Что такое географическая литература

Литература географическая

Полезное

Смотреть что такое «Литература географическая» в других словарях:

Географическая оболочка — Географическая оболочка в российской географической науке под этим понимается целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера, гидросфера … Википедия

Географическая карта — У этого термина существуют и другие значения, см. Карта. Физическая карта мира. Географич … Википедия

Географическая информационная система — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Литература — ◘ Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. – М., 1985. ◘ Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. – Благовещенск: Хабар. книж. изд во. Амурское отд., 1989. – 416 с. ◘ Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. – М., 1949. ◘ … Географические названия Дальнего Востока России

Физико-географическая страна — У этого термина существуют и другие значения, см. Страна (значения). Физико географическая страна (природная страна) часть материка, характеризующаяся на большом своём протяжении единством геоструктуры или закономерным сочетанием её структурных… … Википедия

Норвежская литература — Норвежская литература литература на норвежском языке, либо написанная норвежскими авторами (на букмоле и новонорвежском языках). История Норвежской литературы восходит ко временам языческой эддической и скальдической поэзии (IX X века).… … Википедия

Международная географическая олимпиада — (iGeO) ежегодная международная предметная олимпиада, проводящаяся среди лучших участников национальных олимпиад по географии в возрасте от 16 до 19 лет. Олимпиада состоит из трех частей: письменный тест, мультимедийный тест и полевой тур. iGeO… … Википедия

Персидская литература — Калила и Димна (Kelileh va Demneh) персидский манускрипт, 1529 г., Герат Персидская литература (перс … Википедия

МАРОККАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — МАРОККАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература марокканского народа, на арабском, берберском и французском языках.Видным представителем литературы эллинизма на территории Марокко был правитель римской Мавретании ливиец Юба 2 й (25 до н. э. — 23 н. э.); … Литературный энциклопедический словарь

Экономико-географическая школа Баранского-Колосовского — Экономико географическая школа Баранского Колосовского во многом аналогична (но, конечно, не тождественна) научным школам географов естествоиспытателей. Школа Баранского Колосовского стала изучать такие территориальные системы… … Википедия

Источник

Беседы о литературной географии

Что такое географическая литература. Смотреть фото Что такое географическая литература. Смотреть картинку Что такое географическая литература. Картинка про Что такое географическая литература. Фото Что такое географическая литература

В последние десятилетия в России активно развивается необычное направление географических исследований – литературная география. По этой теме пишутся книги, защищаются диссертации, проводятся научные конференции…

Однако среди российских географов далеко не все знают, что из себя представляет литературная география? Каковы ее истоки? Чем она занимается, каковы ее методы? На эти вопросы попытаются ответить председатель комиссии по культурной географии Московского городского отделения РГО, доктор географических наук Владимир Николаевич Калуцков и молодой исследователь, активно занимающийся проблемами литературной географии, Милена Максимовна Морозова.

В.Н. Представьте себе, что в средней школе отменили географию, имели ли бы тогда ее выпускники знания о пространстве России?

М.М. Основным источником этих знаний и образов России была бы русская литература.

В.Н. Верно. Вот и первая ниточка, связывающая географию и литературу: в критической ситуации литература, оказывается, может заменить географию. А почему?

М.М. Может быть потому, что великая русская литература XIXXX веков – это великая литература-путешественница, а ее представители исколесили всю Россию из края в край?

В.Н. Да. И это были не просто литературные путешествия. Во время поездок писатели и поэты можно сказать «поглощали» пространство страны, осваивали его и выдавали на горá яркие запоминающиеся образы городов и регионов России. Кстати, в таком контексте труд литератора сродни экспедиционной поездке географа. И тому, и другому нужно хорошо знать свою страну, а для этого надо много ездить, путешествовать. Вот вам и вторая ниточка…

И еще. По мнению Д.Н. Замятина классические путевые описания русских путешественников и географов (Пржевальского, Грумм-Гржимайло, Потанина, Певцова, Козлова и других) в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток стали очевидным фактом русской литературы. Влияние этих описаний испытал на себе сам Набоков в романе «Дар»…

М.М. Не случайно, академик Лихачев назвал Александра Сергеевича Пушкина по сути географом – Колумбом русской поэзии

В.Н. И есть за что… Исследователи посчитали, что Пушкин проезжал примерно тысячу километров в год! В своем произведении с характерным названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» поэт писал: «… с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России».

И, наконец, приведем мнение выдающегося русского географа В.П. Семенова-Тян-Шанского, высказанное им в работе «Район и страна» (эта замечательная книга недавно была переиздана Русским географическим обществом): «Связь географии с изящной литературой вполне понятна. В землеведении и страноведении огромную роль играет описательный элемент, представляемый словом. Вид искусства, воплощаемый в слове, не менее близок к географической науке, чем живопись, ибо при его посредстве получается описание красивыми словами географического стиля местности в прямое дополнение и разъяснение к картинам, рисуемым кистью художника. Особенно близка к чисто научному описанию художественная проза».

Что такое географическая литература. Смотреть фото Что такое географическая литература. Смотреть картинку Что такое географическая литература. Картинка про Что такое географическая литература. Фото Что такое географическая литература

М.М. Получается, что русская литература и русская география действительно очень близки?

В.Н. К сожалению, эта очевидная связь на полвека была почти забыта… И первым, кто после большого перерыва написал о литературных местах и литературных ландшафтах, стал Юрий Александрович Веденин в «Очерках по географии искусства».

М.М. Давайте вспомним цитату нашего великого современника Евгения Евтушенко. Мне кажется, она, как нельзя лучше, подходит теме нашего разговора:

Россия без поэзии российской

Была бы как огромный Люксембург.

В.Н. Становится понятным почему без русской литературы немыслима русская география. Не столько экономика, но, прежде всего, культура, литература является стратегическим скрепом страны, механизмом поддержания ее целостности. Поэтому материал искусства, литературы, живописи, кинематографа, представляет собой одновременно и кладовую, и мастерскую для создания мощных образов страны, ее городов и регионов.

Об этом нам и напоминает Евтушенко: недостаточно обладать огромной территорией, важно располагать спектром богатых, выразительных, ярких, запоминающихся географических образов этой территории.

Источник

Географические энциклопедии

Полезное

Смотреть что такое «Географические энциклопедии» в других словарях:

Великие географические открытия — Планисфера Кантино (1502), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей. На ней также изображён меридиан, разде … Википедия

Исторические энциклопедии — и словари, научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по истории и смежным с ней областям знания. Существуют энциклопедии по всемирной истории в целом, по отдельным историческим периодам, по истории отдельных… … Большая советская энциклопедия

ПОЯСА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ — пояса природные, высшие таксономические единицы физико географического районирования; наиболее крупные подразделения географической оболочки. Слагаются из нескольких географических зон, более или менее сходных по тепловому балансу. В известной… … Экологический словарь

ПРОЦЕССЫ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ — последовательное изменение природных явлений в географической оболочке и ландшафтах, сопровождающееся передачей или обменом веществом, энергией и информацией и приводящее к изменениям тех или иных характеристик состояния ландшафта. К физико… … Экологический словарь

Полюсы географические — Географический полюс точка в которой ось вращения Земли пресекается с поверхностью Земли. Имеется два географических полюса: Северный полюс находится в Арктике (центральная часть Северного ледовитого океана) и Южный полюс находится в… … Википедия

Энциклопедия — (от греч. enkýklios paidéia обучение по всему кругу знаний) научное или научно популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем (универсальные Э.) или отдельным (отраслевые Э.) областям знания или… … Большая советская энциклопедия

Словари биографические — содержат сведения о жизни и деятельности различных лиц, расположенные, как правило, в алфавите имён (но могут иметь расположение систематическое, хронологическое и др.). С. б. чрезвычайно разнообразны. По содержанию они подразделяются на… … Большая советская энциклопедия

История картографии — Картография (от др. греч. χάρτης «хартия, лист папируса» и γράφω «пишу»), или наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества, является… … Википедия

История географии — История науки … Википедия

Источник

Что такое географическая литература

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гре­че­ская: весь­ма раз­но­род­на. На ран­нем эта­пе раз­ви­тия была тес­но свя­за­на с исто­ри­ей и этно­гра­фи­ей (см. Ионий­ские лого­гра­фы, Гека­тей Милет­ский, Геро­дот, Гел­ла­ник, Кте­сий), и даже после выде­ле­ния гео­гра­фии в отдель­ную нау­ку исто­ри­ки про­дол­жа­ли ею инте­ре­со­вать­ся, о чем свиде­тель­ст­ву­ют гео­гра­фи­че­ские отступ­ле­ния в про­из­веде­ни­ях Поли­бия, Дио­до­ра Сици­лий­ско­го и дру­гих. Гре­че­ская гео­гра­фи­че­ская лите­ра­ту­ра охва­ты­ва­ла гео­гра­фию физи­че­скую, опи­са­тель­ную, мате­ма­ти­че­скую и кар­то­гра­фию. Раз­ли­ча­лись так­же ее фор­мы: 1) pe­rio­dos (обзор), pe­rie­ge­sis (пери­ге­за, то есть путе­во­ди­тель), cho­ro­gra­phia (опи­са­ние земель) пред­став­ля­ла собой систе­ма­ти­че­ское опи­са­ние стра­ны (или стран) и содер­жа­ла инфор­ма­цию о терри­то­рии, вод­ных путях, фауне и фло­ре, а так­же о памят­ни­ках и чуде­сах при­ро­ды, что под­ра­зу­ме­ва­ло вклю­че­ние исто­ри­че­ских сведе­ний; 2) pe­rip­lus (пла­ва­ния) были в основ­ном опи­са­ни­я­ми мор­ских бере­гов, пред­на­зна­чен­ны­ми для море­хо­дов, одна­ко часто при­во­ди­лись сведе­ния о стра­нах, лежа­щих за пор­та­ми; 3) отдель­ную груп­пу состав­ля­ли гео­гра­фо-мате­ма­ти­че­ские про­из­веде­ния, опи­рав­ши­е­ся на аст­ро­но­ми­че­ские и мате­ма­ти­че­ские зна­ния: кар­ты, схе­мы рас­сто­я­ний, марш­ру­ты, посо­бия по нави­га­ции. Нача­ло гео­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры свя­за­но с ростом коло­ни­за­ции в VII— VI вв. до н. э., когда были созда­ны несо­хра­нив­ши­е­ся отче­ты о путе­ше­ст­ви­ях Колея с Само­са (660 г. до н. э.) и Евфи­ме­на (580— 550 гг. дон. э.). Ок. 500 г. до н. э. ано­ним­ный море­пла­ва­тель опи­сал побе­ре­жье от Тар­тес­са до Мас­си­лии, побе­ре­жья Бри­та­нии, Ирлан­дии, Бре­та­ни и Фри­зии. Латин­ские пере­во­ды это­го про­из­веде­ния мы нахо­дим в Ora ma­ri­ti­ma Ави­е­на. Ок. 500 г. до н. э. писал Ски­лак, под име­нем кото­ро­го сохра­ни­лось опи­са­ние Сре­ди­зем­но­го моря IV в. до н. э. В IV в. до н. э. с фини­кий­ско­го язы­ка на гре­че­ский было пере­веде­но опи­са­ние похо­да Ган­но­на (нач. V в. до н. э.) вдоль юго-запад­но­го побе­ре­жья Афри­ки; в IV в. до н. э. работа­ли так­же Евдокс Книд­ский и Пифей из Мас­си­лии. Похо­ды Алек­сандра Македон­ско­го при­ве­ли к зна­чи­тель­но­му рас­ши­ре­нию гео­гра­фи­че­ско­го кру­го­зо­ра, а сле­до­ва­тель­но, и к раз­ви­тию гео­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры. Были созда­ны про­из­веде­ния, опи­сы­ваю­щие как похо­ды сорат­ни­ков само­го Алек­сандра, так и его наслед­ни­ков (Неар­ха, Анд­ро­сфе­на, Патрок­ла, Мега­сфе­на). Демет­рий из Кал­ла­та (II в. до н. э.) соста­вил науч­ную ком­пи­ля­цию О Евро­пе и Азии (Pe­ri Euro­pes kai Asias; фр.). Жив­ший в пер­вой пол. II в. до н. э. Скимн с Хиоса напи­сал утра­чен­ную про­за­и­че­скую пери­ге­зу по стра­нам Евро­пы, Азия и Ливии, то есть Афри­ки. Одна­ко ему неза­слу­жен­но при­пи­сы­ва­ют фраг­мен­тар­но сохра­нив­шу­ю­ся сти­хотвор­ную пери­ге­зу, создан­ную ок. 110 г. до н. э., кото­рую обыч­но назы­ва­ют псев­до-Скимн. Авто­ром несо­хра­нив­ше­го­ся про­из­веде­ния О пор­тах (Pe­ri li­me­non), создан­но­го в 270— 240 гг. до н. э., был Тимо­сфен с Родо­са, пред­во­ди­тель флота еги­пет­ско­го царя Пто­ле­мея II Фила­дель­фа. В тот же пери­од появи­лись пери­ге­зы по отдель­ным стра­нам и горо­дам: Дио­до­ра Афин­ско­го (III в. до н. э.), Герак­лида, про­зван­но­го Кри­ти­ком (III в. до н. э.; сохра­нил­ся сре­ди дру­гих фраг­мент с опи­са­ни­ем элли­ни­сти­че­ских Афин), Поле­мо­на (II в. до н. э.), Гелио­до­ра Афин­ско­го (II в. до н. э.), все они про­па­ли. Наряду с опи­са­тель­ной гео­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­рой воз­ни­ка­ют работы по науч­ной гео­гра­фии, опи­раю­щей­ся на мате­ма­ти­ку и аст­ро­но­мию (Дике­арх, Эра­то­сфен, с кото­ры­ми спо­рил Гип­парх). Важ­ное зна­че­ние для раз­ви­тия гео­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры име­ли про­из­веде­ния Поли­бия и Посидо­ния. Во II в. до н. э. появ­ля­ют­ся исто­ри­че­ские ком­мен­та­рии к про­из­веде­ни­ям Гоме­ра (Демет­рия со Скеп­си­са, Апол­ло­до­ра Афин­ско­го, Кра­те­та из Малл). В том же сто­ле­тии напи­сал свое

Пла­ва­ние по Крас­но­му морю (Pe­rip­lus tes Eryth­ras tha­las­ses) Ага­тар­хид Книд­ский. Тво­рив­ший ок. 100 г. до н. э. в Алек­сан­дрии Арте­ми­дор Эфес­ский был авто­ром несколь­ких погиб­ших гео­гра­фи­че­ских про­из­веде­ний, в кото­рых он опи­сы­вал стра­ны от Испа­нии до Индии. Ок. 25 г. до н. э. Иси­дор из Хара­к­са напи­сал боль­шое гео­гра­фи­че­ское про­из­веде­ние, частью кото­ро­го, быть может, явля­ет­ся сохра­нив­ше­е­ся сочи­не­ние Пар­фян­ские сто­ян­ки (Stat­moi Par­phi­koi), рас­ска­зы­ваю­щее о пути от Евфра­та до совре­мен­но­го Кан­да­га­ра. В руко­пи­сях сохра­ни­лись Гео­гра­фия Стра­бо­на, Пла­ва­ние по Крас­но­му морю, гео­гра­фи­че­ская поэ­ма Дио­ни­сия Пери­ге­та, гео­гра­фи­че­ские про­из­веде­ния Арри­а­на, Пав­са­ния, Пто­ле­мея и сочи­не­ние, извест­ное под латин­ским загла­ви­ем Опи­са­ние Вели­ко­го моря IV в. н. э., опи­сы­ваю­щее Сре­ди­зем­ное море. В VI в. н. э. пред­ста­ви­те­лем гео­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры был Кос­мас Инди­ко­плест. В том же веке был создан гео­гра­фи­че­ский сло­варь Сте­фа­ния Визан­тий­ско­го.

2. Рим­ская: рим­ляне не инте­ре­со­ва­лись тео­ре­ти­че­ской гео­гра­фи­ей и не внес­ли боль­шо­го вкла­да в ее раз­ви­тие. Они опи­ра­лись в основ­ном на гре­че­ские образ­цы. Гео­гра­фи­че­ские про­из­веде­ния писа­ли: Варрон Реа­тин и Варрон Ата­цин. Цице­рон тоже был авто­ром Хоро­гра­фии. Пер­вым сохра­нив­шим­ся латин­ским гео­гра­фи­че­ским про­из­веде­ни­ем явля­ет­ся Хоро­гра­фия Пом­по­ния Мелы. Гео­гра­фи­че­ские сведе­ния исполь­зо­ва­ли в сво­их сочи­не­ни­ях Пли­ний Стар­ший и Сене­ка Млад­ший. К выс­шим дости­же­ни­ям рим­ской гео­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры при­над­ле­жит Гер­ма­ния Таци­та. В III в. н. э. гео­гра­фи­ей зани­мал­ся Солин. В после­дую­щие века сле­ду­ет назвать еще Опи­са­ние все­го мира и стран и Эге­рию. Кро­ме того, в Риме состав­ля­лись раз­лич­ные кар­ты и марш­ру­ты, то есть путе­во­ди­те­ли по обшир­ной Рим­ской импе­рии. До наших дней сохра­ни­лись фраг­мен­ты (несколь­ко десят­ков) ком­мен­та­рия к кар­те Агрип­пы (I в. до н. э.), ити­не­ра­рий Анто­ни­на (ок. 200 г. н. э.), путе­во­ди­тель по Иеру­са­ли­му (338 г. н. э.) Кро­ме того, мы име­ем так назы­вае­мую Кар­ту Пев­тин­ге­ра (кото­рая носит имя пра­ви­те­ля Пев­тин­ге­ра), кар­ту, выпол­нен­ную в XII— XIII вв. соглас­но ори­ги­наль­ной рим­ской кар­те.

Источник

Использование литературных произведений для формирования географических образов природы на уроках географии

Разделы: География

«Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего».

Константин Бальмонт.

«Учиться должно быть интересно!»
Максаковский В.П.

Учебной задачей географии является изучение природы земного шара, отдельных стран, жизни и деятельности людей, а также особенностей природы и экономики разных стран. Чтобы сделать урок географии интереснее, выразительнее я использую отрывки из литературных произведений. Необходимость создания географического образа обусловлена и дидактическими и воспитательными задачами, так как именно на уроках географии часто приходится сталкиваться с вопросами, которые способствуют формированию мировоззрения и которые могут стать уроками нравственного подхода ко всякому явлению, событию, человеку. С помощью отрывков из литературных произведений можно решить такие дидактические задачи, как обучение умению выделить главное в описании, сравнить несколько признаков и сделать вывод, выявить причинно-следственные связи природных процессов и явлений.

Формированием географических образов учителя географии занимаются постоянно, но это происходит не в системе, хотя об образной географии ученые говорят на протяжении многих десятилетий. Так, еще К.Д. Ушинский писал: «Учитель должен учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса».

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Тема: «Климат и климатические ресурсы России», 8 класс.

Урок: «Циркуляция атмосферы и воздушные массы»

Объясняя в ходе урока понятия об антициклонах и циклонах, учитель предлагает учащимся отрывки из стихотворений. В каком из них говорится об антициклоне (циклоне)? Объясните, по каким признакам можно определить, что речь идет об антициклоне или циклоне.

«Мокрая осень летела над Петербургом…
Зеленоватым роем проносились там облачные клоки;
Они сгущались в желтоватый дым, припадающий
К крышам угрозою…». А. Белый.

«Мороз и солнце – день чудесный!». А.С. Пушкин

«А над Невою посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!». О. Мандельштам

Ответ. Во втором и третьем отрывках говорится об антициклоне, так как в них отражены такие признаки антициклона, как «мороз и солнце», «солнце, тишина», т.е. безветрие, безоблачность и мороз.

Тема: «Почвы и почвенные ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 8 класс.

Урок: «Типы почв и их разнообразие».

После объяснения нового материала учитель предлагает учащимся отрывки из литературных произведений и задает вопрос: «Определите, какие грунты характерны для города и области, какие проблемы с этим связаны?»

1. «По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там». А.С. Пушкин

2. «…Мох и мох, кочки, озера, лужицы. В сапогах вода, свистят, как старые насосы, сил нет вытаскивать их из вязкого болота…И так всю жизнь по мхам и лесам…С моховинки в лес, из леса на моховинку, с угора в низинку, с низинки на угор». М. Пришвин

3. «Грунт земли, на которой построен город, болотистый, хотя ранее местность была возделана под пашни. Еще в 1713 году повсюду были приметны борозды плугов, дорога к городу была очень тонкая, плохая, и весь путь весной и осенью был усеян лошадьми, падшими в упряжи между трясинами». В.Пылаев

ОТВЕТ. Грунты болотистые, топкие, поэтому, основная проблема, связанная с ними проблема строительства домов, транспортных путей и инженерных сооружений.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тема: «Австралия», 7 класс.

Урок: «Австралийский Союз».

Завершая изучение материка, с целью обобщения материала, в конце урока учащимся выдаются листочки с напечатанным стихотворением об Австралии и задания к нему.

АВСТРАЛИЯ – страна наоборот
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Трава сама там лезет из коры,
И кролики страшней, чем наводненье.
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот…
Ее исток на лондонском причале.
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот… Т. Усова

Вопросы к стихотворению:

Опираясь на знания о географическом положении материка, объясните значение строк:

1. «Она располагается под нами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады
Там в январе, а не в июле лето».

2. Почему «…реки без воды…..»?

3. О какой птице идет речь «…в зарослях следы бескрылых птиц»?

4. «…рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют». Что это за животные?

6. Как кролики стали «страшней, чем наводненье»?

7. Почему в Австралии «…спасает юг от северной жары»?

8. О каком городе говорится: «…его исток на лондонском причале»?

1. Австралия расположена к югу от экватора, поэтому там летними месяцами являются декабрь, январь и февраль, а зимними – июнь, июль и август.

2. В центральной и западной частях Австралии осадков выпадает очень мало, поэтому реки пересыхают до полного исчезновения, остаются только их русла. Это реки-крики.

5. Дерево казуарина с безлистными нитевидными ветвями.

6. Европейцы завезли кроликов, они быстро расплодились и расселились по пастбищам, которыми пользовались сумчатые и овцы.

7. На юге Австралии климат прохладнее, чем на севере, потому что южная часть дальше от экватора и на нее оказывают охлаждающее влияние Антарктида и холодное течение Западных ветров.

8. Город Сидней. Здесь была колония каторжников, куда в конце 18 века английское правительство сначала ссылало преступников.

9. Город Канберра оживает только во время работы парламента, здесь живут постоянно только те люди, которые обслуживают инфраструктуру города.

10. Материк осваивался осужденными на каторгу, высланными сюда английским правительством.

Тема: «Природные зоны России», 8 класс.

Урок: «Тундра и лесотундра»

В конце урока детям предлагается текст с описанием изученной природной зоны и устное задание – выделить характерные признаки тундры.

«В тундре – весна. Звенят большие и малые ручьи. Со стоном взламываются речушки в горах. Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды.

Вода всюду. Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и кочка сочится. Станешь робко ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас сплошное болото. Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух.

Весна входит в тундру робко и неуверенно. Останавливается. Оглядывается. Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет… Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. Уже открылись забереги, но лед еще прочен. Уже появился гусь, но еще нет комара». Б.Л. Горбатов, «Обыкновенная Арктика».

В ответе учащиеся отмечают обилие воды, «робость» наступающей весны, неустойчивость погоды – то северный ветер, то восточный. Объясняют причину заболоченности: многолетняя мерзлота не позволяет воде просачиваться в грунт, а из-за низких температур невысокая испаряемость.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Тема: «Природные зоны России», 8 класс.

Урок: «Степи»

Обобщая факторы, влияющие на формирование данной природной зоны, детям предлагаются два отрывка из произведений русских классиков. Задание: определите, что общее есть в приведенных описаниях, по каким признакам можно узнать изучаемую природную зону?

«Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчетные сияли звезды; месяц – казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе…, а по степи – сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков…

А днями – зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубени неба – нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростертых крыльев коршуна…Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор дремлют сурки. Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно-недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как во сне…». М.И.Шолохов, «Тихий Дон».

«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь, и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в липовой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…

В ответе учащиеся отвечают – общее в этих отрывках описание равнинности территории, ее бескрайности, сухости, безоблачности, называют характерных представителей растительного и животного мира. Главная причина указанных признаков – высокие летние температуры, небольшое и не очень частое выпадение осадков.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Тема: «Воды суши», 6 класс.

Урок: «Реки».

За несколько дней до урока, учащимся предлагается самостоятельное творческое задание: «Подберите описания рек в произведениях русских писателей». На уроке, после знакомства с типами питания рек, с характерами рек, учащиеся в описаниях находят признаки, по которым можно узнать характер реки, объясняют, чем он обусловлен.

Возможные варианты описаний и ответов к ним.

А) «…В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами…»

Б) «…Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит….»

В) «…Бег санок вдоль Невы широкой…»

Г) «…Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю (какому?) против бури…»

Д) «…И пеной разъяренных вод,…
Но силой ветра от залива (какого?)
Перегражденная Нева обратно шла,
Гневна, бурлива и затопляла острова;
Погода пуще свирепела;
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь…»

Е) «…Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окна…»

Ж) «…Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там;
Приют убогого чухонца…». А.С.Пушкин

«Под глинистой утесистой горой,
Унизанной лачужками, направо,
Катилася широкой пеленой
Родная Волга, ровно, величаво…». Н.А. Некрасов.

ОТВЕТ. Река Нева – широкая, «державная» (обращается внимание на политическую значимость реки), Волга – широкая, ровная величавая. Обе эти реки протекают по равнинной местности. Второе описание реки Невы создает ее образ во время нагонного наводнения.

«Где мчится Арагва в тенистых брегах
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной,
И бьется о берег в вражде бесполезной,
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады…».

«Терек воет, дик и злобен,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
К морю теплому (какому?) приник». А.С. Пушкин.

ОТВЕТ. Река Терек берет начало в высоких горах Кавказа, такие признаки, как «свирепое веселье», «воет, дик и злобен», «бьется о берег» говорят о горном характере реки. В нижнем течении Терек течет по равнине и здесь приобретает черты равнинной реки: «лукавый», «приветливый», «ласковый».

«Блеща средь полей широких,
Вот он льется! Здравствуй Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата
Реки знают тихий Дон;
. Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих…». А.С. Пушкин.

«…У прибрежных лоз, у высоких круч
И любили мы и росли.
Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч
Над тобой летят журавли…
….Враг напал на нас, мы с Днепра ушли.
Смертный бой гремел, как слеза.
Ой, Днепро, Днепро, ты течешь в дали,
И волна твоя, как слеза…». Е. Долматский.

ОТВЕТ. Характер реки Дон равнинный, об этом говорят такие признаки: «широк, могуч», «тихий», «льется», течет «средь полей широких».

Создаваемый географический образ, формируемый на литературной основе, поможет не только лучше узнать изучаемый материал, но и объяснить мотивы поведения людей, способствующие воспитанию уважения к истории своего народа, труду своих предков, будет способствовать формированию географической и экологической культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *