Что такое герменевтика определение
Герменевтика
Гермене́втика (от греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования (от греч. ἑρμηνεύω — толковать, объяснять, переводить)) — 1) научное направление богословия, предметом которого является исследование и раскрытие исторического опыта основных принципов толкования Священного Писания, развитие методов и приемов толкования библейских текстов; 2) наука, предметом которой является исследование и толкование древних текстов.
Основополагающим принципом толкования Священного Писания в Православной Церкви является догмат о его Богодухновенности, то есть его написания по внушению Святого Духа избранным Богом человеком. В церковной истории сохранилась богатая традиция толкования Священного Писания, разработанная Самим Господом и святыми мужами (пророками, апостолами, святыми отцами), а также авторитетными церковными учителями, разъяснявшими сочинения друг друга. Исследование этой традиции позволяет выделить основные методы толкования Священного Писания. К ним могут быть отнесены буквально-исторический, символический, типологический (прообразовательный), аллегорический и др. Изучение этих методов и их взаимодействия в процессе истолкования – предмет герменевтики. Герменевтика также призвана изучить историческое возникновение методов истолкования Священного Писания и проследить их использование в истории Церкви. В связи с этим предметом герменевтики может быть, например, возникновение аллегорического толкования у иудеев диаспоры, развитие аллегорического объяснения Ветхого Завета у Филона Александрийского, крайних и умеренных аллегористов (терапевты), аллегорический метод толкования Александрийской школы экзегезы. Предметом исследования также могут быть толкование Священного Писания Ветхого Завета Господом Иисусом Христом, толкование ветхозаветных Писаний апостолами, святоотеческие методы толкования: толкования Писания у мужей апостольских, толкования Писания у апологетов, принципы толкования Писания Оригеном, принципы толкования антиохийской школы, Иоанна Златоуста, египетских подвижников (например. прп. Иоанна Кассиана Римлянина), эдесско-низибийская школы и др. Содержательно-смысловой аспект толкований Священного Писания изучает экзегетика.
В то же время важно подчеркнуть, что грань между библейской герменевтикой и экзегетикой очень тонка, что ведет к частичному отождествлению этих наук.
«В системе Христианского Богословия учение о способе толкования Священного Писания составляет особую науку, в которой преподаются правила как узнавать и изъяснять подлинный смысл Священного Писания. Эта наука известна у богословов под различными наименованиями. Обыкновенно называют ее Священною или Библейскою Герменевтикой. Название Герменевтики взято от греческого слова толковать, изъяснять что-нибудьили посредством простого перевода с одного языка на другой или подробнейшего раскрытия предлагаемой мысли; а Священною или Библейскою она называется в отличие от герменевтики общей. – Другие дают этой науке название Экзегетики, потому что слова διερμήνευσεν и ρμηνεύω употребляются в Священном Писании как тождественные, в одинаковом значении ( Лк.24:27 ; Ин.1:18 ). – Некоторые называют ее Богословием Толковательным или Сказательным, по ее предмету, по отношению к составу богословских наук».
Православное учение о способе толкования Священного Писания.
«Герменевтика (наука о понимании текстов, отделенных от интерпретатора большой культурной дистанцией) с помощью ряда приемов позволяет преодолевать дистанцию между эпохой авторов (и первых адресатов библейских текстов) и новейшим временем. Поэтому любая экзегеза должна пополняться герменевтикой. Библейская герменевтика – это интерпретация Свщ. Писания для нашего сегодняшнего мира, т.е. актуализация послания, содержащегося в древних текстах. Уже отцы Церкви, первые толкователи Свщ. Писания, настойчиво подчеркивали: экзегеза лишь тогда полна, когда она раскрывает смысл текста для христиан своего времени.
Современная герменевтика, кроме того, есть здоровая реакция на исторический позитивизм и на искушение применять при исследовании Библии те же самые критерии объективности, которые приложимы к естественным наукам.
Евангелие, несомненно, говорит на человеческом языке, но нельзя забывать и о том, что перед нами сакральный текст: наряду с историко-бытовой информацией, он содержит вероучительные, керигматические сведения «не от мира сего». Эти последние лишь постепенно открываются как отдельному человеку, так и человечеству. Между тем ради керигмы и написана эта центральная христианская книга.
Не забудем к тому же, что многосмысленность Евангелия предполагает (по крайней мере) четыре уровня прочтения: буквальный (прямой), аллегорический (или анагогический), нравственный и типологический (или прообразовательный). Старец Парфений Оптинский однажды написал как бы от лица многих: «Священное Писание все тайнами повито. Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т.п., – вот то же и в Священном Писании: уразумеет человек один смысл, за этим смыслом есть другой глубокий, за вторым — третий и т.д.».
ГЕРМЕНЕВТИКА
Полезное
Смотреть что такое «ГЕРМЕНЕВТИКА» в других словарях:
герменевтика — герменевтика … Орфографический словарь-справочник
ГЕРМЕНЕВТИКА — (от греч. hermeneuo разъясняю) 1) искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков; 2) теория и общие правила интерпретации текстов; 3) филос. учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации. Г. возникла и развивалась в… … Философская энциклопедия
ГЕРМЕНЕВТИКА — 1) теория и методология истолкования текстов (“искусство понимания”); 2) течение в философии 20 в. Хотя история Г. может быть прослежена через средневековье до античности, понятие Г. в его совр. значении восходит к Новому времени.… … Энциклопедия культурологии
ГЕРМЕНЕВТИКА — (греч. hermeneutike, от hermeneuo объясняю, перевожу). Наука, объясняющая древних авторов, преимущественно же Св. Писание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРМЕНЕВТИКА [гр. hermeneutike касающийся… … Словарь иностранных слов русского языка
Герменевтика — (греческ. ερμηνευω толкую) учение об истолковании какого нибудь произведения, установлении подлинного его смысла и точного понимания его содержания. Термин Г. применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем в значении учения о… … Литературная энциклопедия
герменевтика — ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutike [techne] истолковательное [искусство]): 1) искусство понимания как постижение смысла и значения знаков; 2) теория и общие правила интерпретации текстов; 3) философское учение об онтологии понимания и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Герменевтика — (гр.hermeneia – ұғындыру, баяндау, түсіндіру) – кең мағынада философия мен гуманитарлық ғылымдарда ұғыну әлеуметтік болмыстың мәнін түсінудің шарты ретінде қарастырылатын бағыт. Тар мағынада – білімнің біраз салаларында (философия, әдебиет, тарих … Философиялық терминдердің сөздігі
Герменевтика — Герменевтика ♦ Hermeneute В общепринятом смысле слова толкование или поиск смысла чего либо (знака, речи, события). В более узком смысле я бы назвал герменевтическим подход, основанный на абсолютно серьезном отношении к смыслу, на стремлении … Философский словарь Спонвиля
герменевтика — экзегетика Словарь русских синонимов. герменевтика сущ., кол во синонимов: 2 • богословие (11) • … Словарь синонимов
герменевтика — и, ж. herméneutique f., нем. Hermeneutik <, лат. hermeneutica. Наука, определяющая способы и приемы толкования древних текстов, особенно библейских. Ян. 1803 1 575. Герменевтический ая, ое. Философы разделяют правдоподобие на историческое,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Герменевтика
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна [1] ):
Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом.
Содержание
Базовые понятия герменевтики
Основной вопрос герменевтики
История
Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.
Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.
Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.
Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путём самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.
История герменевтики в философии
Герменевтика в философии — это наука о толковании текстов, без которой становление философии было бы невозможным. Благодаря ее существованию работы философов могли передаваться из поколения в поколение без искажения первоначального смысла.
Особенности науки
В философии под герменевтикой понимают практическое и теоретическое толкование различных текстов. Определение произошло от Гермеса — бога-посредника между богами и людьми. Предмет исследования герменевтики — текст.
Эта наука возникла из-за необходимости правильно истолковать смысл послания, если он написан с применением узкоспециализированной терминологии недоступной широкой аудитории. Существовать — значит быть понятым. Это главная идея науки. Она занимается поиском ответов на вопросы о понимании:
Герменевтика — смежное понятие. Она существует, как направление в философии, основа для развития лингвистики, и особый подход в психоанализе.
Роль в философии
Свободная наука, без привязки к смысловым границам текста, начала формироваться в XIX веке. Ее основоположник — Шлейермахер, настаивал на необходимости погружаться в текст, чтобы понимать его как сам автор, а возможно и лучше, чем автор. Герменевтика превращалась в науку не о произведении, а о духе автора. Через него герменевты могли приобщиться к духу эпохи, в которой жил автор, увидеть то, что не попадало в официальные исторические книги.
В XX веке, герменевтика стала одним из основных методов философии. Первым философом, внесшего наибольший вклад в развитие ее как философской науки, был Гадамер. Он рассматривал ее как учение о бытие. Человеческая жизнь невозможна без общения. Посредством общения формируются сферы культуры и науки, моральные ценности. Исходя из этого, герменевтика — учение о бытие, задача которого, поиск ответов на основные вопросы философии о предназначении человека.
Гадамер все больше отходит от толкования герменевтики, как инструмента для понимания произведения. Для полноценной интерпретации, необходимо, чтобы текст стал объектом исследования, а это уже не просто метод постижения, а процесс естественнонаучного познания. Поэтому, философии герменевтики отведено отдельное место в современной философии.
Основные понятия
В герменевтике существуют термины, которые используют все толкователи, чтобы максимально точно передавать смысл текста, и не мешать работе друг друга. К ним относятся:
Важно правильно использовать термины. В бытовой речи, часто значение конкретного понятия меняется, и в результате, люди неверно понимают переданную информацию. В личном разговоре, это, как правило, не приносит особого ущерба, но для профессиональных герменевтов подобное недопустимо.
История развития
Развитие герменевтики началось в период античности. Отдельной влиятельной кастой людей того времени были жрецы и оракулы. Их предсказания часто были туманными и правители, чтобы принимать на их основе правильные решения, нанимали толкователей — ученых людей, способных пересказать смысл предсказания в доступной форме. В Средневековье, учение использовали для расшифровки и перевода текстов из Библии. В эпоху Возрождения, она была нужна для перевода сохранившихся произведений античных авторов.
Выделение метода исследования в самостоятельную науку началось в период Реформации. В XIX веке, герменевтика становится главным методом познания. В XX веке, под влиянием европейских философов, этот метод превратился в самостоятельное философское учение.
В 1995 году, герменевт Бетти выделил 3 этапа понимания текста:
Они используются во всех современных формах герменевтического познания.
Роль в психологии
В психологии, герменевтический метод начал применяться, благодаря исследованиям философа Дильтея. Он предложил разграничить науки на категории:
Вторая категория базировалось на внутреннем жизненном опыте, который, по мнению Дильтея, присущ каждому ученому. У человека есть базовый набор символов, которые он и другие люди трактуют одинаково.
Но в дальнейшем, используя эмпирические методы исследования, психологи пришли к выводу, что первичные символы для отдельных людей могут иметь разные трактовки. Поэтому, возникла необходимость создать общедоступный набор описаний, который могли бы использовать для работы специалисты всего мира. В этом смысле, психология использовала метод герменевтики — расшифровки изначального смысла с последующей интерпретацией.
Внедрение в психоанализ
Поскольку основная задача психоанализа — толкование, без применения герменевтического метода психолог обойтись не может. Основатель психоанализа, как метода работы с пациентом, — психолог Зигмунд Фрейд. В своей работе он использовал классические приемы: графологическую и физиогномическую методику, опрос с последующей трактовкой полученного материала.
Он интерпретировал факты из биографии пациента, опираясь на концепцию личностного развития. Продукты деятельности человека он рассматривал как результат мыслительных процессов. Оба метода исследования относятся к типичным приемам герменевтики, применяемым не только в психологии, но и социологии, экономике, математике.
Герменевтика
Термин «герменевтика» в переводе с греческого языка означает «истолковать, разъяснить». Название происходит от Гермеса — древнегреческого бога красноречия, истолковывающего для людей послания от божеств. Если говорить о герменевтике кратко, то ее основные проблемы заключаются в правильном понимании.
Этапы развития герменевтики
Еще в Древнее время появлялись обычаи истолковывать священные тексты, которые люди получали от богов. Такие послания могли передавать оракулы, пророки и др. Тексты бережно сохранялись и наследовались через поколения.
Когда появился разговорный диалект, тексты практически исчезли или превратились в мертвый язык, не поддающийся толкованию. Но даже при таком развитии языков священные послания были необходимы людям для связи с богами. В этом была их структура жизнедеятельности, общественного порядка. В культуре появлялись новые приемы восприятия священных посланий, и это повлекло соперничество различных школ и направлений герменевтики.
Александрийская школа проповедовала поиск более глубокого смысла. Светская герменевтика появилась уже в Древней Греции. Поэмы Гомера были самыми актуальными, а потому требовали особых истолкований. На его творчестве выстраивалась вся образовательная система и культура. Поздняя античность и Средневековье ознаменовались творчеством Платона и Аристотеля, тексты которых искажали переводчики.
Эпоха Возрождения проявила себя в герменевтике очень ярко, потому что ставила несколько задач:
1. Поиск методов и приемов верного истолкования античного текста, который существовал в определенный исторический период и имел совершенно другую культуру. Итог – светская герменевтика.
2. Протестантизм развивался, отвергая «Священное писание». Появилась цель найти способы прочитать и правильно интерпретировать библейские тексты. Итог – Теологическая протестантская герменевтика.
Такая классификация помогла людям сформировать современное языкознание.
Герменевтика в философии
в 19 веке возникла общая герменевтика как отдельная дисциплина в науке. Она основывалась на изучении практически любого текста, благодаря исследовательским работам Шлейермахера и Дильтея. В 20 веке появляется философская герменевтика, основывающаяся на работе философов того времени Хайдеггера и Гадамера.
Философская герменевтика больше всего полагалась на исследование Хайдеггера «Бытие и время». В позднем творчестве Хайдеггер старался раскрыть бытие в историческом контексте, которое происходит спонтанно и через поэтический язык. Он уверял, что сама герменевтика уже изначально часть философии. У него учился Гадамер, который написал тоже очень важную работу для развития герменевтики «Истина и метод».
Методы философской герменевтики
Герменевтический анализ включает в себя множество принципов и методов, позволяющих найти правильные значения феноменов и смыслов и понять контексты содержания текстов.
Гуманитарные науки и их методы – это текстовая реальность, выражающая принципы общественной жизни и истории людей. В герменевтике основой являются принципы анализа, интерпретации смыслов.
Представители герменевтики указывали, что она использует методы семиотики, логики и феноменологии и направлена на объективность понимания текстов. Интерпретации смысла бывают разные: психологические, исторические и филологические.
Герменевтика, как постижение смысла, делится на несколько основных методов изучения текстов:
Семиотика ищет в тексте знаки и символы, которые помогу понять смысл текста. Этот метод делится на несколько шагов:
а) Синтагматика – взаимосвязь слов с типологическим размещением.
б) Семантика – делится на: подбор слов, лексикона и формулирования смысла отдельных слов вне этого текста; виды и форма слов, грамматические элементы.
в) Прагматика – делится на: способы автора показать участвовал ли он в том, о чем пишет; духовное воздействие текстов, когда человек эмоционально реагирует на прочитанное.
Такой метод рассматривает историю появления текстов. Тоже делится на несколько шагов:
а) Литературный анализ – способ выявления правды: этот текст был таким изначально или со временем постоянно дополнялся?
б) Анализ литературных форм и жанров.
в) Анализ исторической передачи текста – отвечает на главный вопрос: как возник текст? Он мог появиться из устного пересказа, а потом измениться, либо сохранить свою форму до наших дней.
г) Анализ редактирования текста.
д) Анализ отдельный частей текста – например, слов, предложений, комментариев.
Представители направления
1. Фридрих Шлейермахер – занимался изучением немецкой философии и протестантской теологии.
Был исключительным проповедником и профессором. Он писал различные монологи и доктрины, переводил платоновские произведения. Шлейермахер был уверен, что герменевтика учит о взаимосвязанных принципах понимания, а ее задача в формировании методов для толкования всех письменных текстов. Исследователь рассматривал двойственную природу текста: психологическую и лингвистическую.
Исследовательская цель Шлейермахера в поиске понимания автора. Его существенным достижением в этой области стало основное понятие «герменевтического круга». Это значит, что для того, чтобы понять один текст, нужно изучить все. Работы философа по герменевтике объясняли, что терминология авторов священных текстов может выразиться не только в одной его работе, но и во многих других, раскрывая авторский замысел.
2. В. Дильтей – еще один немецкий философ и ученик Шлейермахера.
Он создал идею об исторически обусловленном сознании. Текст – это «творческий дух» автора, поэтому чтобы понять его, нужно погрузиться в эпоху, в которой текст был создан. Для этого нужно подробное исследование культурно-исторической эпохи и всех произведений того времени.
Дильтей указывал, что жизнь – духовное и историческое явление, которое может изучаться только живым человеком. Он первым сформировал теорию, что гуманитарное познание включает в себя проблемы понимания смысла текстов.
3. Ханс-Георг Гадамер – написал труд «Истина и метод», где развивал методологию герменевтики по отношению к различным текстам.
Он тоже разграничивал естественные и гуманитарные науки. Методом он называл то, что не всегда может помочь при поиске смыслов. Единственная возможность постижения действует благодаря герменевтическому анализу, для обнаружения «истины».
Философской герменевтике Гадамер приписывал другое определение. Он считал, что это в первую очередь толкование интерпретаций текста, поэтому этот процесс проходит через понимание человека о его сущности. «Герменевтический круг» в понимании Гадамера – это когда автор использует язык и культурную традицию при написании текста, который в итоге становится самостоятельным произведением. А толкование текста постоянно усовершенствуется и приобретает новые смыслы.
4. Мартин Хайдеггер – немецкий философ, учения которого строились на фактах и деконструкции герменевтики.
Предметом его анализа стал язык, который может просвещать, а может уменьшать смысл текста. Хайдеггер делает вывод, о том, что нужно сфокусировать внимание на толковании бытия, фактах и изучить первооснову проблем, благодаря мышлению. «Герменевтический круг» у философа – это идея, подразумевающая понимание текста с помощью предположений. Хайдеггер создал новую концепцию решения проблемы герменевтики в историческом и современном контексте.
Современная герменевтика
Герменевтика и сейчас представляет интерес для многих приверженцев. Только используют ее не в науке, а в искусстве. Представители герменевтики беспокоятся о новом поколении людей, которые все меньше интересуются новыми знаниями и мыслями. Современному человеку, по их мнению, философия уже не кажется такой важной.
Современная герменевтика – это реакция на Новое время с рациональным мышлением одинокого человека, который противостоит всему внешнему миру. Самые новые представители герменевтики: Кьеркегор, Ж.П. Сартр и Н.А. Бердяев. Их главная концепция состояла в ответственности человека за свои действия, потому что он волен делать что захочет. Герменевтика – это философия, которая необходима всем, кто готов вникать в тайные смыслы старых текстов.