Что такое гимназия в россии
Гимназия
Смотреть что такое «Гимназия» в других словарях:
ГИМНАЗИЯ — (греч. gymnasion, от gymnazo, происш. от gymnos голый). 1) у древних греков публичное место, где юноши (обыкновенно нагие) занимались телесными упражнениями (гимнастикой), и где позже учили и философы. 2) ныне общеобразовательное классическое… … Словарь иностранных слов русского языка
Гимназия № 12 — МОУ гимназия №12 г. Липецка Основана: 1954 Директор: Уласевич Ольга Николаевна Тип: Гимназия Адрес: г. Липецк, ул. Гагарина, 24 Телефон: Work+7 (4742) 27 73 58 Факс … Википедия
Гимназия №1 — Гимназия № 1 название ряда образовательных учреждений в различных городах России (и не только). Гимназия № 1 (Новосибирск) Гимназия № 1 (Мурманск) Гимназия № 1 (Челябинск) Гимназия № 1 (Новороссийск) … Википедия
ГИМНАЗИЯ — ГИМНАЗИЯ, гимназии, жен. (от греч. gymnasion помещение для гимнастических упражнений) (дорев.). Среднее учебное заведение. Классическая гимназия (с преподаванием классических языков). Женская гимназия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
Гимназия № 19 — имени Поповичевой Нины Зиновьевны Основана: 1939 Директор: Пиндюрина Римма Евгеньевна Тип: Гимназия Адрес: Липецк, ул. Семашко, 68 Телефон: Work+7 (4742) 27 65 13 … Википедия
Гимназия №42 — Полное название: Коммунальное Учреждение Луганский учебно воспитательный комплекс специализированная школа гимназия І степени № 42 находится на кв. им. Волкова Жовтневого района г. Луганска (Украина). В школе на данный момент учаться порядка 1500 … Википедия
ГИМНАЗИЯ — (от гимнасий) средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 в. Первая в России академическая в Санкт Петербурге (основана в 1726). С 1804 мужские гимназии открываются в каждом губернском… … Большой Энциклопедический словарь
ГИМНАЗИЯ — ГИМНАЗИЯ, и, жен. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Классическая г. (с обучением древним языкам). Женская, мужская г. | прил. гимназический, ая, ое. Г. курс. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГИМНАЗИЯ — жен., греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист муж. ученик гимназии; гимназистов, ему принадлежащий; гимназистский, им свойственный. Гимнастика … Толковый словарь Даля
гимназия — сущ., кол во синонимов: 1 • школа (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Гимназия — общеобразовательное учебное учреждение I III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем обучения. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ … Официальная терминология
Что такое гимназия и стоит ли отдавать туда ребенка
История
Само слово «гимназия» восходит к древнегреческому «γυμνάζω», то есть «упражняться». Первоначально так называли места для физических тренировок, а в конце 400-х годов нашей эры этим же словом стали именовать образовательные учреждения, в которых вели беседы ученые Древней Эллады. В виде, более близком к современному, гимназии появились в Европе XV-XVI веков в качестве школ, готовивших будущих студентов университетов. Постепенно таких учебных заведений становилось все больше, и к началу XX столетия они уже были распространены в Германии, Швейцарии, Голландии, Австро-Венгрии и других государствах, включая Россию. На территории нашей страны с 1804 по 1918 гг. гимназии были сначала основными, а затем одними из основных видов учреждений среднего общего образования наряду с так называемыми реальными училищами. После Октябрьской революции гимназии упразднили, но с распадом СССР они вновь стали появляться и существуют по сей день.
Юридический статус гимназий в РФ
Первый после развала Советского Союза закон об образовании вступил в силу 10 июля 1992 года. В нем была представлена разветвленная типология учебных заведений. Так, наряду с обычными средними школами, тоже, кстати, имевшими свои подвиды, в перечне появились и гимназии, которые отличались следующими особенностями:
Естественно, все эти различия существовали не только на словах: видовая принадлежность учебного заведения отмечалась в учредительных документах, и к гимназиям предъявлялись особые требования со стороны контролирующих органов. Чтобы получить новый элитный статус, школа должна была пройти серьезную проверку. Ей подвергались и ученики, и преподаватели, и программы, и материально-техническая база. Невзирая на сложность этой бюрократической процедуры, многие школы при возможности стремились через нее пройти, поскольку для них она была равносильна серьезной качественной трансформации. Менялось отношение к учебному заведению со стороны муниципальных властей, росла и его популярность среди местного населения. Понимая преимущества гимназий, родители стремились отдавать детей именно туда, и конкурс в обновленные школы подчас становился таким же высоким, как в престижные вузы.
Наши дни
В конце декабря 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», действующий по сей день. Он внес массу нововведений в школьную систему и существенно изменил положение гимназий, а точнее, попросту устранил этот статус из правового поля. В целом классификация учебных заведений в стране значительно упростилась, и формально все школы, гимназии и лицеи стали именоваться общеобразовательными организациями без разделения на виды. По замыслу законодателей, унификация средних учебных заведений призвана повысить качество обычных школ, «подтянуть» их до уровня элитных.
Как работают современные российские гимназии
Итак, формально гимназии теперь ничем не отличаются от простых средних школ. Тем не менее многие некогда элитные учебные заведения по сей день чтут собственные традиции и уже по своей инициативе, а не по требованию закона, используют особые образовательные программы.
Условия поступления
Большинство гимназий проводит отбор поступающих, но если раньше администрация могла организовать конкурс даже для будущих первоклассников, то теперь в начальную школу принимают по единственному критерию – месту жительства. Это значит, что в 1–4 классах даже хорошей гимназии будут учиться все, кто зарегистрирован в соответствующем микрорайоне, а ребят из других частей города возьмут уже только на оставшиеся места при их наличии. Естественно, это правило касается государственных школ – частные могут устанавливать свои правила. Так, например, Областная гимназия имени Примакова (Москва), где обучение платное, проводит конкурс даже для малышей, причем вступительные испытания состоят из нескольких этапов. Специалисты проверяют готовность вчерашних дошкольников к обучению: их мотивацию, мышление, моторику, речевые навыки. Предусмотрено даже собеседование по английскому языку, который в элитной школе изучается углубленно.
Одни гимназии набирают учеников в том числе в начальную школу, другие – только в среднюю и старшую, третьи предлагают программы, лишь начиная с 8 или 9 класса. В этом плане законодательных ограничений не существует, выбор остается за учредителем организации. Так или иначе, отбор в 5-й и последующие классы – зачастую конкурсный. Взять, к примеру, Университетскую гимназию при МГУ имени Ломоносова. Учатся здесь, начиная с 8-го класса, хотя поступить можно и после 9-го, но в любом случае претенденты сдают экзамены согласно выбранным профилям, о которых еще пойдет речь ниже. Скажем, на естественно-научное направление потенциальные десятиклассники сдают 4 дисциплины: русский язык, математику (причем углубленную), химию и биологию. Для каждого предмета устанавливается минимальный балл. В 8-м классе профилей в Университетской гимназии еще нет, но вступительные испытания все равно проводятся, причем в 2 этапа. Первый включает в себя экзамены по русскому языку и математике, второй – эссе по русскому и 2 творческие работы – по естественно- и общественно-научным дисциплинам.
Особенности учебного процесса
Одна из главных отличительных черт современного гимназического образования – уже упомянутая выше профильность. В целом учебные заведения этого типа традиционно тяготеют к гуманитарной области, хотя и исключений предостаточно. К примеру, Калининградская государственная гимназия № 1, не раз входившая в список лучших школ России, принимает в 10-е классы сразу по 4-м направлениям:
Концепция гимназического образования – это обучение по программам расширенным, но в первую очередь не за счет количества часов (хотя и их наверняка будет больше, чем в обычной школе), а благодаря дифференциации. При этом не стоит думать, что, скажем, в математических классах не будет литературы, а в гуманитарных – физики. Государственный образовательный стандарт (ФГОС) един для всех. В нем представлен педагогический минимум, на который обязаны ориентироваться все средние школы без исключения. В профильных же классах ученики получают дополнительные знания сверх базовых. Преимущество такого подхода очевидно: ребята углубленно занимаются науками, к которым у них есть интерес и природная предрасположенность, а по окончании 11 класса поступают в соответствующие высшие учебные заведения, имея при этом преимущества перед учениками обычных школ. Заключаются эти преимущества, кстати, не только в более глубоком знании и понимании профильных предметов. Некоторые гимназии существуют как структурные подразделения вузов, и выпускники пользуются льготами при поступлении на их факультеты.
Дополнительное образование
Как правило, в гимназиях хорошо развита и система дополнительного образования: предлагаются факультативы, работают кружки и секции (например, в пресловутой Гимназии им. Примакова их более двухсот), проводятся мастер-классы, внутренние олимпиады. В ряде случаев дети привлекаются даже к управлению образовательным процессом. Так, в петербургской Академической гимназии имени Д. К. Фадеева при СПбГУ действует совет гимназистов, в который входят лучшие ученики разных классов, а также педагоги-организаторы. Совместно с учителями ребята обсуждают и планируют внеклассные мероприятия, выбирают учеников, которые будут представлять гимназию на различных конкурсах, обсуждают пожелания и стремления детских коллективов – словом, участвуют в работе школы не только пассивно, но и активно. Если же возвращаться непосредственно к программам дополнительного образования, задача которых – раскрыть потенциал каждого ребенка, то их разнообразие в некоторых наиболее именитых гимназиях поистине огромно: можно заниматься отдельными видами спорта, танцами, моделированием, игрой на музыкальных инструментах, театром – в общем, тем, к чему лежит душа гимназиста. Понятно, что дополнительное образование наряду с культурно-просветительской работой не есть прерогатива одних лишь гимназий. Даже в обычной школе ребят водят на экскурсии, спектакли, организуют для них секции и кружки. Разница заключается в количестве и разнообразии таких программ: в гимназиях их в среднем больше, однако конкретные объемы дополнительного образования определяет само учебное заведение.
Виды гимназий
В разговоре об учебном процессе нелишне упомянуть и о том, что гимназии различаются не только предметным уклоном, но и другими особенностями. Например, встречаются учреждения следующих типов:
Качество образования
Традиционно гимназическое образование считается элитным. Как правило, такие школы предъявляют повышенные требования и к педагогическому коллективу (в качестве учителей иногда работают кандидаты и даже доктора наук), и к ученикам, и к качеству программ. Если взять общероссийский рейтинг от аналитического агентства RAEX, которое ежегодно публикует списки лучших учреждений общего образования России, то мы увидим, что гимназий в топах довольно много, хотя справедливости ради стоит отметить, что лицеям они в этом отношении все же уступают. Благодаря тому, что гимназисты изучают определенные дисциплины углубленно, они нередко становятся победителями предметных олимпиад регионального и федерального уровня.
Большое внимание уделяется проектной работе. В качестве примера приведем известную в Санкт-Петербурге 116-ю гимназию, которая проводит десятки дополнительных программ для своих воспитанников. Предлагаются следующие проекты:
В целом проекты отражают ориентированность современного общего образования на индивидуальный подход к ученикам. Они способствуют профориентации и помогают раскрыть индивидуальность человека на ранних этапах его развития.
Материальное оснащение
Нормы технического обеспечения всех без исключения средних школ в России определяются государственным стандартом (ФГОС). В нем подробно расписаны как общие требования к организации учебного пространства, так и даны списки конкретных объектов, которые должны присутствовать в помещениях, – начиная предметами мебели и заканчивая электронными средствами передачи информации. Но, как и в случае с образовательными программами, применительно к материальному оснащению ФГОС также определяет лишь минимум, который должен соблюдаться повсеместно. Поскольку школы (в том числе гимназии) пользуются относительной автономностью, администрация учебного заведения, как и раньше, вправе развивать материальную базу собственными усилиями. В качестве примера учебного заведения с прекрасным внутренним оснащением можно привести знаменитую петербургскую Академическую гимназию № 56, где, помимо привычных помещений, есть также бассейн, своя спортплощадка, кабинет робототехники, студии видео- и звукозаписи, а также несколько залов: тренажерный, хореографический, для конференций. Если говорить про оборудование, то в гимназии есть своя мини-типография, система для видеоконференций, комплекты робототехники, плазменные панели, различные тренажеры, устройства записи и воспроизведения звука и даже интерактивный киоск – словом, все необходимое для полноценного обучения в эпоху цифровых технологий. Конечно, мы привели один из образцовых примеров, но в целом материальное оснащение гимназий нареканий не вызывает.
Плата за обучение
Что касается финансирования, то здесь есть свои нюансы. Конституция РФ гарантирует гражданам общедоступность среднего образования, поэтому обучение по программам ФГОС в бюджетных гимназиях, равно как и в обычных школах, – формально бесплатное. С другой стороны, каждая гимназия имеет право оказывать дополнительные образовательные услуги на коммерческой основе. Обычно речь идет о факультативах. Так, Вторая новосибирская гимназия организует для своих воспитанников платные занятия по вокалу, народному и современному танцу, фортепиано и хоровому пению, а также занимается (опять же на возмездной основе) дошкольной подготовкой детей от 3 до 5 лет. В гимназии № 32 города Калининграда работает целый центр дополнительного образования под названием «Ступени». Здесь проходят дополнительные занятия по математике и естественным наукам, «ментальной арифметике», речи, чтению. Как и в предыдущем примере, есть подготовительные курсы для дошкольников и класс фортепиано. Согласно опубликованному на сайте учебного заведения прейскуранту, стоимость услуг в центре «Ступени» в 2019-2020 учебном году – от 1050 до 3500 рублей в месяц.
Государство выделяет на каждого ученика бюджетной школы (включая гимназии) определенную сумму в год. Она может различаться от одного региона к другому, но чаще всего ее недостаточно для того, чтобы удовлетворить все нужды учебного заведения. В итоге его администрация вынуждена обращаться за помощью к родителям, поэтому сборами денег на ремонт, охрану, условные занавески и прочие обязательные атрибуты – обычная практика, которая в России появилась далеко не вчера. Бюджетные гимназии в этом смысле не исключение, поэтому стоит понимать, что даже если вы не планируете пользоваться дополнительными образовательными услугами, то бесплатным обучение вашего ребенка можно будет назвать лишь условно.
Заключение
Несмотря на то, что действующий с конца 2012 года закон «Об образовании в РФ» не разделяет средние общеобразовательные учреждения на типы, на практике гимназии как элитные учебные заведения все еще существуют и продолжают славные педагогические традиции прошлого. Даже если вчерашнюю гимназию переименовывают в школу (а в Москве, например, это в последнее время делается целенаправленно), она все равно сохраняет сильный преподавательский коллектив, профильные классы, расширенную систему факультативов и прочие атрибуты престижного учебного заведения. Поэтому ответ на вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в гимназию, будет утвердительным.
ГИМНАЗИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ГИМНАЗИЯ» в других словарях:
ГИМНАЗИЯ — (греч. gymnasion, от gymnazo, происш. от gymnos голый). 1) у древних греков публичное место, где юноши (обыкновенно нагие) занимались телесными упражнениями (гимнастикой), и где позже учили и философы. 2) ныне общеобразовательное классическое… … Словарь иностранных слов русского языка
Гимназия № 12 — МОУ гимназия №12 г. Липецка Основана: 1954 Директор: Уласевич Ольга Николаевна Тип: Гимназия Адрес: г. Липецк, ул. Гагарина, 24 Телефон: Work+7 (4742) 27 73 58 Факс … Википедия
Гимназия №1 — Гимназия № 1 название ряда образовательных учреждений в различных городах России (и не только). Гимназия № 1 (Новосибирск) Гимназия № 1 (Мурманск) Гимназия № 1 (Челябинск) Гимназия № 1 (Новороссийск) … Википедия
ГИМНАЗИЯ — ГИМНАЗИЯ, гимназии, жен. (от греч. gymnasion помещение для гимнастических упражнений) (дорев.). Среднее учебное заведение. Классическая гимназия (с преподаванием классических языков). Женская гимназия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
Гимназия № 19 — имени Поповичевой Нины Зиновьевны Основана: 1939 Директор: Пиндюрина Римма Евгеньевна Тип: Гимназия Адрес: Липецк, ул. Семашко, 68 Телефон: Work+7 (4742) 27 65 13 … Википедия
Гимназия №42 — Полное название: Коммунальное Учреждение Луганский учебно воспитательный комплекс специализированная школа гимназия І степени № 42 находится на кв. им. Волкова Жовтневого района г. Луганска (Украина). В школе на данный момент учаться порядка 1500 … Википедия
ГИМНАЗИЯ — (от гимнасий) средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 в. Первая в России академическая в Санкт Петербурге (основана в 1726). С 1804 мужские гимназии открываются в каждом губернском… … Большой Энциклопедический словарь
ГИМНАЗИЯ — ГИМНАЗИЯ, и, жен. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Классическая г. (с обучением древним языкам). Женская, мужская г. | прил. гимназический, ая, ое. Г. курс. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГИМНАЗИЯ — жен., греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист муж. ученик гимназии; гимназистов, ему принадлежащий; гимназистский, им свойственный. Гимнастика … Толковый словарь Даля
гимназия — сущ., кол во синонимов: 1 • школа (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Гимназия — общеобразовательное учебное учреждение I III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем обучения. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ … Официальная терминология
ИСТОРИЯ ГИМНАЗИИ В РОССИИ
Гимназия — государственное учебное заведение. В гимназиях вели свои беседы философы, риторы, учёные и др.[1]
Гимназии в XVIII веке:
Эрнст Глюк 2 мая 1703 года основал первую в России гимназию. Петр I ввел физическую подготовку как учебный предмет в виде: фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.
Второй русской гимназией была гимназия при Московском университете, основанная в 1755 г., называлась Университетской или Академической. Целью её было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Курс обучения дворян включал фехтование и танцы, в остальном курс был одинаков в обоих отделениях. Подразделялось на 4 школы, которые делились на классы.
В первой были классы: 1) грамматика, 2) стихотворство 3) красноречие;
во второй — 1) грамматика 2) синтаксис латинского языка;
в третьей — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия,
четвёртой — языки европейские и греческий.
Во главе Гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета.
Гимназия в Казани в 21 веке.
Гимназия в Казани была основана в 1758 г., по образцу московской, которая существует и теперь под именем 1-й казанской гимназии.
В Казанской гимназии было обращено особенное внимание на преподавание восточных языков: татарского, калмыцкого и других. В 1804 году гимназия была преобразована по общему для гимназий уставу и подчинена министерство народного просвещения.
Гимназии в XIX веке. I период:
В начале XIX века было образовано Министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться гимназии по всей России.
Александр I 24 января 1803 года утвердил «предварительные правила народного просвещения», по которым гимназии открывались в каждом губернском городе. Он объявил гимназии всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в «Уставе» определялась так:
приготовить к слушанию университетских наук;
преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека;
приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищах.
Гимназии времен Александра I далеко не удовлетворяли своей цели, так как было много предметов в курсах, недостаток в учебниках, плохой состав преподавателей.
Здание Красноярской губернской мужской гимназии, фото 21 века.
В 1826 году «Комитет устройства учебных заведений» выработал новый устав для гимназий. Ставилась для гимназий двоякая цель:
1) приготовить к слушанию университетских лекций;
2) «доставить способы приличного воспитания».
Гимназия состояла из семи классов; из них первые три имели во всех гимназиях одни и те же предметы, а начиная с 4-го класса, гимназии разделялись на классические гимназии и реальные гимназии. Главными предметами признаны древние языки и математика. Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному языку. Оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование из других предметов.
Классная комната в гимназии. Тюмень.1889 год.
В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвёртого класса.
В первых трёх классах постановлено обучать:
Закону Божию, русскому и славянскому языку, математике, географии немецкому языку, французскому чистописанию, черчению и рисованию.
В специальных классах общие предметы для всех гимназий:
Закон Божий русский и славянский язык, математика, физика и математическая география, история всеобщая и русская, немецкий и французский языки, черчение и рисование для желающих.
Кроме общих предметов, для готовившихся на службу преподавались:
Русский и славянский язык, математика, русское законоведение.
Особенности новых учебных планов: увеличение числа уроков по закону Божию, математике и древним языкам, введение в число необходимых предметов гимнастики и пения, отмена преподавания законоведения и полная свобода преподавателей и педагогического совета в составлении программ и в выборе учебников.
В. Г. Белинский, А. И. Герцен критиковали педагогику и считали, что в содержание воспитания в равной степени должны входить умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.
Граф Д. А. Толстой назначен министром народного просвещения, составил комиссию для выработки нового устава гимназий, который был утвержден 30 июля 1871 г.
Он признает только классические гимназии с двумя древними языками и прогимназии. Целью гимназии признано общее образование и подготовление к университету. Гимназии состоят из 7 классов, а седьмой — с двумя годичными отделениями. При каждой гимназии — приготовительный класс.
Особенности нового учебного плана:
Признание главного значения за древними языками: число уроков по латинскому языку доведено до 49, а по греческому — до 37.
Прекращение преподавания естественной истории, сначала в низших классах, а потом и вовсе.
Замена космографии — математической географией.
Уменьшение числа уроков чистописания, рисования и черчения.
Уменьшение числа уроков по истории и по закону Божию.
Введение географии в VII и VIII классах.
Также существовали гимназии разной направленности:1. Гимназии коммерческие:
Основы коммерческого образования в России были заложены в эпоху реформ Александра I и состояли: 1) из приходского училища, 2) уездного училища, 3) собственно гимназии.
2. Гимназии военные:
Д. А. Милютин преобразовал кадетские корпуса, в 1863 г., в военные. Они имели целью дать общее образование и воспитание и подготовить к поступлению в специальные военные школы. Курс учения — 6-летний.
3. Частные гимназии:
С 1856 г. стали основываться частные гимназии. Они должны следовать в преподавании программам, утвержденным министерством просвещения, должностных лиц иметь по назначению правительства и находиться под наблюдением начальства округа.[1]
4. Гимназии женские министерства народного просвещения и женские ведомства Императрицы Марии:
Возникновение первых женских гимназий в России относится к началу 60-х гг. XIX века.
Заслуга организации и распространения женских гимназий в России принадлежала профессору педагогики, инспектору классов в женском Павловском институте Н.Л. Вышнеградскому. Большой вклад в постановку женского образования внесли В.И. Водовозов и К.Д. Ушинский. Гимназическое образование развивалось активно.
Женские государственные учебные заведения в основном имели принадлежность или к Министерству народного просвещения (гимназии и прогимназии), или к Ведомству учреждений императрицы Марии (институты, гимназии и прогимназии — мариинские).
Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) — аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы.
Женские гимназии Министерства народного просвещения с 1870 г. имели свой устав. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, с медалью — домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. Гимназии также были платными. Система оценки знаний — пятибалльная.[2]
Таким образом, создание гимназий послужило толчком к образованию населения, как для тех, кто мог себе позволить, дворяне, богатые купцы и помещики, так и простое население. Гимназии дали возможность овладеть различными знаниями по разным сферам. Также образование в гимназиях сводилось к узкой направленности подготовки для тех, кто желал – это военные гимназии, и образование смогли получить девушки. В наше время учиться в гимназии очень престижно и роль их огромна в образовании общем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ