Что такое глагольный суффикс

Что такое глагольный суффикс

совет-уй-у – совет-ова-ть, совет-ова-л.

проповедовать – проповедовал (проповед ую ), исповедовать – исповедовал (исповед ую ), заведовать – заведовал (завед ую ),

т.к. суффикс -ыва- сохраняется.

проведывать (провед ываю ), но проповедовать (проповед ую ), исповедовать (исповед ую ); разведывать (развед ываю ), отведывать (отвед ываю ), наведываться (навед ываю сь), выведывать (вывед ываю ); заведовать (завед ую ).

Искл.: застр е вать (но застр я ть),
затм е вать(затм и ть), продл е вать (продл и ть), растл е вать (растл и ть) – ударный суффикс -ева-; намер е ва ться, увещевать

выкорчёвывать, затушёвывать

обес-кровить врага, обез-лесить территорию

больной обес-кровел, территория обез-лесела

Обид е л – обид е ть,
кле и л – кле и ть, ла я л – ла я ть

умывал()ся, умывая-сь

Источник

Суффиксы глаголов в русском языке – таблица с примерами

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Суффиксы, как и приставки, служат для образования новых слов. Их правописание влияет на смысл того, о чем повествуется в предложении, на связь между подлежащим и сказуемым. Грамматически неправильное отображение морфемы помешает определить характеристики части речи. Поэтому важно разобраться в том, какие бывают суффиксы глаголов, от чего зависит их употребление, какие правила стоит запомнить, чтобы не ошибиться.

В русском языке существует два вида суффиксов: формообразующие и словообразовательные. Правописание суффиксов связано с особенностями глаголов и в каждом случае требует понимания общих принципов спряжения глаголов.

Правописание суффиксов глаголов

К словообразовательным относят те морфемы, которые используются в случае, где необходимо создать новое слово. Грамотное употребление может быть затруднено в виду отсутствия ударения во многих случаях, и здесь поможет спряжение по временам и лицам, наблюдение за окончаниями глаголов.

-Ова-/-ева- используются в инфинитиве и в прошедшем времени тогда, когда 1 л. в ед. ч. настоящего или будущего вр. имеется окончание -ую (-юю). Пример: негодую – негодовать, рисую – рисовать, смакую – смаковать, командую – командовать.

При спряжении здесь выпадает суффикс -ова/ева-, остается окончание -у-/-ю-.

-Ыва-/-ива- используются в инфинитиве и прошедшем времени, если в 1 лице ед. числа настоящего или будущего вр. слово оканчивается на -иваю\-ываю. Пример: осматриваю – осматривать, завываю – завывать, обыгрываю – обыгрывать.

Пример: Вырыть – вырывать (выРЫтый, выРЫвший). Корень глагола в неопределённой форме и родственных слов включает букву «ы». То же самое демонстрируют конструкции переодеть – одежда, переодевать, узнать – знания, узнавать, в которых гласные сохраняются в составе корня.

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Важно помнить исключения! Слова увещевать, намереваться, растлевать, продлевать, застревать, затмевать не относятся к этому правилу.

Глагольный суффикс -л- относится к формообразующим. Он не входит в основу им служит средством образования условного наклонении и глаголов прошедшего времени изъявительного. Часто сомнения вызывает гласная, стоящая перед этой морфемой. Ее легко определить, восстановив заданный глагол до начальной формы, потому что перед сохранится та же гласная, что и в форме инфинитива перед окончанием.

Пример: смотреть – смотрел, видеть – видел, узнать – узнал, написать – написал, понять – понял.

Суффикс я/е/и

Примечательно, что одинаковые глаголы в зависимости от связи в предложении могут иметь разный суффикс. Изучите разницу и запомните, в каких случаях употребляется «е», а в каких «и».

Обескровить (солдата) – обескроветь (самому), обессилить (что-то забрало силы) – обессилеть (остался без сил) и т.д.

Как и большинство правил русского языка, это имеет исключения, представленные ниже в таблице:

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Чтобы определить, в каком глагольном суффиксе употребляется буква «я», ударения недостаточно. В некоторых примерах: ободрять, ускорять, примерять, усмирять и т.д. она находится под ударением. Остальные необходимо запомнить или поставить в форму 3 л. мн.ч. наст.вр. Увидев окончание -ут/ют, мы сразу определим спряжение как первое, значит, суффикса в нем быть не может, если это не одно из 4-х исключений.

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Сводная таблица правописания глагольных суффиксов

Разобраться в кратких правилах и запомнить глагольные суффиксы поможет обобщенная таблица:

Источник

Суффиксы глаголов

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Всего получено оценок: 288.

Всего получено оценок: 288.

Суффиксы глаголов – очень важная часть слова. Они могут выполнять словообразовательную или формообразующую функцию, на их правописание следует обращать особенное внимание. Каждый грамотный человек должен разбираться в правилах употребления глагольных суффиксов.

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Правописание суффиксов глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов – разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться с их употреблением поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется Ё, без ударения – Е: корчевать – выкорчевывать.

Используется в тех глаголах, которые образованы от существительных: лед – леденеть (становиться как лед – самому), леденить (покрывать льдом – кого-то или что-то).

Использование этих суффиксов зависит от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный – то е (обескроветь)

Формообразующие глагольные суффиксы

Формообразующий нулевой суффикс используется в нескольких глагольных формах: прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода единственного числа (вез, сох), условного наклонения того же рода и числа (вез бы), в повелительном наклонении (сядь).

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Что мы узнали?

Все суффиксы в русском языке делятся на слово- и формообразующие. Важно запомнить, в каких случаях используются те или иные суффиксы – это сделает как устную, так и письменную речь более грамотной.

Источник

Суффиксы глаголов в русском языке – таблица с примерами

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Суффиксы, как и приставки, служат для образования новых слов. Их правописание влияет на смысл того, о чем повествуется в предложении, на связь между подлежащим и сказуемым. Грамматически неправильное отображение морфемы помешает определить характеристики части речи. Поэтому важно разобраться в том, какие бывают суффиксы глаголов, от чего зависит их употребление, какие правила стоит запомнить, чтобы не ошибиться.

В русском языке существует два вида суффиксов: формообразующие и словообразовательные. Правописание суффиксов связано с особенностями глаголов и в каждом случае требует понимания общих принципов спряжения глаголов.

Правописание суффиксов глаголов

К словообразовательным относят те морфемы, которые используются в случае, где необходимо создать новое слово. Грамотное употребление может быть затруднено в виду отсутствия ударения во многих случаях, и здесь поможет спряжение по временам и лицам, наблюдение за окончаниями глаголов.

-Ова-/-ева- используются в инфинитиве и в прошедшем времени тогда, когда 1 л. в ед. ч. настоящего или будущего вр. имеется окончание -ую (-юю). Пример: негодую – негодовать, рисую – рисовать, смакую – смаковать, командую – командовать.

При спряжении здесь выпадает суффикс -ова/ева-, остается окончание -у-/-ю-.

-Ыва-/-ива- используются в инфинитиве и прошедшем времени, если в 1 лице ед. числа настоящего или будущего вр. слово оканчивается на -иваю\-ываю. Пример: осматриваю – осматривать, завываю – завывать, обыгрываю – обыгрывать.

Пример: Вырыть – вырывать (выРЫтый, выРЫвший). Корень глагола в неопределённой форме и родственных слов включает букву «ы». То же самое демонстрируют конструкции переодеть – одежда, переодевать, узнать – знания, узнавать, в которых гласные сохраняются в составе корня.

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Важно помнить исключения! Слова увещевать, намереваться, растлевать, продлевать, застревать, затмевать не относятся к этому правилу.

Глагольный суффикс -л- относится к формообразующим. Он не входит в основу им служит средством образования условного наклонении и глаголов прошедшего времени изъявительного. Часто сомнения вызывает гласная, стоящая перед этой морфемой. Ее легко определить, восстановив заданный глагол до начальной формы, потому что перед сохранится та же гласная, что и в форме инфинитива перед окончанием.

Пример: смотреть – смотрел, видеть – видел, узнать – узнал, написать – написал, понять – понял.

Суффикс я/е/и

Примечательно, что одинаковые глаголы в зависимости от связи в предложении могут иметь разный суффикс. Изучите разницу и запомните, в каких случаях употребляется «е», а в каких «и».

Обескровить (солдата) – обескроветь (самому), обессилить (что-то забрало силы) – обессилеть (остался без сил) и т.д.

Как и большинство правил русского языка, это имеет исключения, представленные ниже в таблице:

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Чтобы определить, в каком глагольном суффиксе употребляется буква «я», ударения недостаточно. В некоторых примерах: ободрять, ускорять, примерять, усмирять и т.д. она находится под ударением. Остальные необходимо запомнить или поставить в форму 3 л. мн.ч. наст.вр. Увидев окончание -ут/ют, мы сразу определим спряжение как первое, значит, суффикса в нем быть не может, если это не одно из 4-х исключений.

Что такое глагольный суффикс. Смотреть фото Что такое глагольный суффикс. Смотреть картинку Что такое глагольный суффикс. Картинка про Что такое глагольный суффикс. Фото Что такое глагольный суффикс

Сводная таблица правописания глагольных суффиксов

Разобраться в кратких правилах и запомнить глагольные суффиксы поможет обобщенная таблица:

Источник

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *