении действия сравнения
убедиться, что изучаемые объекты сравнимы;
(что изучаемые объекты можно сравнить)
установить различные свойства; (объектов)
установить общие свойства объектов, явлений, процессов – признаки;
выбрать основание для сравнения (один из существенных признаков);
сопоставить объекты по данному основанию;
— Можно ли сравнивать глобус и географическую карту? Почему? (Географическая карта и глобус – это уменьшенные изображения поверхности нашей Земли)
— В чём отличие глобуса от карты?
— Что общего у карты и глобуса?
(И на карте и на глобусе можно увидеть материки, океаны, горы, равнины)
— Какой главный признак отличает географическую карту (способ изображения земной поверхности)
— Какой можно сделать вывод?
Дадим определение понятия «что такое географическая карта»
Задание : вставьте пропущенные слова в определение понятия «географическая карта»
Географическая карта – это уменьшенное изображение на плоскости земной поверхности принятыми условными знаками.
Рефлексия: На какие вопросы отвечали? Что теперь мы знаем о географической карте?
(Какие бывают карты? Чем глобус отличается от карты?)
Какие бывают географические карты?
— Докажите, что перед вами именно географическая карта. Подпишите её название .
Проверка: устно. Обоснуйте своё мнение.
— Представим себе, что мы разделили глобус на две части по экватору. Затем «распрямили» каждую часть на плоскости, например на листе бумаги. Что получилось? Как можно назвать эту карту (Карта северного и южного полушария)
— А если линия разреза пройдёт по меридиану, о котором учёные заранее договорились, и также «распрямить» каждую половину земного шара на плоскости, что получится? (карта западного и восточного полушарий)
Задание : Докажите, что перед вами географические карты
Задание: В рабочих листах соедините изображение карты с её названием. Обоснуйте своё решение.
Проверка : карта мира, карта морей и океанов, карта полезных ископаемых, климатическая карта, контурная карта.
— Как вы думаете, почему появились разные карты?
(Чтобы показать какой климат на данной территории, какие полезные ископаемые на этой территории, какие животные водятся в этой местности и какие растут растения)
— Какие ещё бывают карты? ( Карта природных зон)
— По каким признакам они могут отличаться? (размер, назначение, географические объекты)
— Для чего нужны настенные карты? Контурные карты?
— С помощью чего карта передаёт информацию о географических объектах Земли? (Условных обозначений, например: цвет, точки, линии и т.д.
Обобщение, вывод: Нужно не только знать условные обозначения, но и правильно показывать по карте: с помощью указательного предмета, стоя сбоку от карты.
Задание: Внимательно рассмотрите карту. Определите и назовите её название. Устно обоснуйте своё мнение.
Проверка: Карта России
— Чем она отличается от других карт?
Задание : Сравните карту России с картой, изображённой в учебнике на с.24.
— Каково назначение контурных карт?
Раздаточные листы: задание 1
2-3 ученика по очереди, остальные – поднятая рука (у меня также)
Рабочие листы: задание 2
Рабочие листы: задание 3.
Учебник с 20-21 – показ по карте
2-3 ученика, остальные – поднятая рука
Рабочие листы: задание 4
1 ученик, остальные – поднятая рука
IV . ПРОВЕРКА ИСТИННОСТИ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)
— Как бы вы теперь ответили на главный вопрос нашего урока: Почему человек, отправляясь в путешествие, берёт с собой не глобус, На какие наши вопросы нашли ответы? Какие карты теперь знаете? А географическую карту?
Обобщение вывод: Глобус – это объёмное изображение Земли, его неудобно брать в дорогу. На нём изображены не все географические объекты.
— Как определить, какой лучше воспользоваться картой?
Обобщение, вывод : нужно выбрать ту карту, на которой более крупно и подробно изображены необходимые географические объекты.
— Вам поможет такой способ как анализ названия и содержания карты. Проанализировать – значит выделить отдельные элементы.
Задание : Проанализируйте содержание карты Самарской области и определите, для какого путешествия ею необходимо воспользоваться.
Проверка : Картой Самарской области необходимо воспользоваться при изучении природы и географии нашего края.
Задание : Посмотрим, что мы теперь знаем с вами о глобусе и географической карте. Если вы согласны с утверждением, поставьте в таблице «+», если не согласны – поставьте «-»
Глобус позволяет представить форму Земли.
Карта – это объемная модель, изображающая Землю.
На глобусе можно найти Самарскую область.
С помощью карты океанов можно изучать их географическое положение.
На карте обозначены полюсы, параллели, меридианы.
На глобусе видна вся Земля сразу.
Линии, соединяющие Северный и Южный полюс – это меридианы.
Экватор проходит по территории нашей страны.
На любой карте можно найти информацию о климате России.
Глобус и географическая карта – это модели поверхности нашей Земли.