Что такое гипотеза в психологии
Психологическая гипотеза
Психологическая гипотеза
Психологические гипотезы — предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений; соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в качестве гипотетических конструктов. Традиционно(вслед за Р.Готтсданкером и Н.В.Дружининым) понимание гипотезы дается как соотношения зависимой и независимых переменных. В педагогие, и частично в педагогической психологии, гипотезу рассматривают как трехчастное соотношение, посторенное по формуле: Если, то. т.к.
Смотреть что такое «Психологическая гипотеза» в других словарях:
Психологическая совместимость — Психологическая совместимость характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего… … Википедия
гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. В психологии предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для… … Большая психологическая энциклопедия
Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… … Википедия
Двухфакторная теория эмоций — Двухфакторная теория эмоций социально психологическая теория, рассматривающая эмоции как сочетания двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Двухфакторную теорию эмоций… … Википедия
Апперцепция — (латинск. apperceptio восприятие) термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и… … Литературная энциклопедия
Двух-факторная теория эмоций — Двухфакторная теория эмоций это теория в социальной психологии, которая рассматривает эмоцию как сочетание двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Двухфакторную теорию эмоций… … Википедия
ЛОПАТИН Лев Михайлович — (1 (13).06.1855, Москва 21.03.1920, Москва) философ, общественный деятель. В 1875 г. поступил на историко филологический ф т Московского ун та, с к рым связана вся его последующая деятельность; в 1885 г. становится приват доцентом, а в 1892 г … Русская Философия. Энциклопедия
Гомосексуальность — Однополая семья … Википедия
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора
Наследственность — (физиол.) Под Н. разумеется способность организмов передавать свои свойства и особенности от одного поколения в другое, покуда длится самый процесс размножения. До сих пор нет не только удовлетворительной теории Н., которая объясняла бы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гипотеза в психологическом исследовании. Виды гипотез.
Гипотеза – это утверждение, научное суждение вероятностного (предположительного) типа, выдвижение и проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.
Не все предположения вероятностного характера могут рассматриваться в качестве гипотез. Так, например, не может быть гипотезой утверждение, справедливость которого очевидна без доказательства, или суждение, которое ни доказать, ни опровергнуть не представляется возможным. Поэтому одним из приемов проверки выдвижения в качестве гипотезы того или иного суждения является выдвижение противоположного гипотетическому правдоподобного суждения. В большинстве экспериментальных исследований имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархическую структуру. Верхнюю ступень в этой иерархии обычно занимает общая гипотеза, за ней следуют частные, раскрывающие содержание и конкретизирующие общую гипотезу, а из частных гипотез вытекают рабочие гипотезы (суждения), непосредственно проверяемые в эксперименте.
Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:
— формулировка гипотезы максимально точна и сравнительно проста, не содержит неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;
— гипотеза принципиально проверяема, т.е. доказуема экспериментальным путем;
— гипотеза объединяет весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.
Из этого следует, что формулировка научно состоятельной гипотезы требует от исследования достаточно глубокого осознания проблемы и некоторых интеллектуальных усилий.
При выдвижении и формулировке гипотез целесообразно пользоваться индуктивным способом, когда исследователь руководствуется правилом идти от частного к общему, и дедуктивным способом, когда ход рассуждений обратный – от общего к частному.
При формулировке гипотез весьма важным является соблюдение логических требований, предъявляемых к определению научных понятий. Прежде всего следует стремиться к тому, чтобы объем и содержание понятий соответствовали фактам, критериям и признакам, которые исследователь намерен использовать для доказательства выдвинутых гипотез. Язык на котором формулируются гипотезы, должен быть, конкретен и ясен, не содержать в себе двусмысленностей.
Выбор методов и методик психологического исследования.
Выбор и разработка конкретных методов и способов проведения экспериментального психологического исследования зависит от целого ряда факторов.
Так, прежде всего он определяется целью исследования и в зависимости от нее исследование может быть построено по типу констатирующего эксперимента, когда необходимо установление новых психологических фактов, связей между ними, психических закономерностей: обследовательско-диагностического, когда устанавливается наличие и уровень развития определенного психического явления; корректирующего, при котором совершенствуется (формируется) какое-то психическое свойство, психический процесс (процессы) личности.
По условиям проведения экспериментальное исследование может быть лабораторного или естественного типа.
В зависимости от технической оснащенности экспериментальное исследование может быть аппаратурного и неаппаратурного (бланкового) типа, с использованием компьютерных технологий и без них.
Все методики должны быть валидными, надежными, репрезентативными. Желательны их апробация с целью проверки и уточнения процедуры использования, разработка инструкции для пользователей, составление алгоритма обработки и формы представления получаемых результатов, определение времени, необходимого для обследования испытуемого (группы испытуемых).
Исходя из особенностей проведения эксперимента экспериментатор подбирает или разрабатывает способы обработки полученных в ходе исследования данных, а также определяет возможные варианты анализа и интерпретации полученных результатов.
В соответствии с целями исследования, возможностями проведения эксперимента на аппаратурной основе, особенностями применяемой аппаратуры экспериментатор осуществляет подбор аппаратурных средств, разрабатывает алгоритм их использования в ходе проведения эксперимента, инструкции по проведению исследования, определяет способы обработки и анализа полученных результатов.
Планирование эксперимента как заключительное звено подготовительного этапа психологического исследования.
Планирование эксперимента – заключительное звено подготовительного этапа ЭПИ.
Значительная часть работ, входящих в его объем, включена и рассмотрена при анализе содержания предыдущих компонентов подготовительного этапа. К ним относятся конкретизация и уточнение цели, задач, объекта, предмета, рабочих гипотез, выбор способа их выполнения и обработки данных ЭПИ. Дополнительно к этому следует:
— определить место проведения эксперимента;
— определить время начала эксперимента и порядок смены групп (испытуемых) во времени;
— разработать инструкцию и продумать характер поведения экспериментатора во время эксперимента;
— осуществить подбор контингента испытуемых и предварительное знакомство с ними, на основе чего сформировать экспериментальную и контрольную группы;
— заготовить необходимое количество бланков, ответов, опросников.
В заключение подготовительного этапа эксперимента разрабатываются его общий план и программа. Они обычно представляют собой письменные документы, в которых определены цель, задачи исследования, основные этапы его проведения, их последовательность, необходимое оборудование, приборы, время, необходимое для практической реализации каждого этапа, сроки выполнения, ожидаемые результаты и формы их представления. Эти документы являются руководством к действию и одновременно выступают как средство контроля за ходом проведения эксперимента.
Гипотеза
Гипотеза – это утверждение, которое требует доказательств, выступает в роли предположений или догадок. Гипотеза может выступать формой развития научной стороны знаний, путем выяснения свойств изучаемых объектов и экспериментальных доказательств выдвинутых предположений. Она выступает лишь условным предварительным объяснением причин, свойств или иных характеристик и процессов, касающихся объекта изучения. Эта догадка не представляет собой устойчивое истинное или заранее ложное утверждение, которое требует проверки и последующего доказательства либо опровержения, после чего данное предположение перестает существовать как гипотетическое и обретает форму доказанного или ложного факта.
Выдвижение гипотезы является основным инструментом психологического исследования и способом расширения знаний. Так, на первых этапах ставится проблематика исследования, происходит выбор объекта, далее разрабатывается гипотетическая составляющая, исходя из которой, определяются соответствующие экспериментальные методики и обозначаются актуальные приемы сбора данных для анализа информации, после чего производится логическая проверка выдвинутого предположения на истинность.
Подтвержденное утверждение не является закрытым для изменений структурой. После доказательства или опровержения выдвинутого предположения возможно внесение дополнений и корректив, при условии наличия или появления новых, не учтенных или не известных ранее факторов, однако сама по себе догадка будет сохранять свое константное значение.
Выдвинутое в исследовании предположение может иметь как общенаправленный, так и частный характер применения, носить различную глубину вновь приобретенного знания, касаться четко очерченных областей или находиться на стыке наук, способствуя взаимоинтеграции. Также различны пути возникновения гипотетических предпосылок, что зависит от особенностей мышления автора, так как механизм их порождения схож с механизмом создания новой творческой идеи. Предположение может носить интуитивный и логический характер.
Что такое гипотеза
Гипотезой считается научно-исследовательское предположение, подлинность которого предстоит установить. Смысловая нагрузка этого предположения касается выявления наличия (отсутствия) определенных причин (связей, последствий) между установленными исследователем процессами (явлениями). В ходе построения и осуществления исследования, имеющего своей сутью определение истинности или ложности предположения, сама формулировка предлагаемого утверждения может претерпевать корректировки и уточнения.
Метод гипотезы представляет комплексный подход, результатом осуществления которого является установление, определение и расширение теорий и принципов, объясняющих окружающую реальность. Первоначально используется теоретическое ознакомление с изучаемым явлением и попытками его объяснения посредством имеющихся уже закономерностей. При отсутствии описания необходимых закономерностей, исследователь самостоятельно выдвигает возможные предположения о детерминациях и закономерностях интересующих явлений, из числа которых выбирает наиболее вероятные. Далее гипотетическое предположение при помощи теоретических методов, проверяется на степень соответствия необходимым теориям и принципам, перерабатывается и корректируется в соответствии с ними. В заключении проводится экспериментальная проверка выдвинутого предположения.
Гипотетическим предположением признается утверждение, которое удовлетворяет таким характеристикам: включает одно (редко свыше одного) утверждение; процессы и категории, которые являются составляющими догадки, не должны предполагать многозначности толкования и быть четко и однозначно определены исследователем; утверждение должно быть проверяемо, обусловлено определенными фактами и иметь простую логическую конструкцию.
Метод гипотез включает этапы выдвижения (где она формулируется с учетом всех вышеизложенных требований) и проверки определенного выдвинутого предположения (в зависимости от исхода проверки – утверждение либо становится теорией, которая включается в непосредственное практическое использование, либо отбрасывается или претерпевает изменения и становится базой для генерирования новых идей).
Условно разделить догадки можно на теоретические и эмпирические. Первые охватывают проверку на отсутствие противоречий, наличие возможности исследования, соответствия той теории, в рамках которой выдвигается предположение. Эмпирические элементы охватывают наблюдение и экспериментальное исследование предоставленных факторов.
Для того чтобы гипотеза была включена в теорию должен пройти длительный процесс интеграции, вследствие которого бывшее теоретическое умозаключение должно обрести соответствие объяснениям явлений, определяемых теорией. Теория – это постоянная установленная форма, принцип взаимодействия, причинно-следственные связи, которые отражают механизмы функционирования определенных областей реальности. Возникают теоретические закономерности вследствие многократных исследований и тестирований, проверки соответствия гипотетических предпосылок и распространения результатов.
При планировании исследования следует учитывать и ссылаться на уже известные факты и теории, касающиеся выбранной темы, а также учитывать небанальность гипотетической предпосылки и потребность ее доказательства.
При формулировке предположений бывают допущены ошибки, чтобы избежать таковых, необходимо учитывать некоторые особенности. Так, гипотеза должна формулироваться в терминах той научной области, которой она касается, и соответствовать ранее изученным данным, касательно обозначенной проблематики (в случае абсолютной уникальности и самостоятельности гипотезы – не противоречить имеющимся теориям).
Виды гипотез
При рассмотрении гипотез выделяются их виды, основанные на различных принципах классификации. Основное различие гипотетических предположений определяют по представленным познавательным функциям, а также классифицируют по объекту исследования. По познавательным функциям выделяют подвиды: описательную гипотезу и объяснительную. Описательная касается свойств, которые характерны объекту, его структуре, составу, особенностям функционирования.
Описательная также может касаться тем существования чего-либо (экзистенциальная гипотеза), пример таких умозаключений представляет собой идея о существовании и возможном местонахождении Атлантиды.
Объяснительный тип гипотезы рассматривает механизм и обусловленность возникновения объекта, природного явления или обозначенных событий исследования.
Если проследить историческую хронологичность возникновения описанных видов гипотез, то можно заметить характерную логическую закономерность. Первоначально в ходе научного интереса в определенной выбранной области возникают догадки экзистенциального спектра. При условии доказательства существования чего-либо, возникают описательные гипотезы, которые изучают объекты, существующие в реальности и их свойства, и только потом возникают объяснительные гипотетические предположения, стремящиеся выяснить механизмы формирования и возникновения. При дальнейшем изучении объекта гипотезы усложняются и детализируются.
В зависимости от характеристик и масштабов объекта исследования выделяют общие (сюда относят закономерности связи природных, а также общественных явлений, функционирования психики, имеющие общепланетарное подтверждение) и частные (свойства конкретных единичных проявлений, событий, выделенной отдельной группы объектов, частей психики) гипотетические умозаключения.
На начальных этапах построения исследования формулируется, рабочая гипотеза (основная будет выработана позже), являющаяся условной формулировкой, при наличии и помощи которой возможен сбор и систематизация первичных данных. При дальнейшем анализе полученных результатов, рабочая гипотеза может остаться и принять устойчивую форму, либо претерпеть корректировки в связи с несовместимостью с фактами, обнаруженными в ходе исследования.
По типу происхождения гипотезы подразделяются на:
— гипотезы, опирающиеся на реальность (для подтверждения актуальности определенной теоретической модели);
— научно-экспериментальные (устанавливающие детерминацию различных закономерностей);
— эмпирические (были сформулированы для конкретного случая и не могут использоваться для массового объяснения);
— экспериментальные гипотезы (необходимы для организации эксперимента и фактического подтверждения);
— статистические гипотезы (необходимые для сравнения параметров, участвующих и влияющих на достоверность).
Статистическая гипотеза
Статистическая является не доказанным экспериментальным путем предположением о количественном распределении определенных обозначенных вероятностей, лежащих в основе исследования. Это соответствие выборки определенному классическому нормативному распределению или совпадение определяющих числовых характеристик.
Статистическая гипотеза, как метод, имеет своё применение, когда данные проверки выдвинутой ранее гипотезы, не могут истолковываться, как обоснование для определения гипотетического предположения, поскольку анализ их результата считается несущественным.
В психологической области статгипотеза применяется при формулировке утверждения о несущественном уровне различий полученных показателей в экспериментальных и контрольных выборках. Выдвижение предположения данной направленности проверяется методами математической статистики. На уровень значимости влияет величина выборки и количество проведенных наблюдений.
Процесс работы с применением статистической гипотезы сводится к составлению двух предпосылок: выдвижении основной гипотезы (нулевая гипотеза) и альтернативного ей по смыслу предположения, которое отрицает первую. При сравнении результатов в двух выборках, нулевая догадка свидетельствует о несущественном различии результатов, а альтернативная ей говорит о наличии существенного показателя различий.
Проверка гипотезы на достоверность происходит с применением специальных статистических критериев, параметрических и непараметрических, выбор которых зависит от характеристик используемого массива данных. Параметрические критерии имеют в своем расчете различные, определенные ранее, параметры вероятностного распределения (дисперсия, среднее, стандартное отклонение). Непараметрические критерии не имеют в своем расчете параметров вероятностного распределения, оперируют рангами и частотой, наиболее актуально их применение, когда у исследователя ограничена информация о характеристиках выборки.
Соответственно, на момент выбора статистических критериев исследователь должен иметь максимальное количество информации о той выборке и тех показателях, с которыми он работает, для подборки правильного и адекватного пакет статических методов. Важным моментом является оставлять в приоритете статические критерии, наиболее простые для понимания исследователя и максимально удобные в использовании.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis — основание, предположение) — в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа («идеи») решения.
Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.
Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г. рассматриваются с т. зр. их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с т. зр. результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Г. исследуется как механизм этого процесса, как само движение мысли.
Центральная психологическая проблема, поставленная в первых исследованиях Г. и не утратившая актуальности, — как совершается процесс «генерирования», возникновения тех или иных Г. Не менее существен вопрос о «силе» Г. — субъективной вероятности ее истинности, не совпадающей, как правило, с объективной вероятностью (вытекающей из объективной информации, на основе которой строится Г.).
Современные исследования процесса формирования Г. показывают, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него в нач. решения неопределенной. Поэтому он строит максимально широкие, общие Г. в отношении той области, в которой следует искать решение, чтобы установить для себя направление поиска. Функции таких Г. не обязательно выполняют категориальные понятия, «общие суждения». «Представителем» общей Г. м. б. конкретная, частная Г., но если она непригодна, субъект резко меняет направление поиска и не выдвигает однородных Г. В случае подтверждения Г. относительно области поиска на смену общим Г. человек выдвигает более частные, не выходящие за пределы этой области, а затем конкретные. Однако этот процесс не носит характера последовательного суждения об объеме Г.: в решении задачи наблюдается непрерывное чередование более общих и более частных Г., и чем сложнее задача, тем сложнее их иерархия.
Процессы оперирования Г. зависят от опыта и знаний человека, связанных с задачей, субъективных установок личности, качества саморегуляции мышления, в частности его гибкости или инертности.
В оперировании Г. взаимодействуют интуитивные и дискурсивные процессы мышления; процесс выдвижения Г. может совершаться интуитивно, без осознания ее логических оснований (см. Интуиция), а ее верификация происходит в форме логического дискурсивного анализа. Возможно и обратное: сама Г. — это рациональный компонент решения, а ее верификация опирается на интуитивное заключение. На начальных стадиях решения сложной задачи обычно выдвигаются интуитивные Г., позволяющие очертить область поиска, на заключительных стадиях решения повышается роль логически обоснованных и контролируемых Г. Т. о., в решении задачи осуществляется переход от правдоподобных рассуждений к доказательствам; без доказательства задача не может считаться окончательно решенной. См. также Эвристика.
Смотреть что такое ГИПОТЕЗА в других словарях:
ГИПОТЕЗА
Во второй аналитике Аристотеля, кроме истин, не требующих доказательства (аксиом), различаются два рода доказуемых положений (θέσις): определение (όρισ. смотреть
ГИПОТЕЗА
Индукция (греч. hypothesis — основание, предположение, от hypó — под, внизу и thésis — положение), то, что лежит в основе, — причина или сущность. Напр. смотреть
ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕЗА
гипотеза ж. 1) Научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем. 2) разг. Любое предположение, догадка, допущение.
ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕЗА
Гипотеза — Во второй аналитике Аристотеля, кроме истин, не требующих доказательства (аксиом), различаются два рода доказуемых положений (θέσις): опреде. смотреть
ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕЗА (от греч. hipothesis — основание, предположение) — положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явл. смотреть
ГИПОТЕЗА
(от греч.предположение) 1) подсистема теоретического знания; 2) форма развития знания (научного, философского, практического и т. д.). Г. это суждение, истинностное значение которого является неопределенным. Т. широко используются в любой сфере осмысленной человеческой деятельности. Например, столкнувшись с проблемой диагностики заболевания, которым страдает данный пациент, врач начинает его обследование не с нуля, но исходит из целого ряда предположений, одни из которых функционируют как направляющие поиск Г., а другие как Г. для интерпретации полученных результатов обследования. Научная Г. это частично обоснованное предположение о природе (сущности) какого-либо явления, о связях между явлениями (процессами, тенденциями и т. д.). Д. И. Менделеев писал о познавательной роли Г.: *Они науке и особенно ее изучению необходимы. Они дают стройность и простоту, каких без их допущения достичь трудно. Вся история наук это показывает. А потому можно смело сказать: лучше держаться такой гипотезы, которая может оказаться со временем неверною, чем никакой. Гипотезы облегчают и делают правильною научную работу отыскание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений*. Отнюдь не всякое предположение является Г. с т. зр. требований современной методологии науки. Чтобы предположение получило статус научной Г., оно должно быть: а) логически непротиворечивым; б) принципиально проверяемым; в) не противоречащим ранее установленным фактам, не относящимся к предметной области Г.; г) приложимым к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из нескольких Г., объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее простую поэтому его называют принципом простоты; д) эффективным в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющим разработать или конкретизировать программу дальнейших исследований). В юридической деятельности используются Г., по-разному объясняющие одни и те же факты. Эти Г. называют следственными (или судебно-следственными) версиями (от лат. verto поворачиваю). Указанные выше методологические требования (кроме принципа простоты) должны выполняться применительно к версиям. Способы опровержения версий не отличаются от способов опровержения Г. в других областях знания. Доказательство версий имеет следующие специфические особенности: а) косвенные логические доказательства требуют подкрепления прямыми доказательствами; б) доказательство считается завершенным лишь после вступления в силу обвинительного приговора. До этого момента, в силу презумпции невиновности, лицо, в отношении которого ведется уголовное производство, считается невиновным; в) решение суда или прокурора по делу считается обоснованным, пока не будет установлено обратное, в порядке, предусмотренном законом (презумпция истинности решения по делу). (Подробнее об этом см.: Ивлев Ю. В. Логика. М., 1992; Кнапп В., Герлах А. Логика в правовом сознании. М., 1987.) Большинство научных и философских утверждений являются Г. Однако обыденным сознанием они догматизируются, воспринимаются как абсолютно неизменные, непосредственные и *твердые* заключения, основанные на фактах. *Русская интеллигенция обнаружила исключительную способность к идейным увлечениям. Русские были так увлечены Гегелем, Шеллингом, Сен-Симоном, Фурье, Фейербахом, Марксом, как никто никогда не был увлечен на их родине. Русские не скептики, они догматики, у них все приобретает религиозный характер, они плохо понимают относительное*, отмечал Н. А. Бердяев. Догматики игнорируют очевидное обстоятельство: одни и те же факты допускают множество интерпретаций и реконструкций. Так, например, утверждения историка о событиях прошлого не есть непосредственное описание этих событий, а есть их реконструкция на основе известных в данное время фактов и поэтому имеет гипотетический характер. *Здесь ничего не меняет факт истинности или ложности этих утверждений: существенно лишь то, что сами прошлые события невозможно наблюдать и что их реконструкция может быть изменена при обнаружении новых документальных или материальных свидетельств, а также при изменении представлений о законах поведения исторических лиц или о законах развития общества в целом* (В. Н. Карпович). Первые сведения о Г. относят к ранней греческой науке. *Современного мыслителя поражает гениальность догадок древних греков, которые, кажется, предугадывали все: и атомистическую теорию, и гелиоцентрическую систему, и теорию бесконечно малых, и идеи спектрального анализа, и эволюционное учение о развитии живых организмов и т. п. У одного Демокрита было столько гениальных предвосхищений, что их трудно перечислить, а не только подробно изложить*, отмечал П. В. Копнин. В частности, математики-пифагорейцы широко применяли в качестве метода доказательства мысленный эксперимент, включавший в себя выдвижение Г. и вывод из них следствий посредством аналитической дедукции с целью проверки истинности первоначальных догадок. Они использовали также и другой исследовательский прием, где мысленный эксперимент выступал в форме синтетической дедукции из нескольких допущений. Первый кризис древнегреческой математики (IV в. до н. э.) актуализировал проблему философско-методологического обоснования математики. Созданная Платоном концепция научного знания это исторически первый вариант решения указанной проблемы. Эта концепция основывалась на модели целенаправленной деятельности, допускающей примат конечного пункта, отождествляющегося с человеческой способностью к действию (см.: Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980). В *Тимее* Платон утверждает, что положения геометрии, астрономии и гармонии носят характер Г., а положения *физики* это *правдоподобный миф*. Аристотель опроверг концепцию Платона о том, что познание начинается с выдвижения Г., и свел вопрос об их проверке к косвенному логическому доказательству. То, что у Платона являлось конечным пунктом доказательства, результатом применения его аналитикосинтетического метода, у Аристотеля выступало только как посылка силлогизма. Методы Платона и Аристотеля современные авторы рассматривают как дополнительные. В эпоху эллинизма формируется инструментальный подход к Г. как *воображаемым фикциям*. В науке средневековья первая формулировка принципа простоты была дана английским философом У. Оккамом (1300 1349), утверждавшим, что *сущности не следует умножать сверх необходимости* это требование, направленное против излишних Г., называют *бритвой Оккама*. Н. Кузанский (1401 1464) в рамках своей философско-теологической концепции *ученого незнания* впервые обосновал тезис об относительной точности и предположительности всех человеческих знаний о мире, тем самым подготовив применение метода Г. в науке нового времени. Кардинал Н. Кузанский, близкий папе Пию II, оказал плохую услугу католической церкви своим теологически *безупречным* обоснованием гипотетической природы научного знания. Следуя его пути, Н. Коперник и Г. Галилей успешно защищали свои взгляды от обвинений ортодоксальных теологов. Типичная для философской методологии XVII в. наивная вера в существование абсолютно истинного метода познания породила негативное отношение к Г. в системах Ф. Бэкона и Р. Декарта. Отношение И. Ньютона к Г. это сложная проблема современной истории науки. Методологическое *недоверие* к Г. сочеталось в его творчестве с широким применением их в исследовательской практике. (Подробнее см.: Меркулов И. П. Метод гипотез в истории научного познания. М., 1984; Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987.) В гносеологии И. Канта была предпринята попытка не только дать обоснование научным Г., но и сформулировать критерий их различения от спекулятивных предположений. Однако Кант неправомерно ограничил сферу применения научных Г. весьма узкой областью сугубо эмпирических исследований, что оказало значительное влияние на эмпиризм первой половины XIX в. (О. Конт, Дж. С. Милль и др.). В 70 80-х гг. XIX в. Ф. Энгельсом была разработана концепция Г., которая обосновывала их необходимую эвристическую роль в науке В *Диалектике природы*, прямо указывая на гносеологическую *однопорядковость* Г. и других форм научного знания, Энгельс писал, что *если бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона*. В. И. Ленин также утверждал, что положения науки есть относительные истины, исторически изменчивые, однако не применял это к марксизму достаточно последовательно, распространяя миф о *всесильном* и *единственно верном* учении. Позднее *попы марксистского прихода* окончательно догматизировали идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Г. это суждения, поэтому к ним применимы все синтаксические и семантические различения, выработанные в логике. А. И. Ракитов полагает, что какие бы то ни было попытки отличить Г. по логическим основаниям от других суждений в принципе не оправданы. С т. зр. логического синтаксиса, Г. могут классифицироваться по следующим основаниям: структуре и особенностям входящих в Г. понятий, по общности Г., их синтаксическим связям с другими утверждениями, дедуктивной силе. Приняв за основание классификации общность научной Г., В. Н. Карпович выделил следующие виды Г.: единичные, псевдоединичные, неопределенные экзистенциальные (например, в Г. *Существуют неделимые элементарные частицы* не указаны условия существования), локализующие экзистенциальные, квазиобщие, вероятностные, ограниченно и неограниченно общие Г. По связям с другими утверждениями выделяются системные и внесистемные Г. (по отношению к фиксированной дедуктивной системе). Дедуктивная сила Г. измеряется двумя параметрами: специфицирусмостью (возможностью перехода от общего к частному) и номологичностью (возможностью образовывать контрфактические утверждения на основе Г.). По семантическим свойствам понятия (входящие в Г.) могут быть: а) собирательными и разделительными; б) абстрактными и конкретными; в) точными и неточными. Соответственно этим различениям классифицируются также и Г. По характеру субъекта суждения выделяются феноменальные, теоретические и смешанные Г. Эта классификация, по-видимому, требует уточнения. Как возникают Г.? *Они возникают у людей, которые думают*, шутливо заметил М. Р. Коэн. Г. относится к опыту, как теоретическое познание к эмпирическому Однако неверным является тезис: *Всякая гипотеза в качестве своего основания имеет опыт, а сама гипотеза есть как бы переходное звено от опыта к теоретическому познанию*. Неверным, потому что в науке XX в. широко представлены Г., не связанные непосредственно с каким-либо определенным экспериментом (например, математические Г. в физике). История науки свидетельствует, казалось бы, о трех типах Г. в их отношении к опыту: 1) Г., возникающие непосредственно для объяснения опыта; 2) Г., в становлении которых опыт играет известную роль, но не исключительную; 3) Г., возникающие на основе обобщения только предшествующих теоретических конструкций. Однако эта констатация не исчерпывает всего многообразия связей Г. с опытом на всем протяжении ее развития. Г. это развивающаяся система знания. Само по себе взятое в отдельности предположение не развивает знания о предмете. Оно движет знание вперед потому, что дает возможность построить систему знания, ведущую к новым результатам. Генезис теоретической Г. опосредованно связан с предшествующим опытом. Кроме того, Г. не только объясняет этот опыт, но и предсказывает новый опыт. С т. зр. логики, пути становления Г. это традиционные способы обоснования суждений: аналогия, индукция, дедукция, редукция. Роль аналогии в построении Г. изучалась еще в XIX в. русским логиком М. И. Карийским, а в наше время А. И. Уемовым и др. Аналогия это вывод от модели к оригиналу (прототипу). (О видах аналогии см.: Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1971). Кроме того, важную роль играют атрибутивная и структурная аналогии. (О дедуктивных, индуктивных и редуктивных Г. см.: Карпович В. Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980.) Независимо от того, каким путем возникает Г., ее построение и обоснование связано с применением различных форм умозаключений, т. к. важнейшую роль в ее становлении играют внелогические, интуитивно-творческие факторы, например, фантазия. В. И. Ленин писал о фантазии следующее: *Эта способность чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности. * (ПСС. Т. 45, с. 125). Согласно И. Канту, схематизм рассудка обеспечивается способностью *продуктивного воображения*. Современная психология трактует фантазию как преобразование и синтез новых представлений на основе имеющихся. Этот синтез осуществляется в формах агглютинации, гиперболизации, заострения, схематизации, типизации. Фантазия в науке, принимающая форму предположения в догадке или в Г., как отмечал П. В. Копнин, оказывает активное влияние на развитие научного знания. Американский историк науки Т. Коулинг подчеркивает, что всем действительно великим исследователям присущ особый дар не ошибаться в заключениях, даже при ошибочной аргументации. О Г. не следует судить по тому, как она возникла описание путей ее возникновения имеет вспомогательное значение и не свидетельствует о ее истинности. Г. это *недоказанная теория*. Возможна ли истинностная оценка Г.? Если возможна, то каковы способы проверки истинности гипотетического знания? Эти вопросы активно обсуждаются в философской литературе XX в. Подходы к их решению во многом определяются тем, в рамках какой концепции истины (классической, когерентной, прагматической и т. д.) они исследуются. Например, сторонник когерентной концепции Ф. Брэдли писал: *Нет истины, которая совершенно истинна, точно так же нет ошибки, которая всецело ложна*. Однако вопрос об истинности Г. может получать противоположные ответы у авторов, разделяющих одну концепцию истины, как это было в советской философской литературе 70 80-х гг. (см.: Истина как гносеологическая категория. Свердловск, 1983). Предпосылки позитивного ответа на данный вопрос заложены еще в *Метафизике* Аристотеля это понятие степени истинности. В современной логике широко используются понятия вероятности и достоверности какого-либо высказывания. Однако отождествление достоверности с истиной (истина вероятность, равная 1), а лжи с отсутствием вероятности (ложь вероятность, равная 0) является ошибочным. Категории истины и лжи содержание знания (его соответствие реальности), а достоверность и вероятность характеризуют степень обоснованности знания. Поэтому, как отмечал П. В. Копнин, можно достоверно установить ложность какого-либо суждения, в т. ч. гипотетического. Вероятность Г. находится в пределах от 0 до 1. Аппарат современной индуктивной логики позволяет количественно оценивать вероятности Г. (см.: Светлов В. А. Практическая логика. С Пб., 1995). Последовательное позитивное решение вопроса об истинности Г. (а также проблемы, прогноза и т. д.) дает системная концепция истины (И. Я. Лойфман, Д. В. Пивоваров и др.), раскрывающая объективность знания в предметном, операциональном и оценочном аспектах Г. развивающаяся система знания, истинность которой доказывается не отдельным наблюдением или экспериментом, а многоуровневой системой обоснования. Ее фундаментом является тезис о неразрывной связи процессов разработки и проверки Г. Процедура подтверждения Г. включает различные формы опосредованной и непосредственной проверки в соответствии с предписаниями гипотетико-дедуктивного метода. В *Логике научного исследования* К. Поппер писал: *. мы просто не можем обойтись без чего-то подобного этой идее большего или меньшего приближения к истине*. Он развил концепцию правдоподобности высказываний, четко различая правдоподобность и вероятность. В 1970 г. К. Гемпель с помощью современных логико-математических средств впервые показал некорректность попперовского определения правдоподобности. Против скептицизма К. Поппера, выраженного в его максиме: *Мы не знаем мы можем только предполагать*, были найдены неопровержимые контраргументы. Г. становится достоверной теорией, когда из ее основного предположения делаются такие выводы, которые допускают практическую проверку. Являются ли отрицательные результаты отдельных экспериментов окончательным *приговором* данной Г.? Нет, поскольку: а) возможна ошибочная интерпретация этих экспериментов; б) возможно подтверждение других предсказанных этой Г. эффектов; в) сама Г. допускает свое дальнейшее развитие и усовершенствование. Научная Г. это специфическая форма постижения объективной истины. Метод познания, основанный на выведении (дедукции) заключений из Г. и др. посылок, истинностное значение которых является неопределенным, называется гипотетико-дедуктивным. С т. зр. логики, это вывод по схемам условно-категорического силлогизма. Результат вывода вероятно-истинное знание, т. к. дедукция переносит вероятность гипотетической посылки на заключение. Ф. Франк в *Философии науки* писал: *Никакое предположение не может быть *доказано* посредством эксперимента. Правильно было бы говорить, что эксперимент *подтверждает* определенное предположение. Если человек не находит своего кошелька в своем кармане, это подтверждает предположение, что среди окружающих, возможно, есть вор, но не доказывает его. Этот человек мог оставить кошелек дома*. Указанное затруднение абсолютизировалось в работах А. Айера, Б. Рассела, Ф. Франка и др. представителей логического позитивизма, склонных к релятивизму. В реальных научных исследованиях это затруднение успешно преодолевается, т. к. проверка Г. это многоэтапный процесс. В истории познания гипотететикодедуктивный метод свое классическое воплощение получил у И. Ньютона в *Математических началах натуральной философии* (1687) и глубоко проник в методологию естествознания XIX XX вв. Этот метод привел к великим открытиям во всех областях естествознания: электродинамика Максвелла, предсказание свойств неоткрытых химических элементов Д. И. Менделеевым, открытия позитрона, нейтрино и др. микрочастиц на *кончике пера* и т. д. В отечественной литературе большой вклад в изучение данного метода внес акад. С. И. Вавилов. Он разделил методы физики на следующие группы: а) метод модельных Г. (на его основе были созданы кинетическая теория вещества, корпускулярная и волновая модели света и др.); б) метод принципов, лежащий в основе термодинамики и др. феноменологических теорий; в) метод математических Г., который привел к созданию квантовой механики, общей теории относительности, релятивистской космологии и т. д. Существует особый класс защитных Г., называемых Г. ad hoc (от лат. *к этому*, специально для данного случая). Такая ad hoc Г. предохраняет основную Г. от данного эмпирического опровержения и не является самостоятельно проверяемой. Согласно концепции И. П. Меркулова, в период научной революции селективно ценные ad hoc Г. могут выступать в качестве отправного пункта формирования новых научных теорий. Т. о., генезис теорий может быть представлен как логика развития Г. этого класса. Возрастание роли Г. в познании сделало неизбежным признание современной философией науки относительно истинного, исторически-преходящего характера всех форм знания и актуализировало новые аспекты *вечной* проблемы истины. (См. *Проблема*, *Теория*.) В. П. Прыткое. смотреть