Что такое географическая литература
Литература географическая
Полезное
Смотреть что такое «Литература географическая» в других словарях:
Географическая оболочка — Географическая оболочка в российской географической науке под этим понимается целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера, гидросфера … Википедия
Географическая карта — У этого термина существуют и другие значения, см. Карта. Физическая карта мира. Географич … Википедия
Географическая информационная система — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Литература — ◘ Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. – М., 1985. ◘ Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. – Благовещенск: Хабар. книж. изд во. Амурское отд., 1989. – 416 с. ◘ Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. – М., 1949. ◘ … Географические названия Дальнего Востока России
Физико-географическая страна — У этого термина существуют и другие значения, см. Страна (значения). Физико географическая страна (природная страна) часть материка, характеризующаяся на большом своём протяжении единством геоструктуры или закономерным сочетанием её структурных… … Википедия
Норвежская литература — Норвежская литература литература на норвежском языке, либо написанная норвежскими авторами (на букмоле и новонорвежском языках). История Норвежской литературы восходит ко временам языческой эддической и скальдической поэзии (IX X века).… … Википедия
Международная географическая олимпиада — (iGeO) ежегодная международная предметная олимпиада, проводящаяся среди лучших участников национальных олимпиад по географии в возрасте от 16 до 19 лет. Олимпиада состоит из трех частей: письменный тест, мультимедийный тест и полевой тур. iGeO… … Википедия
Персидская литература — Калила и Димна (Kelileh va Demneh) персидский манускрипт, 1529 г., Герат Персидская литература (перс … Википедия
МАРОККАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — МАРОККАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература марокканского народа, на арабском, берберском и французском языках.Видным представителем литературы эллинизма на территории Марокко был правитель римской Мавретании ливиец Юба 2 й (25 до н. э. 23 н. э.); … Литературный энциклопедический словарь
Экономико-географическая школа Баранского-Колосовского — Экономико географическая школа Баранского Колосовского во многом аналогична (но, конечно, не тождественна) научным школам географов естествоиспытателей. Школа Баранского Колосовского стала изучать такие территориальные системы… … Википедия
Беседы о литературной географии
В последние десятилетия в России активно развивается необычное направление географических исследований – литературная география. По этой теме пишутся книги, защищаются диссертации, проводятся научные конференции…
Однако среди российских географов далеко не все знают, что из себя представляет литературная география? Каковы ее истоки? Чем она занимается, каковы ее методы? На эти вопросы попытаются ответить председатель комиссии по культурной географии Московского городского отделения РГО, доктор географических наук Владимир Николаевич Калуцков и молодой исследователь, активно занимающийся проблемами литературной географии, Милена Максимовна Морозова.
В.Н. Представьте себе, что в средней школе отменили географию, имели ли бы тогда ее выпускники знания о пространстве России?
М.М. Основным источником этих знаний и образов России была бы русская литература.
В.Н. Верно. Вот и первая ниточка, связывающая географию и литературу: в критической ситуации литература, оказывается, может заменить географию. А почему?
М.М. Может быть потому, что великая русская литература XIX—XX веков – это великая литература-путешественница, а ее представители исколесили всю Россию из края в край?
В.Н. Да. И это были не просто литературные путешествия. Во время поездок писатели и поэты можно сказать «поглощали» пространство страны, осваивали его и выдавали на горá яркие запоминающиеся образы городов и регионов России. Кстати, в таком контексте труд литератора сродни экспедиционной поездке географа. И тому, и другому нужно хорошо знать свою страну, а для этого надо много ездить, путешествовать. Вот вам и вторая ниточка…
И еще. По мнению Д.Н. Замятина классические путевые описания русских путешественников и географов (Пржевальского, Грумм-Гржимайло, Потанина, Певцова, Козлова и других) в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток стали очевидным фактом русской литературы. Влияние этих описаний испытал на себе сам Набоков в романе «Дар»…
М.М. Не случайно, академик Лихачев назвал Александра Сергеевича Пушкина по сути географом – Колумбом русской поэзии…
В.Н. И есть за что… Исследователи посчитали, что Пушкин проезжал примерно тысячу километров в год! В своем произведении с характерным названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» поэт писал: «… с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России».
И, наконец, приведем мнение выдающегося русского географа В.П. Семенова-Тян-Шанского, высказанное им в работе «Район и страна» (эта замечательная книга недавно была переиздана Русским географическим обществом): «Связь географии с изящной литературой вполне понятна. В землеведении и страноведении огромную роль играет описательный элемент, представляемый словом. Вид искусства, воплощаемый в слове, не менее близок к географической науке, чем живопись, ибо при его посредстве получается описание красивыми словами географического стиля местности в прямое дополнение и разъяснение к картинам, рисуемым кистью художника. Особенно близка к чисто научному описанию художественная проза».
М.М. Получается, что русская литература и русская география действительно очень близки?
В.Н. К сожалению, эта очевидная связь на полвека была почти забыта… И первым, кто после большого перерыва написал о литературных местах и литературных ландшафтах, стал Юрий Александрович Веденин в «Очерках по географии искусства».
М.М. Давайте вспомним цитату нашего великого современника Евгения Евтушенко. Мне кажется, она, как нельзя лучше, подходит теме нашего разговора:
Россия без поэзии российской
Была бы как огромный Люксембург.
В.Н. Становится понятным почему без русской литературы немыслима русская география. Не столько экономика, но, прежде всего, культура, литература является стратегическим скрепом страны, механизмом поддержания ее целостности. Поэтому материал искусства, литературы, живописи, кинематографа, представляет собой одновременно и кладовую, и мастерскую для создания мощных образов страны, ее городов и регионов.
Об этом нам и напоминает Евтушенко: недостаточно обладать огромной территорией, важно располагать спектром богатых, выразительных, ярких, запоминающихся географических образов этой территории.
Географические энциклопедии
Полезное
Смотреть что такое «Географические энциклопедии» в других словарях:
Великие географические открытия — Планисфера Кантино (1502), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей. На ней также изображён меридиан, разде … Википедия
Исторические энциклопедии — и словари, научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по истории и смежным с ней областям знания. Существуют энциклопедии по всемирной истории в целом, по отдельным историческим периодам, по истории отдельных… … Большая советская энциклопедия
ПОЯСА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ — пояса природные, высшие таксономические единицы физико географического районирования; наиболее крупные подразделения географической оболочки. Слагаются из нескольких географических зон, более или менее сходных по тепловому балансу. В известной… … Экологический словарь
ПРОЦЕССЫ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ — последовательное изменение природных явлений в географической оболочке и ландшафтах, сопровождающееся передачей или обменом веществом, энергией и информацией и приводящее к изменениям тех или иных характеристик состояния ландшафта. К физико… … Экологический словарь
Полюсы географические — Географический полюс точка в которой ось вращения Земли пресекается с поверхностью Земли. Имеется два географических полюса: Северный полюс находится в Арктике (центральная часть Северного ледовитого океана) и Южный полюс находится в… … Википедия
Энциклопедия — (от греч. enkýklios paidéia обучение по всему кругу знаний) научное или научно популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем (универсальные Э.) или отдельным (отраслевые Э.) областям знания или… … Большая советская энциклопедия
Словари биографические — содержат сведения о жизни и деятельности различных лиц, расположенные, как правило, в алфавите имён (но могут иметь расположение систематическое, хронологическое и др.). С. б. чрезвычайно разнообразны. По содержанию они подразделяются на… … Большая советская энциклопедия
История картографии — Картография (от др. греч. χάρτης «хартия, лист папируса» и γράφω «пишу»), или наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества, является… … Википедия
История географии — История науки … Википедия
Что такое географическая литература
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Греческая: весьма разнородна. На раннем этапе развития была тесно связана с историей и этнографией (см. Ионийские логографы, Гекатей Милетский, Геродот, Гелланик, Ктесий), и даже после выделения географии в отдельную науку историки продолжали ею интересоваться, о чем свидетельствуют географические отступления в произведениях Полибия, Диодора Сицилийского и других. Греческая географическая литература охватывала географию физическую, описательную, математическую и картографию. Различались также ее формы: 1) periodos (обзор), periegesis (перигеза, то есть путеводитель), chorographia (описание земель) представляла собой систематическое описание страны (или стран) и содержала информацию о территории, водных путях, фауне и флоре, а также о памятниках и чудесах природы, что подразумевало включение исторических сведений; 2) periplus (плавания) были в основном описаниями морских берегов, предназначенными для мореходов, однако часто приводились сведения о странах, лежащих за портами; 3) отдельную группу составляли географо-математические произведения, опиравшиеся на астрономические и математические знания: карты, схемы расстояний, маршруты, пособия по навигации. Начало географической литературы связано с ростом колонизации в VII— VI вв. до н. э., когда были созданы несохранившиеся отчеты о путешествиях Колея с Самоса (660 г. до н. э.) и Евфимена (580— 550 гг. дон. э.). Ок. 500 г. до н. э. анонимный мореплаватель описал побережье от Тартесса до Массилии, побережья Британии, Ирландии, Бретани и Фризии. Латинские переводы этого произведения мы находим в Ora maritima Авиена. Ок. 500 г. до н. э. писал Скилак, под именем которого сохранилось описание Средиземного моря IV в. до н. э. В IV в. до н. э. с финикийского языка на греческий было переведено описание похода Ганнона (нач. V в. до н. э.) вдоль юго-западного побережья Африки; в IV в. до н. э. работали также Евдокс Книдский и Пифей из Массилии. Походы Александра Македонского привели к значительному расширению географического кругозора, а следовательно, и к развитию географической литературы. Были созданы произведения, описывающие как походы соратников самого Александра, так и его наследников (Неарха, Андросфена, Патрокла, Мегасфена). Деметрий из Каллата (II в. до н. э.) составил научную компиляцию О Европе и Азии (Peri Europes kai Asias; фр.). Живший в первой пол. II в. до н. э. Скимн с Хиоса написал утраченную прозаическую перигезу по странам Европы, Азия и Ливии, то есть Африки. Однако ему незаслуженно приписывают фрагментарно сохранившуюся стихотворную перигезу, созданную ок. 110 г. до н. э., которую обычно называют псевдо-Скимн. Автором несохранившегося произведения О портах (Peri limenon), созданного в 270— 240 гг. до н. э., был Тимосфен с Родоса, предводитель флота египетского царя Птолемея II Филадельфа. В тот же период появились перигезы по отдельным странам и городам: Диодора Афинского (III в. до н. э.), Гераклида, прозванного Критиком (III в. до н. э.; сохранился среди других фрагмент с описанием эллинистических Афин), Полемона (II в. до н. э.), Гелиодора Афинского (II в. до н. э.), все они пропали. Наряду с описательной географической литературой возникают работы по научной географии, опирающейся на математику и астрономию (Дикеарх, Эратосфен, с которыми спорил Гиппарх). Важное значение для развития географической литературы имели произведения Полибия и Посидония. Во II в. до н. э. появляются исторические комментарии к произведениям Гомера (Деметрия со Скепсиса, Аполлодора Афинского, Кратета из Малл). В том же столетии написал свое
Плавание по Красному морю (Periplus tes Erythras thalasses) Агатархид Книдский. Творивший ок. 100 г. до н. э. в Александрии Артемидор Эфесский был автором нескольких погибших географических произведений, в которых он описывал страны от Испании до Индии. Ок. 25 г. до н. э. Исидор из Харакса написал большое географическое произведение, частью которого, быть может, является сохранившееся сочинение Парфянские стоянки (Statmoi Parphikoi), рассказывающее о пути от Евфрата до современного Кандагара. В рукописях сохранились География Страбона, Плавание по Красному морю, географическая поэма Дионисия Перигета, географические произведения Арриана, Павсания, Птолемея и сочинение, известное под латинским заглавием Описание Великого моря IV в. н. э., описывающее Средиземное море. В VI в. н. э. представителем географической литературы был Космас Индикоплест. В том же веке был создан географический словарь Стефания Византийского.
2. Римская: римляне не интересовались теоретической географией и не внесли большого вклада в ее развитие. Они опирались в основном на греческие образцы. Географические произведения писали: Варрон Реатин и Варрон Атацин. Цицерон тоже был автором Хорографии. Первым сохранившимся латинским географическим произведением является Хорография Помпония Мелы. Географические сведения использовали в своих сочинениях Плиний Старший и Сенека Младший. К высшим достижениям римской географической литературы принадлежит Германия Тацита. В III в. н. э. географией занимался Солин. В последующие века следует назвать еще Описание всего мира и стран и Эгерию. Кроме того, в Риме составлялись различные карты и маршруты, то есть путеводители по обширной Римской империи. До наших дней сохранились фрагменты (несколько десятков) комментария к карте Агриппы (I в. до н. э.), итинерарий Антонина (ок. 200 г. н. э.), путеводитель по Иерусалиму (338 г. н. э.) Кроме того, мы имеем так называемую Карту Певтингера (которая носит имя правителя Певтингера), карту, выполненную в XII— XIII вв. согласно оригинальной римской карте.
Использование литературных произведений для формирования географических образов природы на уроках географии
Разделы: География
«Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего».
Константин Бальмонт.
«Учиться должно быть интересно!»
Максаковский В.П.
Учебной задачей географии является изучение природы земного шара, отдельных стран, жизни и деятельности людей, а также особенностей природы и экономики разных стран. Чтобы сделать урок географии интереснее, выразительнее я использую отрывки из литературных произведений. Необходимость создания географического образа обусловлена и дидактическими и воспитательными задачами, так как именно на уроках географии часто приходится сталкиваться с вопросами, которые способствуют формированию мировоззрения и которые могут стать уроками нравственного подхода ко всякому явлению, событию, человеку. С помощью отрывков из литературных произведений можно решить такие дидактические задачи, как обучение умению выделить главное в описании, сравнить несколько признаков и сделать вывод, выявить причинно-следственные связи природных процессов и явлений.
Формированием географических образов учителя географии занимаются постоянно, но это происходит не в системе, хотя об образной географии ученые говорят на протяжении многих десятилетий. Так, еще К.Д. Ушинский писал: «Учитель должен учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса».
РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Тема: «Климат и климатические ресурсы России», 8 класс.
Урок: «Циркуляция атмосферы и воздушные массы»
Объясняя в ходе урока понятия об антициклонах и циклонах, учитель предлагает учащимся отрывки из стихотворений. В каком из них говорится об антициклоне (циклоне)? Объясните, по каким признакам можно определить, что речь идет об антициклоне или циклоне.
«Мокрая осень летела над Петербургом…
Зеленоватым роем проносились там облачные клоки;
Они сгущались в желтоватый дым, припадающий
К крышам угрозою…». А. Белый.
«Мороз и солнце – день чудесный!». А.С. Пушкин
«А над Невою посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!». О. Мандельштам
Ответ. Во втором и третьем отрывках говорится об антициклоне, так как в них отражены такие признаки антициклона, как «мороз и солнце», «солнце, тишина», т.е. безветрие, безоблачность и мороз.
Тема: «Почвы и почвенные ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 8 класс.
Урок: «Типы почв и их разнообразие».
После объяснения нового материала учитель предлагает учащимся отрывки из литературных произведений и задает вопрос: «Определите, какие грунты характерны для города и области, какие проблемы с этим связаны?»
1. «По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там». А.С. Пушкин
2. «…Мох и мох, кочки, озера, лужицы. В сапогах вода, свистят, как старые насосы, сил нет вытаскивать их из вязкого болота…И так всю жизнь по мхам и лесам…С моховинки в лес, из леса на моховинку, с угора в низинку, с низинки на угор». М. Пришвин
3. «Грунт земли, на которой построен город, болотистый, хотя ранее местность была возделана под пашни. Еще в 1713 году повсюду были приметны борозды плугов, дорога к городу была очень тонкая, плохая, и весь путь весной и осенью был усеян лошадьми, падшими в упряжи между трясинами». В.Пылаев
ОТВЕТ. Грунты болотистые, топкие, поэтому, основная проблема, связанная с ними проблема строительства домов, транспортных путей и инженерных сооружений.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тема: «Австралия», 7 класс.
Урок: «Австралийский Союз».
Завершая изучение материка, с целью обобщения материала, в конце урока учащимся выдаются листочки с напечатанным стихотворением об Австралии и задания к нему.
АВСТРАЛИЯ – страна наоборот
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Трава сама там лезет из коры,
И кролики страшней, чем наводненье.
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот…
Ее исток на лондонском причале.
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот… Т. Усова
Вопросы к стихотворению:
Опираясь на знания о географическом положении материка, объясните значение строк:
1. «Она располагается под нами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады
Там в январе, а не в июле лето».
2. Почему «…реки без воды…..»?
3. О какой птице идет речь «…в зарослях следы бескрылых птиц»?
4. «…рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют». Что это за животные?
6. Как кролики стали «страшней, чем наводненье»?
7. Почему в Австралии «…спасает юг от северной жары»?
8. О каком городе говорится: «…его исток на лондонском причале»?
1. Австралия расположена к югу от экватора, поэтому там летними месяцами являются декабрь, январь и февраль, а зимними – июнь, июль и август.
2. В центральной и западной частях Австралии осадков выпадает очень мало, поэтому реки пересыхают до полного исчезновения, остаются только их русла. Это реки-крики.
5. Дерево казуарина с безлистными нитевидными ветвями.
6. Европейцы завезли кроликов, они быстро расплодились и расселились по пастбищам, которыми пользовались сумчатые и овцы.
7. На юге Австралии климат прохладнее, чем на севере, потому что южная часть дальше от экватора и на нее оказывают охлаждающее влияние Антарктида и холодное течение Западных ветров.
8. Город Сидней. Здесь была колония каторжников, куда в конце 18 века английское правительство сначала ссылало преступников.
9. Город Канберра оживает только во время работы парламента, здесь живут постоянно только те люди, которые обслуживают инфраструктуру города.
10. Материк осваивался осужденными на каторгу, высланными сюда английским правительством.
Тема: «Природные зоны России», 8 класс.
Урок: «Тундра и лесотундра»
В конце урока детям предлагается текст с описанием изученной природной зоны и устное задание – выделить характерные признаки тундры.
«В тундре – весна. Звенят большие и малые ручьи. Со стоном взламываются речушки в горах. Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды.
Вода всюду. Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и кочка сочится. Станешь робко ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас сплошное болото. Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух.
Весна входит в тундру робко и неуверенно. Останавливается. Оглядывается. Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет… Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. Уже открылись забереги, но лед еще прочен. Уже появился гусь, но еще нет комара». Б.Л. Горбатов, «Обыкновенная Арктика».
В ответе учащиеся отмечают обилие воды, «робость» наступающей весны, неустойчивость погоды – то северный ветер, то восточный. Объясняют причину заболоченности: многолетняя мерзлота не позволяет воде просачиваться в грунт, а из-за низких температур невысокая испаряемость.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Тема: «Природные зоны России», 8 класс.
Урок: «Степи»
Обобщая факторы, влияющие на формирование данной природной зоны, детям предлагаются два отрывка из произведений русских классиков. Задание: определите, что общее есть в приведенных описаниях, по каким признакам можно узнать изучаемую природную зону?
«Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчетные сияли звезды; месяц – казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе…, а по степи – сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков…
А днями – зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубени неба – нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростертых крыльев коршуна…Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор дремлют сурки. Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно-недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как во сне…». М.И.Шолохов, «Тихий Дон».
«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь, и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в липовой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…
В ответе учащиеся отвечают – общее в этих отрывках описание равнинности территории, ее бескрайности, сухости, безоблачности, называют характерных представителей растительного и животного мира. Главная причина указанных признаков – высокие летние температуры, небольшое и не очень частое выпадение осадков.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Тема: «Воды суши», 6 класс.
Урок: «Реки».
За несколько дней до урока, учащимся предлагается самостоятельное творческое задание: «Подберите описания рек в произведениях русских писателей». На уроке, после знакомства с типами питания рек, с характерами рек, учащиеся в описаниях находят признаки, по которым можно узнать характер реки, объясняют, чем он обусловлен.
Возможные варианты описаний и ответов к ним.
А) «…В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами…»
Б) «…Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит….»
В) «…Бег санок вдоль Невы широкой…»
Г) «…Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю (какому?) против бури…»
Д) «…И пеной разъяренных вод,…
Но силой ветра от залива (какого?)
Перегражденная Нева обратно шла,
Гневна, бурлива и затопляла острова;
Погода пуще свирепела;
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь…»
Е) «…Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окна…»
Ж) «…Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там;
Приют убогого чухонца…». А.С.Пушкин
«Под глинистой утесистой горой,
Унизанной лачужками, направо,
Катилася широкой пеленой
Родная Волга, ровно, величаво…». Н.А. Некрасов.
ОТВЕТ. Река Нева – широкая, «державная» (обращается внимание на политическую значимость реки), Волга – широкая, ровная величавая. Обе эти реки протекают по равнинной местности. Второе описание реки Невы создает ее образ во время нагонного наводнения.
«Где мчится Арагва в тенистых брегах
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной,
И бьется о берег в вражде бесполезной,
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады…».
«Терек воет, дик и злобен,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
К морю теплому (какому?) приник». А.С. Пушкин.
ОТВЕТ. Река Терек берет начало в высоких горах Кавказа, такие признаки, как «свирепое веселье», «воет, дик и злобен», «бьется о берег» говорят о горном характере реки. В нижнем течении Терек течет по равнине и здесь приобретает черты равнинной реки: «лукавый», «приветливый», «ласковый».
«Блеща средь полей широких,
Вот он льется! Здравствуй Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата
Реки знают тихий Дон;
. Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих…». А.С. Пушкин.
«…У прибрежных лоз, у высоких круч
И любили мы и росли.
Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч
Над тобой летят журавли…
….Враг напал на нас, мы с Днепра ушли.
Смертный бой гремел, как слеза.
Ой, Днепро, Днепро, ты течешь в дали,
И волна твоя, как слеза…». Е. Долматский.
ОТВЕТ. Характер реки Дон равнинный, об этом говорят такие признаки: «широк, могуч», «тихий», «льется», течет «средь полей широких».
Создаваемый географический образ, формируемый на литературной основе, поможет не только лучше узнать изучаемый материал, но и объяснить мотивы поведения людей, способствующие воспитанию уважения к истории своего народа, труду своих предков, будет способствовать формированию географической и экологической культуры.