Что такое гигиенические навыки
Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
Любовь Дрягина
Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
«Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка«.
Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, карандаш и. т. д.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, т. о., развивается и его восприятие. Ребёнок запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Формирование КГН – это основной компонент ЗОЖ, неотъемлемая часть культуры поведения будущей личности. Необходимо раннее обучение и формирование привычек ЗОЖ через развитие у детей потребности к чистоте и аккуратности, адекватному поведению.
Формирование КГН – форма всестороннего развития личности ребенка раннего возраста.
Развивает:
• общую и мелкую моторику
• внимание и мышление
• поведенческие навыки
• установление причинно-следственных связей через мыслительную активность
• использование полученных навыков в игре
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Ранний возраст – самый эффективный период для начального формирования КГН.
Необходим комплексный подход к формированию КГН – как основы здорового образа жизни
1.Формирование у детей КГН через:
-гигиенические навыки
-навыки опрятности
-навыки одевания и раздевания
-навыки приема пищи
-навыки адекватного поведения
2. Создание условий
3. Этапы формирования навыков самообслуживания
4. Средства, способствующие усвоению навыков
Пути формирования КГН.
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
«Давай причешемся сами».
Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Позднее удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому,что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!»
Для привития этих знаний, умений и навыков в нашем ДОУ широко используется устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, уговорушки, способствующее эмоциональному восприятию обучения культурно-гигиеническим навыкам, чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», прослушивание аудио сказок, поговорок на тему КГН, помогающей в формировании и осознании адекватного поведения, рассматривание сюжетных картинок, создается соответствующая развивающая среда, которая является толчком для того, чтобы каждая вещь, выполняя свою функцию, имела целенаправленное воздействие на формирование этих навыков у ребенка.
Формирование привычек ЗОЖ – процесс длительный, кропотливый, требует огромного терпения. Педагог должен личным примером прививать детям полезные навыки. Взрослый должен требовать от ребенка выполнения того, что сам повседневно делает;
-постоянно одобрять похвалой малейшие проявления самостоятельности у детей;
-радоваться его успехам;
-дать почувствовать ребенку уверенность в себе, в своих возможностях.
Похвала, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка – положительный эмоциональный тон, эмоциональное удовлетворение. Ведь если деятельность сопровождается положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее осваивается. Радуясь своим успехам, ребенок стремиться их повторить.
Важно помнить – у малыша есть свои вкусы и привычки, все навыки формировать постепенно. Обучение быстрее и легче проходит в игре.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Воспитатель, помощник воспитателя, родители должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Необходимо избегать необоснованного поторапливания и одергивания детей; публичного осуждения малыша за неумение; излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания; затягивания этих процессов.
Если взрослые всегда спешат на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия,то очень скоро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
В процессе работы я планирую создать видео журнал «Мои достижения и успехи». В этом видео журнале планирую запечатлеть наши с детками успехи по формированию КГН (от начала до конца года) и продемонстрировать их родителям на итоговом родительском собрании.
В приёмной оформлен уголок “К Сведению родителей”, где содержатся советы и рекомендации для родителей по вопросу формирования КГН у детей раннего возраста. Родители оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям, выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Составитель проекта: воспитатель Козмодемьянова Надежда Владимировна.
Способы формирования культурно-гигиенических навыков Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников по возрастам
Андреева Юлия
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников по возрастам
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам).
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Формирование культурно-гигиенических навыков
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкамначинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
• умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
• принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
• мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
• подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
• полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
• пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
• пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
• пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
• ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
• не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
• мыть ноги перед сном.
Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.
Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
• разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;
• подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
• прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
• положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
• Завернуть рукава одежды ребенка.
• Проверить температуру воды.
• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга.Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!» и т. п.
• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
• Вымыть лицо, называя каждую его часть.Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
• Еще раз обмыть водой руки ребенка.
• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
•Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»
При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»)
Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.
Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки, трещинки и т. п.
Учим пользоваться полотенцем
• Снять полотенце с крючка.
• Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
• Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
• Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
• Вытереть вторую руку.
Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке,спросить: «Какие теперь ручки?»Ответить: «Сухие, чистые!» Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.
Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.
Учим пользоваться носовым платком
• Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
• Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
• Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
• Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой
• Знать свою расческу и место, где она лежит.
• Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
• Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
• Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»).
• Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
• Исключить возможность пользования чужой расческой.
Учим пользоваться зеркалом
• Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
• Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
• Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.
Объём и содержание культурно-гигиенических навыков
по возрастным группам.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).
Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.
В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
Формировать элементарные навыкиповедения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.
Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места, опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.
Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.
Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.
Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.
Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.
Консультация «Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии»
Анастасия Кудинова
Консультация «Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии»
«Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии.»
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся,ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. как много усилий требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. Это очень не просто. Так трудно намылить руки – мыло очень скользкое, застегнуть пуговицу – она никак не падает в петлю. А взрослые предъявляют много требований.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток. Он предусматривает рациональное чередование сна, бодрствования, а также рационализацию всех видов деятельности малыша. Он упорядочивает ритм жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другой, что создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша, предохраняет от переутомления, способствует нормальной психической деятельности. Постепенно ребенок начинает хорошо представлять,что и когда он будет делать: утром вставать, днем обедать, гулять, играть, рисовать, вечером ложиться в кровать, ночью спать.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации. За ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознаёт.
Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить – чашкой, чистить зубы – зубной щеткой. А это орудийные или соотносящие действия, т. е. формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психологического развития – становление предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен. Вот здесь создаются благоприятные условия для освоения малышом действий с предметами, необходимыми для совершения культурно-гигиенических навыков. Тут и надо показать для чего служат мыло, полотенце, одеяло, ложка и салфетка, объяснить ему правила культуры поведения.
По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
Что же мы видим в игре детей трехлеток? Она имеет отобразительный
характер, бытовой сюжет. Малыш повторяет несколько знакомых усвоенных
бытовых действий: покормил куклу, положил её на кровать, погулял с ней, а потом опять покормил, уложил спать и т. д. То есть ребенок отражает в играх не взаимоотношения взрослых, а их действия, и прежде всего бытовые, потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-шесть лет ребенок может заменить действия словами,например: «уже поел», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым, третьим блюдом.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труд по самообслуживанию. Малыш научился одеваться – что сначала,что потом: научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать, приема пищи, подъема и др.
Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание.На его основе в трехлетнем возрасте эпизодически начинает появляться элементарная хозяйственно-бытовая деятельность: малыш залил пол водой, когда мыл руки, и вытер его; после еды поставил свою тарелку в раковину и вымыл.
Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять что он уважает его, его требования, принимает и поддерживает их, то сверстника он пытается научить.
Также освоение культурно-гигиенических навыковдает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля.
Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для организации ознакомления с окружающим миром, реализации познавательной потребности. Ребенок действует с предметами или орудиями (ложкой, мылом, полотенцем и т. д., усваивает их функции, он узнаёт и качества: цвет, вязкость, температуру, вкусовые и тактильные признаки. Причем это происходит в процессе активных действий малыша с этими предметами.Они одновременно воздействуют на многие органы чувств: суп горячий, ароматный, вкусный, прозрачный.
Ребенок открывает для себя отличительные признаки предметов и веществ, включенных в бытовые процессы, и это вызывает у него яркие положительные эмоции.
В процессе освоения культурно-гигиенических навыков у детей развиваютсяпознавательные чувства: удивление, радость, удовольствие от познания нового.
Очень важно при знакомстве с качествами предметов называть их словами. Это делает качество предметов осознанным, закрепляет его в памяти ребенка и к тому же расширяет словарный запас.
При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький; почему вода смывает пену и грязь с рук; как с помощью вилки можно разделить котлету пополам; куда пропадает сахар в чае; почему на скатерти осталось жирное пятно после пролитого супа; почему нельзя есть сырую картошку, а в супе – она вкусная.
Многое с чем действует ребенок в быту изменчиво: когда суп остывает, он покрывается пленкой, если его разогреть, то пленка исчезнет; если долго пользоваться полотенцем, оно запачкается, а если постирать, то оно снова станет чистым; от горячей воды идет пар.Малыш постепенно постигает элементарную диалектику: переход веществ из одного состояния в другое, взаимосвязь предметов, веществ, процессов.
Главная роль в этом принадлежит взрослому, который направляет, поддерживает интерес ребенка, обращает его внимание на то, что не лежит на поверхности, а скрыто в предмете.
В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как осознание своего «Я». Это выражается в частности в том,что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам!». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действия, именно он достиг результата. И поэтому переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показать другим свое «Я».
Но что малыш умеет делать? Где ему показать себя? Тут на помощь приходя культурно-гигиенические навыки,бытовые процессы: я сам умею умываться, одеваться, обуваться причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но САМ! И если ребенок владеет навыками самообслуживания, то ему есть, где продемонстрировать свою самостоятельность. Хотя пока он освоил только самые простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.
Нужно помнить, что ребенку трудно правильно всё выполнить.
Освоение культурно-гигиенических навыков ещё далеко не закончено. Не все предметы действия сформированы. И то, что кажется взрослым простым
и обыкновенным, в раннем детстве ново и сложно. Поэтому надо быть очень внимательным, не обидеть малыша, поддержать всякое его стремление к самостоятельности, проявление активности. Похвала, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка – положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее осваивается. Радуясь своим успехами, ребенок стремится их повторить. При этом необходимо оценить не малыша, а его действия, подчеркивать, что он правильно выполнил. А если сделал неправильно, то показать, как надо исправить ошибку.
Культурно-гигиенические навыки формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нём изменения. Это вызывает удивление, восторг, радость. Ведь это тоже для него открытие!
Выполнение культурно-гигиенических навыков создаёт условие для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, анализировать насколько она изменилась, когда причесалась, заплела косы, завязали ей бантик. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменение в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне (как надо выглядеть, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.
Таким образом, ребенок переходит постепенно к контролю над своим внешним видом. Как и для формирования своего навыка, так и для его контроля важен развернутый показ последовательности действий и их словесное обозначение. Тогда у ребенка складывается сенсорный образ действий и составляющих его операций, например последовательность умывания рук. В дальнейшем выполнение действия проверяется этим образом. Первоначально формируется контроль пооперационный, т. е. с имеющимся образом сравнивается результат каждой выполненной операции и затем итоговый, результативный. Тогда сличается с имеющимся образом весь достигнутый результат.
Культурно-гигиенические навыки совпадают ещё с одной линией психологического развития – развитие воли. Ведь малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитатель покормить, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело вставать рано утром, да ещёи одеваться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицу, завязать шнурки,
надеть свитер правильно, а не задом наперёд. Мама это сделает лучше, да и быстрей. И если взрослые спешат прийти ребенку на помощь при малейшем затруднении, освоить его от необходимости прилагать усилия,то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребенка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а он сам по своей инициативе его совершает, сам контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целесообразность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
С возрастом по мере овладения культурно-гигиеническими навыками малыш осознаёт правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка управлять ими, т. е. поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может даже отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.
Таким образом, освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человеку или персонажу: нравится, значит хороший, не нравится, значит плохой.
Подчеркнём ещёодин важный момент: оценивать действия ребенка нужно объективно, развернуто, обращая его внимание на качество их выполнения. Причем делать это необходимо как по ходу процесса,так и по его окончанию: «Ты правильно открыл кран, поэтому вода льётся понемногу и брызги не летят на пол» и т. д.
Итак, главная задача развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у них осознание условий и правильной последовательности действий, а также направленность на получение качественного результата.
Несмотря на то, что наиболее благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является раннее детство, дошкольный возраст имеет в этом отношении своё значение:
1. Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Так, навык мыть руки перед едой перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение действий сопровождается чувством удовольствия, окрашивает положительными эмоциями, и наоборот, если ребенку не удаётся выполнить действия, ставшие потребностью, то он
испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.
2. Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Навыки личной гигиены с навыками поведения в общественных местах: как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам; как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол.
3. Формирование осознание правил и норм, стоящих за культурно-гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы он «открывает», что за каждым культурно-гигиеническим навыком стоит определенное правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества.
Консультация для родителей «Полезные навыки» Многих родителей волнует вопрос, с какого возраста надо учить своего ребенка владению ножницами? Начинать обучение по вырезыванию можно.
Консультация для педагогов «Как грамотно поставить хама на место» Родители и педагоги учат детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить, уважительно.
Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.
Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.
Консультация для родителей «Раскраски — помощники в развитии детей» Не секрет, что развивать мышление, умственные способности детей дошкольного возраста без карандашей и красок, пожалуй, не возможно. Родители.
Лэпбук культурно-гигиенические навыки Цель: обобщение знаний о личной гигиене детей. Задачи:закрепить знания о личной гигиене, формировать умение следить за своим внешним видом,.
Моя Родина Казахстан. Часть 1. Кандыагаш — маленькая точка большого значения Многие люди уезжают с мест в которых они родились, я не исключение. Я давно живу в России, в городе Липецке, и этот город стал для меня.