Что такое германцы история 6 класс

германцы

Полезное

Смотреть что такое «германцы» в других словарях:

Германцы — Германцы … Википедия

Германцы — были ближайшими соседями кельтов, с которыми античные авторы долгое время их отождествляли. Первоначальным их местожительством были Южная Скандинавия, Ютландия и побережье Балтийского и Северного морей между Везером и Одером. В течение VI I вв.… … Всемирная история. Энциклопедия

Германцы — древние, обширная группа племён индоевропейского происхождения, занимавших к I в. до н. э. территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем и Балтийским и Северным морями, а также южную Скандинавию. Соседствовали с кельтами, балтами, финно … Художественная энциклопедия

ГЕРМАНЦЫ — (кельтск. соседи). 1) древнее название племен, обитавших в средн. Европе между Рейном, Дунаем, Вислой и Нем. морем. 2) принадлежащ. к немецкому плем. жители Германии; граждане германской империи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

ГЕРМАНЦЫ — ГЕРМАНЦЫ, племена, обитавшие к 1 в. до нашей эры между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Южной Скандинавии. В 4 7 вв. сыграли основную роль в Великом переселении народов, захватили большую часть Западной Римской империи … Современная энциклопедия

ГЕРМАНЦЫ — древние племена индоевропейской языковой группы, обитавшие к 1 в. до н. э. между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Юж. Скандинавии. Главные занятия земледелие и скотоводство. Жили родовым строем, который в первые века н. э … Большой Энциклопедический словарь

ГЕРМАНЦЫ — ГЕРМАНЦЫ, германцев, ед. германец, германца, муж. Подданные Германии. || Общее название, под которым объединяют ряд европейских народов, близких по языку: немцев, англичан и скандинавов (научн.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ГЕРМАНЦЫ — ГЕРМАНЦЫ, ев, ед. нец, нца, муж. 1. Название древних племён индоевропейской языковой группы, обитавших в центральной, западной и юго западной Европе. 2. То же, что немцы (устар.). | жен. германка, и. | прил. германский, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Германцы — ГЕРМАНЦЫ, племена, обитавшие к 1 в. до нашей эры между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Южной Скандинавии. В 4 7 вв. сыграли основную роль в Великом переселении народов, захватили большую часть Западной Римской империи. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Германцы — древние, обширная группа племён, принадлежавших к индоевропейской семье языков и занимавших к 1 в. до н. э. территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем и Балтийским и Северным морями и южную Скандинавию. В письменных… … Большая советская энциклопедия

Источник

ГЕРМАНЦЫ

Обыч­но вы­де­ля­ют 3 вет­ви Германцев: за­пад­ную (сфор­ми­ро­ва­лась ме­ж­ду ре­ка­ми Рейн и Одер; под­раз­де­ля­лась на несколько групп), се­вер­ную (сло­жи­лась на юге Скан­ди­нав­ско­го полуострова и се­ве­ре полуострова Ют­лан­дия) и вос­точ­ную (офор­ми­лась в хо­де ми­гра­ций).

В древ­но­сти Германцами пер­во­на­чаль­но на­зы­ва­ли не­боль­шое пле­мя (по ря­ду оце­нок, не­гер­ман­ское) на ле­вом бе­ре­гу Рей­на. С середины I века до н. э. это название бы­ло рас­про­стра­не­но на на­ро­ды к вос­то­ку от Рей­на и к се­ве­ру от верх­не­го те­че­ния Ду­ная, где жи­ли Германцы и по­сте­пен­но ас­си­ми­ли­ро­ван­ные ими другие на­ро­ды. Восточные пре­де­лы об­лас­ти рас­се­ле­ния Германцев ан­тич­ные ав­то­ры по­ме­ща­ли в рай­оне Вис­лы. К Германцам они при­чис­ля­ли и бо­лее восточные груп­пи­ров­ки, например бас­тар­нов (на ос­но­ве сход­ст­ва об­ли­ка и не­ко­то­рых внеш­них осо­бен­но­стей куль­ту­ры), про­ти­во­пос­тав­ляя их сар­ма­там.

По­пыт­ки вы­де­лить куль­тур­ное един­ст­во Германцев в брон­зо­вом ве­ке по­ка не убе­ди­тель­ны, хо­тя ряд лин­гвис­тов счи­та­ет, что германские язы­ки в это вре­мя уже обо­со­би­лись. Фор­ми­ро­ва­ние Германцев свя­зы­ва­ет­ся с ар­хео­ло­гической яс­торф­ской куль­ту­рой и рас­се­ле­ни­ем в ран­нем же­лез­ном ве­ке час­ти но­си­те­лей этой и род­ст­вен­ных ей куль­тур. Силь­ное воз­дей­ст­вие на Германцев ока­за­ли куль­ту­ры Галь­штат и Ла­тен, от­ра­жаю­щие влия­ние групп кель­тов.

Древ­ней­шей ми­гра­ци­ей Германцев, от­ра­жён­ной в письменных ис­точ­ни­ках, бы­ли пе­ре­се­ле­ния ким­вров и тев­то­нов. Их груп­пи­ров­ки во II веке до н. э. дви­га­лись из южной Ют­лан­дии, при­сое­ди­няя по пу­ти другие объ­е­ди­не­ния, и дос­тиг­ли сред­не­го Ду­ная, Гал­лии, северо-восточной Ис­па­нии и северной Ита­лии. В 102-101 годах они бы­ли раз­гром­ле­ны римской ар­ми­ей под ко­мандованием Гая Ма­рия. Пик сле­дую­щей вол­ны германской ми­гра­ции, в ко­то­рой до­ми­ни­ро­ва­ли све­вы, при­шёл­ся на 70-60-е годы. Удар­ная груп­пи­ров­ка это­го объ­е­ди­не­ния во гла­ве с Арио­ви­стом утвер­ди­лась в северо-восточной Гал­лии, но в 58 году бы­ла раз­гром­ле­на Га­ем Юли­ем Це­за­рем. Втор­же­ние све­вов по­слу­жи­ло од­ним из по­во­дов к римской ок­ку­па­ции Гал­лии. Гра­ни­ца римских вла­де­ний и Германцев по Рей­ну ста­би­ли­зи­ро­ва­лась по­сле экс­пе­ди­ций Це­за­ря в зем­ли Германцев в 55-53 годах.

В I веке н. э. мож­но вы­де­лить сле­дую­щие пле­ме­на и пле­мен­ные объ­е­ди­не­ния Германцев: ба­та­вы (жи­ли у устья Рей­на), тенк­те­ры (на ле­вом бе­ре­гу ниж­не­го Рей­на; бы­ли из­вест­ны сво­ей кон­ни­цей), гер­мун­ду­ры (вос­точ­нее верх­не­гер­ман­ско­го и се­вер­нее ре­тий­ско­го ва­лов; един­ст­вен­ные из Германцев, ко­му по­зво­ля­лось тор­го­вать на римской тер­ри­то­рии), ха­ты (в вер­ховь­ях Ве­зе­ра; сла­ви­лись пе­хо­той), хе­ру­ски (в сред­нем те­че­нии Ве­зе­ра), хав­ки (в ниж­нем те­че­нии Ве­зе­ра), фри­зы (у по­бе­ре­жья Се­вер­но­го моря). Юг Ют­лан­дии на­се­ля­ли ким­вры, в бас­сей­не Эль­бы гос­под­ство­ва­ло объ­е­ди­не­ние све­вов, вклю­чав­шее лан­го­бар­дов, сем­но­нов и др., Бо­ге­мию за­ня­ли мар­ко­ма­ны, вос­точ­нее рас­по­ла­га­лись ква­ды и др., в т. ч. не­гер­ман­ские пле­ме­на. По­вис­ле­нье на­се­ля­ли мно­го­численные пле­ме­на лу­ги­ев (смотри в статье Пше­вор­ская куль­ту­ра), бли­же к Бал­тий­ско­му морю жи­ли ру­гии, го­ты и др. Из скандинавских пле­мён из­вест­ны све­о­ны. Су­ще­ст­во­ва­ли, ве­ро­ят­но, куль­то­вые груп­пы германских пле­мён: ин­ге­во­ны у Се­вер­но­го моря, гер­ми­но­ны на Эль­бе и Ве­зе­ре, ис­те­во­ны бли­же к Рей­ну и др.

В этот пе­ри­од об­ще­ст­во Германцев, при не­ко­то­рых от­ли­чи­ях, име­ло ро­до-п­ле­мен­ную ор­га­ни­за­цию. Германцы за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и жи­вот­но­вод­ст­вом. В хо­де ми­гра­ций про­ис­хо­ди­ло уси­ле­ние ро­ли во­енных во­ж­дей и их дру­жин. Важ­ным фак­то­ром раз­ви­тия Германцев бы­ло влия­ние Римской им­пе­рии, в т. ч. вос­ста­нов­ле­ние при императоре Не­ро­не Ян­тар­но­го пу­ти.

К середине III века на­тиск вар­ва­ров на Римскую им­пе­рию рез­ко уси­лил­ся. Со сто­ро­ны Рей­на ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись але­ман­ны, фран­ки, ютун­ги и др., про­ры­вав­шие­ся да­ле­ко в глубь римских тер­ри­то­рий (233-234, 253, 259-261, 268, 270-271, 274-276 годы). Осо­бен­но опу­с­то­ши­тель­ны­ми бы­ли т. н. Скиф­ские вой­ны. На их на­чаль­ном эта­пе зна­чительная роль при­над­ле­жа­ла не­гер­ман­ским объ­е­ди­не­ни­ям кар­пов и др., но по­сте­пен­но она пе­ре­шла к восточным Германцам, осо­бен­но го­там. Це­ной ре­форм, при­вед­ших к фор­ми­ро­ва­нию сис­те­мы до­ми­на­та, Римская им­пе­рия ус­тоя­ла. Бы­ла эва­куи­ро­ва­на провинция Да­кия, ос­тав­ле­ны т. н. Де­ся­тин­ные по­ля ме­ж­ду вер­ховь­я­ми Рей­на и Ду­ная, с ря­дом германских пле­мён за­клю­че­ны во­енные сою­зы. В ка­че­ст­ве фе­де­ра­тов и на­ём­ни­ков Германцы иг­ра­ли за­мет­ную роль в её во­енно-по­ли­тических струк­ту­рах (не­ко­то­рые Германцы до­сти­га­ли вы­со­ких долж­но­стей). Рим, со сво­ей сто­ро­ны, ока­зы­вал влия­ние на раз­лич­ные сто­ро­ны жиз­ни и куль­ту­ры Германцев (смотри, например, Чер­ня­хов­ская куль­ту­ра). Сре­ди Германцев на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся хри­сти­ан­ст­во, поя­ви­лись пер­вые ре­лигиозные об­щи­ны. Епископ Уль­фи­ла со­ста­вил пер­вую германскую аз­бу­ку (гот­ское пись­мо) и пе­ре­вёл на гот­ский язык Биб­лию (ве­ро­ят­но, около 360 года). Хри­сти­ан­ст­во сре­ди Германцев пер­во­на­чаль­но рас­про­стра­ни­лось в фор­ме ари­ан­ст­ва.

Ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния про­изош­ли в германском ми­ре в эпо­ху Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов, фор­ми­ро­вались но­вые груп­пировки. В управлении за­воё­ван­ными тер­ри­то­ри­ями ис­поль­зо­вались опыт римской ад­ми­ни­ст­ра­ции и зна­ния, по­лу­чен­ные на служ­бе в римкойс во­енно-по­ли­тической сис­те­ме. В ито­ге у Германцев на­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся го­су­дар­ст­ва, ста­ли ко­ди­фи­ци­ро­вать­ся за­ко­ны (смотри Вар­вар­ские прав­ды).

Поч­ти все восточные Германцы в конце IV-V веках не­сколь­ки­ми вол­на­ми пе­ре­се­ли­лись на тер­ри­то­рию Римской им­пе­рии, где бы­ли соз­да­ны Вест­гот­ское ко­ро­лев­ст­во сна­ча­ла в Гал­лии, за­тем в Ис­па­нии, го­су­дар­ст­во ван­да­лов в Северной Аф­ри­ке, Ост­гот­ское ко­ро­лев­ст­во в Ита­лии, вклю­чав­шие, кро­ме Германцев, чис­лен­но пре­вос­хо­див­шее их ме­ст­ное на­се­ле­ние. В По­ти­сье сфор­ми­ро­ва­лось го­су­дар­ст­во ге­пи­дов, на всём про­стран­ст­ве рас­се­ле­ния восточных Германцев, вплоть до северо-восточного При­чер­но­мо­рья (смотри в статье Дюр­со), воз­ник­ли бо­лее мел­кие «ко­ро­лев­ст­ва» и во­енно-по­ли­тические объ­е­ди­не­ния. Од­на­ко уже в середине VI века под уда­ра­ми Визан­тии, лан­го­бар­дов и авар па­ли го­су­дар­ст­ва ван­да­лов, ост­го­тов, ге­пи­дов, в хо­де араб­ских за­вое­ва­ний раз­гро­му под­верг­лось го­су­дар­ст­во вест­го­тов. Восточные Германцы этих и других по­ли­тических объ­е­ди­не­ний бы­ли по­гло­ще­ны ме­ст­ным и при­шлым на­се­ле­ни­ем. До XVI века со­хра­ня­лись ос­тат­ки крым­ско-гот­ско­го язы­ка в Южном Кры­му (смотри в стать­ях Су­ук-Су, Ман­гуп, Гот­ский язык), но позд­нее его но­си­те­ли ста­ли ча­стью ме­ст­ных гре­ков (смотри Ма­риу­поль­ские гре­ки) и та­тар.

Северные Германцы в эпо­ху Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов в основном ос­та­ва­лись в пре­де­лах Скан­ди­на­вии. По­сле пе­рио­да Вен­дель на­сту­пи­ло вре­мя до­воль­но зна­чительных ми­гра­ций ви­кин­гов эпо­хи. Они сыг­ра­ли заметную роль в раз­ви­тии ря­да го­су­дарств (Анг­лии, Фран­ции, смотри в стать­ях Ден­ло, Нор­ман­дия; Древне-русского государства, смотри в статье Ва­ря­ги), колонизовали Ис­лан­дию и Фарерские острова. Северные Германцы ста­ли осно­вой скан­ди­нав­ских на­ро­дов: шве­дов, нор­веж­цев, дат­чан, ис­ланд­цев, фа­рерцев.

Ми­фо­ло­гия, эпос, ли­те­ра­ту­ра.

Об­ще­гер­ман­ской пись­мен­но­стью бы­ло ру­ни­че­ское пись­мо. В IV-XIII веках скла­ды­ва­лась литература на гот­ском, др.-скан­ди­нав­ских, древнеанглийском, древнесак­сон­ском, древнефриз­ском, древ­не­верх­не­не­мец­ком язы­ках.

Му­зы­ка.

Ис­кус­ст­во.

Дополнительная литература:

Schmidt L. Geschichte der deutschen Stä mme bis zum Ausgang der Vö lkerwande­rung. Münch., 1934–1938. Bd 1–2;

Holmqvist W. Germanic art during the first millenum AD. Stockh., 1955;

Хойс­лер А. Гер­ман­ский ге­рои­че­ский эпос и ска­за­ние о Ни­бе­лун­гах. М., 1960;

Ме­ле­тин­ский Е.М. «Эд­да» и ран­ние фор­мы эпо­са. М., 1968;

Vries J.P. Alt­ger­ma­nische Religionsgeschichte. 3. Aufl. B., 1970. Bd 1–2;

Hachmann R. Die Ger­manen. Münch. u. a., 1971;

Reallexikon der germanischen Alter­tumskunde. 2. Aufl. B.; N. Y., 1973–2005 –. Bd 1–30–;

Die Germanen: Ein Handbuch / Hrsg. B. Krü­ger. 2. Aufl. B., 1976–1983. Bd 1–2;

Кор­сун­ский А.Р., Гюн­тер Р. Упа­док и ги­бель За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии и воз­ник­нове­ние гер­ман­ских ко­ро­левств. М., 1984;

Щу­кин М.Б. На ру­бе­же эр. СПб., 1994;

Иор­дан. О про­ис­хо­ж­де­нии и дея­ни­ях ге­тов. 2-е изд. М., 1997;

Germanen beiderseits des spä tan­ti­ken Limes. Köln; Brno, 1999;

Ко­ло­сов­ская Ю. К. Рим и мир пле­мен на Ду­нае, I-IV века н. э. М., 2000.

Иллюстрации:

Источник

Германцы

В 3 в. у Г. заметен рост производит. сил. Упрочилось применение плуга с жел. лемехом, колесного плуга с широким ножом и отвальной доской. Расширилась площадь обрабатываемых земель за счет лесов. Улучшались породы скота. Предметы вооружения (шлемы и др.) и металлич. утварь свидетельствуют о значит. повышении искусства обработки металлов. Развивались далее ткачество, судостроение, вошел в употребление гончарный круг. Усилилась торговля с Римом. Отдельные герм. племена поступали на службу к Риму в качестве федератов или селились на рим. границе в качестве летов. У Г. произошла перегруппировка племен и возникли новые племенные союзы, к-рые носили более устойчивый характер, чем прежде: союзы алеманнов (из семнонов и нек-рых др. племен), саксов (из херусков, хавков и проч.), франков (из хамавов, хаттов, узипетов, тенктеров, салиев и др.), готов и др. Рост производит. сил вел к усилению имуществ. дифференциации и к постепенному разложению родового строя. У Г. усиливались наследств. королев. власть и наследств. знать, ослабевало значение нар. собрания, возникали зачатки гос. власти. Установление более тесных контактов между Г. и Рим. империей, в свою очередь, ускорило процесс разложения родового строя у Г. Во 2-3 вв. Г. усилили натиск на границы Рим. империи. Во 2-й пол. 2 в. происходила маркоманская война. Затем алеманны и бургунды, обитавшие прежде к В. от Эльбы, придвинулись к Рейну. В 3 в. алеманны захватили т. н. Десятинные поля. Готам Рим уступил в кон. 3 в. Дакию. В 4-6 вв. Г. сыграли важнейшую роль в т. н. Великом переселении народов, одним из результатов к-рого явилось образование варварских королевств на терр. Зап. Рим. империи. Синтез обществ. отношений Г. с отношениями разлагавшегося рим. рабовладельч. об-ва имел решающее значение для развития феодализма в ряде стран Зап. Европы. Герм. племена составили основу в формировании (этногенезе) ряда совр. зап.-европ. народов: немцев, датчан, голландцев, фламандцев, шведов и нек-рых др.

Критич. лит. о бурж. историографии: Арциовский А. В., Взгляды Допша в свете археол. источников, «СЭ», 1935, No 2; Данилов А. И., Проблемы агр. истории раннего средневековья в нем. историографии, М., 1960; его же, Экономика раннего средневековья в трактовке совр. нем. бурж. историографии, в сб.: Средние века, 1955, в. 7; Кагаров Е. Г., Фальсификация истории раннегерм. общества фаш. лжеучеными, в кн.: Против фаш. фальсификации истории. М.-Л., 1939; Неусыхин А. И., Karl Hauck. Die geschichtliche Bedeutung der germanischen Auffassung von K?nigtum und Adel, в сб.: Средние века, 1961, в. 20.

А. Р. Корсунский. Москва. —***—***—***—

Источник

Древние германцы: история, германские племена, области расселения, быт и верования

Около 4-5 тысяч лет назад индоевропейские племена пришли на территорию Прибалтики и побережье Северного моря. На тот момент там обитали представители какой-то иной этнической группы, чьё происхождение науке пока неизвестно. В результате смешения пришельцев с коренными обитателями этих территорий и возник народ германцев. Со временем племена начали покидать свою прародину и расселились практически по всей Европе. Само слово «германцы», которое впервые появилось в сочинениях римских авторов в IV в. до н. э., имеет кельтские корни. Германцы вытеснили кельтов из Западной Европы и сами заселили их земли.

Древние германские племена: области расселения

Исследователи выделяют три основных ветви германских племён:

Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:

Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.

Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.

Быт и общественное устройство

До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.

По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.

После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.

Верования

Наиболее полную картину историки смогли сложить только о религиозных представлениях северогерманских племён, поскольку их мифы дошли до наших дней в письменных источниках. Во главе языческого пантеона северных германцев стоял бог войны и мудрости — Один. Второстепенное, но также очень большое значение имели и другие боги, в числе которых: богиня плодородия Фрейя, воплощение морской стихии — Ньёрд, бог хитрости Локи и бог грома Тор.

Прочие племена, очевидно, имели достаточно схожий со скандинавским пантеон. Изначально культовыми практиками занимались вожди и старейшины, но по мере усложнения религиозных воззрений и социальной структуры у германцев возникло жреческое сословие. Согласно римским авторам, все важные церемонии — молитвы, жертвоприношения (в том числе, и человеческие), гадания — германцы проводили в своих священных рощах. Ещё задолго до падения Рима население Европы начало стремительно христианизироваться. Однако христианские догматы смешивались с языческими воззрениями, что стало причиной искажения христианского учения и появления ересей.

Источник

Германцы

Для выяснения господствующего типа волос и глаз (т. е. цвета волос и радужной оболочки), по инициативе Вирхова и Берл. антропологического и этнологического общества, были собраны в Германии массовые наблюдения над учащимися в школах (в возрасте до 17—18 лет), в числе нескольких миллионов. Эти наблюдения были распространены затем на Австрию (Цислейтанию), Швейцарию и Бельгию, так что получились данные по отношению к весьма большому числу населения школьного возраста. Хотя, собственно говоря, школьный возраст и не совсем пригоден для уяснения указанного вопроса, ввиду того, что цвет волос и глаз может иногда изменяться (темнеть) с возрастом, однако другого способа для собрания массовых данных не представлялось (военное министерство Германии отклонило предложение об осмотре с этою целью новобранцев). С другой стороны, наблюдения над детьми представляли то преимущество, что давали возможность констатировать белокурость даже у тех особей, которые с возрастом темнеют, т. е. утрачивают этот признак. Все собранные таким путем наблюдения были разработаны и результаты их изображены картографически. Оказалось, что в среде современного населения Средней Европы, школьного возраста, чистые крайние типы настоящих блондинов (белокурые волоса, голубые глаза) и настоящих брюнетов (черные или темно-каштановые волосы и черные глаза) встречаются сравнительно редко и преобладают типы смешанные (с более или менее светло-каштановыми волосами и серыми или карими глазами). Им не менее, сохранились еще и указанные чистые типы, которые, притом, выказывают неодинаковое географическое распространение. Именно, чистые блондины весьма редки на Ю и на З (в Швейцарии, Эльзасе и Лотарингии, Бельгии) и становятся более многочисленными к С (к Балтийскому морю) и к В (к Польше), хотя и нигде не составляют более 40% населения; наоборот, чистые брюнеты наиболее многочисленны на Ю и З, откуда по направлению к В и С число их все более и более редеет. Местами, однако, этот тип брюнетов проникает довольно далеко на С (именно по течению Везера, Одера, Вислы), тогда как в промежуточных обл. более преобладают блондины. Что касается серых глаз, то Вирхов склонен приписывать распространение их влиянию, главным образом, славянского элемента. В городах брюнеты, по-видимому, более многочисленны, чем блондины, что зависит, вероятно, отчасти от большей примеси здесь других элементов — семитического (еврейского), романского и др. Еврейские дети дали, впрочем, в Германии до 13% белокурых — факт, в котором некоторые видят доказательство смешения этого типа с немецким, хотя нельзя отрицать присутствия известного процента белокурых даже у древних евреев Палестины.

Во всяком случае современные Г. далеко не представляют из себя, в антропологическом отношении, чистой, однородной расы. Не принимая даже во внимание шведов, датчан, англичан, выделившихся в особые типы, современные немцы представляют смесь потомков различных германских, славянских и кельтских (а может быть, и еще более древних) племен, с примесью литовцев (на крайнем СВ), поляков, датчан и многих позднейших пришельцев, как то евреев, французов и т. д. В эпоху Реформации значительное число протестантов переселилось из Баварии и Австрии на С и к ним присоединились многие эмигранты франц. происхождения, которые, в начале XVIII ст., составляли, например, в Берлине до 10% населения.

Переход римлян от наступательной политики к оборонительной и вызванная ею постройка вала надолго остановили движение Г. на Ю и З. Принужденные оставаться в своих прежних границах, давно уже ставших узкими для многочисленного населения, они по необходимости должны были перейти к более интенсивной обработке почвы, к более оседлому образу жизни. Юлий Цезарь знает их еще полуохотниками, полуземледельцами, легко перекочевывающими с места на место. Г. времен Тацита — народ уже вполне земледельческий и оседлый. Вследствие этого развилась и окрепла также государственная жизнь. Возникли новые племенные группы, с новыми названиями. Плиний и Тацит дают довольно ясную картину распределения германских народностей, хотя в подробностях они сильно расходятся между собой. Сопоставляя их известия и принимая в расчет результаты, полученные исследованием древнейших германских наречий (см. ниже), мы получаем, как наиболее вероятную, следующую картину германских народов и географического расположения их в конце I в. по Р. Х. Все германские народности распадаются на три большие группы: западную, восточную и северную. Западно-германская группа занимает почти всю нынешнюю Германию, Голландию и часть Ютландского полуострова. Народности, входящие в ее состав, связаны общим этногоническим преданием: они ведут свой род от бога Tuisco (Tuisto?), y которого был сын Mannus (первый человек), имевший, в свою очередь, трех сыновей, родоначальников трех ветвей западно-германской группы: ингевонов, герминонов и истевонов (имена их эпонимов, восстановляемые различно, представляют собой, вероятно, прозвища богов Fro, Zio и Wuotan). Ингевоны живут на берегу Океана (т. е. Немецкого моря); они составляют зерно позднейшей «нижненемецкой» ветви, и в их состав входят, между прочим, фризы (в нынешн. северной и средней Голландии и на В, за Эмсом), хауки (также на берегу Немецкого моря между Эмсом и нижней Эльбой), саксы (на правом берегу нижней Эльбы), англы (к С от саксов?). Герминоны занимают среднегерманскую полосу (впоследствии средне и верхненемецкие народы?). В их состав входит могущественное племя свевов (имя которых сохранилось в Швабии), делившееся на много мелких народностей, связанных общим религиозным культом; центр этого культа находился в нын. Бранденбурге, где жили свевы-семноны. К свевам принадлежали, между проч., маркоманы (в Богемии, занятой ими в начале I в. по Р. Х.) и квады (в нын. Моравии и северо-западной Венгрии). В состав герминонской группы входят еще гермундуры, занимавшие обширную область между средним и верхним Майном и средней Эльбой (из них вышли потом тюринги). Наконец, герминонскими же народностями следует, вероятно, считать лангобардов, на левом берегу средней Эльбы, и херусков, от Тевтобургского леса до Гарца. Название истевонов обнимало, вероятно, прирейнских германцев, между которыми следует отметить, как наиболее сильные народности, хаттов (на правом берегу Рейна; предки позднейших гессенцев), убиев (главный город — нын. Кёльн, древн. Ubiorum civitas, с 50 г. по Р. Х. Colonia Agrippinensis) и батавов (на островах, образуемых нижним Рейном); сюда же относятся множество мелких народностей — хамавы, тубанты, тенктеры, сигамбры, бруктеры, ангриварии и т. д. Они все появляются в области нижнего Рейна и вошли впоследствии в состав салийских и рипуарских франков. Восточно-германская группа занимает области между Одером и Вислой, несколько заходя за первую реку на Ю и за вторую — на С. Важнейшими представителями ее являются готы (на В от нижней Вислы, приблизительно до Немана; они еще не распались на ост- и вестготов) и ближайшие их родичи — гепиды (около устьев Вислы); на З от последних — ругии (в нын. северной Померании), южнее — бургунды (между средней Вислой и Одером, в нын. Познани); еще южнее — лугийские народы, к которым принадлежат вандалы в нын. Силезии. К той же восточной группе принадлежат, вероятно, бастарны (см. выше) и скиры. Северно-германская, или скандинавская, группа (у Плиния — Hilleviones) занимает южн. области Скандинавского полуострова (средние и северные заняты еще финнами), Датские острова и северную Ютландию. В ее состав входят гауты (в южной Швеции, нын. G ö tarike; они ничего общего с материковыми готами не имеют), свеи (севернее гаутов), даны (на Датских островах), герулы (впоследствии выселившиеся на материк) и юты (?). Это расположение германские народы сохраняют до второй половины II века, если не считать незначительных передвижений на З. Цепь укреплений на прирейнской и придунайской линиях сдерживала германские народности в прежних границах. Но быстрый рост населения заставил, наконец, германцев прорвать эту цепь. Наступательное движение, продолжавшееся до шестого века включительно, носит название великого переселения народов (см.). Успех движения был обеспечен переменами, происшедшими в государственной жизни Г.: вместо множества мелких народностей I века мы находим к началу III века в западно-германской группе лишь несколько племенных названий: алеманов — на Майне и среднем Рейне (с 213 г.), франков, на нижнем Рейне (ок. 242 г.), саксов, в более широком значении (в конце III в.), тюрингов — на месте древних гермундуров (в начале V в); наконец, последними выступают баювары (баварцы) на среднем Дунае, в конце VI в.

Процесс разъединения и бесконечной дифференциации, который необходимо связан с кочевой жизнью при возможности расширения внешних границ, заменился процессом единения, сплочения. Единение это не случайно и не произвольно: решающее значение имели ближайшее соседство и родство по языку и религиозному культу. Древние народности не погибли и не уступили места новым: они вошли в состав новых племенных союзов, которые, впрочем, не представляют еще твердого политического единства, а управляются рядом независимых князей, лишь на время войны выбирающих общего предводителя (herizogo = Herzog). Римлянам часто удается расторгнуть союз врагов, заключая мир с одним из князей и продолжая борьбу против другого. Великое переселение народов закончилось занятием Г. всех западно-римских областей. Дальнейшие судьбы германского мира принадлежат уже истории отдельных обособленных народов. Самое широкое распространение германское племя получило в начале VI веке, когда в его руках оказалась вся западно-римская империя, не исключая и африканской ее провинции. Впоследствии границы его опять сузились. В настоящее время ему принадлежат, кроме центральной Европы от моря до Альп, еще Голландия, Англия (за исключением Валлиса, Ирландии и Шотландии), Дания и Швеция с Норвегией. В промежуток временя от великого переселения народов до наших дней многие германские народы бесследно исчезли в борьбе с античным миром (например все восточные Г.), другие слились с чуждым туземным населением (франки, в нынешней Франции), третьи, наконец, в смешении с новыми элементами, переродились в новые народные типы (англичане). — Точные известия о внутреннем быте древних Г. начинаются со времени Цезаря. Носителем высшей законодательной и политической власти повсюду является вече (см.). Выбираемые им представители исполнительной власти у некоторых (восточно-германских) народов уже с древнейших времен облечены королевским саном. Они ответственны перед народом и власть их de jure не наследственна, хотя на самом деле она обыкновенно оставалась в известном роде, если и не переходила от отца к сыну. Попытка создать закон правильного престолонаследия встречается лишь в V в. у вандалов. Родовое начало, лежащее в основе древ негерманского общественного и военного быта, сказывается и в способе разделения земли между членами народности (Герм. право). Религиозная жизнь Г. основывается на началах, выработанных еще на почве индоевропейского пранарода. Вследствие этого основные черты германской мифологической системы общи всем германским народностям, что отражается в общих названиях главных божеств (западно-германск. W ô dan, Wuotan = скандин. Odinn, зап. Zio = сканд. Туr, зап. Fr ô = сканд. Freyr и т. д.). Но уже в древнейшую, доисторическую эпоху религиозная жизнь получает самостоятельное развитие среди отдельных народностей и народных групп (этногонический миф западных Г., общесвевский религиозный культ). Подробности этого развития не сохранены нам традицией, по крайней мере для Г. материка, среди которых христианство распространилось сравнительно рано (с III в.), тогда как религия скандинавского севера, куда христианство проникает лишь с VIII — IX века, нам лучше известна. Сравнительное изучение остатков древнегерманских религиозных верований не достигло еще точных результатов.

Имя германцев несомненно кельтского происхождения и обозначает «близко живущих соседей» (гальск.-кимрск. ger — сосед); оно употреблялось кельтами первоначально (еще в эпоху Цезаря) для обозначения некоторых кельтских же народностей на левом берегу нижнего Рейна. Но уже в I в. до Р. Х. оно было перенесено и на германцев в нашем смысле, после чего первоначальное значение слова скоро исчезает. В эпоху Тацита понятие германцев, а вместе с тем и новое значение этого слова, вполне уже установилось в римской историографии и географии; с этого времени Г. никогда уже более не смешиваются с кельтами, как это бывало еще во время кимвро-тевтонского нашествия.

Язык германцев. Первые по времени образцы языка древних Г. дают греческие и римские писатели, в собственных личных именах германских князей и полководцев; древнейшие из них относятся ко II в. до Р. X. Не очень богатый, но чрезвычайно ценный материал для древнейшей истории германских языков дают рунические надписи (с III или IV вв.); они же дают древнейшие образцы скандинавских наречий (с V в.). К эпохе, предшествующей нашествию гуннов, т. е. IV в., относится первый памятник связной германской речи: перевод Св. Писания на готский язык (см. Вульфила). Лишь с VII—VIII вв. начинается связная литературная традиция на материке и среди англосаксов в Британии, а еще позже, если не считать рунических надписей, среди скандинавов. Сравнительное изучение древнегерманских наречий дает возможность воссоздать в общих чертах прагерманский язык, т. е. язык, на котором говорили предки позднейших германских народов в эпоху непосредственно предшествующую распадению их на группы и народности. Древнейшие рунические надписи часто дают формы совпадающие с теми, которые предполагаются наукой как прагерманские. Любопытны в этом отношении также слова, в древние времена заимствованные у германцев финнами. Как фонетика, так и морфология и лексикон прагерманского языка доказывают принадлежность последнего к индоевропейской семье. Из других ветвей этой семьи наиболее близка к германской ветвь славяно-литовская. Совпадения тут настолько значительны, что приведи к гипотезе о едином славяно-германском пранароде и праязыке (она впервые высказана Zeuss’ом, за ним пошли Я. Гримм, Шлейхер и др.). Гипотеза эта, однако, критики не выдерживает; даже наиболее веские, по-видимому, ее основания легко объясняются многовековым географическим соседством и указывают лишь на живое общение германцев со славянами, более живое, чем с финнами, кельтами и античным (римским) миром, еще в доисторическое время. Греческих слов в прагерманском языке очень мало, да и те могли проникнуть в германский язык сравнительно поздно, через готов; они все относятся к области церковной. Совокупность германских наречий выделяется из общеиндоевропейской семьи рядом фонетических и морфологических нововведений. Сюда относится, между прочим, в области консонантизма так называемый первый, или общегерманский, перебой согласных (Lautverschiebung) и своеобразное отражение праиндоевропейских плавных и носовых сонантов; важные звуковые изменения повлекли за собой также перенесение акцента во всех словах на коренной слог. В области морфологии характерными для прагерманского языка являются развитие так наз. сильного склонения имен прилагательных, образование так наз. слабого глагольного типа и др.

Рядом с этими чертами, общими всем германским наречиям, уже очень рано зарождаются среди последних особенности местные, которые ведут впоследствии к распадению прагерманского языка на ряд самостоятельных ветвей. Эта дифференциация получает резкую форму в эпоху Великого переселения, когда на З образовались новые союзы алеманов и др. Около этого времени германские наречия уже распались на три ясно очерченные группы: 1) восточную — языки готов, гепидов, вандалов, ругиев и др. мелких племен; сюда же относится язык древних бургундов, который составляет, однако, уже переход к зап. группе. Группа вост. часто называется также готской, или вандальской; она вся погибла в эпоху переселений; 2) северную, или скандинавскую, которая распадается на ветви датскую, шведскую и норвежскую, с исландской, и 3) западную, которая, в свою очередь, делится на ветви древневерхненемецкую (с наречиями алеманскими, франкскими и т. д.), древнесаксонскую (от которой произошли нынешние нижненемецкие наречия, так наз. plattdeutsch), древненижнефранкскую (вошедшую отчасти в состав нынешнего голландского языка), древ нефризскую (вымирающую теперь) и англосаксонскую (лежащую в основе нынешнего английского яз.). В общем эта группировка остается без изменения до настоящего времени. Литературных языков германский мир выработал семь: готский, датский, шведский, исландский, верхненемецкий, голландский и английский.

См. К. Zeuss, «Die Deutschen und die Nachbarst ä mme» (Мюнх., 1837); J. Grimm, «Geschichte der deutschen Sprache» (Лпц., 1848); K. M ü llenhoff, «Deutsche Altertumskunde» (Б., т. I, 1870, 2 изд., 1890, II, 1887, III, 1892); W. Arnold, «Deutsche Urzeit» (3 изд., Гота, 1881); см. также литературу о Великом переселении народов. Хозяйственный быт и право: Th. von Inama-Sternegg, «Wirtschaft», и K. von. Amira, «Recht», в «Grundriss der german. Philologie», изданн. v. Paul (II том, Страсбург, 1889); там же подробные библиографические указания. Мифология: J. Grimm, «Deutsche Mythologie» (4 изд. Берл. 1875—78); E. H. Meyer, «Germanische Mythologie» (Б., 1891); Mogk, «Mythologie», в «Grundriss» Пayля (I т., 1889). — Язык: J. Grimm, «Deutsche Grammatik» (1819—1837); F ö rstemann, «Geschichte des deutschen Sprachstammes» (Нордгаузен, 1874—75); Noreen, «Utkast till Föreläsningar i urgerman Judlä ra» (Упсала, 1888); Kluge, «Vorgeschichte der altgerman. Dialekte», в «Grundriss» Пауля (I том).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *