Что такое гитарный импульс
Импульсы
Как же получить хороший хрустящий и мясной звук электрогитары с помощью обычного компьютера? Вроде бы все просто: качаем плагин эмулятор гитарного усилителя и погнали. Да только комбайны типа Guitar Rig и Amplitube звучат довольно посредственно, да и вообще этот софт платный и совсем не из дешевых.
Но есть и бесплатные плагины, и как уверяют их авторы, да и сами пользователи, звучат они на достаточно высоком уровне. Но поставив такой эмулятор в DAW, и попробовав через него поиграть, звук наоборот получается каким-то резким, жутко песочным, да и вообще не слушабельным. Так что же, все врут? Давайте в этом разберемся.
На самом деле, все так как и должно быть. Плагин, что вы поставили выше, как правило, эмулятор лишь предусилителя (ампсим). Например, Poulin Le456 это ENGL, а NickCrow 8505 это Peavey 6505. А предусилитель, неподключенный к гитарному кабинету, выдает звук по всему частотному спектру. Тогда как гитарный динамик, обрезает все ненужные частоты, вносит свои краски, и на выходе мы получаем тот самый узнаваемый гитарный звук.
Получается, что нам нужен еще и софтовый эмулятор гитарного кабинета (кабсим). И тут мы и приходим к теме данной статьи. Эмуляция гитарных кабинетов в большинстве случаев реализуется импульсным методом.
Если не углубляться в подробности, импульс – это короткий звуковой wav файл.
Если более подробней, то импульсный отклик – это сигнал на выходе системы, когда на вход подается так называемый импульс Дирака. Длина его стремится к нулю, а амплитуда к бесконечности.
Импульсный отклик несет в себе линейную характеристику системы (частотка) и не содержит нелинейную (искажения).Так как этот сайт рассчитан в первую очередь на музыкантов, то в более глубокие технические дали я лезть не буду. В двух словах, все что вам нужно знать, импульс – файл, который содержит в себе частотную характеристику связки кабинет+микрофон. Причем, положение микрофона относительно кабинета, также существенно влияет на частотную характеристику.
Кабсимы на импульсной технологии достаточно точны и реалистичны по сравнению с аналоговыми. Вся кабсимуляция таких популярных плагинов, как Guitar Rig и Amplitube базируется на импульсах. Просто там они недостаточно качественны, поэтому отчасти, эти «гитарриги и амплитюбы» имеют такой посредственный звук на выходе.
Как использовать импульсы гитарных кабинетов?
Здесь у вас есть несколько вариантов:
Кстати, как подключить гитару к компьютеру, можно узнать здесь.
Как видите, получается, что нам также нужно собрать гитарный тракт, только используя цифровые решения. О гитарном тракте читайте в этой статье Формирование звука электрогитары (Тракт).
Импульсы можно найти на просторах интернета. Бывают как бесплатные, так и платные. Загружать в секвенсор их можно с помощью специальных плагинов – загрузчиков импульсов. Просто ставите его в инсерт дорожки и выбираете в меню нужный импульс. Для примера: KeFIR, SIR, Poulin LeCab и др. Для начала, я бы посоветовал ознакомиться с импульсами Catharsis и GuitarHack. Очень достойные импульсы, которые я использую и по сей день.
Ну и в конце статьи, несколько звуковых примеров для сравнения.
Импульсы гитарных кабинетов
В последнее время очень популярной стала тема эмуляции гитарных кабинетов импульсным методом. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое импульсы кабинетов, как их применять и как добиваться качественного гитарного звучания с их помощью.
Немного теории об импульсах кабинетов
Практика использования импульсов гитарных кабинетов
В общих чертах мы выяснили, что такое импульс и как происходит его создание. Теперь о применении импульсов. Для их иcпользования в DAW Вам понадобится vst-плагин импульсного моделирования. Наиболее популярные из них, это:
В первую очередь нам нужно собрать виртуальный звуковой тракт. Рассмотрим, как это сделать в Cubase 5.
Первое, что нам нужно – это так называемая грелка, по-научному – педаль перегруза. В этой статье не будем вдаваться в подробности, поскольку наша задача сейчас состоит в изучении применения гитарных импульсов. Нам полностью подходит бесплатный плагин TSE-808 с настройками по-умолчанию.
Второе: подключение виртуального гитарного усилителя. Любой. Пусть это будет Poulin Le456, что очень приятно — он тоже бесплатный, хотя и отменного качества! Настройки устанавливаем как на скриншоте.
Третье: vst-плагин импульсного моделирования кабинетов. Любой. Например Poulin LeCab. Загружаем в него Ваши импульсы. В примере использован режим смешивания звуков двух разных импульсов.
Теперь если нужно – установите шумоподавитель и эквалайзер.
Для примера воспользуюсь стандартным шумодавом Gate из комплекта Cubase 5 со следующими установками.
И последний штрих: эквалайзер из комплекта Izotope Ozone 5 со следующими установками:
В итоге мы получили очень не плохой гитарный звук. Чтобы не быть голословным прилагаю пример звучания этого виртуального стэка.
В результате этих простых действий вы эмулируете гитарный тракт импульсным методом.
Вывод
Импульсы гитарных кабинетов перед нами открывают огромные возможности в эмуляции гитарного звучания. Не имея дорогостоящего студийного оборудования, вы имеете возможность в домашних условиях создавать музыкальные треки вменяемого качества. Но важно иметь в виду, что определяющим фактором является качество импульсов, поскольку бывают как качественные экземпляры, так и не очень. Также не следует упускать из вида качество других составляющих в цепи эмуляции. Ваш итоговый результат зависит от качества алгоритмов vst-усилителей, эффектов, эквалайзеров.
Гитарный кабинет – что это? Назначение, виды и особенности устройства
В начале XX века у гитаристов по всему миру появился запрос на возможность звучать громче, ведь это бы очень помогло для организации живых выступлений и записи инструментов. Для полноценной игры на электрогитаре требуется специальная аппаратура: усилитель звука и гитарный кабинет (блок динамиков), которые увеличивают силу звука и меняют его тембр.
Уже в 1930е годы были разработаны первые версии гитарных усилителей, с появлением массовых версий которых началась эпоха экспериментов со звучанием усиленной гитары.
Гитара, подключенная к устройству усиления сигнала, обретала не просто более громкий звук, но и новый, интересный тембр. Гитарная музыка получила огромный толчок в развитии, и гитарные усилители, на волне своей популярности, активно дорабатывались и совершенствовались.
Что такое гитарный кабинет
Гитарный усилитель состоит из двух частей – из усилителя звука, раскачивающего относительно слабый сигнал с катушек звукоснимателей, и динамика, который этот сигнал преобразует в звуковые волны.
Такая конфигурация устройства, называемая гитарным стеком, позволяет гибко изменять его, соединяя усилитель с кабинетами разных размеров – с одним, двумя или четырьмя динамиками в каждом.
Таким образом, в зависимости от того насколько мощный нужен звук, модульная конструкция стека позволяет реализовать любые задумки музыкантов.
Устройство гитарного кабинета
Количество и размер динамиков
Со временем музыканты и конструкторы усиливающего оборудования пришли к единому мнению – для лучшего раскрытия всех нюансов звучания гитарный кабинет должен быть оснащен динамиками размером 12 дюймов.
Этот размер стал своего рода золотым стандартом, ведь он хорошо раскрывает те частоты, на которых звучит гитара, а также создает необходимое звуковое давление, а значит и громкость. В небольших домашних гитарных кабинетах устанавливается один 12 дюймовый динамик, а в кабинетах, предназначенных для концертов – два или четыре динамика того же размера.
Конечно же вы можете встретить и более дешевые 10-ти, и 8-ми дюймовые динамики, но качество их звучания будет значительно проигрывать двенадцатидюймовым.
Влияет ли конструкция корпуса кабинета на звук
Корпус гитарного кабинета выполнен из толстой многослойной фанеры, которая достаточно тяжела и плотна, чтобы устройство не дребезжало и создавало звук без лишних искажений. Считается что размер короба влияет на тембр звучания – большой короб создает плотный бас, а маленький звучит более открыто, активно раскрывая высокие частоты.
Кроме того, на звучание влияет наличие или отсутствие задней крышки кабинета. Здесь все просто – чем больше динамики кабинета прикрыты с задней стороны, тем более сконцентрированным будет звук, и тем больше в тембре будут преобладать басовые частоты.
С другой стороны, открытые кабинеты можно записывать инструментальным микрофоном как спереди, так и сзади, да и стоят они дешевле. Однако, открытая конфигурация рассредоточивает звук, и делает его менее насыщенным.
Какой гитарный кабинет выбрать
Выбор во многом будет зависеть от целей и задач, которые вы перед собой ставите. Гитарные кабинеты для домашнего использования могут иметь один динамик, мощности которого будет вполне достаточно. Концертные кабинеты чаще всего обладают двумя или четырьмя динамиками.
Помимо количества динамиков в устройстве, критерием выбора станет фирма-производитель и модель конкретного кабинета. Все дело в том, что разные гитарные кабинеты имеют свой разный неповторимый тембр. Некоторые из них лучше работают на чистом звуке, некоторые – на перегруженном. Одни модели лучше раскрывают басовые частоты, а другие – высокие и средние.
Здесь нельзя выделить лучшее и худшее – каждый музыкант сам для себя определяет то звучание, которое ему больше нравится, не говоря уже о том, что такая характеристика как тембр по определению очень субъективна.
При покупке, делайте выбор в сторону известных брендов, не покупайте самодельные устройства, если не уверены в их качестве. Кроме того, обязательно послушайте кабинет перед покупкой на всех возможных громкостях. Прислушайтесь, нет ли посторонних шумов, треска и дребезжания.
Что такое импульсы гитарных кабинетов
Конечно же, прогресс не стоит на месте. На сегодняшний день цифровые технологии достигли небывалых высот, и этот факт не мог не повлиять на музыкальную индустрию. Все больше людей отдают предпочтение цифровой обработке сигнала, нежели классическому гитарному звуковому тракту.
Действительно, вместо того чтобы приносить на студию огромный гитарный стек, ставить рядом микрофон и записывать гитарные партии по-старинке, со всеми сложностями в виде шумов и наводок, сегодня можно просто подключить гитару напрямую к звуковой карте, и получить абсолютно такой же звук внутри цифрового секвенсора в компьютере.
Больше всего на конечное звучание гитариста влияет именно гитарный кабинет и микрофон, который его записывает. Каждый кабинет обладает своими собственными тембральными характеристиками, а еще на общее восприятие звучания влияет помещение, в котором звучит гитарный стек.
Математики-музыканты и инженеры-гитаристы долго ломали голову над тем, как можно учесть все нюансы аналогового звучания настоящих динамиков усилителя. Секрет оказался настолько же прост, насколько и сложен. Чтобы записать тембральную характеристику гитарного кабинета на него посылают особый короткий звуковой импульс, называемый импульсом Дирака. Записав этот импульс, который отражает всю линейную характеристику системы кабинета, можно, при помощи него, модулировать сырой гитарный сигнал, поступающий в звуковую карту.
Другими словами, импульс гитарного кабинета говорит компьютерной программе о том, как именно гитарный сигнал преобразуется в конкретном гитарном кабинете.
Импульсы кабинетов можно загружать как в цифровые кабсимы, так и в «железные», например в эмулятор кабинета AMT CP-100 FX Pangaea, в которой можно не только записать импульсы нужных устройств, но и применить цифровые эффекты к гитарному сигналу.
Тем не менее, компьютерное звучание этого усилителя будет таким же, как если бы вы снимали его при помощи того же микрофона и в том же помещении, в котором записывался импульс кабинета.
В общем и целом, можно сказать, что такой способ записи гитары работает весьма эффективно, экономя ваши силы и средства. Импульсы гитарных кабинетов широко распространены в сети, и представляют собой короткий WAV-файл, размером всего несколько десятков килобайт. Такой файл отправляется в специальную программу-загрузчик гитарных импульсов, а затем загруженный импульс применяется к сырому гитарному звуку внутри программы-секвенсора.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
В продолжение первой моей статьи, хочу написать о ключевой программе, в моей цепи звукозаписи.
Открыл для себя её, достаточно давно. Наткнулся на восторженный комментарий участника из какой-то группы ВКонтакте о домашней звукозаписи. Понял её ценность, для себя, с первых же секунд.
Уникальность программы в следующем: повторюсь — это не простой эмулятор кабинетов, а импульс кабинетов! Точнее, программа для этих самых импульсов!
Опять же, повторюсь и опишу принципиальное различие импульса от обычного эмулятора.
Насколько я разобрался в этом вопросе, физику этого процесса понял так:
Ставят к комбику микрофон, пускают через комбик синусоидальную волну силой 0 децибел с частотами от 20Гц до 20кГц, и записывают полученный звук. Ту же синусоиду, только записанную через микрофон. Далее следует какая-то обработка (нужно больше почитать об этом, чтобы понять как именно это делают) и получается миллисекундный шум, как хлопок. Это и есть импульс. И именно с ними работает данная программа. Описанный выше процесс даёт наиболее реалистичное звучание, нежели цифровая эмуляция.
К тому же, в интернете множество импульсов различных кабинетов, таких любимых уху, как: Mesa Boogie, Fender, Marshall, Orange и прочих. Учитывая, что каждая модель записана на десяток микрофоном, да ешё и из разных точек — необходимый звук настроить можно до мельчайших деталей.
Пользоваться им, более чем, просто. Приведу простой пример использования этой программы, не особо копаясь в настройках, которых множество.
Беру кусок дорожки из своего будущего альбома (который, к слову, уже совсем скоро увидит свет):
Записан он чисто в линию, через педаль Boss Metal Core ML-2.
После чего применяем плагин, ничего не трогая.
Правда звук стал жирнее?
Можно эмуляцию кабинета отключить совсем, и при этом звук всё равно будет жирнее. Просто сам плагин даёт некую «ламповость».
После чего, выберем нужный нам кабинет, покрутим «по вкусу» крутилки.
Выбрали мы, в данном случае: кабинет Excel 4×12, снятый микрофоном Sennheiser MD 421. Снятый с конкретного ракурса, коих десятки.
Ну и в конце, навесим реверба, чуть эхо, и шлифанём стандартным пресетом iZotope Ozon‘а!=)
Лично мне, этот плагин просто необходим. С ним, я не сталкивался в мучительном вопросе о поиске конкретного звука в отдельной композиции и находил всё самое нужное!
И… Конечный итог!
P.S. В дополнение, я качал пак импульсов Recabinet Complete 2.0, в которых есть и винтажные, и современные кабинеты. К слову, именно их использует в своих альбомах и рекомендовал в своей передаче «Надел» Серж Табачников, чей звук, как по мне, очень даже крут. Учитывая, что руки у всех разной прямости — звук можно нарулить абсолютно любой.
Всё, как я понял, бесплатно. А импульсы можно с торрентов стянуть=)
Всем спасибо! Надеюсь, кому-нибудь поможет!=)
И как бонус: немастерёный кусок из альбома=)
В комментариях приведены исправления по теоретической части, предоставленные пользователем phillipoque! За что ему большое спасибо!=)
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Волшебная «пилюля» от АМТ-Electronics: обзор импульсного эмулятора гитарного кабинета «АМТ Pangea CP-100FX»
Некоторое время назад мы кратенько представили две технологические новинки от компании AMT-Electronics. Об одной из них сегодня хочется рассказать подробнее. А именно об AMT PANGAEA CP-100FX – импульсном эмуляторе гитарного кабинета, совмещенном с процессором эффектов.
Я не буду перечислять все его многочисленные технические характеристики, с ними вы сможете ознакомиться на официальном сайте производителя. Поговорим о том, почему же этот девайс мы считаем «волшебной пилюлей» для музыканта.
Насколько принципиально значимым является выход на массовый потребительский рынок этого прибора? Мозг инженеров из AMT-Electronics совершил революцию в области формирования гитарного звука, ведь им, башковитым сибирским парням, удалось в очередной раз то, что пока еще не удавалось никому из отечественных разработчиков музыкального оборудования. Фактически они создали первый российский гитарный мульти-эффект процессор с качественной эмуляцией гитарного преампа и оконечника и возможностью загружать импульсы гитарных кабинетов (аж целых 99 штук!). При этом на борту прибора «из коробки» вы найдете с десяток качественных эффектов модуляции, которые могут работать одновременно.
И хотя словосочетание «мульти-эффект процессор» действительно отражает суть прибора, сам производитель свою новинку позиционирует как «IR convolution player», т. е. в первую очередь как высококлассный плеер импульсов гитарных кабинетов и только потом уже как гитарный процессор эффектов. Это вспомогательный функционал, который производитель решил внедрить в прибор, когда стало очевидным, что цифровой или DSP процессор, на базе которого построены Pangea CP-100FX, обладает довольно большим запасом мощности и ресурсами, и было бы неправильным не использовать эти возможности для решения дополнительных задач.
Новая Pangea FX принципиально отличается от первой модели прибора 2015 года, которую мы знаем под названием AMT PANGAEA CP-100. От прежних функций новинке в наследство достались:
А из новых отметим:
Подробнее о функционале Pangea CP-100FX
Итак, что же может наш замечательный девайс.
Во-первых, и главных, это функция эмуляции гитарного кабинета с помощью импульсной свертки звукового сигнала и образца импульсной характеристики реального кабинета + микрофона + акустической среды (помещения). Эта фишка имеет 2 переключаемых режима –
1) «один кабинет» – загрузка одного моноимпульса с параметрами 24 бит х 48 кГц длиной 85,33 мсек (4096семпл) при общей задержке 1,56 мсек.
2) «два кабинета» – с такими же параметрами, настраиваемыми по громкости и панораме при общей задержке 1,85 мсек. Этот режим специально сделан по многочисленным просьбам пользователей.
Во-вторых – это эмуляция перегруженного оконечника. В базовой версии эмулятора гитарного кабинета AMT PANGAEA CP-100FX есть набор стандартных схем с двумя типами ламп – двухтактный 6L6 и EL34 и такой же однотактный. Плюс для каждого типа добавлен вариант с копией АЧХ преампа со средними положениями ручек тембра чтоб можно было подключить педали перегруза напрямую без преампа. В дальнейшем производитель планирует пополнять список реальных оконечников по мере снятия параметров с живых приборов.
В-третьих – мульти FX процессор. Поподробнее об особенностях перечисленных выше эффектов. Итак:
Delay: сумарная задержкой 2,73 сек. Эту цифру производитель обещает при необходимости увеличить, настолько, на сколько потребуется. Тут мы имеем 2 отвода, настраиваемые по времени, громкости и панораме. Принцип такой – есть основная задержка с регулируемым откликом и дополнительная, время которой регулируется от 0 до времени основной. На выходе задержек есть фильтры LPF и HPF, которые влияют и на отклик. Также есть настраиваемая модуляция задержанного сигнала.
Phaser: с шестью редактируемыми и сохраняемыми параметрами и фазовым сдвигом на 4, 6 и 8 ячеек.
Chorus имеет 4 типа:
Flanger с настраиваемым временем задержки и двумя формами модулирующего сигнала – синус и треугольник. Синус очень приятно делает модуляцию тона, если в миксе выключить прямой сигнал.
Early Reflection: полная копия эффекта ранних отражений из Pangea CP-100.
Ревербератор: на данный момент — это один тип эффекта с настраиваемыми размером пространства и времени затухания в ну очень больших пределах. Здесь вы найдете для себя огромное количество вариантов звучания этого эффекта. Со временем производитель обещает пополнять типы пресетов этого эффекта.
Tremolo: имеет тип моно и стерео, два типа модулирующего генератора – синус и прямоугольник.
Все эти эффекты, естественно, могут работать одновременно.