Что такое германцы история 6 класс
германцы
Полезное
Смотреть что такое «германцы» в других словарях:
Германцы — Германцы … Википедия
Германцы — были ближайшими соседями кельтов, с которыми античные авторы долгое время их отождествляли. Первоначальным их местожительством были Южная Скандинавия, Ютландия и побережье Балтийского и Северного морей между Везером и Одером. В течение VI I вв.… … Всемирная история. Энциклопедия
Германцы — древние, обширная группа племён индоевропейского происхождения, занимавших к I в. до н. э. территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем и Балтийским и Северным морями, а также южную Скандинавию. Соседствовали с кельтами, балтами, финно … Художественная энциклопедия
ГЕРМАНЦЫ — (кельтск. соседи). 1) древнее название племен, обитавших в средн. Европе между Рейном, Дунаем, Вислой и Нем. морем. 2) принадлежащ. к немецкому плем. жители Германии; граждане германской империи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
ГЕРМАНЦЫ — ГЕРМАНЦЫ, племена, обитавшие к 1 в. до нашей эры между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Южной Скандинавии. В 4 7 вв. сыграли основную роль в Великом переселении народов, захватили большую часть Западной Римской империи … Современная энциклопедия
ГЕРМАНЦЫ — древние племена индоевропейской языковой группы, обитавшие к 1 в. до н. э. между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Юж. Скандинавии. Главные занятия земледелие и скотоводство. Жили родовым строем, который в первые века н. э … Большой Энциклопедический словарь
ГЕРМАНЦЫ — ГЕРМАНЦЫ, германцев, ед. германец, германца, муж. Подданные Германии. || Общее название, под которым объединяют ряд европейских народов, близких по языку: немцев, англичан и скандинавов (научн.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГЕРМАНЦЫ — ГЕРМАНЦЫ, ев, ед. нец, нца, муж. 1. Название древних племён индоевропейской языковой группы, обитавших в центральной, западной и юго западной Европе. 2. То же, что немцы (устар.). | жен. германка, и. | прил. германский, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Германцы — ГЕРМАНЦЫ, племена, обитавшие к 1 в. до нашей эры между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Южной Скандинавии. В 4 7 вв. сыграли основную роль в Великом переселении народов, захватили большую часть Западной Римской империи. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Германцы — древние, обширная группа племён, принадлежавших к индоевропейской семье языков и занимавших к 1 в. до н. э. территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем и Балтийским и Северным морями и южную Скандинавию. В письменных… … Большая советская энциклопедия
ГЕРМАНЦЫ
Обычно выделяют 3 ветви Германцев: западную (сформировалась между реками Рейн и Одер; подразделялась на несколько групп), северную (сложилась на юге Скандинавского полуострова и севере полуострова Ютландия) и восточную (оформилась в ходе миграций).
В древности Германцами первоначально называли небольшое племя (по ряду оценок, негерманское) на левом берегу Рейна. С середины I века до н. э. это название было распространено на народы к востоку от Рейна и к северу от верхнего течения Дуная, где жили Германцы и постепенно ассимилированные ими другие народы. Восточные пределы области расселения Германцев античные авторы помещали в районе Вислы. К Германцам они причисляли и более восточные группировки, например бастарнов (на основе сходства облика и некоторых внешних особенностей культуры), противопоставляя их сарматам.
Попытки выделить культурное единство Германцев в бронзовом веке пока не убедительны, хотя ряд лингвистов считает, что германские языки в это время уже обособились. Формирование Германцев связывается с археологической ясторфской культурой и расселением в раннем железном веке части носителей этой и родственных ей культур. Сильное воздействие на Германцев оказали культуры Гальштат и Латен, отражающие влияние групп кельтов.
Древнейшей миграцией Германцев, отражённой в письменных источниках, были переселения кимвров и тевтонов. Их группировки во II веке до н. э. двигались из южной Ютландии, присоединяя по пути другие объединения, и достигли среднего Дуная, Галлии, северо-восточной Испании и северной Италии. В 102-101 годах они были разгромлены римской армией под командованием Гая Мария. Пик следующей волны германской миграции, в которой доминировали свевы, пришёлся на 70-60-е годы. Ударная группировка этого объединения во главе с Ариовистом утвердилась в северо-восточной Галлии, но в 58 году была разгромлена Гаем Юлием Цезарем. Вторжение свевов послужило одним из поводов к римской оккупации Галлии. Граница римских владений и Германцев по Рейну стабилизировалась после экспедиций Цезаря в земли Германцев в 55-53 годах.
В I веке н. э. можно выделить следующие племена и племенные объединения Германцев: батавы (жили у устья Рейна), тенктеры (на левом берегу нижнего Рейна; были известны своей конницей), гермундуры (восточнее верхнегерманского и севернее ретийского валов; единственные из Германцев, кому позволялось торговать на римской территории), хаты (в верховьях Везера; славились пехотой), херуски (в среднем течении Везера), хавки (в нижнем течении Везера), фризы (у побережья Северного моря). Юг Ютландии населяли кимвры, в бассейне Эльбы господствовало объединение свевов, включавшее лангобардов, семнонов и др., Богемию заняли маркоманы, восточнее располагались квады и др., в т. ч. негерманские племена. Повисленье населяли многочисленные племена лугиев (смотри в статье Пшеворская культура), ближе к Балтийскому морю жили ругии, готы и др. Из скандинавских племён известны свеоны. Существовали, вероятно, культовые группы германских племён: ингевоны у Северного моря, герминоны на Эльбе и Везере, истевоны ближе к Рейну и др.
В этот период общество Германцев, при некоторых отличиях, имело родо-племенную организацию. Германцы занимались земледелием и животноводством. В ходе миграций происходило усиление роли военных вождей и их дружин. Важным фактором развития Германцев было влияние Римской империи, в т. ч. восстановление при императоре Нероне Янтарного пути.
К середине III века натиск варваров на Римскую империю резко усилился. Со стороны Рейна активизировались алеманны, франки, ютунги и др., прорывавшиеся далеко в глубь римских территорий (233-234, 253, 259-261, 268, 270-271, 274-276 годы). Особенно опустошительными были т. н. Скифские войны. На их начальном этапе значительная роль принадлежала негерманским объединениям карпов и др., но постепенно она перешла к восточным Германцам, особенно готам. Ценой реформ, приведших к формированию системы домината, Римская империя устояла. Была эвакуирована провинция Дакия, оставлены т. н. Десятинные поля между верховьями Рейна и Дуная, с рядом германских племён заключены военные союзы. В качестве федератов и наёмников Германцы играли заметную роль в её военно-политических структурах (некоторые Германцы достигали высоких должностей). Рим, со своей стороны, оказывал влияние на различные стороны жизни и культуры Германцев (смотри, например, Черняховская культура). Среди Германцев начало распространяться христианство, появились первые религиозные общины. Епископ Ульфила составил первую германскую азбуку (готское письмо) и перевёл на готский язык Библию (вероятно, около 360 года). Христианство среди Германцев первоначально распространилось в форме арианства.
Качественные изменения произошли в германском мире в эпоху Великого переселения народов, формировались новые группировки. В управлении завоёванными территориями использовались опыт римской администрации и знания, полученные на службе в римкойс военно-политической системе. В итоге у Германцев начали формироваться государства, стали кодифицироваться законы (смотри Варварские правды).
Почти все восточные Германцы в конце IV-V веках несколькими волнами переселились на территорию Римской империи, где были созданы Вестготское королевство сначала в Галлии, затем в Испании, государство вандалов в Северной Африке, Остготское королевство в Италии, включавшие, кроме Германцев, численно превосходившее их местное население. В Потисье сформировалось государство гепидов, на всём пространстве расселения восточных Германцев, вплоть до северо-восточного Причерноморья (смотри в статье Дюрсо), возникли более мелкие «королевства» и военно-политические объединения. Однако уже в середине VI века под ударами Византии, лангобардов и авар пали государства вандалов, остготов, гепидов, в ходе арабских завоеваний разгрому подверглось государство вестготов. Восточные Германцы этих и других политических объединений были поглощены местным и пришлым населением. До XVI века сохранялись остатки крымско-готского языка в Южном Крыму (смотри в статьях Суук-Су, Мангуп, Готский язык), но позднее его носители стали частью местных греков (смотри Мариупольские греки) и татар.
Северные Германцы в эпоху Великого переселения народов в основном оставались в пределах Скандинавии. После периода Вендель наступило время довольно значительных миграций викингов эпохи. Они сыграли заметную роль в развитии ряда государств (Англии, Франции, смотри в статьях Денло, Нормандия; Древне-русского государства, смотри в статье Варяги), колонизовали Исландию и Фарерские острова. Северные Германцы стали основой скандинавских народов: шведов, норвежцев, датчан, исландцев, фарерцев.
Мифология, эпос, литература.
Общегерманской письменностью было руническое письмо. В IV-XIII веках складывалась литература на готском, др.-скандинавских, древнеанглийском, древнесаксонском, древнефризском, древневерхненемецком языках.
Музыка.
Искусство.
Дополнительная литература:
Schmidt L. Geschichte der deutschen Stä mme bis zum Ausgang der Vö lkerwanderung. Münch., 1934–1938. Bd 1–2;
Holmqvist W. Germanic art during the first millenum AD. Stockh., 1955;
Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960;
Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968;
Vries J.P. Altgermanische Religionsgeschichte. 3. Aufl. B., 1970. Bd 1–2;
Hachmann R. Die Germanen. Münch. u. a., 1971;
Reallexikon der germanischen Altertumskunde. 2. Aufl. B.; N. Y., 1973–2005 –. Bd 1–30–;
Die Germanen: Ein Handbuch / Hrsg. B. Krüger. 2. Aufl. B., 1976–1983. Bd 1–2;
Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984;
Щукин М.Б. На рубеже эр. СПб., 1994;
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. 2-е изд. М., 1997;
Germanen beiderseits des spä tantiken Limes. Köln; Brno, 1999;
Колосовская Ю. К. Рим и мир племен на Дунае, I-IV века н. э. М., 2000.
Иллюстрации:
Германцы
В 3 в. у Г. заметен рост производит. сил. Упрочилось применение плуга с жел. лемехом, колесного плуга с широким ножом и отвальной доской. Расширилась площадь обрабатываемых земель за счет лесов. Улучшались породы скота. Предметы вооружения (шлемы и др.) и металлич. утварь свидетельствуют о значит. повышении искусства обработки металлов. Развивались далее ткачество, судостроение, вошел в употребление гончарный круг. Усилилась торговля с Римом. Отдельные герм. племена поступали на службу к Риму в качестве федератов или селились на рим. границе в качестве летов. У Г. произошла перегруппировка племен и возникли новые племенные союзы, к-рые носили более устойчивый характер, чем прежде: союзы алеманнов (из семнонов и нек-рых др. племен), саксов (из херусков, хавков и проч.), франков (из хамавов, хаттов, узипетов, тенктеров, салиев и др.), готов и др. Рост производит. сил вел к усилению имуществ. дифференциации и к постепенному разложению родового строя. У Г. усиливались наследств. королев. власть и наследств. знать, ослабевало значение нар. собрания, возникали зачатки гос. власти. Установление более тесных контактов между Г. и Рим. империей, в свою очередь, ускорило процесс разложения родового строя у Г. Во 2-3 вв. Г. усилили натиск на границы Рим. империи. Во 2-й пол. 2 в. происходила маркоманская война. Затем алеманны и бургунды, обитавшие прежде к В. от Эльбы, придвинулись к Рейну. В 3 в. алеманны захватили т. н. Десятинные поля. Готам Рим уступил в кон. 3 в. Дакию. В 4-6 вв. Г. сыграли важнейшую роль в т. н. Великом переселении народов, одним из результатов к-рого явилось образование варварских королевств на терр. Зап. Рим. империи. Синтез обществ. отношений Г. с отношениями разлагавшегося рим. рабовладельч. об-ва имел решающее значение для развития феодализма в ряде стран Зап. Европы. Герм. племена составили основу в формировании (этногенезе) ряда совр. зап.-европ. народов: немцев, датчан, голландцев, фламандцев, шведов и нек-рых др.
Критич. лит. о бурж. историографии: Арциовский А. В., Взгляды Допша в свете археол. источников, «СЭ», 1935, No 2; Данилов А. И., Проблемы агр. истории раннего средневековья в нем. историографии, М., 1960; его же, Экономика раннего средневековья в трактовке совр. нем. бурж. историографии, в сб.: Средние века, 1955, в. 7; Кагаров Е. Г., Фальсификация истории раннегерм. общества фаш. лжеучеными, в кн.: Против фаш. фальсификации истории. М.-Л., 1939; Неусыхин А. И., Karl Hauck. Die geschichtliche Bedeutung der germanischen Auffassung von K?nigtum und Adel, в сб.: Средние века, 1961, в. 20.
А. Р. Корсунский. Москва. —***—***—***—
Древние германцы: история, германские племена, области расселения, быт и верования
Около 4-5 тысяч лет назад индоевропейские племена пришли на территорию Прибалтики и побережье Северного моря. На тот момент там обитали представители какой-то иной этнической группы, чьё происхождение науке пока неизвестно. В результате смешения пришельцев с коренными обитателями этих территорий и возник народ германцев. Со временем племена начали покидать свою прародину и расселились практически по всей Европе. Само слово «германцы», которое впервые появилось в сочинениях римских авторов в IV в. до н. э., имеет кельтские корни. Германцы вытеснили кельтов из Западной Европы и сами заселили их земли.
Древние германские племена: области расселения
Исследователи выделяют три основных ветви германских племён:
Великое переселение народов и образование варварских королевств
В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:
Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.
Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.
Быт и общественное устройство
До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.
По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.
После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.
Верования
Наиболее полную картину историки смогли сложить только о религиозных представлениях северогерманских племён, поскольку их мифы дошли до наших дней в письменных источниках. Во главе языческого пантеона северных германцев стоял бог войны и мудрости — Один. Второстепенное, но также очень большое значение имели и другие боги, в числе которых: богиня плодородия Фрейя, воплощение морской стихии — Ньёрд, бог хитрости Локи и бог грома Тор.
Прочие племена, очевидно, имели достаточно схожий со скандинавским пантеон. Изначально культовыми практиками занимались вожди и старейшины, но по мере усложнения религиозных воззрений и социальной структуры у германцев возникло жреческое сословие. Согласно римским авторам, все важные церемонии — молитвы, жертвоприношения (в том числе, и человеческие), гадания — германцы проводили в своих священных рощах. Ещё задолго до падения Рима население Европы начало стремительно христианизироваться. Однако христианские догматы смешивались с языческими воззрениями, что стало причиной искажения христианского учения и появления ересей.
Германцы
Для выяснения господствующего типа волос и глаз (т. е. цвета волос и радужной оболочки), по инициативе Вирхова и Берл. антропологического и этнологического общества, были собраны в Германии массовые наблюдения над учащимися в школах (в возрасте до 17—18 лет), в числе нескольких миллионов. Эти наблюдения были распространены затем на Австрию (Цислейтанию), Швейцарию и Бельгию, так что получились данные по отношению к весьма большому числу населения школьного возраста. Хотя, собственно говоря, школьный возраст и не совсем пригоден для уяснения указанного вопроса, ввиду того, что цвет волос и глаз может иногда изменяться (темнеть) с возрастом, однако другого способа для собрания массовых данных не представлялось (военное министерство Германии отклонило предложение об осмотре с этою целью новобранцев). С другой стороны, наблюдения над детьми представляли то преимущество, что давали возможность констатировать белокурость даже у тех особей, которые с возрастом темнеют, т. е. утрачивают этот признак. Все собранные таким путем наблюдения были разработаны и результаты их изображены картографически. Оказалось, что в среде современного населения Средней Европы, школьного возраста, чистые крайние типы настоящих блондинов (белокурые волоса, голубые глаза) и настоящих брюнетов (черные или темно-каштановые волосы и черные глаза) встречаются сравнительно редко и преобладают типы смешанные (с более или менее светло-каштановыми волосами и серыми или карими глазами). Им не менее, сохранились еще и указанные чистые типы, которые, притом, выказывают неодинаковое географическое распространение. Именно, чистые блондины весьма редки на Ю и на З (в Швейцарии, Эльзасе и Лотарингии, Бельгии) и становятся более многочисленными к С (к Балтийскому морю) и к В (к Польше), хотя и нигде не составляют более 40% населения; наоборот, чистые брюнеты наиболее многочисленны на Ю и З, откуда по направлению к В и С число их все более и более редеет. Местами, однако, этот тип брюнетов проникает довольно далеко на С (именно по течению Везера, Одера, Вислы), тогда как в промежуточных обл. более преобладают блондины. Что касается серых глаз, то Вирхов склонен приписывать распространение их влиянию, главным образом, славянского элемента. В городах брюнеты, по-видимому, более многочисленны, чем блондины, что зависит, вероятно, отчасти от большей примеси здесь других элементов — семитического (еврейского), романского и др. Еврейские дети дали, впрочем, в Германии до 13% белокурых — факт, в котором некоторые видят доказательство смешения этого типа с немецким, хотя нельзя отрицать присутствия известного процента белокурых даже у древних евреев Палестины.
Во всяком случае современные Г. далеко не представляют из себя, в антропологическом отношении, чистой, однородной расы. Не принимая даже во внимание шведов, датчан, англичан, выделившихся в особые типы, современные немцы представляют смесь потомков различных германских, славянских и кельтских (а может быть, и еще более древних) племен, с примесью литовцев (на крайнем СВ), поляков, датчан и многих позднейших пришельцев, как то евреев, французов и т. д. В эпоху Реформации значительное число протестантов переселилось из Баварии и Австрии на С и к ним присоединились многие эмигранты франц. происхождения, которые, в начале XVIII ст., составляли, например, в Берлине до 10% населения.
Переход римлян от наступательной политики к оборонительной и вызванная ею постройка вала надолго остановили движение Г. на Ю и З. Принужденные оставаться в своих прежних границах, давно уже ставших узкими для многочисленного населения, они по необходимости должны были перейти к более интенсивной обработке почвы, к более оседлому образу жизни. Юлий Цезарь знает их еще полуохотниками, полуземледельцами, легко перекочевывающими с места на место. Г. времен Тацита — народ уже вполне земледельческий и оседлый. Вследствие этого развилась и окрепла также государственная жизнь. Возникли новые племенные группы, с новыми названиями. Плиний и Тацит дают довольно ясную картину распределения германских народностей, хотя в подробностях они сильно расходятся между собой. Сопоставляя их известия и принимая в расчет результаты, полученные исследованием древнейших германских наречий (см. ниже), мы получаем, как наиболее вероятную, следующую картину германских народов и географического расположения их в конце I в. по Р. Х. Все германские народности распадаются на три большие группы: западную, восточную и северную. Западно-германская группа занимает почти всю нынешнюю Германию, Голландию и часть Ютландского полуострова. Народности, входящие в ее состав, связаны общим этногоническим преданием: они ведут свой род от бога Tuisco (Tuisto?), y которого был сын Mannus (первый человек), имевший, в свою очередь, трех сыновей, родоначальников трех ветвей западно-германской группы: ингевонов, герминонов и истевонов (имена их эпонимов, восстановляемые различно, представляют собой, вероятно, прозвища богов Fro, Zio и Wuotan). Ингевоны живут на берегу Океана (т. е. Немецкого моря); они составляют зерно позднейшей «нижненемецкой» ветви, и в их состав входят, между прочим, фризы (в нынешн. северной и средней Голландии и на В, за Эмсом), хауки (также на берегу Немецкого моря между Эмсом и нижней Эльбой), саксы (на правом берегу нижней Эльбы), англы (к С от саксов?). Герминоны занимают среднегерманскую полосу (впоследствии средне и верхненемецкие народы?). В их состав входит могущественное племя свевов (имя которых сохранилось в Швабии), делившееся на много мелких народностей, связанных общим религиозным культом; центр этого культа находился в нын. Бранденбурге, где жили свевы-семноны. К свевам принадлежали, между проч., маркоманы (в Богемии, занятой ими в начале I в. по Р. Х.) и квады (в нын. Моравии и северо-западной Венгрии). В состав герминонской группы входят еще гермундуры, занимавшие обширную область между средним и верхним Майном и средней Эльбой (из них вышли потом тюринги). Наконец, герминонскими же народностями следует, вероятно, считать лангобардов, на левом берегу средней Эльбы, и херусков, от Тевтобургского леса до Гарца. Название истевонов обнимало, вероятно, прирейнских германцев, между которыми следует отметить, как наиболее сильные народности, хаттов (на правом берегу Рейна; предки позднейших гессенцев), убиев (главный город — нын. Кёльн, древн. Ubiorum civitas, с 50 г. по Р. Х. Colonia Agrippinensis) и батавов (на островах, образуемых нижним Рейном); сюда же относятся множество мелких народностей — хамавы, тубанты, тенктеры, сигамбры, бруктеры, ангриварии и т. д. Они все появляются в области нижнего Рейна и вошли впоследствии в состав салийских и рипуарских франков. Восточно-германская группа занимает области между Одером и Вислой, несколько заходя за первую реку на Ю и за вторую — на С. Важнейшими представителями ее являются готы (на В от нижней Вислы, приблизительно до Немана; они еще не распались на ост- и вестготов) и ближайшие их родичи — гепиды (около устьев Вислы); на З от последних — ругии (в нын. северной Померании), южнее — бургунды (между средней Вислой и Одером, в нын. Познани); еще южнее — лугийские народы, к которым принадлежат вандалы в нын. Силезии. К той же восточной группе принадлежат, вероятно, бастарны (см. выше) и скиры. Северно-германская, или скандинавская, группа (у Плиния — Hilleviones) занимает южн. области Скандинавского полуострова (средние и северные заняты еще финнами), Датские острова и северную Ютландию. В ее состав входят гауты (в южной Швеции, нын. G ö tarike; они ничего общего с материковыми готами не имеют), свеи (севернее гаутов), даны (на Датских островах), герулы (впоследствии выселившиеся на материк) и юты (?). Это расположение германские народы сохраняют до второй половины II века, если не считать незначительных передвижений на З. Цепь укреплений на прирейнской и придунайской линиях сдерживала германские народности в прежних границах. Но быстрый рост населения заставил, наконец, германцев прорвать эту цепь. Наступательное движение, продолжавшееся до шестого века включительно, носит название великого переселения народов (см.). Успех движения был обеспечен переменами, происшедшими в государственной жизни Г.: вместо множества мелких народностей I века мы находим к началу III века в западно-германской группе лишь несколько племенных названий: алеманов — на Майне и среднем Рейне (с 213 г.), франков, на нижнем Рейне (ок. 242 г.), саксов, в более широком значении (в конце III в.), тюрингов — на месте древних гермундуров (в начале V в); наконец, последними выступают баювары (баварцы) на среднем Дунае, в конце VI в.
Процесс разъединения и бесконечной дифференциации, который необходимо связан с кочевой жизнью при возможности расширения внешних границ, заменился процессом единения, сплочения. Единение это не случайно и не произвольно: решающее значение имели ближайшее соседство и родство по языку и религиозному культу. Древние народности не погибли и не уступили места новым: они вошли в состав новых племенных союзов, которые, впрочем, не представляют еще твердого политического единства, а управляются рядом независимых князей, лишь на время войны выбирающих общего предводителя (herizogo = Herzog). Римлянам часто удается расторгнуть союз врагов, заключая мир с одним из князей и продолжая борьбу против другого. Великое переселение народов закончилось занятием Г. всех западно-римских областей. Дальнейшие судьбы германского мира принадлежат уже истории отдельных обособленных народов. Самое широкое распространение германское племя получило в начале VI веке, когда в его руках оказалась вся западно-римская империя, не исключая и африканской ее провинции. Впоследствии границы его опять сузились. В настоящее время ему принадлежат, кроме центральной Европы от моря до Альп, еще Голландия, Англия (за исключением Валлиса, Ирландии и Шотландии), Дания и Швеция с Норвегией. В промежуток временя от великого переселения народов до наших дней многие германские народы бесследно исчезли в борьбе с античным миром (например все восточные Г.), другие слились с чуждым туземным населением (франки, в нынешней Франции), третьи, наконец, в смешении с новыми элементами, переродились в новые народные типы (англичане). — Точные известия о внутреннем быте древних Г. начинаются со времени Цезаря. Носителем высшей законодательной и политической власти повсюду является вече (см.). Выбираемые им представители исполнительной власти у некоторых (восточно-германских) народов уже с древнейших времен облечены королевским саном. Они ответственны перед народом и власть их de jure не наследственна, хотя на самом деле она обыкновенно оставалась в известном роде, если и не переходила от отца к сыну. Попытка создать закон правильного престолонаследия встречается лишь в V в. у вандалов. Родовое начало, лежащее в основе древ негерманского общественного и военного быта, сказывается и в способе разделения земли между членами народности (Герм. право). Религиозная жизнь Г. основывается на началах, выработанных еще на почве индоевропейского пранарода. Вследствие этого основные черты германской мифологической системы общи всем германским народностям, что отражается в общих названиях главных божеств (западно-германск. W ô dan, Wuotan = скандин. Odinn, зап. Zio = сканд. Туr, зап. Fr ô = сканд. Freyr и т. д.). Но уже в древнейшую, доисторическую эпоху религиозная жизнь получает самостоятельное развитие среди отдельных народностей и народных групп (этногонический миф западных Г., общесвевский религиозный культ). Подробности этого развития не сохранены нам традицией, по крайней мере для Г. материка, среди которых христианство распространилось сравнительно рано (с III в.), тогда как религия скандинавского севера, куда христианство проникает лишь с VIII — IX века, нам лучше известна. Сравнительное изучение остатков древнегерманских религиозных верований не достигло еще точных результатов.
Имя германцев несомненно кельтского происхождения и обозначает «близко живущих соседей» (гальск.-кимрск. ger — сосед); оно употреблялось кельтами первоначально (еще в эпоху Цезаря) для обозначения некоторых кельтских же народностей на левом берегу нижнего Рейна. Но уже в I в. до Р. Х. оно было перенесено и на германцев в нашем смысле, после чего первоначальное значение слова скоро исчезает. В эпоху Тацита понятие германцев, а вместе с тем и новое значение этого слова, вполне уже установилось в римской историографии и географии; с этого времени Г. никогда уже более не смешиваются с кельтами, как это бывало еще во время кимвро-тевтонского нашествия.
Язык германцев. Первые по времени образцы языка древних Г. дают греческие и римские писатели, в собственных личных именах германских князей и полководцев; древнейшие из них относятся ко II в. до Р. X. Не очень богатый, но чрезвычайно ценный материал для древнейшей истории германских языков дают рунические надписи (с III или IV вв.); они же дают древнейшие образцы скандинавских наречий (с V в.). К эпохе, предшествующей нашествию гуннов, т. е. IV в., относится первый памятник связной германской речи: перевод Св. Писания на готский язык (см. Вульфила). Лишь с VII—VIII вв. начинается связная литературная традиция на материке и среди англосаксов в Британии, а еще позже, если не считать рунических надписей, среди скандинавов. Сравнительное изучение древнегерманских наречий дает возможность воссоздать в общих чертах прагерманский язык, т. е. язык, на котором говорили предки позднейших германских народов в эпоху непосредственно предшествующую распадению их на группы и народности. Древнейшие рунические надписи часто дают формы совпадающие с теми, которые предполагаются наукой как прагерманские. Любопытны в этом отношении также слова, в древние времена заимствованные у германцев финнами. Как фонетика, так и морфология и лексикон прагерманского языка доказывают принадлежность последнего к индоевропейской семье. Из других ветвей этой семьи наиболее близка к германской ветвь славяно-литовская. Совпадения тут настолько значительны, что приведи к гипотезе о едином славяно-германском пранароде и праязыке (она впервые высказана Zeuss’ом, за ним пошли Я. Гримм, Шлейхер и др.). Гипотеза эта, однако, критики не выдерживает; даже наиболее веские, по-видимому, ее основания легко объясняются многовековым географическим соседством и указывают лишь на живое общение германцев со славянами, более живое, чем с финнами, кельтами и античным (римским) миром, еще в доисторическое время. Греческих слов в прагерманском языке очень мало, да и те могли проникнуть в германский язык сравнительно поздно, через готов; они все относятся к области церковной. Совокупность германских наречий выделяется из общеиндоевропейской семьи рядом фонетических и морфологических нововведений. Сюда относится, между прочим, в области консонантизма так называемый первый, или общегерманский, перебой согласных (Lautverschiebung) и своеобразное отражение праиндоевропейских плавных и носовых сонантов; важные звуковые изменения повлекли за собой также перенесение акцента во всех словах на коренной слог. В области морфологии характерными для прагерманского языка являются развитие так наз. сильного склонения имен прилагательных, образование так наз. слабого глагольного типа и др.
Рядом с этими чертами, общими всем германским наречиям, уже очень рано зарождаются среди последних особенности местные, которые ведут впоследствии к распадению прагерманского языка на ряд самостоятельных ветвей. Эта дифференциация получает резкую форму в эпоху Великого переселения, когда на З образовались новые союзы алеманов и др. Около этого времени германские наречия уже распались на три ясно очерченные группы: 1) восточную — языки готов, гепидов, вандалов, ругиев и др. мелких племен; сюда же относится язык древних бургундов, который составляет, однако, уже переход к зап. группе. Группа вост. часто называется также готской, или вандальской; она вся погибла в эпоху переселений; 2) северную, или скандинавскую, которая распадается на ветви датскую, шведскую и норвежскую, с исландской, и 3) западную, которая, в свою очередь, делится на ветви древневерхненемецкую (с наречиями алеманскими, франкскими и т. д.), древнесаксонскую (от которой произошли нынешние нижненемецкие наречия, так наз. plattdeutsch), древненижнефранкскую (вошедшую отчасти в состав нынешнего голландского языка), древ нефризскую (вымирающую теперь) и англосаксонскую (лежащую в основе нынешнего английского яз.). В общем эта группировка остается без изменения до настоящего времени. Литературных языков германский мир выработал семь: готский, датский, шведский, исландский, верхненемецкий, голландский и английский.
См. К. Zeuss, «Die Deutschen und die Nachbarst ä mme» (Мюнх., 1837); J. Grimm, «Geschichte der deutschen Sprache» (Лпц., 1848); K. M ü llenhoff, «Deutsche Altertumskunde» (Б., т. I, 1870, 2 изд., 1890, II, 1887, III, 1892); W. Arnold, «Deutsche Urzeit» (3 изд., Гота, 1881); см. также литературу о Великом переселении народов. Хозяйственный быт и право: Th. von Inama-Sternegg, «Wirtschaft», и K. von. Amira, «Recht», в «Grundriss der german. Philologie», изданн. v. Paul (II том, Страсбург, 1889); там же подробные библиографические указания. Мифология: J. Grimm, «Deutsche Mythologie» (4 изд. Берл. 1875—78); E. H. Meyer, «Germanische Mythologie» (Б., 1891); Mogk, «Mythologie», в «Grundriss» Пayля (I т., 1889). — Язык: J. Grimm, «Deutsche Grammatik» (1819—1837); F ö rstemann, «Geschichte des deutschen Sprachstammes» (Нордгаузен, 1874—75); Noreen, «Utkast till Föreläsningar i urgerman Judlä ra» (Упсала, 1888); Kluge, «Vorgeschichte der altgerman. Dialekte», в «Grundriss» Пауля (I том).