Что такое гласные для дошкольников
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки»
Цели занятия:
Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение
Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других;
Ход занятия:
1. Организационный момент
Учащиеся готовятся к уроку.
Логопед задает вопросы: Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т. д.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
— Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь немного потанцуем.
Руку правую в перед,
И опять ее в перед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги.
и в ладоши хлопаем вот так.
Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» — гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки» Гласные и согласные звуки Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки[а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область: «Коммуникация».
Игра «Гласные — прекрасные» Игра: «Гласные – прекрасные» Игра для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Цель: закрепить знаний о шести гласных звуках.
Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки» План-конспект к занятию «Гласные звуки» в подготовительной группе по формированию речи (Развитие звуковой культуры речи) Задачи:.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: «Гласные и согласные звуки». Игра в слова. Сказка «Куроч ка-Ряба». цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; «Гласные и согласные звуки». Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.
НОД в подготовительной группе детского сада «Гласные звуки» Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять.
Сказка про гласные и согласные звуки ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно в зависимости от возраста детей, особенностей.
Конспект логопедического занятия для детей 4 лет «Гласные звуки» ГЛАССНЫЕ ЗВУКИ А О У И Ы Э 1. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние.
Авторские сказки по обучению детей грамоте «Гласные и согласные»
Лидия Тарасова
Авторские сказки по обучению детей грамоте «Гласные и согласные»
Каждый учитель и воспитатель знает, что любой, даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации. В течение 40 лет педагогической работы, я самостоятельно придумываю такие сказки и яркие ассоциации. Предлагаю несколько вариантов моих сказок. Их может использовать логопед, воспитатель, учитель начальных классов.
Тема о звуко-буквенном анализе слов достаточно сложная для усвоения детьми, как дошкольниками, так и младшими школьниками. Даже в первом классе дети длительно не могут усвоить этот материал. После проведения 2-3 занятий со сказками дети мгновенно определяют гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
Для наиболее эффективной работы, я разделила материал на 3 части, которые можно проводить как фрагменты занятий или, наоборот, объединить нужные разделы (в зависимости от состава группы или класса, способностей детей):
II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки. Упражнения в узнавании гласных звуков.
I. Звуки и буквы.
-У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? (Глаза,- чтобы видеть, уши,- чтобы слышать).
— Закройте глаза. Вы ничего не видите, зато вам всё слышно. Что вы слышите? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
-Открыли глаза. Это мы слышали звуки – звуки шума за дверью, звуки машины, звук телефона. Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши, хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою, вы тоже их откроете. Будете смотреть на меня, договорились?
Воспитатель или учитель закрывает свои уши, и говорит что-то очень тихим шепотом, или делает вид, что говорит, только шевелит губами. Затем открывает уши, дети тоже открывают.
— Вы слышали, что я сказала? (Нет). Почему? (Потому, что у нас были закрыты уши). А как вы догадались, что я не молчу? (Потому, что губы двигались).
— Пусть ваши глазки ещё поработают – будем только смотреть.
-Все предметы и буквы мы видим.
-Послушай, что я скажу: А, О, М, …. Что я сказала звуки или буквы? (ЗВУКИ, потому что мы их слышим).
Дети не станут ошибаться, когда начнут понимать разницу в понятиях видеть и слышать.
II. Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки.
— Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.
— Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).
— А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).
Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.
Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.
(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).
-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.
Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.
-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):
Вот поёт эту песню звук О:
-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.
(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).
— Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …
Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.
2).Упражнения: тихо – очень тихо.
Дети поют песни с помощью гласных тихо, затем очень тихо. В конце года можно познакомить ребёнка с понятием «про себя».
III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.
1). Повторение пройденного материала: Звуки и буквы. Гласные и согласные.
2). Упражнения в узнавании согласных звуков
— Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:
Ц–цекочет (как кузнечик);
Ч– чухает (как поезд);
Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…
Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.
Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.
3). Упражнения в узнавании гласных и согласных звуко в.
-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.
-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:
«гласные – красные» – 1-й пальчик!
«гласные – красные» – 2-й пальчик!
«гласные – красные» – 3-й пальчик!
«гласные – красные» – 4-й пальчик!
«гласные – красные» – 5-й пальчик!
-А теперь вторая, правая рука: …
Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.
-Когда я назову звук, вы попробуете пропеть этим звуком вашу любимую песню. Только петь надо очень тихо. И вы сразу услышите,- поёт она или издаёт разные звуки, а песни не получается.
Учитель или воспитатель называет звук, дети поднимают нужный фонарик.
Этими занятиями я пользуюсь много лет. Бывшие выпускники наших групп говорили, что мои сказки очень помогали им в школе.
Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.
Презентация работы по проекту «Три кита здоровья» Презентация работы по проекту » Три кита здоровья»Автор презентации: старший воспитатель Тюлякова Светлана Анатольевна Источник презентации:.
Гласные звуки
Готовые планы и конспекты занятий по обучению грамоте, касающиеся гласных звуков, легко найти на страницах данного тематического раздела.
Публикации, представленные здесь, будут интересны и пригодятся в работе как преподавателям-логопедам, так и обычным воспитателям. Вопросы формирования правильного звукопроизношения, дифференциации гласных звуков, закрепления и автоматизации приобретённых навыков освещены на основе собственного опыта педагогов. Коррекционным, фронтальным занятиям и звуко-буквенному анализу также уделено особое внимание на этих страницах. Представлены дидактические игры и пособия собственного изготовления, которые могут стать подспорьем в изучении данной темы.
Гласные звуки – это основа будущей культуры речи
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Конспект занятия «Гласные и согласные» по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» нос Цель: систематизировать знания детей о звуках, артикуляции гласных и согласных звуков. Задачи: обобщить знания детей о гласных и согласных звуках; совершенствовать навык звукового анализа; учить подбирать слова на заданный звук, применяя игровые технологии В.Воскобовича –.
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе «Безударные гласные в корне. » Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» «Школа России» Цели урока: • cовершенствование знаний учеников о пройденных орфограммах; • формирование орфографической зоркости; • отрабатывание каллиграфических навыков; • развитие речи.
Развиваем фонематический слух через гласные звуки ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.
Статья «Технологическая карта урока в 3 классе «Использование гласных нижнего. » Технологическая карта урока, занятия Организационная информация Предмет Логопедическое занятие Класс Групповое занятие 2-3(отдельного класса. С логопедическим заключением СНР средней степени тяжести с фонематическим недоразвитием речи. Тема «Использование гласных нижнего ряда.
Занятие по обучению грамоте «Гласные звуки» Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки Цель: дать понятие о звуках и буквах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха; учить писать элементы букв; развивать.
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи гласные «Звуки А, О, У, И, Э в словах» Автор: Трифонова Елена Леонидовна, воспитатель. Цель: Упражнять детей в четком произношении гласных звуков. Задачи: 1. Закрепить навык различать гласные звуки. 2. Развивать фонематический слух. 3. Воспитывать усидчивость. 4.Способствовать развитию произвольных движений рук.
Конспект занятия «Гласные звуки и буквы»
Анна Фокина
Конспект занятия «Гласные звуки и буквы»
Тема: Гласные звуки и буквы.
Тип занятия: Фронтальное.
Год коррекции: Первый год.
Цели занятия:1. Уточнение артикуляции гласных звуков.
2. Уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков.
3. Развитие слухового внимания, наблюдательности.
4. Воспитание интереса к занятиям, формирование положительной учебной мотивации.
5. Развивать фонематический слух, звуко– буквенный анализ и синтез слов и фонематические представления.
Оборудование: доска, индивидуальные тетради учащихся, мяч, цветные карандаши, цветные мелки, ручки, зеркала.
План занятия:
I. Орг. Момент. (1 минута)
II.Ход занятия:
1. Повторение ранее изученного материала. (1 минута)
2. Сообщение темы и целей занятия. (1 минута)
3. Гласные буквы. (3 минуты)
4. Гласные звуки. (2 минуты)
5Артикуляция гласных звуков. (3 минуты)
6. Работа со звуком А. (4 минуты)
7. Работа со звуком О. (2 минуты)
8. Работа со звуком У. (2 минуты)
9. Работа со звуком Ы. (2 минуты)
10. Работа со звуком И. (3 минуты)
11. Работа со звуком Э. (3 минуты)
12. Физкультминутка. (4 минуты)
13. Работа в тетрадях, запись слов. (5 минут)
14. Работа с текстом. (8 минут)
III.Подведение итогов. (1 минута)
Логопед: Здравствуйте, садитесь. Посмотрите, у всех есть тетради, ручки, цветные карандаши, зеркала? Все готовы к занятию?
II. Ход занятия:
1.Логопед: На прошлом занятии вы повторяли алфавит. Кто напомнит сколько букв в русском алфавите?
Ученики: В русском языке 33 буквы.
Логопед: Сколько согласных букв?
Ученики: 21 согласная буква.
Логопед: Сколько гласных букв?
Ученики: 10 гласных букв.
Логопед: А какие буквы не имеют звуков?
Ученики: Мягкий знак, твердый знак.
2.Логопед: Какие звуки есть в русском языке?
Ученики: Согласные и гласные.
Логопед: Чем различаются согласные звуки и гласных?
Ученики: Гласные звуки мы можем петь, а согласные – нет. В образовании согласных звуков присутствует какая –нибудь преграда: зубы, губы и др., а у гласных – такой преграды нет.
Логопед: Правильно. Сегодня мы поговорим о гласных звуках и буквах.
3.Логопед: Сколько гласных букв в русском языке?
Ученики: В русском языке десять гласных букв.
Логопед: Прочитаем все гласные буквы.
Ученики: А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, И, Е.
4.Логопед: А сколько гласных звуков?
Ученики: Шесть гласных звуков.
Логопед: Назовите все гласные звуки.
Ученики: А, О, У, Э, Ы, И.
5.Логопед: Обратите внимание как расположены губы при произношении звуков.
(Дети произносят и смотрят в зеркала).
Логопед: А – рот широко раскрыт;
О – губы округлены и слегка вытянуты вперед;
У – губы округлены и больше вытягиваются вперед;
Э, Ы – губы слегка растягиваются в улыбке;
Логопед: Посмотрите, какой звук я хочу произнести?
(Логопед без голоса показывает артикуляционную позу того или иного гласного звука, а дети угадывают какой это звук).
6.Логопед: вспомните слова, начинающиеся со звука А.
Ученики: Арбуз, Антарктида, аист и т. д.
Логопед: Запишите в тетрадях слова аист и арбуз, подчеркните красным карандашом гласную букву А.
Логопед: А теперь подберите слова, которые заканчиваются на гласный звук А.
Ученики: Парта, Африка, Антарктида и т. д.
Логопед: Запишите в тетради слово парта и подчеркните гласную букву А.
7.Логопед: Отгадайте, в каком слове, начинающемся со звука М три гласных звука О?
Ученики: Молоко, молоток, мороженное.
Логопед: Запишите слова молоко, молоток. Подчеркните гласные буквы О.
Логопед: В слове МОЛОКО обозначьте цифрами место каждой из букв О (2, 4, 6).
8.Логопед: Я буду диктовать слова, а вы запомните только те, в которых звук У находится на втором месте.
Слова: Умный, муха, туман, удалой.
Ученики: Муха, туман.
Логопед: Запишите эти слова в тетради и подчеркните гласную букву У.
9.Логопед: Посмотрите вокруг нас. В названии каких предметов есть звук Ы, находящийся в конце слова?
Ученики: Стены, столы, шкафы, парты и т. д.
10.Логопед: Вспомните имена людей. Назовите мне те имена, которые начинаются со звука И.
Ученики: Ира, Инна, Илья, Иван и т. д.
Логопед: Запишите в тетради имена Иван и Инна. Не забудьте, что имена записываются с заглавной буквы. Подчеркните гласные буквы И.
11.Логопед: Отгадайте загадку.
Я кричу, оно кричит.
Я молчу, оно молчит.
Логопед: Правильно. Вспомните другие слова с гласным звуком Э в начале.
Ученики: Экран, эскимо, экскаватор, эскалатор, экватор и т. д.
Логопед: Запишите в тетради слова эхо, эскимо. Подчеркните гласные буквы Э.
12.Логопед: Я вижу вы устали. Давайте немного отдохнем. Встаньте. Я буду называть вам слово и бросать мячик, а вы называете мне все гласные звуки в этом слове и отбрасываете мячик мне обратно.
Слова: шар, сок, куст, сыр, эхо, март, боль, внук, кит, мышь, этаж, пол, пыль.
13.Логопед: Я буду называть вам слова, а вы запишите их в тетради и не забудьте подчеркнуть все гласные буквы красным карандашом.
Слова: утка, август, икра, школа, Ира, окна.
14.Логопед: Посмотрите на доску. На доске записано стихотворение, но в нем пропущены все гласные буквы. Вам надо вставить пропущенные буквы.
С…лн…шк… вст…л… н…д стр…н…й,
С д…бр…м …тр…м, кр…й р…дн…й!
Ученики выходят к доске, вставляют пропущенные буквы.
Логопед: Теперь давайте прочитаем что у нас получилось.
Ученики читают стихотворение.
Логопед: Запишите стихотворение в тетради, подчеркивая все гласные буквы.
Логопед: Над какими звуками мы сегодня работали?
Ученики: Над гласными звуками.
Логопед: Сколько всего гласных звуков в русском языке?
Ученики: В русском языке шесть гласных звуков.
Логопед: Назовите их.
Ученики: А, О, У, Э, И, Ы.
Логопед: А сколько гласных букв в русском языке?
Ученики: В русском языке десять гласных букв.
Логопед: Вам понравилось занятие?
Логопед: Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за занятие. Можете быть свободными. До свидания.
Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «гласный.
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.