Что такое гибкие офисы
Как устроен “гибкий офис” (flex office)
Что такое гибкий офис (flex office) и как он устроен? Какие проблемы приходится решать при его обустройстве? Рассмотрим на примере кейса канадской компании CAE!
Во всем мире, в том числе в России, растет интерес к «гибким офисам» (flex office). У офисных помещений этого формата есть две главных особенности. Первая — отсутствие выделенных для сотрудников постоянных рабочих столов. Вторая — сочетание открытой планировки и специально спроектированных функциональных зон. Этот подход к организации офисного пространства помогает экономить полезную площадь в помещениях, и, что более важно — гибко организовывать работу сотрудников.
Как устроен “гибкий офис”
Каждый день современный офисный работник выполняет множество разнообразных задач. Одни требуют частых поездок к заказчикам, другие — максимальной сосредоточенности и уединения, третьи — обсуждений в группах, четвертые — конфиденциальных переговоров и т.п.
Выполняя эти задачи, сотрудник часто перемещается по офису или выезжает за его пределы. Закрепленное за ним рабочее место остается пустым, а значит, офисные площади используются неэффективно. Случаются парадоксальные ситуации: большую часть дня многие столы пустуют, но новых сотрудников размещать негде. Концепция «гибкого офиса» помогает решить эту проблему.
Каждое утро служащий выбирает свободное рабочее место в зависимости от типа выполняемой задачи, а в течение дня меняет его, если того требует новый вид деятельности. Например, служащий может начать рабочий день в зоне для индивидуального труда, а затем перейти в зону для групповой работы, совещаний, конфиденциальных переговоров, видеоконференций и т.п.
Так выглядит «гибкий офис» в компании CAE, Монреаль, Канада
В 2015 году концепцию гибкого офиса решила внедрить канадская компания CAE. Фирма создает программно-аппаратные симуляторы для обучения пилотов, медиков и военных специалистов. Бизнес CAE стабильно растет, а вместе с ним — и земельные площади, занимаемые офисными зданиями и павильонами для симуляторов. Для их строительства компания приобретала расположенные по соседству земельные участки, но в какой-то момент свободной земли рядом с ее кампусом просто не осталось. Тогда CAE решила оптимизировать имеющиеся площади, и первым ее шагом стал перевод административных помещений в формат «гибкого офиса».
CAE занимается производством полномасштабных симуляторов для пилотов гражданской авиации, военных специалистов, медиков и т.п.
Главная проблема «гибкого офиса»
Осознавая преимущества «гибких офисов», CAE знала и об их серьезном недостатке. Функциональные зоны в таких помещениях обычно имеют открытую планировку, поэтому в них свободно распространяется звук разговоров сотрудников. Случайно услышанные реплики и обрывки фраз заставляют людей непроизвольно прислушиваться к чужим беседам, отвлекают, вызывают снижение производительности труда. Сотрудники теряют концентрацию, вынуждены снова возвращаться к уже проделанной работе, чтобы восстановить в памяти контекст, делают больше ошибок. По оценкам исследователей, офисный шум и его главная составляющая — разговоры — это главный отвлекающий фактор в любом офисе.
Чтобы устранить проблему шума в своих «гибких офисах», CAE обратилась к канадскому поставщику систем маскировки звука — компании Soft dB.
Система маскировки звука (саундмаскинга) Soft dB SmarSMS-NET
Флагманский продукт фирмы, шумовая завеса SmartSMS-NET, используется в административных помещениях крупнейших международных компаний, в том числе Cisco, Mastercard, Microsoft и многих других.
Система SmartSMS-NET воспроизводит почти неразличимый фоновый звук — маскер. Он делает неразборчивыми разговоры, которые ведутся на удалении от сотрудника, и тем самым помогает ему оставаться сосредоточенным.
Почему CAE выбрала систему маскировки звука Soft dB
CAE решила установить шумовые завесы SmartSMS-NET по нескольким причинам:
Итоги внедрения системы звукомаскировки
Вначале CAE реализовала два пилотных проекта внедрения системы SmartSMS-NET в своих офисах. Первые же результаты убедили компанию продолжить внедрение: уровень удовлетворенности сотрудников шумовой завесой достиг 80%. По отзывам работников, в офисе улучшилась акустическая обстановка, снизилась утомляемость персонала, повысилась конфиденциальность переговоров, сотрудники стали меньше отвлекаться на посторонние беседы коллег.
Теперь все офисы CAE оснащаются шумовыми завесами SmartSMS-NET
Поэтому CAE решила комплектовать системой маскировки звука SmartSMS-NET все свои административные помещения. По мнению руководства компании, шумовые завесы ускорят переход к концепции «гибкого офиса» и помогут сделать труд работников в таких помещениях более комфортным и производительным.
Узнать больше о системе маскировки SmartSMS-NET и заказать консультацию по оборудованию Soft dB можно на этой странице.
См. также
Для получения консультации по оборудованию Soft dB отправьте, пожалуйста, нам запрос:
Коворкинги: офисы другого формата
Обычные офисы уходят в прошлое, на смену им приходят коворкинги.
Откуда взялся такой формат работы, как коворкинги? Почему они намного привлекательнее стандартных рабочих пространств и в чем их отличие от гибких офисов? Разбираемся в этих вопросах в нашем материале.
Зарождение
Коворкинг-движение началось в 2005 году. Первое пространство такого рода появилось в Сан-Франциско (США). В течение нескольких лет коворкинги начали появляться в Великобритании, Германии, Испании и так далее. Первый коворкинг в нашей стране открылся в Екатеринбурге в 2008 году, а вскоре такие пространства появились в других городах. Коворкинг в переводе с английского означает «совместно работать». В целом под этим словом понимается единое пространство для совместной работы.
Офисы: нокаут от удаленки
Широкое развитие коворкинги получили во время кризиса 2008 года, когда американский WeWork изменил рынок офисов. Случилось это потому, что условия аренды всегда усложнялись. Снять пространство под проект было нелегкой задачей. К тому же необходимо было делать ремонт, покупать мебель, оборудование, настраивать все процессы, а компания все упростила. Продукт моментально нашел свою аудиторию – стартаперов, креативщиков и IT-специалистов, а затем масштабировался.
Опыт Москвы
Американский подход к офисным пространствам понятен – рабочие места должны не только побуждать к труду, но и включать зоны отдыха и, возможно, даже игр. Однако в нашей стране до недавнего времени к этому был более консервативный подход. В 2013–2014 годах у людей изменилось отношение к работе, к графику, появились новые пожелания к рабочему пространству как таковому. Коворкинги стали неотъемлемой частью рынка недвижимости, ведь пятая часть сделок, заключенных в 2021 году, проведена с участием именно таких операторов, а это очень много.
«Коворкинги становятся все более популярным офисным продуктом, так как они зарекомендовали себя хорошей альтернативой для отдыха от привычного опенспейс, а в период эпидемии и экономической нестабильности начали пользоваться еще большей популярностью. Мы наблюдаем тенденцию, что корпоративные структуры все чаще размещают своих сотрудников в коворкингах, многие из них перестали быть исключительно местами для малого и среднего бизнеса, распространившись на фрилансеров и работников других сфер», – рассказала глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.
Офисы больше не нужны: как изменятся города после пандемии
По ее словам, на рынке представлены самые разные по размерам коворкинги: от масштабных площадью свыше 1 тыс. кв. метров, до компактных – в 200 «квадратов». Лучше всего себя зарекомендовали пространства площадью от 650 кв. метров и более. Кроме того, наблюдается рост интереса инвесторов к масштабным площадкам, а значит, и увеличение их вместимости.
Цена вопроса
Средняя цена рабочего места по Москве составляет 25–36 тыс. рублей: чем дальше от центра города, тем дешевле. Существует и система скидок, которые могут доходить до 30%, однако в этом вопросе все зависит от условий аренды, какой именно продукт покупает клиент, а также немалую роль играет объем сделки.
«Основной бизнес коворкинг-сетей делают крупные компании, а фрилансеры – поток. Выглядит это так: крупных сделок не больше 10 в году, но они создают 80% оборота, а мелких – несколько тысяч, но они дают не больше 10–15%», – пояснил управляющий партнер сети смарт-офисов SOK Ирек Аллаяров.
Реализация рабочих мест, как правило, зависит от сегмента, в котором они арендуются. В целом розничные компании снимают примерно 5–10 мест, средний и крупный бизнес – от 50 до 100, а корпорации – 500-1000.
К безусловным преимуществам такого вида рабочих пространств можно отнести то, что арендаторам не нужно заботиться об обустройстве и организации офисов, другими словами, они приходят не в пустую комнату, а в уже готовый продукт с современными решениями.
С точки зрения архитектуры коворкинг – лишь часть рабочего пространства. На одной площадке с ним могут располагаться разные элементы деловой инфраструктуры: кабинеты, лаунж-зоны, кухни и кофепоинты, переговорные.
Что такое «гибкие офисы»?
Помимо коворкингов на рынке существует такое понятие, как «гибкие офисы». Это помещение или целое здание, где есть опенспейс (коворкинг), дополнительная инфраструктура в виде кухни или переговорных, а основные площади занимают отдельные готовые офисы с сервисом.
Включенный сервис, гибкие условия аренды и трансформация под запросы компании – ключевые отличия таких офисов от коворкингов. «Это класс А в коммерческой недвижимости: дорогой качественный ремонт, дизайнерская мебель, продуманная эргономика и первоклассное техническое оснащение. Гибкий офис отличается от классического тем, что клиент заезжает в полностью готовое помещение на гибкий срок аренды и получает набор дополнительных сервисов – от клининга до аутсорсинга внутренних процессов. Именно такие мы и запускаем», – отметили в компании «Ключ».
По мнению специалистов компании, гибкий офис – это эволюция офисной недвижимости, некий образ жизни, к которому рано или поздно придет большинство.
Эпоха гибких офисов: что будет дальше?
В 2020 году на фоне коронакризиса и сопутствующих ему ограничений проявились преимущества гибких пространств перед классическими офисами. Поговорим о том, какие именно изменения произошли на рынке, почему многие компании продолжат выбирать коворкинги и что ждет сегмент в перспективе трех — пяти лет.
Влияние 2020-го
Анализируя текущее состояние рынка гибких пространств и влияние на сегмент событий 2020 года, мы видим ключевые особенности развития.
Пользователи офисных помещений по-настоящему оценили адаптивность в переговорах с собственниками по пересогласованию условий относительно занимаемых площадей и арендной платы, а также возможности изменения пространства для создания безопасной среды. Более гибкие условия выгодно отличают аренду коворкингов и подобных форматов от аренды классического офиса и привлекают внимание потенциальных резидентов в ситуации неопределенности.
Этот фактор также способствовал росту интереса к flex-пространствам. Мы наблюдали две волны перехода сотрудников на дистанционный режим, и к концу года стало понятно, что большинство работодателей оценили возможность такого формата работы. По прогнозам Knight Frank, как минимум 15–20% сотрудников будут работать дистанционно на постоянной или периодической основе после окончания пандемии. Такие изменения могут подтолкнуть компании начать поиск нового современного пространства с возможностью оперативного изменения количества занимаемых рабочих мест.
Компании отметили для себя необходимость оптимизировать занимаемые офисные площади уже сейчас и в отдельных случаях сдавать излишки квадратных метров в субаренду, в том числе в управление профессиональным операторам коворкингов.
Достаточно часто стали появляться новости о размещении компании в том или ином гибком пространстве, которое было подготовлено для нее flex-оператором по модели BTS, то есть индивидуально, под ее запросы и нужды.
В чем же гибкость?
Во-первых, flex-пространства предоставляют гибкость договора по сроку аренды. В случае аренды классического офиса договор подразумевает долгосрочные отношения на три — пять лет. С оператором гибких офисов можно заключать договор на меньший срок.
Во-вторых, речь идет об отсутствии инвестиций в ремонт и закупку мебели. При переезде в классический офис компании необходимы материальные ресурсы и время для подготовки переезда, ремонта и оснащения офиса мебелью и техникой. В случае выбора гибкого пространств арендатор въезжает в полностью подготовленное и оснащенное собственником помещение.
В-третьих, есть возможности для общения между компаниями и расширения контактов. Коворкинги и гибкие офисы предусматривают размещение нескольких компаний/бизнесов/команд в одном помещении, что в отличие от классического офисного пространства способствует расширению бизнес-связей и полезных знакомств.
В-четвертых, гибкость условий в отношении того, сколько рабочих станций арендует компания. В случае необходимости резиденты могут беспрепятственно увеличивать/сокращать штат. В кризисный и посткризисный периоды это становится особенно актуально для пользователей офисных помещений.
Как понять, что вам нужен гибкий офис
Гибкие офисы — продукт для современных компаний, в меньшей степени консервативных. Давайте рассмотрим пять кейсов, когда арендатору больше подойдет коворкинг.
Прогноз по развитию коворкингов в ближайшие пять лет
Вплоть до 2020 года мы наблюдали быстрые темпы развития рынка коворкингов, в том числе за счет невысокой базы предыдущих лет. Так, среднегодовой темп роста рынка в столице последние пять лет составлял порядка 35–40%. Сейчас темпы роста не ожидаются такими высокими, и в ближайшие несколько лет показатель будет на уровне 15–20%. В зоне риска на фоне неопределенности 2020 года оказались несетевые операторы, которые сейчас занимают порядка 24% общего объема московского рынка гибких пространств и в случае продолжающихся ограничений и финансовых проблем могут покинуть рынок, уступив место крупным сетевым игрокам.
По данным Knight Frank, в настоящее время рынок гибких пространств в Москве составляет 1,3% от общего предложения качественных офисных помещений. Несмотря на активное развитие новых форматов коворкингов и закрытие крупных сделок, которое мы наблюдали даже в непростой период пандемии, потенциально доля гибких пространств в Москве составит до 3% в течение следующих двух лет.
Отдельно стоит сказать о появлении новых форматов на рынке. Все большее количество flex-игроков предпочитают выбирать гибкие офисы в формате built-to-suit, где предполагается подготовка площадки под конкретную компанию. О создании таких площадок активно заявляют операторы CEO Spaces, Space 1. В будущем с учетом высоких темпов трансформации рынка операторы могут предложить новые стратегии и форматы предложения в зависимости от изменения требований со стороны бизнеса.
Что такое гибкий офис. Объясняем простыми словами
Гибкий офис (англ. flexible office space) — готовые рабочие места или пространства с более комфортными (гибкими) по сравнению с традиционным офисом условиями аренды и с набором дополнительных сервисов.
Гибкость заключается в коротких сроках аренды и возможности для арендатора быстро увеличивать/уменьшать занимаемые площади под текущие потребности, а также изменять пространство — добавлять/убирать рабочие места, офисную мебель, перегородки, функциональные зоны и т. п.
Чаще всего основная площадь гибкого офиса отведена под формат open space. Отдельные помещения могут быть предусмотрены для кабинетов топ-менеджеров, переговорных комнат и т. п.
Пользоваться рабочими местами можно по принципу свободного стола или с помощью бронирования через администратора или специальную электронную систему.
Арендная плата включает в себя все платежи, в том числе за различные дополнительные услуги: интернет, использование оргтехники, клининг, ресепшен, кухонная зона, зона отдыха и др.
Многим компаниям стало проблематично прогнозировать свою деятельность. Когда возникает необходимость увеличить свой штат под конкретный проект, то построить новый офис большего размера за короткое время сложно и крайне дорого. Так что в целом формат гибких пространств способствует сокращению издержек на офис в разы.
Примеры употребления на «Секрете»
«На рынке приобрели популярность «гибкие» офисные пространства — помещения, где всё обслуживание берёт на себя арендодатель».
(Из новости о росте объёма сделок на офисном рынке Москвы.)
«На фоне пандемии стали популярнее офисные пространства с возможностью быстрой трансформации под нужды компании — так называемые гибкие пространства. До конца 2021 года в Москве откроется около 60 000 гибких офисов, заявили в JLL».
(Из новости о падении рынка офисной недвижимости в первый год пандемии коронавируса.)
Нюансы
Гибкий офис иногда выступает в качестве синонима коворкинга. И хотя чётких определений этих терминов не закреплено, выделяют некоторые существенные различия. Если рассматривать понятие «гибкий офис» как набор решений, которые раньше относились к помещениям традиционного офиса, то в него можно включить и коворкинги, и, например, арендуемые конференц-залы и др.
Если речь о гибком офисе как о конкретном помещении, то крупные компании также выбирают коворкинг, потому что в некоторых коворкингах уделяют отдельное внимание нетворкингу: проводят образовательные мероприятия, вечеринки и т. д. Помещения гибкого офиса, как правило, изолированы под каждую компанию-арендатора, а в коворкинге одновременно за соседними столами могут работать сотрудники разных компаний и частные лица.
Понятие гибкого офиса чаще применяется к готовым арендным помещениям. Но с началом пандемии коронавируса и массовым переходом на удалённую работу некоторые крупные компании начали переформатировать собственные помещения по принципам гибкого офиса — сокращать занимаемые площади, делать акцент на open space, отказываться от закреплённых за каждым сотрудником рабочих мест.
При этом количество оборудованных рабочих мест может стать меньше числа сотрудников — таким образом достигается экономия за счёт тех, кто находится на больничном, в отпуске, в командировке, на выездных мероприятиях, встречах, переговорах, частично работает из дома и т. п.
Гибкий офис подходит не для всех компаний и не для всех категорий работников. Например, для тех, чья деятельность связана с большим количеством оборудования, документации, конфиденциальной информацией и т. п. Это относится к системным администраторам, кадровым специалистам, юристам, финансистам и др.
CEO гибких офисов «Ключ» — об эволюции рабочих мест и их новой классификации
Георгий Голенев, экономист по образованию, начал свою карьеру в 2008 году в Министерстве финансов РФ. Работал в автомобильной индустрии, а далее вел собственные коммерческие проекты. В 2019 занял должность генерального директора компании «Ключ» и сделал ее самой крупной сетью рабочих пространств в Москве. Сегодня компания насчитывает 13 локаций общей площадью 63 755 кв. м, где можно арендовать одно рабочее место, отдельный офис с сервисом или все здание целиком.
Георгий Голенев, CEO коворкинга «Ключ»
Как возникли коворкинги
Первым проектом, который выстрелил, стал WeWork, основанный Адамом Нойманом в Нью-Йорке после кризиса 2008 года. Формат быстро прижился: в Америке рынок офисной недвижимости пропитан бюрократией, и снять помещение на пару месяцев под проект — сложный процесс. Представьте: 2010 год, взрывной рост стартаперов и креативного класса, которым нужны временные офисы и рабочие места, а в Нью-Йорке действуют годовые депозиты и договоры, из которых практически невозможно выйти. Кроме того, нужно самому сделать ремонт, купить мебель, разобраться с оборудованием, провести Wi-Fi и настроить операционный процесс. Коворкинги все это взяли на себя и поэтому быстро нашли своего пользователя, WeWork невероятными темпами открывался по всему миру, а продукт получил больше имен и форм.
Тем временем в России
В Москве коворкинги сформировались в 2013-2014 годах вместе со стартапами и митапами — люди стали работать иначе, поменялось отношение к работе, к графику, и закономерно появились новые требования к рабочему месту. В этот период и образовался «Ключ». В Петербурге была модная тусовка айтишников, которые проводили время в небольшом тех-хабе, где днем они работали, а вечером слушали техно.
В 2015 появился наш первый лофт на Трехгорной мануфактуре, где быстро осели креативные агентства, фрилансеры, фотографы и даже биологи с лабораторией — это был особый культурный слой. К 2018 «Ключ» имел уже несколько локаций, а в 2019 году пришли мы с партнером, собрали профессиональную команду, сформировали новую бизнес-модель, и сейчас мы сеть номер 1 в России.
Что происходит с офисами сегодня
Коворкинг в массовом представлении — большой опенспейс, куда на гироскутерах приезжают синеволосые фрилансеры, рядом лежат собаки, а на столе тает смузи. Таким был «Ключ» и сети наших коллег по рынку примерно в 2015–2016 годах. До сих пор жив стереотип, что коворкинг — это веселое место, где хипстеры прожигают инвестиции.
Ближе к роковому 2020 году произошло условное разделение рынка — «Ключ», SOK, WeWork, Space1 и другие разобрали опенспейсы и научились создавать серьезные, дорогие, удобные и фантастически красивые офисы с сервисом для крупных компаний. А коворкинги в классическом понимании выделились в отдельную нишу, где есть свои профессионалы. Давайте кратко разберемся в разнице между ними.
Классический коворкинг –– это обычно небольшое помещение, где есть зона с рабочими местами (опенспейс), кухня или кафе, небольшие зоны отдыха и переговорные комнаты. В коворкингах обычно работают фрилансеры или небольшие команды, которым выгодно платить за одно рабочее место, а пользоваться всей инфраструктурой, не думая про клининг и интернет.
Гибкий офис (смарт-офис, сервисный офис и т. д.) — это помещение или целое здание, где опенспейс –– комплементарная инфраструктура (как кухня или переговорные), а основные площади занимают отдельные готовые офисы с сервисом. Гибкие офисы — это А-класс в коммерческой недвижимости: дорогой качественный ремонт, дизайнерская мебель, продуманная эргономика и первоклассное техническое оснащение.
Гибкий офис отличается от классического тем, что клиент заезжает уже в полностью готовое помещение на гибкий срок аренды и получает набор дополнительных сервисов — от клининга до аутсорсинга внутренних процессов. Но cамое интересное, что это еще и выгодно для клиента.
5 отличий гибких офисов
Гибкий офис –– это необратимая эволюция офисной недвижимости, некий образ жизни, к которому рано или поздно придет большинство.
Современный «Ключ»
Сегодня «Ключ» — крупнейшая сеть гибких офисов, которая работает по операторской модели. Это работает так: например, вы собственник здания и не знаете, что с ним делать, особенно тяжело, если это памятник архитектуры — его нельзя сносить и сложно ремонтировать. В таких ситуациях «Ключ» предлагает операторскую модель: мы проектируем гибкие офисы, предлагаем архитектурный и инженерный проект, подгружаем собственную IT-систему, находим резидента и берем на себя управление и сервис — все компетенции «Ключ» держит in-house.
Особенно мы любим делать проекты ревитализации –– это смена функционального назначения и полная реконструкция зданий. Мы бережно относимся к истории и архитектуре, реставрируем элементы декора и радуемся, когда появляется жизнь в местах, где все было в запустении.
При этом мы не специализируемся только на исторических объектах, и сейчас мы работаем над несколькими форматами –– ревитализируем Гостиный двор, превращаем классический БЦ в гибкий офис на Проспекте Вернадского и делаем бутиковую площадку на Балчуге.
Бизнес до пандемии
Коворкинг считался главным стартапом тысячелетия, который переиначил весь рынок недвижимости. Естественно, было много инвесторов и игроков. В России пытались эту модель копировать, но не очень удачно. В московские коворкинги пришел культурный слой, который в столице не очень большой, так как это город корпораций. В Питере ситуация была успешнее, там и сегодня существует большое количество таких культурных пространств, которые имеют не самое удобное расположение и функциональное назначение: маленькие столы, лишние элементы искусства, много общих зон и нет никакой конфиденциальности и приватности.
Когда мы вошли в акционеры «Ключа», то задумались о двух основополагающих аспектах. Первый — зачем предлагать на рынке условия, которые сковывают по рукам и ногам самих себя? С одной стороны, у нас долгосрочный неразрывный контракт с собственником помещений и инвестиции в капитальный ремонт, который неотделим от площадки. С другой стороны — короткие договоры и непонятная заполняемость нестабильными компаниями, у которых не всегда все хорошо с бизнес-процессами и со сроками оплаты аренды.
Такая конструкция казалась нам абсурдной. Мы хотели, чтобы риски ложились поровну на собственника и «Ключ». Мы осознали, что Москва — это в первую очередь бизнес-центр, где сидят крупные российские компании и размещаются представительства зарубежных, которым важно получить полный спектр услуг, включая HR-функции, а значит, им нужен другой продукт.
Мы также обратили внимание, что начал сильно меняться рынок труда. Сотрудники стали более креативными и свободными, они уже не хотели ходить в галстуках и костюмах. У них уже были другие примеры «правильной экономии»: каршеринги, прокаты самокатов и съемные квартиры. Стало ясно, такие люди хотят проживать каждый день хорошо и красиво, и HR начал сокращать столбец мотивации и растить столбец всех нематериальных возможностей, которые у сотрудника возникают. И собственно, наша модель на тот момент оказалась где-то между этими двумя столбцами.
Как правило, у каждой крупной компании существует классический главный офис, который не всегда отвечает требованиям соискателя. Например, часто программисты не могут сидеть вместе с бухгалтерами, так как они по-другому выглядят, у них другой режим работы и привычки питания, им нужна определенная система доступа и т. д. Компании стали сталкиваться с необходимостью набора молодых и талантливых кадров, которых были вынуждены высаживать из главных офисов в креативные пространства. Большой плюс: мы обеспечиваем госкомпаниям полный сервис. То есть сотрудник в первый день приходит со своим компьютером, садится за стол и может сразу начать работать.
Бум коворкинга в пандемию и изменения после локдауна
В период пандемии наши опенспейсы были заполнены целиком. Например, сотрудники одной корпорации сидели у нас за свои деньги, их офис был закрыт, а работать дома многие не могли: у многих в квартире дети, собаки, шум и т. д. Мы соблюдали все нормы санитарной безопасности, раздвигали столы, отдавали пустующие пространства под коворкинги, чтобы разделить потоки. И когда люди начали понимать, что карантин когда-нибудь закончится, начался настоящий бум коворкинга.
С другой стороны, за 2020 год наша входящая воронка собственников помещений увеличилась в шесть раз. Сейчас стало понятно, что предложения торговых центров в среднесрочной перспективе будут сужаться, а их пространства нужно чем-то заполнять. Бизнес-центры осознают, что их рабочая модель, которая подразумевает 15-летний контракт, никого не заинтересует, а многие высвобождающиеся площади могут быть переформатированы в гибкие пространства. Предпосылки к этому появились еще до пандемии, она лишь ускорила этот тренд, который сейчас превращается в продукт, востребованный большинством компаний на рынке.
Мы быстро сориентировались и придумали несколько идей, как улучшить жизнь резидентов и сделать наш продукт конкурентоспособным. Первая из них — в некоторых случаях мы отказались от депозита, перешли на суперкороткие договоры, которые сейчас, в кризис, крайне востребованы. Вторая — мы прорабатываем внутреннюю логистику пространства так, чтобы максимально обеспечивать комфорт для каждого конкретного человека. А главное — у нас активно внедряется система hot-desk — бронирование рабочих мест в собственном офисе через приложение. Это когда сотрудники выбирают себе определенный стол в офисе на нужное время. В другие дни эти люди работают из дома, а на их место в офисы возвращаются другие сотрудники. Так, благодаря поочередной работе, в офисе на десять рабочих мест могут спокойно работать хоть 30 человек — просто в разные дни. Плюс сотрудники видят, кто в какой день будет в офисе, и могут подбирать даты своего присутствия.
Год был тяжелый, и многие компании, которые обладают одной-двумя площадками, испытывают серьезные финансовые трудности и находятся на грани закрытия. Но при этом сетевые крупные игроки сильно масштабировались, в том числе за 2020 год. Мы за прошлый год приросли в 2,5 раза по подписанным площадям. Также на рынке появляется много новых компаний, и мы видим активный приток инвестиций в этот сегмент.